Что такое образовательный маршрут ребенка
Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника
Ирина Соцкова
Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника
Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлен материал по составлению индивидуального образовательного маршрута дошкольника.
В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ).
Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ):
Это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития.
• Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
• Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка;
•Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;
• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)
Индивидуально-образовательный маршрут определяется:
потребностями и запросами родителей;
индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников;
Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:
— для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
— для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
-для детей с высоким интеллектуальным развитием.
Индивидуальный образовательный маршрутвключает основные направления:
• развитие общей и мелкой моторики;
• развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков;
• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);
• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);
• формирование представлений о пространстве, времени
Методы,используемые в работе:
• Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;
• Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)
• Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения);
• Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)
При разработке индивидуального маршрутамы опираемся на следующие принципы:
— принцип опоры на обучаемость ребенка,
— принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.
— принцип соблюдения интересов ребенка. По другому его называет «на стороне ребенка». Те воспитатели должны объективно относится к ребенку и его проблемам! Быть всегда на стороне ребенка!
— принцип тесного взаимодействия и согласованности работы «команды» специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации);
— принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы.
— принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка.
— принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.
На основе анализа изученной нами литературы были выделены несколько этапов конструирования индивидуального образовательного маршрута
2. Диагностический этап.
3. Этап конструирования.
5. Этап итоговой диагностики.
Остановимся подробнее на каждом этапе
Первый этап наблюдения.
Цель этапа: выявить группу дошкольников,испытывающих трудности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявление групп дошкольников по трудностям»
Диагностический этап. На данном этапе проводится ряд диагностик совместно с педагогом психологом. Цель данного этапа – выявление причин трудностей ребенка. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников и их причины»
ФИ Выявленные трудности причины Результат (в конце сопровождения)
3. Этап конструирования.Цель этапа: построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей.
4. Этап реализации индивидуальных образовательных маршрутов в процессе жизнедеятельности дошкольников.
Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения.! Учитывая, что ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника – игра педагогу в реализации индивидуальных маршрутов помогает педагогический приём «почтовый ящик», в котором дети находят письмо, адресованное конкретному ребёнку с условными обозначениями задания.
На 5 этапе проводится завершающая диагностика.
Цель этапа: выявить результаты действия маршрута (трудность сохранилась или не сохранилась.
• развитие социальной компетентности;
• развитие коммуникативных навыков;
• коррекция тревожности, самооценки (приближение к адекватной);
• развитие чувства самоценности;
• коррекция имеющихся у ребенка социально-личностных проблем.
Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу.
Индивидуальный образовательный маршрут как один из путей индивидуализации образования
Кривцова М. И., педагог-психолог,
высшая квалиф. категория,
МАДОУ №20 «Дружный хоровод»,
Индивидуальный образовательный маршрут как один из путей индивидуализации образования
Сегодня активно идет поиск моделей и технологий обучения, которые позволили бы обеспечить каждому ребенку собственную траекторию обучения. Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным.
Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса является разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов для оптимального обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети,имеющие временные или постоянные нарушения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для получения образования.
В настоящее время о создании специальных условий для получения образования для детей с ОВЗ,говорится в следующих нормативно-правовых актах:
Согласно «Конвенции о правах ребенка», предусматривается приоритетное удовлетворение особых потребностей такого ребенка в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности, а так же обеспечивается соответствующая помощь такому ребенку и его семье (ст. 23).
• ФГОС ДО так жепредлагают учитывать индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения ребенком с ОВЗ образования.
Требования Стандарта к психолого-педагогическим условиям реализации ООП ДО предполагают индивидуализацию образования, в т. ч. поддержку ребёнка, построение его образовательной траектории или профессиональную коррекцию особенностей его развития.
• В федеральном законе «Об Образовании в РФ» (ст. 64) указано, что «. образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.».
Использование индивидуального образовательного маршрута в последнее время прочно вошло в обиход педагогов-практиков. Однако даже поверхностный взгляд позволяет заметить, что далеко не всегда педагоги вкладывают правильный смысл в это понятие.
В педагогике советского периода понятие индивидуализации сводилось в основном к «принципу учета индивидуальных особенностей детей» в условиях коллективного характера воспитания и обучения. Отметим, что в данном контексте индивидуализация не преследует целью получения каких-либо иных, значимых для ребенка индивидуальных образовательных результатов, а напротив, призвана лишь «подстраивать» отдельных детей для коллективного продвижения к общему для всех результату.
Некоторые современные педагоги рассматривают индивидуальный образовательный маршрут только, как спектр условий, создаваемых педагогом. Другая категория педагогов склонна рассматривать ИОМ в личностно-ориентированном контексте, в котором образование понимается, как путь ребенка к самому себе, поиск собственных способов решения проблем.
В результате разнообразия взглядов возникает и множественность подходов к определению понятия «индивидуальный образовательный маршрут».
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)-это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в сфереинтеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного и нравственно-духовного развития, который строится как взаимосвязанный, гармоничный и целостный процесс, где активными участниками являются все специалисты дошкольного образовательного учреждения.
Сегодня по отношению к проблемным детям широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребёнка, под которыми понимаются особенности познавательной, мотивационной, эмоционально-волевой сферы дошкольника, имеющие особую специфику, обусловленную характером дефекта развития, для удовлетворения которых в процессе воспитания и обучения требуются особые условия.
Поэтому в нашем понимании ИОМ – это специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках детей, овладеть ключевыми образовательными компетентностями, осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а значит повысить уровень учебной мотивации и стимулировать гармоничное развитие воспитанника.
Такое определение нам ближе, т. к. чаще всего ИОМ в нашей ДОО необходимо разрабатывать для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Чаще всего дети, посещающие группу компенсирующей направленности, имеют диагноз ОНР разной степени тяжести.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования.
В ряде случаев сопутствующим общему недоразвитию речидиагнозом бывает дизартрия.
Дизартрия – нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов мозга.
При разработке индивидуальных маршрутов развития ребенка с ТНР необходимо принимать во внимание не только «зоны ближайшего развития»(Л. С. Выготский, но и «горизонты развития» (Н. Н. Поддьяков, когда все дети находятся в одном образовательном и социокультурном пространстве (Ж. Пиаже, но «движутся» разными маршрутами к «горизонтам» своего развития через «зоны ближайшего развития».
Задачи индивидуального образовательного маршрута:
-создать благоприятные условия для общего развития ребенка и освоения ООП ДО;
— корректировать речевое развитие детей;
-повышать уровень общего сенсорного, интеллектуально-волевого развития, расширять кругозор;
-корректировать зрительно-моторные нарушения, общую и мелкую моторику;
-способствовать формированию у воспитанников положительной оценки себя и своих способностей;
-формировать бытовую ориентировку, прививать общепринятые правила и нормы поведения.
Это обеспечивает успешное освоение каждым воспитанником основной общеобразовательной программы дошкольного образования, личностное своеобразие в развитии детей, дает возможность максимального проявления всех имеющихся у ребенка способностей и приносит преимущества социальному, нравственному и когнитивному развитию каждого ребенка.
Структура индивидуального образовательного маршрутавключает следующие компоненты:
Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута,его успешность зависит от соблюдения комплекса факторов:
— учёт особенностей, интересов и потребностей самого ребенка и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
— учёт возможностей ДОО удовлетворить образовательные потребности детей;
— учёт оснащённости материально-технической базы ДОО.
Мы используем ИОМ в работе с детьми, посещающими группу компенсирующей направленности и имеющими трудности освоения адаптированной образовательной программы.
Индивидуальный образовательный маршрутвоспитанника с ОВЗ включает следующие разделы:
Индивидуальный маршрут сопровождения___
2. Дата поступления в учреждение.
ИОМпредназначена для проведения коррекционно-развивающей работы с воспитанником, имеющим трудности в освоении Программы своей возрастной группы и индивидуальные образовательные потребности в связи с имеющимися нарушениями, поэтому есть пункт 3.
3. Заключения врачей –специалистов:невролога (наличие дизартрии, СДВГ, отоларинголога о состоянии слуха, хирурга-стоматолога о длине подъязычной связки, ортопеда о врожденных нарушениях осанки и т. д.
4. Заключение ТПМПК – уточненный диагноз.
5. Заключение ППк (протокол № от):
— например, по результатам первичного мониторинга затруднено освоение программы своей возрастной группы; необходима разработка и реализация ИОМ (ведущий специалист учитель-логопед); Делается вывод, что наиболее эффективны индивидуальные формы обучения;
6.Психолого-педагогическая характеристика ребенка: включает анамнез развития, итоги диагностических обследований специалистов, заключение об успешности освоения ООП ДО, особенности поведения, семейной ситуации.
7. Образовательный маршрут
В данном разделе в пояснительной записке авторы ссылаются на нормативные документы, регулирующие процесс обучения ребенка.
В данном разделе может быть помещен учебный план или сетка занятий ребенка.
8. Организация сопровождения (указываются специалисты, привлечение внешних ресурсов, направления работы, план работы, функциональные обязанности специалистов).
Для ребенка с ТНРвыделяется следующая последовательность этапов сопровождения: Сл. 12
• диагностический (проводится обследование ребенка специалистами и воспитателями);
Результат: создание индивидуальных коррекционных программ помощи ребёнку с нарушениями речи. Проектирование программ взаимодействия специалистов ДОО и родителей.
После каждого этапарезультаты сопровождения обсуждаются на психолого-педагогическом консилиуме ДОО, где коллегиально вырабатывается дальнейшая стратегия сопровождения детей, корректируются и согласовываютсяцели и задачи.
• конструктивный (основной) этап предполагает собственно коррекционную работу с ребенком; Реализацию коррекционно – развивающих программ.
Результат: устранение отклонений в речевом психическом, физическом развитии. Сл. 15
• контрольный (заключительный) этап- проведение повторной диагностики, которая позволяет оценить эффективность проведенной работы и наметить перспективу дальнейшего развития детей.
Результат: решение о прекращении коррекционной работы с ребёнком. Изменение характера коррекционной работы или корректировка индивидуальных программ, направление детей 6-7 летна ТПМПК по набору в классы СКК происходит посредством коллегиального заключения педагогов на ППк ДОО.
9. Содержание работы по сопровождению ребенка
•постановка цели: обеспечение условий для усвоения ребенком с ограниченными возможностями здоровья образовательной программы и интеграции в образовательном учреждении;
• формулировка задач коррекционной работы педагогов;
• определение основных форм работы специалистов и предполагаемого результата;
Родителям таких детей необходима психолого-педагогическаяподдержка, просвещение,часто коррекция родительско-детских отношений, так как обе стороны испытывают трудностив общении, социальной адаптации. Поэтому предусмотрен пункт 9.
10. Организация взаимодействия с семьей (формы, содержание)
Указываются цели, задачи, ожидаемые результаты, направления и формы работы с семьей.
11. Примерный прогноз развития ребенка и рекомендации педагогам на последующую ступень обучения.
Результативность использования данной программы– анализ условий эффективной работы ИОМ. Примерный прогноз развития ребенка включает описание положительной динамики развития ребенка, изменений семейной ситуации. Рекомендации формулируются исходя из особенностей ребенка с ОВЗ.
Обучение дошкольников по индивидуальным траекториям образовательного маршрута позволяет:
1. При выборе способов индивидуального подхода к детям опираться на знание их личностных особенностей.
2. Расширять и осваивать разные приёмы развития познавательных интересов детей. Замечать даже небольшие успехи и достижения воспитанников с неразвитыми познавательными интересами и низкой учебной мотивацией, но не подчеркивать это как нечто неожиданное.
3. Обеспечивать на занятиях преобладание положительных эмоций, позитивное восприятиеобразовательной деятельности ребенком.
4. Непротивопоставлять более успешных детей слабоуспевающим.
5. Подвергать критике только конкретные действия ребенка, не задевая его личность (замечания без эмоциональной окраски и осуждения).
Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут становится персональным путем реализации личностного потенциала ребенкас ограниченными возможностями здоровья, позволяет расширить круг его интересов, компенсировать недостатки развития и обучения, повысить самооценку, интегрировать его в социум.
4. Н. В. Нищева Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с ТНР (ОНР) с 3 до 7 лет. С-Пб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
5. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайловой и др. – С. Пб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011.
6. Федеральные государственные требования дошкольного образования.
7. Федеральный закон от 29.12.12 №273-ФЗ «Об Образовании в РФ».
Индивидуальный образовательный маршрут развития отстающего учащегося 2 класса государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» пос.
Индивидуальный образовательный маршрут (технологический компонент). Мастер-класс Современные исследования, со всей очевидностью доказали, что эмоциональное благополучие ребенка, поддержка его индивидуальности и инициативы,.
Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.
Мастер-класс «Индивидуальный образовательный маршрут (технологический компонент)» При реализации индивидуального образовательного маршрута перед нами возникла необходимость подобрать, различные средства, которое бы в полной.
Что такое ИОМ, кому из детей он нужен и как его составить?
Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Практикующий психолог и методист Мария Токмянина провела информативный вебинар о том, как составлять индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) для детей-дошкольников и учащихся начальных классов. А также зачем вообще составлять образовательные маршруты для ребёнка.
Современное воспитание детей
В последние годы в нашей стране оформились новые ценности воспитания детей. Образование, в том числе дошкольное, стало больше ориентироваться на конкретного ребёнка, его особенности, его интересы и способности.
Современная образовательная система строится таким образом, что любой дошкольник и школьник по максимуму участвуют в образовательном процессе, педагоги ведут диалоги и занимаются с каждым ребёнком вне зависимости от черт характера или его психофизиологических особенностей.
Наконец, в наше время больше не принято оценивать детей по отношению друг к другу. Значительно продуктивнее не сравнивать ребёнка с другими детьми, а сравнивать его с самим же собой в прошлом: какой прогресс конкретный ребёнок смог достичь за определённое время и как он изменился по отношению к самому себе.
Почему дети разные?
Однако почему некоторым детям вообще необходимы индивидуальные образовательные маршруты? В чём проявляется индивидуальность детей?
Прежде всего, отмечает Мария Токмянина, самое очевидное различие между детьми – в уровне и особенностях их физического развития, физической подготовленности, а также в элементарной скорости роста и взросления.
Последнее особенно остро ощущается у дошкольников. Дети могут быть одного возраста, но из-за разной скорости развития один ребёнок может соответствовать уровню «подготовишки», а другой, например, будет сохранять черты 3-4-летнего малыша.
При этом оба ребёнка могут быть абсолютно здоровы, а скорость их развития – это обычная генетическая особенность, которая с годами сгладится. В этом случае и к ребёнку с задержкой в росте и развитии, и к ребёнку, опережающему своих сверстников, нужен особенный, индивидуальный подход.
Источник фото: Lukas / Pexels
В старших группах детского сада и в начальной школе могут быть другие проблемы: разный объём знаний и умений. Например, в подготовительный класс пришли дети из ранних групп развития с большим объёмом выученных навыков, а также дети, с которыми никто профессионально не занимался.
Помимо прочего, у детей разная скорость обработки и восприятия информации, а также разный уровень усталости. Некоторые дети быстро запоминают информацию и качественно её воспроизводят, но при этом и быстро выдыхаются. У других ребят процесс усваивания информации не такой простой, однако они готовы заниматься усердно в течение длительного времени.
И, конечно, самое главное – в группах присутствуют дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Они, как правило, больше всего нуждаются в индивидуальных образовательных маршрутах.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Почему детям с ограниченными возможностями здоровья нужен индивидуальный образовательный маршрут?
Когда ребёнок чем-то болен, его организм прикладывает максимум усилий на борьбу с дефектом. Соответственно, силы на обучение распределяются по остаточному принципу.
А раз дети тратят меньше сил на обучение, то они и медленнее перерабатывают информацию, что, в свою очередь, ведёт к замедлению темпа психологического развития. Это сказывается на проблемах с коммуникацией, а следовательно, негативно влияет и на характер ребёнка.
Поэтому индивидуальный образовательный маршрут должен учитывать вышеупомянутые особенности и подстраиваться под них так, чтобы не допустить проблем с коммуникацией и негативного влияния на характер.
Во-первых, индивидуальный маршрут для детей с ОВЗ должен исходить из реальных возможностей ребёнка и его работоспособности. Во-вторых, педагог должен особенно прорабатывать волевую сферу, сделать так, чтобы усваиваемый материал был максимально интересен ребёнку, чтобы у него проснулось желание, а позже – и мотивация работать над собой и заниматься обучением.
Индивидуальный образовательный маршрут
Итак, мы поняли, для чего нужен ИОМ. Теперь нужно понять самое главное: что же это такое?
Начнём с того, что в любой образовательной программе (ООП, АОП, АООП) прописано, чему дети должны научиться. Однако каким образом осуществить этот образовательный процесс, решают сами педагоги, в том числе по индивидуальному маршруту.
Другими словами, индивидуальный образовательный маршрут определяет не то, чему ребёнок должен учиться, а как он должен получать эти знания. ИОМ определяет тактику педагогов при обучении ребёнка.
Главная особенность ИОМ заключается в том, что он может составляться только с письменного согласия родителей. Сначала родители письменно соглашаются на разработку ИОМ, потом подписывают готовый документ и затем получают от педагогов информацию о том, как именно проходит образование по ИОМ.
ИОМ может составляться педагогами по собственному усмотрению или на основе других маршрутов – например, по индивидуальной программе реабилитации инвалида, если такая есть.
Кому нужен ИОМ?
В основном это дети следующих групп:
Особенности разработки ИОМ
Теперь перейдём к тому, как нужно разрабатывать маршрут для каждого ребёнка. Естественно, нужно опираться на те преимущества, которые имеются у данного ребёнка, и по максимуму подтягивать недостатки.
При составлении ИОМ нужно всегда исходить из исключительных интересов ребёнка. Например, бывают ситуации, когда родители, ещё не осознавая ограниченных возможностей ребёнка, просят, чтобы педагоги начали заниматься с детьми тем, чем дети заниматься на данном этапе не могут. Воспитателям следует проводить разъяснительную беседу с родителями и стараться объяснить, почему дети не могут обучаться так, как этого хотели бы взрослые.
Наконец, в ИОМ нужно прописывать те задания, которые имеют невысокий уровень сложности, то есть те, которые он с лёгкостью выполняет вместе с преподавателем. Также в ИОМ указывается, как с ребёнком должны работать конкретные специалисты.
На какой промежуток времени нужно составлять ИОМ? Обычно маршруты составляются на 1 год, однако если педагог не уверен в способностях и возможностях ребёнка, то можно сначала составить ИОМ на 3 месяца.
Преимущество ИОМ заключается в том, что его можно постоянно корректировать. Вообще, лучше организовать учебно-воспитательную работу в такой последовательности:
диагностика ребёнка и составление ИОМ;
обучение ребёнка по ИОМ;
новая диагностика и коррекция ИОМ и т. д.
Этапы разработки и выполнения ИОМ
Итак, работа с ИОМ состоит из 5 этапов:
Определение необходимости назначения ИОМ.
Наблюдение за детьми.
Мы уже разобрались, кому из детей может понадобиться ИОМ. Теперь перейдём к тому, как нужно наблюдать за такими детьми. Итак, наблюдение делится на 4 составляющих:
наблюдение за ребёнком в организованной среде – например, тестирование на память и утомляемость;
наблюдение, как ребёнок ведёт себя в естественной среде, как он общается и со сверстниками, и со взрослыми;
беседа и анкетирование родителей.
Следующий этап – диагностика – заключается в том, что педагог записывает всю необходимую информацию о ребёнке в ИОМ, где среди прочего стоит упомянуть:
биографию ребёнка, характеристику семьи, домашнее воспитание и благополучие, внешний вид ребёнка;
откуда ребёнок пришёл (из другой группы, с домашнего обучения и т. д.);
поведение ребёнка, особенности сна, аппетита;
уровень развития ручной моторики, двигательной сферы, памяти, мышления и мотивации;
особенности речи, грамматический строй речи, словарный запас, особенности произношения слов и предложений.
Кто должен заполнять ИОМ? В большинстве случаев этим занимается основной педагог, но некоторые разделы лучше заполнять узким специалистам (логопеду, психологу и т. д.).
Дальше идёт сама работа по ИОМ и контроль, то есть итоговая диагностика и анализ продуктов детского творчества. По итогам контроля педагог корректирует ИОМ и ставит новые цели.
Источник фото: Gustavo Fring / Pexels
Некоторые частные случаи ИОМ
Наконец, рассмотрим четыре популярные особенности детского развития и составление ИОМ для таких детей.
Дети с задержкой психического развития (ЗПР)
При составлении ИОМ для детей с ЗПР нужно учитывать следующие моменты:
Часто ЗПР связана с соматическим состоянием ребёнка, поэтому в ИОМ нужно включать здоровьесберегающие мероприятия, а также посещение комнат дополнительной физподготовки и разгрузки, если таковые имеются.
Дети с ЗПР обычно не проявляют активность в деле получения знаний, поэтому нужно подталкивать их, делать материал более интересным, а акцент – на мотивацию и самоконтроль.
Детям с ЗПР будут полезны логические упражнения, а также игры на сравнение и синтез.
Дети с расстройством аутистического спектра (РАС)
Дети с РАС – самая неоднородная группа. Вариаций и уровней тяжести расстройства много, и каждый ребёнок с РАС уникален. Поэтому даже если в группе есть несколько детей с РАС, то ИОМ у каждого из них будет свой. Особенности детей с РАС:
Тяжело привыкают ко всему новому, в том числе к новой группе. Поэтому можно начать ИОМ с того, что первое время воспитатель сам будет приходить к ребёнку домой, а затем ребёнок постепенно начнёт посещать занятия.
У детей с РАС слабо развито социальное взаимодействие, поэтому у них нарушено речевое развитие. Таким детям порой сложно находиться в компании с детьми без РАС, у них повышенная сенсорная чувствительность, утомляемость и особая потребность в уединении. Все эти особенности также нужно учитывать.
Часто ребёнку/детям с РАС назначают тьютора.
Дети с РАС значительно лучше воспринимают визуальную информацию, чем звуковую. Воспитателям понадобится целый набор специальных картинок.
Дети с нарушением речи
Как и в предыдущем случае, дети с нарушением речи – крайне неоднородная группа. Проблемы с речью могут быть вызваны особенностями развития мозга, нервной или психологической патологией, проблемой с артикуляционным аппаратом, проблемой со слухом или зрением или даже плохим воспитанием детей в неблагополучных семьях. Таких детей можно разделить на две группы:
Дети не говорят, но хорошо воспринимают информацию. Как правило, с ними работать проще. Бывает, что у них письменная речь формируется быстрее устной.
Другое дело, если сам речевой аппарат у ребёнка развит хорошо, однако ребёнок плохо воспринимает информацию. В этом случае отклонение, как правило, тяжелее.
ИОМ для детей с нарушением речи чаще всего пишет не педагог, а логопед. В основном таким детям назначают дополнительные физические занятия, а также занятия на развитие сенсорных способностей.
Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
Данная группа детей нуждается в особом режиме. У ребят с СДВГ слабо развита воля, они часто отвлекаются во время занятий и плохо контролируют свои эмоции. Поэтому таким детям нужен будет дополнительный отдых, а также тихое и спокойное помещение для занятий. Особенное место в образовательном процессе должно занимать обучение навыкам саморегуляции, отдыха и контроля чувств.
Помощь Беременным женщинам и мамам
Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации