Что такое обители в истории средних веков

Произнести монашества обет и
в тихую ОБИТЕЛЬ затвориться
А. С. Пушкин. Борис Годунов

Советский философ Э. В. Ильенков считал: «Невозможно проникнуть в действительную логику развития объекта, понять его реальный генезис иначе, как через критическое преодоление той системы понятий, которая выработана всей предшествующей наукой и поэтому сама представляет собой исторический продукт» (Философия и культура. М., 1991, с. 296).

Развитых институтов культуры в славянском мире исследователи не могут найти, археологи раскапывают лишь примитивные: жилища, святилища, орудия ремесла и земледелия, которые по своему качеству (и количеству) не сопоставимы с предметами греческой, римской и восточной культуры. Каждый артефакт представляет (суммирует) культурные достижения общества, наши «славянские» идеальные представления лишены исторического основания.

Таким образом, декларируя тождество «славянского» языка (письменности не было, кто его знает?) с русским языком мы совершаем ЛОГИЧЕСКУЮ и ИСТОРИЧЕСКУЮ ОШИБКУ, культурные достижения еврейского народа, приписываем примитивным племенным формированиям: славянам, тюркам, германцам и прочим.

Отделившись от ИУДАИЗМА, ХРИСТИАНСТВО, создало своё культурно-религиозное социальное пространство, деятельность на любой территории осуществляется в рамках господствующей ТЕРМИНОЛОГИИ; основой административной, литературной, научной и бытовой деятельности является ТЕРМИН. Термин это то, с чего начинается МЫШЛЕНИЕ, ФИЛОСОФИЯ и ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, в раннем средневековье терминологической базой (словарём) для европейских племенных языков служили библейские (еврейские) модели и образы, запечатленные в Библии; закономерность – региональный язык начинает перерастать в общегосударственный и литературный язык, с момента перевода на него Библии. Естественно, что вбрасываемый в вербальный оборот еврейский термин латинизировался или славянизировался, к еврейскому корню добавляли латинское, греческое, немецкое или другое принятое в данной местности окончание или приставку – ПОЯВЛЯЛСЯ НОВЫЙ ТЕРМИН, уже национального языка.

Итак, при анализе понятий ОБИТАТЬ, ОБИТЕЛЬ, мы должны в конце нашего исследования получить термины иврита, зафиксированные в книгах Библии.

1) Существующая этимология

2) Применение терминов в русском языке

а) Словарь русского языка XI-XVII вв.

* Обиталище. 1. Жилище… «Небесному царю поставим обиталище», XVI в. 2. Церковно-административная единица, XII в.

* Обитание. 1. Проживание, жительство; XIV век. 2. Место отдыха, стоянка, привал; XI в. 3. Жилище, дом; XVI в. 4. Церковно-административная единица; XVI век.

* Обитати. 1. Жить, проживать. «Кто обитает в жилище твоём», XI век. 2. Жить… XI в. 3. Жить вместе, сожительствовать. 1518 г. 4. Пребывать, находится. «Живём братия … Христос бог у нас обитает», 1675.

* Обитель (обЪтЪль). 1. Жилище, покой; дом семья. «Начьнъ обители троиця», 1057 г. 2. Монастырь. 1374 г.; «Исшедъ (Сергий) от великия своей обители, честного монастыря…», 1459 г. 3. Церковно-административная территориальная единица, XII век; и т.д.

б) Национальный корпус русского языка

* Изборник (1076): «дрьзнеть въ томь доме обитати ; идеже г-ина его не прияшя».

* Екатерина II. Наказ Комиссии о составлении проекта нового Уложения (1767): «Примечая душу, долженствующую обитать и царствовать в домашнем правлении, не могли ли они рассуждениями дойти и до той, которую надлежало влить также и в правление государственное и гражданское?».

* Три послания Кирилла Белозерского (1399-1422): «И Пречистая госпожа Богородица и Царица наша поможет ти, что нас, господине, нищих ея, не забываешъ, в пустом семъ месте собравшихся во обитель ея, но часто призираеши доволными милостынми своими».

* Протопоп Аввакум. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное (1672-1675): «В нощъ же ту против вторника пришел ко мне с Тимофеемъ, келейником своим, он, келар[ь]; идучи в темницу, говоритъ: «Блаженна обител[ь], блаженна и темница, таковых имеетъ в себ; страдал[ь]цов!».

3) Обобщение и вывод

* Религиозное образование русского народа носило в основном УСТНЫЙ характер (проповедь священника) вплоть до реформ Петра I. Книжный (литературный) характер для масс (народа), оно приобрело только в XIX веке, что очевидно тормозило развитие русской культуры, выдающиеся деятели культуры появились в конце XVIII- сер. XIX века. Официальные методы истолкования имен и терминов оформились в России в XIX веке, в период расцвета славянофильства. В Европе процесс приобщения верующего к чтению Библии произошел в XVI веке во время Реформации и появления протестантизма, там соответственно раньше развились капиталистические отношения.

Вывод
Целесообразно рассмотреть термины в связи с лексикой сакрального иврита; надо искать терминологию: дом, жилище и подобную.

4) Терминология иврита и библейский образ

Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корень – ОБИТАТЬ, ОБИТЕЛЬ = О+БИТ+АТЬ, О+БИТ+ЕЛЬ. Очевидно, что корнем является сочетание знаков – БИТ, что соответствует еврейскому термину – БАЙТ, БЕЙТ дом, жилище.

* русск. ОБИТАТЬ = О+БИТ+АТЬ = иврит БАЙТ, БЕЙТ дом, жильё, жилище, помещение, семья, род, школа (в науке), вместилище; в сочетании с другими словами: храм, город (составная часть наименований населенных пунктов и мест).

* русск. ОБИТЕЛЬ = О+БИТ+ЕЛЬ = иврит БАЙТ, БЕЙТ дом, жильё, жилище, храм + ЕЛЬ Бог; т.е. дом или храм Бога.

* Википедия. Вефиль (ивр. Бейт-Эль — букв. «дом Бога»; угарит. bt il, греч. Vaithil, лат. Bethel) — один из главных городов Древнего Израиля, находится севернее Иерусалима.

Согласно Библии (Быт. 28:19), название городу дал Иаков, которому там явился Бог; до этого город назывался Луз. Во времена Израильских и Иудейских царей (X — VIII век до н. э.) там находился израильский храм-скиния, соперничавший с иерусалимским. В храме в Вефиле было поставлено изваяние золотого тельца (3Цар. 12:28-30), что критиковалось пророками.

Другой город под названием Вефиль, находившийся на юге Иудеи, упоминается в книге Иисуса Навина (Нав. 8:17 и Нав. 12:16), и предположительно был идентичен городу Бетуль или Бетуэль, где проживало племя Симеона.

См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г.
http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_063.htm

См. стронг иврита 1004, БЕЙТ

Источник

ОБИТЕЛЬ

Французское слово cloitre может означать как часть монастыря, так и весь монастырь.

В европейском имагинарном оно дожило до наших дней, чтобы подчеркнуть две характерные составляющие монастырской идеологии. Монастырь в историческом имагинарном — это прежде всего и главным образом его центральное место, состоящее из внутреннего сада, окруженного открытыми галереями с ведущими в сад аркадами. По другой концепции внутренняя часть монастыря — cloitre — это та его часть, которая представляет собой ансамбль закрытых зданий. Основное значение этого слова в обоих случаях связано с идеей закрытости, монастырской ограды. Такова этимология слова cloitre, от латинского claustrum, что происходит от глагола claudere — закрывать.

Имагинарный смысл обители и заключается в образе монастырской ограды, в христианском имагинарном связанной с образом сада. Средневековый сад — преимущественно сад огороженный, и эта его замкнутость так же хорошо способна располагать монахов к скотоводству и к хранению выращенных овощей и фруктов, как и выступать духовным пространством, с которым начиная с XI-XII веков очень тесно связан образ Святой Девы. Покончив с превратностями земной жизни, Святая Дева после Успения оказывается либо на небесах, либо в закрытом саду. Основополагающее свойство обители как закрытого сада — это качество, которым обладает рай, и символическая средневековая мысль действительно зачастую говорит о внутренней части монастыря как о райских кущах.

Помимо этого образа небесного Иерусалима, монастырь еще и метафора сердца и человека, ушедшего в собственные глубины; это часть христианской идеологии, которая, развиваясь, провозглашала приоритет внутреннего мира и покоя перед лицом мирских треволнений — по контрасту и взаимно дополняя скитания homo viator, человека странствующего.

Монастырская обитель — это еще и воплощение одного из обликов амбивалентного средневекового христианства и выросшего из него европейского восприятия действительности. Если, как мы уже видели на примере рыцаря, фундаментальным отношением к пространству у средневекового человека была способность перемещаться в нем, то другой стороной, противоположной и дополняющей, была связь с точно определенным местом, то, что на монастырском языке именовалось stobilitas loci (привязанность к месту, оседлость). Таким образом, мужчина — и в меньшей степени женщина — на средневековом Западе раздваивается между местом, с которым он связан, и дорогой.

В церковной архитектуре Запада такая обитель возникает рано, еще в IV веке. Документ эпохи Каролингов начала IX века свидетельствует, что обитель играла одинаково важную роль как в структуре, так и в функционировании монастыря. Речь идет о планировке аббатства Сен-Галл в современной Швейцарии, которая в одно и то же время и отображение настоящего монастыря, и представление о монастыре идеальном. Внутренние постройки, а в широком смысле и весь монастырь, здесь представляются как род самодостаточного города. Его центр — это вполне безыскусная обычная церковь и соединенные с нею внутренние галереи, ведущие в сад. Распространение монастырей и их земельных владений до размеров настоящего города в эпоху Каролингов подтверждается аббатством Сен-Рикьер в Пикардии.

Пышный расцвет монастырей датируется романской эпохой (ХI — XII века), и современный эстетический вкус охотно признает, что сохранившиеся романские монастыри, в частности в Провансе, — это самое красивое, что дошло до нас из средневековой архитектуры, с той оговоркой, что кафедральный собор преимущественно строили в стиле готики. И в этом противопоставлении тоже видна противоположность сокровенного явному, характеризующая идеологию и мировосприятие в Средние века. Монастырская обитель, понимаемая как внутренняя часть монастыря, — место, где лучше всего воплощается монашеский дух общины и индивидуального благочестия, к которому и восходит само слово «монах» (греч. monos — один). Монастырь — место для молитвы в одиночестве. Его среда — это высшее выражение того основного упражнения в христианском благочестии, которое называется молитвой. Однако монастырские галереи могут служить и для театрализованных коллективных выступлений благочестивого характера, например для религиозных процессий.

По-видимому, апогея своего развития монастырь и монастырская жизнь достигают во время реформ XII века, самой знаменитой из которых была реформа цистерцианцев. Восхваление внутренней жизни в обители было главной темой духовной и монастырской литературы XII века. Два самых значительных свидетельства такого благочестия — это «Школа монастыря» бенедиктинца Петра Целле, умершего в 1183 году, и De claustro animae («Обитель души») августинского каноника Гуго из Фуйюа, что близ Корби, умершего в 1174 году. Петр Целле настойчиво повторяет, что добродетели обители — это душевный покой (quies) и праздность, приводящая к благочестию tiит). Гуго из Фуйюа дает аллегорическое толкование каждому компоненту монастырского обустройства. Хорошо видно, насколько обитель есть символическое выражение уединенной и созерцательной жизни в противоположность жизни деятельной.

Поскольку монастырская духовность — и тут надо особо отметить бенедиктинцев — обращалась за помощью к искусству и особенно к скульптуре, позволявшей как воздать хвалу Творцу, так и возвысить собственный дух, монастырские галереи часто были богато украшены скульптурами. Среди самых пышных в этом отношении называют монастырь Де Муассак в Юго-Западной Франции и монастырь Святого Трофима в Арле, в Провансе.

Нищенствующие ордена, начинавшие оседать в городах уже не в маленьких обителях, а в больших монастырях, все-таки сохраняли внутреннее пространство обители, которое отныне следовало за развитием вкуса — готика, Ренессанс, барокко. Прекрасным примером барочной обители выступает монастырский дворик Борромини начала XVII века, построенный при церкви Сан-Карло Алле Кваттро Фонтане в Риме.

Главной целью обители была закрытость, отгороженность. Этот идеал и такая практика особенно предписывались женщинам (или они сами нарочно выбирали их для себя). Начиная с V века монахини должны были со всей строгостью соблюдать правило затворничества. Даже сестры нищенствующих орденов, таких, как женский орден кларисс, постоянно жили в затворничестве, что отличало их от братьев, бескорыстное служение которых предполагало частые выходы за пределы их обители. Декреталия Periculosa папы Бонифация VIII в 1298 году распространила обет затворничества на всех монахинь. В XVI веке, в то время как протестантская реформа ликвидирует малые и большие монастыри, католическая Контрреформация расширяет количество маленьких женских обителей. Строгая обитель — один из элементов реформы кармелиток, осуществленной Терезой Авильской. Архиепископ Миланский, Карло Борромео, заботится о том, чтобы обители для монахинь непременно пользовались почетом и уважением. Тридентский собор объявляет об отлучении от Церкви всякого, кто нарушит монастырские обеты. В начале XVII века Франциску Сальскому и Иоанне де Шанталь пришлось помимо своей воли принять на себя заботу об обители внутри их вновь созданного ордена. После всех превратностей Революции и закрытия множества больших монастырей образ маленькой обители с закрытым садом и выходящими к нему галереями сохранился, оказавшись связанным с образом монахини. Говоря о монахинях, посвятивших себя милосердному и деятельному служению, нельзя не упомянуть о паре аббатств, вновь воссозданных в ХIХ веке, — сестер Сен-Венсан-де-Поль и монахинь-затворниц, чей символический образ воплощают собой кармелитки. «Диалоги кармелиток» Бернаноса, на сюжет которых написал оперу Пуленк, изображают как раз такую незримую связь между женщиной и обителью.

К концу ХIХ и началу XX века обитель становится окрашенным ностальгией образом средневекового монастырского рая. Как архитектурный шедевр и собрание скульптур, она привлекает внимание богатых собирателей и особенно американских любителей изящного, которые видят в ней высочайшее достижение средневекового искусства. Скульптор Джордж Грей Барнард начиная с 1914 года собирал различные фрагменты европейских средневековых аббатств. В 1925 году Джон Д.Рокфеллер купил его собрание и предложил его нью-йоркскому Метрополитен-музею, который в 1926 году систематизировал их и выставил на обозрение публики в своем филиале на главном холме у берегов Гудзона. Там были восстановлены, почти в полном виде, в частности, обители Святого Гильема-Пустынника и Святого Мигеля де Куксы. Множество скульптур, гобеленов и архитектурных фрагментов окружали эти перевезенные и воссозданные обители. Филиал получил название The Cloisters — Обитель. Так представление о маленьком монастыре обрело историческую память и новое воплощение в городе-символе современной Америки.

Поскольку сегодня большинство монастырей закрыто, а обители опустели, то это место, превращенное своим напоминанием об уединении и рае в миф, служит декорацией для музыкальных мероприятий известного рода. Самый прекрасный пример этого — обитель Нуарлак в Берри. Вот так в современном европейском имагинарном обитель стала как образом утраченного рая, так и примером разрушенной и упраздненной тюрьмы.

Источник

ОБИТЕЛЬ

Французское слово cloitre может означать как часть монастыря, так и весь монастырь.

В европейском имагинарном оно дожило до наших дней, чтобы подчеркнуть две характерные составляющие монастырской идеологии. Монастырь в историческом имагинарном — это прежде всего и главным образом его центральное место, состоящее из внутреннего сада, окруженного открытыми галереями с ведущими в сад аркадами. По другой концепции внутренняя часть монастыря — cloitre — это та его часть, которая представляет собой ансамбль закрытых зданий. Основное значение этого слова в обоих случаях связано с идеей закрытости, монастырской ограды. Такова этимология слова cloitre, от латинского claustrum, что происходит от глагола claudere — закрывать.

Имагинарный смысл обители и заключается в образе монастырской ограды, в христианском имагинарном связанной с образом сада. Средневековый сад — преимущественно сад огороженный, и эта его замкнутость так же хорошо способна располагать монахов к скотоводству и к хранению выращенных овощей и фруктов, как и выступать духовным пространством, с которым начиная с XI-XII веков очень тесно связан образ Святой Девы. Покончив с превратностями земной жизни, Святая Дева после Успения оказывается либо на небесах, либо в закрытом саду. Основополагающее свойство обители как закрытого сада — это качество, которым обладает рай, и символическая средневековая мысль действительно зачастую говорит о внутренней части монастыря как о райских кущах.

Помимо этого образа небесного Иерусалима, монастырь еще и метафора сердца и человека, ушедшего в собственные глубины; это часть христианской идеологии, которая, развиваясь, провозглашала приоритет внутреннего мира и покоя перед лицом мирских треволнений — по контрасту и взаимно дополняя скитания homo viator, человека странствующего.

Монастырская обитель — это еще и воплощение одного из обликов амбивалентного средневекового христианства и выросшего из него европейского восприятия действительности. Если, как мы уже видели на примере рыцаря, фундаментальным отношением к пространству у средневекового человека была способность перемещаться в нем, то другой стороной, противоположной и дополняющей, была связь с точно определенным местом, то, что на монастырском языке именовалось stobilitas loci (привязанность к месту, оседлость). Таким образом, мужчина — и в меньшей степени женщина — на средневековом Западе раздваивается между местом, с которым он связан, и дорогой.

В церковной архитектуре Запада такая обитель возникает рано, еще в IV веке. Документ эпохи Каролингов начала IX века свидетельствует, что обитель играла одинаково важную роль как в структуре, так и в функционировании монастыря. Речь идет о планировке аббатства Сен-Галл в современной Швейцарии, которая в одно и то же время и отображение настоящего монастыря, и представление о монастыре идеальном. Внутренние постройки, а в широком смысле и весь монастырь, здесь представляются как род самодостаточного города. Его центр — это вполне безыскусная обычная церковь и соединенные с нею внутренние галереи, ведущие в сад. Распространение монастырей и их земельных владений до размеров настоящего города в эпоху Каролингов подтверждается аббатством Сен-Рикьер в Пикардии.

Пышный расцвет монастырей датируется романской эпохой (ХI — XII века), и современный эстетический вкус охотно признает, что сохранившиеся романские монастыри, в частности в Провансе, — это самое красивое, что дошло до нас из средневековой архитектуры, с той оговоркой, что кафедральный собор преимущественно строили в стиле готики. И в этом противопоставлении тоже видна противоположность сокровенного явному, характеризующая идеологию и мировосприятие в Средние века. Монастырская обитель, понимаемая как внутренняя часть монастыря, — место, где лучше всего воплощается монашеский дух общины и индивидуального благочестия, к которому и восходит само слово «монах» (греч. monos — один). Монастырь — место для молитвы в одиночестве. Его среда — это высшее выражение того основного упражнения в христианском благочестии, которое называется молитвой. Однако монастырские галереи могут служить и для театрализованных коллективных выступлений благочестивого характера, например для религиозных процессий.

По-видимому, апогея своего развития монастырь и монастырская жизнь достигают во время реформ XII века, самой знаменитой из которых была реформа цистерцианцев. Восхваление внутренней жизни в обители было главной темой духовной и монастырской литературы XII века. Два самых значительных свидетельства такого благочестия — это «Школа монастыря» бенедиктинца Петра Целле, умершего в 1183 году, и De claustro animae («Обитель души») августинского каноника Гуго из Фуйюа, что близ Корби, умершего в 1174 году. Петр Целле настойчиво повторяет, что добродетели обители — это душевный покой (quies) и праздность, приводящая к благочестию tiит). Гуго из Фуйюа дает аллегорическое толкование каждому компоненту монастырского обустройства. Хорошо видно, насколько обитель есть символическое выражение уединенной и созерцательной жизни в противоположность жизни деятельной.

Поскольку монастырская духовность — и тут надо особо отметить бенедиктинцев — обращалась за помощью к искусству и особенно к скульптуре, позволявшей как воздать хвалу Творцу, так и возвысить собственный дух, монастырские галереи часто были богато украшены скульптурами. Среди самых пышных в этом отношении называют монастырь Де Муассак в Юго-Западной Франции и монастырь Святого Трофима в Арле, в Провансе.

Нищенствующие ордена, начинавшие оседать в городах уже не в маленьких обителях, а в больших монастырях, все-таки сохраняли внутреннее пространство обители, которое отныне следовало за развитием вкуса — готика, Ренессанс, барокко. Прекрасным примером барочной обители выступает монастырский дворик Борромини начала XVII века, построенный при церкви Сан-Карло Алле Кваттро Фонтане в Риме.

Главной целью обители была закрытость, отгороженность. Этот идеал и такая практика особенно предписывались женщинам (или они сами нарочно выбирали их для себя). Начиная с V века монахини должны были со всей строгостью соблюдать правило затворничества. Даже сестры нищенствующих орденов, таких, как женский орден кларисс, постоянно жили в затворничестве, что отличало их от братьев, бескорыстное служение которых предполагало частые выходы за пределы их обители. Декреталия Periculosa папы Бонифация VIII в 1298 году распространила обет затворничества на всех монахинь. В XVI веке, в то время как протестантская реформа ликвидирует малые и большие монастыри, католическая Контрреформация расширяет количество маленьких женских обителей. Строгая обитель — один из элементов реформы кармелиток, осуществленной Терезой Авильской. Архиепископ Миланский, Карло Борромео, заботится о том, чтобы обители для монахинь непременно пользовались почетом и уважением. Тридентский собор объявляет об отлучении от Церкви всякого, кто нарушит монастырские обеты. В начале XVII века Франциску Сальскому и Иоанне де Шанталь пришлось помимо своей воли принять на себя заботу об обители внутри их вновь созданного ордена. После всех превратностей Революции и закрытия множества больших монастырей образ маленькой обители с закрытым садом и выходящими к нему галереями сохранился, оказавшись связанным с образом монахини. Говоря о монахинях, посвятивших себя милосердному и деятельному служению, нельзя не упомянуть о паре аббатств, вновь воссозданных в ХIХ веке, — сестер Сен-Венсан-де-Поль и монахинь-затворниц, чей символический образ воплощают собой кармелитки. «Диалоги кармелиток» Бернаноса, на сюжет которых написал оперу Пуленк, изображают как раз такую незримую связь между женщиной и обителью.

К концу ХIХ и началу XX века обитель становится окрашенным ностальгией образом средневекового монастырского рая. Как архитектурный шедевр и собрание скульптур, она привлекает внимание богатых собирателей и особенно американских любителей изящного, которые видят в ней высочайшее достижение средневекового искусства. Скульптор Джордж Грей Барнард начиная с 1914 года собирал различные фрагменты европейских средневековых аббатств. В 1925 году Джон Д.Рокфеллер купил его собрание и предложил его нью-йоркскому Метрополитен-музею, который в 1926 году систематизировал их и выставил на обозрение публики в своем филиале на главном холме у берегов Гудзона. Там были восстановлены, почти в полном виде, в частности, обители Святого Гильема-Пустынника и Святого Мигеля де Куксы. Множество скульптур, гобеленов и архитектурных фрагментов окружали эти перевезенные и воссозданные обители. Филиал получил название The Cloisters — Обитель. Так представление о маленьком монастыре обрело историческую память и новое воплощение в городе-символе современной Америки.

Поскольку сегодня большинство монастырей закрыто, а обители опустели, то это место, превращенное своим напоминанием об уединении и рае в миф, служит декорацией для музыкальных мероприятий известного рода. Самый прекрасный пример этого — обитель Нуарлак в Берри. Вот так в современном европейском имагинарном обитель стала как образом утраченного рая, так и примером разрушенной и упраздненной тюрьмы.

Источник

обитель

Смотреть что такое «обитель» в других словарях:

Обитель — (иноск.) црк. община, монастырь. Ср. «Неусыпаемая обитель» монастырь съ непрерываемыми денными и ночными службами или молитвами. Ср. «Надзвѣздная обитель» Престолъ Божій. Ср. Отецъ мой, пощади меня! Отдай въ священную обитель Дочь безразсудную… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

обитель — См. монастырь. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. обитель жилище, монастырь; обиталище, ашрам, ханака, логово, берлога, жилье, дом, асгард, логовище, киновия … Словарь синонимов

ОБИТЕЛЬ — ОБИТЕЛЬ, обители, жен. (книжн.). 1. Монастырь (церк.). «Произнести монашества обет и в тихую обитель затвориться.» Пушкин. 2. Вообще всякое место пребывания кого чего нибудь (ритор.). «Назови мне такую обитель, где бы русский мужик не стонал.»… … Толковый словарь Ушакова

ОБИТЕЛЬ — ОБИТЕЛЬ, и, жен. 1. То же, что монастырь. Дальняя о. 2. какая. Место, где кто н. живет, жилище (шутл.). Скромная о. | прил. обительский, ая, ое (к 1 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

обитель — см. обитѣль … Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)

обитель — (иноск. церк.) община, монастырь Ср. Неусыпаемая обитель монастырь с непрерываемыми денными и ночными службами или молитвами. Ср. Надзвездная обитель Престол Божий. Ср. Отец мой, пощади меня! Отдай в священную обитель Дочь безрассудную свою. … … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

обитель — и, ж. Монастырь; жилище. ► Отдай в священную обитель Дочь безрассудную свою. // Лермонтов. Демон //; Ах, Светлана, что с тобой? В чью зашла обитель? // Жуковский. Светлана //*; Назови мне такую обитель, Я такого угла не видал, Где бы… … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

обитель — ОБИТЕЛЬ1, и, ж То же, что монастырь. Сергий Радонежский основал обитель и стал первым настоятелем этого монастыря. ОБИТЕЛЬ2, и, ж То же, что монастырь. Успел бы я, как ты, на старость лет, От суеты, от мира отложиться, Произнести монашества обет… … Толковый словарь русских существительных

обитель — ▲ обиталище ↑ человек обитель. очаг. гнездышко (разг). в стенах чего. на семи ветрах. см. для (чего), обитать … Идеографический словарь русского языка

обитель — і, ж. 1) Те саме, що монастир. 2) заст., поет. Місце перебування, мешкання і т. ін. кого небудь. Тиха обитель … Український тлумачний словник

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *