Что такое образовательный процесс в доу
Особенности образовательного процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения
Мария Бутакова
Особенности образовательного процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения
Педагогический процесс – это специальное организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение поставленных целей образования, воспитания, обучения.
Как видно из определения, ведущими характеристиками педагогического процесса являются целенаправленность, целостность, наличие связей между участниками, системность и процессуальность (деятельностный характер).
Цели педагогического процесса детского сада в первую очередь связаны с развитием целостной природы ребенка, его уникальности, индивидуального своеобразия. Педагогический процесс становится совокупностью или комплексом педагогических условий, направленных на развитие личности ребенка, раскрытие его индивидуального мира, способностей и склонностей, накопление опыта общения и взаимодействия с миром людей и культурой.
Проблема дошкольного образования оказалась в поле зрения исследователей лишь в самое последнее время. Выполнен ряд исследований (Н. В. Войниленко, И. Б. Едакова, Л. Л. Иванова, Е. С. Комарова, Е. Ф. Купецкова, С. Г. Молчанов,Т. И. Оверчук,И. А. Рыбалова и др., в которых выделены факторы и условия достижения качества дошкольного образования.
Однако специальных исследований по выявлению организационно-педагогических условий повышения эффективности системы управления качеством дошкольного образования до настоящего времени не проводилось. В связи с этим, актуальность проблемы на научно-теоретическом уровне определяется потребностью создания теоретических основ влияния организационно-педагогических условий на управление качеством образования в дошкольных организациях.
В соответствии с ФГОС обучение детей дошкольного возраста осуществляется в процессе непосредственной образовательной деятельности.
Основные формы образовательной деятельности: игра, наблюдение, экспериментирование, проектная деятельность, общение (разговор, беседа) и решение образовательных задач.
Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка.
Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, коллаж, поделка и т. д., так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций. В образовательной ситуации происходит освоение содержания обучения и способов учебной деятельности.
Комплексный подход к построению к построению образовательных ситуаций способствует реализации принципа интеграции образовательного процесса детского сада.
Образовательные ситуации могут включаться в режимные моменты – направлены на закрепление у детей имеющихся знаний и умений и применение их в новых условиях. Образовательные ситуации могут запускать самостоятельную деятельность детей – через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения.
Таким образом, основные тезисы организации совместной (партнерской) деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н. А.Короткова: включенном ближнем воспитателя в деятельность наравне с детьми; добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без дисциплинарного принуждения); свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства)
Цели образовательнойдеятельности в режиме дня: охрана здоровья и формирование основы культуры здоровья; формирование у детей основ безопасности собственной жизни деятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира). Освоение первоначальных представлений социальных отношений. Формирование у детей положительного отношения к труду.
Целостность педагогического процесса понимается как целостность процессов социализации и индивидуализации дошкольника, сохранение природы ребенка и ее развития в культуре, обогащения индивидуального культурного опыта в процессе включения в социокультурный опыт, единства развития и образования.
Характер связей между участниками педагогического процесса
Организация взаимодействия как процесса содействия присуща личностно-ориентированному подходу и предполагает максимально возможный учет субъектных позиций участников педагогического процесса, то есть субъект-субъектные отношения педагога и детей.
При таком типе взаимодействия педагогом предлагаются способы и формы, учитывающие индивидуальные интересы, отношения, склонности детей и предлагающие широкую палитру ролевых взаимоотношений и сотрудничества.
Педагогический процесс ДОУ представляет собой пример системного объекта – совокупности элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. Для педагогического процессакак системы характеры следующие признаки:
целостность, проявляющаяся во взаимосвязанности и взаимозависимости всех компонентов педагогического процесса.
структурность. Структура педагогического процессавключает следующие основные компоненты: целевой, содержательный, технологический, результативный, ресурсный;
открытость. Педагогический процесс детского сада – открытая для социокультурного пространства система, интегрирующаяся в систему непрерывного образования человека;
множественность описания. Педагогический процесс может быть описан с точки зрения разных аспектов, в зависимости от того, с каких позиций проводится анализ данной системы.
В ходе организации педагогического процесса педагог решает разные по содержанию, уровню сложности, масштабности результатов задачи. Это и задачи, которые заранее проектируются по результатам развития ребенка, и задачи, которые возникают ситуативно в ежедневной жизнедеятельности детей.
Изменение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Стандарт направлен на достижение следующих целей:.
Характеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учреждении В нашем районе есть терем-теремок, вокруг него проходит много дорог : «Там пешеходы ходят разные, соблюдая правила важные». А начиналось.
Игровой досуг, как особая форма организации образовательного процесса. Лето – пора отпусков, но не все дети летом уезжают в отпуск, большинство остается и продолжает посещать детский сад. Лето считается порой.
Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса в рамках ФГОС дошкольного образования Содержание образовательной работы в рамках реализации ФГОС ДО направлена на создание системы комплексной помощи детям с ОВЗ (с тяжелыми.
Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе» Никому не секрет, что количество детей в сельских детских садах сильно отличается от городских садов. К большому сожалению, молодёжь уезжает.
Мониторинг образовательного процесса на учебный год Количество детей: 24 Дата проведения: сентябрь. Статус мониторинга: начало учебного года Цель мониторинга: 1) индивидуализация образования.
Основные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методик Основные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методик. К ведущим направлениям инноваций.
Психологическая поддержка участников образовательного процесса в дошкольном учреждении семинар-практикум «Психологическое здоровье участников образовательного процесса и успешность работы дошкольного учреждения», который состоял.
Родители — участники образовательного процесса в ДОУ В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, условия создания.
Консультация «Организация образовательного процесса в ДОУ»
вера васильченко
Консультация «Организация образовательного процесса в ДОУ»
Организация образовательного процесса в ДОО
пгт Яя, Кемеровская область.
Введение ФГОС дошкольного образования связано с тем, что настала необходимость модернизации дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.
Однако стандарт дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.
В нынешних условиях, по мнению многих специалистов, существенно повышается роль организации образовательного процесса, который охватывает весь временной отрезок, нахождения ребенка в ДОО.
совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми;
образовательная деятельность в режимных моментах;
самостоятельная деятельность детей.
Грамотно составленная модель воспитательно-образовательного процесса в ДОО служит путеводителем для педагога, поможет решить задачи качественного образования. При организации работы с детьми важно учитывать, что основной формой работы в дошкольном возрасте и ведущим видом деятельности для них является игра.
Специфика организации образовательного процессав соответствии с ФГОС предполагает:
фронтальную формы работы с воспитанниками
Особенности совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми как технология реализации ФГОС. Основной функциональной характеристикой партнерских отношений является равноправное относительно ребенка включение взрослого в процесс деятельности. Возможны разные способы реализации «включение» партнера. Он может ставить для себя цель и начинать действовать, предоставляя детям возможность подключиться к этой деятельности. Возможно, именно такая позиция обеспечит переход от подталкивания, наведения и подведения детей – к поддержке, сотрудничеству и вовлечению в общее, значимое для каждого субъекта, дело. Сегодня педагоги уже способны оказывать помощь, не делая ничего за ребенка, поощряя в нем активность и вместе делая открытия.
Такую позиции Н. А. Короткова называет «партнёрская модель».
Другой способ в партнерской деятельности заключается в том,что педагог предлагает детям: «Давайте сделаем…». Подобный способ также оставляет для детей возможность выбора.
Например, при проведении непосредственной образовательной изобразительной деятельности мы перед собой ставим цель познакомить и научить детей использовать тот или иной способ лепки, а тему лепки или образ каждый ребенок должен выбрать сам, опираясь на своё настроение, желание в данный момент. И мы его должны поддержать, и договорится с ним.
Взрослый не учитель, а партнёр, который имеет такое же рабочее место, как и ребенок (имеется ввиду во время какой либо деятельности, изобразительной, поисково-исследовательской и т. п., равные права и обязанности, следовательно, у воспитателя должно быть рабочее место рядом с детьми и часть работы, которую он должен выполнять с таким же наглядным материалом и т. д. Ребёнок и взрослый являются равными по значимости. И каждый становится субъектом равного взаимодействия. Активность ребенка должна быть не меньше взрослого. Уважая ребенка, его интересы, предпочтения, настроение педагог должен дать ребенку свободу выбора – принимать участие или нет вместе с другими детьми в совместном деле, включать в деятельность не по принуждению, а по собственному желанию, но при этом, вправе потребовать уважения к участникам деятельности.
Организуя любой образовательный процесс, педагог, прежде всего должен создать такую мотивацию, которая способна подтолкнуть ребенка к получению новых впечатлений, вызвать интерес к предстоящей деятельности в определенное время. Но мотивационная ситуация должна соответствовать возрасту детей.
Отказ от учебной модели в детском саду, подводит педагогов к выбору новых форм работы с детьми, которые позволят обучить дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадались. Если ранее считалось, что основные образовательные усилия педагога сосредоточены на проведение занятий, то теперь образовательный потенциал признан за всеми видами совместной деятельности педагогов и детей. Организуя образовательную деятельность детей, современный воспитатель развивает у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.
В совместной деятельности воспитателя и детей уместно опираться сегодня на рекомендации Н. А. Коротковой и Н. Я. Михайленко, в которых структура педагогического процесса определяется позицией равного партнёрства. Существенной особенностью партнерской деятельности взрослого с детьми является ее открытость в сторону свободной самостоятельной деятельности самих дошкольников. При организации самостоятельной деятельности ребенок должен сам определить, чем бы он желал заняться во время самостоятельной деятельности, а роль педагога заключается в умение грамотно организовать эту деятельность, помочь ребенку определиться, направить при этом используя активные методы. Возникают ситуации когда ребенок длительное время выбирает один и тот же вид деятельности, задача воспитателя направить ребенка, обеспечив ему зону ближайшего развития и желание заниматься другой деятельностью.
Таким образом, педагог, организовывая образовательный процесс должен поддерживать детскую инициативу, пробуждать и поддерживать детскую любознательность, стремиться к созданию условий для комфортного проживания и эмоционального благополучия наших воспитанников в условиях развивающего пространства детства.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
3. Скоролупова, О. А., Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования / О. Скоролупова, Н. Федина //Дошкольное воспитание :ежемесячный научно-методический журнал : основан в 1928 году / Ред. Т. И. Гризик, Е. Ю. Агарева. – 2010. – №8 2010г. – с. 6-15.
4. Свирская, Л., Роменская., ФГОС дошкольного образования / Л. Свирская, Л. Роменская// Великий Новгород, НИРО,-2014.,- 60 с.
Организация образовательного процесса по познавательному и художественно-эстетическому развитию детей (Слайд 2) Ключевые положения стратегии образования для устойчивого развития дошкольников во всем мире признаны приоритетным направлением.
Организация образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ООП ДО«Вдохновение» Александрова А. А. Старший воспитатель МКДОУ «Детский сад № 7» г. Шадринск «Организация образовательного процесса в ДОУ в соответствии.
Индивидуализация образовательного процесса и проектная деятельность в ДОУ Сегодня разработано и внедрено в практику работы детских садов множество методов, направленных на индивидуализацию образовательного процесса.
Интерактивная часть Совета педагогов «Образовательные ситуации как форма организации образовательного процесса в ДОУ» Цель: повышение компетенций педагогов в ходе использования образовательных ситуаций при взаимодействии с детьми. Задачи: • Актуализировать.
Изменения образовательного процесса ДОУ в условиях введения ФГОС. Трудности и достижения ИЗМЕНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДОУ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО. ТРУДНОСТИ И ДОСТИЖЕНИЯ ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных.
Организация образовательного процесса в младшей группе НОД «Осенние помощники» Осеннние помощники: материал используется для детей младшего дошкольного возраста, он будет интересен воспитателям и родителям. Задачи:.
Отчет по самообразованию на тему «Информатизация образовательного процесса в ДОУ» Отчет по самообразованию Пушковой Ирины Юрьевны, воспитателя ДОУ № 8 на тему «Информатизация образовательного процесса в ДОУ» Актуальность.
Рабочая программа психологического сопровождения участников образовательного процесса в ДОУ Составитель: педагог-психолог Галь Яна Владимировна, 1 квалификационная категория (г. Сургут, 2018 год) СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Основополагающими документами нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательными для исполнения во всех типах и видах образовательных организаций, ориентиром развития системы дошкольного образования являются:
• Конвенция ООН о правах ребенка
• Конституция Российской Федерации
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
• «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности» » (утвержден приказом № 1014 от 30 августа, регистрация в Минюсте 26 сентября 2013);
• Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях.
Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.
Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.
ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.
Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации. Это:
— Совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми:
— Образовательная деятельность в режимных моментах;
— Организованная образовательная деятельность;
— Самостоятельная деятельность детей.
Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):
Содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности:
В раннем возрасте (1год – 3 года) – предметная деятельность и игры с составными динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и др.), общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов. Рассматривание картинок, двигательная активность;
Для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет) – ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру. Игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Организованная образовательная деятельность представляет собой организацию совместной деятельности педагога с детьми:
с подгруппой детей;
с целой группой детей.
Выбор количества детей зависит от:
— возрастных и индивидуальных особенностей детей;
— их интереса к данному занятию;
Но необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.
Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым».
Организованная образовательная деятельность
в виде учебной деятельности
через организацию детских видов деятельности
1. Ребенок – объект формирующих педагогических воздействий взрослого человека. Взрослый – главный. Он руководит и управляет ребенком.
1. Ребенок и взрослый – оба субъекты взаимодействия. Они равны по значимости. Каждый в равной степени ценен. Хотя взрослый, конечно, и старше, и опытнее.
2. Активность взрослого выше, чем активность ребенка, в том числе и речевая (взрослый «много» говорит)
2. Активность ребенка по крайней мере не меньше, чем активность взрослого
3. Основная деятельность – учебная. Главный результат учебной деятельности – решение какой-либо учебной задачи, поставленной перед детьми взрослым. Цель – знания, умения и навыки детей. Активность детей нужна для достижения этой цели.
3. Основная деятельность – это так называемые детские виды деятельности.
Цель- подлинная активность (деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков – побочный эффект этой активности.
4. Основная модель организации образовательного процесса – учебная.
4. Основная модель организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и ребенка
5. Основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдения, беседы, разговоры, экспериментирование исследования, коллекционирование, чтение, реализация проектов, мастерская и т.д
6. Применяются в основном так называемые прямые методы обучения (при частом использовании опосредованных)
6. Применяются в основном так называемые опосредованные методы обучения (при частичном использовании прямых)
7. Мотивы обучения на занятии, как правило, не связаны с интересом детей к самой учебной деятельности. «Удерживает» детей на занятии авторитет взрослого. Именно поэтому педагогам зачастую приходится «Украшать» занятие наглядностью, игровыми приемами, персонажами, чтобы облечь учебный процесс в привлекательную для дошкольников форму. Но ведь «подлинная цель взрослого вовсе не поиграть, а использовать игрушку для мотивации освоения непривлекательных для детей предметных знаний».
7. Мотивы обучения, осуществляемого как организация детских видов деятельности, связаны в первую очередь с интересом детей к этим видам деятельности
8. Все дети обязательно должны присутствовать на занятии
8. Допускаются так называемые свободные «вход» и «выход» детей, что вовсе не предполагает провозглашения анархии в детском саду. Уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтение и интересы, взрослый обязан предоставить ему возможность выбора – участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но при этом вправе потребовать такого же уважения и к участникам этого совместного дела.
9. Образовательный процесс в значительной степени регламентирован. Главное для взрослого – двигаться по заранее намеченному плану, программе. Педагог часто опирается на подготовленный конспект занятия, в котором расписаны реплики и вопросы взрослого, ответы детей
9. Образовательный процесс предполагает внесение изменений (корректив) в планы, программы с учетом потребностей и интересов детей, конспекты могут использоваться частично, для заимствования фактического материала (например, интересных сведений о композиторах, писателях, художниках и их произведениях), отдельных методов и приемов и др., но не как «готовый образец» образовательного процесса.
Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А.Короткова:
• включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
• добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
• свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
• открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Образовательная деятельность детей в режиме дня.
Помимо организованной образовательной деятельности воспитателем должны быть запланирована и образовательная деятельность в режиме дня:
— В утренние и вечерние часы
— При проведении режимных моментов.
Цели образовательной деятельности в режиме дня:
— Охрана здоровья и формирование основы культуры здоровья;
— Формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)
— Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений
— Формирование у детей положительного отношения к труду.
Формы проведения образовательной деятельности в режиме дня:
Подвижные игры с правилами (в том числе народные), игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, физкультурные минутки;
Оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия, тематические беседы и рассказы, компьютерные презентации, творческие и исследовательские проекты, упражнения по освоению культурно-гигиенических навыков;
Анализ проблемных ситуаций, игровые ситуации по формированию культуры безопасности, беседы, рассказы, практические упражнения, прогулки по экологической тропе;
Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические), творческие сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные;
Опыты и эксперименты, дежурства, труд (в рамках практико-ориетированных проектов), коллекционирование, моделирование, игры- драматизации,
Беседы, речевые ситуации, составление рассказывание сказок, пересказы, отгадывание загадок, разучивание потешек, стихов, песенок, ситуативные разговоры;
Слушание исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации,
Вернисажи детского творчества, выставки изобразительного искусства, мастерские детского творчества и др.
Самостоятельная деятельность детей.
По санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию и организации работы в дошкольных организациях на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.
Но это не значит, что ребенок должен быть предоставлен самому себе. Для организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать развивающую предметно- пространственную среду и присмотр и уход за каждым ребенком.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
1 ) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.