Что такое объект обществознание 10 класс

Субъект и объект в обществознании

Обществознание — учебная дисциплина, которую много учеников не любят из-за множества не совсем понятных терминов, между которыми сложно найти разницу. Одна из самых распространенных ошибок — путаница между словами «субъект» и «объект». Некоторое созвучие слов добавляет сложности в понимании и восприятии.

Но, в общем, это не такие и сложные понятия. Субъект это в обществознании — тот, кто действует, выполняет какие-либо фукнции независимо ни от кого. А объект — это в обществознании цель действия, на что направлены усилия субъекта. Действие субъекта — не обязательно физическая работа. Это может быть мысль, познание, исследование, совершение юридических актов…

Обществознание — комплекс наук, изучающих общество и происходящие в нем процессы, включающие как взаимодействие между отдельными людьми, так и между группами людей, государством и человеком. Философские, социологические, экономические и правовые отношения, психология, политология и еще много аспектов жизни человека, как социального существа, являются предметов всесторонних исследований.

Цель обществознания — установить общие тенденции развития, решить типичные трудности и сложности, установить определенные правила взаимоотношений. Каждая из наук развивается самостоятельно, а обществоведение призвано объединить их и рассматривать проблемы человечества в целом, на основании взаимодействия методов и методик всех наук, объединенных в одно целое.

Точка зрения, свойственная каждой из наук, рассматривается обязательно, соотносится с достижениями других наук и формируется единая картина социального мира и местонахождения в нем человека. Субъект и объект — основополагающие понятия обществознания. Субъектом может выступать не только человек, как индивидуум и личность, а группа лиц, общественно формирование, государство в целом. Объектом тоже может выступать как одушевленный, так и неодушевленный предмет — в зависимости от вида действия. Если действие социальное, то объектов выступает другой человек (субъект) общественных отношений. Если действие физическое, например, взять или положить ручку или тетрадь, то объектом выступают эти письменные принадлежности.

Если рассматривать субъект и объект в области права, то это только те стороны, которые взаимодействуют в юридической плоскости, совершая какие либо действия. Например, человек оплачивает штраф, вступая в гражданско-правовые отношения с государством. Субъекты правовых отношений — это индивид и государство в лице учреждения. В праве все стороны отношений рассматриваются как субъекты, в административном могут выступать как организации и учреждения, так и люди, в криминальном — только физические лица. Объектами в правовых отношениях выступают нормы закона и другие акты, регламентирующие отношения в обществе между субъектами.

Во многих видах взаимоотношений, особенно в науке, кроме объекта изучения, представляющего собой обширное понятие, может использоваться и термин «предмет», являющийся частью объекта. Например, при исследовании того же электричества, предметом может служить сила тока, или напряжение. От этого соотношение субъекта и объекта не изменяются. В исторической науке объектом изучения может быть, например, путешествия Колумба, а предметом — быт моряков на корабле во время плавания.

Отношения субъекта и объекта выражаются в деятельности — совокупности действий, подчиняющихся определенным правилам. В обществознании деятельность — это способ взаимодействия человека и окружающего его мира, направленный на изменение определенных свойств и подчинение его интересам человека. Под деятельностью подразумеваются осмысленные действия, направленные на выполнение конкретной цели преобразования окружающего. Это действие творческое, в отличие от инстинктивного, определяющегося реакцией на внешние раздражители.

Деятельность отличается продуктивностью, использованием орудий, преобразовательным характером, общественной ролью. Кроме этого, деятельный человек удовлетворяет свои физические и психологические потребности. Физические — это потребность в еде, крове, воздухе, сне и т.д. Психологические — социальные и идеальные (духовные).

Обществознание различает несколько видов деятельности, как способа существования человека:

По форме реализации — это труд (физический и умственный), обучение, общение, обмен опытом, творчество. Любой из видов деятельности приводит к развитию мышления и преобразованию мира.

Источник

Деятельность человека

Что такое объект обществознание 10 класс. Смотреть фото Что такое объект обществознание 10 класс. Смотреть картинку Что такое объект обществознание 10 класс. Картинка про Что такое объект обществознание 10 класс. Фото Что такое объект обществознание 10 класс

9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Деятельность — это способ взаимодействия с окружающим миром, который присущ только человеку. Только человек может ставить цели и задачи, планировать свою деятельность, подбирать средства для ее осуществления и корректировать деятельность по мере необходимости.

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Структура деятельности

Схематично можно представить структуру деятельности таким образом:

Что такое объект обществознание 10 класс. Смотреть фото Что такое объект обществознание 10 класс. Смотреть картинку Что такое объект обществознание 10 класс. Картинка про Что такое объект обществознание 10 класс. Фото Что такое объект обществознание 10 класс

Разберем компоненты этой схемы по порядку.

Субъект деятельности — это человек. Также в роли субъекта может выступать социальная группа или общество в целом.

Объект деятельности — предметы, процессы и явления, а также другие люди и социальные группы, общество.

Мотив деятельности — потребности человека, то, что побуждает его к действиям.

Цель деятельности — образ желаемого результата.

Средства (инструменты) — то, с помощью чего субъект осуществляет деятельность.

Действие (процесс) — конкретные шаги, которые предпринимает субъект для достижения результата.

Результат деятельности — итог, продукт, то, что получилось в результате действий субъекта.

Чтобы лучше понять структуру деятельности, давайте рассмотрим ее на конкретном примере — поиск работы.

Субъект деятельности

Объект деятельности

Статус на рынке труда

Цель

Трудоустройство в хорошую компанию на высокую зарплату

Мотивы

Мотивы могут быть разными у каждого субъекта деятельности. Для примера пусть мотивами нашего соискателя будут желание купить квартиру в центре города и необходимость помогать старенькой маме

Средства

Сайты поиска вакансий

Действия

Поиск вакансий на соответствующих сайтах, рассылка резюме, участие в собеседованиях

Результат деятельности

Смена статуса с безработного на имеющего полную занятость

Деятельность человека и активность животного

Может показаться, что не только люди могут быть субъектами деятельности. Ведь животные тоже могут вполне увлеченно и осознанно — на первый взгляд — выполнять какие-то действия: умываться, будить хозяина, охотиться, заботиться о потомстве.

Действительно, между деятельностью человека и активностью животного есть сходства, но человека отличает творческо-преобразующее отношение к миру.

Деятельность человека

Активность животного

Человек приспосабливается к окружающему миру через его масштабную переработку, вплоть до создания искусственной среды вокруг себя

Животное приспосабливается к миру через перестройку своего организма (мутационные изменения)

Человек осознанно ставит цели и задачи на основании анализа ситуации

Животное, каким бы осознанным оно ни выглядело, подчиняется инстинкту

Человек создает орудия труда, которые усиливают его физические возможности

Животное воздействует на окружающую среду непосредственно через свое тело

Деятельность человека носит созидательный характер

Активность животного носит потребительский характер

Отличительные признаки деятельности

Для деятельности характерны такие отличительные черты:

Сознательность, то есть сознательная постановка целей.

Продуктивность, то есть направленность на получение результата.

Преобразующий характер, то есть в процессе деятельности человек преобразует окружающий мир и самого себя.

Общественный характер — необходимость вступать в коммуникацию с другими людьми для достижения результата.

Виды (формы) деятельности

В рамках курса обществознания обычно выделяют четыре основных формы деятельности — игру, учение, труд и общение.

Игра — это свободная развивающая деятельность, которую субъект выполняет по желанию и ради удовольствия от процесса. Обычно у игры есть четкий набор правил. Во время игры дети зачастую готовятся к взрослой деятельности — учебе, работе, семейным отношениям.

Учение (познание) — это осознанный и целенаправленный процесс получения новых знаний и навыков.

Труд — это процесс взаимодействия субъекта с окружающим миром, в ходе которого первый создает продукты, необходимые для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей.

Общение — процесс установления и развития контактов между людьми, который включает в себя обмен информацией, переживаниями, эмоциями.

Мотивы деятельности

Как мы уже упомянули выше, мотивы деятельности могут существенно различаться от субъекта к субъекту. В таблице собрали основные виды мотивов, которые могут вдохновлять человека на деятельность.

Потребности — нужда человека в необходимом для жизни и развития.

Социальные установки — ориентация человека на что-либо.

Убеждения — эмоционально-ценностные отношения к действительности

Интересы — реальная причина действий, которая стоит за мотивами.

Влечения — психические состояния, которые выражают неосознанную необходимость.

Классификация деятельности

В обществознании существует не одна классификация деятельности, но мы рассмотрим наиболее популярную — по объектам и результатам деятельности.

В зависимости от того, что является результатом — материальные блага или культурные ценности — деятельность бывает материальной (практической) и духовной.

Материальная деятельность предполагает создание вещей и материальных ценностей, которые нужны для удовлетворения потребностей человека. Подразделяется на материально-производственную, связанную с преобразованием окружающей природы, и социально-преобразовательную — направленную на преобразование общества.

Продукты духовной деятельности — идеи, образы, научные, художественные и нравственные ценности. Духовная деятельность бывает:

познавательной — связанной с отражением окружающего мира в мифологической, религиозной, научной или художественной форме;

ценностно-ориентировочной — выражающей отношение человека к явлениям окружающего мира;

прогностической — участвующей в прогнозировании возможных изменений действительности.

Творческая деятельность

Особым видом деятельности является творчество — процесс создания чего-то качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Творческой деятельностью занимаются художники, писатели, ученые.

Также творчество можно рассматривать как компонент другой деятельности. Так, наш соискатель из примера выше может проявить творчество в процессе подготовки резюме и придумать совершенно новый подход, который покорит работодателя.

Ключевыми для творческой деятельности являются такие способности:

комбинировать уже существующие знаний;

создавать новые образы в сознании (воображение);

создавать яркие, сильные представления (фантазия);

получать знания неосознанно (интуиция).

Поможем закрепить новый материал на уроках обществознания в онлайн-школе Skysmart.

Вопросы для самопроверки

Вспомните четыре основных вида деятельности и раскройте значение каждого из них.

Кто может быть субъектом деятельности?

Ученики 5А класса средней школы №151.

В чем особенность игры как вида деятельности? Как связана детская игра с другими видами деятельности?

В чем уникальность творчества как вида деятельности? Какими двумя способами можно понимать творчество в контексте деятельности?

Какие два основных типа деятельности вы знаете и в чем их принципиальное различие?

Приведите пример активности животного, которая похожа на деятельность человека. Объясните, почему при внешнем сходстве активность животного все же нельзя назвать деятельностью.

Источник

Обществознание. 10 класс

Конспект урока

Обществознание, 10 класс

Урок 9. Деятельность человека

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Деятельность, виды деятельности, творчество, структура человеческой деятельности, мотивация, потребности и интересы.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Учебник «Обществознание» для 10 класса авторов: Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, А.В. Белявского. Москва. Издательство «Просвещение», 2014.

О.А. Чернышёва, Р.В. Пазин. Обществознание. ЕГЭ. Работа с текстом. Решение познавательных задач. Легион. Ростов-на-Дону, 2017. С. 28-41; 192-198.

П.А. Баранов. Большой сборник тематических заданий. АСТ, 2017. С. 5 – 37.

А.Ю. Лазебникова, Т.В. Коваль, Е.С. Королькова, Е.Л.Рутковская. ЕГЭ. Обществознание. Экзаменационный тренажер. 20 экзаменационных вариантов. Учпедгиз.Москва,2018. С.139-140

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Жизнь человека представляет собой постоянное действие, он всегда что-то делает: познаёт мир, создаёт необходимые условия для своего существования (пищу, одежду, жильё), удовлетворяет духовные потребности (занимается наукой, музыкой, живописью), а также самосовершенствуется. Человеческая деятельность имеет отличительные черты от поведения животных.

1.Сознательный характер: только человек способен сознательно ставить цели своей деятельности и предвидеть результат.

2.Продуктивный характер: человек стремиться получить результат, продукт своей деятельности.

3.Орудийный характер: для осуществления деятельности человек создаёт и использует орудия.

4.Преобразующий характер: только человек способен изменять себя и окружающий мир.

5.Общественный характер: деятельность человека невозможна без разнообразных отношений с другими людьми.

Деятельность человека связана с удовлетворением его потребностей.

Потребность — это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для существования и развития.

Существуют различные классификации потребностей. Самый общий вид представлен объединением их в три группы.

Первая группа – биологические (естественные, физиологические) потребности. Это потребности в пище, воздухе, воде, сне и т. п.

Все три группы взаимосвязаны. Учёные А. Маслоу и С.Л. Рубинштейн характеризуют человека как «желающее существо», которое редко достигает состояния полного удовлетворения потребностей.

Советский учёный А.Н. Леонтьев выделил в структуре деятельности цель, средства и результат. Структуру деятельности можно представить схематично: Субъект – объект – мотив – цель – средства – процесс (действия) – результат

Субъект – действующий человек. Объект – то, на что направлена эта деятельность.

Мотив – побуждение к деятельности. Цель – осознанный образ будущего результата.

Средства – методы, способы, предметы, используемые в ходе деятельности. Процесс – действия, поступки, направленные на достижение результата. Итог – результат, продукт деятельности.

Выделяют различные виды деятельности:

В процессе становления человек осваивает разные виды деятельности.

Игра – вид деятельности, в которой процесс важнее цели.

Общение –деятельность, связанная с различными взаимоотношениями между людьми,

обменом информацией, оценками, чувствами и конкретными действиями.

Творчество – это особый вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

Деятельность влияет на сознание человека, его развитие. Сознание, формируемое деятельностью, влияет на эту деятельность, определяет и регулирует её.

Претворяя в жизнь свои творческие идеи, люди преобразуют себя и мир вокруг себя.

Следовательно, человек творит мир, отражая его в своем сознании.

Разбор типового тренировочного задания

1. Выберите верные суждения о деятельности

1) Благодаря деятельности, биологическое существование человека становилось одновременно социальным.

2) В отличие от животных деятельность человека является преобразовательной.

3) Деятельность человека всегда протекает совместно с окружающими людьми.

4) Деятельность человека представляет собой подсистему, включённую в систему отношений общества.

5) Люди обладают врождённой программой деятельности.

2. Вставьте пропущенные слова:

Для осуществления своей деятельности человек создаёт и использует ______. Деятельность направлена на получение __________.

Правильный вариант: орудия; результата.

Источник

Обществознание. 10 класс

Конспект урока

Обществознание, 10 класс

Урок 11. Человек. Человек в системе общественных отношений

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Познание — процесс обогащения человека новым знанием.

Истина – это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.

Относительная истина — это ограниченное верное знание о чём-либо, которое соответствует определенному уровню развития общества и которое может быть уточнено в будущем.

Абсолютная истина— это полное, исчерпывающее знание о сложном объекте о мире, которое не может быть опровергнуто.

Объективная истина – знание, которое не зависит от субъекта (человека и общества) по содержанию.

Заблуждение— это содержание знания, не соответствующее реальности, но ошибочно принимаемое за истинное.

Социальное познание – это процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе.

Агностицизм (от греч. agnostos — непознаваемый) — философское учение, отрицающее

Конвенционализм – разновидность агностицизма, учение, согласно которому, существующие

научные теории являются лишь соглашениями между учёными (от лат. conventio — соглашение). Эти теории не могут достоверно отражать сущность исследуемых предметов.

Гносеологизм (от греческих слов gnosis — познание и logos — учение) — не отрицая сложности

познания, доказывают познаваемость мира.

Истина, абсолютная и относительная истина, познание, мышление.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Учебник «Обществознание» для 10 класса авторов: Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, А.В. Белявского. Москва. Издательство «Просвещение», 2014.

О.А. Чернышёва, Р.В. Пазин. Обществознание. ЕГЭ. Работа с текстом. Решение познавательных задач. Легион. Ростов-на-Дону, 2017. С. 5-35.

П.А. Баранов. Большой сборник тематических заданий. АСТ, 2017. С. 63-70.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Человек всегда стремился к познанию истины.

Философов с древности интересовал вопрос о возможности познания мира?

Размышления об этом разделили философов на оптимистов, скептиков и пессимистов.

Познаваемость мира признают оптимисты в отличии от пессимистов, отрицающих данный взгляд. В свою очередь скептики занимают срединную позицию, говоря о возможности познания мира, но сомневаясь в достоверности знаний о нём.

Так зародились философские теории о познаваемости мира: агностицизм, конвенционализм (разновидность агностицизма) и гносеологизм.

Мир принципиально познаваем

Отрицание познаваемости мира

Познание мира возможно, но достоверно ли полученное знание

Те, кто признает познаваемость мира выделяют чувственное и рациональное познание.

Формами чувственного познания являются ощущения – отражение отдельных свойств,

признаков предметов и процессов; восприятие – отражение предметов в многообразии их свойств; представление – конкретный образ объекта через оживление с помощью памяти.

Формами рационального познания являются понятие – форма мышления, в которой фиксируются

общие существенные признаки вещей, суждение, форма мышления утверждающая или отрицающая нечто об объектах познания, умозаключение – форма мышления, посредством которой из суждений выводится заключение или вывод.

Чувственное и рациональное познание взаимосвязаны, потому что рациональное невозможно без

чувственного – это первая ступень познания, при этом практика, метод рационального познания, исключает недостатки чувственного.

Наши знания могут быть как истинными, так и ложными. Истина – это соответствие

полученного знания действительности. Истина бывает абсолютной и относительной.

Отличить истину от заблуждения помогают критерии истины.

КРИТЕРИИ ИСТИНЫЧто такое объект обществознание 10 класс. Смотреть фото Что такое объект обществознание 10 класс. Смотреть картинку Что такое объект обществознание 10 класс. Картинка про Что такое объект обществознание 10 класс. Фото Что такое объект обществознание 10 классЧто такое объект обществознание 10 класс. Смотреть фото Что такое объект обществознание 10 класс. Смотреть картинку Что такое объект обществознание 10 класс. Картинка про Что такое объект обществознание 10 класс. Фото Что такое объект обществознание 10 классЧто такое объект обществознание 10 класс. Смотреть фото Что такое объект обществознание 10 класс. Смотреть картинку Что такое объект обществознание 10 класс. Картинка про Что такое объект обществознание 10 класс. Фото Что такое объект обществознание 10 класс

непротиворечивое, практика как производство, опыт,

логически стройное знание эксперимент

Наиболее истинным считается научное знание. Его особенность в том, что в нем присутствуют

Объект должен быть таким, каков он есть на самом деле

Знание должно быть доказанным

Знание должно быть проверено специальными средствами: наблюдением, практикой, логикой

Выделяют два уровня научного знания.

научные факты, события, процессы

научные понятия, гипотезы, принципы и законы науки

Каждый из уровней научного знания имеют свои методы познания.

Наблюдение, измерение, описание, сравнение, эксперимент

Аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация

Кроме научного познания существуют и другие формы. Одной из них является миф – это ранняя

форма познания, родившаяся в результате поисков целостной картины мира.

Повседневный труд и опыт дают человеку обыденное знание, которое выражается и в

особенности языка – чуть-чуть, щепотка, на глазок. Пословицы и поговорки отражают этот тип знания – народную мудрость.

Образное представление окружающей действительности дает искусство.

Одним из видов знания признается и паранаука (от греч. para – возле, около). Эти знания

околонаучны ли лженаучны.

Все знания человек приобретает в процессе деятельности.

Одним из видов познавательной деятельности является коммуникативная деятельность, которая имеет свои формы и функции.

Передача методологических, нормативных и др. основ научных выводов

Она основывается на общение, взаимодействие равноправных партнеров, которые считаются с мнением друг друга.

Разбор типового тренировочного задания

1.Коммуникативная деятельность в познании выполняет функции оформления знаний в виде текстов, передачи системы методологических,-мировоззренческих и иных нормативов основ научных выводов.

2.Коммуникативная деятельность в познании не существует.

3.Коммуникативная деятельность в познании охватывает передачу информации с помощью различных социальных институтов и структур, в первую очередь СМИ, которые собирают, перерабатывают и распространяют информацию

4.Коммуникативной деятельностью не может быть профессиональное общение внутри наук, в том числе социально-гуманитарных.

Правильный вариант/варианты: 1,3.

Ближе всего к истине стоит _______ знание, которое приобретается через научное познание.

Результаты человеческих ______ не ограничиваются наукой.

Научное, житейское, обыденное;

Исканий, знаний, стремлений.

Правильный вариант: научное, знаний.

Источник

Термины и понятия по обществознанию 10 класс

Абсолютная истина – исчерпывающее, полное, достоверное знание об объективном мире. Складывается из суммы от носительных истин, т. е. знаний, теорий, положений, которые дают не полное, а только приблизительное и частичное отраже ние действительности.

Авторитаризм – система власти, основанная на единоличном правлении. Обычно сочетается с личной диктатурой, но может иметь и умеренно демократический облик.

Административная дееспособность – это практическая способность собственными действиями приобретать субъективные юридические права и обязанности, осуществлять или прекращать их, то есть реализовывать свою административную правоспособность в рамках конкретных административных отношений.

Административное право — отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления. К видам административных отношений относятся: а) внутриаппаратные (служебные) отношения; б) отношения между соподчиненными и несоподчиненными органами государственного управления; в) взаимоотношения исполнительных органов с ор ганами местного самоуправления; г) взаимоотношения исполни тельных органов с государственными и негосударственными хо зяйственными, социально-культурными объединениями, пред приятиями, учреждениями; д) взаимоотношения исполнительных органов с общественными организациями; е) взаимоотношения исполнительных органов с гражданами.

Базис — совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Безработица — социально-экономическая ситуация, при которой часть трудоспособного населения не находит себе работу.

Бюджетная система – это органы государственного управления, составляющие и реализующие государственные бюджеты, контролирующие поступление доходов и расходование бюджетных средств, вся сфера нормативного регулирования этих процессов.

Бюджетно-финансовая политика – система обоснования, разработки и реализации совокупности мер, направленных на достижение общенациональных целей в экономической сфере финансовыми средствами и методами (бюджетными и налоговыми).

Бытие человека — наиболее общее понятие, обозначающее: 1) существование человека во всем многообразии его проявлений; 2) реальный процесс жизни, деятельности, общения.

Валовой внутренний продукт (ВВП) — суммарная стоимость всех товаров и услуг, произведенная страной за год (в рыночных ценах)

Валовой национальный продукт (ВНП) – ВВП + сумма чистых доходов из-за границы

Владение — возможность иметь что-либо (собственность).

Волюнтаризм — абсолютизирует свободу воли, доводя ее до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности развития общества.

Восприятие — процесс формирования целостного образа, отражающего непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства.

Гипотеза — выдвижение и обоснование некоторых предположений, с помощью которых хотят объяснить те эмпирические факты, которые не укладываются в рамки прежних учений.

Государственный бюджет — финансовый план государства, отражающий его доходы и расходы за.определенный период. Утверждается парламентом страны, а правительство отвечает за его исполнение.

Государственный долг — сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам.

Различают внешний и внутренний долг. Внутренний долг формируется за счет денежных займов (в том числе и в виде цен ных бумаг) у населения, хозяйственных и финансовых организа ций. Внешний долг образуется за счет займов у других прави тельств, международных финансовых и хозяйственных организа ций.

Гражданские (личные) права (статьи 9-25, 45-54, 60, 62 Конституции РФ) — права, принадлежащие человеку как биосоциальному существу

Гражданское общество — система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы.

Делимитация границы – процесс определения договорной границы.

Денежно-кредитная политика — инструмент управления величиной денежной массы и кредитов; одно из направлений фи нансовой политики государства, призванное обеспечить ста бильное развитие экономики.

Демократия — политический режим, основанный на признании народа источником и субъектом власти.

Дискриминация — умаление прав какой-либо группы граждан по мотивам их национальности, расы, пола и т.п.

Духовное производство — деятельность сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, которые профессионально заняты квалифицированным умственным трудом.

Забастовка – временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

Императивный мандат — право отзыва депутата избирателями до истечения срока его полномочий

Индивид — единичный конкретный человек, рассматриваемый в качестве биосоциального существа.

Индивидуальность — неповторяемое своеобразие человека, набор его уникальных качеств.

Институт права — один из составных элементов системы права, представляющий собой группу взаимосвязанных право вых норм внутри какой-либо отрасли права.

Интеграция — объединение

Искусство — специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах.

Истина — подкрепленное практикой, научным экспериментом утверждение, точно (адекватно) отражающее действительность; истина — цель и результат познавательной деятельности.

Исторические закономерности — общие черты, присущие группе исторических явлений.

Исторический процесс — временная последовательность сменяющих друг друга событий, которые явилась результатом деятельности многих поколений людей.

Коммуникативная подсистема политической системы общества — совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидами по поводу их участия в осуществления власти, выработке и проведении политики.

Критерии истины — оценочные характеристики степени со ответствия человеческих знаний действительности и «совпадения» содержания мысли с ее объектом. В качестве критериев ис тины в познавательной деятельности выступают опытные данные, логика мыслительной деятельности, результаты научных экспериментов.

Конституционный строй — система социальных, экономи ческих и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовы ми актами государства. В отличие от государственного строя, конституционный строй всегда предполагает наличие в государ стве конституции.

Конституция — основной закон государства.

Консенсус — согласие без формального голосования

Коллективизм — принцип общности, коллективного начала в общественной жизни, в труде, какой-либо деятельности

Косвенная (представительная) демократия — возможность народа осуществлять власть через своих представителей в различных государственных органах

Культура — 1) совокупность искусственных объектов, созданных человеком в процессе освоения и преобразования при роды; 2) совокупность достижений человечества в социально- экономической, политической и духовной жизни; 3) уровень, степень развития какой-либо отрасли знания или деятельности (на пример, культура труда, культура потребления, правовая культу ра); 4) характеристика отдельных исторических эпох, этносов или наций; 5) уровень, степень развития человека как члена общества.

Культурно-идеологическая подсистема политической системы общества — совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической системы.

Легитимность — признание подавляющим большинством граждан законности существующей официальной власти, при нимаемых ею законодательных актов и решений.

Личность — 1) особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в совместной деятельности и общении; 2) че ловек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами (интеллектуальными, эмоциональны ми, волевыми, нравственными и др.); 3) особая форма существования и развития социальных связей, отношений человека к ми ру и с миром, к себе и с самим собой.

Личные неимущественные отношения – это отношения, касающиеся вступления в брак и прекращения брака, отношения между супругами при решении вопросов жизни семьи, выбора фамилии при заключении брака и расторжении брака, отношения между родителями детьми по воспитанию и образованию детей и др.

Маргиналы — представители социальных групп, занимающих промежуточное положение по отношению к признанным, господствующим куль турам, образу жизни устойчивых социальных общностей.

Метод правового регулирования – это установленные правом специфические способы и приемы, с помощью которых государство воздействует на определенные виды общественных отношений.

Ментальность, менталитет — устойчивый способ мировосприятия, характер ный для больших групп людей (этносов, наций, социальных сло ев), обуславливающий особенности их реагирования на факты и процессы реального мира.

Мораль — это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, исполнение которых является следствием внутреннего убеждения человека либо воздействия на него силы общественного мнения

Многопартийность — существование и легальная деятельность в государстве двух и более партий.

Наблюдение — целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений для изучения внешних свойств и признаков изучаемого объекта.

Надстройка — совокупность политических, правовых, идеологических, религиозных, культурных и иных взглядов, учреждений и отношений, не охватываемых базисом.

Наличные деньги – те, что находятся на руках у населения и обслуживают розничный товарооборот, а также личные платежно-расчетные операции; это металлические и бумажные деньги, которые передаются из рук в руки в натуральном виде.

Налог — обязательный платеж, устанавливаемый государством для граждан и предприятий.

Налоговая политика — один из инструментов воздействия государства на экономику, меры, вносимые правительством в порядок налогообложения, направленные на обеспечение стабильного развития экономики, занятости населения, предотвра щение инфляции.

Народность – общность людей, исторически сложившаяся в процессе разложения племенных отношений на базе единства языка и территории и развивающейся общности экономической жизни и культуры.

Народные массы — социальные общности, сложившиеся на определенной территории, члены которой имеют единый менталитет, культуру, традиции и обычаи и сообща создают материальные и духовные ценности.

Наука — теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме (понятий, теорий, законов) и основанные на результатах научных исследований.

Научная теория — логически непротиворечивое описание явлений окружающего мира, которое выражено особой системой понятий.

Научное познание — высший уровень познавательной деятельности, обеспечивающий создание теоретических знаний в обществе.

Научно-техническая революция (НТР) — это качественный скачок в развитии производительных сил общества, переход его в новое состояние на основе принципиальных перемен в системе научных знаний.

Нации — наиболее развитые этнические образования, возникшие на основе языковой, территориальной, культурной, экономической, социально- психологической общности.

Нормативная подсистема политической системы общества — политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества.

Норма морали — правило поведения, строго и конкретно предписывающее человеку, какие поступки он должен (или не должен) совершать.

Норма позитивного регулирования – норма права, которая устанавливает права и обязанности творческого, организующего характера, направленная на регулирование правомерного поведения.

Образование — целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию.

Общественные объединения — добровольные, самоуправляемые формирования, создаваемые на основе общности интересов для достижения какой-либо цели, общей для всех их членов.

Общество — исторически развивающаяся совокупность жизнедеятельности человечества в его прошлом и настоящем, вклю чающая все способы и формы человеческого общения’, часть ма териального мира, обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная.

Объективная истина — достоверное знание, независимое от пристрастий и интересов людей.

Обычай — исторически сложившееся правило поведения, вошедшее в привычку путем многократного повторения.

Отклоняющееся (девиантное) поведение — не соответствующее требованиям социальных норм.

Относительная истина — неполное, ограниченное знание верное лишь в определенных условиях, которым обладает человек (человечество) на данном этапе своего развития.

Отрасль права — систематизированная группа правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений.

Ощущение — отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которое непосредственно воздействуют на органы чувств.

Парламентаризм — ведущее положение парламента в системе государственной власти и управления.

Партийная система — совокупность всех существующих и действующих в стране партий.

Политическая партия — это специализированная, организационно упорядоченная группа, объединяющая активных приверженцев тех или иных целей, идей, лидеров, служащая для борьбы за политическую власть

Политическая система общества – совокупность государственных и негосударственных институтов, посредством которых граждане участвуют в политической жизни общества.

Племя – этническая и социальная общность людей, связанных родовыми отношениями, культурой, языком и самоназванием.

Познание — процесс деятельности людей, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире.

Познание — процесс получения и постоянного обновления знаний, необходимых человеку.

Политическая идеология — система идей и взглядов, выражающая коренные интересы, мировоззрение, какого-либо субъекта политики (класса, нации, общества, партии, общественного движения).

Политическая коммуникация — распространение и передача политической информации, как между элементами политической системы, так и между политической системой и обществом.

Политическая культура — комплекс типичного для данного общества укоренившихся образцов поведения, ценностных ориентаций, политических представлений.

Политическая партия — специализированная, организационно упорядоченная группа, объединяющая активных приверженцев тех или иных целей, идей, лидеров, служащая для борьбы за политическую власть.

Политические права — права, обеспечивающие возможности участия граждан в политической жизни страны

Политическая система — механизм реализации политической власти и политического управления обществом.

Политическая система общества — совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть.

Политические нормы — правовые, политические и моральные правила, лежащие в основе жизнедеятельности политической системы или устанавливаемые различными политическими организациями нормы.

Политические права — права гражданина, обеспечивающие возможность участия в политической жизни страны.

Политический статус — положение человека в политической системе, совокупность его политических прав и обязанностей, возможность оказать влияние на политическую жизнь страны.

Политическое правление — процесс разработки, принятия и реализации политических решений.

Понятие — форма (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки предметов и явлений.

Пошлина таможенная — это специальный налог государства на товары, покупаемые за границей

Права человека — гарантируемая законом мера возможного поведения индивида.

Право – это совокупность (система) норм, то есть правил поведения людей в обществе, которая представляет собой действенный регулятор общественных отношений; единая система норм, которые обязательны для всех лиц, находящихся на территории государства

Правовое государство — государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивая правовую защищенность своих граждан.

Правовой статус личности — совокупность прав и свобод личности, которые принадлежат ей по закону.

Правовые нормы — формально определенные правила поведения, установленные либо санкционированные государством, реализация которых обеспечивается его авторитетом или принудительной силой.

Предпринимательская деятельность — деятельность, осуществляемая по собственной инициативе, на свой риск и ответственность, самостоятельная, направленная на получение прибыли

Представление — форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно, даже если он отсутствует и не воздействует на органы чувств.

Престиж — оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении.

Приватизация — процесс передачи государственной собственности в частное пользование.

Прогресс — направление развития от низшего к высшему, от простого к сложному

Производство – это процесс создания благ (продуктов и услуг), необходимых человеку и обществу для существования и развития.

Производительность труда — количество товара, произведённого в единицу времени.

Производительные силы — средства производства (предмет труда и орудия труда) + рабочая сила.

Производственные отношения — отношения людей в процессе производства

Пролетариат — наемные рабочие, лишенные средств производства

Рабочая сила — люди с их умениями, навыками и способностями.

Ребенок – лицо, не достигшее совершеннолетия, то есть возраста 18 лет.

Революция — переворот в жизни общества, который ведет к ликвидации прежнего общественного и политического строя и установлению новой власти

Религиозные нормы — нормы, к которым относят правила поведения, содержащиеся в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями.

Республика – это форма правления, при которой глава государства (президент) является выборным и сменяемым, его власть считается производной от представительного органа или избирателей.

Рынок — совокупность всех отношений, а также форм организаций и сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товара и услуг.

Рыночная экономика — экономическая система, в которой решение относительно того, что, как и для кого производить, является результатом взаимодействия продавцов и покупателей на рынке.

Самопознание — познание личностью своих собственных возможностей, качеств.

Самореализация — претворение в жизнь значимых для человека целей, планов, идей, проектов.

Свобода — самостоятельность социальных и политических субъектов (в том числе и личности), выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.

Свобода человека — узаконенная возможность поступать а соответствии со своей волей, отсутствие стеснений, ограничений деятельности человека.

Семейные правоотношения – это общественные отношения, урегулированные нормами семейного права, возникающие из брака, родства, усыновления или иной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Собственность — отношение между человеком или группой людей с одной стороны, и предметами и вещами с другой.

Сословия — большие группы людей, имеющие определенные права и обязанности, передающиеся по наследству.

Социализация — осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями (т.е. становление личности).

Социология — наука о законах становления, развития, функционирова ния общества в целом.

Социальная мобильность — возможность перехода человека с одного социального уровня на другой, из одной группы в другую.

Социальная санкция — реакция общества или социальной группы на поведение индивида в общественно-значимой ситуации.

Социальная стратификация (структура) — расслоение и иерархическая организация различных слоев общества, а также совокупность институтов и отношений между людьми.

Социальные нормы — установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь.

Социальный статус — положение в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей.

Спрос — это то количество товаров определенного вида, которое покупатель готов купить при определенном уровне цен; желание и возможность потребителя купить конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте

Страты — большие группы людей, отличающиеся по своему положению в социальной структуре общества.

Суждение — форма мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с их помощью утверждается или отрицается что-либо.

Тип (сущность) государства – совокупность важнейших сторон, свойств и связей государства, порожденных конкретной исторической эпохой и отражающих его сущность

Труд — целесообразная деятельность человека, направлен ная на создание с помощью средств труда материальных и духов ных ценностей, необходимых для полноценной жизни людей; процесс преобразования природы с целью производства матери альных благ.

Умозаключение — получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления.

Уровень жизни — показатель обеспеченности населения не обходимыми для комфортного и безопасного существования то варами, услугами и условиями жизни.

Фатализм – вера в судьбу, в некие высшие силы и их неизбежное влияние на жизнь человека, в божественную и иную предопределенность всех событий в мире.

Финансовая система страны – вся сфера экономических отношений всех субъектов хозяйствования и государственных органов, участвующих в хозяйственной жизни, а также регулирующих экономические отношения в национальных границах.

Фондовый рынок — рынок ценных бумаг.

Форма государства – способы организации и осуществления власти в стране: форма правления, форма государственного устройства, форма политического режима

Формация — исторически определенный тип общества, рассматриваемый в органической взаимосвязи всех его сторон и сфер, возникающий на основе определенного способа производства материальных благ.

Функции государства — основные направления его деятельности, выражающие сущность государства и соответствующие главным задачам определенного исторического этапа развития

Характер — отличительная особенность, свой ство, качество чего-нибудь. Этим же словом обозначают устой чивые индивидуальные особенности личности, проявляющиеся в ее действиях, поведении, общении с другими людьми.

Цель — идеальный образ результата.

Цена — денежное выражение стоимости.

Ценности — специфические социальные характеристики объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества.

Цивилизация — 1) достижения материальной и духовной культуры определенного общества (в этом смысле говорят, на пример, о российской, итальянской цивилизации); 2) все дости жения современного человечества; 3) в культурно-исторической периодизации — этап общественного развития.

Экономика — система общественного производства, то есть процесс создания материальных благ необходимых человеческому обществу для его нормального развития и существования.

Экономическая культура — система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности; уровень и качество экономических знаний, оценок и действий граждан, а также содержание тради ций и норм, регулирующих экономические отношения.

Экономические права — узаконенные возможности свободного распоряжения средствами производства, рабочей силой и предметами потребления.

Эксперимент — метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях, причем последние могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания (ученым).

Эмпирическое описание — фиксирование сведений знаками языка либо другими знаковыми формами.

Этносы (народы) — большие группы людей, выделяемые на основе общности культуры, языка, сознания нерасторжимости исторической судьбы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *