Что такое объективные методы
метод объективный
Смотреть что такое «метод объективный» в других словарях:
метод организационный — сюда относятся: 1) метод сравнительный и метод срезов как его частный случай; 2) метод лонгитюдный; 3) метод комплексный; 4) метод субъективный и метод объективный. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия
метод семантического радикала — (от греч. semantikos обозначающий и лат. radicalis коренной) один из объективных методов экспериментальной семантики, разработанный А. Р. Лурия и О. С. Виноградовой (1959) и состоящий в анализе значений путем выделения их ассоциативных полей. М.… … Большая психологическая энциклопедия
ОБЪЕКТИВНЫЙ МЕТОД (в психологии) — (англ. objective method). 1. В широком смысле: совокупность общих путей, средств и требований к психологическому исследованию, обеспечивающих максимальную однозначность и надежность получаемых результатов. 2. В узком смысле О. м.… … Большая психологическая энциклопедия
метод — метод: Метод косвенного измерения влажности веществ, основанный на зависимости диэлектрической проницаемости этих веществ от их влажности. Источник: РМГ 75 2004: Государственная система обеспечения еди … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
МЕТОД — (от греч. methodos путь, способ исследования, обучения, изложения) совокупность приемов и операций познания и практической деятельности; способ достижения определенных результатов в познании и практике. Применение того или иного М. определяется… … Философская энциклопедия
Объективный Метод В Психологии — стратегия анализа психического содержания, максимально ориентированная на другого субъекта (а не самого себя, как в интроспекционизме ) и на использование верифицируемых гипотез … Психологический словарь
объективный метод в психологии — Категория. Методологическая установка. Специфика. Стратегия анализа психического содержания, максимально ориентированная на другого субъекта (а не самого себя, как в интроспекционизме) и на использование верифицируемых гипотез. Психологический… … Большая психологическая энциклопедия
МЕТОД ОБЪЕКТИВНОГО НАБЛЮДЕНИЯ — (англ. method of objective observation) общенаучный метод эмпирического исследования; применяется в психологии для опосредствованного изучения психической деятельности путем наблюдения (регистрации) актов поведения и физиологических процессов,… … Большая психологическая энциклопедия
Метод Семантического Радикала — (от греч. semanticos обозначающий и лат. radicalis коренной) объективный метод определения семантических полей, разработанный А.Р. Лурия и О.С. Виноградовой в 1959 г. В основе … Психологический словарь
метод измерения — 3.12 метод измерения (measurement method): Описанная в общем виде логическая последовательность операций, которая используется для количественного измерения атрибута относительно определенной шкалы. [ИСО/МЭК 15939:2007] Примечание Вид метода… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ОБЪЕКТИВНЫЙ МЕТОД (в психологии)
Полезное
Смотреть что такое «ОБЪЕКТИВНЫЙ МЕТОД (в психологии)» в других словарях:
Объективный Метод В Психологии — стратегия анализа психического содержания, максимально ориентированная на другого субъекта (а не самого себя, как в интроспекционизме ) и на использование верифицируемых гипотез … Психологический словарь
объективный метод в психологии — Категория. Методологическая установка. Специфика. Стратегия анализа психического содержания, максимально ориентированная на другого субъекта (а не самого себя, как в интроспекционизме) и на использование верифицируемых гипотез. Психологический… … Большая психологическая энциклопедия
ОБЪЕКТИВНЫЙ МЕТОД — (в психологии) 1) в широком смысле: совокупность общих путей, средств и требований к психологическому исследованию, обеспечивающих максимальную однозначность и надежность получаемых результатов; 2) в узком смысле: О. м. противопоставляется… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
МЕТОД ОБЪЕКТИВНОГО НАБЛЮДЕНИЯ — (англ. method of objective observation) общенаучный метод эмпирического исследования; применяется в психологии для опосредствованного изучения психической деятельности путем наблюдения (регистрации) актов поведения и физиологических процессов,… … Большая психологическая энциклопедия
МЕТОД — (от греч. methodos путь, способ исследования, обучения, изложения) совокупность приемов и операций познания и практической деятельности; способ достижения определенных результатов в познании и практике. Применение того или иного М. определяется… … Философская энциклопедия
АНКЕТНЫЙ МЕТОД — АНКЕТНЫЙ МЕТОД, один из способов исследования социальных масс. Там, где сплошное исследование всех объектов соц. массы невыполнимо или не требуется, монографический же способ исследования отдельных объектов недостаточен, применяется А. м.,… … Большая медицинская энциклопедия
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ И МЕДИЦИНА — ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ И МЕДИЦИНА. Вопрос о применении Д. метода в медицине и биологии, несмотря на все его огромное принципиальное и практическое значение, отнюдь не является достаточно разработанным. Лишь в самые последние годы стали… … Большая медицинская энциклопедия
ХАЛЛ — (Hull), Кларк Леонард (24 мая 1884 – 10 мая 1952) – амер. психолог, создатель т.н. гипотетико дедуктивного бихевиоризма. Окончил Мичиганский ун т, проф. Иельского ун та (с 1929). Осознав, вслед за Толменом, недостаточность исходной схемы… … Философская энциклопедия
бихевиоризм — (от англ. behaviour поведение) направление в американской психологии ХХ в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней… … Большая психологическая энциклопедия
БИХЕВИОРИЗМ — (от англ. behavior поведение) направление в психологии, сторонники которого полагают, что сознание доступно научному изучению только через объективно наблюдаемые акты поведения. Интроспекция и др. методы изучения «внутреннего мира», «явлений… … Философская энциклопедия
Методика объективной психологии
При организации психологических исследований используется группа объективных методов психологии. Наблюдение и эксперимент являются основными методами. Вспомогательной методикой считаются: тестирование, опрос, анализ продуктов деятельности. Широко применяются методы математического моделирования и статистический анализ.
Рисунок 1. Объективные методы психологии
Метод наблюдения
Восприятие внешнего поведения человека, которое носит преднамеренный, систематический и целенаправленный характер называется наблюдением. В последующем результаты наблюдения анализируются и объясняются. Это самостоятельный метод, но чаще, используется в сочетании с другими. Сущность метода в том, чтобы замечать все нюансы поведения при осуществлении деятельности человеком, следить за развитием ситуации, производить систематизацию и группировку фактов.
Различают включенное и невключенное наблюдение, это зависит от положения исследователя и наблюдателя.
Включенным называется наблюдение производящееся изнутри, когда исследователь становится членом организованного сообщества. Невключенное наблюдение — стороннее восприятие.
Различаются поисковое и стандартизированное наблюдение В первом, задачей является поиск, обнаружение признаков и их однозначное описание. Второе, отбирает признаки, заданные инструкцией.
Например, идет наблюдение за тревожностью школьника. Ярким признаком является дрожь. Дрожат мышцы голосовых связок, руки, для голоса характерна нервозная интонация. Еще один характерный признак — покраснение или побледнение лица. Волнующийся человек, говоря, запинается, происходит синтаксический и интонационный сбой. Определим значимость каждого признака. За выраженную дрожь начисляется 3 балла, за вазомоторику (взм) — 2 балла, за одноразовую речевую запинку (зпк) — 1 балл. Типичный протокол будет выглядеть так:
Рисунок 2. Протокол наблюдения
Петров получает 7 баллов по шкале «экзаменационной тревожности», а Сидоров — 6. Некоторые наблюдатели, считая наблюдение простым методом, наблюдают стихийно и неорганизованно. Это ненаучно. При правильном подходе наблюдение имеет ряд признаков, которые добавляют ему эффективности:
Недостаток наблюдения — субъективность оценки. Обычно, наблюдение ведут два независимых наблюдателя. Ошибки, которые допустил первый наблюдатель вследствие колебания внимания, неправильного толкования инструкции, будут устранены другим наблюдателем.
Метод эксперимента
Понятие «эксперимент» происходит от латинского «проба», «опыт». Это метод познания, при его помощи происходит исследование явлений действительности. В современной науке используются различные виды экспериментов. Выделим два наиболее распространенных: естественный (полевой) и лабораторный.
Идея организации эксперимента естественного направления принадлежит психологу А.Ф.Лазурскому. Исследование происходит в естественных условиях жизнедеятельности человека, который не подозревает, что он испытуемый.
Лабораторный эксперимент требует специальных, контролируемых условий с применением аппаратуры и приборов. Здесь важно строго соблюдать условия исследования и точность получаемых данных. Немного снижает значимость и объективность лабораторного эксперимента искусственность условий. Становится проблемой перенести, полученные в лаборатории данные, в реальные условия жизни. Можно ли смоделировать реальную жизнь экспериментально? Этот вопрос до сих пор открыт.
Планирование и организация эксперимента
Планирование и организация необходимы, если есть задача получить качественный результат.
План — это проект, предлагающий выполнение определенных процедур. При планировании происходит сопоставление двух переменных. Фактор, который изменяется, называют независимой переменной. Фактор, который изменяется по причине изменения независимой переменной, называется зависимой переменной.
Чтобы обеспечить чистоту и правильность результатов важно определить зависимые и независимые переменные и предотвратить влияние иных факторов. Многие психологические эксперименты не могут быть проведены в «стерильных» условиях из-за присутствия неконтролируемых, случайных факторов. В ходе эксперимента могут появиться искажения, зависящие от самого экспериментатора.
После успешного выполнения плана, происходит обработка данных. То есть результаты представляются в виде сравнительных таблиц, графиков, схем, диаграмм, которые дают возможность интерпретировать полученные данные, анализировать, делать выводы, разрабатывать рекомендации.
Научный эксперимент имеет 8 этапов:
Все этапы важны, ни в коем случае нельзя пренебрегать ни одним из них.
Метод опроса
Особенность метода в том, что источником информации является словесное сообщение. Выделим следующие виды опроса:
На опрос влияет искренность отвечающего. Бывают случаи, когда люди намеренно искажают информацию или затрудняются с ответом. Здесь важно, насколько качественно составлены вопросы. Существуют правила формулировки вопросов:
Анкеты часто составляются в форме таблиц, хотя, необходимо отметить, что табличная форма вызывает затруднения у многих людей.
Анкетирование — это первичное средство, его можно назвать разведывательным Полученные данные помогут определить направление дальнейшего изучения личности.
Интервью и беседа — более психологическая форма опроса,так как здесь люди взаимодействуют друг с другом. Если установлен контакт между исследователем и респондентом, беседа будет успешной. Исследователь должен расположить к себе собеседника, вызвать его на откровенность.
Метод тестирования
Тест — методика, использующая стандартные вопросы, имеющие определенную шкалу значений.
Очень долго в нашей стране тестам не доверяли. Постановлением ЦК ВКПб «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» 1936 года, тест в СССР был под запретом. Критика велась по поводу слабой теоретической обоснованности, игнорирования индивидуальных особенностей человека. Сегодня признано, что отдельные тестовые методики имеют недостатки, но тест как метод критиковать не следует.
Подготовка научного теста — трудный и длительный процесс. Применение тестов в практической деятельности требует специальной подготовки. Непрофессиональное использование тестов может нанести вред личности, так как будут неверно интерпретированы ее данные.
Метод анализа результатов деятельности
Перенос содержания внутреннего мира во внешний. Рисунки, почерк, поделки, выбор одежды, обстановки являются предметами данного метода. Те впечатления, которые человек получает в жизни, он выражает в этих вещах. Такой анализ необходим для дошкольников. Если какое-то сильное впечатление не проиграно, не нарисовано, а подавлено и вытеснено в подсознание, оно может проявиться в системе страхов, тревог, стать источником внутриличностного конфликта. Чтобы использовать проективные методы, надо быть психологически подготовленным, обладать высоким профессионализмом.
Математические методы
Используются для повышения надежности, точности, объективности других методов. В основном применяются при постановке гипотезы и ее обосновании. Когда данные обрабатывают, тоже применяют методы математической статистики. Если у исследователя в работе имеется несколько переменных, набор гипотез, применяется математическая методика.
Некоторые характеристики имеют количественное определение. Но большинство психологических процессов количественно не измеряются. Часто эксперту необходимо определить не только наличие или отсутствие процесса, но и интенсивность его проявления. Тогда эксперт приписывает количественные параметры качественному признаку. Это процедура измерения.
Инструментом измерения является шкала, которая призвана упорядочить данные. С помощью шкал измеряются сложные психологические явления.
В психологии используются такие методы математического анализа, как простые и комбинационные группировки, расчет средних величин, регрессионный, корреляционный, дисперсионный, факторный и кластерный анализ. Сегодня психологии необходимы методики, разработанные в математике и статистике.
В распоряжении психологов имеется широкий арсенал методов. Метод сам по себе ни хорош, ни плох, необходимо определить приоритетность поставленного вопроса. Метод должен проверять достоверность гипотезы для определенной ситуации. Исследователю необходимо правильно выбрать метод исследования и хорошо владеть им.
Лекция 1. Психология как наука и практика
1. Предмет, объект, задачи и методы психологии
1. Объективные методы психологии
Методологической основой объективных методов психологии является принцип единства сознания и деятельности. К этой группе относятся следующие методы:
• наблюдение (сплошное, выборочное);
• эксперимент (лабораторный, естественный, формирующий);
• тестирование (достижений, способностей, профпригодности и др.);
• анализ продуктов деятельности (графологический, контент-анализ, анализ рисунков и др.);
• опрос (анкетирование, беседа, интервью);
• математическое моделирование и статистический анализ.
Наблюдение – это преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. Наблюдение должно быть избирательным, плановым и систематическим, т. е. исходить из четко поставленной цели, выделять определенный фрагмент изучаемой реальности, строиться на основе плана и проводиться на протяжении определенного периода времени.
Эксперимент – один из основных методов психологии Статус самостоятельной науки психология приобрела благодаря появлению экспериментальных методов. С. Л. Рубинштейн выделяет четыре основные особенности эксперимента: 1) в эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление в отличие от наблюдения, при котором наблюдатель не может активно вмешиваться в ситуацию; 2) экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса; 3) в эксперименте возможно попеременно исключить отдельные условия (переменные) с тем, чтобы установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс; 4) эксперимент позволяет варьировать также и количественное соотношение условий, допускает математическую обработку полученных в исследовании данных.
Выделяют три вида эксперимента: лабораторный, естественный и формирующий.
Лабораторный эксперимент проводят в специально создаваемых и контролируемых условиях, как правило с применением специальной аппаратуры и приборов.
Идея проведения естественного эксперимента принадлежит отечественному психологу А. Ф. Лазурскому (1874–1917). Суть его заключается в том, что исследователь оказывает воздействие на испытуемых в привычных условиях их деятельности. Испытуемые зачастую и не подозревают, что участвуют в эксперименте. Например, педагог имеет возможность варьировать содержание, формы, методы обучения в параллельных классах или студенческих группах и сравнить результаты.
Формирующий эксперимент – это метод исследования в условиях специально организованного экспериментального педагогического процесса. Его еще называют преобразующим, созидательным, обучающим методом или психолого-педагогическим методом активного формирования психики. На нем основан ряд педагогических методик, например погружение в проблему, тренинг в группе. Результаты эксперимента позволяют подтвердить, уточнить либо отвергнуть предварительно разработанную модель воздействия на личность или группу людей.
Тестирование[4] метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Применяется для распознавания или оценки состояний, особенностей, характеристик конкретного человека, группы людей, той или иной психической функции и т. д. Результат выполнения теста оценивается в количественных показателях. Тесты имеют различного рода нормы-шкалы значений: возрастные, социальные и др. Индивидуальный показатель выполнения теста соотносится с его нормой. Существует особая область психологии тестология, представляющая собой теорию применения и создания тестов. Разработка в настоящее время научно обоснованного психологического теста дело трудоемкое и длительное.
Анализ продуктов деятельности исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Изучая объективные продукты деятельности, можно делать выводы о психологических особенностях ее субъекта или субъектов. Специфической формой метода анализа результатов деятельности является графология. Психологи установили, что характеристики почерка связаны с определенными психологическими свойствами автора письма; ими были разработаны нормы и приемы психологического анализа почерка. Контент-анализ позволяет выявлять и оценивать специфические характеристики литературных, научных, публицистических текстов, а затем на их основе определять психологические характеристики автора.
Опрос используют в психологии в форме анкетирования и беседы (или интервью). Источниками информации в опросе являются письменные или устные суждения индивида. Для получения достоверной информации создаются специальные опросники, вопросы в которых расположены в определенном порядке, сгруппированы в отдельные блоки и т. д. При анкетировании опрос проводится письменно с использованием анкеты. Преимущество этого метода состоит в том, что в таком опросе одновременно может участвовать группа лиц, а полученные в ходе анкетирования данные могут быть статистически обработаны и проанализированы. Во время беседы происходит непосредственное взаимодействие исследователя с респондентом (или опрашиваемым). Важнейшее условие успешности беседы состоит в установлении между ними контакта, в создании доверительной атмосферы общения. Исследователь должен расположить к себе опрашиваемого, вызвать его на откровенность.
Математический метод используется в психологии не в качестве самостоятельного, а включается как вспомогательное средство повышения надежности, объективности, точности получаемых данных. Ряд статистических методов был создан специально для проверки качества психологических тестов.
ОБЪЕКТИВНЫЙ МЕТОД
Смотреть что такое «ОБЪЕКТИВНЫЙ МЕТОД» в других словарях:
ОБЪЕКТИВНЫЙ МЕТОД (в психологии) — (англ. objective method). 1. В широком смысле: совокупность общих путей, средств и требований к психологическому исследованию, обеспечивающих максимальную однозначность и надежность получаемых результатов. 2. В узком смысле О. м.… … Большая психологическая энциклопедия
Объективный Метод В Психологии — стратегия анализа психического содержания, максимально ориентированная на другого субъекта (а не самого себя, как в интроспекционизме ) и на использование верифицируемых гипотез … Психологический словарь
объективный метод в психологии — Категория. Методологическая установка. Специфика. Стратегия анализа психического содержания, максимально ориентированная на другого субъекта (а не самого себя, как в интроспекционизме) и на использование верифицируемых гипотез. Психологический… … Большая психологическая энциклопедия
ОБЪЕКТИВНЫЙ МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ — предмет – поведение; инструмент – тесты. 1. Метод анкетирования (открытый Галтоном): ответы пациента сопоставляются с точным опросником, определяется обшее между ними. 2. Психофизический метод: сопоставляются содержание сознания и определенные… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
ОБЪЕКТИВНЫЙ МЕТОД «НАБЛЮДЕНИЯ» — предмет поведение; инструмент тесты. 1. Метод анкетирования (открытый Галтоном): ответы пациента сопоставляются с точным опросником, определяется общее между ними. 2. Психофизический метод: сопоставляются содержание сознания и определенные… … Философский словарь
метод семантического радикала — (от греч. semantikos обозначающий и лат. radicalis коренной) один из объективных методов экспериментальной семантики, разработанный А. Р. Лурия и О. С. Виноградовой (1959) и состоящий в анализе значений путем выделения их ассоциативных полей. М.… … Большая психологическая энциклопедия
МЕТОД ОБЪЕКТИВНОГО НАБЛЮДЕНИЯ — (англ. method of objective observation) общенаучный метод эмпирического исследования; применяется в психологии для опосредствованного изучения психической деятельности путем наблюдения (регистрации) актов поведения и физиологических процессов,… … Большая психологическая энциклопедия
Метод Семантического Радикала — (от греч. semanticos обозначающий и лат. radicalis коренной) объективный метод определения семантических полей, разработанный А.Р. Лурия и О.С. Виноградовой в 1959 г. В основе … Психологический словарь
метод — метод: Метод косвенного измерения влажности веществ, основанный на зависимости диэлектрической проницаемости этих веществ от их влажности. Источник: РМГ 75 2004: Государственная система обеспечения еди … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
МЕТОД — (от греч. methodos путь, способ исследования, обучения, изложения) совокупность приемов и операций познания и практической деятельности; способ достижения определенных результатов в познании и практике. Применение того или иного М. определяется… … Философская энциклопедия