Что такое образование по сластенину

Что такое образование по сластенину

Итак, базисный учебный план расширяет диапазон возможностей каждого учащегося, позволяет школе развивать их индивидуальные интересы и склонности.

Учебные программы. Содержание образования, представленное на уровне теоретического осмысления в учебных планах, получает свою конкретизацию в учебных предметах или учебных курсах (дисциплинах).

Поскольку в качестве предмета совместной деятельности преподавателя и учащегося в обучении выступают результаты научного познания, то специфическая трудность, с которой здесь сталкивается педагогика, связана с ответом на вопрос, что из обширного многообразия научного знания должно перейти в содержание учебного предмета.

Наиболее распространенная и признанная точка зрения заключается в том, что учебные предметы общеобразовательной школы следует конструировать в соответствии со структурой научного знания в целом. Здесь имеется в виду, что каждой фундаментальной научной дисциплине должен соответствовать учебный предмет. Следовательно, полноту и структурную упорядоченность учебного предмета следует оценивать, принимая в качестве эталона структуру научного знания. Этот подход в общих чертах реализуется в практике современного общего среднего образования.

Согласно другой точке зрения, напротив, при определении содержания учебного предмета следует ориентироваться преимущественно на собственно педагогические соображения. При этом отмечается, что соблюдать различия между научными дисциплинами не обязательно. Эта позиция обосновывается тем, что существующая система научных дисциплин в значительной мере является результатом исторического развития научного знания и не соответствует закономерностям развития познавательных способностей человека и тем более структуре самой действительности.

Источник

Термины по курсу «Введение и общие основы педагогики»

Анализ— это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей и свойств педагогических явлений [Сластенин В.А. «Педагогика»]

Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, выделяется в них общее и обособленное, устанавливается общий принцип или правило.

Аннотирование – краткая запись общего содержания книги или статьи.

Беседа— вопросо-ответный метод привлечения учащихся к обсуждению, анализу поступков и выработке нравственных оценок. [Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров «Педагогический словарь»]

Воспитание— это целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия педагогов и воспитуемых с целью создания условий для развития личности воспитуемых при активности самих воспитуемых. [Бабанский Ю.К.]

Воспитание – педагогическое управление процессом развития личности. [Караковский В.А.]

Деятельностный подход предполагает признание особенной роли воспитывающей деятельности для развития ребенка, для решения воспитательных задач.

Диалектика – теория и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Основные идеи диалектического подхода Гегеля:

1.Изучать явления, процессы, объекты в их развитии.

2. Изучать явления, процессы, объекты во взаимосвязи и взаимодействии с другими явлениями, процессами, объектами.

3.Наблюдать моменты перехода количественных изменений в качественные.

4.Рассматривать процесс развития как процесс самодвижения в силу присущих внутренних противоречий.

Изучение школьной документации: плана работы классного руководителя, анализ классного журнала, личных дел учеников, ученических дневников; выявление особенностей личности и успеваемости отдельных учеников и класса в целом.

«Индивид(уум)» (от лат. неделимое) – 1) особь, каждый самостоятельно существующий организм; 2) отдельный человек.

Индуктивный метод— это логический метод обобщения полученных эмпирическим (опытным) путем знаний. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу. [Сластенин В.А. «Педагогика»]

Категория (греч. kategoria – высказывание, суждение) – предельно широкое понятие, в котором отражены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений действительности и познания. [Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный)]

Компетенция-это личностная способность специалиста (сотрудника) решать определенный класс профессиональных задач. Также под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. п. качествам какой-то группе сотрудников.

Личностный подход означает признание личности ребенка главной социальной ценностью, понимают и принимают его индивидуальность и своеобразие.

Личность характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность прижизненно вырабатываемых им у себя социальных свойств и качеств.

Малые формы работы могут быть весьма разнообразны по характеру и задачам воспитания: познавательные, развлекательные, трудовые, спортивные, творческие, смешанные и т.д.

1. Подготовка педагога.

2. Стартовая или вводная беседа (установка).

3. Разбивка на микрогруппы.

4. Определение творческих заданий.

5. Ход дела – демонстрация выполнения заданий.

Математические и статистические методы в педагогике применяются для обработки полученных данных методом опроса и эксперимента, а также для установления количественных взаимосвязей между изучаемыми явлениями. [Сластенин В.А. «Педагогика»]

Моделирование— это метод исследования объектов на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих в обществе предметов и явлений. [Мижериков В.А. «Словарь-справочник по педагогике»]

Наука – сфера человеческой деятельности, в которой происходит выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. [«Педагогика» под ред. П.И. Пидкасистого]

Образование— целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). [Закон РФ «Об образовании»]

Обучение— целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся в ходе которого осуществляется образование и развитие человека. [Бабанский Ю.К. «Педагогика»]

Обучение – специфический процесс познания, управляемый педагогом. [Сластенин В.А. «Педагогика»]

Обучение – процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемым, а результате которого у обучающегося формируются определенные знания, умения и навыки, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества. [«Педагогика» /П.И.Пидкасистого]

Объект исследования – это то, что именно рассматривается в исследовании. [«Педагогика» под ред. П.И. Пидкасистого]

Объект исследования (пед.) – педагогическое пространство, область, в рамках которой содержится то, что будет изучаться (объектом исследования пед. науки является сфера обучения и воспитания людей). [Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь]

Организовать можно все, что угодно, (например, рабочее место, собственные мысли, быт и т.д.) но в данном случае более важна организация деятельности класса, детского коллектива.

Педагогика— это наука о воспитании человека на всех возрастных этапах его развития. [Бабанский Ю.К. «Педагогика»]

Педагогика – это наука, изучающая закономерности, принципы, методы, средства и формы организации пед. процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. [«Педагогика: системы, системы, технологии» под ред. С.А. Смирнова]

Педагогика – это базовая научная дисциплина, изучающая закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов. [Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь]

Педагогическая система – это множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе. [Сластенин В.А.]

Педагогическое мастерство – высокий уровень овладения педагогической деятельностью; комплекс специальных знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств личности, позволяющих педагогу эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся и осуществлять целенаправленное педагогическое воздействие и взаимодействие. [Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров «Педагогический словарь»]

Подростковый, отроческий, средний школьный возраст от 10-11 до 14-15 лет – переходный этап от детского состояния к взрослому, это новый качественный этап в становлении человека.

Характерные черты: в физиологическом отношении – половое созревание, гормональная буря, интенсивный рост, формирование фигуры в соответствии с половой дифференциацией. На фоне этих изменений ухудшается самочувствие, повышается усталость, раздражительность, эмоциональная неустойчивость. В психологическом плане – это период самоосознания, самооценки, самоутверждения, сознательного проявления индивидуальности – противоположные желания и стремления «быть как все» и «не быть как все». Ведущая деятельность – интимно-личностное общение. Завершается формирование абстрактного мышления, устойчивого произвольного внимания. Референтные лица – ровесники, одноклассники, товарищеская компания.

Предмет исследования – наиболее значимые стороны, свойства и особенности объекта исследования. [Сластенин В.А. «Педагогика»]

На этапе проектирования и конструирования педагогического процесса педагог принимает самостоятельное решение по конструированию содержания, т.е. что подобрать для предъявления школьникам и в какой форме представить в соответствии с целями и условиями педагогической деятельности.

Раннее детство или дошкольный возраст от 3 до 6 лет – период интенсивного накопления социально значимого опыта и ориентации в социальном пространстве, формирование основных черт характера и отношения к окружающему миру.

Раннее младенчество от рождения до 1 года – характерно первоначальное приспособление и приведение в готовность сущностных сил организма к первоначальной адаптации.

Внутри него выделяются две ступени: первый месяц жизни – период новорожденности, со второго месяца до года – период грудного возраста. Ведущий род деятельности младенца – это рост: за год рост ребенка увеличивается в 1.5 раза (в среднем от 50 до 75см.), вес увеличивается в 4 раз (в среднем от 3- 3,5 до 11-12 кг.). Тип мышления – предметно-действенный, референтные лица – родители. За первый год жизни ребенок осваивает первоначальные самостоятельные умения: ходьба, речь (10-15 слов), самостоятельный прием пищи, первоначальные приемы личной гигиены.

Ранний юношеский (старший школьный) от 15 до 18 лет – период завершения физического и психического созревания, социальной готовности к общественно полезному производительному труду и гражданской ответственности.

Характерна способность предвидеть результаты своих поступков. Движущей силой развития является противоречие между повышением уровня требований, которые предъявляет к нему общество и уровнем его психического и социального развития. Мышление – абстрактное, внимание произвольное, устойчивое. Референтное лицо – «я сам», дорожит своим мнением, способен аргументировано отстаивать его. Ведущая деятельность – самореализация, профессиональная ориентация.

В противопоставление схоластике (тип религиозной философии: теолого-догматический подход, формально-логические связи) и сенсуализму (чувственность – главная форма достоверного познания), рационалисты исходили из идеи естественного порядка. Главное – научить человека мыслить, следовательно, основными предметами считали математику, языки. Сторонники классического рационализма 17-18 веков – Декарт, Спиноза, Лейбниц.

Ребенок как объект педагогического процесса подвергается воздействию со стороны взрослых, общественных отношений и форм сознания, явлений окружающей социальной и природной среды, усваивает необходимый ему опыт и информацию, вводится в реально существующую социальную систему.

Рейтинг является основной для построения разнообразнейших шкал оценок от нумерации отдельных учеников до моральных качеств и престижности профессий.

Системный подход предполагает рассмотрение объектов, явлений, процессов как относительно самостоятельную целостность определенным образом связанных между собой элементов, обладающую такими свойствами, которые не присущи каждому элементу в отдельности.

Собственно детство (младший школьный возраст) от 6(7) до 10 лет – этап формирования основ нравственного поведения, полной психо-физиологической, нравственно-волевой готовности к систематическому учебному труду, к интеллектуальному, физическому, эмоциональному напряжению.

Происходит усвоение моральных норм и правил поведения, формирование общественной направленности личности, завершение первоначального созревания физиологических и психических структур головного мозга, дальнейшее накопление физических, нервно-физиологических и интеллектуальных сил, обеспечивающих готовность к полноценному систематическому учебному труду. Ведущей деятельностью становится учебная, но наравне с игровой, которая еще не сдает свои позиции лидерства. Тип мышления – наглядно-образное, развивается и абстрактное. Внимание удерживается 15-20 минут. Референтным лицом становится учитель, на втором месте – родители.

Собственно младенчество от 1 года до 3 лет – это период накопления ребенком социального опыта, становления физических функций, психических свойств и процессов.

За эти три года ребенок овладевает навыками самообслуживания (самостоятельно ест, одевается, соблюдает личную гигиену), овладевает связной автономной речью, формируется уверенная ходьба, бег, прыжки, самостоятельная игра с игрушками, рисование и другие первоначальные творческие занятия. Тип мышления – предметно-образный, референтные лица – родители, ведущий род деятельности – игра, но игра самого с собой. До трех лет дети не умеют сотрудничать, играют в одиночку.

Социализация – это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. [А.В. Петровский]

Сущность воспитания заключается в том, что все внешнее (объективное) становится достоянием внутреннего (субъективного), переводится в область сознания человека с тем, чтобы найти свое отражение в дальнейшем поведении и деятельности. [Бабанский Ю.К. «Педагогика»]

Теория – описание и объяснение, система основных идей в какой-либо области познания, объединенных общим принципом научных положений, возникающая на базе широко подтвержденных гипотез. [Полонский В.М. Словари по образованию и педагогике]

Отмечается три уровня методологии – общий, частный и конкретный.

В структуре методологического знания выделяют, как правило, три уровня: философский или общенаучный, конкретно-научный и технологический.

Формирование (личности) – процесс и результат развития личности под влиянием наследственности, среды и воспитания (внешних и внутренних усилий). [Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике]

Противостоит рационализму. Идеалистический эмпиризм ограничивает опыт совокупностью ощущений, отрицая, что в основе опыта лежит объективный мир (Дж.Беркли, Юм, Мах). Материалистический эмпиризм признает источником чувственного опыта объективно существующий внешний мир (Ф.Бэкон, Гоббс, Локк). Эмпирики считали, что главное вооружить человека знаниями, следовательно, главное изучить естественные науки: географию, биологию, химию, физику.

Источник

Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 12. Обучение в целостном педагогическом процессе

§ 1. Обучение как способ организации педагогического процесса

§ 3. Методологические основы обучения

§ 4. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения

Назначение и структура деятельности учителя

Процесс обучения учащихся в школе протекает под руководством учителя. Назначение его деятельности состоит в управлении активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся. Учитель ставит перед учащимися задачи, постепенно усложняя их и тем самым обеспечивая поступательное движение мысли ребенка по пути познания. Учитель же и создает необходимые условия для успешного протекания учения: отбирает содержание в соответствии с поставленными целями; продумывает и применяет разнообразные формы организации обучения; использует многообразие методов, при помощи которых содержание становится достоянием учащихся.
Управление процессом обучения предполагает прохождение определенных этапов в соответствии с заданной структурой педагогического процесса и самой педагогической деятельности: планирование, организацию, регулирование (стимулирование), контроль, оценку и анализ результатов.

Этап планирования 0в деятельности учителя завершается составлением календарно-тематических или поурочных планов в зависимости от того, какие задачи предстоит решать: стратегические тактические или оперативные. Составлению планов предшествует длительная кропотливая работа. Она в себя включает: анализ исходного уровня подготовленности учащихся, их учебных возможностей, состояния материальной базы и методического оснащения, своих личных профессиональных возможностей; определение конкретных образовательных, воспитательных и развивающих задач, исходя из дидактической цели урока и сформированности класса как коллектива; отбор содержания: продумывание форм и методов ведения урока, конкретных видов работ и т.п.

Организация деятельности учащихся включает в себя постановку учебной задачи перед учащимися и создание благоприятных условий для ее выполнения. При этом используются такие приемы, как инструктаж, распределение функций, предъявление алгоритма и др. Современная дидактика рекомендует правила выдвижения познавательных задач (М. А. Данилов):
познавательная задача должна вытекать из предметного содержания, чтобы сохранялась система знаний и логика науки;
необходимо учитывать актуальный уровень развития учащихся и
их подготовки, чтобы создавались реальные условия для выполнения задачи;
задача должна содержать в себе информацию, необходимую для развития ума, воображения, творческих процессов;
к осуществлению предметной деятельности учащихся необходимо расположить (создать положительную мотивацию);
нужно научить учащихся решать задачу, вооружить их необходимыми способами, сначала вместе с учителем, затем в коллективной работе, постепенно переводя в план самостоятельных индивидуальных действий.
Преподавание предполагает регулирование и корригирование процесса обучения на основе непрерывного текущего контроля, т.е. получения информации о ходе научения учащихся и эффективности приемов и методов своей собственной деятельности. результаты текущего контроля, осуществляемого в форме простого наблюдения, устных и письменных опросов, проверки классных и домашних самостоятельных работ и с помощью других приемов и методов, учитываются учителем как непосредственно на данном занятии, так и в перспективе. Это могут быть замедление или ускорение темпов учебной работы, уменьшение или увеличение объема предлагаемых видов работ, внесение изменений в порядок изложения материала, наводящие вопросы и дополнительные разъяснения, предупреждение затруднений и т.п. Особое место на этом этапе деятельности учителя занимает стимулирование активности и самостоятельности учащихся.
Регулирование и корригирование процесса обучения с использованием средств стимулирования обеспечиваются не только продуманной системой оценивания, предполагающей подбадривание, воодушевление, вселение уверенности в собственных силах и учебных возможностях, увлечение перспективами, порицание и т.п., но и использованием системы отметок, срабатывающей особенно в начальных и средних классах. Большие стимулирующие возможности заложены и в формах, и методах педагогической деятельности (учебные дискуссии, конференции, обсуждения рефератов, парно-групповые способы обучения, взаимопроверки и т.п.).
Завершающим этапом обучения, как и педагогического процесса в целом, является анализ результатов решения педагогической задачи. Он осуществляется с позиций достижения в единстве образовательных, воспитательных и развивающих целей, а также способов и условий их достижения. При этом необходимо исходить из требований принципа оптимальности, учитывая, что требуемый результат может достигаться и за счет перегрузки как учащихся, так и учителя. Анализ должен выявить причины недостатков в обучении и основания успехов, наметить пути дальнейшего педагогического взаимодействия в рамках процесса обучения.

Деятельность учащихся в процессе обучения

В отличие от ощущений, в которых отражаются лишь отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств.
При организации восприятия как целенаправленной деятельности, т.е. наблюдения, необходимо исходить из того, что наибольшей пропускной способностью обладает зрительный анализатор. Однако в обучении пропускную способность регулирует не сам анализатор, а мозг, поэтому, как установлено в экспериментах и подтверждено опытным путем, на одну единицу информации, подлежащей усвоению, необходимо давать две единицы пояснений, т.е. дополнительной информации.
На восприятие информации в процессе обучения оказывают влияние многие факторы, в частности частота передачи информации, скорость (темп), психическое состояние обучаемого, день недели, часы занятий и др. Содержание восприятия зависит и от поставленной перед учеником задачи, от мотивов его деятельности и установок, а также эмоций, которые могут изменять содержание восприятия.
Для управления процессом восприятия существенным является факт его зависимости от особенностей личности ученика, его интересов, мировоззрения, убеждений и направленности в целом. Зависимость восприятия от прошлого опыта и содержания всей психической жизни человека, от особенностей его личности называется апперцепцией.

Применение знаний (практика). Необходимыми структурными компонентами процесса усвоения являются тесно взаимосвязанные закрепление и применение знаний. Закрепление предполагает повторное осмысление и неоднократное воспроизведение изучаемого с целью введения нового материала в структуру личного опыта ученика. Оно естественно требует задействования механизмов памяти, однако не может сводиться к механическому заучиванию фактов, определений, способов доказательств и т.п. Эффективность закрепления, т.е. ценность, прочность и действенность знаний, проверяется практикой. В основе применения знаний лежит процесс обратного восхождения от абстрактного к конкретному, т.е. конкретизация. Конкретизация как мыслительная операция выражается в умении применить абстрактные знания к решению конкретных практических задач, к частным случаям учебно-познавательной деятельности. В учебной практике конкретизация начинается с умения привести свой пример. В дальнейшем эта мыслительная способность выявляется через умение решить более сложную задачу без помощи педагога, через использование знаний в ситуациях внеучебной деятельности.
Применение знаний может осуществляться в различных формах и видах деятельности в зависимости от специфики содержания изучаемого материала. Это могут быть упражнения в учебных целях, выполнение лабораторных работ, исследовательских заданий, работа на пришкольном участке, в цехе на производстве и т.п.

§ 7. Современные теории обучения (дидактические концепции)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Как связаны между собой процессы познания и обучения? В чем
их сходство и различие?
2. Дайте характеристику основных функций процесса обучения.
3. Раскройте особенности структуры деятельности учителя и деятельности учащихся.
4. Какова логика учебного процесса и каков механизм процесса усвоения знаний?
5. Назовите основные виды обучения и их характерные черты.
6. В чем состоит принципиальное отличие ассоциативных от деятельностных теорий обучения?

7. Что означает оптимизация процесса обучения?

Источник

Что такое образование по сластенину

Каждый член общины, в том числе и самые маленькие дети, на Самоа принимают участие во всех жизненно необходимых видах деятельности: посадке и уборке урожая, приготовлении пищи, рыбной ловле, строительстве жилищ, уходе за детьми, приеме гостей. Это не значит, что у детей Самоа нет досуга, осуществляемого в виде совместных игр.

Процесс социализации, в том числе и образования, у первобытных народов был далеко не прост и требовал от взрослых понимания процесса развития ребенка. Это наглядно иллюстрирует обряд инициации, знаменующий переход от детства к взрослости. Юноши и девушки в присутствии всего племени демонстрировали знания, умения, ловкость, доказывали способность выносить боль, преодолевать страх и т.д.

Не следует представлять образование в первобытном обществе и как что-то недифференцированное, единообразное у всех племен. Содержание и технологии обучения и воспитания у разных народов были различными и, соответственно, приводили к различным результатам. Например, для жителей острова Алора в Тихом океане было характерно безразличное отношение к детям, которых ничему не учили, их плохо кормили и вообще не проявляли никакой заботы о них. Такое отношение приводило к подавленности и озлобленности детей. Процесс социализации проходил с трудом и запаздыванием. Племя отличали недобрые отношения, постоянные стычки, пониженная эмоциональность. И напротив, для индейского племени команчей была характерна постоянная забота о детях со стороны матери или отца, сочетавшаяся с разумной требовательностью. После первой удачной охоты подросток приобретал самостоятельность. В результате эмоционального и достаточно строгого воспитания развивалась сильная и уверенная в себе личность, не знающая страха смерти. Отношения взрослых друг к другу были проникнуты заботой и участием [1].

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *