Что такое объект языкознания

Объект и предмет языкознания

Вы будете перенаправлены на Автор24

Объект и предмет языкознания в диахронии

Объект языкознания – это общее направление языковедческих исследований. А предмет языкознания является одним или совокупностью определённых аспектов, конкретизирующих объект исследования.

Бурное развитие языкознания в ХХ-ХХI вв. поставило вопрос о пересмотре устоявшихся подходов к изучению языка. Быстрая смена научных парадигм, развитие новых методологических основ подтвердили многогранность языка и его функционирования. Соответственно, философские подходы постмодерна обусловили «лингвистический и дискурсивный перевороты» в широкой области общественных наук. Многочисленные языковедческие школы XX в., придя к выводу о всеобъемлемости языка, сконцентрировали внимание на поиске и изучении новых объектов исследования, включающие в свой состав, прежде всего, признаки деятельностной динамики, сложности, интеграции.

Становление этих методологических вех направило языковедческие исследования на новые объекты, обозначило актуальные и новые перспективы научного поиска и выявило значимые для современного общественного развития области их практического применения.

Таким образом, объектом в новых условиях становится язык как сложное, динамическое явление, в то время как содержание предмета языкознания раскрывается в:

Стоит отметить, что подход к языку как динамическому явлению, обращение к его речевому измерению заложено еще в трудах В. фон Гумбольдта, с точки зрения которого язык является постоянным и вместе с тем в каждый данный момент меняющимся явлением. Речь является не продуктом деятельности, а самой деятельностью, и в настоящее время под языком можно понимать только всю совокупность актов речевой деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

В действительности к сущности объекта и предмета языкознания обращается много учёных XX в. Так, выделение речевой деятельности дало толчок развитию основ частной лингвистики, изложенных в концепциях Ф. де Соссюра, Ш. Балли, струкуралистов, Пражского лингвистического кружка и других.

Рисунок 1. Ш. Балли. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Концепция языка Ф. де Соссюра, демонстрирующая, с одной стороны, крайнее проявление тенденции к систематизации, структурному упорядочению языка направила также внимание на проблему изучения глубинного механизма актуализации языковых потенций в речи, функционирование языковых единиц различных уровней в процессе коммуникации, пересмотр устоявшихся языковых категорий с точки зрения их сложности их взаимодействия, которые легли в основу предмета языкознания того времени. Ученый строит свою концепцию на оппозиции языка как системно организованной сущности и речи, как ее реализации.

Однако дихотомия языка и речи как объект языкознания, установленный Ф. де Соссюром, нередко предоставляла в дальнейших исследованиях понятию языка своего рода технико-вспомогательную, «инструментальную» окраску.

Так, например, А. Мартине определяет язык как инструмент коммуникации, опираясь на который можно проанализировать народный опыт, по-разному сложившийся в каждой общине. Он заключен в единицах, наделенных семантическим содержанием и фонической выражением – монемах.

Монема – это фоническое выражение, артикулирующееся, в свою очередь, в опознавательных и последовательных единицах – фонемах, представленных в определенном количестве в каждом языке, сущность и взаимоотношения которых также отличаются от одного языка к другому.

Но возвращение к пониманию языка как организму, который вечно себя порождает, в котором существуют определённые законы, но объем и в определенной степени также способ порождения остаются совершенно произвольными, направляло многих исследователей к поиску механизмов речевого функционирования как нового объекта языковедческой науки.

Обращение к деятельностному измерению широко распространенно среди современных исследователей, изучающих проблемы речевого общения, коммуникацию в широком социо-дискурсивной плане. Сочетание системного и функционального подходов к изучению языка можно проследить в Тезисах Пражского лингвистического кружка, где отмечается, что к лингвистическому анализу необходимо подходить с функциональной точки зрения.

Соответственно, Пражский лингвистический кружок сформулировал объективную задачу – изучение языка как системы средств выражения, используемых для достижения определённой цели. Ни одно явление в языке нельзя понять без учета системы, к которой оно принадлежит.

Современный подход к объекту и предмету языкознания

Современные исследователи приходят к выводу, что системное деятельностное изучения языка убедительно свидетельствует о том, что системность сущностным образом характеризует как процесс речевой коммуникации в целом (объект), так и его основные компоненты (предмет):

Кроме того, на определение современных объекта и предмета языкознания также влияют методы исследования, как общенаучные, так и лингвистические. Общенаучные методы являются исследовательскими операциями с явлениями объектов любой науки, в то время как лингвистические применяются именно в лингвистике с целью изучения ее объекта и предмета.

Отсюда можно сделать вывод, что в такой интерпретации общенаучные и лингвистические методы имеют одно важное отличие: если лингвистические методы представляют собой совокупность операций (приемов, процедур), то общенаучные включают в себя одну операцию (прием, процедуру).

Нужно также указать на то, что методология лингвистики, как и любой науки, не лишена противоречий. Так, при признании или непризнании общенаучного характера указанных операционных элементов следует принимать во внимание диалектику частичного и общего. Совершенно очевидно, что, например, эксперимент как таковой является абстракцией, а реально в науке применяются физический, химический, педагогический, лингвистический и другие эксперименты. Возникает вопрос: не целесообразнее было бы выделять не общенаучный метод эксперимента, а физический, химический, педагогический, лингвистический эксперименты как отдельные приемы в составе различных физических, химических, педагогических, лингвистических методов? При этом стоит учитывать, что эксперимент в этих науках имеет и общее, и отличное.

Второе противоречие заключается в том, что так называемые общенаучные методы равны одному приему, а лингвистические методы представляет собой совокупность приемов. Из этого следует, что общенаучные методы как некий феномен несколько «беднее», нежели лингвистические.

Однако, чисто лингвистические методы не могут дать полную картину исследуемого объекта и предмета языкознания.

Таким образом, каждая научная дисциплина проходит определенный путь своего становления: от начального состояния, в котором интуитивно описывается объект, предмет, цель, задачи научной дисциплины, к завершающему, характеризующегося развитой и устоявшейся системой понятийно-терминологического аппарата и методологическими принципами анализа. Учитывая современное состояние языкознания с его основными проблемами в качестве предмета можно также назвать:

Источник

Предмет, объект и задачи языкознания

Вы будете перенаправлены на Автор24

Общая характеристика языкознания, его объект и предмет

Языкознание – это гуманитарная наука, которая изучает человеческий язык и его строение, функции, развитие, закономерности, функционирование и т.д.

Наука «языкознание» также известна под такими названиями, как «языковедение» и «лингвистика».

Объектом исследования является то, с чем непосредственно работает ученый. По объективным причинам человеческий язык не удовлетворяет данному критерию. Поэтому объектом языкознания выступает зафиксированные языковые явления: речевая деятельность, тексты, записи и т.д.

Языкознание поначалу формировалось и развивалось в качестве одного из направлений философии. Основными культурными ареалами, где осуществляли первые лингвистические исследования, были Ближний Восток (Месопотамия, Малая Азия, Сирия), Египет, Древняя Индия, Китай, а позже Древняя Греция и Рим.

В качестве самостоятельной научной дисциплины языкознание образовалось в начале XIX века.

За более чем двухсотлетнюю историю научного языкознания в нём выделилось несколько основных направлений:

Если акцентировать внимание на аспекты изучения языка, то языкознание можно разделить на внутреннее и внешнее. Внутреннее языкознание включает такие его направления, как общее, сравнительно-историческое, сопоставительное, структурное (включая, лексикологическое, грамматическое, фонетическое, фонологическое, фразеологическое). Внешнее языкознание, которое состоит из социологического, этнического, психологического, паралингвистического направлений, исследует язык с точки зрения воздействия общественной среды на процесс общения. Оно также изучает языковые изменения в зависимости от территории употребления языка (диалектология и лингвистическая география).

Готовые работы на аналогичную тему

Особое место в системе языкознания занимает интерлингвистика, занимающаяся изучением международных языков, которые люди, говорящие на разных языках, в большинстве случаев используют в качестве средства общения («лингва франка»).

Таким образом, можно констатировать, что предметом языкознания является язык во всём его многообразии, включая его развитие, закономерности, языковую систему и его свойства.

Задачи языкознания

Необходимость общества в языкознании заключается в решении задач, которые стоят перед ним:

Решение этих задач имеет не только теоретическое, но и практическое значение.

Система языкознания

Для более детального изучения своего предмета языкознание подразделяется на несколько направлений:

Грамматика (от греческого слова «gramma», которое переводится как «письменный знак») представляет собой обширный раздел языкознания, который занимается изучением форм изменения и строения слов, типологией словосочетаний и предложений. Грамматика включает в себя морфологию и синтаксис.

Синтаксис (от греческого слова «syntaxis», которое переводится как «составление, построение») занимается выявлением закономерностей в построении словосочетаний и предложений.

Другим крупным разделом языкознания является фонетика (от греческого слова «рhone», которое переводится как «звук»), которая занимается исследованием языковых звуков через изучение их свойств, артикуляции, акустики, законов, по которым они формировались и развивались, правил их функционирования.

Источник

Предмет, объект и задачи языкознания

Что такое объект языкознания. Смотреть фото Что такое объект языкознания. Смотреть картинку Что такое объект языкознания. Картинка про Что такое объект языкознания. Фото Что такое объект языкознания Что такое объект языкознания. Смотреть фото Что такое объект языкознания. Смотреть картинку Что такое объект языкознания. Картинка про Что такое объект языкознания. Фото Что такое объект языкознания Что такое объект языкознания. Смотреть фото Что такое объект языкознания. Смотреть картинку Что такое объект языкознания. Картинка про Что такое объект языкознания. Фото Что такое объект языкознания Что такое объект языкознания. Смотреть фото Что такое объект языкознания. Смотреть картинку Что такое объект языкознания. Картинка про Что такое объект языкознания. Фото Что такое объект языкознания

Что такое объект языкознания. Смотреть фото Что такое объект языкознания. Смотреть картинку Что такое объект языкознания. Картинка про Что такое объект языкознания. Фото Что такое объект языкознания

Что такое объект языкознания. Смотреть фото Что такое объект языкознания. Смотреть картинку Что такое объект языкознания. Картинка про Что такое объект языкознания. Фото Что такое объект языкознания

Из выше сказанного можно определить, что объектом языкознания является язык во всем объеме его свойств и функций, его строение, функционирование и историческое развитие.

Современное языкознание разделяется на общее и частное. Общее языкознание изучает наиболее общие свойства языка и методы его исследования, а также связи языкознания с другими областями знания. Частное языкознание изучает какую-либо сторону языка или отдельный язык (группы языков). Например, русистика, японистика и т.д. Языкознание может быть синхроническим или диахроническим. Синхроническое языкознание описывает факты исследуемого языка в какой-либо конкретный момент его истории. Диахроническое языкознание описывает развитие языка на протяжении какого-либо отрезка времени.

Языковедение тесно связано со многими другими науками, такими как история, философия, литературоведение, психология, этнография, физиология и т.д.

В последние десятилетия в результате взаимодействия языковедения с другими науками возникли новые научные дисциплины на стыке традиционных областей знания – социолингвистика, психолингвистика, математическая лингвистика и некоторые другие.

Языкознание, или лингвистика (от лат. lingua – язык), – это наука о языке, сложившаяся в связи с потребностью людей в осмыслении такого явления, как язык.

Язык как система состоит из языковых единиц, которые группируются в уровни.

Строение каждого уровня, отношения единиц между собой являются предметом изучения разделов языкознания:

Фонетика (от греч. рhone – звук) – раздел языкознания, изучающий звуки языка, их акустические и артикуляционные свойства, законы их образования, правила функционирования (например, правила сочетаемости звуков, распределения гласных и согласных и т. д.).

Морфология (от греч. morphe – форма, logos – слово, учение) – один из разделов грамматики, изучающий морфемный состав языка, типы морфем, характер их взаимодействия и функционирования в составе единиц более высоких уровней.

Синтаксис (от греч. syntaxis – составление, построение) – это раздел грамматики, изучающий закономерности построения предложений и сочетания слов в словосочетании. Синтаксис включает в себя две основные части: учение о словосочетании и учение о предложении.

Что такое объект языкознания. Смотреть фото Что такое объект языкознания. Смотреть картинку Что такое объект языкознания. Картинка про Что такое объект языкознания. Фото Что такое объект языкознания

Традиционно морфология и синтаксис объединяются, составляя два относительно самостоятельных раздела, в более общую лингвистическую науку – грамматику (от греч. gramma – письменный знак) – раздел языкознания, содержащий учение о формах словоизменения, строении слов, видах словосочетаний и типах предложения.

Лексикология (от греч. lexikos – словесный, словарный, logos – учение) – это раздел языкознания, изучающий слово и словарный состав языка в целом. Лексикология включает в себя следующие разделы:

Источник

Что такое объект языкознания

Языкознание – наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования и его историческом развитии и классификации конкретных языков.

Общее языкознание — занимается свойствами, присущими любому языку, и отличается от используемых им частных языковедческих дисциплин, которые выделяются в языкознании по своему предмету — либо по отдельному языку (например, русский язык — русистика, японский язык — японистика, и т. п.)

Если рассматривать язык с точки зрения языковой и внеязыковой, то Внешняя лингвистика изучает то, как язык соотносится с внешними факторами (социолингвистика, психолингв., этнолингв., прагмалингв.). Внутренняя лингвистика изучает внутреннее устройство: языковые единицы, уровни языка, особенности внутреннего развития языка (законы).

Также можно рассматривать язык в диахроническом и синхроническом аспекте. Диахроническое – рассматривает состояние языка на протяжении всей истории, а синхроническое – только на определённом этапе.

Кроме того, языкознание может быть практическим, теоретическом, прикладным. Практическое – занимается конкретными языками с целью их использования как средства общения. Теоретическое – изучает сущность языка как системы, его единицы и соотношение между ними, природу грамматических категорий и прочее. Прикладное – отрасль занимающаяся разработкой и приложением лингвистических данных к потребностям общества.

Источник

Что такое объект языкознания

Предмет, объект и задачи языкознания

Из вышесказанного можно определить, что объектом языкознания является язык во всем объеме его свойств и функций, его строение, функционирование и историческое развитие.

Современное языкознание разделяется на общее и частное. Общее языкознание изучает наиболее общие свойства языка и методы его исследования, а также связи языкознания с другими областями знания. Частное языкознание изучает какую-либо сторону языка или отдельный язык (группы языков). Например, русистика, японистика и т.д. Языкознание может быть синхроническим или диахроническим. Синхроническое языкознание описывает факты исследуемого языка в какой-либо конкретный момент его истории. Диахроническое языкознание описывает развитие языка на протяжении какого-либо отрезка времени.

Ø Установление природы и сущности языка
Ø Изучение структуры языка
Ø Изучение языка как целостной системы
Ø Изучение вопроса развития языка
Ø Изучение вопроса возникновения и развития письма
Ø Классификация языков
Ø Выбор методов исследования: сравнительно-исторический, описательный, сравнительный, квантитативный
Ø Изучение связи языкознания с другими науками

Языковедение тесно связано со многими другими науками, такими как история, философия, литературоведение, психология, этнография, физиология и т.д.

В последние десятилетия в результате взаимодействия языковедения с другими науками возникли новые научные дисциплины на стыке традиционных областей знания – социолингвистика, психолингвистика, математическая лингвистика и некоторые другие.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *