Что такое оборотные активы что такое внеоборотные активы

Что такое оборотные активы что такое внеоборотные активы. Смотреть фото Что такое оборотные активы что такое внеоборотные активы. Смотреть картинку Что такое оборотные активы что такое внеоборотные активы. Картинка про Что такое оборотные активы что такое внеоборотные активы. Фото Что такое оборотные активы что такое внеоборотные активы

Что относится к оборотным активам предприятия — определение

Активы предприятия — важный показатель, который отображает уровень развития компании. Выделяют 2 группы активов: оборотные и внеоборотные.

Что является источниками формирования оборотных активов организации

В качестве источников формирования ОА могут выступать:

При этом расходование собственных ресурсов фирмы на увеличение ОА обладает минимальным уровнем риска по сравнению с привлечением заемных средств.

Оборотные активы включают в себя следующие составляющие

Что относится к оборотным активам предприятия, рассмотрим на схеме.

Что такое оборотные активы что такое внеоборотные активы. Смотреть фото Что такое оборотные активы что такое внеоборотные активы. Смотреть картинку Что такое оборотные активы что такое внеоборотные активы. Картинка про Что такое оборотные активы что такое внеоборотные активы. Фото Что такое оборотные активы что такое внеоборотные активы

С 01.01.2021 учет МПЗ регулируется новым ФСБУ 5/2019 «Запасы» (утв. приказом Минфина от 15.11.2019 № 180н), ПБУ 5/01 утратило силу. Некоторые учетные правила изменены существенно. Узнать об изменениях в учете МПЗ вам поможет аналитический Обзор от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к К+ бесплатно и переходите в материал.

Что входит в прочие оборотные активы по балансу

Согласно нормам ПБУ 4/99, ОА отображаются в разделе II бухбаланса.

В балансе также следует отобразить сведения о несущественных ОА, которые не вошли в другие статьи раздела II. К прочим оборотным активам относят:

Данная информация отображается в строке 1260 «Прочие оборотные активы».

Что можно отнести к низколиквидным оборотным активам

Ликвидность — показатель скорости преобразования актива в деньги. Очень важным аспектом в получении прибыли компании является грамотное управление и контроль ОА. Для осуществления контрольных функций ОА и определения рисков необходимо разработать такую градацию, которая позволит определить возможную ликвидность актива в случае наступления кризисной ситуации. В экономической литературе предложен вариант градации рисков по степени.

Степень риска

Вид актива

Ликвидность

Денежные средства, краткосрочные финвложения

Источник

Что такое внеоборотные активы в бухгалтерском учете?

Что такое оборотные активы что такое внеоборотные активы. Смотреть фото Что такое оборотные активы что такое внеоборотные активы. Смотреть картинку Что такое оборотные активы что такое внеоборотные активы. Картинка про Что такое оборотные активы что такое внеоборотные активы. Фото Что такое оборотные активы что такое внеоборотные активы

Состав внеоборотных активов организации и их отличие от оборотных средств

Внеоборотные активы — это имущественные ресурсы предприятия с длительным сроком обращаемости, используемые в процессе производства или коммерческой деятельности.

В отличие от оборотных активов внеоборотные средства имеют долгий срок эксплуатации (более 1 года), участвуют во множественных производственных циклах и переносят свою финансовую стоимость на результат деятельности постепенно. При этом на некоторые из них делаются амортизационные начисления.

В соответствии с ПБУ 4/99 в состав внеоборотных активов включаются:

В форме 1 внеоборотные активы представлены в несколько иной структуре — в какой и почему, узнайте из материала «Внеоборотные активы в балансе (нюансы)».

Бухучет внеоборотных активов на предприятии

Для учета операционных движений для каждой группы внеоборотных активов приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н предусмотрен отдельный счет и даны правила их отражения.

Разберем каждую группу внеоборотных активов подробнее.

Бухучет НМА

НМА являются долгосрочным активом (со сроком полезного применения более 1 года) без материально-вещественной формы, используемым предприятием с целью получения финансовой выгоды. Учет НМА регламентируется ПБУ 14/2007.

ВАЖНО! Предполагаемую продолжительность эксплуатации НМА следует каждый год исследовать на потребность в переоценке. На такую необходимость указывает п. 27 ПБУ 14/2007.

Для отражения НМА в бухучет заносится проводка: Дт 04 Кт 08.

Амортизационные начисления по НМА можно совершать одним из трех существующих методов, описанных в ПБУ 14/2007. Начисления производятся с начала следующего месяца после принятия актива на баланс и продолжаются до его списания или погашения всей стоимости.

Для отражения амортизации в учете используется запись: Дт 44 (20, 23, 25, 26) Кт 05.

При выбытии НМА вся амортизация, начисленная за время его пользования, переносится на общий счет «Нематериальные активы»: Дт 05 Кт 04.

Далее определяется остаточная стоимость актива и производится его списание с баланса предприятия проводкой: Дт 91 Кт 04.

Бухучет ОС

Условия принятия актива в качестве основного средства, а также правила их учета описываются в ПБУ 6/01. В данную категорию относят:

ВНИМАНИЕ! С 2022 года ПБУ 6/01 утратит силу. Ему на смену придут ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения».

Какими бухгалтерскими записями в учете отражать основные операции с объектами ОС при применении ФСБУ 26/2020 и ФСБУ 6/2020, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демо-доступ и переходите в Готовое решение.

Фиксирование основных средств в бухгалтерии производится по их первоначальной стоимости, которая впоследствии может быть пересмотрена, но не чаще 1 раза в год (п. 15 ПБУ 6/01).

Чтобы принять ОС к учету, необходимо определить их будущий период использования. Делается это на основании Классификации основных средств, введенной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1.

Стоимость ОС заносится в бухучет записью: Дт 01 Кт 08.

Для начисления амортизации используется кредит счета «Амортизация ОС», корреспондирующий со счетами, на которых учитываются расходы на продажу или производство: Дт 44 (20, 23, 25, 26) Кт 02.

Для проведения выбытия основных средств с баланса действующей инструкцией к Плану счетов предусмотрена возможность создания субсчета 1 «Выбытие ОС» к основному счету ОС. В этом случае создаются записи: Дт 02 Кт 01.1, Дт 91 Кт 01.1.

Ознакомиться с нюансами учета ОС в бухгалтерии и начисления амортизации можно в статье «Основные средства в бухгалтерском учете (нюансы)».

Бухучет доходных вложений в матценности

Активы в форме доходных вложений включают в себя имущество, приобретенное с целью получения экономической выгоды от предоставления его во временное пользование (ПБУ 6/01).

Запись о доходных вложениях осуществляется на счете 03 по их фактической стоимости бухгалтерской проводкой: Дт 03 Кт 08.

Для отражения амортизации используется счет 02: Дт 44 Кт 02.

Учет списания с баланса доходных вложений производится аналогично основным средствам. Единственное отличие — вместо счета 01.1 используется счет 03.1: Дт 02 Кт 03.1, Дт 91 Кт 03.1.

Бухучет финвложений

В группу финансовых вложений входят долгосрочные инвестиции в различные доходные активы (бумаги денежного рынка, уставный капитал предприятий и пр.). Основы бухгалтерского учета финвложений регулируются ПБУ 19/02.

Отражение финансовых вложений производится так: Дт 58 Кт 52 (50, 51, 75, 76, 80, 91, 98). Корреспондирующий счет зависит от способа и средств взаиморасчета.

Выбытие активов, учтенных на счете 58, оформляется записью: Дт 91 Кт 58.

Итоги

Основная отличительная черта внеоборотных активов — длительный, многоцикличный срок применения. Отражение операций в бухгалтерском учете производится по правилам, предусмотренным приказом № 94н и нормативными ПБУ.

Источник

Что такое активы и пассивы в бухгалтерском учёте

Что такое оборотные активы что такое внеоборотные активы. Смотреть фото Что такое оборотные активы что такое внеоборотные активы. Смотреть картинку Что такое оборотные активы что такое внеоборотные активы. Картинка про Что такое оборотные активы что такое внеоборотные активы. Фото Что такое оборотные активы что такое внеоборотные активы

Если считаете, что активы — это просто имущество и не задумывались о том, почему активы равны пассивам, стоит прочитать!

Всем привет! С вами Алексей Иванов — директор по знаниям интернет-бухгалтерии «Моё дело» и автор телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Каждую пятницу в нашем блоге на Клерке.ру я рассказываю о бухгалтерском учёте. Начал с азов, потом перейду к более сложным материям. Тем, кто только готовится стать бухгалтером, это поможет поближе познакомиться с профессией. Матёрым главбухам — взглянуть на привычные категории под другим углом. Сегодня разберемся с понятиями активов и пассивов.

Что такое активы и в чем их отличия от имущества

Часто на бухгалтерских курсах и даже в университетах преподаватели говорят, что активы (Assets) — это имущество компании. С этим пониманием бухгалтер и живет до самой пенсии. На самом деле, у любой сложной проблемы есть лёгкое неправильное решение. И это тот самый случай. Активы и имущество – это пересекающиеся множества, но вовсе не синонимы.

Определение активов содержится в Концепции бухгалтерского учёта в рыночной экономике России. В МСФО схожее определение можно найти в Концептуальных основах финансовой отчётности. Активами считаются хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем. Звучит сложно? Сейчас переведу.

Ключевая характеристика имущества — право собственности. Для активов главное — способность приносить компании экономические выгоды. Такая способность есть в четырех случаях.

Часто имущество тождественно активу. В примерах с мукой это так. Но могут быть случаи, когда имущество не является активом, и когда актив не является имуществом.

У вас есть старый гнилой сарай в лесной глуши. Пользы от него никакой: даже на дрова уже не разобрать, не то что хранить в нем ценности. При этом право собственности зафиксировано в «зелёнке». Это имущество, но не актив. Экономических выгод оно не принесёт. Скорее, наоборот, сгенерирует расходы, связанные с демонтажом, когда вы решите использовать землю под ним для какой-нибудь деятельности.

Вы взяли в аренду торговый центр, который сдаете в субаренду владельцам магазинчиков. Право собственности на торговый центр осталось у его владельца, но вы получаете экономические выгоды от наличия контроля. Пока действует договор аренды, торговый центр — ваш актив, но не имущество. В новом ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учёт аренды» для таких ситуаций введён новый класс активов – право пользования активом.

Как видите, наличие имущества для компании не всегда полезно. Гораздо важнее иметь активы.

Оборотные и внеоборотные активы

Что такое оборотные активы что такое внеоборотные активы. Смотреть фото Что такое оборотные активы что такое внеоборотные активы. Смотреть картинку Что такое оборотные активы что такое внеоборотные активы. Картинка про Что такое оборотные активы что такое внеоборотные активы. Фото Что такое оборотные активы что такое внеоборотные активы

В бухгалтерском учёте активы подразделяются на внеоборотные и оборотные. Первые используются больше года, вторые обычно за год полностью потребляются. Это достаточно условное разделение: сущностно разграничение между внеоборотными и оборотными активами основано на двух признаках.

1. Разный характер включения в себестоимость продукта.

Внеоборотные активы — средства труда, с помощью которых производится конечный продукт бизнеса: продукция, товары, работы или услуги. Внеоборотные активы используются для производства многих единиц продукта, поэтому их стоимость «размазывается» на себестоимость этих единиц. Механизм такого «размазывания» называется амортизацией.

Оборотные активы — предметы труда, из которых производят конечный продукт. Стоимость оборотных активов полностью включается в его себестоимость.

Вы владеете лесопилкой. Покупаете брёвна и распиливаете их на доски. Раз в два года приходится приобретать новую пилу для замены старой. Пила стоит 120 тыс. руб. Значит, эту сумму нужно списать на себестоимость досок за два года. Пила — внеоборотный актив. Для каждой новой партии досок нужны новые бревна. Брёвна — оборотные активы.

2. Разный уровень ликвидности.

Ликвидность характеризует скорость продажи актива. Чем быстрее его можно продать по рыночной цене, тем он более ликвиден. Наиболее ликвидны деньги. Наименее ликвидны незаконченные нематериальные активы. Но это средняя температура по палате. В каждом конкретном случае ликвидность нужно оценивать отдельно.

К внеоборотным активам обычно относят:

К оборотным активам обычно относят:

Есть и более сложные категории активов. Например, отложенные налоговые активы или расходы будущих периодов. До них тоже дойдём, но пока остановимся на этом «джентльменском наборе». В ближайших выпусках бухгалтерского ликбеза я расскажу о каждом из них.

Что такое пассивы и как они связаны с активами

Что такое оборотные активы что такое внеоборотные активы. Смотреть фото Что такое оборотные активы что такое внеоборотные активы. Смотреть картинку Что такое оборотные активы что такое внеоборотные активы. Картинка про Что такое оборотные активы что такое внеоборотные активы. Фото Что такое оборотные активы что такое внеоборотные активы

Теперь разберёмся откуда берутся активы. Каждый из них появляется у компании из какого-то источника. Эти источники в бухучёте называются пассивами (Stockholders Equity and Liabilities). В отличие от активов, пассивы нельзя потрогать или взвесить. Их можно только измерить в рублях. Пассивы — это оценка величины карманов компании, из которых достаются активы. Таких карманов два.

Первый — это собственный капитал (Stockholders Equity). Величина собственного капитала показывает сколько денег инвестировали в компанию её собственники, и сколько прибыли она заработала за всё время существования. В действующем законе «О бухгалтерском учёте» №402-ФЗ этот вид пассивов назван источниками финансирования деятельности экономического субъекта. Но я считаю этот термин некорректным, так как деятельность компании финансируется не только за счет собственных, но и за счет заёмных источников — об этом ниже. В структуре капитала обычно выделяют:

Второй карман — обязательства (Liabilities). Это долги компании её кредиторам. Величина обязательств показывает сколько денег компании придётся отдать в будущем за уже используемые активы. Обязательства в бухучёте подразделяются на долгосрочные и краткосрочные. До погашения первых остаётся больше года, вторых – меньше. Обязательства обычно делят на:

О каждом виде пассивов тоже расскажу в ближайших выпусках бухгалтерского ликбеза. Есть и более сложные пассивы, например, отложенные налоговые обязательства или доходы будущих периодов. О них тоже поговорим, но попозже.

Важно понимать, что сумма активов равна сумме пассивов. Нарушение этого равенства означало бы, что у вас есть актив из ниоткуда или источник ничего. Невыполнение закона сохранения материи в отдельно взятой компании. Закон сохранения для бухучёта описывается капитальным уравнением:

Активы = Собственный капитал + Обязательства.

Такая запись означает, что любой актив профинансирован либо собственными, либо заёмными пассивами. Больше активам взяться неоткуда. Если вы купили актив – возникнет кредиторская задолженность, которую необходимо будет оплатить. Если получили от учредителей — увеличится сумма уставного капитала. Даже если актив получен в подарок, в пассиве его стоимость будет записана в прибыль.

Подписывайтесь на наш блог, скучно не будет!

Источник

Бухгалтерский баланс: зачем он нужен и как его читать

Бухгалтерский баланс показывает финансовое состояние компании.

Поэтому в первую очередь он нужен собственникам бизнеса и его руководству. Также баланс изучают банки, инвесторы, заказчики и клиенты, чтобы понять, стоит ли сотрудничать с компанией. Баланс требует и государство — организации обязаны сдавать этот финансовый отчет в налоговую инспекцию.

Расскажу, как составляют бухгалтерский баланс, что из него можно узнать о компании, если научиться его читать, и почему он должен «сойтись».

В 2022 с новыми знаниями

Что такое бухгалтерский баланс

Бухгалтерский баланс — это форма финансовой отчетности, которая отражает имущественное положение организации. У ИП бухгалтерского баланса нет.

Баланс состоит из двух частей: актива и пассива. Части равны между собой — это главное свойство бухгалтерского баланса. Если актив не равен пассиву, говорят, что «баланс не сошелся».

Актив — это то, чем предприятие владеет: машины, оборудование, земля, товары, деньги, задолженности покупателей и т. д. Пассив — это то, за счет чего компания приобрела активы: уставный капитал, нераспределенная прибыль прошлых лет, задолженность перед поставщиками и подрядчиками, перед работниками по зарплате и т. д.

Любому активу соответствует пассив.

Баланс составляют на определенную дату. Раз в год — на 31 декабря — баланс составляют обязательно. Все данные, которые попадают в баланс с бухгалтерских счетов, — это их остатки.

С 2020 года ФНС ведет государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности (ГИРБО). Здесь хранят всю бухгалтерскую отчетность организаций, кроме, например, той, что составляет гостайну.

В ГИРБО по ИНН, ОГРН, адресу или названию организации можно найти бухгалтерскую отчетность, в том числе баланс, начиная с документов за 2019 год. Это может сделать любой человек — ресурс общедоступный. За плату можно получить экземпляр отчетности, которую сдавали в налоговую. Его в ФНС заверят электронной подписью.

Какой бывает бухгалтерский баланс

Баланс бывает годовой и промежуточный. Годовой составляют на 31 декабря отчетного года, промежуточный — на конец квартала, месяца или любую дату.

В налоговую сдают годовой баланс. Промежуточный составляют в управленческих целях, для выплаты дивидендов, подготовки к совету директоров, предоставления банку или инвестору.

При реорганизации или ликвидации компании составляют специальные балансы: разделительный или ликвидационный.

Группа компаний может составлять консолидированный баланс.

Структура баланса

Баланс разделен на две части: актив и пассив. Внутри частей находятся разделы — два в активе и три в пассиве. Они нумеруются сквозным образом.

Внутри разделов — статьи. Каждая статья — это отдельный вид активов или пассивов.

Статьи в активе располагают по степени возрастания ликвидности. То есть чем ниже статья, тем быстрее можно продать этот актив или потратить его иным образом. В пассиве, за исключением раздела III, статьи располагают по срочности погашения.

Каждой статье в балансе соответствует сумма — это оценка актива или пассива. Итог по разделу складывается из сумм по статьям. Итоги по активу и пассиву — из сумм по разделам. Эти итоги — валюта баланса — равны между собой.

Структура бухгалтерского баланса с наиболее типичными статьями

РазделыСтатьи
РазделыСтатьи
АктивI. Внеоборотные активыНематериальные активы
Основные средства
Долгосрочные финансовые вложения
II. Оборотные активыЗапасы
НДС по приобретенным ценностям
Дебиторская задолженность
Краткосрочные финансовые вложения
Денежные средства и денежные эквиваленты
ПассивIII. Капитал и резервыУставный капитал
Добавочный капитал
Резервный капитал
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
IV. Долгосрочные обязательстваДолгосрочные заемные средства
Долгосрочные оценочные обязательства
V. Краткосрочные обязательстваКредиторская задолженность
Доходы будущих периодов
Краткосрочные оценочные обязательства

В каждом разделе баланса есть статьи, из которых можно узнать подробности о составе имущества и обязательств компании. Покажу на примерах.

Активы в балансе

Активы организации — это имущество и права с денежной оценкой. Главное свойство активов — они могут принести компании выгоду. Актив можно:

Так как в этом постановлении нет печи и тестомеса, срок полезного действия компания устанавливает сама. Решили, что это три года. 500 000 Р нужно списать в расходы за три года. Мука и другие продукты — оборотные активы. 50 000 Р в неделю сразу включают в стоимость хлеба.

На самой нижней строке будут высоколиквидные оборотные активы, например деньги. Все внеоборотные активы окажутся в верхних строках — они низколиквидные.

Разберем на примерах, какие бывают внеоборотные активы.

Внеоборотные активы. Статьи в бухгалтерском балансе

Расскажу, какие бывают статьи баланса, какие внеоборотные активы входят в каждую статью и особенности их учета.

Нематериальные активы. Это охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, которые способны приносить экономическую выгоду.Например: разработанные компанией компьютерные программы, защищенные базы данных, ноу-хау, товарные знаки, логотипы компании и товаров, патенты на изобретения, фонограммы и т. д.

В балансе указывают их остаточную стоимость.

Основные средства. Материальные ценности, которые используют в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев. Например, здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства.

Доходные вложения в материальные ценности. Имущество, здания, помещения, оборудование и другие материальные ценности, которые организация за плату сдает в аренду.

Финансовые вложения. Акции, облигации, векселя и другие ценные бумаги, а также процентные займы и доли в других организациях. По данной строке отражают долгосрочные вложения — на срок более года.

Отложенные налоговые активы. Часть отложенного налога на прибыль, на которую нельзя уменьшить налог текущего года, но можно сделать это в следующие годы.

Прочие внеоборотные активы. Прочие активы со сроком использования более 12 месяцев, которые не отразили в предыдущих строках.

К прочим внеоборотным активам могут относиться:

Оборотные активы. Статьи в бухгалтерском балансе

Эти активы объединяет высокая ликвидность и короткий жизненный цикл — менее 12 месяцев. Расскажу, какие бывают статьи баланса, какие оборотные активы входят в каждую статью и особенности их учета.

Запасы. Это материальные ценности, которые организация потребляет или продает в рамках обычной деятельности либо использует иначе в течение периода не более 12 месяцев.

В запасы входят материалы, продукция и товары.

Материалы — это сырье, из которого изготавливают продукцию, комплектующие и полуфабрикаты для продукции. Сюда же относят инструменты, инвентарь и спецодежду, которые используются в процессе производства. А также материалы для управленческих целей: бумага, картриджи для принтеров, канцелярские товары.

Продукция — это конечный результат производства, который компания планирует продавать. Разделяют готовую продукцию, которую можно продавать, и незавершенное производство, которое станет продукцией в будущем.

Товар — любой актив, который покупают для того, чтобы в дальнейшем его перепродать. Так, если компания купила здание под офис и автомобиль, чтобы на нем ездил руководитель, — это основные средства, то есть внеоборотные активы. Но если компания купила здание и автомобиль, чтобы их перепродать, — это товары, то есть оборотные активы, статья «запасы».

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям. Остаток «входного» НДС по поступившим материальным и нематериальным ценностям, выполненным работам, оказанным услугам по состоянию на последнее число отчетного периода. Этот остаток числится до тех пор, пока организация не примет НДС к вычету или не включит НДС в стоимость товаров, работ, услуг.

Дебиторская задолженность. Это долг контрагентов перед организацией. Сюда входит также переплата по налогам и взносам в бюджет, задолженность подотчетных лиц, авансы, выданные поставщикам, долги работников по возмещению ущерба, который они нанесли имуществу компании.

Покажу на примерах по группам должников.

Покупатели и заказчики должны компании деньги, если получили товары или услуги с отсрочкой оплаты или нарушают сроки оплаты по договору. Дебиторская задолженность закрывается после оплаты по договору.

Дебиторская задолженность возникает, например, и тогда, когда компания платит исполнителю по гражданско-правовому договору аванс за еще не выполненную работу.

Сотруднику могут выдать деньги под отчет. Задолженность закроют после того, как работник отчитается о потраченной сумме. Неизрасходованные деньги сотрудник должен вернуть компании.

Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов). Акции, облигации, векселя и другие ценные бумаги, а также процентные займы. По данной строке отражают краткосрочные вложения и займы — на срок менее года.

Денежные средства и денежные эквиваленты. Деньги в кассе и в банке, переводы в пути по состоянию на последнюю отчетную дату. Например, сданные инкассаторам деньги, еще не зачисленные на банковский счет.

В кассе могут быть не деньги, а денежные документы. Например, талоны на бензин, по которым можно заправить служебные автомобили. Денежные документы учитывают по тем же правилам, что и наличные, и оценивают по номиналу.

На расчетных счетах у компании безналичные деньги. А для расчетов с иностранными контрагентами может быть валютный счет. В учете валюту пересчитывают в рубли по курсу Центробанка на отчетную дату. Из-за изменений курса одна и та же валюта стоит по-разному в разные даты, и это влияет на финансовый результат деятельности компании.

Денежные эквиваленты — это высоколиквидные финансовые вложения, которые легко продать за заранее известную сумму. Например, депозиты до востребования, которые можно быстро перевести на расчетный счет, или банковские векселя.

Прочие оборотные активы. Прочие активы со сроком использования менее 12 месяцев, не отраженные в предыдущих строках.

Пассивы в балансе

Основные виды пассивов — капитал, резервы и обязательства. Расскажу, что какие пассивы входят в статью и особенности учета.

Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей). Размер уставного капитала и распределение долей указаны в уставе организации. Это первый пассив, который возникает при создании компании. Уставный капитал показывает, сколько участники инвестировали в компанию при ее открытии и сколько они и кредиторы гарантированно получат при ликвидации фирмы.

Собственные акции, выкупленные у акционеров. Обычно акциями акционерного общества владеют акционеры — другие физические или юридические лица. Но общество вправе выкупить собственные акции и держать их у себя. Если такое положение дел сохраняется на 31 декабря, выкупленные акции входят в пассив баланса.

Переоценка внеоборотных активов. Сумма переоценки основных средств и нематериальных активов до текущей восстановительной стоимости.

Добавочный капитал (без переоценки). Добавочный капитал чаще всего формируют участники, когда делают вклады в имущество, оказывают безвозмездную финансовую или имущественную помощь.

Добавочный капитал возникает и тогда, когда активы компании дорожают по объективным обстоятельствам. Другие источники добавочного капитала: переоценка внеоборотных активов, эмиссионный доход и положительные курсовые разницы по вкладам в уставный капитал в иностранной валюте.

Резервный капитал. Остаток резервного фонда, созданного по решению участников организации и не использованного на конец периода.

Резервный капитал — это искусственно выделяемая часть чистой прибыли. Отчисления в резервный капитал означают, что в компании гарантированно остаются активы на эту сумму. Если в будущем компания получит убыток, капитализированная прибыль позволит покрыть или хотя бы уменьшить его за счет продажи других активов.

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток). Остаток прибыли на конец года, которая не была выплачена в качестве дивидендов (указывается со знаком «плюс»). Если получен убыток, который не был покрыт за счет каких-либо источников, он отражается со знаком «минус».

Обязательства — это долги компании. Эти пассивы показывают, какая часть активов компании обеспечена чужими деньгами. То есть сколько активов придется продать, чтобы погасить долги.

Обязательства обычно делят на заемные средства, кредиторскую задолженность, доходы будущих периодов и оценочные обязательства.

Обязательства в бухучете подразделяют на долгосрочные и краткосрочные. Краткосрочные нужно погасить в срок до года.

Покажу долгосрочные и краткосрочные обязательства на примерах статей баланса, а также какие пассивы входят в статью и особенности учета.

Сначала расскажу про долгосрочные обязательства.

Заемные средства. Долгосрочные кредиты и займы, срок погашения которых свыше 12 месяцев после даты, на которую составляется баланс.

Сумму кредита отражают сразу при получении, а проценты и другие сопутствующие расходы, например консультационные, — равномерно в течение действия договора.

Отложенные налоговые обязательства. Это часть налога на прибыль, которую организация обязана уплатить, но не в текущем году, а в последующих.

Оценочные обязательства. Резервы предстоящих расходов со сроком исполнения свыше 12 месяцев после отчетной даты.

Это обязательства с условной величиной. Например, компания не согласна с ценой работ по акту подрядчика, и сумму долга определит суд. В бухучете дают наиболее достоверную денежную оценку расходов, которые понадобятся для расчетов по этому обязательству.

Прочие обязательства. Долгосрочные обязательства перед поставщиками, полученные авансы со сроком исполнения обязательства свыше 12 месяцев, суммы целевого финансирования, например гранты, полученные на срок свыше 12 месяцев.

Теперь о краткосрочных обязательствах.

Заемные средства. Краткосрочные кредиты и займы, срок погашения которых менее 12 месяцев после даты, на которую составляется баланс.

Кредиторская задолженность. Задолженность перед поставщиками и подрядчиками со сроком погашения менее 12 месяцев, полученные авансы со сроком исполнения обязательства менее 12 месяцев, текущая задолженность по налогам, страховым взносам и сборам, задолженность по зарплате и перед подотчетными лицами.

На примере зарплаты кредиторская задолженность возникает, когда компания уже начислила зарплату, но еще не выплатила ее. Так, при расчетах с работниками за вторую половину месяца задолженность возникает в последний день месяца. Зарплату компания перечислит в определенную дату уже в следующем месяце — например, пятого числа.

Доходы будущих периодов. Субсидии из бюджета, стоимость имущества, полученного безвозмездно не от участников ООО.

Оценочные обязательства. Резервы предстоящих расходов со сроком исполнения менее 12 месяцев после отчетной даты.

Прочие обязательства. Другие краткосрочные обязательства. Например, расчеты по признанным претензиям.

По какой форме составляют баланс

Бухгалтерский баланс, так же как и отчет о финансовых результатах, — это формы бухгалтерской отчетности. Баланс называют Формой № 1, отчет о финансовых результатах — Формой № 2.

Все юрлица, за исключением кредитных организаций и компаний госсектора, составляют бухгалтерский баланс по форме, которую утвердил Минфин. Последний раз ее меняли в 2020 году.

Малые предприятия, которые имеют право применять упрощенные способы бухучета, могут применять упрощенную форму баланса.

В упрощенной форме баланса заполняют показатели только по группам статей, без детализации по статьям.

Как и в какие сроки сдают баланс

С 2021 года бухгалтерскую отчетность сдают только в электронном виде, с электронной подписью. Бухгалтерский баланс сдается в налоговую инспекцию до 31 марта года, следующего за отчетным.

Так, за 2021 год баланс нужно сдать до 31 марта 2022.

Если организация зарегистрирована в период с 1 октября до 31 декабря, то за первый год существования бухгалтерскую отчетность она не сдает. Показатели за этот период включаются в отчетность года, следующего после регистрации.

Так, компанию создали 1 ноября 2021 года. До 31 марта 2022 бухгалтерский баланс сдавать не нужно. Первый отчет за 2022 год компания сдаст в налоговую до 31 марта 2023. В этот же баланс войдут показатели с 1 ноября и декабря 2021.

Как прочитать составленный баланс

Из баланса можно получить сведения об имущественном положении организации, стоимости основных средств и других активов, величине кредитных обязательств и узнать другие показатели ее деятельности.

Важнейший показатель — итог раздела III, это чистые активы (ЧА) компании. Они же — собственный капитал, разница между активами и обязательствами. Чем меньше ЧА, тем хуже себя чувствует бизнес. Если ЧА меньше уставного капитала, его надо уменьшать до размера ЧА или увеличивать ЧА — вносить дополнительные деньги или имущество. Если ЧА будут отрицательными два года подряд, организацию может принудительно ликвидировать налоговая.

Данные о внеоборотных активах, особенно об основных средствах, важны для изучения контрагента. Если он ведет деятельность по строительству, ремонту, перевозкам, у него, скорее всего, должны быть основные средства. Если их нет — повод задуматься.

Также важен размер уставного капитала — это та сумма, в пределах которой организация отвечает по своим обязательствам. Если он минимальный (10 000 Р ) и другого имущества мало, то долг компания может не выплатить и взять с нее будет нечего.

Слишком большие внеоборотные активы при маленьких оборотных тоже должны насторожить. Возможно, компания закупила слишком много основных средств и теперь есть опасность, что их будет не на что содержать.

Важно проверить соотношение между собственным капиталом и задолженностью — кредиторской задолженностью и заемными средствами. Если задолженность значительно больше капитала, финансовая устойчивость компании может оказаться под угрозой.

О платежеспособности организации, то есть способности в срок гасить долги, говорит коэффициент текущей ликвидности. Чтобы его узнать, надо разделить оборотные активы на краткосрочные пассивы. Если полученный коэффициент больше 1, у организации хорошая платежеспособность. Чем этот коэффициент больше, тем она лучше.

Также можно провести «горизонтальное» сравнение: сравнить одни и те же строки баланса на текущую и прошлые отчетные даты. Например, увеличение собственного капитала говорит об устойчивости положения организации. Увеличение стоимости внеоборотных активов — о том, что компания инвестирует в свою деятельность, имеет долгосрочные планы.

Некоторые показатели могут оцениваться двояко. Например, значительный рост дебиторской задолженности может свидетельствовать как о положительных тенденциях — увеличении объема продаж и спроса, так и об отрицательных — увеличении отсрочки платежа, рост числа неплатежеспособных должников.

Для анализа финансового положения организации нужно правильно прочитать строки баланса.

Как расшифровать аббревиатуры

В самом балансе аббревиатур нет. Там указывают наименования показателей полностью и остатки по счетам бухгалтерского учета.

Есть формулы, которые используют для расчета показателей. В формулах используют обозначения: Дт — это дебет счета, Кт — кредит счета. Счета имеют номера от 01 до 99.

Аббревиатуры есть на титульном листе формы № 1. Их значения я привела в таблице.

Как прочитать аббревиатуры на титуле

Аббревиатура в формеЧто указали в бухгалтерском балансе
ОКУД — общероссийский классификатор управленческой документации. Код присваивается официально утвержденным бланкам документаДля бухгалтерского баланса номер формы по ОКУД 0710001
ОКПО — общероссийский классификатор предприятий и организаций. Этот код присваивает каждой организации Росстат сразу после ее государственной регистрацииКод организации, который указан в справке, выданной территориальным органом Росстата. Код можно найти по ИНН организации на сайте ведомства
ИНН — идентификационный номер налогоплательщикаИНН, который налоговая инспекция присвоила при регистрации организации
ОКВЭД — Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утв. приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст. Коды ОКВЭД2 указывают при госрегистрации. Они обозначают виды деятельности, которыми будет заниматься организацияКоды ОКВЭД2 содержатся в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, который ведет налоговая инспекция. В балансе указывают код основного вида деятельности
ОКОПФ — Общероссийский классификатор организационно-правовых формНапример, для ООО код ОКОПФ — 1 23 00, а для ПАО — 1 22 47
ОКФС — Общероссийский классификатор форм собственностиДля частной собственности используется код 16
ОКЕИ — Общероссийский классификатор единиц измеренияБаланс составляется в тысячах рублей, код по ОКЕИ — 384

Что такое план счетов бухгалтерского учета

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцию по его применению утвердил Минфин.

План счетов состоит из разделов:

В каждом разделе приведены балансовые счета (номер 01—99 ), на которых ведется бухгалтерский учет. Баланс формируется на основе данных бухгалтерского учета — из остатков по счетам.

Как составляют бухгалтерский баланс

Когда составляют бухгалтерский баланс, берут остатки по всем счетам бухгалтерского учета, на которых числились остатки — сальдо. Чаще всего для этого используют оборотно-сальдовую ведомость. Ведомость должна быть с развернутыми субсчетами, где показываются отдельно дебетовые и кредитовые остатки.

Расчеты с поставщиками ведутся на счете 60. В оборотно-сальдовой ведомости отражается остаток 350 000 − 120 000 = 230 000 Р по кредиту счета 60. Это свернутое сальдо.

В балансе задолженность перед «Продторгом» в 350 000 Р — это кредиторская задолженность, которая отражается в пассиве, а аванс «Агропродукту» в 120 000 Р — это дебиторская задолженность, которая отражается в активе. Поэтому для правильного отражения расчетов нужна оборотно-сальдовая ведомость по счету 60, где дебетовое и кредитовое сальдо показано развернуто.

Все статьи бухгалтерского баланса заполняют на основании остатков по счетам. Дт — дебет счета, Кт — кредит счета. Для показателей остатки суммируют или вычитают. В таблицах — формулы, по которым рассчитывают каждый показатель.

Если вы сформировали баланс в учетной программе и хотите разобраться, откуда взялись суммы, нужно сверить строки баланса с остатками по бухгалтерским счетам в оборотно-сальдовой ведомости.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *