Что такое объект политического воздействия

Политология. Краткий курс

Что такое объект политического воздействия. Смотреть фото Что такое объект политического воздействия. Смотреть картинку Что такое объект политического воздействия. Картинка про Что такое объект политического воздействия. Фото Что такое объект политического воздействия

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Политология». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Политология. Краткий курс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

6. Субъекты и объекты политических отношений. Функции и методы политологии

Политические отношения — это отношения между различными социальными силами, институтами, которые могут выступать в качестве самостоятельных субъектов политических отношений. Политические отношения регулируются определенными нормами, правилами, ценностями и т. д., которые складываются в практике политической жизни, а затем формулируются и обосновываются в политической философии, истории политических учений, политической этике и других сферах знания.

1. Развертываясь в определенной политико-культурной среде, политические отношения выражаются в поведении участников политического процесса. Важнейшим средством реализации этих отношений является политический язык. Политические отношения могут устанавливаться между различными агентами и сторонами.

2. Субъекты политики — участники политических отношений — носители действий. Объекты политики — участники политических отношений — политические проблемы, на изменение, преобразование или поддержку которых направлено политическое действие субъектов политики.

3. Среди субъектов политических отношений выделяют следующие:

• отдельные индивиды — рядовые граждане, лидеры политических партий и общественных движений;

• социальные группы — классы, социальные слои, этнические группы, конфессии (религиозные общности), производственные, корпоративные группы;

• политические институты — государство, политические партии, общественные движения;

• международные организации — Организация Объединенных Наций (ООН), Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Североатлантический военный блок (НАТО), Всемирная торговая организация (ВТО), Совет Европы, Европарламент, Европейский Суд по правам человека и др.;

4. Степень влияния различных субъектов политических отношений на политические процессы неодинакова. Каждый из них пытается реализовать свои интересы и несет ответственность за свою деятельность. Объектами политических отношений могут быть:

• политическая власть, ее сущность, структура и субъекты;

• политические системы и режимы, их преимущества и недостатки, условия изменения и смены;

• правовое государство и гражданское общество;

• формы правления и территориального устройства;

• типы избирательных систем, выборный процесс;

• политические конфликты и способы их разрешения;

• современные политические технологии;

• международные политические отношения, формирование единого европейского пространства.

5. Субъекты и объекты политических отношений взаимозаменяемы. В зависимости от конкретной ситуации все участники политических отношений могут выступать объектами, если на них направлено политическое действие, и субъектами, если они сами это действие осуществляют, например политическая партия будет субъектом при реализации своей программы и объектом при реализации государством своей политики.

Кроме того, субъекты и объекты политических отношений взаимозависимы. Так, объект оказывает влияние на субъект, определяя способы и методы политического воздействия, а действия субъекта, в свою очередь, способны изменить свойства и саму сущность объекта.

6. Как и любая другая наука, политология выполняет ряд определенных функций. Познавательная функция позволяет получить определенную сумму знаний о политической жизни, ее закономерностях. Изучение политической теории является основой для преодоления стереотипов массового сознания, так как наличие стереотипов не всегда способствует правильному анализу сложного переплетения политических событий и поиску объективного решения. Знание необходимо не только для объяснения политических явлений и процессов, но и для прогнозирования в политике.

7. В основе прогностической функции политологии находятся познание объективных тенденций в социальной и политической сферах жизни, анализ реальной политической ситуации, ее определяющих противоречий и общественных сил. Политология, вырабатывая метод анализа политических явлений и процессов, формулирует в теоретическом плане критерии эффективности деятельности политических институтов, помогает выявить возможности достижения оптимальных политических решений и сделать соответствующий выбор.

8. Нормативно-инструментальная функция политологии заключается в выполнении одной из центральных задач науки — обосновании политического действия его средств и методов. Также выделяют экспертную функцию политического знания. Она является основой оценки тех или иных политических проектов с точки зрения соответствия их выводам политической науки, общественным потребностям и принятым в обществе политическим и моральным ценностям.

Идеологическая функция политологии выступает научной базой для формирования идеалов и интересов, являясь основополагающим теоретическим элементом науки.

9. Изменение системы взглядов личности, социальных общностей, место и роль в них политических знаний отражаются в мировоззренческой функции политологии. Практически-деятельностные функции политологии определяются по характеру политической деятельности субъектов, так как результат познания и изменения мировоззрения выражается в их практической политической деятельности.

10. К методам политологии относят следующие: диалектический; системный; структурно-функциональный; поведенческий; сравнительный; конкретно-исторический; социологический; нормативный; культурологический; институциональный; онтологический, а также общенаучные методы и методы отдельных социологических исследований.

11. На эмпирическом уровне социологических исследований применяются специфические методы сбора данных: опрос, анкетирование, интервью, анализ содержания, социальный эксперимент. При обработке и анализе данных, полученных методом опроса, используются методы ранжирования, шкалирования, корреляции. Завершается политологическое исследование формулированием выводов, предложений, рекомендаций, которые обязательно должны быть подтверждены документальными и статистическими данными.

Источник

6. СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЛИТИКИ

6. СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЛИТИКИ

Для развития социального субъекта в политический необходимы три условия: политическое сознание – осознание интересов целого и самосознание, т. е. понимание своего места, роли в системе политических отношений; самоорганизация – осознание возможностей и последствий своих политических действий; активность – организация себя как целого действующего субъекта, реальная деятельность во имя реализации своих интересов.

Субъектами политики являются те участники политической жизни, которые способны формулировать и реализовывать собственные цели. К субъектам политики относятся: личности, классы, социальные слои, политические институты, этносы, демографические и конфессиональные группы, имеющие и реализующие в политической деятельности свой социально-политический интерес.

Личность является политическим субъектом специфического рода. Именно личность, ее интересы ценностные ориентиры и цели являются движущим началом политической активности наций, классов и т. д. В политологии личность рассматривается в трех аспектах:

1) индивидуальные психофизические особенности человека, специфические привычки, стиль поведения и т. д. (основное внимание уделяется политическим лидерам);

2) как представитель группы: статусной, профессиональной, классовой, социально-этнической, а также как исполнитель заданной политической роли избирателя, члена партии, министра (не позволяет отразить автономию и активность индивида как субъекта политики);

3) как самостоятельный, активный участник политической и общественной жизни, обладающий свободой воли и уникальными в своем роде чертами обладающий политическим статусом гражданина (человек обычно взаимодействует с властью, выполняет определенные политические обязанности и выступает субъектом или объектом воздействия политики).

Уровни субъектов: а) социальный: включает в себя индивидов и различные социальные слои (личность, нацию, класс, профессиональную группу и т. д.) б) институциональный: охватывает государство, партии, профсоюзы, политические движения; в) реже выделяют третий – функциональный – уровень, включающий социальные институты, предназначенные для выполнения преимущественно неполитических задач.

Объект в политике – это та часть политической реальности, системы, на которую направлена деятельность субъекта политики. Объектом могут быть политические отношения, политическая система с ее институтами, социальные группы и личности, участвующие в политическом процессе.

Субъект и объект в политике взаимозаменяемы: одна и та же социальная группа может одновременно выступать и субъектом, и объектом, и могут меняться местами. Но они и взаимозависимы: объект оказывает влияние на субъект, определяя методы и способы воздействия, задавая алгоритм политической деятельности субъекта, и одновременно действия субъекта способны изменять объект.

Читайте также

10. АДМИНИСТРАЦИЯ КАК СУБЪЕКТ ТРУДОВОГО ПРАВА

10. АДМИНИСТРАЦИЯ КАК СУБЪЕКТ ТРУДОВОГО ПРАВА Администрация как субъект трудового права носит собирательный характер, она включает в себя совокупность должностных лиц и органов организации-работодателя, осуществляющих функцию организации и управления трудом и

50. СЕМЬЯ КАК СУБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

50. СЕМЬЯ КАК СУБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Семья является первоочередной составляющей структуры общества, включающей основные параметры личности. В семье существуют кровные и родственные отношения, включающие и связывающие старшие и младшие поколения.

Лекция № 8. Субъект и объект познания

Лекция № 8. Субъект и объект познания Теория познания, или гносеология – это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания. Познание можно определить как

Субъект права

Субъект права СУБЪЕКТ ПРАВА — лицо, организация или иное образование, за которыми законом признается способность быть носителями субъективных, прав и юридических обязанностей. В современной юридической литературе понятие «С.п.» чаще всего используется в качестве

Субъект преступления

Субъект преступления СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ — лицо, совершившее предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние и способное нести за него уголовную ответственность. С.п. может быть только физическое лицо. Если общественно опасные деяния совершают

50. СУБЪЕКТ ПРАВООТНОШЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ

50. СУБЪЕКТ ПРАВООТНОШЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ Субъект правоотношения – участник правоотношения, носитель субъективных прав и обязанностей Термин «субъект права» иногда используется как характеристика правоспособности лица, т. е. юридической возможности его иметь право. В

8. ЧЕЛОВЕК КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

8. ЧЕЛОВЕК КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Главным объектом и одновременно субъектом социальной работы является человек. Однако не всегда человек может быть субъектом, а объектом выступает постоянно. Это связано с разными этапами его возрастного развития:

Субъект

Субъект Субъект.– Слово С. имеет одно значение в логике, другое– в психологии. В логике С. называется подлежащее суждения, т. е. предмет, о котором что-либо говорится или мыслится– другими словами, некоторый объект мысли. В психологии, наоборот, С. всегда противополагается

СУБЪЕКТ и ОБЪЕКТ

4. Средства импортной политики. Средства экспортной политики

4. Средства импортной политики. Средства экспортной политики В условиях открытой экономики, при взаимодействии различных стран между собой необходимо уделять особое внимание средствам импортной и экспортной политики. Действия в этой области могут помочь стране

Источник

Субъекты и объекты политического процесса

Вы будете перенаправлены на Автор24

Субъекты и объекты политических процессов

Политический процесс – это одна из категорий анализа политики, рассмотрение политических событий во времени, как подверженных изменениям, упорядоченных действий

Субъект – это активно действующий индивид, политическая или общественная группа, представляющая и отстаивающая свои интересы в рамках текущего политического процесса.

К субъектам, представляющим политические организации и группы, относят, прежде всего, государство, политические институты, а также политические элиты и мировое сообщество в целом.

К субъектам, представляющим социальные группы и общности, относят этнические, религиозные и классовые группы населения.

Объект политики – это на, что направлено воздействие самих субъектов политики. К таким объектам можно отнести экономические, хозяйственные вопросы и т.д. При этом субъект политики при определённых обстоятельствах может сам становиться объектом в руках заинтересованных политических сил.

Классификация субъектов политики

Личность. Отдельная личность может, стать субъектом политики лишь полностью усвоив и осознав особенности политической и социальной жизни государства и общества. Приобретение же и освоение навыков политической жизни называется политической социализацией личности.

Выделяют три стадии политической социализации личности: дотрудовая, трудовая, послетрудовая.

Институтами, которые влияют на политическую социализацию личности, могут выступать родители, школа, университет, государство, политические партии, СМИ – печатные, электронные и Интернет.

Можно выделить следующие типы социализации

Готовые работы на аналогичную тему

Стоит отметить, что в советское время главным и основным был гегемонистический тип политического воспитания. В настоящее время в России присутствует плюралистический тип.

Лидер – человек являющийся политическим субъектом имеющий возможность принимать важные решения и нести за них ответственность

Концепции, согласно которым даётся определения лидера и лидерства:

Политическая элита

Политическая элита – группа лиц, которая составляет меньшинство любого общества, обладает властью, способностью принимать решения и оказывать непосредственное влияние на принятие этих решений.

Политическая элита может быть как носителем власти в данный момент, так и оппозиционной силой, контрэлитой.

Политическая элита объединена, несмотря на свою разнородность одним интересом – обладанием и удержанием в своих руках власти.

«Железный закон олигархии», который сформулирован Робертом Михельсем гласит, что в любом обществе формируется небольшая группа которая берет на себя властные полномочия и ответственность за проводимую внутреннею и внешнею политику.

Отбор элиты происходит открыто через выборы, или закрыто через непубличные согласования и решения. Открытый отбор происходит в странах с демократическими режимами. Последний вариант действовал в советский период и распространён в странах с авторитарным режимом.

Народ как общность всего или большей части населения страны редко выступает как субъект политического процесса. В такой роли он может выступать лишь в моменты наивысшей опасности и угрозы, например в случае войны, или другой масштабной угрозы.

Народ делится на множество составляющих групп, которые намного чаще и активнее выступают как субъекты политики.

Классовые группы основаны на экономических, социальных интересов граждан и зависят от принадлежности к тому или иному экономическому классу. Согласно марксисткой традиции в капиталистическом обществе главными экономическими классами является буржуазия как собственник средств производства и пролетариат, как наёмный рабочий, продающий свой труд за определённую плату и работающий на капиталиста.

В современных российских условиях принадлежность к экономическому классу как субъекту политики определяется ринадлежностью к определённой отрасли промышленности (работники сырьевой промышленности имеют лучшее обеспечение, чем работники бюджетного государственного сектора); благополучием и стабильностью той или иной организации; регионом, в котором проживает работник, его экономическим состоянием.

Нация

В настоящий момент под определением «нация» понимаются два значения

Первое – нация как общность граждан всей страны без различий по этническому или религиозному признаку (французы, россияне, британцы).

Второе – нация – как этническая группа, этнос, определяемая единым культурным, языковым и историческим прошлым. В данном случае нация, этнос определяется как социо – культурное понятие и возможны существования различных наций – русской, татарской, бурятской и т. д. Отметим также, что принадлежность к этносу определяется только характеристиками культуры, в которой растёт и взрослеет человек.

Источник

ОБЪЕКТЫ ПОЛИТИКИ

Смотреть что такое «ОБЪЕКТЫ ПОЛИТИКИ» в других словарях:

Политики тела — понятие, введенное Мишелем Фуко в работе Воля к знанию (1976) и родственное концепту политическая анатомия, представленному в тексте Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы (1975). Политики тела рассматриваются как особые способы управления… … Термины гендерных исследований

ОБЪЕКТЫ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ: — молодые граждане Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет; молодые семьи в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей – без ограничения продолжительности брака) при условии, что один из супругов не достиг 30 летнего… … Терминологический ювенологический словарь

Объекты трансплантации — Объектами трансплантации могут быть сердце, легкое, почка, печень, костный мозг и другие органы и (или) ткани, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и … Официальная терминология

объекты государственной кадровой политики — юр. процессы формирования, использования и развития кадрового потенциала государственных органов и организаций, учреждений, отраслей экономики, других сфер деятельности, а также общественных организаций; … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

ОБЪЕКТЫ ЮВЕНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ — (см. Ювенальная политика государства) … Терминологический ювенологический словарь

ТСН 32-302-2003: Пешеходные переходы вне проезжей части улиц. Объекты мелкорозничной торговли и сервиса в пешеходных переходах. г. Москва — Терминология ТСН 32 302 2003: Пешеходные переходы вне проезжей части улиц. Объекты мелкорозничной торговли и сервиса в пешеходных переходах. г. Москва: встроенно пристроенного ОТС суммарная конструктивная ширина ОТС, расположенного частично во… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Российские военные объекты за рубежом — Российские военные объекты за рубежом различные формирования и обьекты Вооружённых сил Российской Федерации (ВС России) за рубежами Родины. В 2003 году Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) начало пересмотр ранее… … Википедия

Оценка государственной политики и программ на рынке труда — Основная статья: Оценка программ Содержание 1 Оценка государственной политики и программ на рынке труда … Википедия

ГОСТ Р 14.01-2005: Экологический менеджмент. Общие положения и объекты регулирования — Терминология ГОСТ Р 14.01 2005: Экологический менеджмент. Общие положения и объекты регулирования оригинал документа: 3.1.8 атмосфера: Газовая оболочка Земли массой 5,15×1015 т и толщиной около 800 км с особенной структурой, характеризующей ее… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Основы пограничной политики РФ — (утверждены Указом Президента РФ от 5 октября 1996 г.), один из концептуальных документов, определяющих исходные теоретические основы пограничной политики: объекты, субъекты, приоритеты; основные угрозы национальным интересам и безопасности РФ в… … Пограничный словарь

Источник

Субъект и объект политики

Выяснение проблемы «субъект и объект политики» имеет принципиальное значение как в общеконцептуальном плане, так и в плане определения сущности составляющих элементов политики.

Между тем есть необходимость не только дать полный перечень действующих лиц в сфере политики, но и выявить степень и особенности включения каждого из них в политическую жизнь.

Субъектами политики являются: лицо, политические лидеры, политическая элита, социальные сообщества, этнонациональные сообщества, общественные движения, общественные организации, политические партии, регион, государство.

Кроме понятия «субъект политики», в политологии существует и понятие «объект политики», которое тесно связано с понятием «субъект» и которое требует специального рассмотрения.

Первый из них заключается в том, что субъект политики действует не в некоем вакууме, а во вполне конкретных условиях данного государства: на него влияют состояние экономики и культуры, общественные отношения и др. и в своей деятельности он не может не учитывать этого влияния, становясь, таким образом, объектом политики.

Стоит учесть и другой фактор: в своей деятельности субъект политики встречает не только поддержку тех сил, которые разделяют его взгляды и намерения, но и противодействие других субъектов политики, которые не согласны с его намерениями и действиями и сами проявляют политическую активность. И в условиях поддержки, и в условиях противодействия субъект политики становится объектом политики.

Тот факт, что субъекты политики существуют в диалектическом единстве, имеет большое значение для понимания любой политической события: только рассмотрение деятельности политического субъекта и объекта, на который влияют другие субъекты, дает возможность достаточно полно выяснить причины, характер и последствия политической деятельности. С учетом такого единства уместно дать классификацию субъектов и объектов политики.

Каждый субъект и объект политики проявляет себя в сфере политической жизни не только как такой, что имеет специфические для данной категории черты и свойства, но и такой, что несет и обнаруживает черты и свойства других субъектов и объектов. Другими словами, не существует субъекта или объекта в «чистом» виде, и поэтому рассмотрение их как отдельных категорий является условным и нужен только для характеристики особенностей каждого.

Лицо как первичная ячейка общества является одновременно и составной частью определенной социальной или етнонаціональиої сообщества, нередко участником общественного движения, общественной организации или политической партии. И лицо, и, тем более, политический лидер, кроме всего этого, выходят на уровень категории «государство», имея отношение к формированию законодательных органов и к формированию государственной политики. Причастность к социальной или етнонаціональиої сообщества становится основой для вхождения в определенное движение, в организацию, партию и др.

Можно проследить и обратное воздействие, обратная связь. Осознание причастности к определенной социальной или этнонациональной сообщества, движения, организации или партии влияет на выработку вполне конкретных личных качеств у человека.

Конечно, что один и тот же носитель черт и свойств (личность, общество и др.) проявляет себя и как субъект, и как объект не всегда одинаково. Все зависит от обстоятельств, в которых разворачивается его политическая деятельность.

Все последующие исторические эпохи дают неоспоримое подтверждение того факта, что власти пытались отстранить человека от политики, а человек стремился через участие в политических процессах отстаивать свои интересы. Не стала исключением в этом и советская система, которая формально провозгласила народовластия, а на самом деле граждане находились в состоянии политического отчуждения, они не принимали участия ни в том, ни в осуществлении политики.

Распад СССР и образование на его территории независимых государств открыли широкие возможности для политической эмансипации личности. С объекта политики она все в большей степени превращается в субъекта. Это хорошо видно на примере Украины.

Процесс формирования лидерства в Украине идет противоречиво. Наблюдается тенденция к увеличению количества лидеров (появление значительного количества партий, выборы в депутаты на альтернативной основе, увеличение количества митингов, возглавляемых своими лидерами, и др.) при недостаточном качестве их, невысоком престиже. Большинство лидеров повторяют суб’єктивістські ошибки своих предшественников, стремятся проявить себя преимущественно как субъекты политики, наиболее эффективно «подать» свою фигуру и наименьшей степени заботятся о том, чтобы выразить интересы тех, кто выдвинул их в лидеры.

Не обошли противоречия и крайности и само государство, которое является решающим субъектом и объектом политики. Государство в лице своих законодательных органов проявила большую активность в издании законов, постановлений и распоряжений, то есть в плане функционирования как субъект политики. Но при этом не создала механизмов, которые бы давали возможность воспринимать запросы граждан, учитывать интересы регионов, то есть стать объектом политики. Поэтому далеко не все политические действия государства отвечают назревшим потребностям общества, много решений остается на бумаге, и от этого страдает авторитет государства как субъекта политики в глазах населения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *