Что такое обратная реализация
Порядок действий при обратной реализации товара поставщику
Процедура по приобретению продовольственной или промышленной продукции между продавцом и покупателем регламентируется положениями Гражданского Кодекса РФ (гл. 30).
Участниками заключается договор, по которому одна из сторон обязуется поставить определенное количество товара (услуг), а вторая сторона обязуется его оплатить. Неисполнение положений соглашения служит основанием для его расторжения и возврата товара, основания для которого законодательно определены.
Вопрос: Покупатель перепродает продавцу ранее приобретенный у него и принятый на учет товар. В этом случае покупатель как новый продавец выставляет продавцу как новому покупателю счет-фактуру. В таком случае бывший продавец принимает НДС к вычету в общем порядке как обычный покупатель.
Как отразить в учете этот вариант возврата товара?
Посмотреть ответ
Основные понятия
Продавец при покупке изделия для дальнейшей реализации (оптом) именуется поставщиком, а покупатель – контрагентом. В роли поставщика может выступать непосредственно производитель (изготовитель) продукции, юридическая организация или частное лицо. По отношению к покупателю поставщик обязан:
Контрагент обязан принять поставляемые объекты и оплатить все предоставленное ему способом, оговоренным в договоре: авансовым (предварительным) платежом, по факту получения, по факту реализации (по графику).
При нарушении платежных условий продавец имеет право выставить потребителю претензии по оплате.
При несоблюдении поставщиком условий соглашения покупатель имеет право произвести возврат товара полностью или частично. Проблемы по обратной передаче чаще возникают из-за нарушения комплектности поставки или несоответствия качественным параметрам. Поставщик и контрагент оформляют операцию документально, выполняя в учете необходимые бухгалтерские проводки.
Кстати! По договоренности допускается замена приобретения или устранение нарушений в установленные сроки. При уклонении продавца от исполнения претензий контрагент имеет право направить в судебные органы исковое заявление.
Правовые основы для возврата товара
Передача покупки между сторонами сделки регулируется договором поставки (ст. 506 ГК РФ). Допускается передача по месту приобретения той продукции, которая поставлена контрагенту фактически. Согласно ГК РФ в числе причин могут указываться следующие:
Получатель, обнаруживший неисполнение (исполнение ненадлежащего качества или объема) поставщиком условий соглашения в части сроков поставки, комплектности, качественных характеристик поставляемой продукции, вправе отказаться от выполнения договорных требований в отношении изделий, по которым соответствующие требования нарушены. Подобный отказ может явиться основанием для возврата продукции.
Тот факт, что продукция не соответствует условиям соглашения, может выявляться в ходе ее приемки или позже в результате обнаружения скрытых дефектов. Поэтому в учете потребителя товары могут быть как оприходованы, так и нет. Реализатору направляется документ о расхождениях (акт) с приложением претензии на возврат полученного.
В числе условий для возвращения может быть оговоренное в договоре право контрагента вернуть приобретенное, не реализованное им в течение оговоренного срока после поставки, или право на обратную передачу по взаимной договоренности участников сделки.
В таких ситуациях по соглашению о поставке применяется обратная реализация полученного, но теперь поставщик выступает в роли покупателя, а предыдущий покупатель – поставщика.
Различия в понятиях
Некоторые бухгалтерские работники не разделяют понятия «возврат товаров» и «обратная реализация», получая в итоге многочисленные проблемы с оформлением документации и с отражением в учете (налоговом, бухгалтерском) совершаемых операций.
Если через некоторое время после отгрузки купленной партии приобретатель возвращает продавцу полученное (полностью, частично), важно выяснить точную причину для этого.
Когда причиной обратного перемещения продукции указывается несоответствие поставки условиям соглашения (спецификации) по комплектации, окраске, качеству или размеру, то процедура должна трактоваться именно как возврат.
Такая ситуация возникла в результате неисполнения должным образом реализатором своих обязательств по поставке заказанного.
Если договор расторгнут по причине, указанной в ГК РФ, обязательства сторон получаются не исполненными, отсутствует факт реализации. При такой передаче получается отказ от прав собственника на полученное приобретение, а не восстановление перешедшего права владения. Покупатель, уже оприходовавший поступление в учете, должен сделать сторнирующие проводки для исправления.
В случаях, когда у приобретателя отсутствуют какие-либо претензии к полученной продукции, а ее перемещение по месту продажи производится по договоренности с продавцом (к примеру, нереализованная в срок часть), то процесс представляет собой обратную реализацию. Фактически происходят 2 сделки: при первой поставщик продал товары покупателю, а затем во второй сделке покупатель реализовал эти же объекты или их часть поставщику. Обе стороны оформляют и отражают в учете сделку как обычную куплю или продажу продукции.
Кстати! Полученный по соглашению продукт соответствующего требованиям качества возвращается продавцу только по решению участников сделки или если ситуация оговорена условиями действующего договора (ст. 450, ст. 453 ГК РФ). При получении право собственности на продукцию передается приобретателю (ст. 223 ГК РФ), а при обратной реализации, совершаемой по той же стоимости, по которой продукция приобретена, право собственности меняется на первоначальное состояние (до продажи).
Оформление обратной реализации
Процедура обратной реализации не требует оформления акта (ф.ТОРГ-1). Приобретатель направляет поставщику счет-фактуру на сумму передаваемого обратно товара. Указанный документ регистрируется в книге продаж (письма МФ РФ №№ 03-07-09/17 (02.03.2012), 03-07-11/79 (23.03.2012)).
По бухгалтерскому учету реализатора поступления от продажи признаются поступлениями от обычных видов деятельности, а расходы (в виде себестоимости) — тратами по обычным типам деятельности (приказ Министерства финансов РФ №32Н, 33Н, 06.05.1999).
Контрагент оформляет продажу стандартным образом, а у поставщика выполняются следующие проводки (по дебету/по кредиту):
Кстати!
Продавец при возврате может зачесть начисленный при реализации НДС к вычету (ст. 171 НК РФ), который в полном размере может применяться после проведения в учете всех корректировок, но не позже 12 месяцев от даты возврата (ст. 172 НК РФ).
Оформление в случае, когда покупатель — не плательщик НДС
При обратной реализации первоначальный покупатель, а ныне – продавец, который не зарегистрирован плательщиком НДС в связи с работой по упрощенной системе налогообложения, тем не менее может поставить НДС на вычет по возвращенным товарам (письмо МФ РФ №03-07-15-29, 07.03.2007).
Первоначальный продавец вносит корректировки в счет-фактуру, которую ранее выставил приобретателю. Указанный документ подлежит регистрации в журнале покупок (на величину суммы к возврату). Поэтому выходит, что несостоявшийся реализатор сможет произвести зачет НДС по вернувшимся предметам. Причина возвращения продукции и факт принятия или непринятия ее на учет контрагентом-неплательщиком НДС к моменту возврата не имеют значения.
Если приобретенное возвращает физическое лицо, при передаче денег из кассы рекомендуется выполнить регистрацию в журнале покупок реквизитов выданного кассового ордера (расходного). После оприходования полученного вновь объекта продавец получает возможность принять НДС (на вычет).
Кстати! Некоторые бухгалтера полагают, что при возврате бывший приобретатель должен перечислить продавцу НДС посредством платежного поручения, так как указанная сделка идентична взаимозачету требований и товарообменным операциям, когда партнеру сумма налога перечисляется деньгами (ст. 168 НК РФ). Но по разъяснению МФ РФ (письмо № 03-07-11/128, 27.04.2007) если приобретение возвращено поставщику, то сумма налога должна ставиться на вычет и не может быть компенсирована за счет средств приобретателя. Поэтому при обратной передаче покупатель не должен направлять сумму налога отдельно.
Обратная реализация товара поставщику
obratnaya_realizaciya_tovara_postavshchiku.jpg
Похожие публикации
Иногда у покупателя возникает необходимость в возврате товара поставщику. Причины возврата могут быть разными, главное, чтобы они были предусмотрены законодательством или договором. От этих причин зависит порядок возврата – путем обратной реализации или обычного возврата – а также перечень документов, которые придется оформить. О том, как происходит обратная реализация в 2021 году, и чем она отличается от обычного возврата товара, читайте в нашей статье.
Обратная реализация: что это?
Обратная реализация – это восстановление права поставщика на владение товаром после его передачи покупателю. Необходимость в обратной реализации возникает тогда, когда условия договора купли-продажи были полностью исполнены, но по каким-либо причинам у покупателя возникла необходимость вернуть продукцию поставщику (например, если у сторон есть договоренность о передаче сезонного товара в том случае, если продать его не получилось). Иногда стороны заранее добавляют в договор условие о том, что при необходимости товар можно будет вернуть в порядке обратной реализации.
С точки зрения Налогового кодекса такой возврат является реализацией потому, что поставщик приобретает у покупателя товар, который перед этим сам ему и продал. Фактически заключается две сделки – сначала поставщик передает товар покупателю, а затем стороны меняются ролями – покупатель продает ранее приобретенный товар поставщику.
Обратная реализация и возврат товара: в чем разница
Возврат обратной реализацией важно отличать от обычного возврата товара, который происходит в том случае, если переход права собственности от поставщика покупателю не состоялся. При этом факт реализации отсутствует– покупатель отказывается от продукции до ее получения. Такое может случиться, если поставщик нарушил условия договора, например, передал некачественный товар, не исполнил срок его поставки, допустил пересортицу и пр. (ст. 518 ГК РФ).
Определить, что именно оформляется в вашем случае – обратная реализация или возврат поставщику – можно, изучив условия договора поставки. Этот момент очень важен для правильного оформления расчетов и дальнейшего возмещения НДС. Далее мы рассмотрим порядок ведения учета в случае, если ситуация требует оформления возврата путем обратной реализации.
Обратная реализация и НДС: что делать
Для возврата товара путем обратной реализации необходимо:
Порядок оформления расчетов по НДС зависит от того, платит покупатель этот налог, или нет:
1. Если покупатель – плательщик НДС. Покупатель оформляет счет-фактуру на отгрузку в обычном порядке, как это происходит при обычной реализации. После оформления сторонами обратной реализации бывший поставщик принимает НДС к вычету на основании счета-фактуры, выставленного бывшим покупателем, и отражает документ в книге покупок. Заявить вычет нужно в течение года с момента возврата товара покупателем (письмо ФНС от 29.05.2019 № СД-4-3/10321).
2. Если покупатель не платит НДС. В этом случае поставщик потеряет деньги – НДС при продаже товара он заплатит, а вот принять его к вычету при оформлении обратной реализации не сможет. Вернуть деньги у него получится только в том случае, если бывший покупатель добровольно оформит счет-фактуру (в соответствии с п. 5 ст. 173 НК РФ он имеет на это право).
Обратная реализация: проводки
Обратная реализация товара должна быть отражена в бухучете. Для этого используются проводки следующего вида:
У бывшего покупателя:
Дт 62 Кт 90.1 – реализация продукции.
Дт 90.2 Кт 41– списание себестоимости продукции.
Дт 90.3 Кт 68 – начисление НДС с продажи.
У бывшего поставщика:
Дт 41 Кт 60 – передача продукции на склад.
Дт 19 Кт 60 – выделение НДС по товару.
Дт 68 Кт 19 – НДС к вычету.
Рассмотрим оформление обратной реализации на примере.
Пример
ООО «Развитие» занимается продажей строительных материалов. В июле 2020 года в соответствии с договором купли-продажи № 75 от 01.07.2020 ООО «Стройдом» приобрело у ООО «Развитие» клееный брус на сумму 144 000 рублей (в том числе НДС – 24 000 рублей). Себестоимость товара составила 100 000 рублей.
К октябрю 2020 года часть товара, приобретенного ООО «Стройдом», не была использована, так как сезон строительства закончился. В условиях договора возможность возврата товара прописан не была, но ООО «Развитие» согласовало возврат товара обратной реализацией, о чем был заключен отдельный договор.
Обратная реализация товара поставщику в учете ООО «Развитие» была отражена следующим образом:
Дт 41 Кт 60 – 60 000 рублей.
Дт 19 Кт 60 – 10 000 рублей.
Дт 68 Кт 19 – 10 000 рублей.
Бухгалтер ООО «Стройдом» должен выполнить проводки следующего вида:
Дт 62 Кт 90.1 – 60 000 рублей.
Дт 90.2 Кт 41 – 41 667 рублей.
Дт 90.3 Кт 68 – 10 000 рублей.
Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.
Возврат товара в 2021-2022 годах
Итак, с 2019 года НДС при возврате товара поставщику предписано оформлять по следующим правилам:
Не важно, по какой причине происходит возврат. Так оформляют возврат и бракованного, и качественного товара, если он не соответствует договору. Если оформить возврат счетом-фактурой от покупателя (как это делали ранее, до 2019 года), продавец лишится вычета НДС. Такой же порядок действует, если покупатель не платит НДС из-за применения спецрежима (УСН).
О вычетах НДС у продавца при возврате товаров рассказали эксперты КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.
Такие разъяснения приводит Минфин (посмотреть реквизиты писем вы можете по ссылкам выше). Но при этом делает следующее дополнение: если товар возвращается по договору купли-продажи, где стороны меняются местами, счета-фактуры выставляются как при реализации (см., например, письма Минфина от 15.05.2019 № 03-07-09/34582, № 03-07-09/34591).
Подробнее об оформлении счетов-фактур на возврат читайте в этой статье.
Когда возврат будет обратной реализацией
Как правило, при возврате товаров отдельный договор купли-продажи, в котором покупатель становится продавцом, а продавец — покупателем, никто не заключает. Поэтому так сразу представить себе ситуацию, о которой говорит Минфин, непросто.
Но даже если такого договора нет, обратная реализация может возникнуть. Посмотрите внимательно исходный договор. Нет ли в нем условия об обратном выкупе товаров продавцом? Например, если покупателю не удалось продать их до определенного времени. Это и есть обратная реализация, при которой покупатель должен составить счет-фактуру.
Здесь важен следующий момент. Чтобы не было претензий к вычету, в договоре стоит четко обозначить, что возврат товара производится обратной поставкой, в которой покупатель является продавцом, а продавец — покупателем. Тогда никаких оснований придраться к счету-фактуре (он будет не корректировочным, а обычным) у проверяющих не будет. Если такой конкретики в договоре нет, претензии возможны к любому оформлению сделки:
Так что сделайте ревизию своих договоров и при необходимости внесите в них изменения.
Кстати, обратный выкуп возможен не только в отношении нераспроданных качественных товаров, но и бракованных (письма Минфина от 15.05.2019 № 03-07-09/34582, № 03-07-09/34591).
Возврат товаров: разница в бухучете
Отличия возврата от обратного выкупа важны и для отражения операции в бухучете.
Обычный возврат, например, в случае брака
Возвращая товар, который был принят на учет, покупатель сделает следующие проводки:
Продавец должен сторнировать у себя:
Если возвращаете качественный товар, возможно оформить 2 способами:
2. Оформить обратный выкуп
Покупатель отражает реализацию товаров:
Продавец, соответственно, приходует эти товары у себя в учете:
Итоги
Порядок оформления возврата товаров поставщику изменился с 2019 года и теперь он един: поставщик составляет корректировочный счет-фактуру, а покупатель только накладную с пометкой «возврат товара». Счет-фактуру на возврат покупатель не оформляет. На основании корректировочного счета-фактуры продавец принимает НДС к вычету в периоде возврата товаров, а покупатель восстанавливает НДС.
Образец заполнения корректировочного счета-фактуры на возврат товаров поставщику см. здесь.
О возврате товаров, обратной реализации и программе, «которая так не делает»
Многие бухгалтеры не совсем четко понимают различие между понятиями «возврат товаров» и «обратная реализация». Отсюда и многочисленные проблемы на практике. Они связаны и с оформлением документов, и с отражением совершаемых операций в бухгалтерском и налоговом учете.
Постараюсь объяснить разницу (а заодно и причину этой путаницы) «на пальцах», не вдаваясь в юридические тонкости, поскольку этот текст написан специально для бухгалтеров, которым вовсе не обязательно знать все тонкости гражданского законодательства.
Продавец отгрузил покупателю партию товаров. По истечении какого-то времени покупатель возвращает эти товары (полностью всю партию или только часть) поставщику.
Важно – на каком основании (по какой причине) идет этот возврат.
Если причиной возврата является несоответствие поставленного товара условиям договора (спецификации) по качеству, комплектации, цвету, размеру и т.п., то данный возврат является именно возвратом, смысл которого в гражданско-правовом плане означает, что поставщик не выполнил должным образом своих обязательств по поставке товара.
Если же у покупателя никаких претензий к товару нет, и он возвращает товар по договоренности с поставщиком просто потому что не смог его реализовать, то такой возврат, по сути, является обратной реализацией. В этом случае по факту имеют место две сделки по реализации товаров: сначала поставщик продал товары покупателю, а потом покупатель продал эти же товары поставщику. И ничего сложного и «особенного» в этих сделках нет. Обеими сторонами они оформляются и отражаются в бухгалтерском и налоговом учете как обычная купля-продажа товаров.
Покупатель-плательщик НДС при обратной реализации выписывает своему бывшему поставщику счет-фактуру на стоимость возвращаемых товаров, отражает этот счет-фактуру в своей книге продаж в составе выручки. В бухгалтерском учете стоимость возвращаемых товаров отражается в составе выручки на счете 90. В налоговом учете по налогу на прибыль эта сделка также отражается в составе доходов и расходов как реализация товаров.
С возвратом же ситуация иная.
Для покупателя возврат товара по причине того, что он не соответствует условиям договора, реализацией не является. В этой части договор поставки признается не исполненным (ведь поставщик по факту так и не поставил необходимый товар). Поэтому в бухгалтерском учете покупателя стоимость возвращенного товара отражается на счете 76. Счет 90 в этом случае не затрагивается.
В налоговом учете по налогу на прибыль у покупателя никаких доходов и расходов, подлежащих включению в расчет налоговой базы, не возникает.
Что касается НДС, то в соответствии с рекомендациями ФНС России (см. письмо ФНС от 05.07.2012 № АС-4-3/11044) покупатель, возвращающий товар, принятый им к учету, должен выписать на имя своего поставщика счет-фактуру на стоимость возвращаемых товаров. Этот счет-фактуру покупатель регистрирует в своей книге продаж, соответственно, отраженная в нем сумма учитывается как выручка от реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС (в декларации по НДС покупателя эта сумма пройдет в Разделе 3 именно в составе выручки).
Таким образом, при возврате товаров, принятых к учету, покупатель фактически отражает этот возврат также, как и обратную реализацию. Но… только в целях исчисления НДС. В бухгалтерском учете при этом никакой реализации нет. В налоговом учете по налогу на прибыль тоже. И вот эта «нестыковка» как раз и ставит в тупик многих бухгалтеров. Как такое может быть? Счет-фактура при отсутствии реализации?
На самом деле, вполне себе обычная история. Это не единственная ситуация, когда правила НДС отличаются от правил бухгалтерского и налогового учета. Есть и другие операции, которые в целях исчисления НДС признаются реализацией, а в бухгалтерском учете и в целях налогообложения прибыли таковой не являются. Например, раздача рекламной продукции (каталогов, образцов товаров) себестоимостью свыше 100 руб. за единицу. В бухгалтерском и налоговом учете при такой раздаче мы признаем расходы на рекламу, а в целях исчисления НДС необходимо выписать счет-фактуру на рыночную стоимость розданной рекламной продукции и начисленную на нее сумму НДС. Данные из этого счета-фактуры отражаются в книге продаж и в Декларации по НДС в составе выручки от реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС.
Итак, ничего сложного в возврате товаров нет.
В любом случае при возврате принятого к учету товара организации-покупателю придется выписать поставщику счет-фактуру на стоимость возвращаемых товаров и отразить его как в книге продаж, так и в Разделе 3 своей Декларации по НДС (в составе выручки). При этом для целей исчисления НДС, в принципе, не важно, какая ситуация имеет место – «настоящий возврат» или «обратная реализация».
А вот для правильного отражения возврата в бухгалтерском учете и в целях исчисления налога на прибыль бухгалтеру организации-покупателя необходимо четко квалифицировать этот возврат либо как «настоящий возврат», либо как «обратную реализацию».
При этом основным признаком «настоящего возврата» является письменная претензия покупателя к поставщику, в которой излагаются все претензии к возвращаемому товару. Это может быть и акт о браке (если выявлен брак), и претензия произвольной формы о том, что получен товар не того наименования (например, черный шоколад вместо молочного) или не того цвета и т.п. Есть претензия – нет реализации, нет претензии – есть реализация и в бухгалтерском, и в налоговом учете.
И вот здесь возникает еще одна проблема, которая не дает бухгалтеру организации-покупателя отразить возврат товаров как положено.
Если стоимость возвращаемых товаров прогоняется через счет 76 (без использования счета 90), стандартная бухгалтерская программа не позволяет автоматически сформировать счет-фактуру на стоимость этих товаров. Чтобы его сформировать, она (программа) «требует» провести возврат как реализацию. И многие бухгалтеры воспринимают это как аргумент в пользу того, что счет-фактура выписывается только в том случае, если речь идет об обратной реализации.
Часто именно это и является причиной споров между продавцами и покупателями. Продавцы жалуются на то, что покупатели при возврате товаров отказываются выписывать счета-фактуры, ссылаясь на то, что программа этого не делает.
Дело в том, что для многих бухгалтеров программа, действительно, является неким «большим братом», который по определению все знает и делает правильно. Поэтому на вопрос: почему вы именно так отразили ту или иную операцию, все чаще слышишь не ответ со ссылками на Налоговый кодекс (или, на худой конец, разъяснения Минфина или ФНС), а волшебную фразу «у нас программа так делает» (как вариант – «у нас программа так НЕ делает»).
И что на это можно возразить? Мне, увы, нечего.
ВНИМАНИЕ!
Завтра на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повысьте свою ценность как специалиста в глазах директора. Смотреть полную программу
«Обратная реализация»: как не переплачивать, возвращая товар продавцу
В договоре между продавцом (поставщиком) и покупателем очень часто четко не прописываются условия, на которых происходит возврат товара — например, если он не был продан. В результате может наступить т.н. «обратная реализация», и обе стороны переплатят налоги. Как избежать проблемы, рассказывают Елена Сапего, руководитель налоговой практики, партнер Адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнеры», и помощник адвоката Алексей Король.
— Адаптируясь под сегодняшнее состояние рынка, поставщики и покупатели зачастую как под копирку пишут в договорах всем известную фразу: «Поставка осуществляется на условиях отсрочки оплаты до момента реализации товаров конечным потребителям с предоставлением покупателю права вернуть поставленный товар, в случае если в срок, установленный договором, товар не был реализован».
Елена Сапего
Руководитель налоговой практики, партнер Адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнеры» Алексей Король
Помощник адвоката Адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнёры»
Да, такой порядок взаимоотношений сторон и непосредственно возврат товара возможен — с точки зрения гражданского законодательства. Однако, включая в договор такое условие по возврату товара, компании не учитывают возможных налоговых последствий. И забывают включить в договор правила, которые обеспечат оптимизацию взаимоотношений с точки зрения уплаты налогов.
«Обратная реализация»: что это такое и как избежать негативных последствий
Ответ на последний вопрос — необходимо правильно сформулировать условие перехода права собственности (не только на поставку, но и на случай возврата товара, — Прим. «Про бизнес.»), права и обязанности сторон уже на этапе составления договора. Однако многие компании не уделяют этому особого внимания или и вовсе упускают из вида.
В чем кроется проблема? Безусловно, товар все-таки может быть возвращен продавцу. Но! Продажа (поставка) товара — это, во-первых, передача товара и, во-вторых, переход права собственности на товар. В случаях возврата товара происходит та же передача товара и снова — переход права собственности, но уже от покупателя к продавцу.
Именно поэтому контролирующие органы расценивают возврат, осуществляющийся по основаниям, прямо не предусмотренным законодательством (например, возврат качественного товара), как еще один договор купли-продажи товара. Со всеми вытекающими налоговыми последствиями.
Это и есть так называемая «обратная реализация» товара. В этом случае продавец становится покупателем, а покупатель соответственно продавцом.
Фото с сайта ssi-schaefer.in
Какие последствия «обратной реализации»
Многие предприниматели считают, что раз в законодательстве нет упоминаний про обратную реализацию как таковую, то и причин для опасений нет. Но на практике все выходит совершенно противоположным образом.
Последствия такой «обратной реализации» не выглядят оптимистично ни для одной из сторон. У покупателя возникают обороты по реализации товаров и налоговая база по налогу на прибыль. А продавец уже не может уменьшить первоначальные обороты по реализации и первоначальную выручку от реализации.
Итог — товар остался у продавца (вернулся к нему на склад). При этом и продавец, и покупатель дважды исчисляют НДС и учитывают выручку от реализации.
Как избежать переплаты налогов
Вариантом решения этой проблемы, на наш взгляд, является отсроченный переход права собственности. Чем объясняется такой наш вывод?
По общему правилу, право собственности на товар переходит к покупателю с того момента, когда он его получает (ст. 224 Гражданского кодекса). Исключение из общего правила — статья 461 ГК. В ней предусмотрена такая возможность: у продавца сохраняется право собственности на товар — даже если он был отгружен покупателю — до наступления определенных обстоятельств.
И если в определенный срок такие обстоятельства не наступили, продавец, как собственник, имеющий право определять судьбу этого товара, вправе потребовать от покупателя возвратить ему товар.
Фото с сайта megapolis-real.by
Но, как мы уже неоднократно повторяли, порядок перехода права собственности, отличающийся от установленного общим правилом, необходимо определить в самом договоре!
Следовательно, возврат даже качественного товара, без негативных последствий, по договору купли-продажи возможен. Но только при условии, что в этом договоре:
1. Предусмотрены обстоятельства, до наступления которых право собственности сохраняется за продавцом (оговорка об отсроченном переходе прав собственности).
2. На момент возврата товара такие обстоятельства не наступили.
Таким образом, стороны могут руководствоваться порядком перехода права собственности, прямо согласованных сторонами в договоре. Например, переходом права собственности при выполнении определенным условий – при продаже товара третьим лицам, оплате товара.
Продавец может и должен определить условия возможного возврата переданного покупателю товара. Например, обычно продавец в договоре прямо указывает, что он разрешает продавать такой товар третьим лицам. Кроме этого стороны согласовывают порядок действий при предъявлении продавцом требования о возврате товара. Желательно прямо в договоре указать на право собственника (продавца) потребовать возврата товара, а также на обязанность покупателя возвратить этот товар в определенные сроки.
Вывод
Таким образом, белорусские предприниматели часто либо не включают в договор условие о моменте перехода права собственности вообще, либо дублируют положения уже упомянутой ст. 224 ГК.
И даже если есть оговорка об отсроченном переходе права собственности, не ясно, как же стороны должны действовать при этом.
Поэтому если есть понимание, что возврату товара быть, необходимо правильно формулировать условия перехода права собственности. В будущем это сэкономит и время, и деньги: в этом случае при возврате товара продавец уменьшает обороты по реализации и соответственно корректирует налоги (в том отчетном периоде, в котором был произведен возврат). У покупателя отсутствуют как обороты по реализации, так и налоговая база по налогу на прибыль.