Что такое образно выразительные средства свойственные фольклору
В русской науке закрепились и другие термины: народное поэтическое творчество, народная поэзия, народная словесность. Названием «устное творчество народа» подчеркивают устный характер фольклора в его отличии от письменной литературы. Название «народно-поэтическое творчество» указывает на художественность как на признак, по которому отличают фольклорное произведение от верований, обычаев и обрядов. Такое обозначение ставит фольклор в один ряд с другими видами народного художественного творчества и художественной литературы. 1
Пассивное отношение мужских инициаторов может быть символизировано ношением женской одежды. Отсутствие различий в статусе может быть показано в дальнейшем путем использования поз, выражающих смирение, или путем украшения тела землей или золой. Социальная невидимость инициаторов может означать их полное или частичное уединение из мест обитания и случаев светской жизни, по правилам, обязывающим их долго молчать и странными переодеваниями.
Например, если девушка не была ритуально «выращена» в женщину, как выразился Бемба, многие аспекты сексуальности взрослых представят ей опасности. Таким образом, знание, в том числе знание, переданное мифом, «спасает». Даже там, где мифы не связаны с обрядами, у них ограниченный характер. Большинство из них имеют генетическую или критическую ссылку. Они ссылаются на то, как дела обстояли так, как они есть; это не просто кадастры или правила поведения. Они также прямо или косвенно ссылаются на биологические жизненные кризисы рождения, спаривания, болезни и смерти.
Безусловно прав академик Д.С. Лихачев, который отмечал, что автора в фольклорном произведении нет не только потому, что сведения о нем, если он и был, утрачены, но и потому, что он выпадает из самой поэтики фольклора; он не нужен с точки зрения структуры произведения. В фольклорных произведениях может быть исполнитель, рассказчик, сказитель, но в нём нет автора, сочинителя как элемента самой художественной структуры.
Ограниченный символизм, как в его ритуальных, так и в мифических выражениях, изобилует прямыми или образными нарушениями моральных кодексов, которые хороши в светской жизни, таких как человеческая жертва, человеческая плоть и кровосмесительные союзы богов братской сестры или матери-сына или их человеческих представителей. Таким образом, теория, что мифы являются парадигматическими или что мифы предоставляют прецеденты и санкции за социальный статус и моральные правила, требует какой-то квалификации.
Мифы и лимитные обряды нельзя рассматривать как модели для светского поведения. С другой стороны, они не должны рассматриваться как предостерегающие истории, как негативные модели, которые не следует соблюдать. Скорее они считаются высокими или глубокими тайнами, которые временно помещают посвящение в тесные рэп-порты с первичными или изначальными генеративными силами космоса, действия которых превосходят, а не нарушают нормы человеческого светского общества. В мифе есть безграничная свобода, символическая свобода действий, которая лишена связанного с нормой статуса статуса в социальной структуре.
Хотя они могли бы упомянуть фиктивных существ, их детали имели взаимосвязь «точка-точка» с социальными и культурными мероприятиями, которые были реальными аспектами опыта Тробрианда. Напротив, Юнг рассматривал мифы не как индексы или уставы культурных учреждений, а как «психологические реалии», как выражения «архетипов» или «изначальных образов» «коллективного бессознательного». Они реальны в смысл, что они представляют унаследованные формы или узоры, присутствующие в каждом человеческом существе.
Вначале эти формы не имеют определенного содержания мысли; контент предоставляется конкретной культурой. Мифы дают «местное жилье и имя» этим общим формам и дают им «реальность», проявляя их в сознании. Под «действительностью» Элиаде означает «священная реальность», потому что, пишет он, «это священное прежде всего настоящее». Его анализ зависит от различия между священным и профаном. Ибо люди мифа не являются людьми: они являются богами или героями культуры, и поэтому их геста составляют тайны; человек не мог знать о своих действиях, если они не были ему открыты.
Каково соотношение между действительностью и ее отображением в фольклоре? Фольклор сочетает прямое отражение жизни с условным. «Здесь нет обязательного отражения жизни в форме самой жизни, допускается условность». 8 Ему свойственны ассоциативность, мышление по аналогии, символичность.
Ловикова Ольга Александровна, воспитатель ГБДОУ д/с № 23 Красногвардейского района города Санкт-Петербурга.
Мы не можем отстать от этого богословского языка с процессами, лежащими в основе мифа. Священное или святое царство для Элиаде недоступно для нас, если только оно не хочет раскрыться нам в аналогии мифического или ритуального символизма. Таким образом, для Малиновского «реальность» как атрибут мифа является культурной, для Юнга психологической и для Элиаде духовной.
Анализ лирических обрядов и символики
Социальный и культурный контекст
На современном этапе развития дошкольного воспитания в исследованиях психологов-педагогов (Л.С. Выготский, Д.Б. Богоявленская, А.В. Запорожец, О.С. Ушакова) 5-6 год жизни является периодом наиболее высокой «языковой одаренности», периодом особой восприимчивости к звуковой стороне речи, к языку, образным выражениям.
Как отмечают психологи и методисты Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова, Е.И. Тихеева, ребенок тогда усваивает родной язык, выразительность языка, когда имеет возможность подражать разговорной речи окружающих – родителей и педагогов.
Далее следует сравнить и сопоставить свойства и структуру религиозной системы со свойствами и структурой других культурных подсистем, таких как система родства, экономическая система и правовые и политические системы. Другими словами, мы должны искать часть значения мифа в идиосинкразии его культурного контекста, в контексте многих измерений. Мы также не должны пренебрегать динамикой этой культуры: мы должны видеть обряд и миф как фазы в социальных процессах, как выполняемые или переданные в значительных точках сезонного цикла, при индивидуальных или групповых жизненных кризисах, во времена естественной катастрофы, таких как голод, засуха, наводнение и эпидемия, или со ссылкой на кризисы, вызванные человеческими законными или «греховными» действиями.
4.2. Лексико-стилистические фольклорные средства
К выразительным языковым средствам фольклора относятся: синонимы, антонимы, устаревшая лексика, устойчивые выражения, тропы.
Синонимы выражают одноименность.
(кондитерская фабрика «Россия»).
Эпитет является специфическим тропом, он не просто определяет какие-то свойства предмета, а является выражением нашего впечатления, отношения и оценки того или иного явления или предмета. Использование эпитетов в фольклорных текстах придает им неповторимую поэтику: «Жавороночки, птички певчие! Принесите нам теплу летушку!»; волшебство: «живая вода», «яблочки молодильные», «трава шелковая», «светла ноченька»; торжественность: «уж ты гой еси, родна матушка!», «сила-силушка богатырская». В рекламном тексте эпитеты повышают его суггестивность.
запело», в сказках: «избушка на курьих ножках». В рекламе метафора направлена на создание своеобразного образа товара и привнесение оценочного эффекта.
Таким образом, оказываясь важным элементом рекламного дискурса, лексико-стилистические средства обеспечивают высокую интенсивность воздействия на потребителя путем создания определенного эмоционального эффекта. В процессе восприятия такого сообщения происходит своеобразный запуск необходимых ассоциаций, которые способствуют быстрому установлению контакта с аудиторией, привлекая внимание потенциальных потребителей и обогащая языковой пласт современной рекламы. Всё это позволяет рекламе не терять красочность, привлекательность и актуальность.
Выразительно-изобразительные средства художественной литературы и фольклора
Среди многообразия выразительно-изобразительных средств художественной литературы и фольклора хотелось бы выделить те, которые чаще всего встречаются в произведениях, включенных в круг детского чтения.
Большую роль в создании выразительности художественного произведения выполняют стилистические средства выразительности. Среди них своей художественностью выделяется метафора. Она основана на переносе наименования по сходству. В роли метафоры могут выступать различные части речи: глагол, существительное, прилагательное. Метафора выделяется своей оригинальностью и необычностью. Она вызывает эмоциональные ассоциации, помогает глубже осознать или представить событие, явление, предмет.
Именно метафора дает возможность ребенку воспринять понятие, сделать его вещественным, наделить его определенными качествами.
Распространенной разновидностью метафоры является художественное олицетворение. Оно встречается в сказках, песнях, легендах. Именно в этих жанрах фольклора животные и предметы персонифицируются чаще и приобретают способность говорить и действовать как люди. Встречается персонификация и в литературных сказках, сочиненных писателями специально для детей дошкольного возраста.
Еще одной разновидностью метафоры, которая поэтизирует детскую речь, является гипербола. Нарушение в содержании произведения реальных пропорций и взаимоотношений, которое создается гиперболой, вызывает у дошкольников юмористические представления и образы.
Образное направление в произведениях литературы и фольклора имеет и такое средство выразительности, как сравнение. Оно позволяет более конкретно, ярко и точно охарактеризовать один предмет или явление при помощи другого. Чаще всего сравнение — это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак. Этот художественный троп предполагает наличие трех данных: во-первых, то, что сравнивается («предмет»), во-вторых, с чем сравнивается («образ»), в-третьих, то, на основании чего сравнивается с другими («признак»). Восприятие сравнения детьми развивает их творческие способности к художественному описанию, образности и красочности в речи.
Яркость и образность мысли передает в произведениях художественной литературы и фольклора эпитет. С его помощью речь приобретает свою высокую эстетическую функцию. Эпитет позволяет ярко характеризовать свойства, качества предмета или явления и тем самым обогащает содержание высказывания. Он помогает точнее нарисовать портрет литературного или сказочного персонажа. В научной литературе обычно выделяют три типа эпитетов: общеязыковые (постоянно употребляются в литературном языке, имеют устойчивые связи с определяемым словом: трескучий мороз, быстрый бег); народно-поэтические (употребляются в устном народном творчестве: чистое поле, серый волк); идивидуально-авторские (создаются авторами: голубая радость (А.Куприн)).
Как орнамент украшают полотно каждого литературного произведения уменьшительно-ласкательные суффиксы. При этом предметы, о которых говорится в литературных произведениях, приобретают музыкальность, нежность, благозвучие.
Под воздействием выразительных средств художественной литературы развивается эстетика речевой культуры дошкольника. Дети овладевают искусством устной речи. Вместе со связностью у дошкольников развиваются такие коммуникативные качества речи, как выразительность и образность.
Выявление уровня сформированности образности речи детей среднего дошкольного возраста
Художественная литература, как и малые формы фольклора, является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребенка, непосредственно способствует формированию готовности к учению.
Для успешного последующего школьного обучения у шестилетнего ребенка должен быть сформирован определенный интерес и любовь к книге, умение воспринять и понять прочитанный ему текст, ответить на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказать несложные произведения, дать элементарную оценку героям и их поступкам, определить свое отношение к ним. Готовить детей к этому нужно с начала посещения дошкольного учреждения. Эти качества и умения в дошкольном возрасте приобретаются ребенком и совершенствуются в процессе ознакомления с художественными произведениями и малыми формами фольклора.
Сказка, как и малые формы фольклора, – это кладезь народной мудрости, традиций и языка – об этом и так все знают. Сказка воспитывает детей интеллектуально и нравственно, развивает воображение и сопровождает нас на протяжении всей жизни.
Сказка оказывает огромное влияние и на развитие и обогащение речи ребенка.
Дошкольников отличает эмоциональная отзывчивость на образную речь. Очень важно, чтобы дети и сами использовали доступные им образные средства родного языка. Образную речь ребенка развивают на основе активизации его образного мышления.
Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов, метафор) сказки передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Изобразительные средства языка в них метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей.
В речевом развитии ребенок проходит путь от ассоциативного установления связей между словом и конкретным предметом – к слову обобщающему и только при условии эмоционально-эстетического развития – к слову образному (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, О.И. Никифорова, Н.В. Гавриш и др.).
Образование ассоциаций лежит в основе физиологических процессов восприятия и воображения. Восприятие дошкольниками образных средств языка отражает ход познавательной деятельности человека: обнаружение в окружающем мире сходных вещей, процессов, перенос явления по сходству с одного явления на другое; выражение эмоций, оценки, субъективного взгляда на мир. Процесс восприятия включает в себя анализ свойств какого-либо образа, а также синтез чувств, вызываемых этими свойствами.
Речь детей не будет образной, если ребенок не будет владеть в полной мере художественными средствами выразительности и речевыми умениями в целом.
Поэтому целью констатирующего этапа эксперимента стало выявление уровня сформированности образной речи у детей 4-5 лет.
На констатирующем этапе эксперимента с целью определения уровня сформированности образной речи у детей 4-5 лет я использовала методика, предложенную Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой.
Детям было предложено четыре задания.
№ п/п | Ф.И ребенка | Умение сравнивать и подбирать эпитеты | Умение подбирать синонимы | Умение подбирать антонимы | Речевые умения | Общее кол-во баллов |
1 | Веремейчик Михалина | 2 | 1 | 1 | 2 | 6 |
2 | Шумейко Маша | 2 | 2 | 1 | 2 | 7 |
3 | Соколовский Илья | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
4 | Светлов елисей | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
5 | Тарналицкая Ирина | 1 | 1 | 2 | 1 | 5 |
6 | Чистякова Полина | 1 | 1 | 2 | 2 | 6 |
7 | Ефимов Артем | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
8 | Гавриленко павлина | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
9 | Хрипач Кирилл | 2 | 1 | 1 | 1 | 5 |
10 | Курлович Илья | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Средний балл | 1,5 | 1,3 | 1,4 | 1,7 | 5,7 |
Качественный анализ результатов выполнения третьего задания показал, что в рассказах недостаточно присутствует субъективное отражение эстетически значимого объекта действительности, воплощенного в художественных произведениях. Многие дети испытывали затруднение при рассказывании сказки, редко использовали в своей речи синонимы, антонимы и обобщающие слова.
Особое удивление вызвал тот факт, что у некоторых детей вызвало затруднение в названии героев сказок, которые известны детям с младшего возраста.
Дети к показу выбрали сказку «Репка».
Было установлено, что затруднения у детей чаще всего возникали в начале пересказа сказки, при воспроизведении последовательности появления новых персонажей сказки и особенно ритмизированного повтора, представляющего собой предложно-падежную конструкцию. В пересказах почти всех детей наблюдались нарушения связности изложения (неоднократные повторы фраз или их частей, искажения смысловой и синтаксической связи между предложениями, пропуски глаголов, усечение составных частей и т.д.).
У 9 детей трудности в составлении пересказа носили резко выраженный характер (смысловые ошибки, нарушения связности, пропуски фрагментов текста и т.п.). Исследование выявило низкий уровень речевых умений, используемых детьми.
Речь детей поразила однообразием. Дети не проявляли желания рассказывать, а тем более показывать сказку. Художественные впечатления их бедны, они не обменивались впечатлениями от увиденного ими маленького спектакля, которые показывали их друзья. Речь детей была маловыразительной и непоследовательной.
У многих детей в рассказах отмечались пропуски моментов действия, представленных на картинках или вытекающих из изображенной ситуации; сужение поля восприятия картинок (например, указания на действия только одного персонажа – деда,), что свидетельствует о недостаточной организации внимания в процессе речевой деятельности. Часто нарушалось смысловое соответствие рассказа изображенному сюжету. У 7 детей рассказы сводились к простому называнию действий персонажей.
Результаты выполнения третьего задания свидетельствуют о том, что у многих детей возникали трудности в полной и точной передаче сюжета, отсутствовало смысловое обобщение сюжетной ситуации. Один ребенок, несмотря на оказываемую помощь, совсем не смог выполнить задание. У 8 детей различные нарушения при составлении рассказа были резко выражены. В целом ряде случаев, при сочетании грубых нарушений, рассказ практически сводился к ответам на вопросы и терял характер связного повествования.
При пересказе сказки наблюдались отдельные специфические нарушения (в логико-смысловом построении сообщения, на уровне программирования и контроля за реализацией высказывания). Были выявлены недостатки в языковом оформлении сообщении – нерезко выраженные нарушения связности повествования, лексические затруднения. Отмечалась большая степень самостоятельности при выполнении всех видов заданий. Наибольшие трудности у детей этой группы вызывало выполнение заданий творческого характера.
На основании проведенных заданий можно сделать следующий вывод: у детей отмечается значительное отставание в формировании образной речи. Это указывает на еобходимость целенаправленной воспитательно-образовательной работы по развитию данного вида речевой деятельности. Проведенные исследования с использованием различных видов заданий выявили ряд особенностей, характеризующих состояние образной речи детей, которые необходимо учитывать при проведении дальнейшей работы.
ГДЗ по литературе 8 класс Меркин часть 1 страница 23
1. К какому периоду относится песня?
Песня рассказывает об освобождении Смоленска во время Отечественной войны 1812 года. Она народная, поэтому автор народ. Написана была или во время войны, или сразу после нее.
2. Какова основная тема песни? Какие события послужили для неё основой?
Основная тема песни – освобождение города Смоленска.
3. Кто лирический персонаж песни? Насколько подробно переданы его характер, портрет, поведение?
4. Какие образно-выразительные средства, свойственные фольклору, присутствуют в тексте песни?
Эпитет, олицетворение, гипербола, сравнение, метафора
5. Имеются ли в тексте песни повторы? Какие слова (словосочетания) повторяются и для какой пели?
Да, в тексте много повторов, например: русской армии, Смоленск-город, Волконский-князь. Повторы позволяют автору усилить напряжение в повествовании, также они придают ритмичность.
6. Имеются ли характерные признаки жанра исторической песни (например, песня-плач, солдатская)? В чём они проявляются?
7. Какова основная идея песни? Приведите из текста строки, слова, словосочетания, в которых идея выражена наиболее ярко, точно.
Основная идея песни заключается в описании событий, происходивших при освобождении города, показать читателю как все это происходило. «Они ружья зарядили, в неприятеля палили. «
Какие образно-выразительные средства, свойственные фольклору (см)?
Какие образно-выразительные средства, свойственные фольклору, присутствуют в песне «Солдаты освобождают Смоленск»?
2) пример метонимии:
3) ассонанс (повторение похожих гласных):
4) инверсия (перестановка слов в порядке, нарушающем правила грамматики: в русском языке обычно определение стоит перед существительным);
5) градция: в тексте песни идет явное усиление действия:
6) параллелизм: предложения, которые находятся рядом, построены синтаксически одинаково:
Внимательный читатель найдет и другие средства худ.выразительности, о которых я не упомянула.
Возраст этого персонажа неизвестен, а вот пол чаще всего женский. Если судить по фольклору, то кикимору чаще всего представляют в виде безобразной старушки со скрюченным носом, но в то же время она очень шустрая. Из этих данных можно сделать вывод, что это «молодая пенсионерка» от 55 до 65 лет.
Но есть и сказания, где кикимора это девочка или девушка.
Никто кикимору не видел при дневном свете и тем более не сфотографировал, есть только словесное описание, поэтому и нет уверенности, что это реальный персонаж. Есть только рисунки типа этого.
Она невидима днем (прячется) и в основном ведет ночной образ жизни и люди ее узнают по пронзительному крику, стуку и по другим звукам. А последствия ее ночной деятельности чаще всего является беспорядок, расплетенные или неправильно заплетенные косы, вещи, хвосты коней и т.д.
То есть это явно женщина, знакомая с прядением.
Говорят, что она живет рядом с людьми и даже в их домах или в дворовых постройках.
Но есть и такие кикиморы, которые живут в болотах, в лесу (их еще называют жена лешего).