Что такое образовательные технологии
Современные образовательные технологии: сущность, содержание, структура, классификация
Понятие «образовательная технология» пришло на смену традиционной системе обучения, которая перестала отвечать требованиям современного человека. В статье приводится определение образовательной технологии и ее особенности.
Понятие
Образовательная технология — это совокупность методов и средств, используемых в последовательном формировании познавательного процесса и структуры взаимодействия учащихся и педагога. Технологичность образовательной системы предполагает полный контроль педагогического процесса, основанный на четкой концепции, обозначенной цели и конкретно заданных задачах, методологии и средствах обучения.
Понятие «технология обучения» стало широко употребляться под влиянием процессов техногенной модернизации, которые стремительно распространялись в Европе и США начала 20 века. В 70-х гг. было введено понятие «педагогическая технология», до недавнего времени считающееся идентичным «образовательной технологии». Но в последнее десятилетие в научной литературе их употребление стало обособленным:
Становление и распространение образовательных технологий обусловлено следующими причинами:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Содержание
Технология — это совокупность последовательных методов и приемов, применяемых в определенных отраслях человеческой жизнедеятельности. Согласно этому определению, основу понятия «образовательная технология» составляет деятельность педагога, построенная на базе конкретного целостного алгоритма. Структурированность образовательного процесса позволяет достигать нужного результата и предсказывать его характер.
Образовательные технологии направлены на то, чтобы:
Первостепенная цель педагогов состоит в использовании новых инструментов и современных методов, предполагающих последовательный процесс развития личности учащихся. В отличие от традиционной системы образования, основанной исключительно на обязательном усвоении понятийной базы и знаний о мире, образовательные технологии учитывают индивидуальные потребности и способности учеников. Этот подход позволяет повышать эффективность учебного процесса за счет участия самих учащихся, поддержки педагогом проявленной инициативы и обсуждения актуальных вопросов.
Структура
Ключевым аспектом образовательной технологии является целостность педагогической деятельности, которая подразумевает конкретное структурное обоснование. В структуру технологии входят три основных компонента:
Основной частью структуры является концептуальный аспект, освоив который, преподаватель может вводить образовательные технологии в процесс обучения, приспосабливая их к актуальным требованиям педагогической деятельности.
Классификация
В современной литературе представлено множество классификаций образовательных технологий, отвечающих различным условиям систематизации. Приведем наиболее известную и общую классификацию, принадлежащую знаменитому автору по педагогике Г. К. Селевко, который выделял 6 категорий классификации:
2. Философская основа:
3. Ведущий фактор психического развития:
4. Научная концепция усвоения опыта:
5. Характер содержания и структуры:
6. Организационные формы:
Федеральное государственное образование стандартов (ФГОС) классифицирует образовательные технологии по следующим видам:
Использование
Сегодня все современные педагоги обучаются обширному арсеналу образовательных технологий и методов, применяемых в системе обучения. Необходимость во внедрении и использовании технологий обуславливается следующими показателями:
Залогом эффективного использования образовательных технологий является активная взаимосвязь педагога с учащимися, сформированная для достижения конкретной цели. В рамках этой парадигмы необходимо учитывать следующие условия:
Современные образовательные технологии
Инновационные требования к педагогике формируют современный процесс обучения, основанный на активном использовании образовательных технологий.
К современным образовательным технологиям обычно относят:
В современной системе образования сложно представить учебный курс, сформированный без использования образовательных технологий. Каждый преподаватель, исходя из направления и возможностей предмета, внедряет в свою программу технологии, которые повышают эффективность обучения.
Образовательная технология как педагогический феномен. Критерии и структура образовательной технологии
Алина Задириенко
Образовательная технология как педагогический феномен. Критерии и структура образовательной технологии
Образовательная технология как педагогический феномен.
Критерии и структура образовательной технологии.
Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано, прежде всего, с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности. Историографический анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что в последние годы усилилось внимание ученых к разработке сущности феномена «педагогическая технология», выявлению основополагающих его характеристик и типов. Исследованию этой проблемы посвящены работы ведущих отечественных педагогов: В. П. Беспалько, Е. В. Бондаревской, М. В. Кларина, М. М. Левиной, В. М. Монахова, С. Я. Савельева, В. В. Серикова, Н. Ф. Талызиной, П. И. Третьякова и других. От того, как производится трактовка данного понятия, зависит многое в последующем анализе и понимании сущности термина. Поэтому обратимся, в первую очередь, к терминологическому рассмотрению понятий «технология», «образование», «педагогика», «образовательные технологии»,«педагогическая технология».
• Технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве [толковый словарь].
• Технология — это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния [В. М. Шепель].
• Технология обучения — это составная процессуальная часть дидактической системы [М. Чошанов].
Следовательно, технология не может применяться отдельными элементами, это целостный процесс.
Понятие технологии обучения и воспитания (педагогическая технология) – это направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием воспитательных процессов.
В «Психолого-педагогическом словаре» понятие «технология обучения» трактуется как совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса.
В «Педагогическом словаре» отмечено, что педагогическая технология представляет собой систему способов, приёмов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т. е. как определённая система действий; разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающей гарантированный результат. Педагогическая технология служит конкретизацией методики. В основе технологии обучения и воспитания лежит идея полной управляемости учебно-воспитательным процессом, проектирования и воспроизводимости обучающего и воспитательного циклов».
• Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса [Б. Т. Лихачев].
• Педагогическая технология — это содержательная техника реализации учебного процесса [В. П. Беспалько].
• Педагогическая технология — это описание процесса достижения планируемых результатов обучения [И. П. Волков].
• Педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования [ЮНЕСКО].
Педагогическая практика – процесс творческий. А. А. Леонтьев утверждал, что нельзя выучить технологии и стать педагогом. Любые технологии сами по себе ещё не гарантия успеха. Необходимо органичное соединение прогрессивных технологий и личности педагога. Технологии следует применять творчески, базируясь на основных принципах и положениях, характеризующих данную технологию, но одновременно на культурную ситуацию, с которой приходится сталкиваться педагогу, а также особенности собственной личности и личности своих воспитанников.
Характерной особенностью современного дошкольного образования является реализация личностно-ориентированного подхода,который предполагает: поддержку индивидуальности ребенка; предоставление каждому возможности работать в присущем ему темпе; успешность деятельности; обеспечение зоны «ближайшего развития»; предоставление права выбора деятельности, партнера и др. ; создание возможностей для развития творческих способностей; демократический стиль взаимоотношений.
Реализация любой образовательной технологииосуществляется на основе следующих принципов:
-гуманизации — приоритетность личностного, индивидуального развития ребенка в организации образовательного процесса ДОУ;
-целостности образа мира, реализуемого через создание интеграции содержания образования, способности воссоздать и удерживать целостность картины мира, устанавливать различные связи между объектами и явлениями, увидеть с различных сторон один и тот же предмет;
-учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка на основе использования основных новообразований возраста в ходе организации здоровьесберегающего педагогического процесса;
-комфортности на основе субъектного взаимодействия в образовательном процессе — свободы высказываний и поведения в разных формах организации; в ходе такого взаимодействия ребенок может выбирать виды детской деятельности, в которых он бы смог максимально реализоваться;
-педагогической поддержки — решение совместно с ребенком сложной ситуации приемлемыми для конкретного ребенка способами и приемами; основной критерий реализации данного принципа — удовлетворенность ребенка самой деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности;
-профессионального сотрудничества и сотворчества — профессиональное взаимодействие воспитателей и специалистов в процессе организации здоровьесберегающего образовательного процесса.
Таким образом, образовательная технология является интегральным феноменом, вбирающим в себя комплекс действий, затрагивающим изменения в содержании образования, в организационных формах, методах, средствах педагогического процесса, в управлении и руководстве организацией учебно-познавательной деятельности субъектов образ
Критерии образовательной технологии
Системность – технологиядолжна обладать всеми признаками системы:
— взаимосвязью его частей,
Управляемость– возможность диагностического целеположения, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т. е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.
Структура образовательной технологии
Структура образовательной технологиисостоит из трех частей:
1. Концептуальная часть – это научная база технологии, т. е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
2. Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
3. Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.
Таким образом,очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.
Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.
Презентация «Критерии оценки качества деятельности педагогов дошкольной образовательной организации» Совершенствование профессионального уровня Умение создавать и обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную.
Современные технологии обучения дошкольников. Педагогическая технология «Квест» В последние несколько лет все более популярными среди молодежи становятся приключенческие, игровые «квесты». Тщательно организованные квест-занятия.
Инновационный педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Информация об опыте. Под математическим развитием дошкольников понимают позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят.
Квест-игра — новая образовательная технология «Человек тогда в полном смысле человек, если он – человек играющий, а значит, творящий, то есть создающий в игре свой мир». Ф. ШИЛЛЕР. Особенно.
Обобщенный педагогический опыт воспитателя «Технология мониторного обучения в работе с дошкольниками» Тема: «Технология мониторного обучения в работе с дошкольниками СП ДО «Сказка» МКОУ «СОШ г. Нариманов»» I ЭТАП Подготовительный (Определение.
Педагогический проект «Здоровьесберегающая технология для детей дошкольного возраста в ДОУ» Педагогический проект на тему: «Здоровьесберегающая технология для детей дошкольного возраста в ДОУ» Автор: воспитатель Одинцова Е. В. Общие.
Проектная деятельность как современная образовательная технология в ДОУ «Проектная деятельность как современная образовательная технология в ДОУ» В настоящее время метод проектов считается одним из наиболее перспективным.
Современная образовательная технология «Лэпбук» Лепбук на тему «В гостях у сказки». Что такое Лэпбук? Это самодельная тематическая папка раскладушка, в которой содержится дидактический.
Сопровождение как образовательная технология План сопровождения как образовательная технология разработана Казаковой Е. И [1]. Источниками создания данного плана послужили исследования.
Структура образовательной программы Разделы Содержание Целевой 2.11.1. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. Пояснительная.
Статья «Понятие и виды образовательных технологий»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Понятие и виды образовательных технологий
Сколько бы лет учитель истории и обществознания не преподавал, он все время сам продолжает учиться. Он следит за развитием науки, учится «преподавать» свой предмет. В опыте работы коллег, в методической литературе он находит интересные объяснения трудного материала, своеобразное построение занятий.
В настоящее время в педагогике идёт процесс активного поиска и использования новых педагогических технологий, позволяющих значительно повысить, эффективность обучения. Но чтобы узнать педагогические технологии, необходимо познакомиться с ними, изучить их. Так что же такое современные образовательные технологии?
Педагогическая технология – направление педагогики, имеет цель повышения эффективности образовательного процесса, гарантии в достижении запланированных результатов обучения.
Педагогическая технология – это совокупность знаний о способах и средствах организации учебной деятельности, ведущих к качественным изменениям в личности обучаемых и достижению заданных результатов.
Педагогическая технология представлена тремя аспектами:
Процессуально-описательным: описание процесса.
Процессуально-действенным: осуществление процесса.
Имеется четыре класса образовательных технологий:
Анализ методической, педагогической, научно-методической литературы показывает, что выделяется широкий спектр видов образовательных технологий:
Современное традиционное обучение.
Коллективный способ обучения.
Технология развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова.
Технология развивающего обучения основе схемных и знаковых моделей учебного материала. (В. Т Шаталов).
Наиболее часто используемой технологией по-прежнему остаётся традиционное обучение
Современное традиционное обучение.
Термин “традиционное обучение” подразумевает прежде всего классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я.А.Каменским. Этой системе более 350 лет, но до сих пор она является преобладающей в школах мира.
определенный возрастной состав группы, который сохраняется на период обучения;
ведущая роль учителя в руководстве процессом обучения;
определенное расписание занятий и программа;
Урок изучения нового материала.
Уроки совершенствования знаний, умений, навыков.
Уроки обобщения и систематизации.
Выделяют следующие педагогические требования к современному уроку:
Вот характеристика каждой группы требований:
1. Воспитательные требования к уроку:
формирование научного мировоззрения, любви к родине, высших моральных качеств, трудолюбия;
формирование эстетических вкусов, обеспечение тесной связи обучения с жизнью;
формирование активного отношения к жизни;
формирование высокой гражданственности.
2. Дидактические требования к уроку:
четкая организация проведения урока, рациональное использование каждой минуты;
правильная постановка перед учащимися цели и конкретных задач урока;
эти требования выполняются па основе хорошо продуманного тематического и поурочного планирования;
ее структурой урока должна связываться методикой его, она должна быть гибкой и учитывать, как методы влияют на результат урока;
обеспечение познавательной активности детей на уроке, рациональное сочетание словесно-наглядных, практических методов с
проблемными;
связь данного урока с предыдущим;
вооружение учащихся новыми способами выполнения действий;
формирования на их основе навыков и умений;
3. Психологические требования к уроку:
учитель должен всесторонне изучать и учитывать на уроке психологические особенности каждого ученика: его мышления, памяти, узнавания, припоминания, заучивания, воспроизведения, внимания, воображения, воли;
психологическое состояние учителя и учащихся влияет на результаты урока, поэтому учитель должен отличаться самообладанием и самоконтролем, чтобы преодолевать отрицательное состояние на уроке;
на результаты урока влияет отношение учащихся к знаниям, учениям. Оно зависит от мотивов учения и других факторов, поэтому учитель должен уметь руководить мотивами, поддерживать положительные мотивы, формировать интерес и потребности к знаниям, создавать чувство радости, познания, удовлетворения успехами в работе;
все требования должны быть разумными, проверенными, доступными для школьника, они должны быть уверены, что эти требования диктуются необходимостью;
учитель контролирует точность, тщательность и своевременное выполнение учащимися каждого требования, все это должно сочетаться с педагогическим тактом и уважением к детям.
4. Гигиенические требования к уроку:
соблюдение температурного режима, норм освещения;
учитель должен следить, чтобы дети не переутомлялись ни физически, ни умственно; не должно быть однообразия в учебной работе, должно быть чередование слушания с практическими работами.
Условия организации урока
Что нужно для того, чтобы провести эффективный интересный урок для учащихся? В первую очередь надо знать, каковы условия организации этого урока. Анализ учебного процесса показывает, что имеются две группы условий:
1 группа – социально-педагогические:
1. Наличие квалифицированного творчески работящего учителя с хорошей дидактической подготовкой.
2. Высокий уровень обученности учащихся, соответствующих данному моменту.
3. Наличие хорошего учебника и наглядных учебных пособий, ТСО.
4. Наличие благоприятного психологического климата, хороших отношений между учителем и учащимся.
2 группа – дидактические:
1. Содержание материала должно быть связано с жизнью, отражать научную истину, соответствовать современному уровню развития науки, а методы: к уровню новейших достижений дидактики.
2. Обязательные сочетания слова и наглядности, использования ТСО.
3. Сочетание обучения с целенаправленным воспитанием.
4. Необходимо побуждать интерес к материалу, повышать эмоциональность приемов преподавания. Наличие такта и юмора у педагога.
5. Необходимо правильно определить степень трудности учебного материала и методов обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
6. Инструкции доступности материала.
7. Формирование знаний, умений, навыков на практике.
8. Контроль над качеством усвоения знаний и применением их на практике, за темпом работы класса и отдельных учащихся. Оценка работы и поощрения любого успеха.
9. Соблюдение правил школьной гигиены и режима дня для учеников.
Приведём один из примеров педагогической практики.
На каждом занятии истории педагог особое внимание уделяет оформлению тетради. Первые два листа отводятся для хронологической таблицы, последние для исторических терминов. Даты, термины встречаются на каждом уроке. Они вписываются в данные таблицы. Овладение хронологией дается школьнику далеко не сразу, поэтому обязательными элементами урока будет работа с хронологией и терминами. Формы работы различны:
1. Карточки: преподаватель показывает дату, дети называют событие.
2. Хронологический диктант.
3. Написаны даты на доске. Выписать события, указанные учителем.
4. Узнай событие, узнай дату. Ученики получают карточку с наклеенными фрагментами контурной карты. Получают карточку с датой. Рассказать о событии.
5. Историческая путаница.
6. Найдите ошибки в тексте.
1. Историческая зарядка (учитель называет термины, дети объясняют событие).
4. Четвертый лишний театр: трагедия, комедия, монархия.
5. Составь кроссворд.
6. Объясни происхождение крылатых выражений.
Эти формы работы развивают представление о времени и помогают в усвоении хронологии, формируют представления об исторических понятиях.
Обязательный момент урока истории – работа с картой, т.к. исторические события происходит не только во времени, но и пространстве. Поэтому надо создавать у учащихся правильное представление о месте, где происходило событие. Территория является ареной исторических событий и условия местности зачастую определяют их ход. Определение события и его места на карте называется локализаций. Это умение формируется при помощи наглядных пособий, исторических карт, схематических планов, диафильмов, видеофильмов.
На каждом уроке обязательным элементом является работа с текстом учебника. Учебник, содержащий систематическое изложение материала, предусмотренного программой и подлежащего усвоению, является основным учебным пособием школьника. На уроках истории необходимо систематически работать с учебником, учебными пособиями, что бы облегчить обучающимся сознательное закрепление материала, научить их работать с книгой самостоятельно, извлекать нужные исторические знания, оперировать материалами, содержащимися в учебнике.
Можно применять следующие приемы:
Все виды чтения материала учебника (объяснительное, комментированное, выборочное, самостоятельное).
В рассказе преподавателя должна быть обязательная ссылка на текст учебника (на странице найти описание, высказывание).
Разбивка текста на части. Выделение главного. Составление плана.
Работа над терминами, определениями, выводами.
Осмысливание исторического материала. Работа над вопросами и заданиями.
Работа по анализу содержания рисунков, схем, исторических документов.
Таким образом, вся система традиционного обучения направлена на формирование способностей глубокого усвоения исторических знаний.
Технология проблемного обучения получила распространение в 20 – 30 –е годы XX века. Сегодня под проблемным образованием понимается такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительной деятельности. Проблемное обучение основано на создании проблемных ситуаций или же применение таких приемов и методов преподавания, которые приводили бы к возникновению проблемных ситуаций.
Суть проблемного обучения состоит в том, что преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения.
Главные психолого-педагогические цели проблемного обучения:
– развитие мышления и способностей учащихся, развития творческих умений;
– усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате чего эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении;
– воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.
На втором этапе разрешения проблемы («закрытом») учащийся перебирает, анализирует имеющиеся в его распоряжении знания по данному вопросу, выясняет, что их недостаточно для ответа, и активно включается в добывание недостающей информации.
Третий этап («открытый») направлен на приобретение различными способами необходимых для решения проблемы знаний. Этот этап завершается пониманием, как можно решить проблему.
Далее следуют этапы решения проблемы, верификации (проверки) полученных результатов, сопоставления с исходной гипотезой, систематизации и обобщения добытых знаний, умений.
Условия успешного проблемного обучения:
– обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы;
– обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного);
– значимость информации, получаемой при решении проблемы;
– необходимость диалогического доброжелательного общения педагога и учащегося, когда с вниманием и поощрением относятся ко всем мыслям, гипотезам, высказанным учащимися.
Преимущества проблемного обучения : самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности; высокий интерес к учебе; развитие продуктивного мышления; прочные и действенные результаты обучения.
Недостатки проблемного обучения : слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся; большие затраты времени на достижение запроектированных целей.
Приведём некоторые примеры использования технологии проблемного обучения:
1. Вопросно-ответная форма применяется ещё с древности. В наше время не прекращаются попытки ее усовершенствования. В активизации познавательной деятельности вопросы имеют очень важное значение. Отсюда можно вопросами, которые вызывают у учащихся интеллектуальные затруднения, и в тоже наталкивают их на самостоятельное нахождения ответа, обозначить проблему, для решения которой понадобятся не только новые, но и прежние знания учащегося.
2. Учебник, учебное пособие являются важнейшими источниками вопросов, задач, заданий. Научить школьника работать с книгами – это значит научить его учиться. Для проблемного обучения важно научить ученика самостоятельно работать с учебником, вырабатывая навыки умения осмысленного чтения. Используя такие приемы работы выделить главную мысль параграфа, составить план, ответить на вопросы, составить вопросы к тексту, поставить вопросы себе и найти на них ответы.
Так, например, при изучении темы “Февральская революция 1917 год” нужно выполнить следующее задание: «Почему победила Февральская революция? Как могло случиться, что всего за 8 дней развалилась монархия, державшаяся веками и в течение 3-х лет первой русской революции? Каков итог революции? Сравни 1-ю и 2-ю революцию».
Задания бывают несколько видов:
творческие проявление учеником эмоционального отношения к фактам, явления, личности.
Для успешной работы по проблемной технологии необходимо отбирать самые актуальные задачи, использовать эту технологию в различных видах работы, осуществлять личностный подход и мастерство для развития активной познавательной деятельности ученика.
Хронологическая (словарная) дуэль : команды задают вопросы, требующие знание дат, терминов.
Словарный аукцион : учащимся предлагается назвать: термины, имена, географические названия по изучаемой теме. Побеждают те, кто приведёт большее и точное количество.
Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого занятия по истории или обществознанию.
Например, при проведении повторительно-обобщающего занятия по теме “Русь в IX-XIV веке” можно провести игру “Что? Где? Когда?”
2. Как представляешь Древний Киев? Расскажи об управлении государством? Назови имена князей?
3. Почему Русь распалась на самостоятельные княжества? Покажи княжества карте.
4. Кому принадлежат слова, и с какими событиями они связаны:
“ Когда нас всех не будет, тогда все ваше будет”.
“ По льду летели с лязгом, громом. К мохнатым грибам наклоняясь”.
“ Я хочу как словом, так и делом наперед всем быть?”
5. Какие захватчики вторгались в пределы Русского государства?
6. Рассказать о монголо-татарском нашествии и о разгроме крестоносцев.
При этом можно устроить 2-е музыкальные паузы. Для игры можно предложить ребятам дома подготовить по 5 вопросов. Лучшие вопросы отобрать для игры и затем поощрить авторов. Это усиливает интерес к игре.
Групповые и коллективные технологии
Групповые технологии требуют временного разделения обучающихся на несколько групп для совместного решения определенных задач. Учащимся предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения, реализовать на практике и представить найденный совместный результат. Эта форма работы лучше обеспечивает учет индивидуальных особенностей и открывает большие возможности для коллективной познавательной деятельности.
Каждая из заранее определённых преподавателем групп, получает перечень вопросов. Преподаватель ведет опрос: зачитывает вопрос, любой желающий из группы отвечает. Ответы, если нужно дополняются, а затем оцениваются преподавателем. Работа групп происходит в полголоса, чтобы не мешать. Вопросы и задания для групп – различны и готовятся заранее на отдельных листах или карточках.
Например, по теме «Революционные события начала XX в России» можно провести групповую работу следующим образом. Группа учащихся делится на 3 части, и выполняют задания на карточках. Их задача – выявить сходства и различия всех трёх революций, но после того, как каждая из групп представит на обсуждение выделенные их коллективом причины каждой революции, основные события (ход) и итоги. Задача преподавателя правильно сформулировать задания и грамотно подвести обучающихся к поиску ответа на ключевой вопрос занятия.
Технология опорных схем
Одним из средств развития личности ученика, а также активизации познавательной мотивации обучающегося на уроках истории и обществознания, являются опорные конспекты и схемы. Разработал и воплотил на практике технологию Шаталов Виктор Федорович. Особенность технологии – оформление учебного материала в виде опорных схем и конспектов, которые подходят для уроков любого типа изучения исторического и обществоведческого материала.
Схемы отличаются лаконичностью, структурностью. В них используются связки, логические блоки, объединенные стрелками, линиями и пр. обозначениями. Наиболее важные элементы выделены в схемах рамками, оригинальным расположением символов, удобно читаемых аббревиатур. В схемах просматривается системный подход, причинно-следственные связи, выводы и заключения. По форме схемы различаются на «схемы-рисунки», «схемы-цепочки», «схемы-ступеньки» и т.д., что в свою очередь делает их запоминающимися и понятными.
Опорный сигнал (схема) – это набор ассоциативных ключевых слов, знаков и других опор для мысли, расположенных особым образом, заменяющий некое смысловое значение, способный мгновенно восстанавливать в памяти известную ранее и понятую информацию.
О порный конспект – система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов.[2] Т.е. если нарисовать графический знак и объяснить, почему он должен ассоциативно связываться с определённым материалом, то автоматически запомнится как знак, так и сам материал.
Таким образом, увязанные и обозначенные на рисунке причинно-следственными связями, они образуют единую систему объяснения теоретического материала.
Особенность предметов «История» и «Обществознание» таковы, что простое воспроизведение схемы не должно являться самоцелью. Схема, действительно, должна стать только сигналом к раскрытию глубоких, взаимосвязанных проблем исторического развития общества.
Преподавателям известно, что усвоение фактического материала – одна из бесспорных задач изучения истории, без этого нельзя говорить ни о формировании навыков анализа документов, ни об умении объяснять события и видеть их взаимосвязь, ни о понимании исторического процесса. Трудности, с которыми сталкиваются преподаватели и ученики при изучении истории, весьма разнообразны и определяются как особенностями самого процесса усвоения исторического материала, так и спецификой восприятия каждым школьником. Одни хорошо пересказывают то, что слышали на уроке от учителя, другие же, наоборот, опираются на учебник и с трудом вспоминают рассказ учителя. Часто у учащихся возникают проблемы с запоминанием дат, фамилий исторических деятелей. Знание фактического материала и умение видеть логическую последовательность событий – непременное условие успешной подготовки к государственной итоговой аттестации для многих учеников. Опорные схемы могут помочь сделать сложный материал доступным и понятным для всех учащихся без исключения. Технология позволяет выделить главное, привлечь внимание школьников к основным фактам, научить видеть причинно-следственные связи. Использование схем позволяет концентрированно изучить материал в полном объёме;
– для лучшего усвоения фактического исторического материала, а также для самостоятельной организации повторения;
– при подготовке к государственной итоговой аттестации (ЕГЭ);
– абитуриентам, которым необходимо за короткое время повторить исторический материал за курс средней школы;
-обучающимся, занимающимся в силу определенных причин, по форме «экстернат».
Эффективность их использования определяется следующими обстоятельствами.
1. Использование опорного конспекта помогает школьникам составить более четкое представление о наиболее характерных чертах изучаемых событий. Ученик, от которого редко можно получить вразумительный ответ, вполне удовлетворительно рассказывает о событиях, глядя на схему.
2. Процесс составления схем способствует концентрации внимания школьников, вынуждает даже не слишком успешных учеников следить за объяснением материала.
3. Работа с «опорными схемами» и конспектами способствует развитию логического мышления, облегчает понимание причинно-следственных связей. Благодаря им облегчается контроль знаний.
4. Регулярно используя схемы, учащиеся приобретают навыки, полезные для будущей учебы, умение самостоятельно работать с текстом любой сложности и объема, выделяя главное.
Опорные сигналы (схемы) ориентированы на такой надежный и мощный механизм как зрительная память, ведь необычный вид рисунка или изображения прочно усвоится учеником и затем при вспоминании вызовет цепь информационных посылок, которая в нем спрятана.
Составление схемы происходит по ходу изложения учителем нового материала. Учащимся несложно делать записи в тетрадях, используя предлагаемые символы. Преподаватель, привлекая учащихся, раскрывает содержание каждого элемента схемы, последовательно продвигаясь от одного пункта к другому.
Приведем примеры некоторых опорных схем и раскроем методику работы с ними.
Тема «Первая русская революция 1905–1907 гг.»
Основа схемы – «ломаная линия» с условными обозначениями (рис. 1). Уже начало работы показывает, что без единой записи, такая линия несет сжатую информацию: у революции есть начало, она развивается по восходящей линии, имеет некую кульминацию, затем идет на спад и завершается на уровне, более высоком, чем начало. Преподаватель вместе с обучающимися в конце занятия выведет обоснование данного схематичного изображения, или предложит учащимся самостоятельно сделать необходимые выводы. Важно, чтобы работа с данной схемой шла по ходу изложения материала, и ребята совместно с педагогом наносили на «линию революции» записи, концентрирующие необходимую информацию по данной теме. Проблемных же моментов, дающих основание для дискуссии, умозаключений, такая работа дает достаточно.
Здесь важно дать понять, что каждый штрих, каждое слово несет смысловую нагрузку и работает на усвоение материала. В конце урока у ребят в тетрадях появится вот такая схема (рис. 2).
При изучении истории и обществознания через технологию «опорных схем» важно в какой форме изображаются данные схемы.
«Схема-рисунок» подходит только для наглядного изображения, например, сражения. «Схема-цепочка» может использоваться при изучении большого количества дат и терминов, необходимых для запоминания, или «схема-ступеньки», раскрывающая социальную структуру общества, или этапы какого-либо явления, «схема-ломаная линия», удачно подходящая для изучения революции 1905-1907гг..
Важно, чтобы схемы не повторялись, а носили особенный характер для определенной темы. Тогда процесс запоминания будет более эффективным.
Технологии урока творческого развития.
Разработал её в 1975 г. выдающийся башкирский учёный и педагог Ахмет Закиевич Рахимов. Главная задача системы – это формирование у человека творческого мышления, где выделяются три основных качества такого мышления: стремление к осмыслению происходящего (события, поступки, явления) – т. e. рефлексия, целостность охвата окружающего мира, критическое отношение к себе, к людям и обществу и т.д. Это основные черты: рефлексивность, целостность, критичность мышления являются системообразующими качествами в формировании самоуправляемой и саморазвиваемой личности. Авторская система строится на трех основаниях:
1. Теория развивающего обучения Л. В. Занкова. Главной ценностью обучения является развитие психических процессов. Смыслообразующим фактором выступало обучение на высоком уровне трудностей. Целевая ориентация – направленность на формирование теоретических знаний, развитие эмпирического мышления.
2. Теория развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова (1960). Ведущей ценностью обучения провозглашается формирование психологических новообразований данного возраста. Смыслообразующим фактором выступала развивающаяся ведущая деятельность. Целевая ориентация — развитие теоретического мышления и усвоение теоретических знаний посредством выполнения анализа, планирования и рефлексии.
3. Парадигма (концепция) личностно-ориентированного обучения (В.В. Сериков, И. С. Якиманская, Е. В. Бондаревская, Н. А. Алексеев). Конституирующая ценность заключается в развитии личности, ее автономности, самостоятельности, индивидуальности, самореализации, ответственности и др. Смыслообразующими моментами этого образования являются содействие (обеспечение) реализации потребности личности в саморазвитии, самоосуществлении, самоидентификации, самоопределении и самоактуализации. Образование направлено, ориентировано на создание условий для полноценного развития личностных функций всех субъектов образовательного процесса.