Что такое объекты рбп
Порядок списания расходов будущих периодов (нюансы)
Понятие будущих расходов и нюансы их признания и списания
Будущие расходы или, как принято их называть, расходы будущих периодов (РБП) — это затраты, осуществленные фирмой в прошлых и (или) текущем периодах и подлежащие списанию в последующие временные отрезки.
РБП являются объектом бухучета, хотя упоминание такого термина редко встречается в бухгалтерской и налоговой нормативке. К примеру, отсутствует оно в налоговом кодексе, МСФО, законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ о бухучете.
Как учитывать расходы будущих периодов, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Исходя из определения, сформулированного законодателями в п. 65 положения по ведению бухучета и отчетности, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34, произведенные в отчетном периоде затраты, относящиеся к последующим отчетным периодам, списываются по схеме, установленной для списания стоимости активов данного вида, в течение временного промежутка, к которому они относятся.
Классификация РБП и определение алгоритмов их списания — процедура, основанная на детальном знании законодательства и практическом опыте бухгалтера (финансового специалиста).
Отсутствие в законодательстве конкретного списка затрат, классифицируемых как РБП, порождает разнообразные подходы бухгалтеров разных фирм к отражению и списанию РБП в учете и отчетности.
Поскольку набор осуществляемых различными фирмами затрат зависит от специфики деятельности той или иной фирмы, нюансы признания РБП и алгоритм их учета могут отличаться. Эти особенности требуется предусмотреть посредством включения в учетную политику отдельного, посвященного этому вопросу раздела.
Приступая к процессу классификации РБП, следует руководствоваться требованиями следующих нормативных документов:
Подробнее о затратах, попадающих в разряд РБП на основании указанных групп нормативных документов, пойдет речь в следующем разделе.
Трудности признания затрат и алгоритма их списания
Смело признавать будущими расходами (поскольку на это прямо указано в законодательстве) можно следующие затраты:
В отношении остальных затрат, списание которых производится равномерно, классификация их в составе РБП требует от бухгалтера серьезного аналитического подхода.
Основная трудность при такой классификации — считать ли осуществленные затраты активом или признать расход? Помочь разобраться с этим может следующий алгоритм, помогающий классифицировать затраты в качестве актива:
При этом у фирмы вероятны будущие экономические выгоды, если есть возможность:
Если затраты не отвечают критериям актива, их признают расходами.
Правильная классификация поможет избежать ошибок в отражении РБП в финансовой отчетности, а также применить необходимый способ их списания.
Для прояснения этой непростой задачи чиновники Минфина России дали следующие разъяснения (письмо от 12.01.2012 № 07-02-06/5):
Знакомьтесь с международными подходами к оценке активов с материалами нашего сайта:
Проводки по списанию расходов будущих периодов
После проведения процедуры классификации РБП их величина отражается в бухучете и постепенно списывается с использованием следующей корреспонденции счетов:
Важный нюанс при этом — период списания РБП. Если он не указан в договоре, его определяют самостоятельно с учетом закрепленного учетной политикой способа списания РБП. В качестве такого способа может использоваться:
Итоги
При классификации будущих расходов и выборе метода их списания требуется не только знание нюансов законодательства по данному вопросу, но и практический опыт, позволяющий бухгалтеру сформировать надлежащие выводы.
Алгоритм с названием «Списание расходов будущих периодов» закрепляется в учетной политике фирмы.
Как учитываются расходы будущих периодов
Учитывая расходы, бухгалтер довольно часто сталкивается с ситуацией, когда затраты не могут быть признаны текущими, поскольку в настоящем периоде их нельзя включить в отчет. Между тем израсходованные средства должны в обязательном порядке быть учтены на балансе организации. Для этого и предназначен подход к ним как к расходам будущих периодов (РБП).
В статье мы рассмотрим, какие именно затраты следует относить к расходам будущих периодов, как их классифицировать и отражать на балансе, проясним нюансы налогового учета РБП, их расчета и инвентаризации.
Расходы будущих периодов: что именно отражаем на балансе
В бухгалтерском учете следует отражать стоимость активов – средств, над которыми организация получает контроль в результате актов своей деятельности, в расчете на финансовые или иные выгоды. Так проясняет этот термин Концепция бухучета РФ, принятая в Методологическом совете по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Российской Федерации, Президентским советом ИПБ РФ 29 декабря 1997 года.
Стоимость актива составляется из средств, затраченных на его приобретение, создание, введение в производство и т.п. Все эти затраты попадают на баланс в том отчетном периоде, когда их документально производили (признавали), даже если реально оплачивали не в это время (п. 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).
Вопрос: Как отражаются в бухгалтерском и налоговом учете расходы на страхование имущества (в том числе лизингового, арендованного), если страховая премия квалифицируется организацией в качестве расхода будущих периодов?
Посмотреть ответ
Однако закон разрешает для некоторых активов прописать в бухгалтерских нормативных актах условия, по которым некоторые затраты на них отражаются и списываются по другим, отличным от общих, правилам. Тем не менее они точно так же входят в себестоимость активов, просто это включение состоится не в момент оплаты, а позже. Естественно, их нельзя отразить на балансе в момент оплаты, потому что прибыль от их вложений проявится в других отчетных периодах и должна списываться постепенно и равномерно в течение всего срока службы такого актива. Поэтому эти затраты относят к расходам будущих периодов.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ: РБП – это траты, произведенные в один отчетный период и включаемые в себестоимость активов в последующие периоды хоздеятельности организации, необходимые для получения прибыли в будущем. Отличие их от других затрат фирмы существует исключительно в бухгалтерском учете.
Удобства РБП для бухгалтеров
Относить на будущие периоды определенные виды расходов оказывается во многих случаях целесообразнее, чем признавать их в текущем периоде. Бухгалтеры любят данный вид учета по нескольким причинам, иногда сознательно применяя его не совсем корректно, поскольку это удобно.
ВАЖНО! С целью разумной классификации и предупреждения нарушений учета РБП Минфин предусмотрел четкую идентификацию данного вида расходов.
Как отграничить РБП от остальных расходов
Работая в той или иной отрасли, бухгалтер принимает во внимание конкретную специфику расходов организации. Учитывая нюансы, он может определить критерии, по которым те или иные траты следует отнести в РБП. Эти критерии фиксируются в учетной политике.
Первым шагом является корректное разделение обычных расходов и активов, которыми по определению являются РБП.
Признаки актива:
Второй шаг – выделение среди активов расходов будущих периодов согласно определениям, приведенным в учетной политике. Примеры РБП – вложений, произведенных раньше, чем можно оприходовать прибыль от них, а значит, отразить в отчетном периоде:
ВАЖНО! Первые два пункта отнесения активов к РБП определяет ПБУ, а остальные дополняет Налоговый кодекс РФ.
Не относят к РБП выданные авансовые платежи, в том числе и подписку на периодику, а также суммы, выплачиваемые в качестве отпускных.
Особенности бухучета расходов будущих периодов
Бухгалтеры относят к РБП те траты, относительно которых нет твердых условий их отражения на балансе в ПБУ, если их планируется списывать в течение нескольких лет. Правилами бухучета предусмотрено 2 способа отражения РБП на балансе:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В балансе указывается только итог по сумме РБП, то есть те средства, которые еще не были списаны в предыдущие периоды.
Аналитический учет РБП
Средства организации, которые учитываются в качестве РБП, собираются на счетах аналитического учета счета 1 401 50 000 «Расходы будущих периодов» (п. 124 Инструкции № 162н). Они оказываются там в момент их поступления (начисления). Затем они постепенно распределяются:
Порядок их списания определяется организацией. Их можно списывать:
Дополнительные условия организация имеет право устанавливать самостоятельно (п. 301, 302 Инструкции № 157н).
Счет для учета РБП
План счетов бухгалтерского учета, утвержденный Приказом Минфина РФ №94н от 31 октября 2000 года, предписывает использовать для проведения РБП по балансу счет №97, специально выделенный для отражения информации о затратах последующих отчетных периодов.
Кредит этого счета аккумулирует сведения о тратах, которые впоследствии будут постоянно попадать в дебет одного из счетов:
Например, фирма закупила лицензионное программное обеспечение для ПК, срок службы которого – 7 лет. Значит, в течение этих 7 лет каждый месяц нужно списывать в расходы равные доли стоимости купленного ПО.
Дебет счета 97 несет информацию о понесенных затратах – тех средствах, которые уже были заплачены в данном отчетном периоде.
РБП: проводки
Чтобы учесть и списать расходы будущих периодов, нужно произвести следующие бухгалтерские проводки:
Пример расчета РБП для отражения в бухучете
ООО «Бригантина» в мае 2017 года приобрело годичный страховой полис на свое материальное имущество за 300 000 руб., уплаченных страховому агентству единовременно. Действие договора начинается 1 июня 2017 года и заканчивается 1 июня 2018 года. Бухгалтеру нужно будет сделать следующие отметки в отчетных документах:
Инвентаризация РБП
Раз в год бухгалтерия должна проводить сверку движения средств и остатков по счету 97 с первичной документацией, то есть выяснять, правильно ли отражается оборот счетов будущих периодов: сколько из них списано, а сколько еще осталось. Этот процесс называется инвентаризацией РБП. Ее проводят в рамках обычной ежегодной инвентаризации. Она оформляется специальным актом по форме № ИНВ-11, в котором должна быть отражена следующая информация:
Акт составляется в 2 экземплярах, один остается в инвентаризационной комиссии, второй передается руководству.
Налоговый учет расходов будущих периодов
Налоговый кодекс РФ отдельно не определяет учет РБП. Он устанавливает общее правило, по которому расходы имеют отношение к налогооблагаемой базе в том периоде, в котором они появляются по условиям заключаемых сделок.
Это значит, что списывать расходы на налоги нужно, руководствуясь документальными правилами, по которым был оформлен договор сделки. Если из них следует, что расходы распределены на несколько периодов, то для налогообложения они учитываются в течение всего указанного времени.
Например, организация заплатила за сертификацию продукции определенную сумму. В состав базы по налогам эта сумма вносится равными долями в течение всего срока действия сертификата.
К СВЕДЕНИЮ! Если из договора невозможно определить сроки, к которым следует относить расходы, организация должна сделать это в соответствии со своей учетной политикой.
РБП и спецрежимы
Не все предприниматели имеют дело с расходами будущих периодов. Так, чаще с ними сталкиваются плательщики ОСНО, а выбравшие «упрощенку», как правило, с ними не работают.
Если организация перешла на УСН с другого налогового режима, и у нее остались средства на счете 97, их нужно полностью списать в расходы и отразить в КУДиРе. Порядок их учета в сфере налогообложения может отличаться:
Расходы будущих периодов (РБП)
Расходы будущих периодов (РБП) — это затраты, произведенные организацией в предшествующем и/или отчетном периодах, но подлежащие включению в себестоимость продукции (работ, услуг) в последующие периоды деятельности организации.
Без них невозможно получить доходы в будущем. При этом отметим, что расходы будущих периодов существуют только в бухгалтерском учете.
Как распознать расходы будущих периодов
использован обособленно или в сочетании с другим активом в процессе производства продукции, работ, услуг, предназначенных для продажи;
обменен на другой актив;
использован для погашения обязательства;
распределен между собственниками организации.
Это определение позволяет отнести те или иные затраты к расходам будущих периодов в качестве актива.
А бухгалтеру следует сформировать критерии такого отнесения (по видам затрат с учетом специфики отрасли) и закрепить их в бухгалтерской учетной политике.
Какие затраты относятся к расходам будущих периодов
Затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида.
Положениями по бухгалтерскому учету предусмотрены всего два вида затрат, которые следует признавать в составе расходов будущих периодов:
затраты, понесенные в связи с предстоящими строительными работами. Например, материалы, переданные на строительную площадку;
лицензионное программное обеспечение (ПО).
Помимо этого, организация может признать расходы будущих периодов и в других случаях.
Обычно так делают, если ни в одном из Положений по бухгалтерскому учету не говорится, как учитывать затраты определенного вида, но, по мнению бухгалтера, эти затраты надо списывать в расходы постепенно в течение нескольких лет.
Традиционно в бухучете в качестве расходы будущих периодов учитываются затраты, которые в налоговом учете списываются на расходы постепенно. Это, например, расходы на сертификацию продукции и расходы на добровольное медицинское страхование (ДМС).
Какие затраты не надо отражать как расходы будущих периодов
Не относятся к расходам будущих периодов выданные авансы, в т.ч. расходы на подписку.
Не надо учитывать как расходы будущих периодов и расходы на выплату отпускных, в т.ч. если был создан резерв на оплату отпусков, а его суммы оказалось недостаточно.
Бухгалтерский учет расходов будущих периодов
Учет расходы будущих периодов ведется на счете 97 «Расходы будущих периодов».
Проводки по учету и списанию расходов будущих периодов будут такие:
Проводка
Операция
Затраты учтены как расходы будущих периодов
В расходы включена доля расходов будущих периодов, относящаяся к текущему периоду
Налоговый учет расходов будущих периодов
НК РФ установлено, что расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок.
Иначе говоря, для того, чтобы определить период списания расходов в налоговом учете налогоплательщик должен руководствоваться условиями документов, которыми оформлена сделка.
Если из документов вытекает, что расходы относятся к нескольким отчетным периодам, то учитывать их при налогообложении прибыли налогоплательщик должен в течение всего этого срока.
Например, сумма разового платежа за право использования товарного знака относится в состав налогооблагаемых расходов равномерными платежами в течение срока действия лицензионного договора.
Если из имеющихся документов невозможно определить срок, к которому относятся расходы, то организация должна определить этот срок самостоятельно.
Отражение расходов будущих периодов в бухгалтерском балансе
В бухгалтерском балансе расходы будущих периодов отражаются:
либо отдельной статьей в группе статей «Запасы»;
либо как отдельная группа статей в разделе «Оборотные активы».
При этом в балансе указывается дебетовое сальдо по этому счету (остатки расходов, не списанные по состоянию на конец отчетного периода).
Инвентаризация расходов будущих периодов
Делается это для того, чтобы удостовериться в своевременном и правильном списании расходов будущих периодов.
Результат инвентаризации оформляется актом по форме N ИНВ-11.
Инвентаризация расходов будущих периодов проводится в рамках ежегодной инвентаризации.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Расходы будущих периодов (РБП)
Расходы будущих периодов (РБП) — это затраты, произведенные организацией в предшествующем и/или отчетном периодах, но подлежащие включению в себестоимость продукции (работ, услуг) в последующие периоды деятельности организации.
Без них невозможно получить доходы в будущем. При этом отметим, что расходы будущих периодов существуют только в бухгалтерском учете.
Как распознать расходы будущих периодов
использован обособленно или в сочетании с другим активом в процессе производства продукции, работ, услуг, предназначенных для продажи;
обменен на другой актив;
использован для погашения обязательства;
распределен между собственниками организации.
Это определение позволяет отнести те или иные затраты к расходам будущих периодов в качестве актива.
А бухгалтеру следует сформировать критерии такого отнесения (по видам затрат с учетом специфики отрасли) и закрепить их в бухгалтерской учетной политике.
Какие затраты относятся к расходам будущих периодов
Затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида.
Положениями по бухгалтерскому учету предусмотрены всего два вида затрат, которые следует признавать в составе расходов будущих периодов:
затраты, понесенные в связи с предстоящими строительными работами. Например, материалы, переданные на строительную площадку;
лицензионное программное обеспечение (ПО).
Помимо этого, организация может признать расходы будущих периодов и в других случаях.
Обычно так делают, если ни в одном из Положений по бухгалтерскому учету не говорится, как учитывать затраты определенного вида, но, по мнению бухгалтера, эти затраты надо списывать в расходы постепенно в течение нескольких лет.
Традиционно в бухучете в качестве расходы будущих периодов учитываются затраты, которые в налоговом учете списываются на расходы постепенно. Это, например, расходы на сертификацию продукции и расходы на добровольное медицинское страхование (ДМС).
Какие затраты не надо отражать как расходы будущих периодов
Не относятся к расходам будущих периодов выданные авансы, в т.ч. расходы на подписку.
Не надо учитывать как расходы будущих периодов и расходы на выплату отпускных, в т.ч. если был создан резерв на оплату отпусков, а его суммы оказалось недостаточно.
Бухгалтерский учет расходов будущих периодов
Учет расходы будущих периодов ведется на счете 97 «Расходы будущих периодов».
Проводки по учету и списанию расходов будущих периодов будут такие:
Проводка
Операция
Затраты учтены как расходы будущих периодов
В расходы включена доля расходов будущих периодов, относящаяся к текущему периоду
Налоговый учет расходов будущих периодов
НК РФ установлено, что расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок.
Иначе говоря, для того, чтобы определить период списания расходов в налоговом учете налогоплательщик должен руководствоваться условиями документов, которыми оформлена сделка.
Если из документов вытекает, что расходы относятся к нескольким отчетным периодам, то учитывать их при налогообложении прибыли налогоплательщик должен в течение всего этого срока.
Например, сумма разового платежа за право использования товарного знака относится в состав налогооблагаемых расходов равномерными платежами в течение срока действия лицензионного договора.
Если из имеющихся документов невозможно определить срок, к которому относятся расходы, то организация должна определить этот срок самостоятельно.
Отражение расходов будущих периодов в бухгалтерском балансе
В бухгалтерском балансе расходы будущих периодов отражаются:
либо отдельной статьей в группе статей «Запасы»;
либо как отдельная группа статей в разделе «Оборотные активы».
При этом в балансе указывается дебетовое сальдо по этому счету (остатки расходов, не списанные по состоянию на конец отчетного периода).
Инвентаризация расходов будущих периодов
Делается это для того, чтобы удостовериться в своевременном и правильном списании расходов будущих периодов.
Результат инвентаризации оформляется актом по форме N ИНВ-11.
Инвентаризация расходов будущих периодов проводится в рамках ежегодной инвентаризации.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Учет расходов будущих периодов
1. Расходы будущих периодов как объект бухгалтерского учета
В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов, утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н, счет 97 «Расходы будущих периодов» (РБП) предназначен для обобщения информации о расходах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам. Аналогичное определение расходов будущих периодов (РБП) приведено в п.65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина РФ от 29.07.98 № 34н).
Также необходимо обратить внимание на условия признания расходов (п.16 ПБУ 10/99), согласно которым р асходы признаются в бухгалтерском учете если:
— расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
— сумма расхода может быть определена;
— имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.
Как любопытный курьез можно привести Постановление ФАС ВСО от 22.04.03 № А33-12803/02-С3н/Ф02-1010/03-С1, в котором высокий суд решил, что ПБУ 10/99 «Расходы организации», не регулирует вопросы бухгалтерского учета расходов будущих периодов.
В соответствии с Инструкцией к плану счетов, отражаемые на этом счете расходы по своему экономическому содержанию можно разделить на две группы:
а) расходы подготовительного характера, связанные с доходами, которые будут (могут быть) получены в будущем. Это – расходы на освоение новых производств, горно-подготовительные работы, подготовка к сезонным работам и т.п.
б) расходы текущего периода, например, по произведенному ремонту дорогостоящего оборудования. Для подобных расходов отражение по сч.97 является не более чем «сглаживанием» неравномерности за счет произвольного распределения значительной суммы расходов на несколько периодов.
Отметим, что в Инструкции не упомянуты периодические или длящиеся расходы, такие как расходы на оформление лицензии на вид деятельности, оплата страховки, стоимость прав пользования программным обеспечением, переданных на ограниченный срок. Также из Инструкции исчезло упоминание об авансах по арендным платежам.
2. Связь расходов с будущими доходами
В приведенном определении невыясненным остается характер связи расходов с будущими периодами. В каком случае расходы относятся к будущим периодам? Ответ на этом вопрос дан в п.19 ПБУ 10/99. В нем расходы, связанные с будущими доходами разделены на два вида:
а) Расходы, прямо связанные с получением доходов в будущем. Очевидно, что к ним можно отнести подготовительные расходы производственного характера.
б) Расходы, связанные с будущими доходами косвенно, нечетко.
Согласно п.19 ПБУ 10/99 «Расходы организации», р асходы признаются в отчете о прибылях и убытках с учетом связи между произведенными расходами и поступлениями (принцип соответствия доходов и расходов). Отсюда следует, что к расходам будущих периодов следует относить расходы, прямо обуславливающие доходы, которые поступят (могут поступить) в будущем. Как уже отмечалось, это – расходы подготовительного характера, непосредственно связанные с производством.
Кроме того, согласно п.19 ПБУ 10/99, расходы могут быть обоснованно распределены между отчетными периодами, когда
— расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов
— когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем.
Таким образом, способ учета расходов, которые косвенно (непрямо) связаны с будущими доходами, зависит от профессионального суждения бухгалтера. Такие расходы могут быть распределены, но только при наличии убедительного обоснования их связи с получением доходов в будущем. Если связь произведенных расходов с будущими доходами убедительно не обоснована, произведенные расходы следует учитывать как расходы текущего периода без распределения.
3. Объекты, прямо связанные с будущими доходами
Материальные затраты подготовительного характера
Согласно п.94 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ (утв. приказом Минфина РФ от 28.12.01 № 119н), стоимость материалов, отпущенных на производство, но относящихся к будущим отчетным периодам (подготовительные работы в сезонных производствах, горно-подготовительные работы, освоение новых предприятий, производств, цехов и агрегатов (пусковые расходы), на подготовку и освоение производства новых видов продукции и новых технологий, рекультивация земель), зачисляется на счет учета расходов будущих периодов. На этот счет стоимость отпущенных материалов может относиться и в других случаях, когда возникает необходимость распределения затрат на ряд отчетных периодов.
Согласно п.26 ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000 (утв. приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 г. № 91н), платежи за предоставленное право пользования объектами интеллектуальной собственности, производимые в виде фиксированного разового платежа, включая авторское вознаграждение, отражаются в бухгалтерском учете организацией-пользователем как расходы будущих периодов и подлежат списанию в течение срока действия договора.
Расходы, связанные с заключением договора
В соответствии с п.12 ПБУ 2/94 «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство», утвержденного Приказом Минфина РФ от 20.12.94 № 167, р асходы подрядчика, связанные с получением (заключением) договоров на строительство, которые могут быть отдельно выделены, и существует уверенность в том, что договор будет заключен, могут относиться к данному договору и до его заключения учитываться как расходы будущих периодов.
В соответствии с п. 11 ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» (утвержденного приказом Минфина РФ от 19.11.02 № 115н), списание расходов по каждой выполненной научно-исследовательской, опытно-конструкторской, технологической работе производится одним из следующих способов:
способ списания расходов пропорционально объему продукции (работ, услуг).
Срок списания расходов по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам определяется организацией самостоятельно исходя из ожидаемого срока использования полученных результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, в течение которого организация может получать экономические выгоды (доход), но не более 5 лет. При этом указанный срок полезного использования не может превышать срок деятельности организации.
4. «Сглаживание» расходов
Процент (дисконт) по векселям и облигациям.
Согласно пп.18 и 19 ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (утв. приказом Минфина РФ от 2 августа 2001 г. № 60н), в целях равномерного (ежемесячного) включения сумм причитающихся процентов или дисконта в качестве дохода по выданным векселям организация-векселедатель может их предварительно учитывать как расходы будущих периодов. Аналогично, в целях равномерного (ежемесячного) включения сумм причитающегося к уплате заимодавцу дохода по проданным облигациям организация-эмитент может предварительно учесть указанные суммы как расходы будущих периодов.
Расходы на регистрацию права на аренду недвижимости
В Письме ДНП Минфина РФ от 20.04.2000 № 04-02-05/6, было высказано мнение, что плата за обременение прав на недвижимое имущество может быть включена в финансовые результаты организации как единовременно, так и путем отнесения таких затрат на счет «Расходы будущих периодов» и списания их в последующем в соответствии с принятой организацией учетной политикой в течение срока действия договора аренды недвижимого имущества. Вместе с тем, если предметом договора выступает аренда земли, плату за обременение прав на недвижимое имущество следует относить на финансовые результаты единовременно, учитывая, что такие договоры заключаются на длительный срок (как правило, 49 лет).
Досрочно перечисленные лизинговые платежи
Объективный критерий «способности приносить выгоды» (а также обусловленности доходов расходами) приведен в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ 29.12.97). Концепция не является нормативным документом, однако в ней сформулированы общие принципы бухгалтерского учета, применяемые в странах с рыночной экономикой.
Считается, что объект имущества принесет в будущем экономические выгоды организации, когда он может быть:
а) использован обособленно или в сочетании с другим объектом в процессе производства продукции, работ, услуг, предназначенных для продажи;
б) обменен на другой объект имущества;
в) использован для погашения кредиторской задолженности;
г) распределен между собственниками организации.
Очевидно, «активы», сформированные из «сглаживаемых» расходов, не удовлетворяют ни одному из перечисленных условий. Учет «сглаживаемых» расходов на счете 97 приводит к появлению в балансе фиктивных активов и к искажению структуры баланса, что отрицательно сказывается на достоверности бухгалтерской отчетности. Кроме того, такой способ учета противоречит требованию осмотрительности (п.7 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»), согласно которому при формировании информации в бухгалтерском учете следует придерживаться определенной осмотрительности в суждениях и оценках таким образом, чтобы активы и доходы не были завышены, а обязательства и расходы не были занижены.
Мы полагаем, что использование счета 97 допустимо для сглаживания крупных периодических текущих расходов, таких как плановые ремонты оборудования, стоимость некоторых лицензий, т.е. расходов с известным сроком погашения и являющихся неотъемлемой частью нормального производственного процесса. Отражение подобных расходов в полном объеме в текущем периоде может привести к неверным выводам об ухудшении финансового состояния организации при сравнении финансовых результатов текущего периода с результатами предыдущих периодов.
Однако более приемлемым для достоверности отчетности было бы предварительное формирование резервов под упомянутые расходы и списание их за счет резервов. Именно такой подход соответствует требованию осмотрительности.
В любом случае крупные «внезапные» расходы или расходы с неопределенным сроком погашения не следует учитывать в составе РБП, так же как и незначительные периодические расходы. Нерационально (даже для малого предприятия) списывать в течение 5 лет оплату в сумме 1300 руб. за лицензию на право деятельности.
5. О распределении расходов в налоговом учете
В целях налогообложения прибыли расходы следует учитывать (ст.272 НК):
а) в том отчетном периоде, к которому они относятся с учетом положений ст.318-320 НК;
б) в том отчетном периоде, в котором они возникают, исходя из условий сделок;
в) в случае, если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.
Проанализируем этот порядок признания и распределения расходов более подробно. Итак, во-первых, расходы следует признавать в том отчетном периоде, к которому они относятся и с учетом положений ст.318-320 НК. К какому периоду расходы относятся жестко регламентировано п.2-10 ст.272 НК.
Далее, необходимо определить соответствует ли период признания расхода периоду его возникновения по «условиям сделок». Не очень понятно, что законодатель здесь имел в виду. Можно теоретически предположить существование каких-то сделок (договоров), которые прямо содержат специальные условия признания расходов. Но обычно налоговые органы используют эту неясную норму для того, чтобы выделить длящиеся, периодические сделки. Например, в Письме УМНС по г. Москве от 07.05.03 № 26-12/25025 утверждается:
Следует иметь в виду, что в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ расходы, понесенные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, делятся в том числе на расходы, которые учитываются при исчислении налоговой базы в течение определенного срока.
В целях формирования налоговой базы по налогу на прибыль к таким расходам, кроме расходов, поименованных в главе 25 НК РФ (расходы на страхование, расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и т. п.), могут быть отнесены расходы, потребляемые налогоплательщиком в своей деятельности в течение определенного периода. Срок потребления данных расходов может быть определен либо на основании договоров, либо иных документов, содержащих сведения о периоде, в течение которого используются произведенные расходы. В случае, если налогоплательщик осуществляет расходы единовременно, а потребляет произведенные расходы в своей производственной деятельности в течение срока, установленного договором (документом), указанные затраты подлежат отражению в составе расходов, уменьшающих полученные доходы, в соответствии с положениями п. 1 ст. 272 НК РФ.
В новой редакции (закон № 58-ФЗ от 06.06.05) ст.272 НК норма о признании расходов в периоде, соответствующем «условиям сделок» дополнена абзацем:
В случае, если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.
Отсюда можно сделать выводы, что
— условия сделок должны каким-то образом устанавливать связь между доходами и расходами. О характере такой связи ничего определенного сказать нельзя.
— если связь не определена четко, или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно. Следовательно, налоговые органы не имеют права определять наличие такой косвенной связи и порядок распределения расходов.
— с учетом «принципа равномерности признания доходов и расходов». Необходимо отметить, что этот принцип существует только в процитированном упоминании и нигде не сформулирован. Очевидно, что бухгалтерский принцип соответствия доходов и расходов не имеет никакого отношения к принципу равномерности признания. О. Лапина следующим образом комментирует принцип равномерности признания (Бухгалтерское приложение к газете «Экономика и жизнь», выпуск 17, май 2003 г.):
В условиях общего отказа от принципа соответствия доходов и расходов при исчислении базы по налогу на прибыль сформулировать необходимые правила работы этого принципа не брался ни один специалист. Лишь самые смелые заявляли о возможности использования организациями в таком случае любых самостоятельно установленных правил формирования доходов и расходов по сделкам с длительным сроком исполнения. Однако даже для реализации такой идеи необходимо было дополнительно определить еще и порядок обособления расходов, что главой 25 НК РФ изначально не предусмотрено.
В виду отсутствия для работ и услуг с длительным циклом исполнения специального порядка признания расходов как по суммам, так и по периодам, МНС России и Минфином России была согласована позиция, отраженная в Методических рекомендациях по применению главы 25 «Налог на прибыль», утвержденных Приказом МНС России от 20 декабря 2002 г. N БГ-3-02/729.
Установлено, что распределению между отчетными периодами, в течение которых выполняется договор, подлежит цена договора, а отнесение возникших расходов к расходам текущего отчетного периода осуществляется в общеустановленном порядке».
Моменты признания расходов в налоговом учете четко определены в п.2-10 ст.272 НК. Прямые расходы распределяются в порядке, предусмотренном ст.319-320 НК. Других способов распределения расходов в НК не предусмотрено. Требования налоговых органов распределять в налоговом учете единовременные косвенные расходы неправомерны.