Что такое обратный слог
Урок «Прямые и обратные слоги ма, му, ам, ум» 1 класс 1 тип
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Предмет: Русский язык
Тема: Прямые и обратные слоги ма, му, ам, ум
Цели: Развивать навык чтения в процессе работы со слогами «ум», «му», «ма», «ам»
Образовательная: Формировать артикуляторные уклады звуков.
Коррекционная: Развивать фонетико – фонематическое восприятие слов.
Оборудование: карточки, картинки
Тип, метод: комбинированный
Речевое рефлексивное упражнение
Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать.
Так правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать, мы будем выговаривать,
Все правильно и внятно
И будет всем понятно
— Какие звуки слушали на уроках? (звуки [а] [у] [м])
— Уточнение артикуляции этих звуков.
— Какие из этих звуков произносятся с голосом и обозначаются красным цветом?
— Какие из этих звуков произносятся с голосом и шумом и обозначаются синим цветом?
3. Работа по теме урока
1. Работа с Букварем (чтение слогов ам, ма, слова мама)
2. Работа с классной азбукой (составление и чтение слогов ам, ма, слова мама)
3. Работа с предметной картинкой «Лягушки и комары»
— Кто изображен? (лягушки)
— Что делают лягушки? (ловят комаров и мошек)
— Вот поймала большая лягушка комарика, сказала … «АМ» и проглотила.
— Составьте слог «ам» в индивидуальных кассах.
— Какую первую надо выложить букву, а вторую?
5. Работа по теме урока
Сейчас я произнесу два звука: [ум].
— Какой первый звук, второй?
— Каким цветом обозначим [у], [м]. Почему?
— Рассмотрим схему слова [ум]
— Под красным кружком, какую букву поставим, а под синим?
— Чтение слога УМ.
3. Работа по Букварю:
1. Упражнение «Дорожка» Покажите на рисунке кораблик. Он плывет от буквы У к букве М. Показываем и читаем протяжно: У – у – у – ум. Прочитаем две буквы вместе. Взмахнем рукой УМ.
2. Работа со схемой слога УМ.
3. Печатание слога УМ.
4. Выкладывание слога УМ из палочек.
5. Работа со схемой слога МУ
— Какой первый звук, второй?
— Каким цветом обозначим [м], [у]. Почему?
— Рассмотрим схему слова [му]
— Под синим кружком, какую букву поставим, а под красным?
— Чтение слога МУ.
5. Покажите на рисунке в Букваре как мычит корова. Прочитайте под рисунком, как мычит корова: МУ! МУ!
6. Упражнение «Дорожка». Покажи на рисунке теленка. Он бежит от буквы М к букве У. Прочти протяжно М-м-м-у Потом отрывисто со взмахом руки МУ.
7. Работа со схемой слога МУ
8. Упражнение в письме слогов ум, му в прописях
— Какие слоги сегодня мы читали?
Упражнения в чтении и письме слогов
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-006879
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации
Время чтения: 4 минуты
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 2 минуты
Школьников Улан-Удэ перевели на удаленку из-за гриппа и ОРВИ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Нарушение слоговой структуры слова и ее коррекция
Аннотация: В данной статье рассматривается актуальность проблемы формирования слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи. Описаны типы нарушения слоговой структуры и этапы коррекционной работы. Статья будет интересна начинающим логопедам.
Нарушение слоговой структуры слова и ее коррекция
С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжёлыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова.
Практика логопедической работы показывает, что коррекция слоговой структуры слова – одна наиболее важных и трудных задач в работе с дошкольниками, имеющими системные нарушения речи, т.к. нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков.
О важности данной проблемы свидетельствует и тот факт, что недостаточная степень коррекции ССС в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии и фонематической дислексии.
Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или наращения звуков и слогов, значит структура слов воспроизводится неверно. До 3-х лет такое явление физиологически обусловлено, нормально. Однако, если ребенок в возрасте 4—5 лет произносит: касавока (сковородка), писосъ (пылесос), анга (нога), липека (таблетка) и пр., то это является сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова и в таком случае ребенку требуется помощь логопеда.
Типы нарушений слоговой структуры слова
А.К. Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова:
1. Нарушение количества слогов:
Сокращение (пропуск) слога: «моток» — молоток;
Опускание слогообразующей гласной: «пинино» — пианино;
Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных: «команата» — комната;
2. Нарушение последовательности слогов в слове:
Перестановка слогов: «деворе» — дерево;
Перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» — бегемот;
3. Искажение структуры отдельного слога:
Сокращение стечений согласных: «тул» — стул;
Вставки согласных в слог: «лимонт» — лимон;
4. Уподобление слогов: «кококосы» — абрикосы;
5. Персеверации (циклическое повторение одного слога).
6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): «нананасы» — ананасы;
7. Контаминации (смешение элементов слов): «кабудка» — конура + будка.
Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова
Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова не может ограничиваться чисто коррекционной задачей исправления лишь данного недостатка. Она должна быть развивающей и включать в себя работу над фонематическим восприятием, словарным запасом, грамматическими формами, развитием интеллектуальных функций (мышления, памяти, внимания).
В коррекционной работе можно выделить два этапа: подготовительный и коррекционный.
1. Подготовительный этап — работа проводится на невербальном и вербальном материале; цель данного этапа — подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.
Работа на невербальном материале предполагает использование игр и упражнений на развитие концентрации слухового внимания, слуховой памяти на материале неречевых звуков.
Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным).
Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов — барабана, бубна, металлофона.
Упражнения на развитие динамического праксиса рук (кинезиологические упражнения).
Вербальный материал: игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственных представлений как начало, середина, конец, перед, за, после, первый, последний. Кто впереди? Кто сзади? Кто далеко? Кто близко?
2. Коррекционный этап.
Работа ведется на вербальном материале;
Цель этого этапа — непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов на уровне гласных звуков, слогов, слов, предложения и текста.
— произнести звук столько раз, сколько точек на кубике;
— произнеси звук столько раз, сколько раз логопед хлопнул в ладоши;
— произнесение ряда гласных с выделением одного из них ударением (с опорой на наглядность и без нее — на слух);
Работа проводится с разными типами слогов:
— с общим согласным (ба – бо – бу – бы);
— с общим гласным (ка – та – ма – ва);
— обратные слоги (Скажи «Ав – ав» столько раз, сколько точек нарисовано);
— закрытые слоги, их ряды и пары (различные звукоподражания);
— прямые и обратные слоги с оппозиционными звуками: по твердости — мягкости, звонкости — глухости («Забиваем гвоздики молотком: та – да – та – да, то – до – то – до»);
— слоги со стечением.
А.К. Маркова выделяет следующие типы слоговой структуры слова:
Работа над словами осуществляется последовательно — слова усложняются как в наращивании количества слогов (слова односложные, двухсложные, трехсложные и четырехсложные), так и в отношении сложности слога (открытый и закрытый, прямой и обратный, слог со стечением и без него).
Важно тщательно и последовательно отрабатывать каждый тип слоговой структуры даже, если ребенок не допускает в нем ошибок.
На данном этапе можно использовать следующие виды игр:
— отхлопывание слов по слогам;
— слоговые дорожки (на дорожках следы — в зависимости от количества слогов в слове — ребенок говорит слово, наступая на каждый слог на следующий след;
— слоговые домики (Количество слогов соответствует количеству этажей в доме);
— знакомство детей с «короткими» и «длинными» словами;
— слоговое лото (отгадай какое слово зашифровано).
Уровень законченных предложений.
Ребенок заучивает стихи, чистоговорки, пропевает распевки.
Иванова Елена Александровна,
учитель-логопед ГБОУ №2089
Прямой и обратный слог
Ш- 4.
7
| |
Пословицы
1. Ум хорошо, а два лучше.
2. В гостях хорошо, а дома лучше.
3. Дальше в лес — больше дров.
4. В одно ушко вошло, в другое вышло.
5. Шила в мешке не утаишь.
6. Ленивой кошке мышей не поймать.
7. Мал горшок, да кашу варит.
8. По пташке и гнёздышко.
9. Шила в мешке не утаишь.
10. Что посеешь, то и пожнешь.
11. Больше думай, меньше говори.
12. Кошки нет дома — мышам воля.
13.Кому вершки, а кому корешки.
14.Двое пашут, а пятеро руками машут.
15. Что напишешь пером, не вырубишь топором.
Загадки
2. Под крышей ножки,
А на крыше суп да ложки.
4. С неба падают ледышки,
Прямо падают в ладошки.
Есть ледышки меньше крошки
Есть ледышки — больше шишки. (Град.)
5. Кто стоит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы,
Нет под шапкой головы!
6. Угадайте, что за шапка —
Шапка бегает в бору,
у стволов грызет кору.
7. В деревянной рубашке,
Он твой друг надежный.
8. Новогодняя игрушка,
А стреляет, словно пушка.
Ш- 5
| |
Наташа пишет. Вот Маша. У Маши шляпа. У Лёши ландыши. Ландыши хороши. Миша и Паша едут на лошадке. У реки камыши. Река широкая. Малыши шагают в школу. Школа большая. Миша нашёл камешек. На дороге шумит машина. У шиповника шипы. Шипы колючие. В шалаше пять ребятишек. Паша и Наташа, прощу не шуметь. Хороша уха из ершей. Гриша и Миша гоняют шайбу. Лёша ел пшённую кашу.
Во дворе Бишка. Накрой кружку крышкой. Пташка прыгает у окошка. Вот чашка и кашка, лепёшка и ложка. Надевай на малышку рубашку. Наш Антошка глядит в окошко. Вот картошка на окрошку. Промокни пятнышко промокашкой. Ребятишки играют «в кошки-мышки». Бегают ребятишки-малышки — Мишки, Наташки да Машки. Вот книжка про мышку-норушку и лягушку-квакушку. Плохо мышке одной в норушке. Петушки с моей ладошки клюют зёрнышки и крошки. У кошки ушки на макушке.
3. Прямой и обратный слог:
Миша и Паша играют в шашки, Миша проиграл две пешки. Тракторист пашет пашню. Тётя Даша шьёт мне рубашку. Алёша и дедушка пошли собирать шишки. Maшa вышла на опушку и увидела кукушку. Хороши в дорожку пирожки с горошком. Я по бережку пошёл, белый камешек
нашёл. Шуршит в норке мышка, а её караулит кошка. В нашем доме ребятишки очень любят читать книжки. Бабушка и Алёнушка пошли гулять, воздухом дышать. Хорошо шагать пешком утром по опушке. Две лягушки-попрыгушки пошумели на опушке. У Гриши под мышкой книжка. Я нашла букашку на большой ромашке. Кошка-шалунишка катает шарик. Маша отдохнула на опушке и пошла дальше. Наташа нашла ландыш, а я нашёл три ландыша. Как только подойдёшь к берегу, увидишь небольшой шалаш. На ладони — башня, крошечная башенка, в белый цвет окрашена игрушечная башня. На опушке небольшой домишко.
Ш-6.1
Обратные слоги и слоговые ряды с ними: АС, ОС, УС, ЫС, ИС
1.6. Слог. Правила переноса слов
Слова делятся на слоги. Слог – это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком воздуха.
1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками.
2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный!) или нескольких звуков (в этом случае в слоге кроме гласного есть согласный или группа согласных).
Ободок – о-бо-док; страна – стра-на; ночник – но-чник; миниатюра – ми-ни-а-тю-ра.
Если слог состоит из двух и более звуков, то начинается он обязательно с согласного! |
3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.
Ср.: но-чник (первый слог открытый, второй – закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий – закрытый).
Но-чник, по-ддать, ди-ктор.
Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изжить [иж:ы́т’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить. Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги! То же самое можно проследить на примере глагола уезжать, в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:]; поэтому деление на слоги будет – у-е-зжать, а деление на части для переноса – уез-жать.
Май-ка, Сонь-ка, со-лом-ка.
При сочетании нескольких согласных в середине слова: 1) Два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу.
2) Два и более согласных обычно отходят к последующему слогу.
Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й).
Мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка.
4. Деление на слоги часто не совпадает с делением на части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слова на части при переносе.
Например, слово рассчитанный делится на морфемы рас-счит-а-нн-ый (рас – приставка, счит – корень; а, нн – суффиксы; ый – окончание). Это же слово при переносе членится следующим образом: рас-счи-тан-ный. На слоги слово делится так: ра-ссчи-та-нный.
Правила переноса слов | Примеры |
1. Как правило, слова переносятся по слогам. Буквы ъ, ь, й от предыдущих букв не отделяются. | Разъ-езд, синь-ка, мой-ка. |
2. Нельзя переносить или оставлять на cтроке одну букву, даже если она обозначает слог. | Обо-док; слова осень, имя нельзя разделить для переноса. |
3. При переносе нельзя отрывать от приставки конечную согласную букву. | От-течь, раз-лить. |
4. При переносе нельзя отрывать от корня первую согласную букву. | По-кропить, при-крепить. |
5. При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строке, а другая переносится. | Ран-ний, тер-рор, ван-на. |
6. Букву ы после приставки нельзя отрывать от корня, но не следует переносить часть слова, начинающуюся с буквы ы. | Разы-скать. |
Упражнения к теме «1.6. Слог. Правила переноса слов»
Что такое слог?
Большинство слов русского языка можно делить на слоги. В устной речи слог является минимальной звучащей единицей.
Слог — это один или несколько звуков, которые произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха.
Слоги образуют гласные звуки, которые состоят из голоса и являются самыми звучными в речи. Согласные звуки, даже сонорные, не могут быть слогообразующими, так как состоят в большей степени из шума, чем из голоса.
Гласные звуки организуют слоги как самостоятельно, так и в сочетании с одним или несколькими согласными. В слове содержится столько слогов, сколько в нем звучит гласных:
По своему фонетическому составу слоги делят на два основных типа:
Рассмотрим, от чего зависит открытость или закрытость фонетического слога в русском языке.
Закрытые слоги
Непарные звонкие согласные (сонорные) произносятся с известной долей шума и голоса. Они обладают способностью присоединиться к гласному звуку и закрыть слог в любой позиции в слове (в начале, в середине, в конце):
Обратим внимание, что за сонорным согласным следует звонкий или шумный согласный. И тогда слогораздел происходит между ними. Так образуются закрытые слоги.
Закрытые слоги — это слоги, в конце которых находится один или несколько согласных звуков.
Все согласные звуки в одиночку и в комбинации с другими согласными образуют закрытые слоги в конце слов:
Мягкий и твердый знак не обозначают звука и принадлежат согласному, после которого они пишутся. Слогораздел в таких словах проходит после этих орфографических значков:
Рассмотрим фонетический состав следующих слов и укажем в них открытые и закрытые слоги.
Примеры
Итак, каждое слово составляют открытые и закрытые слоги, на которые его можно разделить, если учесть фонетические особенности.
Методики
Освоение слогов слияния можно добиться разными способами. Первый, который приходит на ум – последовательно выучить буквы, затем слоги, и только тогда приступать к чтению слов. Такой метод прост для учителя, но сложен для ребенка. Дело в том, что 33 буквы русского алфавита образуют близко 200 вариантов пар.
Таблица:
Ребенку придется зубрить их, причем долго, и без понимания, для чего это нужно. Конечно, это убьет желание учиться на корню.
Наиболее удобный и простой способ освоить слоги слияния – учить их постепенно и вместе с буквами, по принципу – от самых часто встречающихся и легких в произношении к сложным. То есть по букварю.
Рекомендуется начать изучение с буквы «Н» (после знакомства с гласными). А именно, освоить ее написание, научиться распознавать на слух в разных частях слова, определять мягкую и твердую форму. На следующем этапе нужно, подставляя карточки с гласными, называть слоги «НА», «НИ», «НУ», «НО». Только после этого ребенок сможет составить и прочесть слово («НО-С», «О-НА», «НИ-З», «НИ-НА»), используя различные схемы по чтению.
По мере введения новых букв будут появляться новые группы слогов слияния. Их следует прорабатывать отдельно и в комбинации с уже изученными.
Распечатайте таблицу со слогами слияния и положите на парту ребенку. Постепенно он привыкнет к ней и начнет хорошо ориентироваться, находить и читать нужную пару. Это очень полезный навык, который облегчит учебу и сейчас, и в будущем.
Открытые слоги
Поскольку гласные звуки являются слогообразующими, они могут организовать слог в одиночку:
Гласные образуют также слоги в сочетании с одним или несколькими согласными:
Причем обратим внимание, что гласный следует за согласным. В силу такой постпозиции гласного звука слог можно произносить достаточно долго, тянуть голосом или распевать. Такие слоги называют открытыми.
Открытые слоги — это слоги, которые заканчиваются гласными звуками.
Большинство слогов в словах русского языка являются открытыми. Если после гласного, образующего слог, идет согласный или группа шумных согласных, то они начинают уже следующий слог:
Этому правилу слогораздела не подчиняются непарные звонкие согласные, обозначенные буквами «й», «л», «м», «н», «р».
И теперь нам пора узнать, что такое закрытые слоги в словах русского языка.
Автоматизация звука Р в скороговорках:
Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.
Автоматизация звука Р в обратных слогах при помощи наглядности представлена в комплексе занятий.
Слоги слияния — это…
Слогами слияния принято называть сочетания 2 букв, где первая всегда согласная, а вторая гласная или же мягкий знак: «НА», «ПА», «РЕ», «СО», «ТЬ», «СЬ». По сути, каждое слово представляет собой комбинацию отдельных букв и слогов слияния: «КА-ША», «ЛО-Ж-КА», «ПО-ТО-ЛО-К». Слогослияние – обязательный элемент техники чтения слова.
Чтобы научиться читать, нужно:
Каждый слышал выражение «читать по слогам», или, как говорили раньше, «по складам». Именно путем складывания «Аз» и «Буки» («Азбуки») учили читать детей вплоть до девятнадцатого века. Слоги-склады нужно было запоминать наизусть. Но сам подход к их изучению был слишком сложный и от методики на некоторое время отказались.
Сегодня методика чтения по складам усовершенствована и доработана. Н. А. Зайцевым. Гениальный российский педагог взял за основу обычные кубики, и на каждой стороне разместил по букве или складу. Обучаясь чтению таким образом, дети не испытывают затруднения слияния отдельных букв и с легкостью складывают слова.