Что такое объективные и субъективные факторы

ЕГЭ. Общество.Тема 5. Объективные и субъективные факторы развития общества

Что такое объективные и субъективные факторы. Смотреть фото Что такое объективные и субъективные факторы. Смотреть картинку Что такое объективные и субъективные факторы. Картинка про Что такое объективные и субъективные факторы. Фото Что такое объективные и субъективные факторы

Общество постоянно развивается, это динамическая система. Что же влияет на это развитие, движет обществом? Иначе говоря, каковы факторы общественного развития?

Таких факторов две группы: объективные и субъективные.

Субъект— от от лат. subjectum — подлежащее. Это то лицо или группы лиц, которые совершают конкретное действие. Значит, субъективные факторы — это те обстоятельства, которые происходят по воле отдельных людей или групп, продуманно, сознательно.

Перечислим факторы развития общества.

Объективные факторы развития общества

Субъективные факторы развития общества

ФакторыПримеры
1.Деятельность отдельных личностей.История знает немало примеров, когда личность меняет её ход. Вспомним Наполеона, Гитлера, сумевших вовлечь в войну множество стран и народов, изменивших ход истории.
2.Деятельность групп людей, например, партии, военной хунты.В период великой Октябрьской социалистической революции большевики пришли к власти, изменив полностью существующий строй в России.
3.деятельность народных масс. Роль народа в истории великаВ России было множество бунтов, народных восстаний( например, Степана Разина или Емельяна Пугачёва).Конечно, все они были подавлена – с царской армией народу было сложно воевать. Однако ни одно восстание не осталось бесследным. Царю и правительству приходилось считаться с возмущением народа, облегчать его участь.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник

Факторы развития общества. Субъективные и объективные факторы

Общество – это не только способ совместного существования людей и воспроизводства устойчивых социальных структур и отношений. Это также динамично развивающаяся и постоянно совершенствующаяся система. Социально-историческое развитие – это изменение общества, приводящее к появлению новых общественных отношений, институтов, ценностей, норм. Направления, формы, особенности развития общества обусловлены рядом объективных и субъективных факторов.

Что такое объективные и субъективные факторы. Смотреть фото Что такое объективные и субъективные факторы. Смотреть картинку Что такое объективные и субъективные факторы. Картинка про Что такое объективные и субъективные факторы. Фото Что такое объективные и субъективные факторы

Объективные факторы – те, которые не зависят от воли и сознания людей, но оказывают существенное влияние на характер их деятельности. Речь идет об отношениях и условиях, в которых люди живут и творят историю:

Субъективные факторы – являются воплощением способности человека изменять окружающий мир. К ним относят целенаправленную деятельность:

Что такое объективные и субъективные факторы. Смотреть фото Что такое объективные и субъективные факторы. Смотреть картинку Что такое объективные и субъективные факторы. Картинка про Что такое объективные и субъективные факторы. Фото Что такое объективные и субъективные факторы

Все факторы развития общества действуют в неразрывном единстве, но объективные – первичны по отношению к субъективным. Географические, геополитические, этнические, цивилизационно-культурные факторы являются основой, базой для действия субъектов истории. Чем полнее оцениваются объективные условия, тем успешнее осуществляются намерения людей. От успехов деятельности народов, этносов, отдельных личностей во многом зависит направление и характер развития общества.

Источник

Объективные и субъективные факторы развития общества

Что такое объективные и субъективные факторы. Смотреть фото Что такое объективные и субъективные факторы. Смотреть картинку Что такое объективные и субъективные факторы. Картинка про Что такое объективные и субъективные факторы. Фото Что такое объективные и субъективные факторы Что такое объективные и субъективные факторы. Смотреть фото Что такое объективные и субъективные факторы. Смотреть картинку Что такое объективные и субъективные факторы. Картинка про Что такое объективные и субъективные факторы. Фото Что такое объективные и субъективные факторы Что такое объективные и субъективные факторы. Смотреть фото Что такое объективные и субъективные факторы. Смотреть картинку Что такое объективные и субъективные факторы. Картинка про Что такое объективные и субъективные факторы. Фото Что такое объективные и субъективные факторы Что такое объективные и субъективные факторы. Смотреть фото Что такое объективные и субъективные факторы. Смотреть картинку Что такое объективные и субъективные факторы. Картинка про Что такое объективные и субъективные факторы. Фото Что такое объективные и субъективные факторы

Что такое объективные и субъективные факторы. Смотреть фото Что такое объективные и субъективные факторы. Смотреть картинку Что такое объективные и субъективные факторы. Картинка про Что такое объективные и субъективные факторы. Фото Что такое объективные и субъективные факторы

Что такое объективные и субъективные факторы. Смотреть фото Что такое объективные и субъективные факторы. Смотреть картинку Что такое объективные и субъективные факторы. Картинка про Что такое объективные и субъективные факторы. Фото Что такое объективные и субъективные факторы

Объективные факторы развития общества – это те, которые существуют вне и независимо от сознания и воли людей. К ним относятся:

1. Прирдные условия, которые во первых, во многом определяют содержание хозяйственной деятельнсти и структуру экономики, во-вторых, обуславливают геопоитическое положение страны и, в-третьих, воздейтсвуют на формрование духовного склада тго или иног народа, а следовательно его культуры;

с это объективные условия социальнойжизни людей, которые опреедляют их де\тельность и в той или иной мере осознаютяс ими. Осознание объективных факторов развития общества не отменяет их объективности. Они были и остаются таковыми.

Субъективные факторы развития общества – это сознание и воля людей, их способноть вносить изменения вобъективный мир.

Объективные и субъективные фаторы общетсвенной жизни диалектически взаимодействуют друг с другом, при этом объективные факторы выступают как определяющие – ведущая сторона. Это не умаляет значение субъективных факторов общественной жизни, проявляющихся в развти морали, искусства, религии и т.д.

Обществнно-экономические формации, историчекие эпохи и цивилизации. Многообразие форм и сциального опыта.

Под общественно-экономической формацией понимается общество на опредленном этапе его развития с присущим ему способом производства, политической системой и духовной жизнью. Выделяют следующие типы формаций:

— первобытно-общинная

— рабовладельческие

— феодальная

— капталистическая

— социалистическая

В учении об общественно-экономических формациях, она выступает как целостный организм, а также как этап исторического процесса. С т.з. марксизма в основе оазвития общества в основе развития общества лежит развитие производительных сил. Марксисты не утверждали, что вкаждой стране должны имть место все эти фрмации. Некоторые из них моут отсутствовать (в России не было рабовл. формации).

Если формации указывают на качественное состояние социальногооргнанизма, топонятие историческая эпоха отражает временные характристики- отрезки, в течении которых существуют отдельные формации и цивилизации.

В одну историческую эпоху могут существовать несколько исторических формаций, но вегда есть ведущая формация которая дает имя этой эпохе. Бывает, что одна формация существует несколько эпох.

В каждую историческую эпоху существуют цивилизации, которые обычно определются как тип культуры того или иного общетсва. В наст. время выделяют западаную и восточну. Запад рацоналистичен, восток – иррационалистичен (в большей степени).

Источник

Что такое объективные и субъективные факторы

4.3. Субъективные и объективные
факторы исторического процесса

Проблема взаимосвязи человеческого общества и общественного человека конкретизируется в проблеме соотношения субъективного фактора и объективных условий функционирования и развития обществ (исторического процесса). Общественное сознание и субъективный фактор, общественное бытие и объективный фактор взаимосвязаны, но не тождественны один другому.

условия (географические, средства производства, институты), которые становятся рамками целей, планов, деятельности людей и ее результатов, часто противоположных поставленным целям. Субъективный и объективный факторы переносят основной вопрос социальной философии из гносеологической сферы в практическую.

К объективным факторам развития (например, России) относятся размер территории, климат, уровень средств производства, состояние институтов (семьи, образования, суда, армии и т.п.). Это не общественное бытие как характеристика общества в целом, а лишь та его часть, которая определяет сознание и деятельность данного социального субъекта: элиты, партии, класса, народа и т.п. Объективный фактор ставит определенные объективные пределы данному субъективному фактору в его целях и планах: данный субъект должен считаться с этими объективными возможностями своей деятельности.

В историческом идеализме субъективный фактор по отношению к объективным условиям является определяющим. Он включает в себя, как уже говорилось, сознательную деятельность выдающихся людей, опирающуюся на государственную власть и церковь. Народная масса выступает здесь важным объективным фактором (условием) общественного развития наряду с другими.

Разграничивая общественное бытие как первичное, а общественное сознание как вторичное, исторический материализм доказывает, что

Но исторические факты, например решающая роль партии большевиков в октябрьском перевороте и пролетарско-социалистической революции в России, опровергают данное положение. Поэтому истматчикам приходится в полном смысле слова выкручиваться:

Исторический реализм исходит из того, что объективные условия и субъективный фактор играют неодинаковую роль в развитии обществ. В доиндустриальный период человечества субъективный фактор был не развит, поэтому объективные условия играли определяющую роль в историческом процессе. В условиях индустриализма роль субъективного фактора значительно выросла. А в постиндустриализме происходит резкое возрастание роли субъективного фактора, который в передовых странах мира приобретает решающий характер.

марксизма-ленинизма полностью подчинена идее оправдания диктатуры пролетариата, его роли в истории России и человечества. Крах пролетарского социализма в СССР и других странах поставил крест на этой спорной проблеме.

С точки зрения исторического реализма в индустриальную цивилизацию главную роль играла интеллигенция, без которой никакого социалистического строительства просто не было бы. В период начавшегося постиндустриализма роль интеллигенции, общественного сознания, субъективного фактора в развитии общества резко возросла и одновременно упала роль пролетариата, общественного бытия, объективного фактора. Это обстоятельство становится определяющим в развитии многочисленных обществ, в их конкуренции между собой за место под солнцем на нашей планете.

Важной проблемой социальной философии в связи с взаимодействием субъективного и объективного факторов является проблема стихийности и сознательности развития человечества. Стихийным является развитие обществ, при котором результаты сознательной деятельности оказываются отличными от целей деятельности людей, образующих эти общества. А сознательным является развитие обществ, при котором результаты деятельности людей все больше соответствуют поставленным целям.

Исторический идеализм исходит из того, что стихийность развития общества полностью зависит от степени сознательности выдающихся личностей, их способности правильно поставить цель, спроектировать и организовать общественный процесс. Здесь случайность носит полностью субъективный и гносеологический характер.

Исторический материализм считает, что

Но «сознательность», в отличие от исторического идеализма, относится не к выдающимся личностям, а к народной массе, выступающей решающей силой общественного процесса. Сознательность означает также внедрение плановости в общественный процесс. В капиталистическом обществе действует стихия рынка: люди стремятся к индивидуальным целям и не получают того, к чему стремились. В социалистическом (советском) обществе, в котором люди действуют по общему плану (в направлении коммунизма), получается то, что они хотели.

С точки зрения исторического реализма историческое развитие носит стихийный и сознательный характер. Жизнь показала, что

развитие капитализма, не подчиняющееся общегосударственному плану, стихийно приводит к результатам, отвечающим потребностям и интересам людей в большей степени, чем коммунистические прожекты, организующиеся по плану из одного государственного центра. Нужно признать, что никакого увеличения роли сознательности и уменьшения стихийности ни в развитии человечества, ни в развитии постсоветской России не наблюдается. Все это пока ничем не подкрепленные гипотезы. Усложнение стоящих перед обществами проблем, обострение конкуренции обществ в мире, наоборот, усиливает стихийность в развитии человечества.

Важной проблемой взаимосвязи субъективного фактора и объективных условий является проблема соотношения закономерности

(регулярности) и случайности общественного развития. С точки зрения исторического идеализма (и либерализма) закономерность (регулярность, повторяемость) в человеческой деятельности отсутствует.

С точки зрения исторического материализма в обществе действуют объективные законы, подобные законам природы, познание которых составляет сущность исторического материализма. На основе этих законов строится «научная» идеология коммунистических партий, добивающихся ликвидации капитализма и строительства коммунизма во всем мире. В связи с таким подходом деятельность людей носит регулярный и повторяющийся характер, против чего и направлен пафос либерала Мизеса. По мнению исторических материалистов, деятельность отдельных людей носит случайный (незакономерный) характер, но в деятельности многих людей проявляются общественные законы, которые с неизбежностью двигают человечество к коммунизму.

С точки зрения исторического реализма частично верными (и неверными) являются как утверждения исторических идеалистов, так и исторических материалистов. Да, человек выбирает определенные цели как в соответствии с объективными условиями, так и в соответствии со своими потребностями и интересами, которые можно считать субъективными относительно объективных условий. Поэтому закономерность общественного процесса происходит не только в соответствии с законами природы, но и в соответствии с потребностями людей. Чувства и мысли выступают субъективными составляющими общественных потребностей, и в этом смысле деятельность людей, общностей, институтов является субъективно-закономерной.

Да, в деятельности людей проявляется общее для этой деятельности. Но закономерности этой деятельности и отношений людей не являются теми законами, которые выносятся в качестве объективных в структуре исторического материализма: общественное бытие определяет общественное сознание и т.п. Эти законы совсем иного рода, чем законы естествознания и технознания. Они действуют

XX в. характеризовался возрастанием роли субъективного фактора, сознательности, проективных побуждений правящих элит,

классов, народов. Но от этого спонтанность, стихийность, непредсказуемость функционирования и развития обществ не уменьшилась, о чем говорит неожиданный развал СССР и советской формации, а также нападение на США 11 сентября 2001 г. Последнее обусловлено возрастающей сложностью человеческого общества, глобализацией, формационной иерархией, приближающейся экологической катастрофой. В силу этого адекватность целей, планов и т.п. субъективных факторов объективным условиям всегда носит весьма неопределенный характер. Основным законом социальной философии исторического реализма остается неопределенность и многовариантность исторического развития.

Это должны учитывать новые американские мессианисты, решившие заняться переустройством мира по своим принципам и программам.

Нам, советским людям, хорошо известно, чем кончились потуги СССР реформировать мир на принципах самой передовой в то время коммунистической идеологии.

Вопрос о выживаемости человечества в условиях экологического кризиса и о роли человечества в природе превратился ныне в вопрос моральный, экономический, технологический. Эволюция природы от неорганической формы до общественной связана с появлением и развитием субъективности и свободы.

Вопросы для самоконтроля

Источник

Объективные и субъективные факторы развития общества

Все виды общественных отношений тесно взаимосвязаны. Научное изучение общества весьма затруднено.

В отличие от, например, математических наук, где объектом изучения выступают неизменные и независящие от учёного элементы, в общественных науках объектом изучения выступает общество, состоящее из отдельных людей. Человек, в отличие от природных объектов, обладает свободой воли, его поступки часто иррациональны и непредсказуемы. Так могут ли вообще существовать в общественных науках чёткие законы, как объективные, необходимые, повторяющиеся, общие и устойчивые связи между явлениями?

Принято выделять законы динамические и статистические. Например, в физике закон сохранения и превращения энергии будет действовать всегда, при любых условиях. Такие законы, проявляющиеся во всей своей полноте в каждом конкретном случае, называются динамическими.

В общественных науках каждый отдельный случай может не совпадать с законом или закономерностью. Но чем больше таких явлений и случаев, тем чётче проступает объединяющий их закон, имеющий форму тенденции. Эти законы-тенденции можно проследить на примере факторов, определяющих развитие общества. Данные факторы определяют основные направления развития общества, ускоряя или замедляя его совершенствование.

Объективными факторами развития общества являются такие факторы, которые напрямую не зависят от воли и сознательной деятельности людей и социальных групп.

Ведущим объективным фактором в развитии общества является природа. Природные условия давали толчок к развитию той или иной цивилизации. Так, древнейшие цивилизации возникли на берегах великих рек (их так и называют – “речные цивилизации”). Наличие гор или плодородных равнин, климатические условия, способствующие возникновению определённой флоры и фауны, удобные морские бухты – всё это непосредственно отражается в самых существенных чертах общества. При этом природный фактор может способствовать быстрому развитию общества, или стагнации (застою) в развитии или гибели той или иной цивилизации.

Так удобные бухты, выгодное географическое положение способствовали расцвету критской цивилизации, господствовавшей когда-то в Эгейском море. Но природные катаклизмы (землетрясение и наводнение) позже способствовали упадку и гибели этой цивилизации.

В благоприятных условиях тропиков, где нет стимулов к совершенствованию средств производства, до настоящего времени можно встретить первобытные общества, охотников и собирателей, как бы остановившиеся в своём развитии.

С природным фактором тесно связано развитие технологии обеспечения жизненных потребностей человека. В благоприятных условиях тропиков охота и собирательство (присваивающий тип хозяйствования) удовлетворяют основные потребности человека. Однако изменение условий (перенаселение, изменение климата, а затем флоры и фауны и т.д.) приводит к необходимости поиска новых технологий. Появляется земледелие, скотоводство, ремесло, торговля. Новые формы обеспечения жизнедеятельности требуют усложнения организации общества, совершенствования культуры. Появление первых государств некоторые учёные связывают с переходом к земледелию и необходимостью проведения массовых ирригационных работ, например, в долине Нила.

Технологический фактор может способствовать быстрому развитию общества, но может и замедлять его развитие. В древние времена любой сбой в технологии производства приводил к голоду и к повышению смертности. С другой стороны, совершенствование технологии производства может привести к перенаселению. Так, с проблемой демографического роста Китай столкнулся ещё в средние века, когда появилась технология выращивания в год нескольких урожаев риса. Достаточное количество риса привело к падению смертности, повышению рождаемости и к перенаселению страны. Такое перенаселение грозит теперь всей планете. Таким образом, природный фактор оказывает воздействие на технологический, а затем на демографический, но и сама природа испытывает влияние развития технологий производства и демографического кризиса. Это можно назвать фактором взаимодействия между природной и социокультурной организацией общества.

Однако деятельность человека может смягчать или нейтрализовать действие объективных природных факторов.

Субъективными факторами развития общества являются факторы, зависящие от воли, интереса и сознательной деятельности человека и различных социальных групп. Первый наиболее значимый субъективный фактор – народные массы. Под ними можно понимать социальные общности, сложившиеся на определённой территории, члены которой имеют единую культуру, традиции и обычаи.

Народные массы создают материальные и культурные ценности, борются за улучшение жизни, за утверждение и практическую реализацию прав человека. Народные массы – движущая сила любой революции. Именно народ защищает свою Родину в борьбе против захватчиков.

Однако понятие “народные массы” неоднозначно. Ряд исследователей считает, что народ – это трудящиеся, составляющие основную массу. Другие считают, что народ – это прогрессивные силы общества, выражающие интересы поступательного движения. Ряд исследователей обращают внимание на необходимость различения понятий “народ” и “масса” (группа людей, не связанных друг с другом). А что такое толпа – “масса” или “народ”?

Народные массы, несомненно, играют определяющую, а подчас и решающую роль в обществе. Однако всегда ли она прогрессивна?

Ряд исследователей обращает внимание на то, что для народа характерна традиционность и консервативность, боязнь любых, даже прогрессивных изменений. Под влиянием демагогических призывав народ может временно поддержать таких одиозных личностей, как например, Сталин, Гитлер и т.п.

Для нормальной жизнедеятельности народа важно наличие в его среде особых слоёв – элиты (от фр. лучшее, отборное). Элита – это наиболее активные люди, пользующиеся в обществе престижем, высоким статусом, обладающие интеллектуальным или моральным превосходством над массами, наивысшим чувством ответственности. Ведь массы, большинство могут управлять, добиваться осуществления своих стремлений, не иначе, как выделив из своей среды властвующее меньшинство – элиту.

Роль элиты в разные исторические эпохи могут играть различные социальные группы, общественные объединения во главе с историческими личностями. Рассмотрим их роль в развитии общества.

Социальные группы наряду с народом являются субъективным фактором развития общества. Эти группы могут выделяться по различным признакам – возрастному (молодёжь), половому (женщины), профессиональному (учёные), религиозному (мусульмане) и т.д. Наибольшую роль в историческом процессе сыграли классы, сословия и нации. Например, рыцарское сословие в средневековье способствовало становлению европейского общества, защите его от врагов и, одновременно, выступало притеснителем крестьян. Большую роль в событиях ХХ века сыграл рабочий класс. Стремление наций к объединению способствовало созданию централизованных национальных государств.

У каждой из групп есть свои интересы, которые они пытаются отстаивать и для защиты которых создают общественные объединения. Так, партия большевиков способствовала установлению диктатуры пролетариата в России. Деятельность профсоюза “Солидарность” в Польше привела к падению в этой стране власти коммунистов. Народники в России в XIX веке способствовали пробуждению революционного движения.

Субъективным фактором развития общества является и деятельность исторических личностей. К их числу мы можем отнести как людей, стоящих у власти (монархи, президенты и т.д.), так и великих учёных и деятелей культуры и искусства. При этом деятельность исторической личности может способствовать действию объективных факторов и закономерностей, но может и уменьшать их влияние. Так, деятельность великого князя Владимира Мономаха (1113-1125 г.г.) способствовала приостановлению на некоторое время объективно складывавшейся на Руси феодальной раздробленности.

Таким образом, субъективные факторы развития общества складываются из поступков как отдельных личностей, выполняющих важные общественные функции, так и из действий объединений людей и деятельности народных масс в целом. При этом эти факторы могут способствовать и прогрессу и регрессу общества.

Мыслители разных эпох, оценивая влияние различных факторов на развитие общества, часто выделяли в качестве основного то географическую среду (Ш. Монтескье и др.), то идеи (А. Токвиль и др.), то развитие материального производства (К.Маркс и др.). Конечно, в определённые эпохи влияние того или иного фактора может выступать на первый план, но в целом развитие общества определяется взаимодействием всех объективных и субъективных факторов. Важную роль при этом играют потребности человека (биологические, социальные, идеальные), которые побуждают человека к деятельности.

Деятельность есть способ существования общества. Она представляет собой процесс, в ходе которого общество воспроизводит и творчески преобразует природу. Человек тем самым становится деятельным субъектом, а осваиваемые им явления природы становятся объектом его деятельности. Именно деятельности обязан человек своим первоначальным становлением и образование общества. Ниже мы подробнее познакомимся со структурой деятельности. Сейчас отметим, что деятельность невозможна без творчества, т. е. создания чего-то принципиально нового. Исторически первый творческий акт – это производство орудия с помощью орудия. В дальнейшем, по мере развития человечества именно деятельность способствовала переходу общества на новые ступени развития.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *