Что такое объект в научном исследовании
Объект исследования
Таким объектом становится всякое непознанное явление, неизвестное ранее науке, или его часть, которое предполагает исследовать эта наука. Часто используется предварительное деление чего-либо неизвестного (непознанного) на логически обоснованные части явления. Это используется как вполне самостоятельный научный метод, если подобное деление возможно исходя из априори видимых признаков данного явления.
Подобное деление согласно предполагаемым сферам применимости своей науки или нескольких наук, выводимые предварительно логическим путём, и используемых применительно к сферам действия тех или иных законов, по которым живёт эта наука или несколько наук (при комплексных исследованиях), помогает учёным легче справиться с часто возникающими трудностями исследования сложного явления.
Первостепенное значение имеет наблюдение за объектом исследования. Если позволяет текущий уровень развития (состояние) данной науки и если это позволяет сам объект, вторым важнейшим способом изучения объекта исследования является эксперимент. Связать же наблюдаемые, известные и экспериментальные данные помогает как научная логика в сочетании с уже известными научными данными, так и особые правила, по которым в науке выводятся гипотезы. Последние, в сущности, являются индуктивным (предсказательным) методом исследования. Однако в науке полезно использовать также дедуктивный (то есть, ретроспективный) метод, который, однако, ныне не слишком популярен у исследователей, кроме математики (и в практике криминалистики).
Сделать правильные научные выводы и построить корректные научные теории помогает давно отработанный научный метод.
Методологический аппарат научного исследования
2.2 Объект и предмет исследования
Формулировки объекта и предмета исследования обычно начинаются словами: » Объектом ( предметом ) исследования настоящей работы является. «.
Группы объектов исследований | Группы предметов исследования |
---|---|
Национальные, отраслевые, региональные и отдельные экономические системы; предприятия всех организационно-правовых форм, организации, госструктуры, объединения и союзы | Процессы и явления; методы и инструменты анализа и оценки состояния, процессов и явлений объекта исследования ; проблемы в сфере ИТ; информационные системы; ИТ-инфраструктура; организационное устройство ИТ службы; управление ИТ-проектами |
Региональные и глобальные ИТ-рынки и их сегменты; ИТ-компании; продукты и услуги ИТ-компаний | Системы показателей и критериев; методы и инструменты анализа и оценки состояния, процессов и явлений объекта исследования ; тенденции развития; конкурентоспособность бизнеса, продуктов и услуг ИТ- компаний; факторы конкурентоспособности; создание и удержание конкурентных преимуществ ИТ-компаний; продвижение продуктов и услуг ИТ- компаний |
Бизнес-процессы предприятий, организаций, госструктур | Системы показателей и критериев; методы и инструменты анализа и оценки состояния бизнес-процессов; функции бизнес-пользователей; подходы к автоматизации, средства автоматизации |
Информационные системы предприятий, организаций и госструктур | Системы показателей и критериев; методы и инструменты анализа и оценки состояния информационных систем; требования, отдельные подсистемы и компоненты информационных систем; процессы жизненного цикла информационных систем |
Примеры типовых ошибок, допускаемых студентами при описании объекта и предмета исследования приведены в таблице 2.5.
Что такое объект в научном исследовании
Исследовательские работы и проекты
Объект и предмет исследования
После актуальности проблемы исследования во введении исследовательской работы записывают объект и предмет исследования по индивидуальному проекту учащегося. Рассмотрим в чем разница между предметом и объектом исследования, что называется объектом и предметом исследования в проектной или исследовательской работе школьника.
В исследовательской деятельности объектом исследования является не всегда предмет или живое существо, это может быть процесс или явление действительности. Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается?
Предмет исследования — это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе (проекте). Обычно название предмета исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается?
В исследовательской работе объект и предмет исследования, цель, задачи и методы исследования формулируются и записываются во введении проекта.
Примеры объекта и предмета исследования
Объект исследования: | Предмет исследования: |
---|---|
магнит | свойства магнитов |
гора Чатырдаг | легенды и мифы о горе Чатырдаг |
тригонометрические уравнения и их системы | способы отбора корней в тригонометрических уравнениях и системах |
учащиеся и преподаватели школы | зависимость от СМС |
английские предложения | способы и причины расположения слов в английских предложениях |
семейно-родовые обычаи | родинный ритуал |
социальные сироты, находящиеся в реабилитационном центре | процесс социальной поддержки и защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
глаз | свойства и структура глаза как оптического инструмента |
микроклимат учебных помещений | условия микроклимата в учебных помещениях |
магнитное поле | магнитное поле в школьных учебных кабинетах |
Описание объекта и предмета исследования
Приведем примеры записи предмета и объекта в исследовательской работы (проекте) о влиянии чипсов на здоровье людей, на исследование содержания железа и меди в яблочных соках детского питания, а также об адаптации тюленей к условиям зоопарка.
Иногда вместо словосочетания «Объекты исследований» лучше подходит «Объекты наблюдений». Объектами наблюдения могут быть растения, животные, насекомые и другие живые существа, а также звезды, планеты, облака, т.е. то, что за чем мы можем следить и наблюдать на протяжении определенного времени.
Пример 1
Объект исследования: чипсы.
Предмет исследования: влияние чипсов на здоровье детей.
Пример 2
Объект исследования: стерилизованные и профильтрованные яблочные соки в асептической упаковке.
Предмет исследования: содержание железа и меди в стерилизованных и профильтрованных яблочных соках.
Пример 3
Объекты наблюдений: два тюлененка, привезенные в зоопарк с побережья Балтийского моря.
Предмет исследования: адаптация тюленей к условиям зоопарка.
Пример 4
Объекты наблюдений: микроклимат учебных кабинетов.
Предмет исследования: условия микроклимата в учебных кабинетах школы.
Если Вы желаете разместить ссылку на эту страницу, установите у себя на сайте или форуме один из следующих кодов:
Код ссылки на страницу «Объект и предмет исследовательской работы«:
Объект и предмет исследования
Объект и предмет исследования – в чём разница?
Разобраться в этих двух понятиях не сложно. Объектом принято считать явление в целостности. А предмет – это нечто частное, детальное или отдельное свойство исследуемого. В статье подробно раскрыты отличительные характеристики, раскрыты определения терминов.
Что значит «объект исследования»
Успешность написания научной работы зависит от правильного толкования основополагающей терминологии. Исследователь иногда испытывает некоторые затруднения в определении того, что же на самом деле выступает объектом изучения, а что является предметом.
В имеющихся словарях с легкостью найдется определение тому или иному термину. Но, когда необходимо самостоятельно выделить в теме исследования объект для изучения – автор теряется и сталкивается с трудностями.
Отделить объект исследования от предмета гораздо легче, так как это более широкое и многогранное понятие. Он имеет различные направления, стороны и свойства для отдельного изучения каждого из них.
Объект исследования – это термин, обозначающий существование в материальном мире явления, независимого от сознания человека, но деятельность которого направлено на его исследование и изучение. Объект является отдельной частью во всем научном познании. Тема научного проекта всегда тесно связана с объектом исследования.
Нужна помощь в написании работы?
Что такое «предмет исследования»
Компетентность автора научной работы и его грамотность в изучаемом вопросе легко проверить по умению четко разграничивать между собой понятия объекта и предмета исследования. В пределах одной темы для изучения невозможно охватить объект в полном объеме, а доступно проанализировать только отдельно взятый аспект явления или его свойство.
Предмет исследования – это одна из множества сторона, часть или свойство явления, составной элемент изучаемого объекта. Автору работы важно разобраться и понять, что именно он изучает, какую конкретно характеристику. То есть, ответить на вопрос: «Какой процесс, проблема, закономерность или явление всего объекта рассматривается в работе?».
Где объект, а где предмет – на примерах
Пошагово процесс выглядит как: определение сферы, области для изучения (это и будет объектом), а затем выбирается только одно из направлений, исходя из поставленной цели в теме работы (то есть, происходит выделение предмета).
Объект более широкое понятие, чем предмет
Для легкости восприятия терминов и безошибочного отделения одного от другого ниже представлены примеры объектов и предметов для исследований.
Пример 1
Объект в макроэкономике – это финансовая деятельность всей экономической системы. А предметами для изучения могут быть: взаимоотношения между отдельными хозяйствующими субъектами; выявление причин и закономерностей кризисов в отдельных отраслях; анализ темпов инфляции, безработицы и т.д.
Пример 2
Объект в анатомии – это строение и развитие организма человека. Предметы выделяют по виду исследования в той или иной подсистеме (сердечно-сосудистой, мышечной, нервной и других): особенности развития органов при внутриутробном развитии; формирование внешних форм и пропорций человека при недостатке витаминов; строение клеток органов и тканей и другие.
Пример 3
В психологии объектом принято считать носителей психики, то есть способности живого организма получать, анализировать поступающую информацию и формировать впоследствии поведение. К предметам, например, относятся такие явления, как: закономерность поведения в стрессовом состоянии; причины расстройств психики и отклонений в поведении; анализ ощущений в состоянии беспричинного счастья.
Отличия между объектом и предметом
Объект – это явление первичное, а предметы – его составные части. В таблице ниже схематично и наглядно представлены отличия между этими понятиями:
Объект исследования | Предметы исследований |
Организм человека | Влияние на работу печени алкоголя, курения и токсикомании |
Строение органов малого таза | |
Народные куклы | Технологии пошива пышных платьев |
Особенности росписи кукольных лиц у народностей южных и северных регионов одной страны | |
Студенты | Успеваемость за первое полугодие |
Посещаемость занятий в начале учебного года | |
Образовательный процесс | Творческое развитие учеников младших классов |
Проблемы внедрения информационных средств и технологий |
Если разграничение понятий по-прежнему вызывает затруднения, стоит ещё раз обратить внимание на формулировку тематики работы. Она включает в себя предмет исследования, а иногда, и в точности его повторяет. Объект обозначается несколькими словами, но что изучается – в них не раскрывается.
Объект и предмет научного исследования
Научное исследование – наглядный пример того, как сочетаются теория и практика. Реалии мира подсказывают тему для изучения, затем человек выдвигает гипотезу, а после этого он проверяет ее в жизни. Актуальные проблемы общества служат основой для выбора предмета и объекта исследования, но давайте разберем все подробнее.
Цель объекта и предмета исследования
Без объекта и предмета не будет самого исследования. Цель курсовой или дипломной работы – всесторонне изучить выбранную проблему и найти ее решение. Результаты деятельности зависят от типа исследования:
Не только задачи, методология и результаты исследования зависят от предмета и объекта. На основе выбранных феноменов выдвигается гипотеза. Как правило, это какое-то утверждение относительно предмета. В процессе работы исследователь проверяет свою гипотезу, подтверждает или опровергает ее. Более того, в ходе изучения могут быть выявлены новые предметы для дальнейшего рассмотрения. И так обычно и бывает. А за этим выдвигаются новые задачи, гипотезы, теории. Исследовательская деятельность – это непрерывный процесс с постоянным развитием.
Каждое изобретение техники, педагогическая технология, психологические методики, законы мира, свойства отдельных предметов – все это результат чьих-то исследований. Научные открытия упрощают и улучшают жизнь, помогают понять устройство мира. Нельзя изучить все сразу, но если шаг за шагом исследовать один предмет за другим и одну область за другой, то рано или поздно человек познает весь мир. Для этого и нужен объект и предмет в научном исследовании.
Объектом исследования является.
Объект исследования – это область, с которой мы имеем дело. Одна и та же сторона жизни может быть рассмотрена разными науками. Выбирая объект, мы сразу же определяемся с методами и инструментами для его изучения. Кроме этого, мы ставим цели и задачи, которые относятся именно к той области научного знания, с которой взаимодействуем.
Итак, объектом может быть:
Можно сказать, что объект – это поле для поиска и анализа актуальных проблем, совокупность характеристик, свойств, закономерностей, принципов, отношений. Это то, что мало или совсем не изучено наукой. Пример объекта: патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Предметом исследования является.
Предмет исследования – это отдельное свойство в рамках объекта. Если последний указывает примерный путь, то первый конкретизирует поле исследования до одной точки. Предмет не может быть шире объекта и выходить за его рамки. В формулировке первого всегда присутствует часть второго. Это можно сравнить с адресом: объект – область и город, предмет – улица и дом.
Если объект существует независимо от мнения исследователя, то предмет изучается в рамках каких-то условий, под определенным углом, в заранее выбранной системе. Это может быть что-то, что видит только сам ученый, что-то важное и ценное именно для него: причинно-следственные связи, взаимоотношения, противоречия и т.д. Например, можно провести исследование по влиянию чихания людей на настроение котов. Скорее всего, на практике возникнут некоторые проблемы в методологическом плане, но, в целом, выбор такого объекта и предмета возможен.
Основываясь на примере из предыдущего пункта статьи, предложим такой пример предмета исследования: патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в … (название конкретного ДОУ).
Сравнение понятий объекта и предмета и исследования
Объект исследования шире, чем предмет. Объект – это процесс или явление, которое существует независимо от внешних факторов, взглядов исследователя. Предмет – это свойство или отношение в рамках объекта. На него можно повлиять. В рамках одного объекта могут быть выделены несколько предметов. Притом выявление и изучение нескольких предметов может быть как в рамках одной науки, так и в разных направлениях.
Поясним на примере. Представьте, что вы исследуете коробку. Кого-то заинтересует выбор материала для ее изготовления согласно целям применения коробки. Кто-то обратит внимание на размеры и технологию изготовления. Кто-то сконцентрирует внимание на дизайне. А кто-то оценит безопасность коробки и материалов для здоровья человека. Другой исследователь задумается над тем, насколько этично упаковывать подарки в коробку и как такие жесты влияют на взаимоотношения людей. Еще один исследователь станет изучать всевозможные варианты применения этой вещицы на практике и т.д. Это утрированный пример, но, по сути, объектом и предметом исследования может стать что угодно.
Представим итоговое сравнение понятий в виде таблицы: