Что такое обращение 2 класс русский
Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему: «Что такое обращение?»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ТЕМА УРОКА «ЧТО ТАКОЕ ОБРАЩЕНИЕ «
Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.
Цель урока : формировать представление об обращении с точки зрения пунктуационных, интонационных, коммуникативных норм.
раскрыть понятие «обращение»,
познакомить со способами выделения обращения на письме и в устной речи;
развивать умение учащихся находить обращения в речи; выделять обращения на письме запятыми, а в устной речи – интонационно,
развивать умение использовать обращение в устной и письменной речи в соответствии с речевой ситуацией; выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию;
развивать способности анализировать, сравнивать, выдвигать гипотезы, доказывать, логически рассуждать при работе с языковым материалом,
развивать умение находить и выделять необходимую информацию при работе с правилом, материалом учебника и ТПО;
развивать волевые качества, самоконтроль и самооценку;
развивать умение планировать и осуществлять учебное сотрудничество при работе с соседом по парте;
воспитывать положительное отношение к учению, нравственно-этическое отношение к окружающим людям, стремление к успеху.
1.Мотивация к учебной деятельности.
— Здравствуйте, ребята. Начинаем урок русского языка.
— Дети, какие качества нам помогут в работе на уроке? (Внимательность, аккуратность, точность, умение договориться).
— Желаю успеха и хочу, чтобы урок был интересным и полезным.
2. Выявление места и причины затруднения.
— Петя, передай, пожалуйста, тетрадь…
— Ильдар, выйди к доске.
— Никита, закрой дверь.
— Почему мои просьбы выполнили Петя, Ильдар, Никита, а не другие ребята?
(потому что с просьбой обращались именно к ним)
— Как вы думаете, как это называется, когда к кому-нибудь обращаются?
— Где мы это можем узнать?
3.Построение проекта выхода из затруднения.
Постановка учебной задачи. Целеполагание.
— Дети откройте учебник на странице 54 и прочитайте тему нашего урока. (Что такое обращение).
— Дети, может быть, кто-из вас уже знает, что такое обращение? Приведите примеры обращений. Нам пока сложно это сделать. Значит, какая цель нашего урока? (Узнать, что такое обращение…).
— Давайте посмотрим, как я сформулировала цель урока (Выяснить, что такое обращение и его роль в речи).
— Поднимите руку те, кто согласен с этой целью.
4. Реализация построенного проекта.
Работа над новым материалом. Работа с учебником.
1) Анализ языкового материала. Учебник стр. 54.
-Прочитайте вполголоса два предложения:
1.Миша, подойди к Маше.
2.Миша подошёл к Маше.
— С разной ли интонацией вы их читаете?
-Где вы голосом выделяете слово Миша? Где не выделяете?
-В каком предложении о Мише что-то сообщается?
-В каком предложении к Мише обращаются?
Какую работу выполняет это слово?
-Мы нашли интересное слово, которое выполняет важную функцию: называет того, к кому обращаются с речью. Может э то и есть … обращение ? А как вы думаете?
— Теперь найдите правило, которое нам сообщает Мышь.
— Назовите обращение ? (Миша)
— Как вы его произносите? ( С интонацией обращения ) А после того как сказали слово «Миша» с особым чувством, что делаем? ( небольшую паузу ).
— Кто хочет прочитать это предложение правильно, выделяя интонацией и паузой обращение.
( Устно они выделяются с помощью интонации)
— Давайте рассмотри картинку на стр.54.
— Составьте предложения с обращением.
— Что здесь произошло? Кто к кому может обращаться? (Волшебница к Мише, Маша к Мише, Миша к волшебнице, Маша к волшебнице) Придумаем кличку коту.
Произнесите предложения правильно: выделяя обращение голосом, делая паузу после обращения. (Проводится анализ предложений)
— Ребята, для чего мы выполняли это задание? (Чтобы научиться правильно читать и произносить предложения с обращением)
Физминутка «Будьте внимательны!»
-Ребята, сейчас я буду вам читать разные предложения. Вам нужно на слух определить, где стоит обращение, и выполнить эту просьбу.
Девочки, улыбнитесь. Девочки улыбнулись.
Улыбнитесь, девочки. А сейчас, мальчики, улыбнитесь.
Мальчики улыбнулись… и т.д.
( Письменно-с помощью запятых или восклицательного знака).
4) Коллективная работа с предложениями. Учебник стр. 55
— Сравните предложения на стр. 55
— Какое лишнее и почему?
— Найдите слова-обращения в оставшихся предложениях.
— Где может стоять обращение в предложении?
— Понаблюдайте и ответьте, в каком случае ставится 1 запятая, а в каком обращение выделяется запятыми с двух сторон?
(Ученики договариваются и записывают по 2 предложения, где обращение находиться в начале и конце.)
— Ребята, для чего мы выполняли это задание? (Чтобы научиться правильно писать предложения с обращением)
6) Коллективная работа по схеме.
— Рассмотрите таблицу со схемами.
— Кто догадался, что это за схемы?
— Каждому предложению найдите соответствующую схему.
— Какая схема осталась? Почему тут знак восклицания после обращения?
— Сравните начало двух записок. Какое слово является обращением? В каком случае надо читать с большим чувством? Какие знаки выделяют обращение в первом и во втором случае? Сделайте вывод.
7) Работа в группах. Разбор ситуаций.
1) — Иванова, дай запасную ручку.
— Не приставай ко мне, Белов.
— Почему девочка обиделась и не дала ручку?
— Что бы вы посоветовали ребятам?
2) — Верка, выходи гулять.
— Света, я пока не могу.
— Какая из девочек вам больше нравится? Почему?
— Какой совет вы бы дали другой девочке?
— Почему кто-то не подал книгу?
— Чтобы вы посоветовали в такой ситуации?
— Что еще можно сказать про обращение? Как нужно обращаться друг к другу? Почему?
8. Подведение итогов урока
— Дорогие мои, вот и походит наш урок к концу.
-Какие цели мы поставили перед собой в начале урока?
Поработайте в парах. Расскажите друг другу, что вы узнали, стараясь как можно меньше подглядывать на доску.
9. Рефлексия учебной деятельности
— Что нового вы открыли для себя сегодня? О чем захотелось рассказать дома родителям?
Начинать можно так:
— Я хотел бы поблагодарить… (используя обращения)….
10. Домашнее задание
2) Творческое задание:
Придумать небольшой диктант для своего соседа по парте, состоящий из 3-4 предложений на пройденную тему.
— Спасибо всем за работу на уроке. Урок закончен.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-511520
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Онлайн-конференция о профориентации и перспективах рынка труда
Время чтения: 3 минуты
В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации
Время чтения: 4 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
В Хабаровском крае введут уроки по вакцинации в некоторых школах и колледжах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок русского языка по теме «Обращение» 2 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тип урока: изучение нового
Методы обучения: поисковый, словесный, практический, использование некоторых методов и приёмов технологии критического мышления
Оборудование: компьютер (презентация «Обращение» «Зимующие птицы»)
Учебник для 2 класса УМК «Перспективная начальная школа» М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, рабочая тетрадь на печатной основе под ред. М.Л.Каленчук
Организация пространства: работа в малых группах, в паре, фронтальная работа, индивидуальная работа.
Дидактическая: Познакомить учащихся с понятием «обращение», научить находить их в тексте, правильно интонировать, оформлять предложения с обращением.
Развивающая: развивать познавательный интерес, орфографическую зоркость
Воспитательная: воспитывать у детей культуру поведения при фронтальной и парной работе.
— выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности ( Личностные УУД);
— умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД);
— умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт ( Познавательные УУД).
знать определение понятия;
учить находить обращение в предложении;
учить составлять предложения с обращением;
учить постановке знаков препинания при обращении;
развивать письменную и устную речь учащихся.
Воспитывать культуру общения.
— уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану ( Регулятивные УУД);
— уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им ( Коммуникативные УУД);
— уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД).
Пожимают друг другу руки.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с товарищами, учителем.
2.Разминка. Словарная работа
Слайды («Зимующие птицы»)
Расшифровывают слова- ворона, сорока, синица, снегирь, воробей Беседа. Отвечают на вопрос: Почему именно об этих птицах говорим сегодня на уроке?
Познавательные: сравнение, анализ, обобщение.
Конспект урока по русскому языку на тему «Обращение» (2 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок русского языка учителя Негосударственного образовательного учреждения г. Иркутска «ООШ «Академия будущего»» Цемахович Людмилы Сергеевны. Тема: Обращение. Технологическая карта изучения темы
урок усвоения новых знаний
Технология построения урока
Что такое обращение
создание условий для овладения обучающимися понятием «обращение», учить ребят находить обращение в тексте, выделять обращение на письме пунктуационно и интонационно в устной речи.
Основные термины, понятия
Обращение, просьба, интонация, общение.
Находить в тексте обращения и выделять их пунктуационно
уметь проверять написанное;
уметь применять обращение в устной речи
уметь выделять знаками препинания в письменной речи
применять правила орфографии
проявлять самостоятельность, стремление к сотрудничеству в процессе выполнения заданий в группах
формировать способность адекватно судить о причинах своих успехов и неудач, связывая их с вложенными усилиями и трудолюбием
формировать учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу
— принимать и сохранять учебную задачу
— проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
— отличать верно выполненное задание от неверного;
— осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль
— совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
— ориентироваться в учебнике, тетради;
-пользоваться словарём для сбора информации
Обрабатывать и анализировать информацию в соответствии с познавательными и коммуникативными задачами
— слушать и понимать речь других;
— уметь выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения
-принимать разные точку зрения и мнения других
Н.А.Чуракова. Русский язык. 2 класс. Часть 3.
М.Л. Каленчук. О. В. Малаховская, Н.А.Чуракова. Русский язык. 2 класс. Часть 2.
Дифференцированные задания группам с учётом индивидуальных особенностей учащихся (карточки)
Технические средства обучения
Дидактические задачи этапов урока
Подготовка учащихся к работе на уроке: создание условий для возникновения потребности включения в учебную деятельность, формирование положительной мотивации.
Актуализация опорных знаний и умений
Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память). Приёмы повторения системы опорных понятий или ранее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала.
Постановка учебной проблемы
Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. Приемы привлечения внимания детей к новым сведениям.
Формулирование проблемы, планирование деятельности
Открытие нового знания
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения. Выполнение заданий по образцу с применением грамматических правил написания слов и предложений.
Первичная проверка понимания
Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.
Применение новых знаний
Проявляется в устных высказываниях детей и в результатах письменных работ.
Рефлексия учебной деятельности
Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями. Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников.
— формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.
-планирование учебного сотрудничества;
— слушать и понимать речь других;
— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Звучит песня «Если с другом вышел в путь»
автор текста М.Танич, музыка В.Шаинского
— Добрый день, друзья мои! Как вы думаете, почему сейчас прозвучал отрывок именно из этой песенки? (Ребята поют о дружбе, о том, что с трудностями лучше справляться вместе. Там. Где трудно одному, справлюсь вместе с вами. Где чего-то не пойму. Разберём с друзьями.)
— Как вы понимаете эти слова? Вы с ними согласны?
— Так давайте сегодняшний наш урок мы проведем под этим девизом.
— Итак, не будем терять время и перейдем к работе.
Настроиться на положительную мотивацию.
Участвовать в обсуждении
Быть уверенными, что, если и возникнут на уроке трудности, их можно преодолеть всем вместе.
искать, получать и использовать информацию, читать и слушать, извлекая нужную информацию
понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
осознавать речь как способ устного и письменного общения людей.
— Откройте тетради, запишите число, название работы. Слайд № 2
Какие слова здесь спрятались?
Об/ ще/ ра / ние ба/ прось
Правильно просьба, обращение
Как вы понимаете первое слово?
Как вы понимаете второе слово?
— Где мы можем посмотреть значение непонятных нам слов? В каком словаре?
-Зачитайте значение этих слов в слух.
-Как вы думаете, какова тема урока?
-Откройте содержание учебника на странице 4. Найдите тему, над которой работали на предыдущем уроке.
-Прочитайте название темы, следующей за ней
-Подтвердилось наше предположение? Поделитесь, над чем будем работать на уроке? Какие задачи ставим перед собой?
Повторяют опорные понятия и ранее усвоенные учебные действия. Отвечают на вопросы учителя.
Ребята высказывают своё мнение.
Ищут значение слов просьба и обращение в толковом словаре, два человека зачитывают значение этих слов в слух.
Ребята высказывают свои предположения (Мы будем говорить о предложениях,
где к кому-нибудь обращаются.)
Выполняют инструкцию учителя (Как делаются слова. Что такое суффикс.)
(Что такое обращение)
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
(открыть новое, посмотреть, чему научились, проверить свои знания).
Постановка учебной задачи, самоопределение к деятельности.
Формировать представление об обращении, вырабатывать умение находить обращение в тексте, умение выделять обращение в устной и письменной форме.
Активизация познавательной деятельности.
Формулирование и удержание учебной задачи
Сообщить тему и основные цели урока.
Прочитайте вполголоса предложения: Слайд №3
Чебурашка, подойди к Гене.
Дорогой Чебурашка, подойди к Гене.
Чебурашка подошёл к Гене.
С разной ли интонацией вы их читаете? Прочитайте ещё раз и проследите за собой.
Где вы голосом выделяете слово Чебурашка?
-В каком предложении что-то сообщается, а в каком предложении к Чебурашке обращаются?
Верно. Значит в первом предложении Слово Чебурашка – это обращение.
Во втором предложении слова Дорогой Чебурашка – это обращение.
А в третьем предложении никто ни к кому с речью не обращается. В этом предложении… Кто догадался?
Подчеркните слово «Чебурашка».
Обучающиеся воспринимают цели и задачи предстоящей работы
Выполняют инструкцию учителя, отвечают на вопросы.
Приходят к выводу, что интонация разная.
Читают предложения ещё раз и наблюдают в каких предложениях выделяют голосом слово «Чебурашка» (в первом и втором предложении). А в каком не выделяют (в третьем предложении). Анализируют информацию.
Учащийся- в этом предложении просто сообщается, что Чебурашка подошёл к Гене.
Учащиеся выполняют письменно задание.
Учащиеся подчёркивают слово – обращение.
Открытие нового знания
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция-
внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия, результата.
поиск и выделение необходимой информации;
логические подведение под понятие выведение следствий,
построение логической цепи рассуждений
Организует работу по учебнику на с.54-55
1.изучить плакат летучей мыши
2.применить правило на практике.
Учитель: — откройте учебник на с.54 . Прочитайте предложения.
Кто-то может быть уже догадался, что такое обращение?
— А сейчас вы все будете исследователями. Изучите плакат Летучей Мыши
— В каком из этих двух предложений есть обращение?
— Почему вы так решили?
Учитель: Работаем по учебнику с.55
-Ребята, понаблюдайте и скажите, в каком случае при обращении ставится одна запятая?
-А в каком – обращение с двух сторон выделяется запятыми?
Учитель: Выполняем следующее задание по учебнику. Сравните начало двух записок :
1.Маша, позвони мне обязательно.
2.Маша! Позвони мне обязательно!
-Объясните, какое слово в каждой из них является обращением.
-В каком случае обращение нужно читать с большим чувством?
-Какие знаки выделяют обращение в первом и во втором случаях?
Один учащийся читает вслух
Ребята высказывают разные предположения.
Читают плакат в учебнике.
Ребята — узнали, что слова, обозначающие того, к кому обращаются, называются обращением.)
Ребята выполняют инструкцию и анализируют материал, отвечают на вопрос учителя ( Если обращение стоит вначале предложения, то после него ставится запятая.Если обращение стоит в конце предложения, то перед ним ставится запятая. Если обращение стоит в середине предложения, то оно с двух сторон выделяется запятыми).
Учащиеся выполняют инструкцию учителя сравнивают, отвечают на вопросы. ( В этих предложениях обращением является слово «Маша». Во второй записке обращение нужно читать с особым чувством, поэтому ставим не запятую, а восклицательный знак).
Применение нового знания Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Регулятивные: планирование-определение последовательности и промежуточных целей с учётом
конечного результата; составление плана и последовательности действий;
осознанное и произвольное
высказывания в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка его действий:
Планирует приемы и формы работы, обеспечивающие активность и самостоятельность мышления учащихся
Формирует умения применять полученные знания, через отработку навыков.
— Откройте учебник на странице 56, упражнение 61. Прочитайте стихотворение Э. Мошковской. Чего не хватает в тексте? Почему вы так считаете? –
Спишите текст правильно, учитывая, что в нём много обращений.
Проверяем. Как устно вы будете показывать обращения в тексте?
Слайд № 6 Проверяем работу. Поднимите руку те, кто расставил все знаки препинания правильно. Сколько запятых было пропущено? Молодцы.
Как будем показывать письменно, что в тексте есть обращение? Что такое обращение?
VII . Работа в группах.
У каждой подгруппы лежит цветной листочек с заданием.
Учитель: Ребята, давайте вспомним начало урока. О чём нам пели дети в своей песенке?
-Как мы будем выполнять задания?
Молодцы! Приступаем к работе.
Слайды № №7-11. Проверяем работу.
Учащиеся слушают друг друга, дополняют ответы, исправляют ошибки. Выполняют упражнения.