Что такое обложка в литературе

Обложка

Что такое обложка в литературе. Смотреть фото Что такое обложка в литературе. Смотреть картинку Что такое обложка в литературе. Картинка про Что такое обложка в литературе. Фото Что такое обложка в литературе

Что такое обложка в литературе. Смотреть фото Что такое обложка в литературе. Смотреть картинку Что такое обложка в литературе. Картинка про Что такое обложка в литературе. Фото Что такое обложка в литературе

Обло́жка — мягкое бумажное покрытие книги, а также элемент ее художественного оформления.

Содержание

Назначение

Обложка обычно представляет собой лист плотной бумаги или мягкого картона, которым обернут книжный блок. Служит для его защиты. Книжные покрытия, выполненные из более твёрдых материалов, называются переплётом.

Начиная с XX века, по мере расширения читательского рынка и обострения конкуренции, обложка приобретает информационную и рекламную функции. Именно обложка (для книг в переплёте — суперобложка) — первое, с чего начинается знакомство читателя с изданием.

Наконец, в условиях затоваривания рынка и концентрации книжной торговли, обложка как знак (заместитель) книги определенного содержания, рассчитанной на определенные аудиторию и условия чтения, приобретает исключительно важное значение.

Типы обложек

По традиции принято различать 4 типа обложек:

Примечания

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Обложка» в других словарях:

обложка — папочка, файл, корочки, папка, переплет Словарь русских синонимов. обложка сущ., кол во синонимов: 8 • корочки (7) • … Словарь синонимов

ОБЛОЖКА — ОБЛОЖКА, обложки, жен. Бумажная обертка, покрышка, в которую переплетается книга, тетрадь (в отличие от твердого переплета). Книга в нарядной обложке. Книги выпускают в обложках и в переплетах. || Сложенный бумажный лист, которым обертывают книгу … Толковый словарь Ушакова

ОБЛОЖКА — ОБЛОЖКА, и, жен. Верхние плотные листы, с двух сторон закрывающие книгу, тетрадь. Бумажная, клеёнчатая о. О. с ярким рисунком. Вложить учебник, тетрадь в обложку (в специально предназначенную папку). | прил. обложечный, ая, ое. Обложечная бумага … Толковый словарь Ожегова

обложка — Бумажное покрытие издания, которое содержит ряд его выходных сведений и является также элементом внешнего оформления издания. [ГОСТ Р 7.0.3 2006] Тематики издания, основные виды и элементы Обобщающие термины материальная конструкция издания … Справочник технического переводчика

Обложка — четырехстраничная бумажная покрышка издания, которая предохраняет издание от внешних воздействий, сообщает о нем осн. данные и служит элементом внешнего худож. оформления. По ГОСТ 22240 различаются четыре стандартных типа О.: тип 1 О. для крытья… … Издательский словарь-справочник

Обложка — мягкая бумажная иллюстрированная или текстовая покрышка (покрытие из прочной бумаги или тонкого картона) издания, предохраняющая аналогично переплетной крышке его страницы и блок в целом от разрушения и загрязнения. О. является также элементом… … Реклама и полиграфия

ОБЛОЖКА — Оконная обложка. Дон. 1. Наличник. 2. Притолока. СДГ 2, 192. Свалить обложку. Жарг. угол. Открыть форточку с целью проникновения в помещение. Хом. 2, 94 … Большой словарь русских поговорок

обложка — 3.2.5.24 обложка: Бумажное покрытие издания, которое содержит ряд его выходных сведений и является также элементом внешнего оформления издания. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Обложка — ж. 1. Покрышка, обёртка из бумаги, картона для хранения чего либо. 2. Бумажная обёртка книги, тетради (в отличие от твёрдого переплета). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

обложка — обложка, обложки, обложки, обложек, обложке, обложкам, обложку, обложки, обложкой, обложкою, обложками, обложке, обложках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

Источник

Обложка

ОБЛОЖКА — четырехстраничная бумажная покрышка издания, которая предохраняет издание от внешних воздействий, сообщает о нем осн. данные и служит элементом внешнего худож. оформления.

По ГОСТ 22240 различаются четыре стандартных типа О.: тип 1 — О. для крытья внакидку; тип 2 — О. для обыкновенного крытья; тип 3 — О. для крытья вроспуск; тип 4 — О. составная с окантованным корешком. О. соединяют с блоком клеем или проволочными скобами. Корешок у О. либо двухсгибный прямой, либо односгибный (в тонких брошюрах).

ГОСТ 7.4—95 не регламентирует перечень элементов выходных сведений, размещаемых на О., их место и порядок. Такую регламентацию ввел ГОСТ 7.84—2002. В нем точно указано, какие сведения приводят на первой странице обложки и суперобложки (передней сторонке переплета) разных видов изданий и корешке обложки (переплета), хотя и не всегда удачно, а именно:

На передней сторонке обложки, суперобложки (передней сторонке переплета):

1. Официальных и нормативных изданий: а) наименование официального учреждения; б) имя автора (авторов), хотя в этих изданиях оно, как правило, не указывается; в) заглавие издания.

2. Многотомных изданий: а) имя автора (авторов); б) заглавие издания; в) обозначение и номер тома (этот набор и порядок сведений не годится для многотомных изданий с разными авторами томов, где, чтобы автор не был принят за автора всего многотомного издания, его имя приводят на тит. л. после заглавия издания перед обозначением и номером тома).

3. Выпусков книжных серий: а) название серии и/ или марку серии, номер выпуска серии; б) имя автора; в) заглавие издания.

4. Периодических и продолжающихся изданий: а) номер ISSN (в правом верхнем углу); б) порядковый номер издания; в) заглавие издания; г) год выпуска издания. Этот порядок не соответствует утвердившемуся на практике, где обычно заглавие предшествует номеру и году издания, что логичнее, и противоречит норме ГОСТ 7.4—95, где применительно к продолжающимся изданиям указано: «Номер выпуска приводят под заглавием издания. на первой странице обложки или передней сторонке переплетной крышки» (п. 6.2.4), а применительно к периодическим изданиям указания о номере приведены после подзаголовочных данных, из чего ясно, что он не должен предшествовать заглавию издания.

На корешке обложки, переплета при толщине кн. блока свыше 9 мм стандарт требует указывать: а) имя автора (авторов); б) заглавие издания; в) обозначение и номер тома, выпуска, части (для многотомных изданий); г) первые и последние слова или буквы (для многотомных справочных изданий и словарей). Требование указывать обозначение тома, выпуска, части явно излишнее. Оно противоречит утвердившейся практике, поскольку изд-ва, как правило, ставят на корешке только цифру номера, обоснованно полагая, что читателю для поиска на полке по корешку нужного номера издания этого вполне достаточно. Да и сами составители стандарта привели образец оформления обложки, переплета с корешком, где номер тома указан только цифрой без обозначения словом том.

Но главная беда для издателей и особенно для читателей — требование стандарта размещать сведения на корешке переплета и обложки сверху вниз, вопреки давней традиции отеч. книгоиздания располагать эти сведения снизу вверх, что удобнее для чтения: не нужно наклонять голову, чтобы прочитать текст на корешке.

Ниже приведены авт. рекомендации о выходных сведениях на обложке, переплете, которые исходят из устоявшейся практики и функционального назначения обложки (переплета). По изд. традиции на лицо передней сторонки О. выносят лишь самые главные элементы выходных сведений: заглавие серии, имя автора, осн. заглавие, выходные данные, т. е. такие сведения, которые прежде всего определяют выбор читателя-покупателя. В рекламно-информационных целях их дополняют и другими сведениями. Порядок же элементов по возможности лучше сохранять тот же, что и на тит. л. Оригинальничанье может ввести в заблуждение читателя.

На оборот 1-й сторонки О., лицо и оборот 2-й могут быть перенесены в случае необходимости (отсутствие тит. л., совмещенного тит. л., нехватка места на концевой полосе издания) некоторые элементы выходных сведений, обычно размещаемые внутри книги (см. Выпускные данные, Доп. выходные сведения, Подзаголовочные данные, Предвыпускные данные, Редакционная коллегия).

Источник

Призма времени: книжные обложки

Постепенно, конечно, все стало усложняться. Видимо, кто-то догадался, что неплохо бы книжечке быть еще и красивой — но подошел к этому как-то уж слишком серьезно.

Обложки принялись украшать драгоценными камнями, золотом и другими дорогостоящими побрякушками. Даже сами пластины, лежащие в основе переплета, начали делать из драгоценных металлов.

Что такое обложка в литературе. Смотреть фото Что такое обложка в литературе. Смотреть картинку Что такое обложка в литературе. Картинка про Что такое обложка в литературе. Фото Что такое обложка в литературе

Такие невероятные обложки и переплеты делались исключительно вручную — печатать еще никто не умел, рисовать на графических планшетах — тем более.

Даже появление в 1440 году печатного станка Иоганна Гуттенберга не заставило условных «издателей» отказаться от дорогостоящих обложек. Книги все еще были роскошью, хотя некоторые — в особенности, религиозные труды — становились проще в плане оформления. Хватало обычной кожаной (порой и вовсе деревянной) обложки и минимального украшения, а иногда обходились и без декоративных элементов.

Что такое обложка в литературе. Смотреть фото Что такое обложка в литературе. Смотреть картинку Что такое обложка в литературе. Картинка про Что такое обложка в литературе. Фото Что такое обложка в литературе

В XIX веке технологии развивались невероятными скачками. Уже скоро стало возможным и вполне доступным печатать обложки с многоцветной литографией и полутоновыми иллюстрациями. Вот тут-то, наконец, защитная роль обложки отошла на второй план — и за дело взялись «дизайнеры». Отныне, переплет книги — это способ привлечь внимание и заманить покупателя.

Что такое обложка в литературе. Смотреть фото Что такое обложка в литературе. Смотреть картинку Что такое обложка в литературе. Картинка про Что такое обложка в литературе. Фото Что такое обложка в литературе

Что такое обложка в литературе. Смотреть фото Что такое обложка в литературе. Смотреть картинку Что такое обложка в литературе. Картинка про Что такое обложка в литературе. Фото Что такое обложка в литературе

О современности можно говорить много и бесконечно, потому что она происходит прямо у нас на глазах. Но сейчас на рынке заметена феерия из всех предыдущих этапов — конечно, книги с бриллиантами уже не выпускают, но бархатные подарочные обложки никуда не делись.

В общем, почти все, что, казалось, кануло в лету — снова вернулось. Ничего тут не поделаешь. История, а вместе с ней и мода, циклична.

Что такое обложка в литературе. Смотреть фото Что такое обложка в литературе. Смотреть картинку Что такое обложка в литературе. Картинка про Что такое обложка в литературе. Фото Что такое обложка в литературе

Что такое обложка в литературе. Смотреть фото Что такое обложка в литературе. Смотреть картинку Что такое обложка в литературе. Картинка про Что такое обложка в литературе. Фото Что такое обложка в литературе

Что такое обложка в литературе. Смотреть фото Что такое обложка в литературе. Смотреть картинку Что такое обложка в литературе. Картинка про Что такое обложка в литературе. Фото Что такое обложка в литературе

С появлением и развитием рынка электронных книг, и обложки претерпели изменение. Потому что «переплет» онлайн-книги — это совершенно особенный формат. Конечно, мы не берем во внимание те случаи, когда картинка с печатной версии романа просто дублируется в электронном виде. Речь от тех обложках, которые изначально создаются под онлайн-формат.

Одна из важных особенностей заключается в том, что для электронных книг совсем не обязательно «оформление» картинки : рамки, узоры, загогулинки и т. д.

Что такое обложка в литературе. Смотреть фото Что такое обложка в литературе. Смотреть картинку Что такое обложка в литературе. Картинка про Что такое обложка в литературе. Фото Что такое обложка в литературе

Что такое обложка в литературе. Смотреть фото Что такое обложка в литературе. Смотреть картинку Что такое обложка в литературе. Картинка про Что такое обложка в литературе. Фото Что такое обложка в литературе Что такое обложка в литературе. Смотреть фото Что такое обложка в литературе. Смотреть картинку Что такое обложка в литературе. Картинка про Что такое обложка в литературе. Фото Что такое обложка в литературе Что такое обложка в литературе. Смотреть фото Что такое обложка в литературе. Смотреть картинку Что такое обложка в литературе. Картинка про Что такое обложка в литературе. Фото Что такое обложка в литературе

P. S.: Кстати, вашему покорному слуге тоже приходилось заказывать обложки для своих книг! Так что, на закуску — небольшой кейс от начинающего автора.

Прекрасную художницу нашел в группе ВК, влюбился в стиль. Когда пришло время делать обложки, решил договориться. Самое главное в таком деле — Техническое задание (ТЗ). Я его составляю так: рисую набросок (рисовальщик из меня, сразу говорю, так себе), кидаю отрывок из произведения с описанием места/героя или сцену и прикрепляю музыку, под которую работал. Обычно, все детали оставляю на усмотрение автора — мне нравится, когда художник привносит свой взгляд, строго прошу соблюсти только важные элементы. Например, для « Цены магии » обязательно нужен был дракон-водосток и готический собор, при этом мне было не столь важно, чтобы они на 100% соответствовали книжному описанию. А вот для « Ксерокопии Египта », допустим, ключевым был именно цвет одежды героя.

Конечно, во время создания обложки мы с Rosehip согласовываем промежуточные варианты, что-то прошу поправить/поменять, что-то клевое предлагает сама художница. Безусловно, обложка — и для меня невероятно важная часть книги. Хочется, чтобы она не просто выглядела эстетично, а привлекала и не обманывала читателя.

Источник

Из чего состоит книга?

«Без чтения нет настоящего образования, нет и не может быть ни вкуса, ни слова, ни многосторонней шири понимания; Гёте и Шекспир равняются целому университету. Чтением человек переживает века»

На протяжении всей своей жизни мы так или иначе имеем дело с книгами. Сначала по азбуке и букварю мы учимся читать. В школе мы постигаем различные науки по учебникам, читаем интересные произведения в сборниках художественной литературы. Во время учёбы в институте и на работе мы также постоянно обращаемся к книге. И, наконец, мы выбираем литературу по собственному вкусу и наслаждаемся различными книгами не только в образовательных целях, но и просто «для души».

В очередной раз держа в руках книгу, открывая её и перелистывая страницы, мы и не задумываемся, что перед нами не только цельное книжное издание, но и множество его элементов. Из чего же состоит книга?

Каждому известны обложка, корешок и страницы (листы). Но помимо них есть ещё и другие составляющие. Давайте вместе знакомиться со структурой книги.

Обложка, переплёт и суперобложка

«Любите книгу, она облегчает вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человечеству»

Кроме скрепления и соединения обложка также выполняет и информативную функцию. Именно из обложки мы узнаём фамилию автора, название книги. Также, чаще всего сзади книги, мы можем прочитать краткую аннотацию или узнать название издательства и год издания.

Помимо обычных обложек книга может «носить» и суперобложку — так называется съёмная бумажная обложка. Она выполняет дополнительную защитную функцию (чтобы защитить от загрязнений оригинальную обложку и страницы), а также часто служит дополнительным оформлением книги. Такая съёмная обложка может быть намного красочнее оригинальной, может содержать различные отзывы известных критиков и газет об этой книге, и, естественно, дублирует основную информацию: имя автора, название книги и т.д.).

Книжный блок

«Вам случалось находить в книге вашу собственную мысль, но только прежде не додуманную вами, какой-нибудь неясный образ, теперь как бы обращающийся к вам издалека и удивительно полно выражающий тончайшие ваши ощущения?»

Гюстав Флобер «Госпожа Бовари»

А что же находится под обложкой? Верно, страницы. Причём количество страниц указывает на то, что перед нами: издания с количеством страниц до сорока восьми называются брошюрами, все остальные — книги.

Страницы в книге не просто крепятся по одной, а объединены в тетради (обратите внимание, как крепятся листы в ученической тетради!). В свою очередь, тетради соединены друг с другом в корешке — специальном крае книжного блока, где крепятся все элементы книги. Как правило, на корешке также указываются фамилия автора и название книги.

Некоторые книги имеют и специальную закладку — ляссе (нем. Lesezeichen — «закладка», фр. lacet — «шнурок»). Тонкая, атласная или шёлковая ленточка прикреплена к корешку и позволяет «запоминать» нужную страничку, не нанося вред книге.

Форзац и нахзац. Титульный лист. Важные данные

«Польза не во многих, но в хороших книгах»

Сенека Луций Анней

Наконец настал момент, когда мы открываем книгу. И здесь нас также поджидает много всего интересного.

В первую очередь, это форзац (от нем. vorsatz — «перед предложением/страницей/листом») — двойной плотный бумажный лист, скрепляющий переплёт и страницы издания. Такой же лист есть и в конце книги и его, чаще всего, так же называют форзацем, хотя у него существует и отдельное название — нахзац (от нем. nachsatz — «после предложения/страницы/листа»). Форзацы могут быть из обычной белой бумаги или иметь красочные иллюстрации: рисунки, карты, таблицы, формулы и т.п.

Переворачивая форзац, мы видим титульный лист (от лат. titulus — «надпись») — это первая книжная страница. На ней размещают основные сведения об издании: фамилия и имя автора, название книги, название издательства и год издания.

На титульном листе печатаются несколько типов данных: надзаголовочные, подзаголовочные и выходные.

В подзаголовочных данных содержится информация о жанре произведения, перечислены фамилии переводчика и иллюстратора.

Перед титульным листом

«Что бы вы ни делали, чем бы вы ни занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник — книга»

В некоторых книгах первой страницей является не титульный лист, а авантитул (от фр. avant — «перед» и лат. titulus — «надпись, заглавие»). В таком случае некоторая часть привычной для титульного листа информации может переноситься на авантитул, например название издательства или серия книг, в которую входит издание. Иногда на авантитуле размещают цитату, посвящение или эпиграф к последующему произведению.

Кроме авантитула перед титульным может размещаться и ещё одна дополнительная страничка — фронтиспис (фр. frontispice от лат. frontis — «лоб, перед» и specio, spicio — «смотрю» — «смотрю в лоб»). По сути, это не отдельная страница, а рисунок, размещённый на одном развороте с титульным листом. Иллюстрация обычно имеет отношение к автору (его фотография или портрет) или к общему смыслу произведения.

Справочный аппарат книги

«Школа должна научить не тому, что читать, а тому — как. Особенно — сегодня, когда XXI век предложил книге столь соблазнительный набор альтернатив, что чтение может выродиться в аристократическое хобби вроде верховой езды или бальных танцев».

Получить всю необходимую информацию о книге, не погружаясь в её прочтение, помогает справочный аппарат издания : аннотация, оглавление, предисловие, послесловие, примечания и комментарии, колонтитул и др.

Лучше понять завязку сюжета или содержание книги, получить краткую справку об авторе помогает аннотация. Чаще всего напечатанная более мелким шрифтом, нежели основной материал книги, аннотация размещается на другой стороне титульного листа или в конце книги.

Предисловие и послесловие. Содержание

«Читатель должен замечать подробности и любоваться ими. Хорош стылый свет обобщения, но лишь после того, как при солнечном свете заботливо собраны все мелочи. Начинать с готового обобщения — значит приступить к делу не с того конца, удалиться от книги, даже не начав ее понимать. Что может быть скучнее и несправедливее по отношению к автору, чем, скажем, браться за „Госпожу Бовари“, наперед зная, что в этой книге обличается буржуазия. Нужно всегда помнить, что во всяком произведении искусства воссоздан новый мир, и наша главная задача — как можно подробнее узнать этот мир, впервые открывающийся нам и никак впрямую не связанный с теми мирами, что мы знали прежде. Этот мир нужно подробно изучить — тогда и только тогда начинайте думать о его связях с другими мирами, другими областями знания».

Предисловие представляет собой вступительную статью перед основным материалом издания. Этот материал подготавливает читателя к содержанию книги и содержит необходимые сведения: факты об авторе книги, эпоха создания, события, мотивирующие автора написать твой труд, помощники и люди, помогавшие в создании книги и многое другое.

Шмуцтитул

«Не так важно научить детей читать, намного важнее научить детей обдумывать то, что они читают!»

Стоит отметить, что специфику книги зачастую определяет и наличие тех или иных элементов справочного аппарата. Так, например, в конце словарей, энциклопедий и научно-популярных книг размещаются указатели. Именно в указателях можно найти список фамилий, терминов и предметов, о которых говорилось в книге.

Своего рода оглавлением является шмуцтитул ( от нем. Schmutztitel — «грязный титул») — отдельная страница, указывающая название или порядковый номер части или главы издания. Изначально шмуцтитул был создан для предохранения титульного листа от грязи. Позднее страничка осталась для украшения книги и разделения материала на части. Теперь шмуцтитул можно встретить не только в начале книги, рядом с титульным листом, но и в середине издания и в любой другой его части. Разные произведения делятся на части по-разному, соответственно и шмуцтитул может оказаться в любом месте книги.

Источник

Компью А рт

Краткие рекомендации для начинающих

Элементы внешнего оформления издания

Обложка, переплет, суперобложка и форзац — четыре главных элемента внешнего оформления книги, которые составляют среди других элементов оформления особую группу. Особенность этой группы состоит в том, что они объединяют в себе две функции: первая — утилитарная (служебная) — состоит в том, чтобы предохранять книгу от повреждений, удлиняя срок ее эксплуатации; а вторая — являться элементами художественного оформления.

Обложка (переплет)

Обложка или переплет книги — прочное покрытие, содержащее ряд выходных сведений, которое выполняет две функции: защитную и информационно­рекламную. Во­первых, обложка предохраняет тонкие страницы книги от повреждений. Во­вторых, обложка (переплет) должна проинформировать читателя о том, что за книгу он держит руках.

В коммерческом отношении обложка (переплет) — наиболее значимый элемент книги, так как является «лицом» издания. Следовательно, чем привлекательнее и гармоничнее выполнено оформление обложки, тем выше шансы повлиять на выбор покупателя.

Характер художественного оформления обложки или переплета определяется в первую очередь содержанием произведения, жанром и типом издания (монопроизведение, сборник, серийное издание и т.д.), назначением для той или иной группы читателей. По характеру оформления могут быть шрифтовыми, орнаментальными, эмблематическими, сюжетно­тематическими и т.д.

На концепцию изобразительного решения влияют внутренний дизайн книги (в частности, система оформления рубрик) и иллюстрации. Внутреннее оформление должно найти свое отражение в общей композиционной схеме обложки или переплета: в цвете, рисунке шрифта, в построении строк и т.д. Иллюстрационный материал оказывает большое влияние на выбор темы для изображения на обложке или переплете.

Конечно, всегда желательно, чтобы способ печати, виды дополнительной отделки, а также материалы: картон, бумага, краски, ткани — можно было выбрать в соответствии с художественным замыслом, однако на практике так бывает далеко не всегда. Ограничения в выборе оборудования и материалов возникают из­за тиража, а также соображений экономичности издания и возможности материальной базы предприятия.

Для оформления обложек/переплетов используются, помимо многоцветной печати, дополнительные виды отделки:

• печать металлизированными красками (для создания эффекта «золотых» и «серебряных» надписей);

• тиснение (конгревное и блинтовое) с применением фольги, красочной фольги, переплетных красок;

• печать трафаретными красками (для создания эффекта более объемного изображения);

• аппликация (способ создания орнаментов или художественных изображений путем наклеивания на ткань или бумагу разноцветных тканей или бумаг);

• инкрустация (оформление переплетной крышки книжного блока рисунком, выполненным из кусочков металла, дерева, кости, перламутра, врезанных в переплетную крышку. Используется для подарочных изданий и выполняется вручную);

• оплетка кантов (способ оформления кантов книжного блока);

• термоподъем (отделка отпечатанных изображений специальными термопорошками, изменяющая рельеф оттиска под воздействием теплового излучения);

• припрессовка пленки (ламинирование).

Суперобложка

Суперобложка — дополнительная отдельная обложка издания, выполненная, как правило, из глянцевой или матовой бумаги. Суперобложки предохраняют переплет от загрязнения и повреждений, а также служат для расширения и обогащения возможностей внешнего оформления. И конечно же — выполняют рекламную функцию. Обычно за декоративно насыщенной суперобложкой следует лаконично оформленный переплет (рис. 5). Возможны и другие варианты:

• суперобложка и переплет изобразительно насыщены, но разнотемны и потому различаются по композиции, характеру решения и т.д.;

• суперобложка и переплет однотемны, но разнятся по композиции, технике исполнения и т.д.;

• суперобложка в точности повторяет композицию и рисунок переплета, но в другой цветовой аранжировке, что вместе с другим материалом и печатью создает своеобразное и отличное от переплета впечатление.

Для обеспечения сохранности оформления и повышения его привлекательности некоторые ценные издания (подарочные, сувенирные и пр.), независимо от того, есть на них суперобложка или нет, снабжают футляром (рис. 6).

Что такое обложка в литературе. Смотреть фото Что такое обложка в литературе. Смотреть картинку Что такое обложка в литературе. Картинка про Что такое обложка в литературе. Фото Что такое обложка в литературе

Рис. 5. Переплет («дюшес», тиснение блинтовое и фольгой) и суперобложка

Что такое обложка в литературе. Смотреть фото Что такое обложка в литературе. Смотреть картинку Что такое обложка в литературе. Картинка про Что такое обложка в литературе. Фото Что такое обложка в литературе

Рис. 6. Переплет книги и ее футляр

Форзац

Форзац — элемент внешнего оформления изданий, предназначенный для скрепления книжного блока с переплетной крышкой. Форзац является большим «плацдармом» для творчества при оформлении издания, он дает дизайнеру возможность выразить характерные особенности произведения, настроить читателя на нужное его восприятие.

Помимо художественной информации на форзаце может содержаться справочная информация, например таблица химических элементов, географическая карта, исторические сведения и т.д. Такие форзацы, как правило, применяются для учебной и справочной литературы.

Форзацы могут быть одноцветными и цветными, а также беспредметными или тематическими (рис. 7 и 8).

Что такое обложка в литературе. Смотреть фото Что такое обложка в литературе. Смотреть картинку Что такое обложка в литературе. Картинка про Что такое обложка в литературе. Фото Что такое обложка в литературе

Рис. 7. Форзац в стиле акватипии
(мраморная бумага)

Что такое обложка в литературе. Смотреть фото Что такое обложка в литературе. Смотреть картинку Что такое обложка в литературе. Картинка про Что такое обложка в литературе. Фото Что такое обложка в литературе

Рис. 8. Форзац книги из серии «Мир приключений»

Одноцветные форзацы изготавливают из белой или цветной бумаги с гладкой или фактурной поверхностью. Нельзя сказать, что простой белый форзац не имеет смыслового и эстетического значения — помещенный между ярким переплетом и нарядным титулом, он воспринимается как своеобразная пауза между двумя большими зрительными впечатлениями и по контрасту усиливает их. Однотонный цветной форзац, подобранный по цвету в сочетании с переплетом или в контрасте с ним, усиливает впечатление от него и подчеркивает гармоничность издания.

Форзацы тематически­изобразительного характера делятся на орнаментальные, эмблематические, сюжетно­иллюстративные, иллюстративно­символические и др. Орнаментальные форзацы применимы практически во всех видах изданий. Реже применяются форзацы эмблематические. Они встречаются в изданиях научной, политической, художественной литературы. Форзацы с иллюстрацией в виде жанровой сцены применяются в основном для художественной и научно­популярной литературы.

Особо иллюстрированные издания, обычно нарядно оформленные, требуют форзаца скорее простого, хотя и на плотной, высокого качества бумаге, в то время как массовые издания, особенно без иллюстраций, нуждаются в красивом, нарядном форзаце, служащем порой единственным украшением книги.

На выбор того или иного вида форзаца также влияет тираж книги. Влияние это не прямое, а косвенное — оно проявляется в зависимости от материальных и полиграфических возможностей, которыми располагает издательство (типография).

В художественном отношении оформление форзаца сложно взаимодействует с системой иллюстрирования, в частности с особенностями композиции и дизайна титульного листа, переплета (суперобложки). Как правило, в первую очередь решается вопрос об иллюстрациях и оформлении книги, затем об оформлении титула, суперобложки, переплета и только после этого устанавливают, каким будет форзац.

Элементы внутреннего оформления издания

Отдельные страницы книги (титульный лист, оглавление, рубрики — шмуцтитулы, начальные и концевые полосы), а также выходные данные, вспомогательные разделы, основной текст книги входят в элементы внутреннего оформления книги. Так же как элементы внешнего дизайна, они оформляются в соответствии с видом литературы, к которому относится произведение, его литературным и издательским жанром, назначением книги и возрастными особенностями читателя.

Титульный лист

Титульный лист — это страница в начале книги, на которой размещены выходные сведения издания, а именно:

• имя авторов или автора (при количестве авторов более трех эта информация выносится на оборотную сторону титульного листа);

• название книги или произведения (эта информация считается самой важной, поэтому должна быть графически выделена);

• имя художника­иллюстратора или фотографа (применяется для художественных изданий, иногда переносится на оборотную сторону титульного листа);

• название издательства и город, в котором оно расположено;

• название серии, в которой выходит издание (если она существует).

Ошибкой будет считать, что титульный лист состоит из одной страницы. В большинстве изданий он занимает несколько страниц.

Одинарный титульный лист занимает две страницы, или один бумажный лист (с оборотом). Оборот титула отводится под выходные сведения, поэтому дизайнеру необходимо расположить всю информацию на одной странице книги.

Двойной титульный лист занимает четыре страницы (два листа с оборотом) — рис. 9. Выходные сведения по­прежнему занимают одну страницу, на других страницах можно просторно и красиво расположить остальную информацию. В двойном титульном листе выделяют отдельные страницы в зависимости от информации, которая на них вынесена.

Что такое обложка в литературе. Смотреть фото Что такое обложка в литературе. Смотреть картинку Что такое обложка в литературе. Картинка про Что такое обложка в литературе. Фото Что такое обложка в литературе

Рис. 9. Двойной титул. Автор: Булат Гильванов

Что такое обложка в литературе. Смотреть фото Что такое обложка в литературе. Смотреть картинку Что такое обложка в литературе. Картинка про Что такое обложка в литературе. Фото Что такое обложка в литературе

Рис. 10. Концевая страница книги

Первая страница двойного титульного листа, примыкающая к форзацу, называется авантитулом. Он открывает книгу, и считается, что его не следует перегружать информацией. Обычно на авантитуле указывается серия, к которой принадлежит издание (при наличии таковой), название произведения либо логотип издательства. Иногда на нем размещают девиз серии или данной книги, или даже иллюстрацию, создающую у читателя соответствующие настроение. Авантитул предваряет, но не дублирует титул и не равнозначен ему, поэтому его текст должен набираться меньшим кеглем, нежели текст титульного листа.

Под выходные сведения издания отводятся обложка, титульный лист, оборот титульного листа и концевая страница книги.

Лицевая страница титульного листа однотомной книги обязательно должна включать следующие элементы:

• данные об авторе (авторах) — имя автора или имена не более трех соавторов (инициалы и фамилия, имя и фамилия);

• тематическое подзаглавие — этот элемент очень важен для читателя, поскольку уточняет тематическое содержание книги с образным названием;

• литературный жанр — указывается в моноиздании, когда обозначен автором или издательством, и в сборнике — по воле составителя или издателя;

• вид и подвид издания (справочник, словарь, учебник и пр.);

• читательский адрес — указывается, если издательство считает это целесообразным («для работников печати», «для дошкольного возраста»);

• сведения о том, с какого языка сделан перевод, и имя переводчика — в переводном издании;

• сведения об утверждении издания в качестве учебного, официального или нормативного;

• сведения о переиздании в переиздаваемых книгах;

• место выпуска книги;

• имя издателя (название издательства);

На оборотной стороне титульного листа указываются:

• имена авторов (если количество авторов более трех);

• имена составителей, ответственных и научных редакторов (для хрестоматий, собраний сочинений);

• имена фотографов и/или иллюстраторов;

• специальные библиотечные индексы для каталогизации;

• международный стандартный номер книги (ISBN);

• макет аннотированной каталожной карточки (часто выносится на одну из последних страниц книги);

• информация об авторских правах.

Это самые важные для читателя элементы выходных сведений, поэтому они присутствуют в начале книги.

На концевой странице книги (рис. 10) размещают предвыпускные и выпускные данные. В состав предвыпускных данных входят следующие элементы:

• в российском издании не на русском языке — выходные сведения с титульного листа в переводе на русский язык;

• вид издания по социально­функциональному (целевому) назначению;

• в моноиздании — псевдоним или полная форма имени автора;

• должность (роль), инициалы и фамилии участников создания книги.

Выпускные данные — это часть выходных сведений, в которой дается производственно­техническая характеристика издания (формат, гарнитура основного текста, вид и номер бумаги, основной способ печати, тираж, объем издания в усл. п. л. и уч.­изд. л.), даты его прохождения в производстве, названия и адреса издательства и типографии, номер заказа издательства.

Выходные сведения также размещаются на обложке, переплете и суперобложке. Так, обязательны на обложке выходные сведения, когда титульный лист в издании отсутствует. В таких случаях на лице передней сторонки обложки приводят те выходные сведения, которые обычно размещают на титульном листе, а на ее обороте — выходные сведения, которые обычно размещают на обороте титульного листа.

При нехватке места на концевой странице и обороте титульного листа для предвыпускных и выпускных данных разрешается заверстывать их на лицо или оборот задней сторонки обложки.

В серийных книгах, особенно при популярности серии, есть смысл вынести на переднюю сторонку заглавие серии или ее марку. То же самое относится к месту выпуска и названию издательства в случаях, когда эти данные значимы для продажи книги, то есть если они сами по себе способны привлечь внимание покупателя. В рекламных целях на переднюю сторонку обложки выносят основные заголовки, если они могут вызвать у читателя интерес к книге, либо наиболее яркие цитаты из текста.

На корешке обложки, переплета при толщине блока свыше 9 мм необходимо указывать: имя автора (авторов), заглавие издания, обозначение и номер тома, выпуска, части (для многотомных изданий), первые и последние слова (для многотомных справочных изданий). На практике ставят только цифру номера, что вполне достаточно читателю для поиска тома на полке по корешку.

Для переплета действительны те же положения, что и для обложки. Разница лишь в том, что для размещения выходных сведений на переплете можно использовать только внешние поверхности сторонок.

На суперобложке печатают все те же сведения, что и на обложке, лишь внутренние части оставляют чистыми, так как они закрыты от глаз читателя. Однако внешнюю сторону клапанов суперобложки широко используют для рекламно­информационных текстов, в том числе для аннотации, цитат и т.п.

Оглавление (содержание)

Оглавление (содержание) — указатель заголовков книги, содержит информацию о произведениях, включенных в книгу (если их несколько) и/или о разделах произведения (частях, главах).

Оглавление выполняет следующие функции:

• справочно­поисковая — позволяет найти нужный фрагмент текста;

• информационно­пояснительная — дает читателю общее представление о тематическом содержании книги, о структуре одного или ряда произведений (то есть об освещаемых в каждом произведении темах и связях между ними);

• рекламная — привлечь читателя, усилить интерес к просматриваемой книге, вызвать желание прочесть ее.

Оформление оглавления может быть достаточно произвольным (рис. 11). Обязательными элементами являются лишь номера страниц, соответствующих тому или иному разделу или произведению. Основным критерием является полезность оглавления для читателя.

Что такое обложка в литературе. Смотреть фото Что такое обложка в литературе. Смотреть картинку Что такое обложка в литературе. Картинка про Что такое обложка в литературе. Фото Что такое обложка в литературе

Рис. 11. Пример оформления содержания

Оглавление может быть расположено как в начале, так и в конце книги.

Требования к оглавлению (содержанию):

• в информационных и справочных изданиях надо стремиться к максимальной полноте оглавления. Необходимо стараться включать в оглавление заголовки как крупных разделов, так и меньших по объему разделов (параграфы, пункты и т.п.), чтобы читатель мог легко найти материал на интересующую его узкую тему;

• порядок заголовков, отвечающий виду, содержанию, структуре книги и характеру ее использования. Обычно заголовки в оглавлении размещают в порядке, повторяющем их последовательность в книге, что позволяет читателю увидеть структуру издания;

• полнота состава заголовков — многие заголовки сопровождаются тематическими подзаголовками, без которых не всегда можно понять, каково содержание подраздела, к которому заголовок относится. Также встречаются заголовки общего характера (глава первая или I, II и т.д.), одинаковые заголовки или заголовки, неполно характеризующие тему. В таких случаях желательно, чтобы в оглавлении заголовки указывались с тематическими подзаголовками, а иногда с первыми строками глав в виде цитат.

Вспомогательные разделы

К вспомогательным разделам относятся предисловие, послесловие, комментарии, примечания и библиографический аппарат (указатели и библиографические ссылки).

Вспомогательные разделы чаще всего оформляются в общем стиле книги, однако с учетом их служебной функции, как правило, более скромно и лаконично. Для вспомогательных разделов также существуют требования и рекомендации по их оформлению и расположению в книге.

Основной текст

Страницы книги, на которых располагается ее основной текст, оформляются дизайнером произвольно, в соответствии с разработанным стилем издания, который зависит от цели издательства, вида произведения, его читательской направленности и т.д. При разработке дизайна издания решаются такие задачи, как выбор кегля и гарнитуры шрифта, принцип оформления разворотов, применение иллюстраций, орнаментов и пр.

Итак, дизайн книги — это особое искусство, которое нужно познать опытным путем. Важно не забывать об общих правилах дизайна, которые используются при оформлении любого издания.

Оформление книги должно визуально привлекать потенциального читателя. Книга должна быть не только носителем информации, но и предметом искусства, потому что она является родоначальницей полиграфической продукции.

Качественное проектирование и художественное оформление книжного издания является главным залогом коммерческого успеха разрабатываемой продукции. Выбор формата, полосы набора, а следовательно, гарнитуры и кегля шрифта, элементов дизайна и иллюстрирования в целом напрямую влияет на себестоимость издания, а значит, и на его конечную цену, что особенно важно в современных условиях высокой конкуренции.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *