Что такое обет нестяжания

Нестяжание

Нестяжа́ние — 1) еван­гель­ская доб­ро­де­тель, выра­жа­е­мая в неза­ви­си­мо­сти чело­века от стра­сти нако­пи­тель­ства, чрез­мер­ной при­вя­зан­но­сти к мате­ри­аль­ным благам; 2) пред­мет одного из трёх мона­ше­ских обетов.

«Удо­вле­тво­ре­ние себя одним необ­хо­ди­мым. Нена­висть к рос­коши и неге. Мило­сер­дие к нищим. Люб­ле­ние нищеты еван­гель­ской. Упо­ва­ние на про­мысл Божий. После­до­ва­ние Хри­сто­вым запо­ве­дям. Спо­кой­ствие и сво­бода духа и бес­по­пе­чи­тель­ность. Мяг­кость сердца».
свт. Игна­тий (Брян­ча­ни­нов)

«Ника­кой слуга не может слу­жить двум гос­по­дам, ибо или одного будет нена­ви­деть, а дру­гого любить, или одному станет усерд­ство­вать, а о другом нера­деть. Не можете слу­жить Богу и мам­моне» ( Лук. 16:13 ).

Больше являет силы и власти тот, кто пре­зи­рает мир, чем тот, кто власт­вует над целым миром.
прп. Нико­дим Свя­то­го­рец

Разве чело­ве­ко­лю­би­вый Гос­подь для того дал тебе много, чтобы данное тебе ты упо­тре­бил только в свою пользу? Нет, но для того, чтобы, по апо­столь­скому уве­ща­нию, твой избы­ток вос­пол­нял недо­ста­ток у других ( 2Кор.8:14 ).
свт. Иоанн Зла­то­уст

Такое вели­чие духа изу­мило Моде­ста, и он сказал: «Со мною до сего вре­мени никто еще так смело не гово­рил». Тогда св. Васи­лий сми­ренно заме­тил: «Может быть тебе не при­хо­ди­лось гово­рить с епи­ско­пом; потому что в подоб­ном случае каждый из наших епи­ско­пов также гово­рил бы с тобою».

Источник

Нестяжательство – протест против богатства

В конце XV начале XVI века в России возникло религиозно-политическое движение – нестяжательство. Приверженцы этого движения выступили с требованием отказа церкви от «стяжания». То есть от приобретения церковью, особенно монастырями, земельных и имущественных ценностей. Свое требование нестяжатели обосновывали тем, что считали стяжание земельных и имущественных ценностей церковью противоречащим идеалам Евангельской морали и наносящим ущерб церковному авторитету. Идейное обоснование нестяжательства содержится в трудах Нила Сорского, Вассиана (Патрикеева), старца Артемия и других деятелей церкви.

Так, например, в своем церковном труде «Монастырский устав» Нил Сорский утверждает о том, что приобретение монастырями собственности не совместимо с монашеским обетом. Потому что этот обет призывает монахов вести аскетический образ жизни, отречься от всего мирского, а также использовать личный труд, как источник существования. монахов.

Нил Сорский является известным деятелем русской церкви, почитаемым как Святой и в наши дни. Он родился в 1433 году в крестьянской семье. До того как поступить в монашество, он занимался переписыванием книг, то есть был «скорописцем». Свой постриг он принял в Кирилло-Белозерском монастыре, в котором, со времен его основания, существовал глухой протест против землевладельческих прав церкви. Нил Сорский совершил путешествие на восток, в Палестину, Константинополь и Афон. Вернувшись на родину, он основывает свой скит, в котором собирает своих последователей, «которые его были нрава». В скиту вместе со своими учениками он живет замкнутой уединенной жизнью, занимаясь книжными делами и строго соблюдая монашеский образ жизни. Однако уединенная жизнь не помешала Нилу Сорскому принять участие в двух важнейших событиях того времени, в деле Новгородских еретиков и в движении нестяжателей.

Протест Нила Сорского против землевладельческих прав монастырей, имевший место на соборе 1503 года, является одним из важнейших фактов жизни этого Святого. Когда уже работа собора приближалась к концу, Нил Сорский поднял вопрос о монастырских земельных владениях, которые в то время равнялись трети всей государственной территории. По мнению Святого, землевладения отрицательно влияли на монашество. Выступление Нила Сорского поддержали Кирилло-Белозерские старцы, разделявшие идею нестяжательства. Нил Сорский считал, что всякая собственность и богатство противоречит иноческому обету. По убеждениям Нила Сорского, инок (монах) энергично отрицает всё мирское и посвящает себя служению Богу. Как же после этого он может находить время для заботы о мирских делах, землях и имуществе. А всё обязательное для инока, должно стать обязательным и для монастыря. Воззрения Нила Сорского поддерживали и его ученики.

Ученик Нила Сорского, Вассиан Косой, выступил с предложением конфисковать земельные наделы у монастырей и организовать земельный фонд для того, чтобы наделить землями мелких и средних феодалов. Нестяжательство, как церковно-политическое движение, имело социальное обоснование. Оно соответствовало интересам крупного боярства и удельных князей, которые пытались сохранить свои владения, а потребность дворянства в земельных наделах удовлетворить за счет присвоения церковных земель.

Несмотря на то, что в церковной среде нестяжательство пользовалось определенной популярностью, были у этого движения и противники. Так, например, против этого движения выступили иосифляне во главе с Иосифом Волоцким. Этот церковный деятель сумел убедить великого князя Иоанна III в отказе поддержки нестяжателям. Причем нестяжатели были представлены противниками усиления великокняжеской власти. Однако популярность идеи нестяжательства в народе была очень велика. Поэтому собор 1503 года специально рассматривал нестяжательство, как церковно-политическое явление и оценивал его идейно-религиозную суть. Решением этого собора нестяжательство было осуждено, а за церковью была сохранена их земельная собственность. Однако, несмотря на решение собора, борьба между стяжателями и нестяжателями не была прекращена и длилась много лет. Учение нестяжателей повторно рассматривалось на соборе 1531 года. На этом соборе нестяжательство было подвергнуто суровой критике и окончательно осуждено. Однако нестяжательство, как религиозно-политическое движение, оказало большое влияние на формирование церковной истории и отразило в себе философские взгляды целого ряда церковных деятелей XVI века.

Источник

Московская Сретенская Духовная Академия

ГлавнаяНовостиОбразование Нестяжание – как необходимая добродетел.

Нестяжание – как необходимая добродетель для христианина

Что такое обет нестяжания. Смотреть фото Что такое обет нестяжания. Смотреть картинку Что такое обет нестяжания. Картинка про Что такое обет нестяжания. Фото Что такое обет нестяжания

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие друзья, 19 октября мы совершаем память перенесения мощей преподобного Иоанна Рыльского. Преподобный Иоанн – великий духоносный подвижник Болгарской Православной Церкви. Сегодня, братья, мы, рассмотрев его житие, поговорим о добродетели, имя, которой нестяжание, и как ее достичь.

Преподобный Иоанн родился в 876 году в селе Скрино Средецкой, нынешней Софийской области. Рано оставшись сиротой, мальчик стал пастухом у одного богача, тогда уже и проявилась его святость. Так однажды потерялась корова с теленком, и хозяин сильно избил мальчика. Он долго и слезно молился Богу, и Господь помог ему и явил чудо. Когда он нашел пропажу, то в реке Струме сильно поднялась вода, юный пастух помолился, положил на воду свою одежду, начертал на ней крест и прошел по ней, как по суше. Богач, увидев это чудо, отпустил мальчика домой.

Юный Иоанн раздал все свое имущество и ушел из родного села. Он поступил по словам Иисуса Христа: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф. 19:21). Ибо отречение от земного богатства и является проявлением добродетели нестяжания. Вся жизнь святого следовала словам Христа: где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф.6:21).

Что такое обет нестяжания. Смотреть фото Что такое обет нестяжания. Смотреть картинку Что такое обет нестяжания. Картинка про Что такое обет нестяжания. Фото Что такое обет нестяжания

Один из пастухов из жадности набрал с собой бобов в запас, и по дороге домой обнаружилось, что взятые им стручки с бобами пусты

Что такое обет нестяжания. Смотреть фото Что такое обет нестяжания. Смотреть картинку Что такое обет нестяжания. Картинка про Что такое обет нестяжания. Фото Что такое обет нестяжания

Святой продолжил подвизаться в пещере, а спустя двенадцать лет перешел в Рыльскую пустынь, где поселился в дупле дерева. Он много постился, питаясь только травой, и слезно молился Богу. Видя такое терпение Бог произрастил преподобному бобы, которые служили ему долгое время пищею. И даже этой малой едой, служившей ему пропитанием, святой был готов с радостью поделиться. Так однажды к нему пришли овцы, убежавшие от своих пастухов, и те следуя за стадом увидели отшельника, который с радостью угостил их бобами. Но один из пастухов из жадности набрал с собой бобов в запас, и по дороге домой обнаружилось, что взятые им стручки с бобами пусты. Пастухи вернулись с раскаянием, и старец простил их, сказав, что плоды эти назначены Богом для пропитания пустынного. Здесь мы видим с вами, как отказавшись от мирского богатства, удалившись из мира и подвизавшись преподобный приобрел награду от Бога, который по милосердию Своему подает нам все необходимое.

Что такое обет нестяжания. Смотреть фото Что такое обет нестяжания. Смотреть картинку Что такое обет нестяжания. Картинка про Что такое обет нестяжания. Фото Что такое обет нестяжания Позже пустынник принял под свое окормление иноков, которые устроили монастырь в пещере, где прежде жил он сам. Преподобный Иоанн мудро пас свое стадо и скончался 18 августа 946 года на 70-м году жизни.

В тревожное время борьбы Болгарии с Византией, при царе Самуиле (976-1014), преподобный Иоанн Рыльский явился своим ученикам и повелел перенести его мощи в Средец (Софию), где в то время находился Патриарх Болгарский Дамиан. Предположительно это событие произошло в 980 году. А 19 октября по старому стилю или 1 ноября по-новому 1238 года мощи преподобного Иоанна были торжественно перенесены из Средеца в новую столицу – Тырново и положены в храме во имя святого. Это событие и празднуется теперь ежегодно 19 октября, дорогие братья.

Как же нам с вами приобрести добродетель нестяжания?

Как же научиться нам с вами добродетели нестяжания в современном мире полном всякого изобилия и людскими стремлениями в приобретении богатства, роскоши, славы? Как легче в таких условиях следовать сей добродетели христианину? Для противостояния всякому греху необходимо заручиться словом Божиим, и всегда руководствоваться им. Господь обращается к нам со словами: никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне (Лк.16:13). Вот как поясняет эти слова Спасителя блаженный Иероним Стридонский: «На сирском (Арамейском) языке маммоной называется богатство. Не можете служить Богу и богатству! Пусть это слушает скупец, пусть слушает тот, кто носит имя христианина, что он не может одновременно служить богатству и Христу. Впрочем, Он не сказал о том, кто имеет богатство, а о том, кто является рабом богатства. Действительно, кто является рабом богатства, тот как раб сохраняет богатство, а кто сбросил с себя ярмо богатства, тот раздает его как господин»[3].

Что такое обет нестяжания. Смотреть фото Что такое обет нестяжания. Смотреть картинку Что такое обет нестяжания. Картинка про Что такое обет нестяжания. Фото Что такое обет нестяжания

Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! (Иов.1:21)

Что такое обет нестяжания. Смотреть фото Что такое обет нестяжания. Смотреть картинку Что такое обет нестяжания. Картинка про Что такое обет нестяжания. Фото Что такое обет нестяжания

Что такое обет нестяжания. Смотреть фото Что такое обет нестяжания. Смотреть картинку Что такое обет нестяжания. Картинка про Что такое обет нестяжания. Фото Что такое обет нестяжания Богатый юноша и Христос Вот, что говорит о нестяжании преподобный Нил Синайский: «Нестяжательностью называем мы не нищету невольную, которая, приключившись по необходимости, сокрушает дух, и как непроизвольная, почитается несносною, но добровольную решимость довольствоваться малым, приобретаемую самовластием помысла, однако ж требующую труда, и до того именно времени, пока упражнение, обратившись в навык, не соделает сносным того, что долгое время казалось трудным и нестерпимым»[4]. Нас никто насильно не заставляет отказаться от всего, что мы имеем, но мы можем и в силах поставить себе целью развивать добродетель и довольствоваться самым необходимым, приобретенным нашим трудом. А Господь Бог, видя наше стремление к добродетели нестяжания, укрепит и даст сил в ее приобретении.

Итак, братья, что мы сегодня с вами узнали для себя. Нестяжание проявляется в любви к Богу и ближнему, отречению от земных богатств и стяжанию Небесных. Преподобный Иоанн Рыльский всей своей жизнью показал нам пример, как следовать добродетели нестяжания.

Из всего вышесказанного видно, что дело нашего спасения зависит в частности и от того имеем ли мы добродетель нестяжания или она у нас отсутствует и мы скупы. Господь воздает по трудам нашим. Примером нестяжания для нас должен стать Преподобный Иоанн Рыльский, память которого чтит сегодня Церкви. Будем помнить слова Христа: Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут (Мф.6:19). И «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф.19:24). И да, поможет нам в приобретении сей добродетели Господь Бог по молитвам преподобного Иоанна Рыльского. Ибо Ему подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Яков Цветков
семинарист IV курса

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1). Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Российское Библейское общество, 2013. – 1296 с.

2). Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Т.1. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2010. – 816 с.

4). Иоанн Лествичник, преп. Лествица. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2013. – 592 с.

Источник

Нестяжание в цифрах

Что такое обет нестяжания. Смотреть фото Что такое обет нестяжания. Смотреть картинку Что такое обет нестяжания. Картинка про Что такое обет нестяжания. Фото Что такое обет нестяжания

Как нестяжание выразить в цифрах? Сколько надо получать в месяц или хранить на счету, чтобы быть уверенным: ты все-таки далек от того богатого, которому трудно внити в Царствие Божие? Пять тысяч, семь, пятнадцать, сто? Я знаю, что даже люди не слишком состоятельные иногда задаются таким вопросом. Или случается, что кто-то из знакомых вслух заводит речь о крупной покупке, а потом вдруг начинает стесняться и оправдываться, словно перед женой священника не очень удобно выглядеть состоятельным.

Но лет десять назад я видела очень яркую иллюстрацию своеобразного «состоятельного нестяжания» (в данном случае это не оксюморон). Тогда я еще трудничала при небольшом женском монастыре, и моим послушанием, как «городской», были, среди прочего, встречи разных монастырских благодетелей и духовных чад местного батюшки. А среди благодетелей и благодетельниц была одна состоятельная дама, купившая при монастыре небольшой коттедж – он в описываемый момент находился как раз в завершающей стадии отделки.

В праздники и к началу постов хозяйка приезжала в свой новый дом, а в прочее время за ним следила жена монастырского водителя. Зимой дом следовало протапливать (в нем была очень стильная русская печь с изразцами) и временами прибирать. Делалось это не только для сохранности отделки, но и в первую очередь для того, чтобы можно было оперативно размещать гостей. Хозяйка ведь обычно позволяла местному батюшке использовать коттедж как гостевой дом для меценатов, испуганных «удобствами на улице» в тогда еще не до конца восстановленном монастыре.

Как-то под большой праздник я помогала приготовить этот дом к наплыву монастырских гостей вместе с его владелицей и тогда же с ней немного познакомилась. Конечно, она была не «жена олигарха», но, по светским меркам, могла бы гордиться престижной и хорошо оплачиваемой работой. Была она дамой пожилой и «определяющейся» – в тот момент, как позже оказалось, вызревало ее решение навсегда покинуть довольно пафосную светскую должность ради жизни при монастыре.

Видно, для этой будущей тихой, полупомещичьей, полумонашеской жизни и готовился-ремонтировался упомянутый коттедж. Был он отнюдь не глянцево-шикарен, но, конечно, добротен, свеж и по местным меркам богат. Впрочем, хозяйка не без иронии вспомнила за чаем то время, когда основным напитком ей служил высушенный и собственноручно измельченный иван-чай – потому что вкусно и бесплатно, а было время, когда для нее цена имела большое и угнетающее значение.

Теперь же передо мной за чашкой элитного чая сидела вполне солидная, хотя и простая в обращении представительница «среднего класса». Она была красива простой, немного властной красотой самодостаточности. Здесь проглядывало уже не запальчивое «я могу!», а «мне в принципе ничего не надо». Спокойная, уверенная посадка головы, мягкие, женственные движения, несколько строгий голос и полное отсутствие «этих маленьких ужимок и подражательных затей». Я ее про себя и окрестила «Татьяной Лариной тридцать лет спустя». Разве что мужа-генерала у нее не было – только работа.

В общем, спустя какое-то время случилось так, что в монастыре готовились к новому празднику, а «Татьяна Ларина» была в Москве, но ее среди прочих гостей тоже ждали. Кажется, всё произошло зимой. Накануне было много хозяйственных дел, а утром после Литургии и праздничной трапезы мы с другими трудницами решили прилечь «без задних ног» вокруг печки в нашем домике для паломников и немного передохнуть. Но – не тут-то было.

В домик ворвалась жена монастырского водителя (назовем ее Юлия) – подруга одной из трудниц.

– Девчонки. Вы уже слышали, да?

– Нет, еще не слышали. А что?

– Где. У N.N.! Полдома сгорело! Господи! Тут дым был на всё село, неужели не видели?!

– Нет… Мы на службе были….

Думаю: «Ладно, дом пустой, угореть тут некому», – и закрыла заслонку в трубе раньше времени…»

– Так и я на службе! Затопила утром печь – хозяйка ж к вечеру приехать собиралась. А потом как ни скакала с кочергой – не прогорают дрова, и всё тут. А я на службу хотела хоть к Евангелию… Ну и думаю: «Ладно, дом пустой, угореть тут некому», – и закрыла заслонку в трубе раньше времени. Вроде и пламени уж не было, ерунда – а оно вон как…

С этими словами рассказчица опустилась на стул с таким выражением лица, словно хотела сказать: «Всё, теперь прячьте меня, а то убьют». Я вспомнила красивый и властный профиль нашей «пожилой Татьяны Лариной» и подумала, что «убьет» – это наверняка. Шутка ли – недели не прошло, как последние рабочие закончили отделку и уехали. И вот уже полдома сгорело!

А Юля посидела, отдышалась и вдруг заулыбалась немного нервно.

– Ты ей-то звонила? – спрашиваем.

– Да, звонила… И я, и батюшка.

– Да что… «Слава Богу, – говорит, – что рабочие уехали, а не спали там где-нибудь на террасе, и ты ушла, а не надышалась».

– Что, вот одно это и сказала?

– Ну да. Она говорит: мол, не волнуйся, это воля Божия, тем более что в праздник всё случилось…

Мы остолбенели, конечно. Вот, думаем, повезло человеку с работодателем.

…Видимо, такие ситуации очень четко показывают разницу между просто «московской барыней», которая «увлеклась Православием», и по-настоящему верующей женщиной, которая в своей душе «барыню» подчинила христианке так, что от барства осталась лишь внешняя оболочка, а сердце от этой оболочки сумело освободиться. Состоятельное нестяжание.

Труднее, чем сделать милость, в разы, наверное, труднее – не сделать взыскания тому, из-за кого ты понес ущерб.

Я думаю, что описанное проявление нестяжания – вообще одно из самых трудных. Одно дело, когда ты имеешь желание кого-то по своей воле, по своему решению – благому и красивому – облагодетельствовать. Это здорово и, безусловно, Богу угодно. Но еще труднее, чем сделать милость, в разы, наверное, труднее – не сделать взыскания тому, кто формально вполне виноват перед тобой и из-за кого ты понес незапланированный ущерб. Наша «московская барыня» смогла – потому, должно быть, что давно уж и не была «барыней». А спустя время, говорят, и вовсе монахиней стала…

Источник

Нестяжание: духовная свобода

В кризис, когда считаешь каждую копейку, разговоры о нестяжательстве могут показаться чем-то из области кощунства. Но не будем спешить: коварная страсть сребролюбия и стяжательство определяется не размером кошелька, а внутренней предрасположенностью. Почему? Поговорим об этом в сегодняшней статье.

Хочешь быть совершенным – раздай все!

В дни земной жизни Иисуса Христа к Нему подошел искавший духовного совершенства юноша. Молодой человек довольно твердо был убежден в том, что УЖЕ исполнил все заповеди Бога. Но после того, как Христос посоветовал парню раздать все имущество для достижения святости, последний опечалился. И просто ушел прочь.

«Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие»

В этих словах Спаситель в очередной раз напоминает людям об «узком пути» (Мф. 7:14) в райские обители.

Что такое обет нестяжания. Смотреть фото Что такое обет нестяжания. Смотреть картинку Что такое обет нестяжания. Картинка про Что такое обет нестяжания. Фото Что такое обет нестяжания

Чем меньше земных привязанностей будет иметь душа в мире, тем легче для нее будет «подняться» на духовную высоту. А вот стремление к накопительству и окружению себя богатством, наоборот, играет с человеком злую шутку. Оно становится подобно брошенному с корабля якорю, который будет удерживать судно на одном месте и не позволит ему, даже распустив парус, ринуться по водной глади за манящую границу горизонта.

Нестяжние, то есть независимость от материальных ценностей, считает одной из евангельских добродетелей. Ей противостоит греховная страсть сребролюбия, выраженная, как уже понятно, в ярой приверженности увеличения благосостояния.

Необязательно, кстати, быть человеком довольно состоятельным по меркам общества, чтобы страдать стяжательством. Грезы о красивой жизни без осязаемого имущества имеют ту же духовную природу и также лишают душу покоя и радости.

Сребролюбец выступает мировоззренческой калькой с каинового племени, которое страх перед Богом и окружающим миром подтолкнул к активным действиям по созданию альтернативного царства безопасности. Только лишь своими силами.

Крупные города, комфортная жизнь, поиск возможностей, стремление к активной социализации и использованию возможностей есть не что иное, как порождение стяжательства.

«Деньги решают все» или «Миром правят деньги» – идеология стяжателей. Ведь с помощью денег можно купить любую материальную ценность или возможности. По мнению неокаинитов, неограниченные возможности в мире материи и есть счастье. Выходит, что счастье покупается.

Неокаиниты

Материализм сам по себе похож на некоторую форму интеллектуальной ограниченности или даже клинического безумия.

«Верю в то, что вижу» – еще один слоган «земных» людей.

Если следовать логике «отбитых» материалистов, для которых кроме видимого мира не существует ничего более… тогда эпикурейское наслаждение миром вещей, активное пользование предметами и другими людьми вполне закономерно.

Вот только христианам тяжело смириться с подобными мировоззренческими парадигмами. Мы живем в миру среди самых разных людей, и неизбежно подвергаемся диффузии с пространством чужеродных нашей вере ценностей. Где-то нам удается прогнуть под себя изменчивый мир и напомнить ему, что не все в жизни упирается в формулу «карьера, квартира, машина, Бали». А где-то общество убеждает нас «эй, брат, расслабься, не будь так фанатичен, давай как мы!». И мы порой даже неосознанно начинаем жить духом мира.

Что такое обет нестяжания. Смотреть фото Что такое обет нестяжания. Смотреть картинку Что такое обет нестяжания. Картинка про Что такое обет нестяжания. Фото Что такое обет нестяжания

Навязчивые мысли о сверхприбылях, дорогих домах, автомобилях, поездках, новых заводах обосновываются нами самим себе как обычное желание «нормально жить», ни в чем не нуждаясь и имея возможность делать добрые дела с большей отдачей.

Мы предполагаем, что деньги откроют перед нами широкие возможности, помогут изменить жизнь близких в лучшую сторону, дадут нам успокоение, позволят «выдохнуть» и заняться главным, душой… Но нам так именно кажется.

Образ богатства, у каждого человека собственный, но занимающий разум, формирует качество духовной жизни. Постоянные мысли о материальных ценностях приводят к печали и поселяют в душе чувство беспокойства, или даже гнева. Нам начинает казаться, что деньги решат все наши проблемы, или хотя бы сделают жизнь лучше…

Ловушка. Мы попались. Мы забываем о Боге и тратим внутренний ресурс духа на постоянные переживания о земном. Забывая про «горнее», мы просто топим себя в житейском океане. Выплывать всегда очень тяжело.

Богатство как материальный предмет, сам по себе, духовно безопасно. Опасно человеческое к нему отношение. Купив новую машину, мы по первости сдуваем с нее пылинки. Негодуем, если кто, не дай Бог, обрызгает нашего железного коня после выезда с автомойки. Огрызаемся на пассажиров, если они хлопнут дверью сильнее положенного.

Наши мысли – не о Боге, а о машине. Это лишь маленький пример, который наверняка, вы можете самостоятельно сложить в паззл того, как бессознательное стяжательство губит наш внутренний покой.

Богатство не войдет с нами в вечность. А вот душевная боль от переживаний за осязаемые или иллюзорные блага – вполне. Это нас погубит.

Утратив все до конца, мы обретаем свободу

Эти слова персонажа книги «Бойцовский клуб» как нельзя лучше подходят для описания состояния человека, не обремененного излишними материальными ценностями.

Первые нестяжатели среди христиан – монахи, но именно они издревле являют мирянам идеал, на который если и не во всем стоит равняться, но воспринимать как образец жизни, обличающий и вразумляющий от ошибок – вполне.

В истории Православия были «святые богачи», и еще больше – достойной жизни состоятельных меценатов. Другое дело, что их отношение к богатству было более легким, чем у наших сребролюбивых современников.

Яркими примерами понимания больших капиталов как даров Бога, которыми необходимо делиться с нуждающимися братьями и сестрами вокруг, были купцы и фабриканты дореволюционной России. О них история сохранила ряд подробных описаний, в том числе, запечатленных в сохранившихся до наших дней величественных архитектурных постройках храмов и монастырей. Кто-то из них, такие, как Иннокентий Сибиряков, поступали и по словам Спасителя: раздавали баснословные капиталы, а сами принимали монашеский постриг…

Праведный Иов, герой Ветхого Завета, не скорбел, потеряв большое, по своим временам, богатство. Роптала его жена, друзья искали повод подломить праведника. Но благочестивый муж не был сердцем привязан к материи. И Бог вернул ему сторицею утерянное имущество. Потому что сердце Иова не было привязано к палатам, пастбищам и стадам. Его душа стремилась к Богу.

Но если материальные ценности в душе человека вызывают скорбь, печаль, гнев, зависть, ненависть и вообще лишают его мира… Может, не стоит удивляться, почему мы этим до сих пор не обладаем? Бог видит наши сердца и всегда дает для жизни все самое необходимое. Если мы способны с помощью денег сделать этот мир лучше – Господь обязательно наградит нас ими. Если нет – это только для нашей же пользы. Миром правят не деньги. Миром правит любовь. Деньги заглушают в сердцах людей голос любви. Голос Бога.

Что лучше – слышать Бога или слышать гул надвигающейся бездны вечной пустоты? Выбор всегда за нами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *