Что такое объективное в философии
ОБЪЕКТИВНОЕ
Полезное
Смотреть что такое «ОБЪЕКТИВНОЕ» в других словарях:
ОБЪЕКТИВНОЕ — ОБЪЕКТИВНОЕ, то, что принадлежит самому объекту, не зависит от субъекта, существует вне и независимо от сознания человека … Современная энциклопедия
ОБЪЕКТИВНОЕ — то, что принадлежит объекту, существует вне сознания людей … Большой Энциклопедический словарь
объективное — ОБЪЕКТИВНОЕ одна из важнейших философских категорий, указывающая на существование феноменов, не зависящих от человеческого сознания. Прежде всего, это физические вещи и события, имеющие место в пространстве и времени. Это другие люди, их… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Объективное — ОБЪЕКТИВНОЕ, то, что принадлежит самому объекту, не зависит от субъекта, существует вне и независимо от сознания человека. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ОБЪЕКТИВНОЕ — (от лат. расположенное перед): относящееся к объекту; расположенное перед субьектом. Тогда все то, что «представлено» – даже если это данность воображения, – может быть названо «объективным» (Декарт). В этом смысле термин «объективное» четко… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
ОБЪЕКТИВНОЕ — (от лат. objectus расположенное перед): относящееся к объекту; расположенное перед субъектом. Тогда все то, что «представлено» даже если это данность воображения, может быть названо «объективным» (Декарт). В этом смысле термин «объективное» четко … Философский словарь
объективное — то, что принадлежит объекту, предметное, непредвзятое, не зависящее от субъективных мнений и интересов. * * * ОБЪЕКТИВНОЕ ОБЪЕКТИВНОЕ, то, что принадлежит объекту, существует вне сознания людей … Энциклопедический словарь
Объективное — Объективная реальность философская категория, действительность (в науке соответствует понятию материя) вообще всё то, что существует. Всё то что существует может существовать только в объективной реальности. Материалисты обычно представляют… … Википедия
Объективное — то, что принадлежит самому объекту, не зависит от субъекта, существует вне и независимо от сознания человека … Исследовательская деятельность. Словарь
Объективное вменение — это привлечение лица к уголовной ответственности без установления его вины. Объективное вменение может заключаться как в привлечении к уголовной ответственности за случайные последствия действий человека, так и в привлечении к ответственности лиц … Википедия
Объективность — что это такое, примеры, отличия от субъективности
Что такое объективность?
Объективность — это независимость взглядов, мнений, утверждений и т.п. от интересов, вкусов и предпочтений субъекта (человека), умение беспристрастно и открыто вникать в суть дела или проблемы, представлять объект в не зависимости от субъекта.
Термин объективность пришел к нам из латинского языка от слова objectum и дословно переводится как «предмет».
В Большом психологическом словаре описаны следующие параметры объективности:
Например, когда мы ведем рассуждения о таких категориях как — интересы, предпочтения, красота, вкус, стиль — мы неосознанно применяем прием личного оценивания или опираемся на приобретенный опыт. Соответственно, мы рассуждаем субъективно. Когда мы ведем речь о точных измерениях или научно доказанных фактах мы высказываем объективное мнение, так как за основу берутся уже утвержденные данные.
Противоположным объективности понятием является субъективность.
Отличия объективности от субъективности
Антонимичная черта — субъективность. Человек, рассуждающий субъективно, высказывает мысли и суждения, которые зависят от взглядов и мнений субъекта. Субъектом может выступать не только конкретная личность, но и коллектив, общество, нация или даже все человечество.
Например, субъективность характеризовала веру в существование загробного мира, в вечную жизнь души человека и т.д. Субъективным когда-то было убеждение в возможности создания в ближайшем будущем общества, где отсутствует частная собственность, тяжелая работа и социальное неравенство.
Можно определить несколько ступеней субъективности:
Объективность отличается от субъективности тем, что объективные взгляды не опираются на чувства и эмоции, они являются утвержденными фактами. Субъективные взгляды – это суждения, которые опираются на оценки, чувства, эмоции. Субъективно мыслящий человек относится к ситуации со своей точки зрения, опираясь на свой личный опыт.
Примеры объективности
Возьмём несколько примеров из жизни. В частности, хороший пример объективности — преподаватель, который оценивает ученика исключительно по его знаниям, а не руководствуется личными предпочтениями и не завышает оценку «любимчикам». В жизни часто бывает иначе — преподаватель может завысить оценку ученику, который ему симпатичен, даже если тот не дотягивает, но это уже не будет объективной оценкой его знаний. Объективность = полная беспристрастность.
Рассмотрим и другой пример — из футбола. Случается так, что главный судья во время матча в спорных моментах может принять решение в пользу команды, которая ему больше нравится (возможно, он лично знаком с кем-то из игроков, или с тренером, и хочет помочь этой команде). Если судья в спорных моментах руководствуется симпатией — это уже субъективность. Но если он может полностью абстрагироваться от личных предпочтений и принять беспристрастное решение (пусть даже не в пользу любимой команды), значит это решение объективно.
Объективность в науке
Наука – сфера самого эффективного преодоления субъективности. Идеальным результатом научного познания является факт, полностью свободный от «точки зрения», с которой ведет свое наблюдение ученый. Мир в науке должен описываться «с ничьей точки зрения», такое определение дал немецкий философ Э. Кассирер. Данный идеал труднодостижим, но является необходимым условием развития и прогресса в науке.
Объективность – одно из ключевых требований, предъявляемых к методам науки. Необходимо полностью исключить субъективное толкование. В особенность научного метода положен принцип научной объективности, в соответствии с которым ученые должны:
То есть, объективность – требование, приближающее научный подход к истине, но не делающее его полностью истинным, так как невозможно достичь абсолютной объективности не в одной научной сфере. Объективность напрямую зависит от истории, убеждения, которые были объективны в одном столетии, могут стать субъективными в другом. Например, специалисты в области астрономии более двух тысячелетий геоцентрическую картину мира (Земля в центре) называли объективной. Только спустя века великие ученые и философские деятели, такие как Николай Коперник, Галилео Галилей, Джордано Бруно, доказали, что истинной является гелиоцентрическая система мира (Солнце в центре).
Трансформацию объективности в субъективность можно проследить во время перехода от устаревшей теории к новоизобретенной. По статистическим данным, подобные изменения происходят резко или случаются позднее, уже после смерти разработчиков нового учения. Теория Коперника приобрела немного последователей в течение века после ухода ученого из жизни и была признана объективной гораздо позже. «Математические начала натуральной философии» Исаака Ньютона более полувека не были признаны в мире, в особенности в странах центральной Европы.
Объективность в философских учениях
С точки зрения философской мысли, реальность как единство фактов, предметов, действий, несомненно, объективна, но только в каждый конкретный период времени. Но реальность постоянно изменяется, и ее почти всегда оценивает субъект, этим объясняется ее субъективность.
Объективность в философских учениях – это:
В эпистемологических учениях 17—18 столетий преобладало мнение, что объективность и научность фактов обязательно должны быть истинными, а утверждения, которые допускают разночтений в понятиях истинности и лжи, не могут называться объективными и научно доказанными. Данная версия была спровоцирована тем, что в сферу науки входили только естественнонаучные дисциплины. Социальные и гуманитарные области были только преднауками, которые значительно отставали в своей сформированности от природных наук.
Объективность, обоснованность взглядов и научность сводились к версии, что истинные знания, которые зависят только от устройства вселенной и не имеют последовательных ступеней, являются вечными и незыблемыми, поэтому могут быть устойчивой основой для учений и поступков. Там, где отсутствует истина, нет места объективности, поэтому все является субъективным и изменчивым. Формы отражения реального устройства мира объяснялись через понятия истины, причем это касалось не только научных истин, но и истин морали, культуры, литературы и т.д. Добродетель и красота были практическими видами истины. Связь объективности с истиной повлияла на то, что различные употребления языка свелись к описанию, так как только оно может быть достоверным и надежным. Такие языковые способы, как оценивание, норма, обещание, декларирование, экспрессия и другие считались скрытыми описаниями и считались случайными, субъективными и недостоверными.
В последнем десятилетии 19 века представители позитивизма соединили различные неописательные утверждения, стали называть их «оценками» и потребовали не использовать их в языке науки. Вместе с этим сторонники философии жизни, не разделявшие взгляды позитивистов, стали говорить о важности подобных «оценок» для развития человечества. Они настаивали на том, чтобы их не устраняли из языка общественных наук. Данная полемика актуальна и в наше время. Но, если в социальных и гуманитарных учениях не будут содержаться различные советы относительно действий и поступков человека, они попросту будут нецелесообразны. Экономика, социология, политология, языкознание, психология и другие научные отрасли, выстроенные по примеру физики, в которой отсутствуют субъективные суждения, не принесут пользы человечеству.
Заключение
Объективность и субъективность – это две антонимичные формы восприятия действительности. Субъективность – индивидуальные взгляды человека. Объективность – факты, основанные на достоверных источниках информации и научно доказанные.
ОБЪЕКТИВНОЕ
Смотреть что такое «ОБЪЕКТИВНОЕ» в других словарях:
ОБЪЕКТИВНОЕ — то, что принадлежит самому объекту, не зависит от субъекта. В употреблении термина О. в филос. лит ре можно выделить след. аспекты: о н т о л о г и ч. аспект, в к ром О. является то, что существует вне и независимо от человека и человечества… … Философская энциклопедия
ОБЪЕКТИВНОЕ — ОБЪЕКТИВНОЕ, то, что принадлежит самому объекту, не зависит от субъекта, существует вне и независимо от сознания человека … Современная энциклопедия
ОБЪЕКТИВНОЕ — то, что принадлежит объекту, существует вне сознания людей … Большой Энциклопедический словарь
объективное — ОБЪЕКТИВНОЕ одна из важнейших философских категорий, указывающая на существование феноменов, не зависящих от человеческого сознания. Прежде всего, это физические вещи и события, имеющие место в пространстве и времени. Это другие люди, их… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Объективное — ОБЪЕКТИВНОЕ, то, что принадлежит самому объекту, не зависит от субъекта, существует вне и независимо от сознания человека. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ОБЪЕКТИВНОЕ — (от лат. расположенное перед): относящееся к объекту; расположенное перед субьектом. Тогда все то, что «представлено» – даже если это данность воображения, – может быть названо «объективным» (Декарт). В этом смысле термин «объективное» четко… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
объективное — то, что принадлежит объекту, предметное, непредвзятое, не зависящее от субъективных мнений и интересов. * * * ОБЪЕКТИВНОЕ ОБЪЕКТИВНОЕ, то, что принадлежит объекту, существует вне сознания людей … Энциклопедический словарь
Объективное — Объективная реальность философская категория, действительность (в науке соответствует понятию материя) вообще всё то, что существует. Всё то что существует может существовать только в объективной реальности. Материалисты обычно представляют… … Википедия
Объективное — то, что принадлежит самому объекту, не зависит от субъекта, существует вне и независимо от сознания человека … Исследовательская деятельность. Словарь
Объективное вменение — это привлечение лица к уголовной ответственности без установления его вины. Объективное вменение может заключаться как в привлечении к уголовной ответственности за случайные последствия действий человека, так и в привлечении к ответственности лиц … Википедия
Что такое объективное в философии
ОБЪЕКТИВНОЕ
ОБЪЕКТИВНОЕ – то, что существует независимо от индивидуального сознания; прежде всего это физические вещи и события в пространстве и времени; другие люди, их действия и состояния сознания; собственное тело индивида. С точки зрения объективного идеализма объективно-реально существует Абсолют.
В истории философии объективный мир жестко противопоставлялся субъективному. Вместе с тем существуют серьезные основания считать, что субъективное возникает как результат коммуникативных взаимодействий субъекта с другими. Коммуникация, предполагая участвующих в ней субъектов и тем самым относясь к субъективному, в то же время осуществляется в пространстве и времени посредством объективных средств (знаки языка, жесты, действия и т.д.). Такого рода объективное иногда называют интерсубъективным.
Предметы культуры и воплощенные в них смыслы (включая орудия, инструменты, приборы, произведения архитектуры, художественные, научные, философские и иные тексты) существуют объективно, но в то же время предполагают индивидуальных субъектов (с их субъективным миром) и субъектов коллективных. Именно субъекты создают предметы культуры и их смыслы. Объективные смыслы, в т.ч. и те смыслы, которые пока никем не осознаются, могут существовать лишь постольку, поскольку имеются субъекты, способные их выявить, сделать собственным субъективным достоянием (поэтому не прав К.Поппер, когда он допускает возможность существования объективного знания без познающего субъекта). В том случае, если таких субъектов по каким-то причинам не имеется (они погибли, забыли язык, на котором написаны тексты, и т.д.), объективность предметов культуры превращается в объективность физических вещей, а их объективные смыслы утрачиваются.
При решении некоторых проблем приходится различать разные уровни объективного мира. Так, напр., психолог Дж.Гибсон считает, что понять восприятие в качестве способа извлечения информации из объективного мира можно только в том случае, если мы отличим окружающий мир, с которым имеет дело восприятие, от физического мира, о котором говорит наука. Характеристики окружающего мира во многом отличны от того, что свойственно физическому миру (это касается прежде всего пространства, времени, событий и др.). К тому же окружающему миру присущи определенные возможности, которые существуют вполне объективно, но в то же время имеют смысл лишь в соотношении с потребностями и размерами воспринимающего существа (животного или человека).
ОБЪЕКТИВНОЕ
ОБЪЕКТИВНОЕ – то, что существует независимо от индивидуального сознания; прежде всего это физические вещи и события в пространстве и времени; другие люди, их действия и состояния сознания; собственное тело индивида. С точки зрения объективного идеализма объективно-реально существует Абсолют.
В истории философии объективный мир жестко противопоставлялся субъективному. Вместе с тем существуют серьезные основания считать, что субъективное [СУБЪЕКТИВНОЕ] возникает как результат коммуникативных взаимодействий субъекта с другими. Коммуникация, предполагая участвующих в ней субъектов и тем самым относясь к субъективному, в то же время осуществляется в пространстве и времени посредством объективных средств (знаки языка, жесты, действия и т.д.). Такого рода объективное иногда называют интерсубъективным.
Предметы культуры и воплощенные в них смыслы (включая орудия, инструменты, приборы, произведения архитектуры, художественные, научные, философские и иные тексты) существуют объективно, но в то же время предполагают индивидуальных субъектов (с их субъективным миром) и субъектов коллективных. Именно субъекты создают предметы культуры и их смыслы. Объективные смыслы, в т.ч. и те смыслы, которые пока никем не осознаются, могут существовать лишь постольку, поскольку имеются субъекты, способные их выявить, сделать собственным субъективным достоянием (поэтому не прав К.Поппер, когда он допускает возможность существования объективного знания без познающего субъекта). В том случае, если таких субъектов по каким-то причинам не имеется (они погибли, забыли язык, на котором написаны тексты, и т.д.), объективность предметов культуры превращается в объективность физических вещей, а их объективные смыслы утрачиваются.
При решении некоторых проблем приходится различать разные уровни объективного мира. Так, напр., психолог Дж.Гибсон считает, что понять восприятие в качестве способа извлечения информации из объективного мира можно только в том случае, если мы отличим окружающий мир, с которым имеет дело восприятие, от физического мира, о котором говорит наука. Характеристики окружающего мира во многом отличны от того, что свойственно физическому миру (это касается прежде всего пространства, времени, событий и др.). К тому же окружающему миру присущи определенные возможности, которые существуют вполне объективно, но в то же время имеют смысл лишь в соотношении с потребностями и размерами воспринимающего существа (животного или человека).