Что такое обособленность филиала что она означает
Понятие обособленного подразделения
Присутствие компании на новых территориях необходимо для освоения рыночных ниш. Однако открытие подразделения зачастую вызывает много вопросов. Данные структуры предполагают начисление налогов, которые требуется правильно зарегистрировать и отразить в бухгалтерском учете.
Что такое обособленное подразделение?
Обособленное подразделение компании – это территориально отделенная структура, в которой есть рабочие места с соответствующим уровнем организации. К последним предъявляется дополнительное требование – они должны быть стационарными. Юридическим статусом обособленное подразделение наделяется только тогда, когда открывается оно на срок, превышающий месяц.
Подразделение признается обособленным даже если его появление не зафиксировано в учредительной и распорядительной документаций. Также не имеет значения перечень полномочий, которые возложены на структуру. Последнее правило отражено в пункте 2 статьи 11 НК.
Признаки обособленного подразделения
ОП отвечает двум основным характеристикам:
ВАЖНО! Под рабочим местом, по статье 209 ТК, понимается место, на которое приезжает сотрудник для исполнения своих должностных функций. Рабочее место должно контролироваться работодателем. Под данные стандарты не подходит работа на дому. Квартира сотрудника не может считаться рабочим местом. Под данные признаки не попадает и работа уборщицы, нанятой для уборки офиса клиента. Такое «подразделение» не было открыто головным офисом. Помещения для работы не снимались в аренду, не приобретались. Поэтому в данной ситуации признаки обособленного подразделения отсутствуют. К ОП также не относятся платежные терминалы, банкоматы.
Рассматриваемые признаки определяются на основании следующих факторов:
Под территориальной обособленностью понимается ситуация, при которой адреса головного офиса и его подразделения различаются.
Функции и цели открытия
ОП может создаваться с целью представления интересов компании и их защиты. Открывается оно обычно в следующих целях:
Если дополнительная структура будет выполнять часть функций основного офиса, имеет смысл открывать филиал.
Разновидности
Обособленное подразделение включает в себя две формы:
В большинстве случаев имеет смысл открывать именно филиал. Это более широкое понятие, позволяющее возложить на подразделение различные функции. Вне зависимости от выбранной формы, ОП будет действовать на основании норм, утвержденных главным офисом.
Как открыть обособленное подразделение
Для открытия ОП потребуется создание внутренней документации. Она включает в себя приказ о создании ОП, подписанный членами совета директоров или представителями собрания аукционеров. В приказе указываются сведения:
На приказе должна стоять подпись руководителя центрального офиса. Затем создается Положение об ОП. В нем указываются следующие данные:
Только после создания всех внутренних распоряжений можно приступать к регистрации и к прочим юридическим действиям по оформлению.
Нужно ли регистрировать обособленное подразделение?
О формировании ОП нужно уведомить налоговый орган. А вот регистрация в ПФР и страховых компаниях нужна не всегда. Это обязательная мера только при наличии следующих обстоятельств:
Если все перечисленные признаки отсутствуют, то регистрировать обособленное подразделение не обязательно.
Создание ОП с точки зрения налогообложения
Создание ОП влечет за собой определенные налоговые последствия:
В 2 статье 23 НК указано, что владелец подразделения обязан уведомить налоговые органы о его формировании. В обратном случае будет принято решение о санкциях в виде налоговой или административной ответственности. Размеры штрафов составляют от 10 тысяч рублей до 30 МРОТ.
ВАЖНО! В законе указано, что если налогоплательщик уже принят на учет, дополнительно вступать на него из-за открытия ОП не требуется. Данное правило установлено пунктом 39 постановления Пленума от 28 февраля 2001 года. Оно предполагает случаи, когда ОП открыто на территории муниципального образования, где расположен головной офис.
Сроки
Для постановки на учет требуется подать заявление по форме С-09-3-1. Предоставляется оно, согласно 23 и 83 статье Налогового кодекса, в следующие сроки:
Идти нужно в налоговый орган по месту нахождения ОП.
Нужно ли идти в налоговую, если обособленное подразделение не ведет деятельность?
В налоговом законодательстве принята норма, которую можно читать двояко. Если принимать ее буквально, то в налоговую не нужно подавать заявления до тех пор, пока подразделение не начало вести деятельность. Однако подобное решение может быть чревато для компании.
В законе сказано, что заявление должно быть подано в течение 30 дней после открытия. Если ОП начнет свою деятельность спустя 2 месяца и будет поставлена на учет именно через этот срок, установленное время подачи заявления будет сорвано.
ВАЖНО! Сообщать нужно не только об открытии, но и о закрытии ОП. Заявление о ликвидации составляется по форме N С-09-3-2.
Резюме.
Открытие подразделения учитывается в налоговой инспекции и других органов. Новая структура должна быть зарегистрирована в установленные сроки, иначе придется оплачивать штраф. Существуют четкие признаки ОП, на основании которых образование получает соответствующий юридический статус. Если все признаки не присутствуют, то сформированная структура не может считаться обособленным подразделением.
Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения. Сходства и отличия в теории и на практике.
Многие компании, преследующие цель расширения бизнеса, на практике сталкиваются с проблемами выбора правильной формы закрепления юридического статуса дополнительного офиса или цеха.
Прежде всего оговоримся, что состав терминологии гражданского и налогового права различается. В Налоговом кодексе Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс) отсутствует определение понятия филиал, равно как и понятие представительства. В то же время статья 11 НК РФ определяет, что институты, понятия и термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом. Поэтому указанные термины мы будем применять для целей налогообложения именно в том значении, в котором они используются в гражданском законодательстве.
Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
Исходя из определений, можно сделать вывод, что главное отличие филиала и представительства друг от друга состоит в их функциональном назначении: представительство лишь представляет интересы юридического лица в его взаимоотношениях с участниками гражданского оборота, например, выполняет функции ведения переговоров и последующего заключения сделок, а также защиты интересов организации в судебных органах.
Филиал также представляет интересы юридического лица, т.е. в том числе выполняет функции представительства. Однако, помимо этого филиал осуществляет все или часть функций юридического лица. Иначе говоря, филиал не только ведет переговоры и совершает от имени юридического лица сделки, но и выполняет фактические действия, направленные на исполнение заключенных договоров, т.е. ведет производственную, торговую или иную деятельность, осуществлением которой занимается само юридическое лицо. При этом филиал может выполнять все виды деятельности организации либо некоторые из них.
Рассмотрев оба понятия, мы можем выделить признаки, схожие как для филиала, так и для представительства. Первый и самый, пожалуй, определяющий признак сводится к тому, что ни филиал, ни представительство не являются юридическими лицами, т. е. самостоятельными участниками гражданского оборота, а вступают в гражданские, трудовые, налоговые и иные правоотношения от имени юридического лица, их создавшего. На практике этот признак находит свое отражение в следующем:
-сделки от имени филиала или представительства заключает само юридическое лицо;
-оно же несет ответственность по обязательствам, возникшим в связи с их деятельностью;
При отсутствии такой доверенности исковое заявление возвращается без рассмотрения на основании п. 2 ч. 1 ст. 108 АПК РФ».
Аналогичный вывод содержится и в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации». В силу п. 9 данного Постановления филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц. Ответственность за неисполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующий филиал (представительство).
Руководствуясь данной правовой позицией, ФАС Московского органа в своем Постановлении от 15 апреля 2009 г. № КА-А40/1708-09 отметил, что филиалы не являются субъектами налоговых правоотношений, следовательно, не могут быть привлечены к налоговой ответственности, поскольку к ответственности за действия (бездействия) филиалов может быть привлечено только юридическое лицо.
Территориальная обособленность, или расположение вне места нахождения организации, также является важным определяющим признаком как филиала, так и представительства. В соответствии с п. 2 и 3 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации и указывается в его учредительных документах.
В соответствии с противоположной теорией, под местом нахождения юридического лица следует считать не конкретный почтовый адрес, содержащийся в ЕГРЮЛ, а принадлежность к определенному субъекту Российской Федерации (например, Санкт-Петербург). Следуя логике этого предположения территориальная обособленность как признак филиала или представительства означает, что создать их юридическое лицо может лишь вне места своего нахождения, т.е. в ином субъекте Российской Федерации. Однако, на практике можно заметить, что налоговые органы, руководствуясь по большей части Налоговым кодексом и не углубляясь в теоретические аспекты гражданского законодательства, не ограничивают налогоплательщиков в праве создавать филиалы и представительства в том же субъекте Российской Федерации, где располагается само юридическое лицо.
Имущественная обособленность филиалов и представительств как следующий важный их признак означает, что во-первых, они вправе иметь имущество, выделенное юридическим лицом на отдельный баланс, а во-вторых, вправе иметь отдельный расчетный счет. При этом, согласно Письму УМНС РФ по г. Москве от 09.06.2004 N 23-10/1/38453 выделение филиала или представительства на отдельный баланс определяется учредительными документами организации, в том числе ее уставом и положением о данном филиале или представительстве. Однако на это имущество и денежные средства филиалы и представительства не обладают правом собственности, оперативного ведения или хозяйственного управления – вещными и обязательственными правами на них обладает само юридическое лицо, а филиал или представительство лишь фактически владеют и пользуются ими.
Филиалы и представительства организационно обособлены от создавшего их юридического лица. Это означает, что их руководители назначаются юридическим лицом и действуют на основании выданной им доверенности. О важности доверенности как документа, определяющего полномочия руководителя филиала или представительства, говорится в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ», где в частности, указано:
«Необходимо иметь в виду, что соответствующие полномочия руководителя филиала (представительства) должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, положении о филиале (представительстве) и т.п., либо явствовать из обстановки, в которой действует руководитель филиала.
При разрешении спора, вытекающего из договора, подписанного руководителем филиала (представительства) от имени филиала и без ссылки на то, что договор заключен от имени юридического лица и по его доверенности, следует выяснять, имелись ли у руководителя филиала (представительства) на момент подписания договора соответствующие полномочия, выраженные в положении о филиале и доверенности. Сделки, совершенные руководителем филиала (представительства) при наличии таких полномочий, следует считать совершенными от имени юридического лица.
Необходимо также учитывать, что руководитель филиала (представительства) вправе передоверить совершение действий, на которые он уполномочен доверенностью, другому лицу с соблюдением правил, предусмотренных статьей 187 Кодекса».
Филиалы и представительства действуют на основании отдельного документа (Положения), который является внутренним документом организации (т.е. не подлежит государственной регистрации) и утверждается органом, в компетенцию которого входит принятие решения о создании филиала или представительства. Отметим при этом, что какие-либо требования к содержанию Положения законодательством не установлены.
Сведения о филиалах и представительствах должны быть отражены в учредительных документах создавшего их юридического лица. Об этом говорят, например, п. 5 ст. 5 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», п. 6 ст. 5 Федерального закона «Об акционерных обществах», п. 5 ст. 5 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
Налогоплательщики нередко спрашивают, имеет ли смысл вносить сведения о филиале или представительстве в новую редакцию Устава, принимаемую в соответствии с требованиями Федерального закона № 312-ФЗ от 30.12.2008г. На этот вопрос однозначно ответил Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в своем постановлении от 17 декабря 2009 г. N Ф04-7560/2009 по делу N А03-6220/2009: сведения о филиале должны быть отражены и в новой редакции Устава общества.
Компании часто забывают о том, что принятия одного решения о создании филиала или представительства и постановки их на налоговый учет недостаточно. Необходимо также внести соответствующие изменения в учредительные документы организации. Итак, для открытия филиала или представительства необходимо пройти следующие шаги:
-принять решение о создании филиала/представительства компетентным органом, определенным законом и уставом;
-внести в учредительные документы организации соответствующие изменения в части указания сведений о конкретном филиале или представительстве, решение о создании которого принято;
-наконец, поставить организацию на налоговый учет по месту нахождения созданного филиала/представительства.
Еще совсем недавно налогоплательщикам необходимо было пройти все три этапа процедуры самостоятельно, обивая пороги кабинетов налоговых органов с целым томом документов, подтверждающих факт создания филиала или представительства и внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ и учредительные документы. Этот порядок был упрощен в части постановки на налоговый учет Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ, который вступил в силу 2 сентября 2010 года. Теперь постановка на учет, учет изменений в сведениях, снятие с учета организации в налоговом органе по месту нахождения филиала и представительства осуществляются на основании сведений ЕГРЮЛ. Это означает, что после внесения изменений в ЕГРЮЛ и в учредительные документы в связи с созданием филиала или представительства регистрирующий орган передает файл, содержащий соответствующие сведения в налоговый орган по месту нахождения организации, а тот в свою очередь – в налоговый орган по месту создания филиала или представительства. Последнему отводится пять дней для постановки на налоговый учет организации по месту нахождения ее филиала или представительства. Налогоплательщику остается лишь получить в этом налоговом органе Уведомление о постановке на налоговый учет.
Однако хочется добавить, что упрощение на первый взгляд данной процедуры требует разработки детального механизма для отлаживания процесса взаимодействия налоговых органов. К примеру, на сегодняшний день далеко не показательный пример дает МИФНС № 46 по Москве – регистрирующий орган, в практике которого встречались случаи непредставления данных о созданном филиале в налоговый орган по месту нахождения организации, что существенно затягивало процесс постановки филиала на налоговый учет. Для исключения подобных ситуаций рекомендуем налогоплательщикам не дожидаться исполнения Межрайонной инспекцией своих функций, а после внесения сведений в ЕГРЮЛ самостоятельно обращаться в налоговую инспекцию по своему месту нахождения и лоббировать направление соответствующего запроса в регистрирующий орган.
С какого момента следует считать созданным филиал или представительство? Ответ на этот вопрос можно найти в Письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 16 декабря 2009 г. № 03-02-07/1-541: датой создания филиала (представительства) организации является дата внесения в ЕГРЮЛ сведений о нем.
Мы рассмотрели сходства между филиалом и представительством и различия между ними, определили порядок постановки их на учет. Теперь стоит поговорить еще об одном понятии, используемом в законодательстве и на практике, а именно обособленное подразделение юридического лица.
Таким образом, Налоговый кодекс РФ выделяет еще один вид обособленного подразделения юридического лица, отличный от филиала и представительства.
Мы определили, что филиалы и представительства обладают целым рядом признаков, отличающих их не только от юридических лиц, но и от иных обособленных подразделений, а именно:
1) расположение вне места нахождения организации;
2) наделение имуществом создавшей их организацией;
3) наличие о них сведений в учредительных документах юридического лица и в ЕГРЮЛ;
4) наличие отдельного документа (Положения), утвержденного надлежащим образом, на основании которого они действуют;
5) назначение их руководителей компетентным органом организации и осуществление их полномочий на основании доверенности, выданной организацией;
6) осуществление всех функций организации или их части (для филиала);
7) представление интересов организации и осуществление их защиты (для представительств).
Причем судебные органы исходят из того, что для квалификации обособленного структурного подразделения в качестве филиала или представительства необходимо наличие непременно всех признаков, приведенных в ст. 55 ГК РФ (см. Постановление ФАС Московского округа от 04.07.2007 N КА-А41/5937-07-П). И отсутствие хотя бы одного из них означает, что такое подразделение юридического лица не может быть признано филиалом или представительством.
Исходя их определения, приведенного в НК РФ, обособленное подразделение характеризуется для целей налогообложения следующими признаками: наличие рабочих мест, которые являются стационарными, оборудованными, созданными вне места нахождения самой организации на срок более месяца, по месту нахождения которых осуществляется деятельность этой организации.
Дело в том, что согласно пп. 1 п.3 ст. 346.13 НК РФ организации, имеющие филиалы и/или представительства теряют право на применение упрощенной системы налогообложения. Однако этот запрет не распространяется на иные обособленные подразделения, созданные с соблюдением норм налогового законодательства. Поэтому налогоплательщик, заинтересованный в наличии у него права на применение упрощенной системы налогообложения, должен иметь в виду это правило при создании структурного подразделения.
Примечательно, что несмотря на видимые признаки, факт создания филиала, а не обособленного подразделения, налогоплательщикам удавалось оспорить в суде, отстаивая свое право на применение желаемой «упрощенки». При рассмотрении подобных дел суды исходили из следующего.
В целях применения норм об упрощенной системе налогообложения недостаточно одного закрепления решения о создании филиала или представительства на бумаге. Общество должно совершать конкретные фактические действия, направленные на осуществление деятельности через свой филиал или представительство. Например, по одному делу суд заметил, что общество не утверждало Положения о филиале, не назначало его руководителя, филиалу не передавалось никакого имущества, для его функционирования не оборудовано ни одного рабочего места, на налоговый учет по месту нахождения филиала общество не вставало. Помещение для размещения филиала по адресу, указанному в дополнениях в учредительные документы Общества, в пользование обществу собственником не передавалось, договор аренды также не заключался. Кроме того, суд пояснил, что из положений пп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ следует, что право применения упрощенной системы налогообложения не предоставляется только тем организациям, которые фактически имеют обособленные подразделения, наделенные всеми функциями филиала и образованные в соответствии с требованиями гражданского законодательства. В данном случае указанное в учредительных документах общества подразделение фактически не существует, а потому общество не может считаться имеющим филиал. Внесение дополнений в учредительные документы, касающихся создания филиала, в случае, когда филиал фактически не создан, само по себе не может свидетельствовать о несоответствии общества требованиям, установленным в пп. 1 п. 3 ст.346.12 НК РФ (см. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 июля 2009 г. N А56-40765/2008).
В другом случае суд пришел к выводу, что созданное обществом обособленное подразделение, по существу, не обладает признаками филиала, определенными статьей 55 ГК РФ, поскольку не представляет интересы общества, учредители общества не наделили его функциями и полномочиями, предусмотренными названной статьей (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 августа 2010 г. по делу N А32-4638/2010).
Помимо отсутствия оснований для утраты права на применение упрощенной системы налогообложения, у обособленных подразделений, в отличие от филиалов и представительств, есть еще одно преимущество. Заключается оно в том, что постановка на учет обособленного подразделения значительно проще, нежели филиала или представительства. Во-первых, для этого не требуется оформления соответствующего решения. Во-вторых, нет необходимости внесения сведений об обособленном подразделении в учредительные документы и в ЕГРЮЛ. Достаточно лишь встать на налоговый учет по правилам ст. 83 НК РФ. Это исключение приобретает особую актуальность в случае поочередного создания нескольких обособленных подразделений в течение небольшого промежутка времени, что позволяет сэкономить и время, отведенное регистрирующему органу для исполнения государственной функции, и госпошлину. Особенно в тех субъектах, где механизм передачи данных о создании филиалов и представительств в соответствии с новыми правилами еще не отработан и она происходит с большими задержками.
В любом случае, даже несмотря на всю организационную простоту оформления и деятельности обособленного подразделения, не забывайте о том, что современные обычаи делового оборота диктуют актуальные правила ведения бизнеса и требуют от его участников юридически правильного закрепления формы построения предпринимательских отношений.
ВНИМАНИЕ!
Завтра на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повысьте свою ценность как специалиста в глазах директора. Смотреть полную программу
Обособленное подразделение организации
Для расширения масштабов бизнеса и освоения новых рынков организация может создать филиал или представительство. И то, и другое – обособленное подразделение юридического лица. Давайте разберемся с этим понятием, с видами подразделений и их характерными чертами.
Что такое обособленное подразделение
Определение обособленного подразделения (ОП) дано в пункте 2 статьи 11 Налогового кодекса. Им признается любое территориально обособленное подразделение организации, по месту нахождения которого на срок более месяца оборудованы стационарные рабочие места. Из этого следует, что ОП обладает такими характеристиками:
Чтобы структура была признана обособленным подразделением, должны исполняться все указанные выше условия.
В пункте 2 статьи 11 НК РФ также сказано о том, что обособленное подразделение юридического лица признается таковым вне зависимости от таких обстоятельств:
Теперь подробнее рассмотрим характерные черты обособленного подразделения.
Отдельная территория
Под территориальной обособленностью понимается несовпадение места расположения подразделения с адресом головной организации. При этом ОП может находиться как в другом, так и в том же населенном пункте, что и юридическое лицо.
Под местом нахождения основной организации понимается ее юридический адрес, то есть тот, который фигурирует в ЕГРЮЛ. Если по нему располагается головной офис, а иная структура расположена по любому другому адресу, то это может быть обособленным подразделением. Конечно же, в том случае, если исполняются все остальные условия.
Рабочие места
Обособленное подразделение юридического лица должно иметь хотя бы одно оборудованное рабочее место. В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса, им является место, где работнику надо находиться либо куда нужно прибыть для выполнения работы. Это место прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Оборудование рабочего места подразумевает установку мебели, техники, приобретение необходимых инструментов или иных средств производства. Причем на рабочем месте сотрудник должны исполнять свои обязанности. Отсюда следует, что если рабочее место создано, но на него никто не нанят, то такая территория не является обособленным подразделением.
Еще одна важная характеристика рабочего места в ОП – оно должно быть стационарным, то есть созданным на месяц и более. При этом сотрудник не обязан трудиться здесь постоянно. Если он будет являться для исполнения работы время от времени, это ничего не поменяет.
Подконтрольность работодателю
Территория, на которой расположено стационарное рабочее место, должна быть подконтрольна головной компании. Только при исполнении этого условия можно говорить, что создано обособленное подразделение юридического лица. Из этого следует, в каких случаях ОП не создается:
В этих случаях работники трудятся на местах, которые созданы на территории, неподконтрольной работодателю.
Виды ОП
В статье 55 Гражданского кодекса говорится о двух видах особенных подразделений:
Оба указанных типа ОП не признаются самостоятельными юрлицами, не имеют собственного имущества. Свою деятельность они ведут от имени головной организации. Ею же разрабатывается положение о филиале или представительстве и назначается его руководитель. Информация о подразделениях этих типов вносится в ЕГРЮЛ. Различие же между этими видами ОП в наборе функций – у филиала они шире.
Других типов подразделений в Гражданском кодексе нет, однако в Налоговом кодексе встречается понятие «иное обособленное подразделение». Это дает право организациями открыть ОП, не являющееся ни филиалом, ни представительством.
О том, как обособленным подразделениям платить налоги и сдавать отчетность, читайте в этой статье.
Нужно ли сообщать в ФНС
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 НК РФ, организация должна уведомить ФНС обо всех созданных ею ОП, кроме филиалов и представительств. Таким образом, если создается обособленное подразделение юридического лица иного типа, у налогоплательщика возникает обязанность уведомить об этом налоговую службу.
Для этого разработана форма № С-09-3-1, утвержденная приказом ФНС от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@. О создании простого ОП нужно сообщить в течение месяца. Если в сведения о нем вносятся изменения, то такая информация должна быть представлена в налоговый орган в течение 3 дней.
Если же открывается филиал или представительство, то порядок сообщения другой. Такая информация вносится в ЕГРЮЛ, а для этого нужно направить в ИФНС форму Р14001. Налоговая инспекция получит все нужные данные о филиале (представительстве) из реестра юридических лиц.
Когда обособленное подразделение закрывается, об этом также нужно уведомить ИФНС в трехдневный срок. Причем согласно пункту 3.1 статьи 23 НК РФ, требование распространяется на все типы обособленных подразделений, в том числе на филиалы и представительства. В таком случае применяется форма № С-09-3-2, которая также есть в приказе № ММВ-7-6/362@.
Итак, мы разобрались, что значит обособленное подразделение и каким оно может быть. Осталось добавить, что при работе через ОП, о создании которого в ИФНС в установленном порядке данные поданы не были, можно получить штраф. Если это филиал или представительство, то в соответствии со статьей 14.25 КоАП он составит 5 000 рублей. Наличие ОП иного вида могут расценить как непредставление ИФНС необходимых для контроля сведений и назначить штраф 200 рублей по пункту 1 статьи 126 НК РФ.
Кроме того, есть случаи, когда отсутствие информации об обособленном подразделении расценивалось, как нарушения порядка постановки на налоговый учет. В соответствии с пунктом 1 статьи 116 НК РФ, за это положен штраф 10 000 рублей.