Что такое образование ориентированное на ребенка

Технология личностно-ориентированного обучения

Что такое образование ориентированное на ребенка. Смотреть фото Что такое образование ориентированное на ребенка. Смотреть картинку Что такое образование ориентированное на ребенка. Картинка про Что такое образование ориентированное на ребенка. Фото Что такое образование ориентированное на ребенка Наталья Гусева
Технология личностно-ориентированного обучения

О личностно – ориентированных технологиях обучения.

Содержание личностно ориентированного образования, его средства и методы структурируются так, что позволяют ученику проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме, в этих целях разрабатываются индивидуальные программы обучения, которые моделируют исследовательское мышление.

Следует отметить актуальность данной тематики, поскольку личностно-ориентированное обучение используется в едагогической практике нашего времени довольно часто. И любому едагогу необходимо знать основы личностно ориентированного развивающего обучения.

Развитие ученика, как личности (его социализация, идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития.

Учение как субъектная деятельность ученика, обесечивающая познание (усвоение) должно разворачиваться как процесс, описываться в соответствующих терминах, отражающих его природу, психологическое содержание.

Основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.

Понятие личностно-ориентированного обучения

Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.

Цель личностно-ориентированного обучения состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».

Функции личностно-ориентированного обучения, т. е.образования:

В личностно-ориентированномобразовании предполагается следующие позиции педагога:

развития личностного потенциала ребенка и умение максимально

стимулировать его развитие;

— отношение к ребенку как к личности, способной учиться добровольно, по

собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность;

— опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные)

каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.

Содержание личностно-ориентированного образования:

— помощь школьнику в выстраивании собственной личности и определении

собственной личностной позиции в жизни:

— выбор значимых для ребенка ценностей и овладение им определенной

— выявление интересующих научных и жизненных проблем и освоение

способов их решения,

— открытие рефлексивного мира собственного «Я» и умение управлять им.

Личностно-ориентированный подход

Личностно-ориентированный подход складывается из трех составляющих, включающих в себя основные понятия, принципы,методы и приемы ЛОП-а:Теперь ответим на третий вопрос: из каких компонентов складывается личностно ориентированный подход? С этой целью охарактеризуем три составляющие данного подхода.

1. Первая составляющая — основные понятия, которые при осуществлении педагогических действий являются главным инструментом мыследеятельности.

К основным понятиям личностноориентированного подхода можно отнести следующие:

— индивидуальность — неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;

личность — постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;

— самоактуализированная личность — человек осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;

-Самовыражение — процесс и результат развития, и проявление индивидом присущих ему качеств и способностей;

— субъект — индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;

— субъектность — качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектами обладающие активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;

— Я-концепция — осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим;

— выбор — осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;

— педагогическая поддержка — деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в учебе, жизненным и профессиональным продвижением (О. С. Газман, Т. В. Фролова).

2. Вторая составляющая — исходные положения и основные правила построения процесса обучения и воспитания учащихся, т. е. принципы.

— Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

— Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога — это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.

— Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными качествами и полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным объектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать обогащению его субъектного опыта.

— Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы ученик жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.

— Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности школьника.

— Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса. Вера в ребенка, доверие к нему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерному контролю.

3. Третья составляющая — это технологический арсенал личностно ориентированного подхода, то есть, методы и приемы, соответствующие таким требованиям,как:

— направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;

— представление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора.

Большинство педагогов включают в данный арсенал диалог, игровые и рефлексивные методы и приемы, а также способы педагогической поддержки личности ребенка в процессе его саморазвития и самореализации.

Использование личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании школьников невозможно без применения методов диагностики и самодиагоностики.

— если от ее разрешения ничего в жизни ребенка не меняется (что толку поднимать руку и слушать учителя, если он все равно меня ненавидит);

— если его лишили возможности самостоятельно действовать, а следовательно, сняли с него ответственность.

Личностно-ориентированные технологии

Личностно-ориентированные технологии определяют методы и средства обучения и воспитания,соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение психодиагностические методики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения, перестраивают суть образования.

Личностно-ориентированные технологии противостоят авторитарному (командному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в технологии традиционного обучения, создают атмосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества и самоактуализации личности.

В центре внимания личностно-ориентированных технологий – личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий образования являются – развитие, личность, индивидуальность, свобода, самостоятельность, творчество.

Личность – общественная сущность человека, совокупность его социальных качеств и свойств, которые он вырабатывает у себя пожизненно.

Развитие – направленное, закономерное изменение; в результате развития возникает новое качество.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие какого-либо явления, человека; противоположность общего, типичного.

Творчество – это процесс, в результате которого может быть создан продукт. Творчество идет от самого человека, изнутри.

Педагогическая технология – это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают получение определенного результата.

А личностно-ориентированные технологии – это педагогические новации, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным способностям школьника, различному уровню сложности содержания общения, специфическим особенностям каждой школы.

Различают четыре основные группы технологий:

2. личностно-ориентированные

— разноуровневого обучения,

— коллективного взаимообучения,

— модульного обучения);

Рассмотрим личностно-ориентированные технологии:

1. Технология разноуровневого обучения принимает во внимание личные способности и возможности, которые обеспечивают гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы.Эта структура включает в себя следующие подсистемы:

— индивидуально-типологические особенности, проявляющиеся в темпераменте, характере, способностях.

— психологические характеристики (мышление, воображение, память, внимание, воля, чувство, эмоции.

— опыт, включающий знания, умения, привычки.

2. Коллективное взаимообучения

Очевидно, что учить ребят нужно только с опорой на интерес, обязательно создавая ситуацию успеха. Бессмысленно и безнравственно обучать и воспитывать детей, если они не осознали их значимости, если им не интересно и у них нет потребности увидеть результаты своей деятельности. Начиная с начальной школы учителя и воспитатели уже должны использовать личностный подход к обучению и воспитанию на предметных уроках и уроках труда, занятиях, кружках, напр. рисования, хореографии, и других, учитывая индивидуальные склонности и желания учащихся.

При переходе в среднее звено обучения, на предметных уроках и уроках труда, занятиях, учащиеся уже приобретают умения, навыки, творческие способности в определённых направлениях трудовой деятельности и совершенствуют свои зуны. Для многих воспитанников первичная социализация проходит в условиях интернатного учреждения. Именно в стенах школы-интерната закладываются многие важные качества, необходимые для последующей полноценной самостоятельной жизни.

При переходе в старшее звено обучения, предметные уроки и уроки труда, занятия проходят уже с элементами профориентации.

3. Технология модульного обучения предусматривает самостоятельную работу ученика, но с определенной дозой помощи. Модули позволяют перевести обучение на индивидуальную работу с отдельными учащимися, изменять формы общения учителя и ученика. Представленные личностно-ориентированные технологии обучения позволяют максимально адаптировать учебный процесс к возможностям и потребностям обучающихся.

Методологические основы организации

личностно-ориентированного урока (занятия)

Личностно ориентированный урок (занятие) в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика (воспитанника). Изменяются позиции ученика (воспитанника) – от прилежного исполнения к активному творчеству,иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.

Основные различия между традиционным и

личностно-ориентированным уроком (занятием).

Традиционный урок Личностно- ориентированный урок

1. Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков 1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта

2. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий 2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий

3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам 3. Стремится выявить реальные интересы детей и согла совать с ними подбор и организацию учебного материала

4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми 4. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком

5. Планирует и направляет детскую деятельность 5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность

6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки 6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки

7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми 7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила по ведения и контролировать их соблюдение

8.Разрешает возникающие конфликты между деть ми: поощряет правых и наказывает виноватых 8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения

Деятельность учителя (воспитателя) на уроке (занятии)

С личностно-ориентированной направленностью

— Создание положительного эмоционального настроя на работу у всех учеников в ходе урока.

— Сообщение в начале урока (занятия) не только темы, но и организации учебной (воспитательной) деятельности в ходе урока (занятия).

— Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).

— Использование проблемных творческих заданий.

— Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.

— Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.

— Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.

— Отметка, выставляемая ученику в конце урока,должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.

— При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

Виды дидактического материала: учебные тексты, карточки-задания, дидактические тесты. Задания разрабатываются по тематике, по уровню сложности, по цели использования, по количеству операций на основе разноуровневого дифференцированного и индивидуального подхода с учетов ведущего типа учебной деятельности учащегося (познавательная, коммуникативная, творческая). В основе такого подхода лежит возможность оценки по уровню достижения в овладении знаниями, умениями, навыками. Учитель (воспитатель) распределяет карточки среди учеников, зная их познавательные особенности и возможности, и не только определяет уровень овладения знаниями, но и учитывает личностные особенности каждого ученика, создавая оптимальные условия для его развития путем предоставления выбора форм и способов деятельности.

Технология личностно-ориентированного обучения и воспитания предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического и методического материала к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика.

В личностно-ориентированном обучении позиция ученик не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам активно участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и т. д. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. В этом случае меняется характер восприятия, оно становится хорошим «помощником» мышлению и воображению.

Наиболее значимыми принципами личностно-ориентированного урока, сформированными И. С.Якиманской являются:

использование субъектного опыта ребенка;

предоставление ему свободы выбора при выполнении задач; стимулирование к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для него способов проработки учебного материала с учетом разнообразия его типов, видов и форм;

накопление ЗУНов не в качестве самоцели (конечного результата, а важного средства реализации детского творчества;

обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и ученика на основе сотрудничества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.

Личностно-ориентированный тип образования можно рассматривать, с одной стороны, как дальнейшее движение идей и опыта развивающего обучения, с другой – как становление качественно новой образовательной системы.

Совокупность теоретических и методологических положений, определяющих современное личностно-ориентированное образование, представлено в работах Е. В. Бондаревской, С В. Кульневича, Т. И. Кульпиной, В. В. Серикова, А. В. Петровского, В. Т. Фоменко, И. С. Якиманской и других исследователей. Объединяет этих исследователей гуманистический подход к детям, «ценностное отношение к ребёнку и детству, как уникальному периоду жизни человека».

В исследованиях раскрывается система ценностей личности, как смыслов человеческой деятельности. Задачей личностно-ориентированного образования является насыщение личностными смыслами педагогический процесс как среду развития личности.

Разнообразная по содержанию и формам образовательная среда даёт возможность раскрыть себя, самореализоваться. Специфика личностно развивающего образования выражается в рассмотрении субъективного опыта ребёнка как личностно-значимой ценностной сферы, обогащение его в направлении универсальности и самобытности, развития содержательных мыслительных действий как необходимого условия творческой самореализации, самоценных форм активности, познавательных, волевых, эмоционально-нравственных устремлений. Учитель, ориентируясь на социально значимую модель личности, создаёт условия для свободного творческого саморазвития личности, опирается на самоценность детских и юношеских представлений, мотивов учитывает динамику изменений в мотивационно-потребностной сфере ученика.

Овладевая теорией и методико-технологической основой личностно-ориентированного педагогического подхода и взаимодействия педагог, обладающий высоким уровнем педагогической культуры и достигающий вершин в педагогической деятельности в перспективе сможет и должен использовать свой потенциал для собственного личностного и профессионального роста.

Список использованной литературы:

Фольклор, как средство развития эмоциональной сферы дошкольника в аспекте личностно-ориентированного подхода На мой взгляд, народные художественные традиции занимают важное место в жизни каждого народа, дают огромное поле деятельности в работе с.

Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения Уважаемые коллеги! Находившись в постоянном поиске новых технологий, мы зачастую сталкиваемся ситуацией как говорится в поговорке «Все новое.

Мастер-класс для педагогов «Технология развивающего обучения» Региональный этап IX Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» в 2018 году Мастер-класс «Технология развивающего.

Мастер-класс «Технология проблемного обучения на уроках технологии в среднем звене» Учитель МОБУ Усть-Ярульская Антонюк Людмила Ивановна, учитель технологии Мастер- класс «Технология проблемного обучения на уроках технологии.

Методическая разработка «Взаимодействие детского сада и семьи по вопросу личностно-ориентированного подхода в воспитании» В своей работе я уделяю большое значение работе с родителями, так как она имеет большое значение в работе педагогов дошкольных учреждений.

Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС Часть 1. Технология проблемного обучения: теоретические основы Знания только.

Семинар-практикум для педагогов «Технология проблемного обучения в детском саду» Семинар-практикум на тему: «Технология проблемного обучения в детском саду» Цель: повысить мотивацию педагогов к овладению методикой проблемного.

Реализация личностно ориентированного подхода посредством технологии модульного обучения на уроках истории Реализация личностно ориентированного подхода посредством технологии модульного обучения Изменения в обществе, экономике, политике и культуре.

Технология коррекционно-развивающего воспитания и обучения. Универсальное дидактическое пособие «Умная сумка» Мною было разработано универсальное дидактическое пособие «Умная сумка». Оно представляет собой разновидность лэпбука (собирательный образ.

Технология проблемного обучения. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15 «Ручеек» г. Ртищево Саратовской области» ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ.

Источник

Образование, ориентированное на свободу и самоопределение ребенка

Вопрос, заданный самой жизнью

Продукт в образовании

Раньше много говорили (да и теперь продолжают говорить) об «эффективности» образовательной системы, подразумевая под этим словом некое соответствие целей и результатов организации образования или соответствие вымышленного образа выпускника школы усредненным и социологизированным ценностям. Потом стали говорить о «качестве» образования (соответствии его содержания и форм некоторому идеальному уровню).

Однако оба понятия трудно определимы и проверяемы. Во-первых, поскольку неоднородны и сообщество, и цели, и ценности. А во-вторых, условен идеальный уровень чего-либо. В конце концов пришли к выводу, что эффективность и качество образования (если не думать о вечной остроте материально-технических проблем) зависят от позиции, мастерства и креативности педагога. Но вот вопрос: зависит ли в образовании что-нибудь от ученика, от его интереса, цели и действия?

Продукт, если его рассматривать как составляющую содержания образования и как организующий принцип, предполагает совершенно иные, альтернативные традиционным параметры учебы. Такая учеба пробуждает и развивает индивидуальный интерес каждого ученика и мотивирует выбор им собственного пространства образования, его формы, содержание, результат, что и открывает путь к самостоятельности и автономности учебной деятельности.

Индивидуальный интерес, самостоятельность и ответственность. В чем же отличительные особенности продуктивного обучения?

Это, во-первых, самостоятельная учебная деятельность, связанная с реальной трудовой деятельностью вне школы (или в школе) на рабочем месте. Во-вторых, учеба и труд ученика ориентированы на реальный, социально значимый конечный продукт, являющийся основой комплексной качественной, а не количественной оценки. В-третьих, претерпевает кардинальное изменение роль педагога, он перестает быть посредником в передаче абстрактного знания, а становится консультантом, «тренером», тьютором (наставником), поддерживающим ученика в достижении продуктивности индивидуальной образовательной и практической деятельности. В-четвертых, открываются двери класса и происходит фактическая смена урочных, формальных и замкнутых форм отношений на эвристические, открытые, групповые взаимодействия и неформальные обсуждения проблем и рефлексии.

Понимаемая так продуктивность обучения (учебы, образования) представляет собой одновременно и развитие идей классов-лабораторий Джона Дьюи, мастерских Селестена Френе, трудовых отрядов Антона Макаренко и дальнейшее развертывание потенциала современного личностно ориентированного образования. Но не просто заимствование идей Дьюи и Френе и не просто продолжение идей трудовой школы. Это плодотворная попытка соединить в работе каждого ученика наиболее эффективные демократические формы организации образовательного процесса, индивидуальные ценности образования и социальные ценности продуктивной трудовой деятельности.

Поэтому нельзя рассматривать продуктивное образование как форму профориентационной работы школы или «сакрального» трудового воспитания. Оно целиком принадлежит сфере инновационного движения, поскольку его логика иначе организует все образование личности в целом.

Однако креативное значение продуктивного обучения таково, что оно может раскрыть потенциал образования не только для «трудного», но и для любого подростка. Всякая идея в образовании хороша тогда, когда доведена до практического результата и срабатывает при всех условиях, помогая образовательному процессу конкретного ребенка.

Образовательный процесс остается по-прежнему отчужденным от учащегося: он объективен, а потому не интересен для подростка; он дан учащемуся учителем (государственной унифицированной программой), а не задается самим ребенком. Ученика по-прежнему стараются «продуктивно» учить, но ему не создают условия для того, чтобы он действительно продуктивно учился САМ.

Распространенность педоцентрист­ского понимания продуктивности (дидактической продуктивности, продуктивности урока, которые якобы зависят от организационно-педагогического воздействия) есть результат традиций дидактоцентристского построения всей деятельности школы. На таком понимании гроздями висят стереотипы: «Я учу детей», «Я воспитываю детей», «Я руковожу детьми».

Надо перевернуть, поставить с головы на ноги всю школьную «продуктивную дидактику», тогда идея продуктивности будет избавлена от стереотипа педоцентризма. Учитель сможет взглянуть на себя другими глазами: «Ребенок учится сам, а я ему профессионально помогаю учиться», «Я поддерживаю ребенка в его самоопределении и саморазвитии», «Я взаимодействую с детьми».

Странно, что «продуктивность» выпала из перечня основных принципов образования, в частности, из дидактических принципов, среди которых есть наглядность, систематичность, последовательность, научность, руководящая роль учителя, связь теории с практикой, самоконтроль.

Все же современная теория и практика начинают строить дидактику на ином (личностном) понимании продуктивности. В частности,

А.В.Хуторской в «Эвристическом обучении» широко использует понятие «продукты образовательной деятельности», вводя в его содержание три основных показателя: внутренняя потребность ученика в самореализации; создание собственного (нового для ученика) образовательного продукта, соответствующего типу его деятельности (в научно-технической, художественной и культурологической сферах), с обязательным творческим (эвристическим) содержанием; наличие ситуации затруднения или проблемы, преодоление которой обусловливает развитие учащегося. А.В.Хуторской подчеркивает, что личный и общий образовательные продукты («дерево знаний» как его называют в продуктивных школах) становятся важнейшей частью современного обучения от первого до выпускного класса.

Все от Бога, Природы и Творческой искры

Таких правдоподобных педагогических заблуждений много. Можно назвать еще одно широко распространенное, но тесно связанное с проблемой продуктивности (с ее обеспечением на педагогическом и организационном уровне): половинчатая демократия (псевдодемократия отношений в школе). В этой логике концепция продуктивного обучения является действительно альтернативной демократической и гуманистической моделью образования, в которой каждый делает свое дело, а не зубрит дома заданные учителем тексты.

Познакомившись поближе с опытом и проблемами школ, участвующих в международных проектах, мы можем отметить их существенные отличия от обычных. Например, полное отсутствие таких обычных атрибутов классно-урочной школы, как программы, уроки, классы, отметки. Даже анализ полученных результатов здесь предпочитают проводить не на уровне научных обобщений, которые всегда в большей или меньшей степени нивелируют индивидуальные особенности продвижения детей, а при помощи описания различных конкретных историй, происшедших с учениками, как бы используя и расширяя педагогическую прецедентную базу.

Чем же оно является и не является

Сформулируем первый тезис-отрицание: в продуктивном образовании ученики не усваивают сумму знаний, не проходят программу. В связи с этим логично и второе отрицание: ученикам не выставляют отметок. Если нет обязательной для всех программы, нет и необходимости сравнивать ее усвоение, то есть выставлять учащимся отметки. Действительно, целью продуктивного обучения не является получение стандартного сертификата об образовании, учащимся не выставляют текущих и итоговых отметок, не существует такого понятия, как перевод в следующий класс.

Раз нет отметок, нет единой программы и задачи передать знания подрастающему поколению, в продуктивном образовании нет уроков, то есть действия, направленного на обязательное усвоение учеником информации, передаваемой учителем.

И еще одно понятие, ставшее для школы абсолютно привычным и на первый взгляд неизменным, отсутствует в продуктивном образовании. Там нет и не может быть таких замкнутых структур, как классы. Закрытый учебный класс, с детьми преимущественно одного возраста, как структура, создававшаяся специально для удобства одновременного массового прохождения материала и последующего сравнения учащихся друг с другом, в продуктивном образовании исчез сам по себе.

Продуктивное обучение не является дополнительным к базисному, основному образованию. Напротив, некоторые занятия в обычной форме учебы в рамках школы могут дополнять продуктивное. Но его методы использовались и используются в дополнительном образовании. В этом смысле надо признать, что именно продуктивным образованием и занимались во всех кружках и секциях.

Важно отметить, что описываемая система не является одним из новых способов профессиональной ориентации учащихся, хотя в процессе такого обучения ребята часто и находят интересные для себя профессии.

Продуктивное образование не является закрытой системой с официальными лидерами, несущей в массы свои великие начинания. У людей, работающих в этой системе, накопился богатый опыт, которым они охотно делятся с коллегами. При этом они с радостью принимают и чужие возможные варианты решения той же проблемы: как учить детей, не заставляя их зубрить учебники. Для этого они создают открытое сообщество учителей, приглашая туда всех желающих.

Чем же является продуктивное образование?

Система оценивания, скорее, похожа на индивидуальную консультацию у психолога, помогающего человеку не только осознать свое продвижение к намеченной цели, но и понять, что в нем самом этому мешает и как с этим бороться. Эта оценка всегда многогранна, а не линейна (от учителя к ученику). При этом обсуждается, что ученик сумел сделать, чему при этом научился, что нужно для наибольшего успеха в работе, какую деятельность он выбирает для дальнейшей учебы и почему. От этой оценки зависят не видимая успешность достижений, а следующие действия самого ученика.

Вместо уроков в системе продуктивного образования существуют следующие этапы:
• деятельность в социуме, в процессе которой учащийся не только использует, но и развивает собственные умения, выявляет преграды и препятствия, без преодоления которых он не сможет расти в данной профессии;
• обсуждение результатов и проблем с учителем, что одновременно является деятельностной оценкой и формой педагогической поддержки; такая оценка помогает ученику осознать достигнутые результаты и проблемы, принять решение о дальнейших действиях;
• обсуждение проблем с другими учащимися школы, благодаря которому дети могут выявить происхождение собственных проблем, помочь друг другу в решении общих важных вопросов;
• выход на новую, более осознанную деятельность как в социуме, так и внутри школы (это может быть и прохождение некоторого школьного курса, необходимого ребенку для его работы).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *