Что такое обпр в школе
Развитие коммуникативной компетентности у детей сирот и детей,ОБПР
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Развитие коммуникативной компетентности у детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях образовательного учреждения.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Условия социально-экономической и политической нестабильности в стране, привели к резкому падению уровня жизни большинства населения и особенно болезненно отразились на судьбе социально незащищенных его слоев, прежде всего детей-сирот.
Одной из главных проблем современности является проблема сиротства.
По числу сирот, приходящихся на каждые десять тысяч детей, наша страна занимает первое место в мире, а всего у нас, как показывает статистика 2014 года, свыше 630 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно федеральному закону от 21.12.1996 №159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детьми-сиротами считаются лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, живут в детском доме период своей жизни, в котором закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремлённость, т.е. период детства. Эти духовные качества личности развиваются в условиях родительской любви, когда семья создаёт у ребёнка потребность быть преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям. К сожалению, в детских домах, где воспитываются дети-сироты, среда обитания приютская и нет условий для формирования этих качеств. Необходимо создать благоприятную среду для развития личных качеств детей-сирот и формирования устойчивой к внешним факторам личности.
Одна из важнейших задач образовательных учереждений – формирование коммуникативных компетенций у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Процесс беспрепятственного общения является необходимым условием для организации контактов между людьми в ходе совместной деятельности. Коммуникация возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах деятельности, оказывая влияние на психическое развитие ребенка и формирование личности в целом.
Способность к общению не является врожденной, она формируется в процессе приобретения жизненного опыта, контактов с другими людьми. Вначале развитие ребенка обусловлено общением с близкими взрослыми, но с появлением в его окружении новых людей, круг его общения постепенно расширяется. В общении возникают более или менее устойчивые представления ребенка о самом себе. Именно ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты.
Иными словами, важно развивать коммуникативные компетенции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данная задача должна выполняться различными образовательными учреждениями.
Степень научной разработанности проблемы.
Выбранную нами тему исследования представляют труды отечественных (Г.М. Андреева, Н.А. Бердяев, Л.И. Божович, Ф.М. Валиева, С.Г. Вершловский, М.Т. Громкова, А.А. Змеев, И.А. Колесникова, В.Т. Лисовский, Е.И. Огарев, В.Г. Онушкин, С.Л. Рубинштейн, А.А. Ухтомский и др.) и зарубежных (А.А. Реан, К. Манхейм) ученых, раскрывающие сущность и содержание процессов социализации и развития коммуникативных навыков.
Существенный вклад в изучение факторов, нарушающих процесс социального становления личности (в том числе воспитанников сиротских учреждений) и приводящих к ее дезадаптации внесли Б.Н. Алмазов, В.Г. Асеев, С.А. Беличева, З.Г. Данилова, Е.Н. Дзятковская, Т.С. Кичигина, С. Макаренко, В. Москвина, А.В. Мудрик, И.Б. Назарова, В.А. Никитин, Л.Д. Столяренко, Ю.О. Яблоневская и др.
Анализ научных трудов и практики по развитию коммуникативных компетенций у детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
позволяет выделить следующие противоречия:
— между необходимостью развития коммуникативных компетенций у детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и недостаточным обоснованием научного и организационно-методического обеспечения данного процесса;
Цель : теоретическое обоснование и практическая реализация программы по развитию коммуникативных компетенций у детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях образовательного учреждения
Объект исследования: коммуникативных компетенций у детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях образовательного учреждения
Предмет исследования: развитие коммуникативных компетенций у детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях образовательного учреждения
Гипотеза исследования: эффективность развития компетенций у детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей может быть обеспечена при условии разработки и реализации программы по развитию коммуникативных компетенций у детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях образовательного учреждения.
1. Провести теоретический анализ понятий «коммуникативные компетенции», «коммуникативные способности», «общение»;
2. Изучить особенности развития коммуникативных компетенций у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях образовательного учреждения;
3. Рассмотреть опыт образовательных учреждений по развитию коммуникативных компетенций у детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России и Ульяновской области ;
4. Организовать эмпирическое исследование по выявлению основных проблем детей из семей, находящихся в социально опасном положении;
5. Разработать программу по развитию коммуникативных компетенций у детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях социально-реабилитационного центра ;
6. Реализовать программу по развитию коммуникативных компетенций у детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях образовательного учреждения.
Методы исследования: Для решения поставленных задач использовалась совокупность взаимодополняющих теоретических и эмпирических методов:
— Теоретические методы: анализ научной и методической литературы с целью изучения и обобщения опыта, сравнительно-сопоставительный анализ, теоретическое обобщение.
— Эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, тестирование, графическая интерпретация результатов исследования.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования разработанной программы в образовательных учреждениях с целью развития коммуникативных компетенций у детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
База исследования: Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ульяновский техникум отраслевых технологий и дизайна»
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложения.
5. А.В. Сластенина. Гуманитарные основы педагогического образования. АСПЕКТ-ПРЕСС, 2000. – 362 с.
8. Данилова, З.Г. Разработка модели ресоциализации детей-сирот в колледже.
Изд-во ФИРО, 2008. – 180 с.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Презентация была опубликована год назад пользователемСветлана Голова
Похожие презентации
Презентация на тему: » Особенности детей ОБПР. Депривация. Воспитание девочек и мальчиков.» — Транскрипт:
1 Особенности детей ОБПР. Депривация. Воспитание девочек и мальчиков.
2 Кратко формулируя особенности детей, оставшихся без попечения родителей, можно сделать следующие выводы: 1. Недостаточное интеллектуальное развитие ребенка может заключаться и выражаться в ослаблении или несформированности, неразвитости познавательных процессов, неустойчивости внимания, слабой памяти, слабо развитого мышления низкой эрудиции и т.д. 2. Совместная деятельность и общение детей со сверстниками. 3. Проблема половой идентификации воспитанников интернатных учреждений.
3 4. Проблемы нравственного развития личности воспитанников. 5. Социализация детей –сирот. 6. Проблемы эмоционально-волевого развития воспитанников.
4 Центральную роль в развитии уверенности ребенка в себе играет, вера родителя в ребенка. Родитель должен показать ребенку, что он является важным членом семьи и значит для нее больше, чем все связанные с ним проблемы.
5 забыть о прошлых неудачах; помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей; позволить ребенку начать «с нуля», опираясь на то, что родитель верит в него, в его способность достичь успеха; помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.
6 для того, чтобы поддержать ребенка, необходимо: 1. Опираться на сильные стороны ребенка. 2. Избегать подчеркивания промахов ребенка. 3. Показывать, что Вы удовлетворены ребенком. 4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь к ребенку.
7 5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться. 6. Проводить больше времени с ребенком. 7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком. 8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.
8 9. Уметь взаимодействовать с ребенком. 10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно. 11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний. 12. Принимать индивидуальность ребенка.
9 13. Проявлять эмпатию и веру в Вашего ребенка. 14. Демонстрировать оптимизм.
11 стадий адаптации ребенка в новых условиях: «МЕДОВЫЙ МЕСЯЦ» «РЕГРЕССИЯ «ПРИВЫКАНИЕ»
12 Критические периоды 1 месяц 3 месяца 6 месяцев 1 год
13 Постоянная готовность общаться с ребенком еще один путь к завоеванию его доверия.
14 Задачи: 1. Подготовить ребенка к жизни 2. Удовлетворять потребность ребенка в общении 3. Быть «предсказуемым» 4. Выполняйте свои обещания 5. Будьте честны с детьми 6. Не обсуждайте своего ребенка с посторонними людьми
15 7. Уважайте чувства своих детей 8. Создайте устойчивую эмоциональную обстановку в семье
16 Как завоевать доверия у приемного ребенка: Дайте ему время, чтобы адаптироваться в вашем доме, в вашей семье. Не требуйте от ребенка слишком многого сразу же, как только вы его приняли в семью. Сдерживайте свои эмоции, если ребенок сделал что-то не так, как вы хотели, недостаточно быстро или качественно. Если вы начали замечать, что на каком-то этапе ребенок начал замыкаться в себе, перестал с вами общаться, попытайтесь проанализировать эту ситуацию, вспомните предшествовавшие ей случаи.
17 Признаки привязанности: ребенок отвечает улыбкой на улыбку; не боится смотреть в глаза и отвечает взглядом; стремится быть ближе к взрослому, особенно когда страшно или больно, использует родителей как «надежную гавань»; принимает утешения родителей; испытывает соответствующую возрасту тревогу при расставании; переживает положительные эмоции, играя с родителями; испытывает соответствующую возрасту боязнь незнакомых людей.
18 Формирование детско-родительской привязанности проходит ряд последовательных стадий: Стадия недифференцированных привязанностей (1,5-6 мес.) Стадия специфических привязанностей (7-9 мес.) Стадия множественных привязанностей (11-18 мес.)
19 ДЕПРИВАЦИЯ «психическое состояние, возникающее в результате таких жизненных ситуаций, где ребенку не предоставляется возможности для удовлетворения основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени».
20 Виды деприваций : Материнская депривация. Сенсорная депривация. Двигательная депривация. Эмоциональная депривация.
24 Особенности воспитания мальчиков и девочек
25 мальчики и девочки растут и развиваются по-разному: 1. Девочки более послушны, чем мальчики 2. Мальчики больше хотят отличиться 3. Мальчики более изобретательны, чем девочки 4. Девочки более работоспособны, чем мальчики 5. Мальчики занимают больше места 6. Мальчики большую часть информации воспринимают зрением, а девочки – на слух
36 Контакты центра: Телефон: Сайт: Группа на сайте в контакте: «Семейный очаг» Группа на сайте Одноклассники:
Социальная работа с детьми ОБПР
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей (ОБПР) ОБРАЗЕЦ ЗАГОЛОВКА
К детям, оставшихся без попечения родителей, относятся дети в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением родительских прав, ограничением родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбытием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых об обвиняемых в совершении преступлений, уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка, оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке
Социальное сиротство – это социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. Социологи установили круг причин возникновения социального сиротства сегодня: отказ от детей при рождении, лишение родительских прав из-за полного равнодушия к проблемам детей, их здоровью, воспитанию, порой из-за угрозы для жизни, жестокого обращения, насилия. Подобное наблюдается в семьях алкоголиков, наркоманов, психически недееспособных, а также среди родителей, находящихся в местах заключения, на длительном принудительном лечении.
Нормативно-правовая база “Декларация прав человека и гражданина” (1948); “Декларация прав ребенка” (1959); “Конвенция о правах ребенка” (1989) Конституция Российской Федерации (в ст. 7) Федеральный закон “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” (1996, а также редакции 1998 и 2002 гг.) “О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав” (1993), “О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества” (1993).
Основное содержание социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в: защите их прав, контроле за условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем. Реализация этих задач возлагается на органы опеки и попечительства. На них возлагаются обязанности по выявлению, учету и избранию форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также по контролю за условиями их содержания, воспитания и образования. Они обязаны в трехдневный срок со дня получения сообщения провести обследование условий жизни ребенка и обеспечить его защиту и устройство.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление/удочерение, под опеку/попечительство или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в соответствующие учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Законодательство отдает приоритет семейным формам устройства детей, как наиболее отвечающим потребностям ребенка и создающим оптимальные условия для его социализации, воспитания и развития.
Дом ребенка – учреждение здравоохранения, предназначенное для воспитания и оказания медицинской помощи детям сиротам, подкинутым детям, детям родителей, не имеющих возможности воспитывать своих детей, и детям с дефектами физического и психического развития. В доме ребенка воспитываются дети от рождения до 3 лет, дети с дефектами физического и психического развития до 4 лет. Дети попадают в дом ребенка из роддомов (отказные дети), из больниц и из семей. Основная деятельность дома ребенка – воспитательная и лечебно-оздоровительная. Дети, находящиеся в доме ребенка обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем и игрушками в соответствии с утвержденными нормативами. Выписка детей из дома ребенка производится при возвращении их в семью, переводе в детский дом системы образования, дом-интернат системы социального обеспечения или передаче их на усыновление, опеку.
Детский дом – государственное образовательно-воспитательное учреждение, в котором обеспечивается содержание, развитие, образование и воспитание детей в возрасте от 3 до 18 лет, лишившихся попечения родителей (вследствие их смерти, лишения родительских прав, отобрания детей в установленном порядке и других причинах), а также детей одиноких матерей, испытывающих затруднения в их содержании и воспитании. Различают детские дома для детей дошкольного возраста (3-7 лет), школьного возраста (7-18 лет) и смешанного типа. В детский дом принимаются дети из домов ребенка, от населения, частных лиц (в том числе родителей, родственников), из приемников-распределителей системы МВД.
Основная задача детского дома: создание детям условий для воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовка их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Они обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем по установленным нормам, игрушками, школьными принадлежностями. Воспитанники принимают участие в самообслуживании, работают в мастерских, на опытном участке, занимаются в различных кружках, секциях, участвуют в спортивных соревнованиях и творческих конкурсах. Выпускники детского дома могут быть возвращены родителям, лицам их замещающим, или направлены для поступления в ВУЗы, техникумы или на работу. Все воспитанники детского дома школьного возраста, как правило, обучаются в ближайшей общеобразовательной школе.
Приют – государственное специализированное учреждение системы социальной защиты населения, форма помощи детям-сиротам и детям, оказавшимся в трудной ситуации. Приюты создаются также общественными организациями. Приют – учреждение временного пребывания ребенка. Главными задачами сотрудников приюта являются: оказание детям психолого-педагогической поддержки, их социализация, а также – определение дальнейшей судьбы ребенка. Приют является местом круглосуточного пребывания ребенка с соответствующими целями. Приют в основном рассчитан на детей, недавно оставшихся без попечения родителей, из кризисных семей, на детей, сбегающих из интернатных учреждений. Основной задачей приюта данного типа является диагностика наличной ситуации, в которой находится ребенок, и определение его дальнейшей судьбы. В подобные приюты ребенка чаще всего определяют органы опеки, социальные работники, специалисты интернатных учреждений.
Центры временного содержания – форма временного устройства ребенка, организуемая с целью оказания ему экстренной специализированной помощи. Такая помощь бывает, необходима, когда ребенка в срочном порядке изымают из семьи, когда возникает потребность в организации срочной психолого-педагогической или социальной поддержки. Важным направлением работы центров является организация коррекционно-реабилитационных мероприятий. Чаще всего подобные центры создаются органами социальной защиты населения, а также общественными организациями.
Усыновление (удочерение) – это специальная мера защиты ребенка, при которой юридически устанавливаются родственные связи между ребенком и человеком или супружеской парой, не являющимися его родными отцом или матерью [11,с.59]. Это лучшая для ребенка, оставшегося без попечения родителей, форма его устройства. Важным обстоятельством, для воспитания и развития является то, что в случае усыновления (удочерения) ребенок обретает именно семью, а не какую-либо ее замену. Семья усыновителей (удочерителей) является новой юридической и фактической семьей ребенка, в которой он обретает статус родного ребенка. Ребенок может получить фамилию усыновителей (удочерителей), и даже новое имя. Все права и обязанности усыновленного (удочеренного) ребенка приравниваются к правам и обязанностям родных детей.
Семейный детский дом (приемная семья) – форма организации жизнедеятельности детей-сирот. Граждане (супруги или отдельные лица, не состоящие в браке), взявшие на воспитание не менее 8 детей, именуются родителями-воспитателями, дети, передаваемые на воспитание в приемную семью, именуются приемными детьми, а такая семья – приемной. Дети находятся на полном государственном обеспечении, родители-воспитатели получают денежное пособие. Работа приемных родителей включается в трудовой стаж. В семейных детских домах создаются условия, приближенные к нормальной семейной жизни. В семьях воспитываются дети от 3 до 18 лет. Выпускники пользуются льготами воспитанников детских домов.
Временная приемная семья – форма устройства ребенка, когда его на время помещают в семью, до разрешения его проблем и определения его дальнейшей судьбы. Временную приемную семью отличает от опекунской или семьи усыновителя, прежде всего то, что эта семья профессиональных специалистов: психологов, педагогов, медиков, социальных работников. Если обратиться к зарубежному опыту, то можно выделить несколько ее признаков: наличие у временных родителей определенной профессиональной квалификации, соответствующей психолого-педагогической подготовке; оплата услуг деятельности такой семьи, время нахождения ребенка в семье учитывается в качестве рабочего стажа приемных родителей; работа временных родителей происходит в их собственном доме.
Фостеровская (замещающая) семья – это одна из разновидностей приемной семьи, новое явление для нашего общества. Как правило, деятельность такой приемной семьи необходима тогда, когда дети в срочном порядке изымаются из семьи в силу различных обстоятельств, таких как кризисная ситуация в родной семье, болезнь или отсутствие родителей.
Детские деревни SOS – это особый тип детского дома с семейным воспитанием. В детских деревнях воспитывают детей в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и культурными традициями каждой конкретной страны вне рамок определенной религии [1,с 54]. Первая детская деревня была создана в 1949 году австрийским педагогом Германом Гмайнером.
В основе деятельности детских деревень лежат следующие основные принципы: 1. Мать в детской деревне – глава семьи. Работа в этом качестве одновременно призвание и профессия. На эту роль по конкурсу отбирают одиноких женщин, готовых отдать свою любовь обездоленным детям. Перед тем, как возглавить семью, мамы-воспитательницы проходят необходимое обучение. 2. В детской деревне воспитываются дети разного возраста, родных братьев и сестер при приеме в детскую деревню никогда не разделяют. 3. Каждая семья постоянно проживает в уютном отдельном доме, самостоятельно ведя хозяйство. Деревня состоит из 12-15 семейных домов. Детская деревня – это не просто комплекс зданий для постоянного проживания воспитанников и мам-воспитательниц, прежде всего, это общество единомышленников. 4. Руководство нетрадиционным детским учреждением осуществляет директор детской деревни, который со своей семьей живет в деревне, активно помогая каждой семье.
Государственные гарантии детям ОБПР При получении образования. Для реализации права на образование гражданам, нуждающимся в социальной помощи, государство полностью или частично оплачивает расходы на их содержание в период. Федеральный Закон «Об образовании» предусматривает прием детей-сирот, оставшихся без попечения родителей в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов. Лица данной категории зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими государственного или муниципального учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования. Кроме того, им выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении
В области труда и занятости. Главной задачей государства в сфере труда и занятости выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является предоставление им равных возможностей в реализации права на труд и выбор профессии с помощью различных мероприятий. Включая профессиональную подготовку, установление квот, стимулирование работодателей к приему этих граждан на работу, а также резервирование отдельных видов работ для трудоустройства таких граждан
При медицинском обслуживании. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении. В том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета. Кроме того, им предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показателей, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно.
В жилищной сфере. Одним из важнейших вопросов, с которым сталкиваются выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является вопрос обеспечения жилой площадью. Защита жилищных прав осуществляется в следующих направлениях: закрепление и предоставление жилья, контроль за его фактическим использованием, до наступления совершеннолетия выпускников государственных учреждений, контроль при заключении сделок с жилыми помещениями, принадлежащими несовершеннолетним выпускникам.
Домашнее задание Вопросы: 1. Каковы причины воспроизводимости сиротства в обществе? 2. Существуют ли эффективные меры предупреждения сиротства? Искоренимо ли оно? 3. Быть или не быть детским домам? 4. Всегда ли форма семейного устройства –благо для ребенка? 5. Детский дом: миссия невыполнима?