Что такое образовательная траектория

Как построить свою траекторию обучения и развития

Теории и практики

В последнее время все чаще обращают внимание на важность навыков адаптивности и умения учиться. Вокруг море контента, обучающих курсов, возможности перехода во вторую и третью карьеру — вот только как в этом всем разобраться? Т&Р составили инструкцию о том, как с помощью правильных вопросов выстроить свою образовательную траекторию, которая будет комфортной и позволит добиться поставленной цели.

Что такое образовательная траектория. Смотреть фото Что такое образовательная траектория. Смотреть картинку Что такое образовательная траектория. Картинка про Что такое образовательная траектория. Фото Что такое образовательная траектория

Зиба Джафарова

Проектирует корпоративные программы обучения и развития в «Теориях и практиках» и очень любит говорить про рефлексию

Что мы подразумеваем под образовательной траекторией

Анализ рынка: какие навыки востребованы сейчас и какие есть тренды?

Рефлексия: вспомните, какие профессии, предметные области, качества людей всегда вызывали у вас восхищение? Что, наоборот, для вас неприемлемо? Проанализируйте ваши экстремумы ( самый успешный и самый провальный опыт ): какие уроки вы из них вынесли и что хотелось бы поменять?

Коучинг: самостоятельной рефлексии и планирования может оказаться мало, и в этой ситуации может помочь коуч, который вопросами приведет вас к пониманию следующих шагов.

Психолог или психотерапевт — если нужно более глубоко проанализировать потребности и проблемы.

Идеальным итогом этого этапа будет понимание себя и определение перспектив (и осознание, куда идти не стоит).

Что такое образовательная траектория. Смотреть фото Что такое образовательная траектория. Смотреть картинку Что такое образовательная траектория. Картинка про Что такое образовательная траектория. Фото Что такое образовательная траектория

Как действовать дальше

Сформулируйте конкретные цели

Точку Б надо обрисовать для себя конкретно. Начните с верхнеуровневой цели — к примеру, «Научиться программировать мобильные приложения». Из этой цели пока сложно построить какой-то план действий, поэтому советуем ее конкретизировать.

Что такое образовательная траектория. Смотреть фото Что такое образовательная траектория. Смотреть картинку Что такое образовательная траектория. Картинка про Что такое образовательная траектория. Фото Что такое образовательная траектория

Про постановку правильных целей очень хорошо говорит в своей известной книге «Искусство обучать» Джули Дирксен. К примеру, вместо «Слушатели будут понимать, как программировать на языке Java» она предлагает формулировку «Слушатели смогут определить и описать использование ключевых структур данных, таких как массив, связный список, дерево и стек». Пожалуй, самое главное здесь — глагол действия. Если в точке Б мы ничего не делаем по-новому, то какой смысл в обучении?

Дирксен при этом справедливо отмечает, что не все путешествия имеют направление. Действительно, часто мы проходим какие-то курсы просто ради удовольствия от процесса познания или из желания блеснуть перед своими знаниями. Но в основе этого все равно лежит какая-то потребность и цель — если ее определить, то мотивации продолжать обучение станет больше.

Что такое образовательная траектория. Смотреть фото Что такое образовательная траектория. Смотреть картинку Что такое образовательная траектория. Картинка про Что такое образовательная траектория. Фото Что такое образовательная траектория

Вам точно это надо?
Ок, вам это надо — проверим свои ресурсы

Объективно оцените, что вы действительно можете освоить в данных обстоятельствах, сколько времени готовы отвести для обучения. Текущие проекты, семья, а еще надо успевать поспать — сколько времени вы сможете уделить обучению? Сколько финансовых ресурсов вы готовы выделить? Можно ли откуда-то получить финансовую поддержку? Есть ли у вас необходимые средства управления обучением? Хватит ли здоровья и энергии? Последний вопрос может показаться неочевидным, когда мы составляем для себя какой-то учебный план.

Однако физиологические процессы и стресс никто не отменял — вашему организму может быть сложно справиться с нагрузкой, которую вы для него запланировали

Обозначьте сроки и график
Подумайте о форматах
Что для вас успех?

Определите метрики, по которым вы сможете понять, двигаетесь ли вы к цели. Все, что можно перевести в количественные показатели, оцифровывайте и следите за ними, но не забывайте о качественных показателях — как вы себя ощущаете, какие эмоции испытываете. На самом деле, эти характеристики можно также оцифровать — к примеру, сделать для себя небольшой «пульс»-опросник с простыми шкалами, заполнять его каждый день, и тогда у вас будет комплексная аналитика о вашем прогрессе. Вы можете обнаружить корреляции: к примеру, на второй неделе месяца вы выучили на 30 слов меньше, чем планировали, или прошли всего один урок вместо трех, и это совпадает с периодом эмоционального упадка.

Рефлексия и гибкость как ключи к успеху

Переоценить важность рефлексии сложно, особенно в контексте управления обучением персонала организации. Рекомендуем с некоторой периодичностью, например раз в неделю или две, делать остановку и задавать себе вопросы: что у меня получается и что у меня не получается? Почему? Что я могу сделать, чтобы учиться эффективнее? Чувствовать себя лучше?

Что такое образовательная траектория. Смотреть фото Что такое образовательная траектория. Смотреть картинку Что такое образовательная траектория. Картинка про Что такое образовательная траектория. Фото Что такое образовательная траектория

Александра Жирновская, директор центра корпоративного обучения и развития Т&Р

Двигаться к цели и корректировать траекторию помогает не только рефлексия, но и обратная связь тех, с кем вы взаимодействуете — на занятиях, дома, на работе. Управление развитием персонала организации «не для галочки» предполагает видимые изменения в жизни: когда вы говорите, действуете, ведете себя по-другому. Сообщите людям, которым доверяете, о новых целях и гипотезе, которую хотите проверить, в том числе и с помощью обратной связи. Например, вы прокачиваете навык публичных выступлений и ваша цель — уверенное владение голосом, а не структура выступления или подготовка презентаций. Просите обратную связь по тому аспекту деятельности, который находится в фокусе вашего внимания. Определите самостоятельно, на что должен обратить внимание наблюдатель. Например, эмоциональность, четкость, громкость, работа с паузами. Спросите, что получается хорошо, а над чем стоит поработать, или попросите оценить прогресс по 10-балльной шкале.

Материал подготовлен при поддержке K-AMPUS — облачной IT-платформы для автоматизации корпоративного обучения. Сервис позволяет персонализировать обучение, обеспечить онбординг новых сотрудников и получить доступ к тысячам материалов для развития профессиональных и гибких навыков.

Источник

Что такое траектория обучения и зачем
она нужна в онлайн-курсе

Что такое образовательная траектория. Смотреть фото Что такое образовательная траектория. Смотреть картинку Что такое образовательная траектория. Картинка про Что такое образовательная траектория. Фото Что такое образовательная траектория

Представьте себя на месте ученика, проходящего онлайн-обучение. Вы выбрали интересное направление, предвкушаете, что узнаете что-то новое, получите навыки и умения, которыми раньше не обладали.

Но обучение совсем не соответствует ожиданиям. Темп слишком медленный, материал неинтересный и уже вам знакомый. Или, наоборот, вы не успеваете понимать и осваивать информацию.

Избежать подобного поможет правильная траектория обучения.

Индивидуальная траектория применяется не только в обучении один на один, как на репетиторстве. Она не менее важна при работе с классом и группой. В таком случае особенно учитываются отстающие от программы или обгоняющие её ученики.

В широком смысле траектория обучения есть в любом курсе, который учитывает особенности студентов. Однако далеко не всегда она подобрана верно и эффективно работает.

Цель траектории обучения — предоставить ученикам возможность максимально раскрыть свой потенциал. В ходе прохождения индивидуального образовательного маршрута решаются задачи:

Единой классификации нет, но можно выделить две основные разновидности:

Закрытая (линейная)
Набор предметов, курсов, практик, которые проходятся последовательно всеми учениками группы. Обучение идёт от простого к сложному, часто разделено на тематические блоки. Индивидуальный подход заключается в дифференцированных заданиях для студентов с разным уровнем подготовки и способностей.

Подойдёт для групп, где у всех обучающихся примерно один уровень знаний. Примеры: онлайн-курс с отбором по результатам вступительного теста, повышение квалификации для работников организации.

Открытая (нелинейная)
Последовательность обучающего материала может меняться в зависимости от темпа усвоения, знаний и других параметров. Структура курса не жёсткая, способна варьироваться. Доступны бонусные уроки, задания повышенной сложности, дополнительные модули для тех, кто что-то упустил.

Подойдёт для сборных групп из учеников с разным уровнем подготовки. Примеры: программы подготовки к экзаменам, курсы по обработке фотографий, языкам программирования.

Важно

Источник

Сущность индивидуально образовательной траектории

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выбранный для просмотра документ сущность ИОТ.doc

Сущность индивидуальных образовательных траекторий.

Одной из задач современной школы является развитие личности и поддержка индивидуальности школьника. Сегодня мы будем говорить о строительстве индивидуальной образовательной траектории обучения школьника.

В самом общем понимании эта тема относится к индивидуализации процесса обучения. О ней мы говорили не раз. Индивидуализация, дифференцированное обучение – все эти понятия в педагогике далеко неновые. С ними в той или иной степени знаком каждый школьный учитель. Им посвящено множество книг и статей, научных исследований и экспериментов.

Практика работы школ города и нашей в том числе показывает, что мы, учителя, как правило, осуществляют индивидуальный подход лишь по отношению к небольшой группе детей, которые, по нашему мнению, в силу своих особенностей выходят за рамки «среднего ребенка». Чаще всего в эту группу попадают так называемые «трудные», «неуспевающие» дети, реже – особо одаренные, «продвинутые» ученики. Основная же часть детей, укладывающаяся в стандарты «среднего ребенка», совершенно незаслуженно оказывается лишенной индивидуального подхода со стороны учителя.

Можно выделить два разных способа, которые лежат в основе внутриклассной индивидуализации:

1) ориентация на уровень достижений школьника;

2) ориентация на процессуальные особенности его деятельности (имеются ввиду особенности психологических процессов)

Чаще всего учитель выбирает первый путь – его легко реализовать через индивидуализацию заданий. Слабоуспевающие ученики получают для самостоятельной работы более легкие задачи и упражнения, на долю хорошистов и отличников выпадают задания потруднее.

Распределение заданий по уровням сложности – это дифференциация, а не индивидуализация, поскольку в основе распределения учеников на три группы (слабые, средние и сильные) лежит не сходство или различие индивидуальных особенностей их учебной деятельности, а успеваемость, которая является результатом этих особенностей. В итоге такой «индивидуальный подход» «закрепляет» каждого на соответствующем месте.

Во-первых, образование каждого обучающегося должно строиться в соответствии с его образовательными возможностями и потребностями. Во-вторых, современное общество предъявляет существенные требования к мобильности квалификации. А это в свою очередь сильно влияет на состав компетенций формируемых в ходе обучения.

Одним из таких инструментов является индивидуальная образовательная траектория.

Сразу оговорюсь ещё раз. Моя задача об этом рассказать. Отлично понимаю, для создания ИОТ от каждого школьника и родителя требуется сформированные потребности в обучении. До такого состояния нам ещё далеко.

Индивидуальная траектория образования – это результат реализации личностного потенциала ученика в образовании через осуществление соответствующих видов деятельности.

Под траекторией в классическом смысле понимается «линия движения какого-нибудь тела или точки». В педагогике индивидуальная образовательная траектория – это персональный путь реализации личностого потенциала каждого обучающегося в образовательном процессе, т. е. ИОТ можно трактовать как определённую последовательность элементов учебной деятельности каждого учащегося по реализации собственных образовательных целей, которые соответствуют их способностям, возможностям, мотивации, интересам, которая осуществляется при координации, организации, консультировании педагога во взаимодействии с родителями.

Для практической реализации ИОТ необходимо:

● выявить образовательные возможности обучающихся,

● выявить совокупность образовательных потребностей обучающихся и ранжировать их в соответствии возможностями образовательной среды,

● модернизировать ИОС (индивидуальную образовательную среду) школы в соответствии с принципами построения электронного образовательного пространства,

● сформировать механизмы и процедуры, обеспечивающие реализацию ИОТ на практике.

Организация личностно-ориентированного образования учащихся имеет целью реализовать следующие их права и возможности:

– право на выбор или выявление индивидуального смысла и целей в каждом учебном курсе;

– право на личные трактовки и понимание фундаментальных понятий и категорий;

– право на составление индивидуальных образовательных программ;

– право выбора индивидуального темпа обучения, форм и методов решения образовательных задач, способов контроля, рефлексии и самооценки своей деятельности;

– индивидуальный отбор изучаемых предметов, творческих лабораторий и иных типов занятий из тех, которые находятся в соответствии с базисным учебным планом;

– превышение (опережение или углубление) осваиваемого содержания учебных курсов; индивидуальный выбор дополнительной тематики и творческих работ по предметам;

– право на индивидуальную картину мира и индивидуальные обоснованные позиции по каждой образовательной области.

Основные элементы индивидуальной образовательной деятельности ученика – это смысл деятельности (зачем я это делаю); постановка личной цели (предвосхищающий результат); план деятельности; реализация плана; рефлексия (осознание собственной деятельности); оценка; корректировка или переопределение целей.

Рассмотрим этапы работы учителя поорганизации образовательной деятельности ученика, позволяющие обеспечить его индивидуальную траекторию в конкретной образовательной области, разделе или теме.

2-й этап . Фиксирование каждым учеником, а затем и учителем, фундаментальных образовательных объектов в образовательной области или ее теме с целью обозначения предмета дальнейшего познания. Каждый ученик составляет исходный концепт темы, которую ему предстоит освоить.

3-й этап. Выстраивание системы личного отношения ученика с предстоящей к освоению образовательной областью или темой. Образовательная область предстает перед учеником в виде системы фундаментальных образовательных объектов, проблем, вопросов.

Каждый ученик вырабатывает личностное отношение к образовательной области, самоопределяется по отношению к сформулированным проблемам и фундаментальным образовательным объектам, устанавливает, что они для него значат, какую роль могут играть в его жизни, как его деятельность влияет или будет влиять на данную сферу действительности. Ученик (и учитель) фиксируют приоритетные зоны своего внимания в предстоящей деятельности, уточняют формы и методы этой деятельности.

5-й этап. Деятельность по одновременной реализации индивидуальных образовательных программ учеников и общеколлективной образовательной программы. Реализация учениками намеченных программ происходит в течение определенного периода времени: для первоклассника это может быть урок, для старших детей – неделя и более. Ученик осуществляет основные элементы индивидуальной образовательной деятельности: цели – план – деятельность – рефлексия – сопоставление полученных продуктов с целями – самооценка.

. 6-й этап. Демонстрация личных образовательных продуктов учеников и коллективное их обсуждение. Введение учителем культурных аналогов ученическим образовательным продуктам, то есть идеальных конструктов, принадлежащих опыту и знаниям человечества: понятий, законов, теорий и других продуктов познания. Организуется выход учеников в окружающий социум с целью выявления в нем тех же вопросов, проблем и продуктов, элементы которых получены учениками в собственной деятельности.

7-й этап. Рефлексивно-оценочный. Полученные результаты сопоставляются с целями индивидуальных и общих коллективных программ занятий.

На основе рефлексивного осмысления индивидуальной и коллективной деятельности, а также при помощи средств контроля происходит оценка и самооценка деятельности каждого ученика и всех вместе, включая учителя. Оценивается полнота достижения целей, качество продукции, делаются выводы и заключения.

Таким образом, диапазон возможностей, предоставляемых ученику в его движении по индивидуальной образовательной траектории, достаточно широк: от индивидуализированного познания фундаментальных образовательных объектов и личностной трактовки изучаемых понятий до построения индивидуальной картины мира и личного образа жизни.

Представляемая методика проектирования ИОТ предусматривает наличие в её составе следующих компонентов:

1. Карта образовательных возможностей;

2. План индивидуального сопровождения;

3. Индивидуальный учебный план;

Рассмотрим каждый пункт.

1. Карта образовательных возможностей

Назначение данного компонента ИОТ состоит в практической реализации механизма деления контингента общеобразовательной организации в соответствии с образовательными возможностями каждого. Это не означает, для каждого обучающегося будет сформирована сугубо индивидуальная детализированная система образовательных возможностей. Предлагаемый механизм предполагает распределение контингента школы на целевые группы в соответствии с ключевыми показателями. Данный компонент определяет в дальнейшем не только содержание образовательной траектории, но и выбор инструментария её реализации.

2. План индивидуального сопровождения.

Обеспечивает совместную деятельность педагогов, психологов и логопедов, которая может осуществляться непосредственно, в процессе консилиумов, извне и дистанционно. Последовательные, согласованные действия всех участников образовательного процесса направлены на сопровождение учащегося, его социализацию в соответствии с оценкой специалистов уровня индивидуальных образовательных возможностей учащегося и его образовательными потребностями. Позволяют максимально эффективно реализовать процесс обучения и воспитания учащихся и формировать участникам образовательного пространства комплекс оптимальных решений, в соответствии с возникающими ситуациями.

План состоит из четырёх направлений:

3) Логопедическое : Заполняется логопедом. Задаёт коррекционно-развивающее направление работы с учащимися. Определяет взаимоотношения участников образовательного процесса по профилактике и коррекции нарушений устной и письменной речи.

4) Педагогическое : заполняется куратором и/или классным руководителем, определяет социальную адаптацию учащегося.

План индивидуального сопровождения объединяет усилия всех специалистов по созданию комплекса рекомендаций направленных на решение задач по обучению, воспитанию и проведению коррекционных мероприятий, если речь идет об учащихся с ОВЗ.

С учетом рекомендаций плана индивидуального сопровождения проводится коррекция карты образовательных возможностей и состав назначаемых образовательных ресурсов.

3. Формирование индивидуального учебного плана

Индивидуальный учебный план определяет:

● состав педагогов, в соответствии с уровнем их профессиональной компетентности,

● количество часов учебной нагрузки, в том числе дистанционно,

● назначение электронных образовательных ресурсов в соответствии с кодификатором.

Учащемуся рекомендуются категории электронно-образовательныго ресурса (ЭОР) по каждому предмету в соответствии с идентификатором образовательных ресурсов. 4. Учебный график.

Учебный график является регламентирующей стадией формирования индивидуальной образовательной траектории с учетом организации совместной деятельности участников образовательного процесса.

В соответствии с графиком назначается:

● время учебных занятий,

● объем самостоятельной работы (в учебных часах по предметам),

● формы и состав внеурочной деятельности,

● объем дистанционных занятий,

● время проведения лечебных и коррекционных мероприятий.

График позволяет своевременно вносить изменения в образовательную траекторию учащегося, управлять деятельностью учащегося, добиваться повышения эффективности образовательного процесса.

Учебный график формируется с учётом плана индивидуального сопровождения на основании карты образовательных возможностей. В соответствии с учебным графиком возможна корректировка ресурсной базы учащегося.

Данный компонент ИОТ, пожалуй, является самым важным. Он обеспечивает обратную связь в реализуемой системе, позволяет оценить эффективность сформированной индивидуальной образовательной траектории учащегося.

На рефлексивном этапе осуществляется:

● оценка достижений учащихся,

● проводится итоговый мониторинг УУД,

● итоговые диагностические контрольные работы.

Порядок формирования ИОТ

Индивидуальная образовательная траектория является системой конкретных совместных действий администрации, педагогов, ученика и его родителей, а для детей с ОВЗ и междисциплинарной команды специалистов сопровождения образовательного учреждения.

Что такое образовательная траектория. Смотреть фото Что такое образовательная траектория. Смотреть картинку Что такое образовательная траектория. Картинка про Что такое образовательная траектория. Фото Что такое образовательная траектория

В основе формирования ИОТ лежит стратегия сотрудничества всех участников образовательного процесса. При построении ИОТ рекомендуется назначить учащемуся педагога-куратора, обеспечивающего связь между всеми участниками.

Перечислим участников образовательного процесса и опишем их действия в процессе формирования ИОТ в соответствии с этапами.

родители участвуют в анкетировании

учащемуся назначается куратор; куратор анализирует анкеты и индивидуальные программы реабилитации (ИПР)

психолог заполняет карту образовательных возможностей (блок психолога), психолог и логопед заполняют план индивидуального сопровождения

куратор заполняет учебный план и учебный график, используя данные карты образовательных возможностей и плана индивидуального сопровождения.

педагоги всех учебных предметов проводят итоговые мониторинги и определяют уровень обученности, анализируют динамику развития ребёнка, возможность перехода учащегося из одной целевой группы в другую. Аттестация учащихся осуществляется по результатам четверти на основе промежуточных контрольных работ.

Для реализации ИОТ необходимо, чтобы и школьная ИОС, и оснащение рабочего места ученика соответствовали потребностям целевых групп. Целесообразно для каждой из групп установить свой стандарт оснащения.

Исходя из этого, можно сказать, что в традиционном образовании отсутствует выстраивание обучающимися личного мира знаний, что препятствует не только построению ими индивидуальных образовательных траекторий, но и творческой самореализации в целом.

Значит, задача педагога при реализации индивидуальной образовательной траектории в обучении состоит в обеспечении индивидуальной зоны творческого развития каждого обучающегося. Опираясь на индивидуальные качества и способности, обучающийся выстраивает образовательный путь, а процесс выявления, реализации и развития данных способностей происходит в ходе образовательного движения по индивидуальным траекториям по каждому учебному предмету, и путь освоения этих предметов определяется не столько логикой данных предметов, сколько совокупностью личностных способностей каждого обучающегося.

ИОТ адекватна личностно-ориентированному образовательному процессу, специально разрабатывается для конкретного учащегося.

Предлагаемый инструмент формирования индивидуальных образовательных траекторий позволяет:

— индивидуализировать обучение ребёнка в соответствии с его образовательными возможностями и потребностями, используя технологии дистанционного обучения.

— автоматизировать работу по управлению контингентом и организовать сотрудничество всех участников образовательного процесса.

— проводить учет видов образовательной деятельности, методов и форм диагностики образовательных результатов, технологий освоения учебного содержания, организационно-педагогических условий.

— отразить процесс динамики в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса.

Таким образом, индивидуальная образовательная траектория является инструментом, позволяющим обучать и воспитывать учеников с разным опытом и уровнем знаний в одном коллективе и нацеливать каждого ученика на достижение максимального результата, путём предоставления условий и мотиваций на основе выстроенных индивидуальных траекторий.

Нужно сказать об условиях необходимых для реализации ИОТ:

— правильности выбора ИОТ учащимся и их родителями,

-правильной организации учебно-воспитательного процесса, который включает в себя урочную и внеурочную деятельность, дистанционное обучение, самообразование, дополнительное образование, профильное обучение.

Нельзя сказать, что данный вопрос совершенно новый для нас. Мы используем ИОТ в работе :
-с надомниками (работая по индивидуальному плану),

Но ещё предстоит много сделать для создания условий успешного обучения и воспитания через грамотное выстраивание индивидуальной траектории развития учащихся.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *