Что такое обобщенные знания о существенных свойствах предметов
Виды и формы познания мира
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Определение познания
Что такое познание? Это совокупность процессов и методов, через которые можно получить знания об окружающем мире.
Это обширное понятие, которое охватывает и естественное стремление найти логическое объяснение происходящим вокруг процессам, и искусственно созданные приемы получения и накопления знаний.
Стремление объяснить каждое явление окружающего мира — главный фактор возникновения и развития человеческой цивилизации.
Субъект — тот, кто совершает действия, которые направлены на получение знаний. Например, вы читаете этот материал, чтобы узнать виды познания и их характеристику. Получается, что вы субъект познавательной деятельности.
Объект — то, на что направлена деятельность субъекта. Например, сейчас объект вашей познавательной деятельности — понятие познания и его виды.
Мотивы — то, зачем мы что-то делаем. Различают два вида мотивов:
Цель познавательной деятельности заключается в получении истинных, достоверных знаний о мире, понимании, как устроена реальность на самом деле.
Результат — это само знание о предмете или явлении. Иногда получение результата происходит неосознанно, например, если ребенок будет играть с глиняной кружкой и разобьет ее, он тут же поймет, что глина хрупкая и будет обращаться с посудой более бережно.
Сейчас узнаем, какие существуют методы познания, а после перейдем к формам.
Методы познания
Все методы познаний можно разделить на две большие группы: эмпирические и теоретические.
Эмпирические построены на наблюдении некоторых явлений. Теоретические основаны на анализе имеющейся информации и рациональных рассуждениях.
У познания есть два уровня (ступени): чувственный и рациональный. Рассмотрим отдельно каждый из них.
Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.
Чувственное познание
Чувственное познание происходит с помощью органов чувств человека. Основные механизмы чувственного познания: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.
Формы чувственного познания:
Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, которые возникают в результате их воздействия на органы чувств. При помощи этих органов человек ощущает некоторые свойства предмета — форму, цвет, запах.
Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, которые воздействует на органы чувств. Именно восприятие помогает формировать представления.
Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, который сохраняется и воспроизводится в сознании даже без воздействия самих предметов познания на органы чувств. Другими словами — то, что сохранилось в памяти человека после знакомства с предметом.
Чувственное познание всегда субъективно, при этом именно этот уровень познания реализует связь человека с внешним миром.
Рациональное познание
Рациональное познание осуществляется разумом. Оно свойственно только человеку и является довольно сложным способом отражения действительности.
Основные механизмы рационального познания: сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение.
Формы рационального познания:
Понятие — мысль, которая утверждает общие и существенные свойства объекта.
Суждение — мысль, которая утверждает или отрицает что-либо об объекте.
Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения.
Пример умозаключения: если a > b и b > c, то a > c.
Индуктивное умозаключение — от частного к общему.
Дедуктивное умозаключение — от общего к частному.
То, которое получается по аналогии.
Сравнение чувственного и рационального познания
Непосредственность, которая выражается в прямом воспроизведении объекта.
Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов.
Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.
Опора на результаты чувственного познания.
Абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов.
Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.
Нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании. Обе ступени проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.
Основные виды и формы знаний
Знание — результат познания действительности, содержание сознания.
Житейское — носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Это важнейшая ориентировочная основа повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Приводит к констатации фактов и их описанию.
Научное — понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем. Осуществляет предвидение разных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы).
Практическое — овладение вещами, преобразование мира.
Художественное — целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии.
Рациональное — отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением.
Иррациональное — противоречит рациональному мышлению. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, которые не подчиняются законам логики и науки.
Личностное — зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.
Формы знаний, которые выделяют по отношению к научному знанию:
Что такое обобщенные знания о существенных свойствах предметов
Проблема формирования и развития понятий, как в теории методики, так и в практике обучения, – одна из наиболее актуальных и сложных. Между тем она позволяет решать важный вопрос методики – взаимоотношение между содержанием и методом. Не случайно на протяжении истории развития начального естественнонаучного образования эта проблема привлекла к себе внимание многих ученых. Среди них – педагоги и методисты К.Д. Ушинский, К.П. Ягодовский, М.Н. Скаткин, Н.М. Верзилин и др. Не обошли эту проблему и психологи – Д.Н. Богоявленский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.
Но что же такое понятие?
Всякое понятие имеет такие характеристики, как содержание, объем и динамичность.
По содержанию естествоведческие понятия подразделяются (классифицируются) на:
· геологические : горные породы, полезные ископаемые, добыча полезных ископаемых и др.
· физические : тело, вещество, явление, свойства воды и др.
· географические : погода, поверхность, территория, гора, холм, масштаб, план, океан, материк и др.
· биологические: растение, корень, стебель, лист, цветок, дыхание, питание и др.
· сельскохозяйственные : овощи, фрукты, почва, перегной, минеральные вещества, удобрения и др.
· экологические : сообщество, условия жизни, особенности живых организмов в природе, охрана природы и др.
Объем понятия характеризуется количеством обобщенных, включенных в него элементов знаний. Поскольку количество этих элементов в понятии может быть различно, возникает необходимость их классификации не только по содержанию, но и по объему. Однако среди авторов, исследующих проблему понятий. Нет общего мнения в названиях этих групп. Одни исследователи определяют термины как единичные и общие, другие – как простые и сложные. Однако по существу этими терминами названы идентичные группы понятий. С.А. Павлович, кроме того, выделяет промежуточную группу терминов – собирательные. Простые (или единичные) понятия включают в себя малое число элементов знаний. Сложные (или общие) понятия включают по несколько, иногда очень много элементов знаний и образуются из простых. Собирательные понятия по числу элементов знаний занимают промежуточное положение. Например, понятие «река Волга» является простым, а понятие «реки» является общим. Между этими понятиями может выделить промежуточные – «реки Европейской части России» или «реки Московской области». Другой пример: понятие «лист берёзы» – единичное, «листья лиственных растений» – собирательное, а «листья растений» – общее.
По данным С.П. Баранова, Л.И. Буровой, И.Д. Лушниковой понятие в своём развитии проходит три ступени. Первая ступень развития понятия характеризуется тем, что их существенные признаки ещё опираются на чувственный опыт. Они абстрагируются на основе непосредственного восприятия предметов и явлений или их изображений и содержат ещё довольно малое число элементов знаний, невысокую степень обобщённости. Поэтому их в педагогике зачастую называют элементарными. Чаще всего, такие понятия вводятся впервые. Вводимые впервые понятия называют также первоначальными.
На второй ступени развития понятие характеризуется более высокой степенью абстрагирования. Его существенные признаки скрыты от чувственного восприятия и являются обобщением элементарных понятий. Конкретизировать такие понятия можно опосредованно, через ряд простых понятий.
Третья ступень развития понятия характеризуется самой высокой степенью обобщённости, отвлечённости, когда понятие приобретает статус закона, закономерности или теории. Степень его удалённости от чувственного опыта на столько велика, что создаётся впечатление его непричастности к этому опыту и нередко рассматривается как результат чистой абстракции.
Процесс обучения в начальной школе завершается образованием преимущественно элементарных понятий. В них отражён определенный уровень изученности учебного материала об окружающем мире, обобщены существенные признаки изучаемых объектов и явлений, с помощью этих понятий младшие школьники проникают в сущность изучаемых явлений и предметов; данные понятия выражены терминами, имеют определения, а содержание их раскрыто определёнными приёмами объяснения и описания.
Как известно, понятие динамично, т. е., образовавшись, оно обязательно развивается. Этот процесс может идти стихийно или под чьим-то руководством. В данном случае нас интересует, как под руководством учителя идет процесс развития понятий у учащихся.
Но что же такое само развитие? Оно рассматривается наукой как процесс закономерного изменения чего-либо, переход из одного качественного состояния в другое – новое и более качественное, более совершенное состояние. Происходит движение (изменение) состояния от простого к сложному, от низшего к высшему. Такое толкование и является определяющим и к рассмотрению вопроса о развитии понятий.
Обязательно ли руководить процессом развития понятий? Какова роль учителя в этом процессе? В чем заключается здесь инструмент его деятельности?
Развитием, как и образованием, понятий необходимо руководить. Без руководства понятия могут так и остаться на уровне элементарных, а весь запас знаний человека будет представлять собой некий набор разрозненных, хаотичных истин.
Важным этапом в развитии понятий является, как и при их первоначальном формировании, повторение знаний, выяснение имеющегося опыта. При этом психологами доказано, что наиболее эффективным для развития понятий является повторение, которое проводится не непосредственно вслед за восприятием нового материала, а через некоторое время, через 2-3 дня. Важно также, чтобы повторение было более углубленным осмыслением и переосмыслением изученного, установлением новых ассоциативных связей.
Развитие понятий сопровождается обогащением словарного запаса учащихся.
Таким образом, развитие понятий – это длительный процесс, в котором понятие обогащается все новыми характеристиками при постоянном сообщении новых знаний, их осмыслении и связи с уже имеющимися знаниями. Руководство этим процессом осуществляется через систему повторения и практикования знаний, применением все усложняющихся вопросов и заданий, среди которых видное место должны занимать вопросы и задания на установление логических связей между отдельными усвоенными понятиями.
1 Большая Советская Энциклопедия. – М., 1975. – Т. 20. – с. 353.
2 Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1999. – Т. 2. – с. 173.
1 Павловские среды. Протоколы и стенограммы физиологических бесед. – М.; Л., 1949. – Т. 2. – с. 580.
Естественнонаучные понятия формируемые у детей младшего школьного возраста
Материал для помощи студентам и учителям начальной школы
Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)
Естественнонаучные понятия формируемые при изучении темы природные явления
Для того чтобы в полной мере раскрыть проблему нашего исследования, необходимо определить сущность естественнонаучных понятий, которые формируются у детей младшего школьного возраста при изучении темы природные явления.
Одной из актуальных проблем нужно считать – развитие понятий, как в теории методики, так и в практике обучения. Многих ученые занимались данной проблемой. Среди них — педагоги и методисты К. Д. Ушинский, К. П. Ягодовский, М. Н. Скаткин, Н. М. Верзилин, А. П. Медовая, Н. А. Рыков, И. Д. Зверев, С. П. Баранов, Л. С. Короткова, Л. И. Бурова. Не обошли эту проблему и психологи — Д. Н. Богоявленский, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Л. В. Занков, Д. Е. Эльконин, В. В. Давыдов и др.
По мнению В.А Сластенина, понятие — категория, которая рассматривается философией, логикой, психологией, педагогикой. Большая Советская Энциклопедия дает следующее определение этой категории: понятие — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений в их противоречии и развитии, мысль или система мыслей, обобщающая, выделяющая предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам. В педагогике К. Д. Ушинский говорил о том, что понятие — это форма объединенного и научного мышления, результат обобщения свойств предметов некоторого класса и мысленного выделения самого этого класса по определенной совокупности общих для предметов этого класса отличительных признаков [36,37].
М.Н. Скаткин рассматривал понятие, как форму обобщенного знания, отражающую объективно существенное в предметах и явлениях и закрепляемую специальными терминами. Основная функция понятий в процессе формирования у школьников естественнонаучных знаний состоит в открытии новых сторон познаваемого объекта, в более полном раскрытии его сущностных свойств и частных характеристик. Действительно, не научившись грамотно оперировать понятиями, просто невозможно ни правильно поставить какой-либо вопрос, ни правильно на него ответить; невозможно также ни логично рассуждать, ни объяснять окружающие явления природы и общества. Основными умственными действиями и операциями, приводящими к образованию понятий являются: сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение. Все эти действия и операции должны сознательно «закладываться» в содержание естественнонаучного образования.
По данным М.Н. Скаткина понятие в своем развитии проходит три ступени. Первая ступень развития понятия характеризуется тем, что их существенные признаки еще опираются на чувственный опыт, доступны «живому созерцанию». Поэтому их в педагогике зачастую называют элементарными. Чаще всего, такие понятия вводятся впервые. Вводимые впервые понятия называют также первоначальными.
На второй ступени развития понятие характеризуется более высокой степенью абстрагирования. Конкретизировать такие понятия можно опосредованно, через ряд простых понятий.
Третья ступень развития понятия характеризуется самой высокой степенью обобщенности, отвлеченности, это происходит тогда, когда понятие приобретает статус закона, закономерности или теории.
В процессе естественнонаучных понятий у учащихся начальных классов образуется «пирамида понятий», позволяющая мысленно переходить от одного частного свойства объекта к другому через общее понятие. Естественнонаучные понятия в зависимости от различного количества предметов и явлений, отраженных в них, взаимосвязи с другими понятиями имеют свою характеристику: для них характерно содержание, объем, связи и отношения с другими понятиями [36].
Г. Н. Аквилева считает, что под содержанием понятия подразумевается совокупность существенных свойств класса предметов и явлений, отражаемых в сознании с помощью данного понятия. По содержанию понятия делятся на простые и сложные. В применении к начальному естествознанию простые понятия включают в себя один элемент знаний о природе. Простые понятия, объединяясь с другим простым элементом, образуют сложное.
По содержанию естественнонаучные понятия классифицируются на:
геологические: горные породы, полезные ископаемые, добыча полезных ископаемых, залежи полезных ископаемых;
физические: тело, вещество, явление, свойства воды, круговорот воды в природе, свойства воздуха;
географические: погода, поверхность, территория, равнина, гора, холм, река, горизонт, ориентирование на местности, масштаб, план, карта, глобус, природная зона, остров, материк, океан;
сельскохозяйственные: овощи, фрукты, почва, обработка почвы, перегной, минеральные вещества, поступление питательных веществ из почвы в растения, сорняки, удобрения минеральные и органические;
экологические: природное сообщество, культурное сообщество, условия жизни, особенности живых организмов в связи с условиями жизни, взаимосвязи живых организмов в природе, охрана природы.
Очень важно начинать работу по установлению отношений между понятиями уже в начальной школе. Различают видовые и родовые понятия. Все понятия в содержании школьного естествознания взаимосвязаны. Видовые понятия – заяц, ель, василек. Родовые понятия – животное, хвойное растение [2].
Процесс формирования понятий имеет ряд особенностей:
– понятия не могут быть усвоены в «готовом виде» только путем заучивания определений, а выводятся и формируются;
– понятия усваиваются не сразу, не одномоментно, а постепенно, по мере изучения курса, они непрерывно развиваются по объему и глубине;
– понятия представляют собой систему, в которой одни из них связаны с другими;
– процесс формирования понятий управляем, он происходит под руководством учителя, имеет целенаправленный характер [36].
Формирование естественнонаучных понятий является длительным процессом. Он редко заканчивается на одном уроке потому, что с одними и теми же объектами учащиеся продолжают сталкиваться в различных местах, курсах и предметах. Постепенное развитие понятия будет происходить за счет его расширения и углубления.
Понятие можно считать усвоенным, если ученик:
1) знает его определение и содержание, то есть существенные признаки понятия, связи и отношения между признаками;
2) имеет образное представление об изучаемом биологическом объекте или явлении;
3) умеет самостоятельно применять понятие при решении учебных задач.[30]
Л.К. Ладутько говорит о том, что методика формирования понятий есть отражение в учебном процессе философской теории познания, которая и является ее методологией: «от живого созерцания — к абстрактному мышлению, а от него — к практике». Можно сделать вывод — вести детей к знанию общего надо через изучение единичного, особенного. Такой подход особенно важен применительно к младшим школьникам, психофизиологической особенностью мышления которых является конкретность, образность. «Этот ход ученья, — пишет К. Д. Ушинский, — от конкретного к отвлеченному, от представления к мысли так естественен и основывается на таких неопровержимых психологических законах, что отвергать его необходимость может только тот, кто вообще отвергает необходимость сообразовываться в ученье с требованиями человеческой природы вообще и детской в особенности». Нельзя понять, что такое растение вообще, не зная конкретных растений. Нельзя также сводить усвоение естественнонаучных понятий к заучиванию словесных формулировок. Если учащийся запомнил термин «растение», но никогда не видел конкретное растение, он не владеет этим понятием.[23]
И.Ф. Харламов отмечает, что важно для формирования понятия отобрать определенное число объектов, обладающих типичными чертами. Мы сначала пользуемся общим понятием, а затем его конкретизируем. Например, сначала учащиеся усваивают слово «дерево» или слово «поверхность», а затем в процессе общения с природой различают отдельные деревья — березу, ель, липу, отдельные формы поверхности — равнина, гора, холм [41].
С. А. Веретенникова считает, что каждое понятие, усваиваемое учащимися при изучении окружающего мира, должно характеризоваться определенным числом существенных признаков, которых было бы достаточно, чтобы трактовать его как первоначальное. Вместе с тем оно должно иметь объем тех знаний, которые будут необходимы для дальнейшего развития. Кроме того, понятие приобретает доказательный и убедительный характер, если существенные признаки его подтверждены оптимальным количеством фактов и если присутствуют взаимосвязи его с другими различными понятиями. Это указывает на важность построения логически связанной системы понятий [9].
Н.Ф. Виноградова рассматривает, что процесс обучения в начальной школе завершается образованием преимущественно элементарных понятий. В них отражен определенный уровень изученности учебного материала об окружающем мире, обобщены существенные признаки изучаемых объектов и явлений, с помощью этих понятий младшие школьники проникают в сущность изучаемых предметов и явлений; данные понятия выражены терминами, имеют определения, а содержание их раскрыто определенными приемами объяснения и описания [10].
В ФГОС НОО выпускник начальной школы должен уже строить не только определения по аналогии, но и родовидовые. Второй вид теоретических основ – это методико-процессуальные основы, определяющие, каким образом может быть осуществлен в совместной деятельности процесс освоения содержания обучения, представленного как планируемые результаты по учебному предмету [39].
Н.Ф. Виноградова рассматривает так же содержание понятия, как совокупность всех существенных признаков данной группы предметов. Содержание понятия обычно фиксируется в его определении. В содержании учебного предмета «Окружающий мир» используется достаточно много оснований для классификации понятий. Понятия с позиции логики по содержанию:
Конкретные (отражают классы материальных и реальных объектов – лес, река)
Абстрактные (указывают на признак объекта – влажность, белизна, справедливость)
Относительные (имеют соотношение с другим понятием – врач/больной, север/юг, день/ночь)
Безотносительные (существуют самостоятельно, вне зависимости от другого объекта – мышь, зерно)
Положительные (говорят о наличии какого-либо качества у объекта – домашнее животное, культурное растение)
Отрицательные понятия (показывают, что свойство отсутствует – некультурные растения)
Собирательные (группа объектов мыслится как единое целое – лес, домашние животные)
Не собирательные (понятие можно отнести к каждому объекту класса – плоды, растение)
Простые (элементарные, включающие один элемент – солнце)
Сложные (включают ряд простых – полезные ископаемые)
Единичные (называют одноэлементный класс – река Обь)
Собирательные понятия (называют несколько элементов – озера, минералы)
Пустые понятия (называют несущественные в реальности объекты – единорог)
При изучении любого раздела предмета «Окружающий мир» должна проводиться работа по формированию понятий. Необходимо сделать акцент на том, чтобы обучающиеся прочно усваивали основные понятия, могли вложить в них верный смысл, точное содержание. Для этого необходимо приучать школьников давать описания изучаемых объектов и формулировать определения соответствующих понятий [10].
Согласно ФГОС НОО в учебниках по окружающему миру по программе «Планета знаний» рассматриваются основные регламентируемые понятия:
1 класс «Окружающий мир» Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов
Окружающий мир – это всё, что ты видишь вокруг: солнце и облака, растения и животные, люди и всё, что создано ими.
2 класс «Окружающий мир» Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов часть 1.
Звёзды – огромные огненные шары.
Самая близкая к нам звезда – Солнце.
Все звёзды, видимые с Земли, входят в то или иное созвездие.
Планеты – это небесные тела, которые постоянно меняют своё положение на небосклоне.
3 класс «Окружающий мир» Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов часть 1.
Окружающая среда – это всё то, что нас окружает.
Экология – это наука о взаимодействиях живых существ между собой и окружающей средой.
Горизонт – пространство, которое мы видим вокруг себя. Там, где, кажется, что небо сходится с землёй или водой – линий горизонта.
Явления природы – изменения, происходящие в природе.
Физическими явлениями называют явления, в результате которых меняется форма, размер тела, происходит перемещение в пространстве и другие изменения.
Химическими явлениями называют явления, в результате которых происходит превращение одних веществ в другие.
Вода – самое распространённое в природе вещество. В окружающем нас мире вода встречается в трёх состояниях: твёрдом, жидком, газообразном.
Туман – скопление в воздухе над поверхностью земли мельчайших капелек воды.
Ветер – это движение воздуха над поверхностью земли.
4 класс «Окружающий мир» Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов часть 1.
Погода – состояние атмосферы в данной местности в данный момент времени.
Термометр – прибор, с помощью которого измеряют температуру воздуха.
Флюгер – специальный прибор для определения направления ветра.
Смерч – гигантский столб вращающегося воздуха, который движется над Землёй с огромной скоростью.
Молния – это электрический разряд, возникающий между облаками, он сопровождается раскатами грома.
Если при сильном ветре выпадает снег, то возникает – метель.
Гололёд – после оттепели ударяет мороз, на поверхности земли, зданий, на деревьях, столбах, проводах образуется слой льда [16,17,39].
Проблема формирования понятий, в теории и практике обучения, является одной из наиболее актуальных. Не случайно на протяжении истории развития начального естественнонаучного образования эта проблема привлекала к себе внимание многих ученых. Среди них – педагоги и методисты К.Д. Ушинский, К.П. Ягодовский, М.Н. Скаткин, Н.М. Верзилин, А.П. Медовая, Н.А. Рыков, И.Д. Зверев, С.П. Баранов, А.С. Короткова, Л.И. Бурова. Не обошли эту тему и психологи – Д.Н. Богоявленский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин и другие [37].