Что такое обет перед богом
Что такое – обет Богу, и в каких случаях его дают?
Что такое – обет Богу? Можно ли брать на себя обет Богу? В каких случаях и как это делают? Какими бывают обеты? Как правильно дать обещание Богу? И что следует сделать прежде, чем дать обет Богу?
Отвечает протоиерей Сергий Николаев:
«Благочестивая практика обетов известна издавна. По большей части обеты дают в тяжелых обстоятельствах или в какой-то нужде. Обеты бывают разные. Мать Ивана Бунина, когда один из ее сыновей, брат знаменитого писателя, был арестован, дала обет не есть мяса, и во всю жизнь не ела его.
Наиболее частые обеты – сходить или, теперь, съездить к мощам какого-либо угодника, посетить монастырь. Дают обеты потрудиться, во славу Божию, в любимой обители или в приходском Храме, в больнице, доме престарелых. Обеты материальной помощи.
Как-то после службы обратились ко мне две женщины. Мужу одной из них предстояла сложная операция. Они уже заказали Молебен целителю Пантелеимону и хотели узнать, не могут ли они чем-то еще помочь больному – им очень хотелось что-то для него сделать. Вспомнили обычай давать обеты. «А какой обет вы нам посоветуете?» – спросили они. Было заметно, что в Церкви подруги – редкие гостьи, и пришли они только потому, что случилась беда. Впрочем, заметно было и то, что в эту минуту они были готовы на многое. Так часто бывает, в несчастии нам кажется – все бы отдал, зато после…
«В тревогу и мы к Богу, а по тревоге – забыли о Боге». Поэтому, обет надо давать по силам, чтобы потом не сокрушаться, что слишком много пообещали. Мое предложение было: поклоны, молитва. Но вопрошавшие желали большего. Что ж: «Хорошо бы каждое воскресенье быть в Храме на богослужении, да боюсь, вам это будет не под силу». Женщины переглянулись, в одну секунду мысленно прикинули свои возможности и уверенно сказали: «Нам подходит, мы будем по воскресеньям приходить в Церковь».
Признаюсь, что с большим недоверием отнесся к их обещанию. И напрасно. На много лет сделались они нашими постоянными прихожанками, а потом и благодетельницами. Специалисты в своей профессии, подруги оказали значительную помощь приходу в строительно-ремонтных работах. Жили они в другом районе Подмосковья, и позже стали ходить в Храм поближе к дому. Что сделаешь, дорожные пробки и вечная нехватка времени…
Обещания дают не только в тяжелых обстоятельствах. Иногда, напротив — как способ выразить благодарность Господу за Его постоянные благодеяния. Трудится у нас на приходе одна женщина, человек она пожилой и здоровья отнюдь не крепкого, но то и дело от нее слышишь: «Батюшка, благословите новые аналойники сшить», или «Благословите ребяткам (алтарникам) стихари постирать». «Да помоложе-то никого не нашлось, что ли, — спросишь, — или у тебя других дел нет?» А она свое: «Вы уж благословите, а то я обреклась», — то есть пообещала Богу. И постоянно она обрекается, то новые занавеси сделать, то старые обновить, то одно, то другое. Только и слышишь: «Благословите, я уж обреклась». Это у нее вроде, как дополнительная линия связи с Господом — добровольно обрекать себя на благочестивые дела.
Вспоминается случай обета из своей биографии. Когда-то давным-давно были у меня две антикварные вещицы. Дорогие и красивые, но слишком крупные для нашей «двушки». И был приятель, который мог их пристроить. Ему-то и отдал я свои раритеты, в надежде получить немалые деньги и освободить некоторую нужную для жизни, площадь.
Шло время, а покупатель все не находился. Звонить и торопить приятеля я стеснялся. Ну, думаю, если продадутся, то четверть суммы отдам в Церковь.
Время шло. Ожидание уже не было таким острым. Отдам половину — решил я. Когда минуло еще несколько месяцев, и место антиквариата уже прочно заняли более необходимые в домашнем хозяйстве, предметы. Я мысленно пообещал, что все, что получу за «антики», — пожертвую в восстанавливающийся монастырь. На следующий день мне позвонили — сделка состоялась.
Быстро попасть в определенный монастырь я не мог, и деньги лежали у меня дома. Однажды, в воскресенье, мне потребовалась некая сумма, но мои средства находились на сберегательной книжке, а касса в выходной не работала.
Не долго думая, я взял часть из обещанных на монастырь денег, решив, что в понедельник получу из кассы и верну то, что позаимствовал. Ночью мне приснился сон. Словно еду я в метро, рядом со мной приятель, тот, что помог мне избавиться от ненужных вещей.
Вдруг входят двое, как тогда говорили, «в штатском». Подходят к моему приятелю и говорят: «Вы арестованы», да еще надевают на него наручники. Ситуация показалась мне настолько кинематографичной и нелепой, что я громко рассмеялся. При этом двое «в штатском» оглянулись на меня и один из них сказал: «А что Вы смеетесь, вы тоже преступник. Вы взяли чужие деньги».
Слова эти, как гром среди ясного неба, поразили меня, и я тут же проснулся. Сразу вспомнил о монастырских деньгах. Ощущение преступления, вины, греха было настолько сильным, что я никак не мог успокоиться, и поехал в Церковь, чтобы поговорить с каким-нибудь священником.
В отношении обетов Господу особенно уместна поговорка: «Не давши слова — крепись, а давши — держись». О том же говорит Премудрый: «Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни. Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить» (Еккл.5,3-5).
И еще. Прежде чем брать на себя обет, лучше посоветоваться со священником и получить благословение».
Обеты в Священном Писании
Толковый словарь даёт следующее определение слову «обет»: Обет – это обещание, добровольное обязательство что-нибудь сделать.
Обет, данный Богу, — это обещание, данное Богу, что-то сделать для Него в ответ на Его милость, благосклонность и благословения.
Первое упоминание об обете находится в книге Бытия. Это обет Иакова, данный Богу в Вефиле: «И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, — то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» ( Быт.28:20-22 ).
I. Библейские примеры обетов, данных Богу
II. Виды обетов
1. Обет обещания («neder» — обещание или что-то обещанное)
Включает в себя обещания что-то сделать или пожертвовать Богу в благодарность за Его ответ или благословения от Него: обеты Иакова, Иеффая, Анны и Авессалома.
2. Обет воздержания («‘esar» — зарок, отказ или воздержание от чего-либо). Такой обет включал в себя обещание воздержаться от чего-либо, например, от супружества; также обет это обет назорейства:
Назореями были Самсон ( Суд.13:3-7 ) и Самуил ( 1Цар.1:11 ). К назореям относят и Иоанна Крестителя: «Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей» ( Лк.1:13-15 ).
III. Распоряжения ветхозаветного Закона об обетах
1. Обязательное исполнение обета
Давать обеты Богу в Ветхозаветные времена не было обязанностью человека по отношению к Господу: «… если же ты не дал обета, то не будет на тебе греха» ( Втор.23:22 ).
Однако исполнение данных Богу обетов считалось святыней и непреложной обязанностью: «Если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех; если же ты не дал обета, то не будет на тебе греха. Что вышло из уст твоих, соблюдай и исполняй так, как обещал ты Господу Богу твоему добровольное приношение, о котором сказал ты устами своими» ( Втор.23:21-23 ).
«Когда он увидел ее, разодрал одежду свою и сказал: ах, дочь моя! ты сразила меня; и ты в числе нарушителей покоя моего! я отверз о тебе уста мои пред Господом и не могу отречься» ( Суд.11:35 ); «Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни. Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить» ( Еккл.5:3-4 ).
Обет обладал силой клятвы и посему должен был быть обязательно исполнен. Господь запрещает давать необдуманные клятвы или обеты: «Сеть для человека — поспешно давать обет, и после обета обдумывать» ( Притч.20:25 ).
2. В каком случае обет мог быть аннулирован?
Обет мог быть аннулирован только в двух случаях: Отец мог наложить вето на обет своей дочери, а муж мог наложить вето на обет жены. Если муж не отменил обета жены, но позже способствовал тому, чтобы она нарушила свой обет, то грех за нарушение обета ложился на него, а не на неё ( Чис.30:4-16 ).
3. Что могло быть обещано Богу во время произнесения обета?
Человек мог сделать частью своего обета людей (включая самого себя), животных, землю и другое имущество. Ничто святое (что по Закону считалось святым или священным) не имело право объявляться частью обета: ничто первородное, десятина и так далее: «Только первенцев из скота, которые по первенству принадлежат Господу, не должен никто посвящать: вол ли то, или мелкий скот, — Господни они… И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня» ( Лев.27:26,30 ).
Господь объявил, к какому жертвоприношению, вознесённому по обету, Он будет благоволить, а к какой – нет: «И если кто приносит мирную жертву Господу, исполняя обет, или по усердию, из крупного скота или из мелкого, то жертва должна быть без порока, чтоб быть угодною Богу: никакого порока не должно быть на ней; животного слепого, или поврежденного, или уродливого, или больного, или коростового, или паршивого, таких не приносите Господу и в жертву не давайте их на жертвенник Господень; тельца и агнца с членами, несоразмерно длинными или короткими, в жертву усердия принести можешь; а если по обету, то это не угодно будет Богу; животного, у которого ятра раздавлены, разбиты, оторваны или вырезаны, не приносите Господу и в земле вашей не делайте сего; и из рук иноземцев не приносите всех таковых животных в дар Богу вашему, потому что на них повреждение, порок на них: не приобретут они вам благоволения» ( Лев.22:21-25 ).
4. Что можно было выкупить?
IV. Обеты Богу и сегодняшний день
Закон не обязывал людей давать обеты Богу. Однако, Священное Писание призывает нас обращаться к Господу в молитве за помощью и давать Ему обеты, а после ответа на молитву воздавать Господу обещанное обетом: «Делайте и воздавайте обеты Господу, Богу вашему; все, которые вокруг Него, да принесут дары Страшному» ( Пс.75:12 ).
Вопрос: Почему же псалмопевец призывает давать обеты Богу?
Ответ:
Пример обета, который в наши дни люди дают Господу Богу — это крещальные обеты. Принимая крещение, человек даёт Господу обет жить и служить Богу в доброй совести. Вот как об этом сказано в 1Пет.3:21 «Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа».
Живое Предание
Всегда ли соблюдать обеты хорошая идея
Кандидат физ.-мат. наук, многодетный отец. Имеет богословское образование.
Дискуссии о том, как относиться к снятию обетов, раз за разом возникают в православном рунете. Снятие сана известным проповедником, развод в образцовой православной семье вызывают множество недоумений. В этой заметке я хочу показать, что соблюдение обетов не всегда хорошая идея.
Пустая формальность или способ выжить?
В Российской империи обеты были повсюду. Их приносили чиновники, офицеры, епископы, солдаты, крестьяне. Вся структура общества подкреплялась Божественным авторитетом. Его именем клялись служить императору до последней капли крови. Он же должен был покарать отступников. Но начавшаяся индустриализация постепенно изменяла общество. Города росли, и правила в обществе становились другими. Русская революция убрала имя Бога из государственных клятв и воинской присяги. Да и сами клятвы стали в основном пустой формальностью. Наверняка вы не знаете текста присяги гражданина России, хотя такую приносит каждый получающий гражданство во взрослом возрасте. Ее даже не требуют учить наизусть, достаточно прочитать по бумажке и забыть.
Присяга есть клятва, которую солдат дает перед лицом Божьим на кресте Спасителя и на святом его Евангелии: служить Богу и Государю верою и правдою …, смело и весело идти в бой за Царя, Русь Святую и Веру Православную. Изменнику же присяги не будет пощады ни на белом свете, ни на Страшном Суде Божьем.
(Свод военных постановлений за 1869 г.)
Сами по себе обеты очень важны. Они могут наполнить жизнь человека смыслом там, где без них виден лишь хаос, боль и бессмыслица. Пройдя через ужас концлагеря, психолог Виктор Франкл вспоминал, насколько по-разному люди переживали происходившее с ними. Люди хрупкого телосложения могли лучше противостоять лагерной действительности, чем внешне сильные и крепкие. Они добивались этого, поскольку видели в происходящем высший смысл. В книге «Сказать жизни «да» Франкл рассказывает про своего товарища:
Обеты, клятвы могут помочь человеку пережить сложный период в его жизни.
Иеффай и Саул: клятвы Ветхого Завета
Но с обетами есть одна сложность. Их дает человек, который смотрит на все со своей колокольни. И в религиозном порыве он может пообещать полную глупость.
Я слышал историю про новообращенного, который решил приносить в жертву Богу десятину от своих доходов. Он не придумал ничего лучше, чем сжигать на костре десятую часть своей зарплаты.
Эдвин Лонг (1829–1891). Обет Иеффая
В Библии есть и более грустные истории. Например, рассказ о ветхозаветном судье Иеффае. Отправляясь на войну с аммонитянами, он хотел заручиться поддержкой Бога. И решил дать обет после победы принести во всесожжение Богу первое, что встретит его у ворот собственного дома (Суд 11:31). Аммонитян он победил, а после победы около дома его встретила единственная дочь. Иеффай не нашел ничего лучше, чем исполнить обещанное. Толкователям лишь остается гадать: сжег ли он дочь или изменил обет и ограничился посвящением ее жизни Богу через безбрачие.
Исполнение обетов имело исключительную важность в Ветхом Завете. Тем удивительнее история из Книги Царств, когда израильский народ не позволил Саулу исполнить данные обеты. Народ проигнорировал даже знамения, которые считались происходившими от Бога (1 Цар 14).
В тот день Саул зачем-то решил проклясть всякого, кто вкусит хлеба до вечера, пока не закончится битва и отмщение врагам. А его сын Ионафан в это время преследовал врагов и не знал о заклятии. Увидев мед, он съел немного и почувствовал себя значительно лучше. Врагов они победили. Но заклятие было нарушено, и когда позже Саул вопрошает Бога, то Бог не отвечает ему. Значит, кто-то согрешил, и Саул клянется казнить преступника. Знамение указывает на его сына Ионафана. По всем законам жанра, Ионафан должен быть казнен. Ветхий Завет, нарушение заклятия — и Сам Бог знамением указывает на него. Но этого не происходит, народ отменяет обеты царя и призывает к адекватности:
«Народ сказал Саулу: Ионафану ли умереть, который доставил столь великое спасение Израилю? Да не будет этого! Жив Господь, и волос не упадет с головы его на землю, ибо с Богом он действовал ныне» (1 Цар 14:45).
Обеты в новозаветные времена — манипуляция?
В нашей церковной жизни очень не хватает мудрого народа, который бы указывал на глупость подобных обетов. Конечно, мы не обещаем принести дочерей в жертву всесожжения. Но нередко имя Божие и клятвы им используются для манипуляций.
Убеждение принять монашеский постриг в юном возрасте, браки по благословению, хиротонии безусых юнцов — от всего это мы только-только начинаем отходить. Люди дают обеты, которые не могут понести, а потом считают себя виноватыми перед Богом за их несоблюдение. Не останавливает даже то, что такие хиротонии и постриги запрещены канонами.
Клятва, данная Богу, считается односторонней, и никто не в состоянии ее отменить. Но действительно ли Бог утверждает каждую клятву, произнесенную именем Его?
Действительно ли Он хочет, чтобы давшая в 18 лет монашеские обеты девочка на всю жизнь осталась монахиней? Чтобы рукоположившийся в 20 лет неофит всю жизнь служил у престола? Действительно ли Его так беспокоит наполнение монастырей и наличие храмов в шаговой доступности? Или мы путаем интересы Бога с интересами епархии и прихожан?
Евангелие говорит о намерении человека идти к Богу, но не указывает конкретный путь. Да, оно говорит о том, что взявшийся за плуг не должен озираться назад. Но речь идет не об иерейском или монашеском служении. Речь о выборе между жизнью христианина и ценностями мира сего.
Священник, монах не стоит ближе к Богу, чем мирянин. Один путь не более спасительный, чем другой. А значит, и возвращение к жизни мирянина не делает человека грешнее. Это просто разные служения.
Каким путем продолжать свое служение — вопрос личных взаимоотношений человека с Богом. Да, в монашеской литературе написано по-другому. Но там это — одно из аскетических упражнений, помогающих сосредоточиться на своем делании и не стремиться вернуться в мир. Об этом упоминает преподобный Иоанн Лествичник:
«Иное дело, по высокомерию своему уничтожать живущих в мире; а иное в удалении от них, осуждать их, с тем, чтобы избежать отчаяния и стяжать надежду спасения».
Когда мы говорим о личных отношениях с Богом, то изменения пути вполне возможны. Монахи становятся священниками, миряне могут принять решение изменить свой путь на монашеский. Но если все пути равночестны перед Богом, то почему невозможны переходы в другую сторону?
Почему священник, послужив Богу, потом не может стать мирянином? Монах, прожив некоторое время в монастыре, — выбрать семейный путь? Такое впечатление, что учение о равночестности путей остается декларацией. А на самом деле православные продолжают верить в то, что священники и монахи особенно близки к Богу. Или что супружеская близость все же слегка греховна.
«Под образом возлагающаго руку на рало (плуг. — Прим. авт.) представляется человек, который желает идти во след Христа, жить и поступать по вере в Него, по заповедям Его, по примеру Его, который предприемлет подвиг возделывать землю своего сердца учением Христовым, чтобы насеять ее добрыми помышлениями, святыми молитвенными желаниями, Божественными созерцаниями, дабы она могла приносить плоды добрых духовных дел, питательные для жизни вечной».
(Свт. Филарет (Дроздов). Беседа в день обретения мощей прп. Сергия. 1857 г.)
Если человек давал обет Богу, то, значит, и решать судьбу этого обета он будет с Ним. Другие люди здесь лишние. И мне странно представление о Боге, принимающем любые обеты человека и не имеющего права их отменять.
Сегодня мы живем в быстро меняющемся обществе. Люди живут дольше, сами выбирают себе спутника жизни, меняют профессии. Совсем недавно у священников появились даже отпуска, хотя и это вызывало возмущение у героя известной книги: «В отпуск хотят! Устали от монастыря! От Матери Божьей устали!». Но от отпусков люди не стали греховнее. Темп жизни стал другим, и сейчас за десять лет мы получаем больше нового опыта, чем раньше люди получали за всю жизнь. Естественно, мы при этом меняемся. И я не вижу ничего плохого, если человек меняет одно служение на другое.
Опора, а не дубинка
Но есть один принципиальный обет. Его, правда, мы даем не Богу, а другому человеку. Речь о венчальных обетах. Впрочем, православное чинопоследование венчания никаких обетов и не содержит. Молодожены просто подтверждают свое желание стать супругами. Содержание того, что такое брак, выносится за скобки.
Опять здесь нет четких инструкций. В Евангелии содержатся лишь общие принципы. Эти принципы сводятся к пожеланию возлюбить супруга своего, как самого себя. И еще Евангелие настаивает на нерасторжимости брака. Все остальное остается на усмотрение супругов.
Сегодня мир меняется, и вариантов становится все больше. Детей может быть много, а может вообще не быть. Нормально, когда жена сидит дома с детьми, и нормально, когда она работает. Нормально, когда дети с трех лет идут в садик, и нормально, когда они до института сидят дома, учась на семейном обучении.
Супруги могут понимать свои обеты как желание быть вместе, открытость к диалогу и возможность строить свой брак как считают нужным. В сотрудничестве друг с другом они могут создать ту семью, которая подходит именно им. На них не давят общественные нормы, требующие делать «вот так и никак иначе». И даже если в семье или на приходе им навязывают определенное понимание брака, то вокруг есть огромный мир, позволяющий иначе строить свои отношения. При этом данные обеты поддерживают супругов и не дают им не разбежаться при первых проблемах.
Но обеты могут стать не опорой, а дубинкой, которой супруги будут защищать каждый свое видение брака. Они будут не стремиться к сотрудничеству, а требовать своего. Например, одного из супругов устраивают супружеские взаимоотношения прежних времен, и он будет требовать их возвращения. И считать, что тот формат брака входит в число обетов, данных другим супругом. Но супруги изменились за это время. У них родились дети или, наоборот, дети выросли и покинули родительское гнездо. Или второй супруг за эти годы поменялся и вырос из прежних отношений. Это не означает, что он хочет расстаться. Но его интересы, ценности, цели — стали другими.
Если супруги открыты к диалогу, готовы к изменениям, то они вместе смогут найти подходящее для обоих решение. Если же нет, то венчальные обеты им не помогут.
— То-то. Теперь ты куражишься над ней только, паспорта не даешь, силу свою над ней показываешь, а что ей ты, коли ей Ванька люб! На что она тебе? Все равно с тобой не живет, да и сам ты с другой живешь. На что же она тебе? — припираю я в таких случаях.
— Жена должна мужу виноватиться.
— Зачем? Зачем она тебе виноватиться будет? Ведь и тебе она не люба, ведь и ты ее не жалеешь, ведь ты сам к Авдоне бегаешь, сахарная та для тебя. А?
— Я и жену не бросаю.
— То-то не бросаешь! В кои веки и женку не оставишь, когда Авдони нет дома. Дурак ты — вот что! — начинаю я сердиться.
— Женка должна мужу виноватиться.
— Зарядил одно, должна виноватиться… зачем?
— Так в церкви дьячок читает.
— Дьячок читает! Дьячок читает, что муж должен любить свою жену, а ты разве любишь? Ты вон Авдоню любишь. Это-то расслыхал, что женка должна виноватиться, недаром дьячок конец на полштоф растягивает, а того не расслыхал, что жалеть жену должен.
— Чего Авдоню? Пристали с Авдоней.
— Чего Авдоню! Ты мне не крути, не на таковского напал. Ты вот полюби жену, может, она тебе и виноватиться будет.
(А. Н. Энгельгардт. Письма из деревни. 1879 г.)
В современном обществе роль обетов оказывает еще слабее. Поэтому венчальные обеты не нужно воспринимать как нерушимый фундамент и основу для брака. Скорее это просто одна из опор, которая может помочь браку пережить трудные времена. Но одна она не выдержит, и к ней обязательно нужно добавлять другие. Какие именно опоры потребуются браку, супруги должны выяснять сами.
Вот и получается, что обеты нужны людям, а не Богу. Они нужны не ради страха грядущего наказания, но чтобы ощутить опору в этом мире.
При этом список обетов оказывается небольшим и главное в них то, что человек должен стремиться к Богу. Он может делать это в семье и в одиночку, как мирянин и как монах, как священник и как врач. Мы видим сегодня, как люди переходят с одного из этих путей на другой. И, на мой взгляд, это нормально.
В браке же основной обет — это нерасторжимость брака и стремление к взаимному счастью. Да, супруги могут дополнительно дать какие-то обещания друг другу. Но со временем люди меняются, и эти дополнительные обещания могут превратиться в помеху. И будет очень жаль, если, как дочь Иеффая, их брак будет принесен в жертву этим «дополнительным» обетам, данным от ветра главы своея… И будет хорошо, если супруги откажутся от них ради взаимного блага, как поступили израильтяне, не давшие казнить Ионафана.
Поделиться в соцсетях
Подписаться на свежие материалы Предания