Что такое объем экономики
ВВП — внутренний валовый продукт: что это такое простыми словами, как рассчитывать
Экономические показатели страны наглядно демонстрируют, насколько эффективна она развивается. Как вырос ее доход за определенный период времени. Одним из таких показателей является ВВП. Опытные экономисты сталкиваются с ним постоянно. Давайте разберем что означает этот показатель и как его рассчитывать.
Что такое ВВП
ВВП — внутренний валовый продукт. Это экономический показатель, который обозначает общую рыночную стоимость товаров и услуг, произведенных на территории государства за один год. Его используют в расчетах экономического роста страны.
Простыми словами, ВВП — совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, которые потребляют на территории государства на протяжении 1 года.
При расчете этого показателя учитывают только те сделки купли/продажи, которые были официально зарегистрированы. Например, гражданин является индивидуальным предпринимателем. Он занимается ремонтом бытовой техники. Если все его операции были официально проведены через бухгалтерию, их показатели будут включены в ВВП.
При расчете ВВП не учитывают отрасли теневой экономики. То есть, те товары и услуги, которые были произведены неофициально.
Также стоит учесть, что в расчет ВВП не входят трансферные выплаты и непроизводственные сделки. К таким относят перечисления из бюджета в качестве помощи.
Почему в ВВП учитывают только конечную стоимость продукции? Это нужно для того, чтобы не было двойного счета показателя.
Рассмотрим на примере. Фермер вырастил зерно, а затем продал его на мукомольню. Там его перемололи в муку. Ее продали на завод или предприятие, которое занимается выпечкой. Из нее выпекли булочки или хлеб. После этого эти изделия реализовали. И та стоимость, по которой они были реализованы и учитывается при расчете ВВП. Она является конечной.
Зачем нужен показатель ВВП
Он отражает экономическое состояние государства. ВВП оказывает влияние на показатели фондовых индексов, курсы валют на биржах, денежно-кредитную политику государства и другие отрасли жизнидеятельности.
Также не стоит забывать, что чем выше ВВП, тем меньше процент безработицы в стране. Но это спорный вопрос. Если показатель ВВП каждый год поднимается хотя бы на 2%, уровень безработицы остается неизменным.
Чем выше ВВП, тем крепче национальная валюта. Значит, растет благосостояние граждан. Так ли это на самом деле? Не совсем. По показателю нельзя точно определить благосостояние граждан. ВВП может иметь значительную величину по отношению к каждому гражданину, но уровень жизни при этом будет низким.
Виды ВВП
Есть несколько разновидностей Внутреннего валового продукта:
Номинальный ВВП — стоимость произведенных конечных товаров и услуг на территории региона или всей страны, которая выражена в ценах за текущий промежуток времени.
Реальный ВВП — соизмерение физических объемов произведенных товаров и услуг за определенный временной промежуток.
Отличие номинального ВВП от реального заключается в том, что последний не зависит от уровня инфляции. При его расчете не учитывают колебания цен на продукты и услуги. А при расчете номинального ВВП учитывают рост и снижение цен, доходы определенных отраслей экономики.
Также есть еще одна классификация ВВП:
При расчете Внутреннего валового продукта учитывают только официальные данные отчетов предприятий различных сфер деятельности.
Структура ВВП
Она включает в себя все экономические и социальные отрасли, ключевые источники получения доходов. Кроме этого, при расчете ВВП государства учитывают показатели ВВП каждого региона.
Показатели Внутреннего валового продукта рассчитывают по таким отраслям:
За каждый год государство предоставляет данные о том, на каком уровне находится показатель ВВП той или другой производственной или промышленной области. На основании полученных показателей делают анализ экономического роста государства в целом.
Что такое ВВП на душу населения
Это макроэкономический показатель, который отражает состояние всех отраслей экономики по отношению к каждому гражданину государства.
Формула расчета ВВП на душу населения:
Общий показатель ВВП / количество граждан страны
Рассмотрим на примере.
Предположим, показатель ВВП за год составил 100 млн. руб. Население страны при этом 10 млн. человек. Рассчитываем по формуле:
100 000 000 / 10 000 = 10 000
Следовательно, ВВП на душу населения составит 10 000 руб.
Иногда ВВП рассчитывают только с учетом несовершеннолетних граждан. При этом за основу берут «эквивалент несовершеннолетних». Что это означает? Применяют разные меры веса. То есть, чем младше ребенок, тем меньше его вес.
Показатели ВВП на душу населения в России за несколько лет
Если сравнить показатели 2015 и 2018 годов, ВВП вырос и значительно. То есть, экономическая ситуация в стране начала стабилизироваться. Государство поддерживает производство национального продукта. Соответственно, внутренний рынок не страдает от нехватки импортных товаров. Также необходимо отметить укрепление национальной валюты в 2018 году.
Как считается ВВП
Существует несколько способов расчета:
Все они дают одинаковый результат. Обусловлено это тем, что в экономике величина добавленной стоимости равна стоимости конечной продукции, а совокупный доход равен величине совокупного расхода. Рассмотрим каждый из этих способов.
Расчет ВВП по расходам
Этот способ подсчета называют «методом конечного использования». При расчете ВВП по расходам учитывают сумму расходов всех агентов. К ним относят следующие расходы:
ВВП рассчитывают по формуле:
где:
I – инвестиционные расходы;
G – государственные расходы (закупка товаров, оплата услуг);
C – потребительские расходы;
Xn – расходы на чистый экспорт (иностранного сектора).
Другими словами, метод расчета по расходам учитывает сумму конечного потребления (затраты жителей страны на покупку товаров или оплату услуг), инвестиционный капитал (вложения на усовершенствования производства, другие вложения для повышения прибыли предприятия); государственные затраты на оплату заработной платы сотрудников бюджетных организаций, расходы на оборону и прочее. Также для расчета определяют показатель чистого экспорта. Для этого из величины суммы отправленных за рубеж товаров вычитают величину суммы импортированных товаров.
Расчет ВВП по доходам
Этот метод называют «распределительным». При его использовании учитывают следующие факторные показатели доходов:
Также при расчете учитывают два показателя, которые не являются факторными доходами. К ним относят косвенные налоги и амортизацию.
Формула расчета ВВП по доходам:
ЗП + арендная плата + процентные платежи + прибыль предприятий + доходы собственников + амортизация + косвенные налоги
В показатель арендной платы необходимо включить условно-начисленную арендную плату.
Расчет ВВП по добавленной стоимости
В этом способе при расчете используют показатели добавленных стоимостей продукции за вычетом налоговых платежей и взносов. Показатель добавленной стоимости рассчитывается как разность между поступлениями и расходами. Затем полученные величины суммируют.
Рассмотрим на примере.
Фермер продал мельнику зерно по 10 руб./кг. Тот, в свою очередь, перемолол его, и продал хлебокомбинату за 15 руб./кг (ДС = 5 руб.). Хлебокомбинат испек хлеб и продал его магазину за 19 руб. (ДС = 4 руб.), а магазин продал хлеб по цене 25 руб. (ДС = 6 руб.). Итоговая сумма добавленной стоимости составила 15 руб.
Динамика ВВП России
График на 1 декабря 2018 года.
Согласно показаниям Росстата с 2014 года изменился индекс физического объема ВВП. Изменения стали заметными уже в 2016 году, когда показатель изначально имел отрицательное значение, а затем положительное.
В 2014-2018 годах произошло сокращение доли расходов домашних хозяйств на конечное потребление товаров и услуг. Увеличилась дола экспорта, что не могло не сказаться позитивно на экономике страны. Тем не менее, в 2016-2017 году уменьшилась доля оплаты труда сотрудникам. Значит, повысилась безработица. ВВП не добрал нужной величины. Поэтому в 2016 году его показатель не слишком отличается от 2014 года.
Что касается ВВП 2018 г., его показатель значительно вырос, по сравнению с предыдущими годами. Национальная валюта укрепилась, темп роста ВВП составил 102,3%. Его величина достигла 103876 млрд. руб.
Валовый внутренний продукт (ВВП)
Валовый внутренний продукт (ВВП) – это обобщенная сумма изготовленных в государстве товаров и услуг, готовых к любому использованию, будь то потребление, экспортирование или накопление. Данный макроэкономический показатель отражает рыночную стоимость продукции, независимо от принадлежности фактических средств производства. Расшифровка:
Если объяснять, что такое ВВП в экономике простыми словами, требуется уточнить, что ВВП собирает в себе итоги функционирования всех производств в государстве, даже если они принадлежат резидентам иностранных государств или являются филиалом иностранной компании, находятся под контролем иностранного капитала.
ВВП – это один из ключевых показателей, в количественном отношении выражающий развитие экономики. Он в наиболее общей форме иллюстрирует как растет, а также как развивается экономика. В качестве отчетного периода чаще всего берется год.
ВВП стран указывается в национальной валюте, и пересчитывается по курсу биржи. Однако, чтобы наиболее корректного сравнивать развитие экономик мировых государств, его часто выражают по паритету покупательской способности.
Структура ВВП каждого государства уникальна и зависит от того, какую часть дохода принесла в подотчетном году государству, например, промышленность. Также структура может характеризоваться по-разному: с точки зрения производства, использования и образования доходов.
В базе данных Всемирного банка находится информация о ВВП всех государств мира, выраженная в долларах. Статистика изменений фиксируется там на протяжении года и ежегодно обновляется, после чего публикуется.
ВВП на душу населения
Чтобы определить обобщенный уровень и скорость развития экономики, пользуются ВВП на душу населения, выражаемым в долларах США.Государства с иной национальной валютой данный показатель пересчитывают согласно рыночному курсу обмена. У ВВП есть определенные недостатки. Во-первых, это усредненность. Во-вторых, то, что не учитываются другие критерии показателей уровня жизни, которые могут быть лучше в стране с более низким ВВП. Пример – уровень образования, медицина, преступность, т.д. В-третьих, данный показатель не принимает во внимание что доллар в разных государствах обладает разной покупательской способностью. И в-четвертых, при расчёте ВВП не учитываются последствия увеличения темпов роста экономики, например, возникновение экологических проблем.
Расчет ВВП
ВВП складывается из конечных стоимостей продукции. Цены предметов, необходимых во время изготовления конечного продукта, не учитываются. Например, при производстве часов не учитывается отдельно стоимость ремешка и стекла, которые являются промежуточными товарами (необходимы для изготовления конечного). В противном случае, будет иметь место двойной счет – одни товары будут учтены дважды и ВВП получится больше действительного.
При проведении расчетов из стоимости конечного товара отнимаются затраты на промежуточные (купленные для изготовления). Полученный результат будет добавленной стоимостью (возникшей при производстве). Следовательно, для расчёта ВВП, нужно суммировать все добавленные стоимости всех производителей в стране. Правильно также добавлять в сумму стоимость домашних услуг, но в действительности это невозможно обеспечить.
Для определения ВВП используют 3 метода:
Что такое емкость рынка и как ее определить
Емкость рынка — это термин на стыке экономики и маркетинга. Определив её, компания может скорректировать стратегию развития. Разберемся в видах емкостей рынка и способах их расчета.
Что такое емкость рынка
Это показатель, который приблизительно отражает способность рынка потребить какую-то продукцию.
Обычно термин сужают, рассчитывают емкость рынка в конкретной сфере — например, смотрят, какой спрос существует на рынке туризма в конкретно обозначенных географических границах.
Говоря проще, емкость рынка — это показатель, который подскажет, сколько примерно продукта могут купить потребители на конкретном рынке. Под рынком подразумевается некое абстрактное место или отрасль — например, это может быть широкий рынок IT-услуг в стране или узкий рынок парикмахерских в одном городе.
Зачем нужно вычислять емкость
Емкость рынка помогает планировать экспансию на рынок, принимать управленческие решения и аргументировать предложения для инвесторов.
Вовремя принимайте важные управленческие решения, чтобы избежать непредвиденных рисков
Например, вы открываете сеть парикмахерских. С помощью емкости рынка вы заранее выяснили, что доступный спрос в конкретном городе составит порядка тысячи стрижек в день. Посчитав финансовую схему и убедившись в конкурентных преимуществах, вы можете планировать необходимые инвестиции. То есть вы заранее понимаете, что с такой емкостью прибыльно будет открыть 10-15 точек, не больше.
Три вида емкости рынка
Например, вы организовали службу такси и считаете емкость в натуральном выражении, то есть в количестве потребителей.
Потенциальная емкость вашего рынка — клиенты служб такси или каршеринга, автомобилисты, которым надоело водить машину самим, люди, которые пользуются общественным транспортом.
Фактическая емкость — это люди, которые уже сейчас пользуются такси, их не нужно переманивать с других рынков и отраслей.
Доступная емкость — это целевая аудитория конкретно вашего продукта. Например, если у вас эконом-класс, то это люди, которые хотят быстро и недорого добраться до нужного места. Аудитория, которая пользуется бизнес-классом, входить в доступную емкость не будет.
С чем нужно определиться до начала расчетов
Перед расчетом емкости нужно подготовиться и решить, что конкретно вы будете вычислять. В универсальный список входят следующие критерии:
Методы сбора и источники информации
Есть несколько источников данных, которые пригодятся при вычислении емкости рынка.
Что еще нужно учитывать в расчетах
В зависимости от конкретной ситуации нужно учитывать и вторичные факторы, которые могут оказать влияние на показатели емкости рынка. Вот что может пригодится:
Как посчитать емкость
Есть три базовых способа расчета. Если у вас несколько целевых аудиторий или несколько товарных групп, то стоит рассчитывать каждый сегмент отдельно, а после сложить показатели.
Метод «по норме потребления»
Этот метод еще называют «снизу вверх», потому что расчет идет от данных по ожидаемым покупкам потребителей, то есть от тех, кто формирует спрос.
Формула: количество целевой аудитории умножается на норму потребления за конкретный период
Если нужно вычислить денежное выражение, то показатель умножают на стоимость 1 единицы продукции. Если нужен объем — на средний объем одной упаковки.
Пример
Вы хотите открыть производство хлеба. Норма потребления хлеба — в среднем 96 кг в год на человека. Весит булка 350 г, то есть на человека приходится порядка 275 булок.
Вы знаете, что ваша целевая аудитория — трудоспособное население. Таких в городе порядка 200 000 человек. Булка стоит 50 руб.
Это потенциальная емкость. Чтобы посчитать фактическую и доступную, нужно сужать данные — определять конкретное количество целевой аудитории для каждой точки продаж, уточнять с помощью опросов реальное потребление конкретно такого хлеба. Цифры окажутся в десятки раз меньше.
Метод на основе аналитики рынка
Этот метод называют «сверху вниз», потому что он идет от тех, кто удовлетворяет спрос, то есть от данных компаний. Метод можно использовать, если в вашем сегменте крупный бизнес раскрывает информацию о выручке или есть иной способ получить данные.
Емкость определяют так: складывают все продажи крупных компаний, которые закрывают потребность 80-90 % рынка. Учитывать нужно розничные цены для потребителя.
Этот метод чаще заказывают в аналитических агентствах, а они получают данные из опросов компаний. Цифры всегда неточные, нужно учитывать погрешность в зависимости от количества компаний, которые отказались сотрудничать.
Метод реальных продаж
Этот метод расчета практикуют исследовательские агентства — они заключают договора с крупными ретейлерами и анализируют их реальные данные о продажах.
Попробуйте CRM для малого бизнеса: внедрение и адаптация под особенности бизнес−процессов, контроль и автоматизация отдела продаж
Собрав информацию от нескольких компаний, можно с точностью утверждать, сколько продуктов из определенной категории было продано за конкретный период. Таким образом вычисляется примерная емкость как всего рынка, так и отдельных территорий.
Выводы
Емкость рынка — это потенциальный спрос на ваш продукт в конкретном месте за отдельный период. При расчете этого показателя нужно учитывать особенности вашей отрасли, полноту источников информации и точность расчета.
Проще всего посчитать емкость, найдя нормы потребления вашего продукта и умножив их на количество целевой аудитории.
Погрешность будет большая, потому что нормы не учитывают ситуацию, когда люди замещают потребность в продукте товарами из другой категории. Например, не выбирают, у какого продавца купить хлеб, а заменяют его на хлебцы.
Поэтому такой метод нужно использовать только для приблизительных расчетов.
Второй вариант — спросить данные о продажах крупных компаний. Это возможно, если они публикуют подробную финансовую отчетность или предоставляют данные в маркетинговые агентства для отчетов о рынках. Расчет получится точнее.
Собрать аналитику конкретных продаж — когда ретейлеры отдают данные из чеков и формируют подробную статистику. Это довольно точный расчет — данные анализируют в динамике, поэтому можно изучить, например, помесячную статистику продаж за последний год. Такое исследование можно заказать в маркетинговых агентствах.
Узнав емкость конкретного рынка, вы можете планировать развитие бизнеса, аргументировать и рассчитывать необходимые финансовые вложения. Если окажется, что рынок маленький, стоит искать другие площадки для сбыта.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
2.11 Экономический рост и развитие. Понятие ВВП. Теория ЕГЭ по обществознанию 2019.
2.11 Экономический рост и развитие. Понятие ВВП.
I. Экономический рост. Основные показатели экономического роста.
Экономический рост — увеличение объёмов созданных за определённый период товаров и услуг (увеличение потенциального и реального ВНП), возрастание экономической мощи страны.
Основные показатели экономического роста:
Для получения реального результата рост ВВП должен измеряться вне зависимости от возможного роста цен, потому что при высокой инфляции цены могут значительно вырасти, а производство, наоборот, уменьшиться. Поэтому, чтобы знать, насколько выросло реальное производство товаров и услуг, рост может быть подсчитан в так называемых постоянных ценах.
II. Пути экономического роста.
Экономический рост обеспечивается как за счет интенсивных, так и за счет экстенсивных факторов.
Экстенсивный путь: может осуществляться за счёт увеличения количества используемых ресурсов. К факторам экстенсивного экономического роста относят: увеличение производственного капитала, трудовых, природных ресурсов, увеличение до определённого предела масштабов производства, повышение количества работников
Например:
Интенсивный путь: происходит за счёт повышения качества организации производства и более рационального расходования прежнего объёма ресурсов. Повышение качества представляет собой увеличение отдачи, производительности ресурсов при том же их количестве. К факторам интенсивного роста относят: повышение производительности труда, совершенствование техники и технологий (позволяет преодолеть дефицит некоторых ресурсов, повысить производительность), повышение квалификации работников, научная организация труда
На практике экстенсивный и интенсивные пути экономического роста не существуют в чистом виде, поэтому различают преимущественно интенсивный и преимущественно экстенсивный пути развития.
Современное рыночное хозяйство направлено на новое качество экономического роста, что означает преобладание преимущественно интенсивного пути развития; вещественное наполнение национального продукта за счёт освоения и развития новых отраслей, основанных на научно-техническом прогрессе, например, развитие информационного пространства.
III. Экономическое развитие. Показатели экономического развития.
Понятие «экономический рост» близко к понятию «экономическое развитие», но не тождественно ему. Рост есть составляющая экономического развития, которое понимается как процесс, включающий периоды роста и спада, количественных и качественных изменений в экономике.
Экономический рост — это положительная динамика экономики.
Экономический спад — отрицательная динамика как экономики в целом, так и отдельных её фаз, сфер, секторов, факторов и элементов. Это длительное, устойчивое снижение объемов производства основных видов товаров и услуг, понижение деловой активности (растет циклическая безработица). Обычно экономический спад сопровождается уменьшением реальных доходов населения.
Экономическое развитие общества представляет собой многоплановый процесс, охватывающий экономический рост, структурные сдвиги в экономике, совершенствование условий и повышение качества жизни населения.
Поэтому экономический рост является лишь одной из составляющих процесса экономического развития.
Экономическое развитие — процесс прохождения экономикой всех фаз экономического цикла, не только роста, но и спада, которые могут сопровождаться как относительным, так и абсолютным падением объёмов производства.
На экономическое развитие страны оказывают влияние также исторические и географические условия ее существования.
Показатели экономического развития:
1) ВВП и НД на душу населения
2) Производство основных видов продукции (электроэнергии, основных продуктов питания) на душу населения
3) Отраслевая структура национальной экономики: соотношение между крупными народно-хозяйственными отраслями материального и нематериального производства.
4) Показатели экономической эффективности производства.
5) Уровень и качество жизни населения (анализ потребительской корзины, прожиточного минимума)
Потребительская корзина — минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг (коммунальных, транспортных, медицинских), необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
IV. Фазы и причины экономических циклов.
Условиями устойчивости и стабильности экономического развития являются равновесие, сбалансированность между общественным производством и потреблением. Однако в рыночной экономике данное состояние периодически нарушается, наблюдается определённая цикличность.
Экономический цикл — это периодические колебания уровней занятости, производства и инфляции; период цикличности деловой активности.
Фазы экономического цикла:
Причины экономических циклов
Внешние: войны, нефтяные шоки, крупные нововведения (железные дороги, автомобили, электроника), оказывающие большое влияние на инвестиции, производство, потребление, уровень цен.
Внутренние: монетарная (денежная) политика правительства, изменение соотношения совокупного предложения и совокупного спроса, накопление больших запасов товаров из-за низкого спроса или высоких цен.
V. Система национальных счетов. ВВП. ВНП. Конечная продукция.
Система национальных счетов — это совокупность статистических экономических показателей, характеризующих величины совокупного продукта и совокупного дохода и позволяющих оценить состояние экономики страны.
Экономическая теория и статистика для измерения объёма национального производства наиболее широко используют три показателя.
Что учитывается при подсчете ВВП:
оплата услуг (
гонорары
покупка товаров, продуктов и т.д.
оплата коммунальных платежей
Не учитывается при подсчете ВВП
-оплата труда домохозяек
-подарки
государственные выплаты(в том числе и пенсии)
Конечная продукция — это товары и услуги, которые продаются для конечного использования, а не для переработки или перепродажи.
ВВП бывает:
1) номинальный (выражен в цены на данный период времени)
2) реальный (рассчитывается в сопоставимых ценах базового года как отношение номинального ВВП к индексу цен)
За базовый год принимается тот год, с которого начинается измерение или с которым сравнивается ВВП.
Реальный ВВП можно использовать для анализа уровней экономического развития страны в разные периоды времени.Стабильный рост ВВП свидетельствует о развитии экономики, улучшении благосостояния граждан страны.
Однако объём ВВП на душу населения НЕ характеризует экономический потенциал страны.
Правительство может планировать рост ВВП и проводить экономическую политику, обеспечивающую этот рост.