Что такое обобщающее понятие в обществознании
Что такое обобщающее понятие в обществознании
Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
объекты деятельности | результаты деятельности | мотивы деятельности |
цели деятельности | структура деятельности |
Структура деятельности включает:
Ответ: структура деятельности.
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
цель деятельности | мотив деятельности | средства деятельности |
структура деятельности | результат деятельности |
Все остальные элементы являются элементами структуры
Ответ: структура деятельности.
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятии представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
социальные реформы | революционные преобразования | социальный прогресс |
социальный регресс | социальная динамика |
Социальная динамика — это общественное изменение, движение, развитие.
Революционные преобразования — качественный, переворот во всей социальной структуре общества.
Социальная реформа — переустройство, затрагивающее какую-либо из сфер общества.
Прогресс — развитие, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение к более совершенному.
Регресс — упадок, откат назад.
Ответ: социальная динамика.
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
сословное деление | воспроизводство социального идеала | коллективистские ценности |
традиционное общество | сельская община | сращивание власти и собственности |
низкая социальная мобильность |
Традиционное общество — общество, которое регулируется традицией. Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Общественный уклад в нём характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Данная организация общества стремится сохранить в неизменном виде социокультурные устои жизни. Традиционное общество — аграрное общество.
Для традиционного общества, как правило, характерны:
Как правильно выбрать обобщающее понятие в задании на ЕГЭ по обществознанию?
Данная разновидность заданий охватывает содержание всех блоков обществознания. При выполнении работы пригодится навык выявления широкого понятия в сравнении с более узкими по смыслу.
Из предложенного перечня понятий требуется выбрать одно, которое является для всех остальных обобщающим. То есть объединяет под собой возможные формы, типы, признаки и т.п.
Алгоритм выполнения задания
Чтобы безошибочно справиться с работой, нужно:
Разбор на примерах
Рассмотрим с помощью конкретных примеров выполнение данного задания.
Из предложенных ниже понятий выберите обобщающее для всех остальных. Запишите ответ.
Идеологический плюрализм; равенство прав; демократический режим; свобода слова; развитое местное самоуправление; народный суверенитет.
Итак, все понятия связаны с темой «Политический режим» и характеризуют определенный тип государства. Можно предположить, что обобщающим здесь выступает как раз разновидность политического режима – демократический режим. Значит, все остальные понятия должны относиться к демократии.
Рассмотрим, что они означают:
Каждая из указанных характеристик действительно отражает сущность демократического устройства. Значит, все понятия из перечня выступают признаками демократии, а демократический режим – обобщающий термин. Именно его следует указать в бланке ответа.
Тот же вариант формулировки задания. Необходимо выбрать общее понятие для всех других.
В ряду перечислено следующее:
Средства познания; рациональное познание; восприятие; познавательная деятельность; объект познания.
Решить эту задачу еще проще, поскольку здесь меньше терминов (всего 5). Все словосочетания относятся к теме «Познание как вид деятельности». Определив тему, сразу приходим к выводу, что уже прозвучало обобщающее словосочетание – познавательная деятельность.
Среди других понятий:
Таким образом, в бланк ответа необходимо внести словосочетание «познавательная деятельность».
Если трудно выделить сразу нужное для ответа понятие, следует попробовать дать как можно более точные формулировки каждого словосочетания, а затем включить логические рассуждения. Такой вариант работы тоже позволяет верно выполнить это задание.
Подготовка к ЕГЭ по обществознанию: работа с понятиями
Работа с понятиями остается одной из основ курса обществознания. Она в разной мере присутствует во всех заданиях ЕГЭ по этому предмету. Кандидат педагогических наук Ольга Соболева объясняет, как выучить понятия и апеллировать ими на экзамене.
Актуальная проблема — недостаточный уровень знания определений
По данным ФИПИ, задания на работу с понятиями выполняются не очень хорошо. К сожалению, большинство учебников по обществознанию не «заточены» под ЕГЭ. Они составлены правильно с точки зрения изучения предмета, но в них сложно найти точные емкие определения, которые можно было бы использовать на главной проверочной работе.
В некоторых пособиях и вовсе встречаются ошибки в определениях. Информация в интернете, из той же «Википедии», тоже подчас вводит в заблуждение. Ученики транслируют в ответах на ЕГЭ эти ошибки и, в результате, получают сниженные баллы. Периодически выпускники обращаются в апелляционную комиссию, доказывая свою правоту примерами из всевозможных пособий, но комиссия учитывает только учебники с грифом Министерства образования.
Как ученикам усвоить понятия? Есть два способа. Первый — вызубрить их. Однако, как показывает практика, зубрежка дается современным школьникам тяжело, и при ответе ученик может упустить что-то важное. Второй способ — вникнуть в суть понятия и дать определения своими словами. Собственные определения порой получаются нескладными и вызывают нарекания, но школьник может заранее, при подготовке, соотнести свои формулировки с основными требованиями, дать на проверку учителю, отшлифовать их.
Как работать с понятиями
Ребенку необходимо усвоить логическую структуру. В этой структуре термин представляет собой низшую категорию обобщения (он больше не делится ни на какие понятия). Категория, в свою очередь — очень высокий уровень. На вершине понятий находится глобальная категория «бытие», охватывающая все существующее.
4 способа дать определение понятию:
Для наглядности рассмотрим, какие разные определения можно дать слову «Консерватизм»:
Представленные способы можно сочетать. Основное требование к определению: оно должно содержать как минимум два основных признака понятия, причем один из этих признаков — родовидовой. Кроме того, определение не должно быть большим и избыточным, содержать непонятные слова, подходить к нескольким явлениям, включать образные характеристики, и (сложно, но осуществимо!) не должно содержать однокоренные слова. Опираясь на эти требования, учитель может вместе с классом за несколько лет составить собственный словарь определений.
Изучать и запоминать понятия помогают кроссворды, таблицы, кластеры, схемы, а также модная игра «Алиас» (если вписать в нее нужные термины). Что касается учебников по обществознанию, то отметим: УМК корпорации «Российский учебник» содержит курс, которой до публикации годами отрабатывался в школе.
Задания ЕГЭ
В ЕГЭ есть много заданий на проверку того, как ученики умеют работать с понятиями. В первой части это задания под номерами 1, 2, 20. Во второй части: 22, 25, 27, 28 и 29. Кстати, задание № 22 появилось только в 2017 году — оно похоже на № 25, но немного проще. Рассмотрим, на что нужно обратить внимание учеников.
Задание 1. Вставьте слово или словосочетание в таблицу. Фактически, это работа с понятием — мы подбираем его под определение. Здесь спрятано много подсказок: в определении слова, в тексте задания, в шапке таблицы. Дети часто не вчитываются в них, а зря. Можно ориентироваться на второе понятие в таблице, нужное слово будет с ним из одной темы. Но учитываем, что одна тема — не значит одно основание для классификации. К примеру, в задании говорится о видах социальной мобильности и уже дано понятие «вертикальная»: ученик, следуя логике, не вчитываясь, вписывает слово «горизонтальная», хотя ответ может быть совсем другой.
Задание 2. Найдите обобщающее родовое понятие. В большинстве случаев выполняется правильно — особенно, если выпускник усвоил уровни понятий. Сложности возникают, когда ребенок неправильно трактует задание и решает дописать слово (это особенно свойственно преуспевающим ученикам). Но обобщающее понятие нужно не дописать, а выбрать из уже представленных слов.
Задание 20. Вставьте слова в текст. При выполнении лучше вначале прочитать материал, подобрать термины по смыслу, а затем проверить себя с помощью списка слов. Важно вникнуть в смысл текста. Также нужно учесть, что в тексте не может меняться грамматическая структура слов, а понятия из списка можно видоизменять.
Задание 25. Объясните, какой смысл обществоведы вкладывают в то или иное понятие. В рамках задания нужно составить два предложения по определенным требованиям. Второе предложение, фактически, будет являться определением. Экспертам трудно оценивать задание № 25: в зависимости от того, насколько точно дано определение, количество баллов колеблется от 0 до 2, а эту точность не всегда легко измерить.
Задание 27. Решите задачу (составляется по 4 разным моделям). В модели 1 нужно определить, о каком явлении идет речь: даны признаки понятия, и это понятие нужно вписать. Если ученик колеблется между двумя похожими понятиями, то пусть лучше указывает в ответе оба.
Задание 29. Напишите мини-сочинение на основе одного из высказываний. Здесь необходимо продемонстрировать умение выстраивать теоретическую аргументацию. Также нужно привести определения, раскрывающие смысл основных понятий высказывания. В разных высказываниях разное количество понятий, так что баллы не привязаны к количеству определений.
В основе обществознания — обобщение, апеллирование понятиями. Поэтому работа с ними важна не только для сдачи ЕГЭ, но в целом для понимания предмета.
Что такое обобщение?
Ответ или решение 2
С помощью обобщения можно объединить разные предметы, которые в совокупности по смыслу имеют общее значение.
1. Мандарин, апельсин, яблоко, банан, киви, груша.
Эти предметы можно объединить в одну группу. Это фрукты.
Что такое обобщение
Например, что такое роза, гвоздика, ромашка? Это цветы. Слово «цветы» и будет обобщением.
Ещё примеры. Примеры простые и примеры посложнее.
Теперь, наверное, что такое обобщение стало всем понятно, просто и легко.
Посмотрите ещё раз на приведённые выше примеры. Вы заметили, что менее общие слова являются однородными членами предложения и разделяются запятыми? Заметили, что если однородные слова стоят перед обобщающим словом, то перед обобщением всегда стоит тире? А если однородные слова стоят после обобщающего слова, то после обобщения ставится двоеточие? Если заметили, то хорошо. Если не заметили, то обратите внимание.
Как записывать обобщающие слова
Можно сделать обобщения и без перечисления слов с менее общим смыслом, как в примерах выше. Если этого требует задание, например, по биологии, математике и т.д.
Обобщающие цепочки
Приведём ещё примеры таких обобщающих цепочек.
Словарь терминов по обществознанию
Словарь по обществознанию от А до Я.
Агитационный период — период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию.
Выборы — это демократическая процедура, с помощью которой определяются исполнители на должности президента, депутата или губернатора
Геополитика (от греческого земля + государственные дела) — это общественная наука о контроле над пространством.
Гипноз — это внушение норм поведения через погружение человека в транс.
Импичмент (англ. impeachment — обвинение, осуждение) — процедура отстранения от должности президента страны парламентом.
Коацерваты — это протоклетки, органические структуры, окружённые жировыми мембранами.
Мистика (от греческого — «тайный») — это сверхъестественные явления и духовная практика, направленная на связь с потусторонним миром и сверхьестественными силами.
Опрос на выходе, или экзит-полл — неформальное предложение проголосовавшим записать свой выбор для контроля действий избирательной комиссии.
Панславизм —это культурное и политическое течение среди славянских народов, в основе которого лежат идеи об этнической и языковой общности славян, необходимости их политического объединения.
Панки (от англ. punk — отбросы, подонки) — контркультура, характерной особенностью которой является любовь к быстрой и энергичной рок-музыке (панк-року) и свободе, протест против истеблишмента, консерватизма, авторитаризма, национализма и радикального капитализма, а также приверженность идеалам антирасизма и антифашизма
Самореализация — высшее желание человека реализовать свои таланты и способности.