Что такое объект языкознания
Объект и предмет языкознания
Вы будете перенаправлены на Автор24
Объект и предмет языкознания в диахронии
Объект языкознания – это общее направление языковедческих исследований. А предмет языкознания является одним или совокупностью определённых аспектов, конкретизирующих объект исследования.
Бурное развитие языкознания в ХХ-ХХI вв. поставило вопрос о пересмотре устоявшихся подходов к изучению языка. Быстрая смена научных парадигм, развитие новых методологических основ подтвердили многогранность языка и его функционирования. Соответственно, философские подходы постмодерна обусловили «лингвистический и дискурсивный перевороты» в широкой области общественных наук. Многочисленные языковедческие школы XX в., придя к выводу о всеобъемлемости языка, сконцентрировали внимание на поиске и изучении новых объектов исследования, включающие в свой состав, прежде всего, признаки деятельностной динамики, сложности, интеграции.
Становление этих методологических вех направило языковедческие исследования на новые объекты, обозначило актуальные и новые перспективы научного поиска и выявило значимые для современного общественного развития области их практического применения.
Таким образом, объектом в новых условиях становится язык как сложное, динамическое явление, в то время как содержание предмета языкознания раскрывается в:
Стоит отметить, что подход к языку как динамическому явлению, обращение к его речевому измерению заложено еще в трудах В. фон Гумбольдта, с точки зрения которого язык является постоянным и вместе с тем в каждый данный момент меняющимся явлением. Речь является не продуктом деятельности, а самой деятельностью, и в настоящее время под языком можно понимать только всю совокупность актов речевой деятельности.
Готовые работы на аналогичную тему
В действительности к сущности объекта и предмета языкознания обращается много учёных XX в. Так, выделение речевой деятельности дало толчок развитию основ частной лингвистики, изложенных в концепциях Ф. де Соссюра, Ш. Балли, струкуралистов, Пражского лингвистического кружка и других.
Рисунок 1. Ш. Балли. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Концепция языка Ф. де Соссюра, демонстрирующая, с одной стороны, крайнее проявление тенденции к систематизации, структурному упорядочению языка направила также внимание на проблему изучения глубинного механизма актуализации языковых потенций в речи, функционирование языковых единиц различных уровней в процессе коммуникации, пересмотр устоявшихся языковых категорий с точки зрения их сложности их взаимодействия, которые легли в основу предмета языкознания того времени. Ученый строит свою концепцию на оппозиции языка как системно организованной сущности и речи, как ее реализации.
Однако дихотомия языка и речи как объект языкознания, установленный Ф. де Соссюром, нередко предоставляла в дальнейших исследованиях понятию языка своего рода технико-вспомогательную, «инструментальную» окраску.
Так, например, А. Мартине определяет язык как инструмент коммуникации, опираясь на который можно проанализировать народный опыт, по-разному сложившийся в каждой общине. Он заключен в единицах, наделенных семантическим содержанием и фонической выражением – монемах.
Монема – это фоническое выражение, артикулирующееся, в свою очередь, в опознавательных и последовательных единицах – фонемах, представленных в определенном количестве в каждом языке, сущность и взаимоотношения которых также отличаются от одного языка к другому.
Но возвращение к пониманию языка как организму, который вечно себя порождает, в котором существуют определённые законы, но объем и в определенной степени также способ порождения остаются совершенно произвольными, направляло многих исследователей к поиску механизмов речевого функционирования как нового объекта языковедческой науки.
Обращение к деятельностному измерению широко распространенно среди современных исследователей, изучающих проблемы речевого общения, коммуникацию в широком социо-дискурсивной плане. Сочетание системного и функционального подходов к изучению языка можно проследить в Тезисах Пражского лингвистического кружка, где отмечается, что к лингвистическому анализу необходимо подходить с функциональной точки зрения.
Соответственно, Пражский лингвистический кружок сформулировал объективную задачу – изучение языка как системы средств выражения, используемых для достижения определённой цели. Ни одно явление в языке нельзя понять без учета системы, к которой оно принадлежит.
Современный подход к объекту и предмету языкознания
Современные исследователи приходят к выводу, что системное деятельностное изучения языка убедительно свидетельствует о том, что системность сущностным образом характеризует как процесс речевой коммуникации в целом (объект), так и его основные компоненты (предмет):
Кроме того, на определение современных объекта и предмета языкознания также влияют методы исследования, как общенаучные, так и лингвистические. Общенаучные методы являются исследовательскими операциями с явлениями объектов любой науки, в то время как лингвистические применяются именно в лингвистике с целью изучения ее объекта и предмета.
Отсюда можно сделать вывод, что в такой интерпретации общенаучные и лингвистические методы имеют одно важное отличие: если лингвистические методы представляют собой совокупность операций (приемов, процедур), то общенаучные включают в себя одну операцию (прием, процедуру).
Нужно также указать на то, что методология лингвистики, как и любой науки, не лишена противоречий. Так, при признании или непризнании общенаучного характера указанных операционных элементов следует принимать во внимание диалектику частичного и общего. Совершенно очевидно, что, например, эксперимент как таковой является абстракцией, а реально в науке применяются физический, химический, педагогический, лингвистический и другие эксперименты. Возникает вопрос: не целесообразнее было бы выделять не общенаучный метод эксперимента, а физический, химический, педагогический, лингвистический эксперименты как отдельные приемы в составе различных физических, химических, педагогических, лингвистических методов? При этом стоит учитывать, что эксперимент в этих науках имеет и общее, и отличное.
Второе противоречие заключается в том, что так называемые общенаучные методы равны одному приему, а лингвистические методы представляет собой совокупность приемов. Из этого следует, что общенаучные методы как некий феномен несколько «беднее», нежели лингвистические.
Однако, чисто лингвистические методы не могут дать полную картину исследуемого объекта и предмета языкознания.
Таким образом, каждая научная дисциплина проходит определенный путь своего становления: от начального состояния, в котором интуитивно описывается объект, предмет, цель, задачи научной дисциплины, к завершающему, характеризующегося развитой и устоявшейся системой понятийно-терминологического аппарата и методологическими принципами анализа. Учитывая современное состояние языкознания с его основными проблемами в качестве предмета можно также назвать:
Предмет, объект и задачи языкознания
Вы будете перенаправлены на Автор24
Общая характеристика языкознания, его объект и предмет
Языкознание – это гуманитарная наука, которая изучает человеческий язык и его строение, функции, развитие, закономерности, функционирование и т.д.
Наука «языкознание» также известна под такими названиями, как «языковедение» и «лингвистика».
Объектом исследования является то, с чем непосредственно работает ученый. По объективным причинам человеческий язык не удовлетворяет данному критерию. Поэтому объектом языкознания выступает зафиксированные языковые явления: речевая деятельность, тексты, записи и т.д.
Языкознание поначалу формировалось и развивалось в качестве одного из направлений философии. Основными культурными ареалами, где осуществляли первые лингвистические исследования, были Ближний Восток (Месопотамия, Малая Азия, Сирия), Египет, Древняя Индия, Китай, а позже Древняя Греция и Рим.
В качестве самостоятельной научной дисциплины языкознание образовалось в начале XIX века.
За более чем двухсотлетнюю историю научного языкознания в нём выделилось несколько основных направлений:
Если акцентировать внимание на аспекты изучения языка, то языкознание можно разделить на внутреннее и внешнее. Внутреннее языкознание включает такие его направления, как общее, сравнительно-историческое, сопоставительное, структурное (включая, лексикологическое, грамматическое, фонетическое, фонологическое, фразеологическое). Внешнее языкознание, которое состоит из социологического, этнического, психологического, паралингвистического направлений, исследует язык с точки зрения воздействия общественной среды на процесс общения. Оно также изучает языковые изменения в зависимости от территории употребления языка (диалектология и лингвистическая география).
Готовые работы на аналогичную тему
Особое место в системе языкознания занимает интерлингвистика, занимающаяся изучением международных языков, которые люди, говорящие на разных языках, в большинстве случаев используют в качестве средства общения («лингва франка»).
Таким образом, можно констатировать, что предметом языкознания является язык во всём его многообразии, включая его развитие, закономерности, языковую систему и его свойства.
Задачи языкознания
Необходимость общества в языкознании заключается в решении задач, которые стоят перед ним:
Решение этих задач имеет не только теоретическое, но и практическое значение.
Система языкознания
Для более детального изучения своего предмета языкознание подразделяется на несколько направлений:
Грамматика (от греческого слова «gramma», которое переводится как «письменный знак») представляет собой обширный раздел языкознания, который занимается изучением форм изменения и строения слов, типологией словосочетаний и предложений. Грамматика включает в себя морфологию и синтаксис.
Синтаксис (от греческого слова «syntaxis», которое переводится как «составление, построение») занимается выявлением закономерностей в построении словосочетаний и предложений.
Другим крупным разделом языкознания является фонетика (от греческого слова «рhone», которое переводится как «звук»), которая занимается исследованием языковых звуков через изучение их свойств, артикуляции, акустики, законов, по которым они формировались и развивались, правил их функционирования.
Предмет, объект и задачи языкознания
Из выше сказанного можно определить, что объектом языкознания является язык во всем объеме его свойств и функций, его строение, функционирование и историческое развитие.
Современное языкознание разделяется на общее и частное. Общее языкознание изучает наиболее общие свойства языка и методы его исследования, а также связи языкознания с другими областями знания. Частное языкознание изучает какую-либо сторону языка или отдельный язык (группы языков). Например, русистика, японистика и т.д. Языкознание может быть синхроническим или диахроническим. Синхроническое языкознание описывает факты исследуемого языка в какой-либо конкретный момент его истории. Диахроническое языкознание описывает развитие языка на протяжении какого-либо отрезка времени.
Языковедение тесно связано со многими другими науками, такими как история, философия, литературоведение, психология, этнография, физиология и т.д.
В последние десятилетия в результате взаимодействия языковедения с другими науками возникли новые научные дисциплины на стыке традиционных областей знания – социолингвистика, психолингвистика, математическая лингвистика и некоторые другие.
Языкознание, или лингвистика (от лат. lingua – язык), – это наука о языке, сложившаяся в связи с потребностью людей в осмыслении такого явления, как язык.
Язык как система состоит из языковых единиц, которые группируются в уровни.
Строение каждого уровня, отношения единиц между собой являются предметом изучения разделов языкознания:
Фонетика (от греч. рhone – звук) – раздел языкознания, изучающий звуки языка, их акустические и артикуляционные свойства, законы их образования, правила функционирования (например, правила сочетаемости звуков, распределения гласных и согласных и т. д.).
Морфология (от греч. morphe – форма, logos – слово, учение) – один из разделов грамматики, изучающий морфемный состав языка, типы морфем, характер их взаимодействия и функционирования в составе единиц более высоких уровней.
Синтаксис (от греч. syntaxis – составление, построение) – это раздел грамматики, изучающий закономерности построения предложений и сочетания слов в словосочетании. Синтаксис включает в себя две основные части: учение о словосочетании и учение о предложении.
Традиционно морфология и синтаксис объединяются, составляя два относительно самостоятельных раздела, в более общую лингвистическую науку – грамматику (от греч. gramma – письменный знак) – раздел языкознания, содержащий учение о формах словоизменения, строении слов, видах словосочетаний и типах предложения.
Лексикология (от греч. lexikos – словесный, словарный, logos – учение) – это раздел языкознания, изучающий слово и словарный состав языка в целом. Лексикология включает в себя следующие разделы:
Что такое объект языкознания
Языкознание – наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования и его историческом развитии и классификации конкретных языков.
Общее языкознание — занимается свойствами, присущими любому языку, и отличается от используемых им частных языковедческих дисциплин, которые выделяются в языкознании по своему предмету — либо по отдельному языку (например, русский язык — русистика, японский язык — японистика, и т. п.)
Если рассматривать язык с точки зрения языковой и внеязыковой, то Внешняя лингвистика изучает то, как язык соотносится с внешними факторами (социолингвистика, психолингв., этнолингв., прагмалингв.). Внутренняя лингвистика изучает внутреннее устройство: языковые единицы, уровни языка, особенности внутреннего развития языка (законы).
Также можно рассматривать язык в диахроническом и синхроническом аспекте. Диахроническое – рассматривает состояние языка на протяжении всей истории, а синхроническое – только на определённом этапе.
Кроме того, языкознание может быть практическим, теоретическом, прикладным. Практическое – занимается конкретными языками с целью их использования как средства общения. Теоретическое – изучает сущность языка как системы, его единицы и соотношение между ними, природу грамматических категорий и прочее. Прикладное – отрасль занимающаяся разработкой и приложением лингвистических данных к потребностям общества.
Что такое объект языкознания
Предмет, объект и задачи языкознания
Из вышесказанного можно определить, что объектом языкознания является язык во всем объеме его свойств и функций, его строение, функционирование и историческое развитие.
Современное языкознание разделяется на общее и частное. Общее языкознание изучает наиболее общие свойства языка и методы его исследования, а также связи языкознания с другими областями знания. Частное языкознание изучает какую-либо сторону языка или отдельный язык (группы языков). Например, русистика, японистика и т.д. Языкознание может быть синхроническим или диахроническим. Синхроническое языкознание описывает факты исследуемого языка в какой-либо конкретный момент его истории. Диахроническое языкознание описывает развитие языка на протяжении какого-либо отрезка времени.
Ø Установление природы и сущности языка
Ø Изучение структуры языка
Ø Изучение языка как целостной системы
Ø Изучение вопроса развития языка
Ø Изучение вопроса возникновения и развития письма
Ø Классификация языков
Ø Выбор методов исследования: сравнительно-исторический, описательный, сравнительный, квантитативный
Ø Изучение связи языкознания с другими науками
Языковедение тесно связано со многими другими науками, такими как история, философия, литературоведение, психология, этнография, физиология и т.д.
В последние десятилетия в результате взаимодействия языковедения с другими науками возникли новые научные дисциплины на стыке традиционных областей знания – социолингвистика, психолингвистика, математическая лингвистика и некоторые другие.