Что такое обезличивание персональных данных в школах

Что такое обезличивание персональных данных в школах

Если фото ребенка было опубликовано без согласия родителей в Интернете, то они вправе обратиться с жалобой в прокуратуру на нарушение их прав, предусмотренных статьей 24 Конституции и статьей 152.1 ГК РФ. В случае, если публикация фотографий причинила ребенку (или его законным представителям) нравственные страдания, родители вправе обратиться в суд с иском о возмещении морального вреда, причиненного незаконным использованием изображения гражданина.

За публикацию фотографий детей в интернете без согласия их родителей предусмотрена ответственность статьей 137 Уголовного кодекса РФ. В случае, если суд признает вину, лицо, опубликовавшее фотографию, будет наказано штрафом в размере до 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного их дохода за период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо арестом на срок до 4 месяцев.

Родителям, которые нередко выкладывают фотографии любимых детей в социальных сетях, следует понимать, что публикуя что-либо в интернете, вы публикуете это навсегда. И ребенок, даже через много лет может иметь последствия от публикации фотографии, сделанной, когда он был в детском саду. Без крайней необходимости не публикуйте в сети ФИО детей, сведения о них (а это — персональные данные) и их фотографии. И не забывайте о возможных последствиях, когда даете свое согласие на использование изображения своего ребенка (подопечного) в СМИ.

Источник

Обезличивание данных: сохранение баланса между правами граждан и развитием инноваций

Что такое обезличивание персональных данных в школах. Смотреть фото Что такое обезличивание персональных данных в школах. Смотреть картинку Что такое обезличивание персональных данных в школах. Картинка про Что такое обезличивание персональных данных в школах. Фото Что такое обезличивание персональных данных в школах
waider.list.ru / Depositphotos.com

Повсеместное использование информационных технологий поднимает вопросы, возникающие в связи с обработкой персональных прав граждан. Особенно остро встает проблема защиты персональных данных при их обработке государством или частными компаниями, в том числе с помощью технологий искусственного интеллекта. Напомним, что персональные данные – это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», далее – Закон № 152-ФЗ). Одним из методов решения проблемы защиты данных является процедура их обезличивания. В соответствии с законом обезличивание персональных данных представляют собой действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных (ч. 9 ст. 3 Закона № 152-ФЗ). Как на практике выполняется процедура обезличивания, действительно ли она может обеспечить защиту персональных данных и как соблюдается баланс между интересами граждан, государства и компаний – в нашем материале.

В ходе пленарного заседания, организованного в рамках Петербургского Международного Юридического Форума 9 3/4, информационным партнером которого является компания «Гарант», президент Ассоциации участников рынка больших данных Анна Серебряникова обратила внимание на то, что сейчас тема обезличивания данных в первую очередь должна рассматриваться как механизм защиты прав граждан, а уже после этого – как стимулирование развития бизнес-сектора. Важность темы понимается и на федеральном уровне – государство демонстрирует разнообразие обсуждаемых и принимаемых инициатив по вопросу оборота данных при использовании информационных технологий, например, для развития технологии искусственного интеллекта. В настоящее время процедура обезличивания данных активно применяется, при этом эксперт считает, что ее нужно отрегулировать таким образом, чтобы, с одной стороны, не остановить технический прогресс, с другой – защитить граждан от деобезличивания.

В ходе обсуждения Татьяна Матвеева, начальник управления президента РФ по применению информационных технологий и развития электронной демократии, отметила, что на сегодняшний день метода, который мог бы полностью обезличить данные с сохранением ценности таких данных, не существует. Связано это с тем, что текущий уровень развития информационных технологий при сборе нескольких наборов данных (в том числе, обезличенных) и при последующей математической обработке могут быть опять персонализированы. Таким образом, обезличивание персональных данных выступает методом снижения рисков нарушения прав граждан при обработке персональных данных, например, при их утечке. Но гарантии полной защиты прав граждан не происходит, подчеркивает эксперт.

Напомним, что в РФ процедура по обезличиванию персональных данных регламентирована Приказом Роскомнадзора от 5 сентября 2013 г. № 996 «Об утверждении требований и методов по обезличиванию персональных данных». Так, в соответствии с Приказом, к наиболее перспективным и удобным для практического применения относятся следующие методы обезличивания:

Также запущен Федеральный проект «Искусственный интеллект», разработанный Минэкономразвития России в целях реализации Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года (утв.Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. № 490), который уточняет условия использования данных в рамках экспериментальных правовых режимов (ЭПР), так называемых регуляторных песочниц. Подробнее об ЭПР читайте в нашем материале: «Проблемы защиты персональных данных в рамках экспериментальных правовых режимов». Заместитель руководителя Роскомнадзора Милош Вагнер отметил, что введение таких режимов является результатом ответа на запрос бизнеса о желании воспользоваться данными – такие режимы позволяют с учетом послаблений апробировать методики обезличивания.

Важно обратить внимание, что есть различие между обезличенными и анонимизированными данными. Как объясняет Анна Серебряникова, полностью анонимизированные данные представляют собой статистику, которая доступна в свободном доступе и относится к открытым данным. Аналогичной позиции придерживается Татьяна Матвеева, приводя в пример таких данных статистику Росстата и соцопросы – такие данные являются «загрубленными» с точки зрения социально-демографического портрета опрашиваемой аудитории. По мнению Анны Серебряниковой, такие данные не несут той же ценности, как обезличенные, на основании которых можно определить некоторые особенности разных видов социальных групп. Эксперт приводит в пример анализ поведенческих особенностей малых социальных групп, прогнозирование возрастных трендов, измерение настроения людей и определение их отношения к тем или иным явлениям – все эти функции на основании анонимизированных данных невозможны. Другими словами, полностью анонимизированные данные не представляют ценности для бизнеса, а для некоторых областей искусственного интеллекта даже обезличенные данные не представляют ценности – для его обучения требуется опыт, а если такой опыт с пробелами, его обучение будет соответственным, объяснила Анна Серебряникова.

Руслан Ибрагимов, вице-президент по взаимодействию с органами государственной власти и связям с общественностью ПАО «МТС» считает, что основная проблема, связанная с обезличиванием персональных данных, – расхождение в определении того, что представляют собой такие данные. Государственные органы не видят разницы между персональными и обезличенными данными, что создает ряд юридических проблем. На практике такой подход может ужесточать оборот обезличенных персональных данных. При подходе, согласно которому такие данные являются отдельной частью персональных данных, такие данные могут быть свободно пущены в оборот. Эксперт считает, что следует достичь консенсуса при решении вопроса о том, какой из этих подходов должен быть использован в отношении обезличивания персональных данных.

Анна Серебряникова считает, что для обучения искусственного интеллекта нужны более широкие дата-сеты, включающие такие данные, которые будут соблюдать баланс – с одной стороны, не нарушать права субъектов персональных данных, с другой – предоставлять для бизнеса максимально полные данные для развития технологий. Обработка персональных данных в любом случае сопряжена с потенциальными рисками для субъектов, при этом такие риски могут возникать не только рамках исполнения бизнес-задач, но и при других неправомерных действиях, резюмировала Татьяна Матвеева. В связи с этим решения по условиям обработки и обезличиванию данных следует принимать и оценивать через призму защиты прав граждан. Помимо нормативного государственного регулирования разработка отраслевых стандартов и кодексов по работе с обезличенными данными позволит повысить внутреннюю цифровую культуру компаний, работающих с данными, а также увеличить уровень доверия граждан, заключила эксперт. С коллегой согласился Милош Вагнер – регулирование должно осуществляться как со стороны надзорного органа (в соответствии со ст. 23 Закона № 152-ФЗ), так и со стороны операторов (в соответствии со ст. 18.1 Закона № 152-ФЗ), то есть должен присутствовать также внутренний контроль за соблюдением положений законодательства, считает эксперт.

1 С текстом законопроекта № 992331-7 О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных» (в части уточнения порядка обработки персональных данных) и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Источник

Как ужесточились требования к работе с персональными данными в 2021 году

Что такое обезличивание персональных данных в школах. Смотреть фото Что такое обезличивание персональных данных в школах. Смотреть картинку Что такое обезличивание персональных данных в школах. Картинка про Что такое обезличивание персональных данных в школах. Фото Что такое обезличивание персональных данных в школах

С 1 марта 2021 года действуют новые правила, которые обеспечивают дополнительную защиту персональных данных граждан. Теперь не допускается получение согласия на распространение таких данных «по умолчанию». А с 27 марта в два раза увеличиваются штрафы.

Изменения в Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ, который проясняет вопросы обработки, хранения и доступа к персональным данным (ПД), внес Федеральный закон от 30.12.2020 № 519-ФЗ.

Поправки решают проблему бесконтрольного использования персональных данных граждан третьими лицами.

В этой статье рассмотрим следующие вопросы:

Что изменилось в обработке персональных данных с 1 марта

Как прекратить передачу данных, разрешенных для распространения

Законодательство обязывает прекратить передачу ПД, разрешенных для распространения, в любое время по требованию субъекта.

Для этого нужно правильно оформить требование, то есть указать в нем следующую информацию:

Указанные ПД могут обрабатываться только оператором, которому оно направлено.

Требования к обработке персональных данных

На протяжении последних нескольких лет работе с персональными данными физлиц уделяется особое внимание. Ключевые изменения произошли в 2017 году, когда Федеральный закон от 07.02.2017 № 13-ФЗ внес поправки в ст. 13.11 КоАП. Тогда был заметно расширен перечень оснований для привлечения к административной ответственности за незаконную обработку персональных данных (ПД) и увеличены штрафы.

В Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ даются определения трем ключевым понятиям, вокруг которых часто и возникают споры: персональные данные, оператор и обработка персональных данных.

Персональные данные – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Оператор – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами:

Обработка персональных данных — любое действие или совокупность действий, совершаемых с использованием средств автоматизации или без них с ПД: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение.

В законе прямо не уточняется, какие именно данные являются персональными, но, если исходить из формулировки, что это «любая информация», относящаяся к физлицу, то к ПД относятся (вместе и даже по отдельности):

Одним словом, речь идет о любых данных, по которым можно идентифицировать человека. Следовательно, если вы каким-то образом получаете такие данные в любом сочетании, то являетесь оператором персональных данных. Фактически любой владелец сайта — оператор персональных данных, так как он размещает на своем ресурсе форму обратной связи, форму регистрации и др.

В 152-ФЗ операторы делятся на несколько категорий: физлица, ИП, юрлица, муниципальные органы, государственные органы. В зависимости от категории за одно и то же нарушение применяются разные по размеру штрафы. Так, например, для физлиц они заметно ниже, чем для юрлиц.

Каждая категория операторов так или иначе сталкивается с обработкой ПД. Физлица используют ПД клиентов. ИП запрашивают эти данные, нанимая специалистов на работу, или собирают ПД на сайте, в интернет-магазине. К юрлицам применяется расширенный список требований по оформлению необходимых документов и требование о назначении ответственного за организацию обработки ПД. Самые жесткие требования предъявляются к государственным и муниципальным органам, которые работают с огромным массивом ПД граждан.

За что и на какие суммы штрафуют в 2021 году

27 марта вступает в силу Федеральный закон от 24.02.2021 № 19-ФЗ, который значительно увеличивает штрафы за нарушения в работе с персональными данными.

Последний раз административную ответственность в этой сфере усиливали в 2017 году. Но с конца марта суммы штрафов не просто увеличатся в два раза.

Обратите внимание на следующие нововведения:

1. За любые правонарушения в области обработки персональных данных теперь будут сразу штрафовать. Ранее предусматривалась такая санкция, как предупреждение.

2. До 27 марта 2021 года повторное нарушение не выделялось как самостоятельный состав правонарушения. А теперь будет выделяться, а штрафы по нему будут в несколько раз выше, чем за первичное нарушение.

Например, если выяснится, что юрлицо запрашивает персональные данные, которые несовместимы с целями сбора, то за первое нарушение ему придется заплатить штраф в размере от 60 000 до 100 000 руб., а за повторное — от 100 000 до 300 000 руб.

3. Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения в области персональных данных тоже увеличился. Если ранее он составлял три месяца, то с 27 марта 2021 года будет увеличен до одного года.

При повторном нарушении

При повторном нарушении

При повторном нарушении

Такое правонарушение, как обработка ПД без получения согласия субъекта, предусматривает самые крупные штрафы для всех категорий операторов. Так, при повторном нарушении юрлицу придется заплатить штраф до 500 000 руб.

В связи с этим возникает много вопросов. Как уведомить Роскомнадзор об обработке персональных данных? Что делать владельцу сайта, чтобы избежать штрафов?

Что делать владельцу сайта, чтобы избежать штрафов

Шаг 1. Если у вас на сайте есть какие-либо формы сбора ПД, то под каждую из них нужно добавить предложение «Даю согласие на обработку своих персональных данных» и окошко для галочки.

Шаг 2. Сопроводите предложение «Даю согласие на обработку своих персональных данных» гиперссылкой на документ, в котором прописываются условия обработки ПД. Это может быть как пользовательское соглашение, согласие на обработку ПД, так и договор, политика конфиденциальности, часть оферты — название не столь принципиально.

Например, на сайте Microsoft этот документ называется заявление о конфиденциальности. Обратите внимание на то, что в нем есть пункт «Файлы cookie и аналогичные технологии»: если вы их используете, то об этом тоже нужно предупреждать. А вот на сайте Adidas текст согласия на обработку ПД располагается прямо с формой регистрации, при этом ссылка ведет на политику конфиденциальности компании.

Шаг 3. Подготовьте текст документа с условиями обработки ПД. Укажите следующую информацию (согласно ст. 9 Федерального закона № 152-ФЗ):

Если вы составляете пользовательское соглашение на основе чьего-то готового документа, корректируйте цели обработки данных и перечень данных под себя, свой бизнес.

Шаг 4. Подготовьте Политику в отношении обработки персональных данных (об этом обязательстве оператора прямо говорится в п. 2 ст. 18.1 Федерального закона № 152-ФЗ) и разместите ее на сайте в свободном доступе.

Шаг 5. Подайте уведомление об обработке ПД в Роскомнадзор. Вообще, в соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 152-ФЗ, оператор должен это сделать еще до начала обработки ПД. Но лучше поздно, чем никогда.

За задержку с уведомлением вас не оштрафуют, санкции последуют только в том случае, если вами заинтересуется Роскомнадзор. Но даже если вы высылаете уведомление с опозданием, указывайте дату государственной регистрации как дату начала обработки ПД.

Случаи, когда уведомление Роскомнадзора не требуется

Уведомлять Роскомнадзор не нужно, если ПД:

Все вышеперечисленные меры имеют отношение как к физлицам, так и к юрлицам. Однако юрлицам следует предпринять ряд дополнительных мероприятий — организационных, правовых и технических.

Конфиденциальность персональных данных: когда ее не нужно обеспечивать

В соответствии с ч. 2 ст. 22 Федерального закона № 152-ФЗ обеспечение конфиденциальности персональных данных не требуется:

Когда не нужно получать согласие на обработку персональных данных

Согласно п. 2-11 ч. 1 ст. 6. Федерального закона № 152-ФЗ согласие не требуется в случаях, когда обработка ПД:

Что такое портал персональных данных

Сегодня все новости, аналитические материалы, важные документы, рекомендации по обработке персональных данных, реестр операторов и другую необходимую информацию можно найти на портале персональных данных. Ответственность за ресурс возложена на Роскомнадзор.

Как еще планируют ужесточить обработку персональных данных

Минцифры предложило еще больше усовершенствовать законодательство в сфере персональных данных и регламентировать политику обработки обезличенных данных. Необходимость таких мер связана с тем, что уже сейчас стали доступны технологии, позволяющие деобезличивать данные и определять по ним конкретного человека.

Министерство предлагает запретить операторам:

Как уточнили в Минцифре, есть только одна причина, по которой обезличенные персональные данные можно использовать без согласия — в исследовательских и статистических целях.

Более детальная информация об обработке персональных данных — в материалах наших экспертов:

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Что такое обезличивание персональных данных в школах

Что такое обезличивание персональных данных в школах. Смотреть фото Что такое обезличивание персональных данных в школах. Смотреть картинку Что такое обезличивание персональных данных в школах. Картинка про Что такое обезличивание персональных данных в школах. Фото Что такое обезличивание персональных данных в школах

Что такое обезличивание персональных данных в школах. Смотреть фото Что такое обезличивание персональных данных в школах. Смотреть картинку Что такое обезличивание персональных данных в школах. Картинка про Что такое обезличивание персональных данных в школах. Фото Что такое обезличивание персональных данных в школах

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Что такое обезличивание персональных данных в школах. Смотреть фото Что такое обезличивание персональных данных в школах. Смотреть картинку Что такое обезличивание персональных данных в школах. Картинка про Что такое обезличивание персональных данных в школах. Фото Что такое обезличивание персональных данных в школах

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Что такое обезличивание персональных данных в школах. Смотреть фото Что такое обезличивание персональных данных в школах. Смотреть картинку Что такое обезличивание персональных данных в школах. Картинка про Что такое обезличивание персональных данных в школах. Фото Что такое обезличивание персональных данных в школахОбзор документа

Информация Минобрнауки России (Министерства образования и науки РФ) от 22 марта 2018 г. «Политика Министерства образования и науки Российской Федерации в отношении обработки персональных данных»

1. Общие положения

1.3 Основные понятия, используемые в Политике:

уточнение (обновление, изменение);

передачу (распространение, предоставление, доступ);

1.5. Субъект персональных данных имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных, в том числе содержащей:

подтверждение факта обработки персональных данных Оператором;

правовые основания и цели обработки персональных данных;

цели и применяемые Оператором способы обработки персональных данных;

наименование и место нахождения Оператора, сведения о лицах (за исключением работников Оператора), которые имеют доступ к персональным данным или которым могут быть раскрыты персональные данные на основании договора с Оператором или на основании федерального закона;

обрабатываемые персональные данные, относящиеся к соответствующему субъекту персональных данных, источник их получения, если иной порядок представления таких данных не предусмотрен федеральным законом;

сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;

порядок осуществления субъектом персональных данных прав, предусмотренных федеральным законом;

информацию об осуществленной или о предполагаемой трансграничной передаче данных;

наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению Оператора, если обработка поручена или будет поручена такому лицу;

иные сведения, предусмотренные Федеральным законом «О персональных данных» или другими федеральными законами.

1.6. Субъект персональных данных вправе требовать от Оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.

1.8. Оператор персональных данных вправе:

отстаивать свои интересы в суде;

предоставлять персональные данные субъектов третьим лицам, если это предусмотрено действующим законодательством (налоговые, правоохранительные органы и др.);

отказывать в предоставлении персональных данных в случаях, предусмотренных законодательством;

использовать персональные данные субъекта без его согласия в случаях, предусмотренных законодательством.

1.9. При сборе персональных данных Оператор обязан предоставить субъекту персональных данных по его просьбе информацию, предусмотренную частью 7 статьи 14 Федерального закона «О персональных данных».

1.10. При сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пунктах 2, 3, 4, 8 части 1 статьи 6 Федерального закона «О персональных данных».

2. Цели сбора персональных данных

2.1. Обработка персональных данных ограничивается достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.

2.2. Цели обработки персональных данных определены правовыми актами, регламентирующими деятельность Оператора.

2.3. К целям обработки персональных данных Оператором относятся:

обеспечение соблюдения Конституции Российской Федерации, законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, содействие гражданскому служащему в прохождении гражданской службы, обучении и должностном росте;

обеспечение личной безопасности гражданского служащего и членов его семьи, а также обеспечение сохранности принадлежащего ему имущества;

учет результатов исполнения гражданским служащим должностных обязанностей и обеспечение сохранности имущества Оператора;

исполнение требований налогового законодательства по вопросам исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц и единого социального налога, пенсионного законодательства при формировании и передаче в ПФР персонифицированных данных о каждом получателе доходов, которые учитываются при начислении взносов на обязательное пенсионное страхование;

заполнение первичной статистической документации в соответствии с трудовым, налоговым законодательством и иными федеральными законами;

формирование кадрового резерва Оператора;

учет гражданских служащих Оператора, награжденных государственными наградами Российской Федерации, представленных к награждению;

осуществление учета детей, оставшихся без попечения родителей;

оказание содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации;

создание условий для реализации права граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, на получение полной и достоверной информации о детях, оставшихся без попечения родителей;

реализация приоритетного национального проекта «Образование» в части государственной поддержки талантливой молодёжи;

обеспечение возможности участия претендентов на стипендии Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, именные стипендии, в отборах на назначение указанных стипендий;

зачисление в дошкольные учреждения;

обеспечение возможности предоставления права на получение образования в рамках квоты в образовательных организациях по образовательным, программам среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;

участие в олимпиадах, а также поддержка талантливой молодежи;

предоставление государственной услуги по признанию ученых степеней и ученых званий, полученных в иностранном государстве, выдаче свидетельства о признании ученой степени или ученого звания, полученных в иностранном государстве;

выдача по ходатайствам образовательных и научных организаций разрешений на создание на их базе диссертационных советов, определение и изменение состава этих советов, определение перечня специальностей, по которым этим советам предоставляется право приема диссертаций для защиты, а также приостановление, возобновление и прекращение деятельности этих советов, присуждения ученых степеней, присвоения ученых званий;

обеспечение оперативного и регламентированного предоставления различным категориям пользователей достоверной и целостной информации о ходе проведения конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями образовательных организаций, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.

3. Правовые основания обработки персональных данных

3.1. Правовым основанием обработки персональных данных являются:

совокупность правовых актов, во исполнение которых и в соответствии с которыми Оператор осуществляет обработку персональных данных: Конституция Российской Федерации; статьи 86-90 Трудового кодекса Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации от 30 мая 2005 г. N 609 «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела», Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»; Указ Президента Российской Федерации от 28 января 2010 г. N 117 «О денежном поощрении лучших учителей», Постановление Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2010 г. N 64 «О выплате денежного поощрения лучшим учителям», Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1517 «Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поощрение лучших учителей в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы», Постановление Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 г. N 606 «Об утверждении правил выплаты денежного поощрения лучшим учителям образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования»; Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 443-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» в части совершенствования механизмов регулирования труда научных работников, руководителей научных организаций, их заместителей»; Федеральный закон от 2 июля 2013 года N 167-ФЗ «О внесении измерений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»;

договоры, заключаемые между Оператором и субъектом персональных данных;

согласие на обработку персональных данных (в случаях, прямо не предусмотренных законодательством Российской Федерации, но соответствующих полномочиям оператора).

4. Объем и категории обрабатываемых персональных данных, категории субъектов персональных данных

4.1. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных соответствуют заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.

4.2. К категориям субъектов персональных данных, обрабатываемых Оператором, относятся:

4.2.1. Работники Оператора, бывшие работники, кандидаты на замещение вакантных должностей, а также родственники работников.

4.2.2. Дети, оставшихся без попечения родителей.

4.2.3. Граждане, желающие принять детей на воспитание в свои семьи.

4.2.4. Претенденты на стипендии Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, именные стипендии и стипендиаты.

4.2.5. Дети, зачисляемые в дошкольные учреждения.

4.2.6. Участники олимпиад и конкурсов.

4.2.7. Лица, имеющие ученые степени и ученые звания, полученные в иностранном государстве.

4.2.8. Учителя образовательных организаций, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.

4.3. Перечни категорий персональных данных, обрабатываемых Оператором, по каждой категории субъектов персональных данных, приведены на сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в Реестре операторов, осуществляющих обработку персональных данных, за регистрационным номером 10-0098395.

4.4. Обработка специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, допускается:

в случае, если субъект персональных данных дал согласие в письменной форме на обработку своих персональных данных;

в соответствии с законодательством о государственной социальной помощи, трудовым законодательством, пенсионным законодательством Российской Федерации.

4.5. Обработка биометрических персональных данных может осуществляться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных.

5. Порядок и условия обработки персональных данных

5.2. Обработка персональных данных осуществляется с соблюдением принципов и правил, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных».

5.3. Обработка персональных данных Оператором ограничивается достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки.

5.4. Хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

5.5. При осуществлении хранения персональных данных Оператор персональных данных обязан использовать базы данных, находящиеся на территории Российской Федерации, в соответствии с ч. 5 ст. 18 Федерального закона «О персональных данных».

Использование и хранение биометрических персональных данных вне информационных систем персональных данных могут осуществляться только на таких материальных носителях информации и с применением такой технологии ее хранения, которые обеспечивают защиту этих данных от неправомерного или случайного доступа к ним, их уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения.

5.6. Условием прекращения обработки персональных данных может являться достижение целей обработки персональных данных, истечение срока действия согласия или отзыв согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, а также выявление неправомерной обработки персональных данных.

5.7. Оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу на основании заключаемого с этим лицом договора, в том числе государственного или муниципального контракта.

Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные настоящим Федеральным законом «О персональных данных».

Кроме того, Оператор вправе передавать персональные данные органам дознания и следствия, иным уполномоченным органам по основаниям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации.

5.8. Оператор и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

5.9. Оператор обязан принимать меры, необходимые и достаточные для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. Состав и перечень мер оператор определяет самостоятельно.

5.10. Оператор при обработке персональных данных принимает необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивает их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

6. Актуализация, исправление, удаление и уничтожение персональных данных, ответы на запросы субъектов на доступ к персональным данным

6.1. Оператор обязан сообщить в порядке, предусмотренном статьей 14 Федерального закона «О персональных данных», субъекту персональных данных или его представителю информацию о наличии персональных данных, относящихся к соответствующему субъекту персональных данных, а также предоставить возможность ознакомления с этими персональными данными при обращении субъекта персональных данных или его представителя либо в течение тридцати дней с даты получения запроса субъекта персональных данных или его представителя.

6.2. Оператор обязан предоставить безвозмездно субъекту персональных данных или его представителю возможность ознакомления с персональными данными, относящимися к этому субъекту персональных данных. В срок, не превышающий семи рабочих дней со дня предоставления субъектом персональных данных или его представителем сведений, подтверждающих, что персональные данные являются неполными, неточными или неактуальными, оператор обязан внести в них необходимые изменения. В срок, не превышающий семи рабочих дней со дня представления субъектом персональных данных или его представителем сведений, подтверждающих, что такие персональные данные являются незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, оператор обязан уничтожить такие персональные данные. Оператор обязан уведомить субъекта персональных данных или его представителя о внесенных изменениях и предпринятых мерах и принять разумные меры для уведомления третьих лиц, которым персональные данные этого субъекта были переданы.

6.3. В случае подтверждения факта неточности персональных данных Оператор на основании сведений, представленных субъектом персональных данных или его представителем либо уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, или иных необходимых документов обязан уточнить персональные данные либо обеспечить их уточнение (если обработка персональных данных осуществляется другим лицом, действующим по поручению оператора) в течение семи рабочих дней со дня представления таких сведений и снять блокирование персональных данных.

6.4. Оператор обязан прекратить обработку персональных данных или обеспечить прекращение обработки персональных данных лицом, действующим по поручению Оператора:

в случае выявления неправомерной обработки персональных данных, осуществляемой Оператором или лицом, действующим по поручению Оператора, в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты этого выявления;

в случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку его персональных данных Оператором;

в случае достижения цели обработки персональных данных и уничтожить персональные данные или обеспечить их уничтожение (если обработка персональных данных осуществляется другим лицом, действующим по поручению Оператора) в срок, не превышающий тридцати дней с даты достижения цели обработки персональных данных. В случае отсутствия возможности уничтожения персональных данных в течение указанного срока Оператор осуществляет блокирование таких персональных данных или обеспечивает их блокирование (если обработка персональных данных осуществляется другим лицом, действующим по поручению Оператора) и обеспечивает уничтожение персональных данных в срок не более чем шесть месяцев, если иной срок не установлен федеральными законами.

Обзор документа

Приводится Политика Минобрнауки России в отношении обработки персональных данных.

Перечислены права субъекта персональных данных и оператора, установлены обязанности последнего.

Обработка персональных данных ограничивается достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка, несовместимая с целями сбора данных. Перечислены цели. Обрабатываемые данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям.

Перечислено, кто относится к субъектам персональных данных. Это работники Минобрнауки России; дети, оставшихся без попечения родителей; граждане, желающие принять детей на воспитание в свои семьи; претенденты на стипендии Президента РФ и Правительства РФ, именные стипендии и стипендиаты; дети, зачисляемые в дошкольные учреждения; участники олимпиад и конкурсов; лица, имеющие ученые степени и звания, полученные в иностранном государстве; учителя.

Установлено, когда допускается обработка специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни.

Биометрические персональные данные можно обрабатывать только при наличии письменного согласия субъекта.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *