Что такое обобщение педагогического опыта учителя
Методические рекомендации для педагогов по обобщению опыта работы
Ирина Щепетинникова
Методические рекомендации для педагогов по обобщению опыта работы
Аннотация: в статье рассматривается проблема обобщения педагогического опыта, представлен алгоритм, как обобщить педагогический опыт, начиная с выбора темы (примерное методическое сопровождение по обобщению опыта, разъяснение по структуре, объему содержания, трансляции); статья адресована педагогам дошкольных образовательных организаций.
Ключевые слова: педагогический опыт, обобщение опыта, передовой опыт, актуальная тема, структура опыта, содержание опыта, результат работы.
Современное дошкольное образование предусматривает развитие и вариативность. Задача дошкольной образовательной организации – трансляция лучшего педагогического опыта.
Каждому педагогу важно уметь грамотно представить результат своей работы. Этому мы учимся на протяжении всей профессиональной деятельности.
Добиться в работе положительного высокого результата можно разными прогрессивными способами. Мастерство заключается в том, чтобы найти новые, интересные формы и методы педагогической деятельности.
Какой же опыт является передовым? Только тот опыт, который имеет идею, является примером для совершенствования своей педагогической деятельности.
Алгоритм обобщения педагогического опыта работы:
1. Процесс обобщения опыта работы начинается с самообразован ия.
Самообразование педагога – неотъемлемая часть его саморазвития и совершенствования педагогических компетенций.
Если тема самообразования плавно перерастает в опыт работы, то впоследствии такой опыт можно успешно обобщить.
Для выбора темы и ее правильной формулировки следует обратиться к содержанию ФГОС, где требования к результатам освоения детьми образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
2. Выбор темы для обобщения опы та.
Тема опыта должна отражать краткое содержание работы.
При выборе темы необходимо учитывать:
В теме нужно указать возраст (категорию) детей, с которыми будет достигнута цель. Например: «…у детей старшего дошкольного возраста».
В теме необходимо указать средства, при помощи которых цель будет достигнута. Например: «…посредством применения ИКТ…» или
«… проектной деятельности…» и др. В данных случаях применение ИКТ или проектная деятельность – это и есть средства достижения результата.
Таким образом, оформление темы может быть представлено следующим образом:
Цель/результат–› Категория детей –› Средство достижения цели/результата.
(Или: Средство достижения цели/результата –› Цель/результат –› Категория детей)
3. Составление структуры написания опы та.
Когда накоплен достаточный материал по выбранной теме, он анализируется педагогом, а затем подлежит описанию. Из собранной информации выбирается главное и второстепенное, готовится теоретическое обоснование опыта.
Структура опыта работы:
• Условия возникновения опыта.
К условиям возникновения опыта можно отнести: изучение методической литературы, КПК (курсы повышения квалификации, опыт других педагогов, инновационную деятельность, результаты педагогической диагностики.
• Актуальность и перспективность опыта.
В соответствии с основными принципами ФГОС ДО, педагог создает необходимые условия для развития детей с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей, особенностей, способностей, интересов, творческого потенциала. На этапе завершения дошкольного детства важными являются целевые ориентиры. Профессиональная деятельность педагога основана на реализации ФГОС ДО.
Для того, чтобы представить актуальность темы, ее следует проанализировать.
• Ведущая педагогическая идея опыта.
Ведущая педагогическая идея опыта уже заложена в формулировке темы, она следует теме, а опыт раскрывает ведущую педагогическую идею.
• Теоретическая база опыта.
Указываются теории, законы, закономерности, положения, реализуемые в педагогической деятельности.
Отразить, что нового сделано по данной теме, указать отличительные особенности разработки, показать соотношение теории и личного практического опыта.
соответствие содержания опыта целям и задачам,
формы и методы образовательной работы, их усовершенствование для оптимальной результативности,
организацию образовательного процесса,
способы включения воспитанников в разные виды деятельности,
связь полученных результатов с поставленными целями и задачами, способами деятельности участников образовательного процесса.
Результаты работы по выбранной теме, критерии достижения цели, количественные и качественные изменения педагогического процесса, диагностика, с помощью которой проводилось исследование проблемы.
Область применения опыта, рекомендации адресного применения.
Материалы, раскрывающие технологию применения опыта; копилка практических идей: конспекты, технологические карты, перспективные планы, сценарии, фотоальбомы, картотеки/подборки и др.
4. Определение объема опыта рабо ты.
Рекомендуемый объем по теме опыта – 10-15 листов (20-30 стр., без приложений. Более подробно представляются практические педагогические находки, апробированные педагогом, а не теоретические основы.
5. Трансляция/демонстрация опыта рабо ты.
• Презентация опыта на разных уровнях (педагогических советах в ДОО, городских, региональных педагогических и методических мероприятиях, конференциях, семинарах, публикации в журналах.
• Участие в конкурсах разного уровня: муниципальных, региональных, Всероссийских.
• Распространение ППО, доступность для разных заинтересованных категорий, в т. ч. родителей,
через блоги образовательных порталов в Интернет-сети.
• Вопросы для педагогов
1. С чего начинается обобщение опыта работы?
2. Как выбрать тему для обобщения опыта работы?
3. Какова структура написания опыта работы?
4. Каким должен быть объем вашего опыта работы?
5. Что делать с опытом вашей работы после обобщения?
• Практические задания
• Отметьте правильно сформулированную тему опыта:
1. Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования.
2. Развитие любознательности у детей дошкольного возраста.
3. Интеллектуальная карта как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
4. Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста.
• Определите структуру опыта в правильном порядке:
Актуальность и перспективность
Ведущая педагогическая идея
Условия возникновения и становления опыта
Статья составлена на основе материалов журнала «Старший воспитатель»
«Православные праздники». Обобщение опыта работы педагогов Уважаемые коллеги, спешу поделиться с вами очень важным событием. Я держу в руках сборник сценариев «Духовно нравственное воспитание дошкольников.
Реализация ФГОС в современных условиях через совместную деятельность педагогов, детей и родителей (из опыта работы) Совсем недавно во всех образовательных организациях нашей страны прошли различные мероприятия, посвященные «Дню защитников Отечества».
Из опыта работы. Консультация для педагогов на методическом часе «Коммуникативная компетентность в дошкольном возрасте» Из опыта работы. Консультация для педагогов на методическом часе на тему «Коммуникативная компетентность в дошкольном возрасте» Коммуникативная.
Мастер-класс «Музицирование на ложках». Методические рекомендации для педагогов Подготовила: музыкальный руководитель МАДОУ Центр развития ребенка д. /с. №12 Г. Шебекино Белгородской области Вдовиченко Ирина Владимировна.
Методические рекомендации для педагогов «Организация выставки «Моя мама — мастерица» ко Дню матери» В последнее воскресенье ноября с 1998 года в России отмечается День Матери. Целью празднования Дня матери является стремление подчеркнуть.
Методические рекомендации для педагогов «Сказочные сюжеты к артикуляционным упражнениям». Часть 1 Одним из основных направлений руководства речевым развитием детей является – работа над артикуляцией. Упражнения преподносятся детям в виде.
Методические рекомендации для педагогов «Сказочные сюжеты к артикуляционным упражнениям». Часть 2 Дорогие коллеги, друзья! Предлагаю вашему вниманию 2- ую часть артикуляционных упражнений, знакомство и выполнение которых сопровождается.
Методические рекомендации из опыта работы «Коррекция памяти на уроках и внеклассных занятиях для детей с ОВЗ» Одной из основных высших психических функций человека является память. Человек, лишённый памяти, перестаёт, по сути дела быть человеком.
Методические рекомендации по теме «Знакомство с одуванчиком» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости, посетившие мою страничку! Рада всем вам! Сегодня предлагаю Вашему вниманию материал,.
«Обобщение и систематизация педагогического опыта»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
по обобщению и систематизации педагогического опыта.
Изучение и обобщение педагогического опыта позволяют сделать его достоянием многих.
Опора на передовой педагогический опыт позволяет руководителям ОУ – руководить с перспективой.
Изучение и обобщение педагогического опыта позволяют сопоставить положительные результаты, полученные учителем, и пути их достижения с широкой практикой. А на этой основе, возможно, выявить закономерные связи между конечными результатами и факторами, которые способствовали их получению, определить условия, в которых формировался этот опыт. В управленческой деятельности заместителя директора школы передовой опыт также играет важную роль, ибо при подготовке любого управленческого решения заместитель директора должен не только изучить массовую практику, но и передовой опыт, найти в нем то, что может стать основой для грамотной, научно обоснованной подготовки управленческого решения. Особенно важно изучать педагогический опыт, когда идет реконструкция школы. Потому что:
— во-первых, очень важно знать находки учителей по решению важнейших задач школы, как они помогут ускорить процесс создания системы средств, путей перевода в новое качественное состояние;
— во-вторых, потому, что формирование, изучение и использование передового опыта – это конкретный и действенный путь повышения педагогического мастерства учителя.
Если говорить о педагогическом опыте в широком понимании, то это целенаправленно организованный педагогический процесс, и его результаты – качества личности и знания школьников.
Передовой педагогический опыт должен соответствовать определенным показателям. Это может быть учитель – мастер или учитель – новатор. В любом случае передовой педагогический опыт должен соответствовать следующим показателям:
— соответствие прогрессивным тенденциям социального развития общества;
— направленность на решение актуальных задач (например, получение каждым учеником образования в соответствии с потребностями и возможностями);
— устойчивые высокие результаты обучения, воспитания и развития учащихся;
— рациональность путей достижения конечных результатов (наименьшая затрата сил учителя, учащихся, времени и средств);
— возможность внедрения опыта, т.е. он должен основываться не на индивидуальных личностных качествах учителя, а на определенных педагогических закономерностях, на научной идее. Таким образом, передовой педагогический опыт – это опыт, который направлен на решение актуальных задач школы, обеспечение высоких и стойких результатов обучения, воспитания и развития школьников; достигается рациональными путями и доступен для других педагогов.
Для зарождения и развития передового педагогического опыта необходимы определенные условия:
— наличие в школе творческой обстановки;
— положительное отношение к росткам передового (замечать, поддерживать, развивать) со стороны руководителей школы;
— наличие в школе системы работы по управлению процессом формирования опыта.
В школе опыт часто рождается стихийно. Иногда он действительно направлен на решение актуальных задач, а иногда идет вразрез с основными целями. Главное для школы – создание организованного опыта. По способу конструирования он может создаваться учителями в процессе использования ими в своей практике достижений педагогики, психологии и частных методик. Основой организованного опыта может быть участие учителей в исследовательской деятельности по выбору оптимальных средств обучения, воспитания и развития учащихся. А может быть и такая ситуация, когда отдельные учителя или целые коллективы осуществляют процесс интеграции уже имеющихся в практике отдельных элементов опыта в новую совокупность, позволяющую решать сложные вопросы более успешно.
По уровню творческой новизны принято выделять:
— репродуктивный опыт (мастерство);
— имеющий элементы нового;
— исследовательский, при котором новое вводится на основе
педагогического эксперимента.
Часто, к сожалению, процесс изучения и оценки педагогического опыта идет с опозданием, ибо его создатели, чаще всего не обладая достаточной теоретической подготовкой, не могут правильно оценить место этого опыта в целостном педагогическом процессе. Создание нового опыта в школе должно осуществляться в целостном управленческом цикле: цель и задачи, планирование, организация, изучение, анализ и коррекция. Естественно, что начинать нужно с определения проблемы, решение которой позволит улучшить педагогический процесс в целом. На основе диагностики выявляются ростки уже имеющиеся опыта по избранной проблеме, а также затруднения, которые испытывают учителя при ее решении. Создание нового опыта – это отдельный вопрос. Он осуществляется в три этапа.
— разработка творческой группой программы изучения опыта (с указанием методики изучения опыта: что изучается, какими методами, как фиксируются результаты);
— формулирование основных теоретических положений для оценки опыта;
— преодоление психологического барьера учителей к разработке нового опыта.
— осуществление творческой группой системы активных действий по изучению опыта.
Третий этап: (анализ и оценка сложившегося опыта) должен проводиться при контакте с учителем, руководитель должен помочь учителю осмыслить свой опыт, организовать его работу по обобщению, научить самоанализу:
Программа изучения опыта нацелена не только на изучение передового опыта, но и практики других учителей. Изучаются и оцениваются условия, в которых формировался опыт.
Первая группа условий(учитель):
— уровень педагогического мастерства;
— стиль общения с детьми;
— высокая степень сформированности убежденности в действенности той системы мер активизации учения, которую учитель применяет.
Вторая группа условий (учащиеся):
— уровень сформированности познавательных интересов учащихся, знаний и способов деятельности.
Третья группа условий(учебно-материальная база):
— наличие функционально пригодных учебных кабинетов, позволяющих включить каждого ученика в активную учебно-познавательную деятельность;
Методика обобщение опыта.
Выделение основной идеи опыта.
Это получение выводов, в которых должны быть отражены связи между изучаемыми явлениями, раскрыты факторы, обусловившие получение положительных результатов, и уже на этой основе выявлены способы, приемы, с помощью которых достигаются высокие конечные результаты.
— показывается актуальность темы и раскрываются противоречия, на разрешение которых направлен данный опыт;
— показывается какие конкретно цели поставил перед собой учитель;
— как эти цели соответствуют деятельности учителя, специфике содержания уроков;
— описывается деятельность учащихся (методы работы);
— описывается и оценивается оснащение урока (в том числе изготовленных учащимися);
— дается характеристика условий, в которых формировался опыт;
— описывается ход разработки замысла;
— идет описание самого опыта: суть идеи, факторы, обеспечивающие успех, приемы, методы и формы работы;
— дается описание результатов;
— показываются трудности, ошибки, негативные моменты (если были);
— очерчиваются границы использования опыта;
— раскрывается ценность опыта для других;
— формулируются вопросы, не получившие решения в данном опыте.
В ходе работы по обобщения передового педагогического опыта выявляется частная методическая система учителя. Которая включает в себя:
— планирование учителем программного материала;
— подготовку к урокам;
— набор средств и приемов, повышающих эффективность каждого урока;
— целенаправленные дополнительные занятия с учащимися, имеющими проблемы в обучении;
— внеклассные занятия тесно связанные с учебной работой и содействующие упрочнению и углублению знаний учащихся;
— средства и приемы, обеспечивающие решение методической задачи.
Анализ и обобщение передового опыта должны быть направлены на выявление в нем типичного и индивидуального. Учитываются реальные потребности школы сочетать уже сложившийся опыт с новым. Он должен служить развитию творчества и инициативы самих учителей.
Для совместной деятельности учителя и администратора по обобщению опыта работы следует составить план.
Выявление, изучение, обобщение и распространение актуального педагогического опыта
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выявление, изучение, обобщение и распространение актуального педагогического опыта
Что такое педагогический опыт, его разновидности?
В методической литературе выделяют следующие разновидности педагогического опыта:
Новаторский – содержит элементы новизны, открытия, изобретения, авторства.
В работе методической службы любого уровня одно из ведущих мест занимает проблема выявления, изучения, обобщения и распространения актуального (передового) педагогического опыта.
2. Чем характеризуется актуальный (передовой) педагогический опыт?
Актуальным (передовым) может быть признан педагогический опыт, который соответствует следующим критериям:
2. Новизна предполагает усовершенствование существующей практики. Новизна передового (актуального) педагогического опыта может выражаться:
в радикальном преобразовании образовательной системы: разработка новых средств и правил их применения, постановка и решение новых педагогических задач.
в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда;
в комбинации элементов известных методик.
3. Высокая результативность обязательный критерий передового (актуального) педагогического опыта. Высокая результативность может быть:
на уровне знаний учащихся;
в личностном развитии учащихся;
в совершенствовании методической работы и управленческой деятельности.
4. Оптимальность предполагает, что высокие результаты достигаются педагогом или образовательным учреждением при более экономной затрате сил и времени как педагога так и обучающихся.
5. Стабильность означает, что:
эффективность опыта подтверждается при некотором изменении условий;
устойчивые положительные результаты достигаются на протяжении длительного времени.
6. Научность, то есть соответствие основополагающим положениям педагогики, психологии, методики.
7. Возможность творческого применения – передовой (актуальный) педагогический опыт не может быть связан только с особенностями личности его автора, а должен содержать рациональную идею, которую могут сделать своим достоянием другие педагоги.
Таким образом, актуальным (передовым) педагогическим опытом может быть признан только опыт, который направлен на решение актуальных задач, обеспечивает высокие и стойкие результаты в обучении, воспитании и развитии обучающегося и воспитанника, достигнут рациональным путем и доступен другим педагогам и образовательным учреждениям.
3. Зачем изучать и обобщать актуальный (передовой) педагогический опыт?
Изучение и обобщение опыта необходимо:
— педагогу, чей опыт подлежит изучению и общению, так как:
работа педагога приводится в целостную систему;
повышается профессиональная компетентность учителя (в процессе описания опыта педагог расширяет свои знания в области педагогики, психологии и методики, совершенствует аналитические умения и навыки и т.д.)
— другим педагогам или образовательным учреждениям, так как:
они имеют возможность познакомиться с результативным опытом работы и использовать идею опыта, отдельные приемы, методики и т.д. в своей педагогической деятельности;
— администрации образовательного учреждения, так как:
работа с АПО – это одна из форм повышения квалификации педагога (повышение квалификации – это объект постоянного внимания администрации образовательного учреждения);
АПО может стать основой для принятия грамотного управленческого решения.
4. Каковы этапы работы с актуальным (передовым) педагогическим опытом?
В работе с актуальным (передовым) педагогическим опытом можно выделить четыре обязательных этапов:
I этап. Выявление актуального (передового) педагогического опыта.
В словаре русского языка С.И. Ожегова дается определение: «Выявить – сделать явным, обнаружить, вскрыть». Следовательно, выявление опыта следует рассматривать как обнаружение эффективных подходов к образовательной деятельности, чтобы сделать их явными, доступными для заимствования другими учителями. Ведущая роль в выявлении актуального педагогического опыта принадлежит: руководителю ШМО, заместителю директора образовательного учреждения, директору образовательного учреждения, руководителю ГМО, специалисту НМИЦ. Этап выявления состоит из двух взаимосвязанных действий: выявление адреса актуального педагогического опыта и его сущности. Возможные источники выявления актуального педагогического опыта: результаты индивидуальных достижений (учебных и внеучебных) школьников, результаты анализа посещенных уроков, опросы детей и родителей, конкурсы профессионального мастерства и т.д. При выявлении педагогического опыта основными критериями являются высокая эффективность и устойчивость результатов.
II этап. Изучение актуального (передового) педагогического опыта.
Изучению может подлежать только система работы педагога, приносящая стабильные положительные результаты. Задача заместителя директора, руководителя ШМО или ГМО, специалиста НМИЦ – помочь учителю увидеть эту систему. Длительность изучения опыта находится в прямой зависимости от объема изучаемого объекта. Методы изучения АПО: анализ документации (результаты контрольных и срезовых работ, учебно-методических и дидактических материалов, результатов аттестации), анкетирование, наблюдение (посещение уроков, внеклассных мероприятий), диагностика, беседа.
III этап. Обобщение актуального (передового) педагогического опыта.
Обобщает опыт только сам педагог с помощью заместителя директора, руководителя ШМО или ГМО, специалиста НМИЦ. Наиболее часто применяемой и продуктивной формой обобщения опыта является целостное описание АПО. Педагог должен быть знаком со структурой целостного описания опыта, которая включает следующие компоненты:
1. Формулировка темы опыта. Она должна отражать главное направление и содержание работы и соответствовать следующим требованиям:
— четко прослеживается связь «результат-средство» («средство-результат»), «средство-процесс»;
— корректное использование педагогических и психологических терминов.
2. Информация об опыте. В этой части указываются:
— условия возникновения, становления опыта (необходимые сведения о микрорайоне, социальной среде, классе, школе);
— актуальность опыта (анализ соответствия целей и задач опыта социальному заказу общества, выявление противоречий и затруднений, которые встречаются в массовой практике и успешно решаются в опыте);
— длительность работы над опытом (с момента обнаружения противоречия между желаемым состоянием и действительным до момента выявления результативности опыта; длительность работы над опытом не может быть менее 3-х лет);
— диапазон опыта (отдельная педагогическая ситуация, система уроков, система внеклассной работы, единая система «урок-внеклассная работа», лекционно-семинарская система и т.п.);
— теоретическая база опыта (здесь необходимо четко указать, что конкретно на основе той или иной научной идеи разрабатывается автором опыта);
— новизна опыта (может заключаться: в комбинации элементов известных методик; в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда; в преобразовании образовательного процесса (с обоснованием причин изменения в содержании образования)).
3. Технология опыта. Следует описать алгоритм и содержание работы педагога.
4. Результативность работы. Необходимо показать результаты в обучении, воспитании и развитии учащихся и воспитанников в динамике (не менее чем за три года), назвать методики, которые использовались для отслеживания результатов. Результаты должны быть представлены в диаграммах, таблицах, графиках. Также важно показать за счет чего достигается высокий результат, степень оптимальности получаемых результатов.
5. Приложения к АПО. Это конкретные практические материалы (конспекты уроков, программы, дидактический материал, компьютерные презентации, творческие работы учащихся, сценарии мероприятий, тесты и т.д.), которые иллюстрируют сущность опыта.
Можно выделить типичные ошибки, которые допускают педагоги при описании актуального (передового) педагогического опыта:
Педагог не знаком со структурой целостного описания опыта, опускает отдельные разделы или элементы. Это не позволяет представить опыт целостно, а, следовательно, включить его в городской или областной банк АПО.
Длительность работы над опытом составляет 1-2 года. В положениях о внесении актуального педагогического опыта в городской и областной банки четко указано, что длительность работы над опытом должна быть не менее 3-х лет.
Формулировка темы носит общий характер (например: «Развитие навыков диалогической речи на уроках английского язык»), отсутствует связь «результат-средство», «средство-процесс».
Обоснование актуальности опыта сводится к описанию истории становления опыта.
В разделе «Технология опыта» представлены теоретические изыскания по теме, отсутствует описание алгоритма и содержания деятельности самого педагога. Часто, описывая технологию, автор переходит на язык общих фраз, цитат, описания чужих работ, в результате не видна богатая и уникальная практика самого учителя.
Результативность опыта (а это основной критерий актуального педагогического опыта) сводится к успеваемости и качеству знаний за несколько лет. При этом часто отсутствуют ссылки на диагностические методики (как определяется уровень воспитанности, уровень познавательной активности, уровень интеллектуального развития и т.д.), представленные графики и диаграммы не комментируются и трудны для понимания.
В разделе «Теоретическая база опыта» указываются педагоги, чьи идеи были использованы автором обобщаемого опыта. Но труды этих педагогов отсутствуют в библиографическом списке. При этом зачастую нарушается культура представления материала: чужие мысли не заключаются в кавычки.
В приложении приводятся материалы, которые не имеют отношения к описанию опыта. Отсутствуют ссылки по ходу описания опыта на отдельные приложения.
На этапе обобщения актуального (передового) педагогического опыта педагог нуждается в помощи со стороны администрации образовательного учреждения (руководителя и заместителя директора), руководителя ГМО и ШМО, специалиста НМИЦ. Это помощь может быть в виде:
— консультирования (осуществляется по зонам затруднений, возникающих у педагога в процессе работы над обобщением опыта);
— обеспечения учителя литературой по избранной теме;
— предоставления педагогу памяток, алгоритма по описанию актуального педагогического опыта.
Памятка учителю по обобщению своего опыта работы
а) Внимательно и вдумчиво изучите все документы (положения о внесении АПО в школьный банк, городской банк, областной банк) и рекомендации по целостному описанию актуального педагогического опыта.
б) Грамотно сформулируйте тему опыта. Она должна отражать главное направление и содержание работы и отвечать следующим требованиям:
корректное использование педагогических и психологических терминов;
в формулировке темы должна быть отражена связь «результат-средство» («средство-результат»), «средство-процесс».
в) Определить актуальность опыта с позиции состояния образования в целом, образовательной практики Вашего учреждения в частности.
г) Отберите педагогическую и методическую литературу, статьи в специализированных журналах, ресурсы сети Интернет по теме опыта. Составьте библиографический список.
д) Приведите в порядок методические материалы по теме опыта (календарно-тематические планы, дидактические материалы, конспекты уроков, таблицы, схемы и т.д.), систематизируйте их.
е) Составьте подробный план изложения. Помните, что необходимо строго соблюдать структуру описания актуального педагогического опыта.
ж) Особое внимание уделите технологическому этапу описания опыта («что и как я делаю»). При этом следите за логикой изложения, избегайте общих фраз, уходите от наукообразности текста. Подтверждайте этапы деятельности или выводы конкретными методическими материалами (их необходимо разместить в приложении к опыту). Стремитесь излагать материал в логике: Что я делаю? Для чего я это делаю? Как я это делаю? Какой результат из этого получается? Какие условия необходимы для получения наиболее высокого результата? Какие затруднения возникают в процессе работы?
з) Помните, что главный критерий актуального опыта – результативность. Результаты необходимо показать в динамике за несколько лет. При этом результаты должны соотноситься с темой и сущностью опыта, нельзя ограничиваться только качеством знаний и успеваемостью по предмету, результатами ЕГЭ и олимпиад. Рассматривая тему «использование исследовательских методов на уроке и во внеурочной деятельности как средство развитие интеллектуальных способностей учащихся», необходимо, прежде всего, показать уровень интеллектуального развития, уровень исследовательского поведения, готовность к самореализации, уровень развития творческого мышления. Обязательно делайте ссылки (приложите!) на диагностические методики, которые использовали.
и) Проверьте текст на возможное наличие стилистических, грамматических, пунктуационных ошибок.
к) Подберите и правильно оформите приложения.
л) Консультируйтесь по ходу описания своего опыта с коллегами, руководителями ШМО или ГМО, заместителем директора, специалистом НМИЦ.
IV этап. Распространение актуального (передового) педагогического опыта.
— «Что это (метод, приём, технология и т.д.)?»
— «Для чего это используется (цель)?»
— «Как это осуществляется (технология)?»
— «Какой результат это обеспечивает?»
— «При каких условиях это можно осуществить?»
5. На каких уровнях может быть обобщен актуальный (передовой) педагогический опыт?
Актуальный педагогический опыт педагога может быть обобщен на уровне:
— образовательного учреждения (внесён в банк данных образовательного учреждения),
— города (внесен в городской банк АПО с выдачей соответствующего свидетельства)
— области (внесен в областной банк АПО)
Порядок внесения актуального педагогического опыта в банк данных определяется положением. Положение о внесении актуального педагогического опыта в областной банк данных утверждено на заседании областного экспертного совета, в городской банк – методическим советом управления образования администрации г. Белгорода. Положение о внесении актуального педагогического опыта в банк образовательного учреждения разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно и утверждается на методическом совете (или на педагогическом совете).
Для включения опыта работы в городской банк АПО необходимо предоставить следующие документы:
— заявку о внесении актуального педагогического опыта в городской банк (оформляется руководителем образовательного учреждения, специалистом НМИЦ, руководителем ГМО) ;
— материалы обобщенного опыта, оформленные в соответствии с рекомендациями и Положением о порядке внесения опыта в городской банк АПО ;
— профессиональную карту учителя (образовательного учреждения)
— рецензию на материалы опыта (преподавателя вуза).
Для включения опыта в областной банк АПО необходимо предоставить следующие документы (в печатном и электронном виде):
заявку о внесении актуального педагогического опыта в областной банк (за подписью директора НМИЦ);
профессиональную карту педагога (или образовательного учреждения) (оформляется автором совместно со специалистом НМИЦ);
материалы обобщенного опыта, оформленные в соответствии с рекомендациями и Положением о порядке внесения опыта в областной банк АПО;
письменное согласие автора (в свободной форме) на распространение его опыта, включая безвозмездную публикацию под грифом БелРИПКППС со ссылкой на авторство.
На обобщённый опыт обязательно составляется информационная карта, которая хранится в методическом кабинете образовательного учреждения и (или) НМИЦ, доступна для предполагаемых пользователей АПО.
Информационная карта об актуальном педагогическом опыте