Что такое образцовый театр
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Метки
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
16 сентября 1931 года — В Москве создан Государственный академический Центральный театр кукол (ныне – имени С.В. Образцова)
Среди многочисленных культурно-исторических, духовных богатств России имя Сергея Владимировича Образцова и созданного им Государственного академического центрального театра кукол знакомо каждому россиянину, а слава — гремит по всему миру. Бесспорным фактом является и то, что Театр Образцова — бесценное российское национальное достояние.
За время существования театра его посетили миллионы детей и взрослых, десятки глав государств и правительств разных стран, сотни выдающихся деятелей искусства, культуры, науки. Среди них: Жерар Филип, Ив Монтан, Софи Лорен, Индира Ганди, Эдвард Кеннеди и т. д.
Академический центральный Театр кукол был создан при Центральном Доме художественного воспитания детей 16 сентября 1931 года. Первоначально в нем работало 12 человек, и с первого дня создания его возглавлял выдающийся деятель русского искусства, актер, режиссер, художник, литератор — Сергей Владимирович Образцов.
Народного артиста СССР, Лауреата Государственных премий С. В. Образцова (1901–1992 гг.) знали, любили и помнят миллионы людей не только в России, но и во многих странах мира. Его «Образцовские» куклы с восторгом встречали и до сих пор встречают в сотнях городов на всех континентах.
Благодаря Театру Сергея Образцова, в Российской Федерации, странах СНГ, «ближнего» и «дальнего» зарубежья в XX веке возникла целая система, культура, сеть государственных профессиональных театров кукол, которые создавались на основе того эталона, которым являлся ГАЦТК им. С. В. Образцова.
Будучи законодателем уровня актерского, режиссерского, художнического, технического исполнения, Сергей Владимирович Образцов и его Театр фактически создали мировой профессиональный театр кукол в том его виде и качестве, который существует ныне в российской и зарубежной театральной культуре.
Достижения, находки, направления, методики, традиции, спектакли, пьесы, возникшие в Театре Образцова, переносились в другие театры бывшего Советского Союза, — областные и городские, а также многие зарубежные театры кукол.
В результате поистине титанической работы этого Мастера — одного из самых известных деятелей российской и мировой культуры двадцатого столетия, возник и продолжает жить феномен Государственного Академического Центрального театра кукол — Дома Сергея Образцова. Он вырастил и воспитал здесь несколько поколений блистательных актеров, режиссеров, сценографов, художников, мастеров-кукольников и драматургов театра кукол, многие из которых и сегодня работают в театрах нашей страны, в десятках стран мира.
5 июля 2001 года исполнилось 100 лет со дня рождения Сергея Владимировича Образцова.
16 сентября 1931 года — «театр Образцова» родился по инициативе Дома художественного воспитания детей, но творческое «кредо» нового театра, помимо воспитательно-педагогических задач, включало следующий пункт: «ГЦТК должен стать театром-лабораторией, движущим вперед развитие кукольного жанра». Ни скудность материальных средств, ни отсутствие собственной сценической площадки не помешали экспериментам небольшого коллектива из двенадцати человек под руководством Сергея Образцова. Зрители ежегодно знакомились с двумя, а то и тремя новыми постановками молодого театра. Машина с надписью «ГЦТК» развозила актеров с куклами по московским дворам, школам, паркам, домам культуры. Театр использовал традиционные формы представлений — в труппу были специально приглашены последние «могикане» ярмарочного балагана, последние актеры народного кукольного театра — петрушечник И. А. Зайцев, разыгрывавший вместе с женой А. Д. Тригановой марионеточный спектакль «Цирк на сцене».
Настоящей премьерой молодого театра 17 апреля 1932 года стал агитационный спектакль «Джим и Доллар» (художник Т. Александрова) — по пьесе, специально написанной А. Глобой для труппы. Так театр начал поиски своего репертуара, создавая оригинальные конструкции кукол и сценического оформления, свободно варьируя стилистику спектаклей — от агитационного спектакля до народной сказки.
Пронизанный карнавально-сказочной атмосферой спектакль «По щучьему велению» (художники С. Образцов и В. Терехова), поставленный в 1936 году, — с уникальной конструкцией круглой ширмы — многие театроведы восприняли «главным кукольным спектаклем ХХ века», применяющим мейерхольдовские открытия.
Спектакли театра кукол восхищали зрителей живым артистизмом и новаторской изобретательностью.
За несколько лет театр становится настолько популярным, что в 1937 году правительство решает предоставить в распоряжение труппы помещение в центре Москвы на площади Маяковского. Театр к тому времени не только пополнил свои штаты, но и создал собственный музей, впоследствии ставший уникальной сокровищницей кукол.
В 1940 году театр ставит «Волшебную лампу Аладдина» — самый красивый спектакль театра, завораживающий волшебством чудесных превращений, восхитительной красочностью и выразительностью грациозных кукол (художник Борис Тузлуков).
Впоследствии Сергей Образцов назовет эти три спектакля «Чайками» своего кукольного театра.
«Традиционным путем» — в результате эксперимента — возник в 1946 году самый знаменитый шедевр Мастера кукольных дел, занесенный в книгу рекордов Гиннеса, — сатирическое обозрение «Необыкновенный концерт», широко использующее пародийные возможности кукол (художники В. Андриевич и В. Терехова).
Сатирический жанр был освоен театром еще в годы войны, когда группы актеров ГЦТК выезжали в расположения действующей армии и показывали солдатам «Фронтовую программу» из пародийных скетчей на политические темы.
После войны театр продолжал работу в Москве, одновременно расширяя гастрольную деятельность. Под непосредственным влиянием гастролей ГЦТК были созданы государственные кукольные театры в ряде стран — Польше, Болгарии, Венгрии, Чехии…
С 1956 года театр Образцова — постоянный участник международных кукольных фестивалей, проводимых под эгидой УНИМА.
В 1970 году театр переезжает в новое здание на Садовом кольце — архитектурный комплекс, являвшийся эталоном для всех стационарных театров кукол мира (сложный раздвижной занавес, трансформирующиеся стены зала, позволяющие «окружить» зрителя куклами, «бегающий» звук).
Великолепные металлические часы, украшающие фасад, стали «визитной карточкой» театра. Каждый час открываются поочередно дверцы в домиках-ящичках вокруг циферблата часов и двенадцать животных — сказочных персонажей — приветствуют под музыку «Во саду ли, в огороде» в аранжировке Н. Богословского собравшихся перед театром. Все вместе животные появляются лишь дважды — в полдень и в полночь. Авторы часов — скульпторы Дмитрий Шаховской и Павел Шимес, механизм придумал Вениамин Кальмансон.
Говорят, что театр начинается с вешалки, но театр Образцова начинается с …Музея театральных кукол. Зрители приходят в него задолго до начала спектакля и с интересом рассматривают уникальную коллекцию.
Датой основания Музея принято считать 16 сентября 1937 года, когда театр расстался с «бродячей жизнью» и получил собственное здание на площади Маяковского, где было все необходимое для работы: зрительный зал, мастерские, помещения для репетиций, но, кроме того, — балкон в зале. Поскольку в кукольном театре зрительские места располагать на балконе нельзя, иначе виртуозная работа перестанет быть секретом для зрителей, то было решено расположить на отгороженном от зала балконе выставку кукол.
Это были куклы создателей Московского профессионального кукольного театра Н. Я. и И. С. Ефимовых, куклы первых спектаклей ГЦТК, но самыми первыми перед зрителями предстали куклы и реквизит последнего бродячего кукольника России Ивана Афиногеновича Зайцева. Это были и марионетки из балаганного представления «Цирк на сцене», и персонажи народной кукольной комедии «Петрушка», и шарманка конца XIX века.
Первым заведующим и активным собирателем Музея стал актер и режиссер театра Андрей Яковлевич Федотов. Выбор его на должность заведующего был более чем удачен. Знаток театра кукол и страстный коллекционер, Андрей Яковлевич стал собирать музейную коллекцию, которая могла бы отразить историю театра кукол в прошлом и настоящем.
В музейной работе Андрея Яковлевича окружали увлеченные, влюбленные в кукол и театральное искусство люди, среди которых одно из ведущих мест занимает Всеволод Валерианович Курдюмов, долгое время бывший заместителем заведующего музеем.
Выставка кукол, вскоре занявшая не только балкон, но и фойе театра, разумеется, вызывала все больший интерес и возрастающее количество вопросов со стороны посетителей. Сотрудники театра начали проводить экскурсии перед спектаклями, читать лекции по истории кукольного театра, участвовать в проведении конференций и семинаров. Благодаря общению с кукольниками на конференциях, гастролям по стране и зарубежью, в Музей стали стекаться материалы по театрам многих стран мира.
За десятки лет Государственный академический Центральный театр кукол превратился в самый крупный мировой кукольный центр, с двумя зданиями на Садовом кольце столицы, двумя сценами, самой полной и единственной в России библиотекой, где собрана вся известная литература о куклах, крупнейшим в мире Музеем театральных кукол всех известных систем от античности до наших дней, где нет ни одной копии — все подлинники, архивами бесценных документов, фотографий, фото-, видео-, аудио-, кино- фондов…
Музей ГАЦТК им. С. В. Образцова имеет постоянную экспозицию в здании театра, ведет экскурсионную, научную и консультативно-методическую работу, принимает специалистов и студентов на стажировки. Открыт Лекторий для детей и взрослых.
Тематические выставки Музея с успехом проходят как у нас в стране, так и за рубежом. В течение календарного года музей и выставки посещают более 250000 человек, из них — 175000 — дети.
Музей театральных кукол ГАЦТК им. С. В. Образцова располагает одним из самых крупных в мире собранием книг по вопросам театра кукол на 43-х языках (более 10000 экз.). Большинство из них подарено театру авторами. Эта бесценная коллекция вместе с богатейшим собранием кукольной драматургии составляет Библиотеку Музея.
Музей театральных кукол ГАЦТК им. С. В. Образцова пользуется заслуженной мировой славой. За последние несколько лет выставки музея с огромным успехом экспонировались в Австрии, Болгарии, Германии, Польше, Республике Корея, Франции, Италии, Испании, Иране.
В целом, собранные в Музее материалы по истории театра кукол от античности до наших дней, позволяют считать его одним из ценнейших специализированных собраний в мире.
Театр Образцова
Среди необычных культурных объектов Москвы особенно выделяется Государственный академический центральный театр кукол С. В. Образцова. Попав сюда, посетители переносятся в удивительный мир, в котором куклы из неодушевленных предметов превращаются в живых существ со своей историей, своими чувствами и переживаниями.
Вехи истории
Датой основания Центрального театра кукол стало 16 сентября 1931 года. В то время в театральном штате было 8 человек во главе с Сергеем Владимировичем Образцовым. Изначально это был передвижной театр. Актеры на телеге, а затем на машине переезжали от одного московского двора к другому, выступали в школах, парках, домах культуры.
К 1936 году популярность кукольных представлений достигла настолько высокого уровня, что для театра было решено выделить отдельное здание на площади Маяковского (угол улицы Горького и Оружейного переулка). Уже спустя несколько месяцев в октябре 1937 года на новой сцене состоялся первый спектакль.
В 1940 году был представлен первый кукольный спектакль для взрослых, в котором впервые использовались тростевые куклы. А в годы Великой Отечественной войны, театральная труппа дала 328 представлений для солдат на фронте. В репертуаре тех лет были агитационные представления «Сон Гитлера», «Над крышей Берлина» и другие. Помимо этого сотрудники театра не забывали и о детской аудитории, выступая в различных городах Поволжья, Алтая, Сибири и Казахстана.
В 1970 году театр вновь переезжает. На этот раз в здание на Садовой-Самотечной, построенное специально для него. При возведении архитекторы учли все требования к оборудованию сцены, освещению и музыкальному сопровождению представлений. Были задействованы такие новинки, как сложный раздвижной занавес, трансформирующиеся стены и «бегающий» звук. В этом здании Государственный академический центральный театр кукол располагается и сегодня.
В 1992 году, после смерти С. Образцова, театру, которым он руководил более полувека, было присвоено его имя.
Репертуар
Сегодня театр кукол им. Образцова состоит из двух зданий, в которых расположены три сцены, уникальный музей и единственная на территории России библиотека с собранием литературы о куклах. В самом большом зале театра 21 ряд, в малом – 10, на третьей же сцене всего 4.
В репертуаре театра есть представления как для самых маленьких зрителей по мотивам популярных сказок, так и для подростков, и даже совсем взрослых. Все спектакли делятся на 4 категории: для малышей от 3 лет; для дошколят от 5 лет; для младших школьников от 7 лет; для подростков от 12 лет и взрослых.
При создании постановок творческие театральные работники используют самые разнообразные жанры, сочетая многолетние традиции с современными достижениями. Поэтому ежегодно копилка театра пополняется все новыми и новыми шедеврами, приводящими в восторг людей разных поколений.
Сказочные часы
Согласно известному утверждению, театр начинается с вешалки. Но… театр кукол им. Образцова начинается вовсе не с нее, а с удивительных необычных сказочных часов, размещенных на фасаде здания. Идея создания этих часов принадлежала самому Сергею Образцову. В реальность же ее воплотили скульпторы Павел Шимес и Дмитрий Шаховский, и мастер Вениамин Кальмансон.
Высота уникальных часов 4 метра, длина – 3. В центре расположен циферблат в виде солнца, вокруг которого находятся 12 домиков, где проживают различные сказочные персонажи. Каждый час дверцы одного из домиков открываются, и его обитатель приветствует прохожих. Два раза в сутки (в 12.00 и 00.00) можно увидеть, как распахиваются дверцы всех домиков.
Музей
Необычная атмосфера, в которую переносят посетителей удивительные часы на фасаде, не исчезает и после входа в сам театр. Этому способствует оформление фойе и лестниц, а также витрины театрального музея, в котором собраны самые разнообразные куклы-актеры. Здесь можно увидеть первых кукол Сергея Образцова – шарики-головы, которые надевались на пальцы, знаменитого Тяпу, ставшего талисманом театра, кукольных героев разных стран. Также в витринах можно увидеть героев самых популярных театральных постановок от Аладдина до персонажей «Мертвых душ» и «Божественной комедии», кукол и атрибуты представлений из нескольких десятков стран.
Кроме того, в музее собраны всевозможные фотографии, эскизы и документы, повествующие об истории развития кукольных театров.
Пройтись по музею можно перед началом спектакля, либо в антракте. Правда только в том случае, если представление идет в малом или большом зале. Третья сцена находится в другом здании театра, и при ее посещении увидеть кукольный музей не получится.
Где находится и как добраться
Государственный академический центральный театр кукол С. В. Образцова расположен по адресу: ул. Садовая-Самотечная д.3 на Садовом кольце.
Ближайшая станция метро – «Цветной бульвар» (Серпуховско-Тимирязевская линия). Выйдя из метрополитена к цирку, необходимо повернуть налево в сторону Садового кольца. Дойдя до него, потребуется перейти на другую сторону дороги, вновь повернуть налево и пройти еще метров 300.
Также до театра можно дойти от станций метро «Трубная» Люблинско-Дмитровской линии (по Цветному бульвару в сторону цирка, и далее по тому же маршруту, что и от ст. метро «Цветной бульвар»), «Сухаревская» Калужско-Рижской линии и «Маяковская» Замоскворецкой линии.
От «Сухаревской» необходимо двигаться в левую сторону вдоль Садового кольца, а от «Маяковской» наоборот, в правую.
Кроме того, рядом с театром Образцова останавливаются автобусы Б, т10 и т47.
Время работы и стоимость билетов
Приобрести билеты, которые позволят погрузиться в удивительный мир, где куклы играют на сцене наравне с обычными актерами, можно ежедневно с 10.00 до 19.00 в кассах театра, либо на официальном сайте.
Стоимость билетов зависит от выбранной сцены и спектакля: от 400 до 5000 рублей в Большой зал; от 600 до 2700 – в Малый, от 1100 до 2000 – на Третью сцену.
Театральный музей работает со среды по воскресенье с 11.00 до 18.00 (билеты продаются до 17.30). Те, кто пришел на представление, могут посетить музей совершенно бесплатно (не покупая отдельный билет).
Тем, же, кто хочет осмотреть только музейные экспозиции без просмотра спектакля, билет в музей обойдется в 200 рублей (самостоятельное посещение) или 400 рублей (с экскурсией). Стоимость театрализованной экскурсии – 900 рублей.
Образец для подражания: театр кукол имени Образцова
Театр, который начинается не с вешалки, а с куклы, театр, один из спектаклей которого занесен в книгу рекордов Гинесса, театр, где даже взрослые могут почувствовать себя детьми. Все это — театр кукол имени Сергея Образцова в Москве. Об истории одного из крупнейших в мире театра кукол расскажет сегодня Diletant.media.
Образцовый театр кукол
Академический Центральный Театр кукол (так когда-то назывался театр имени Образцова) был создан в далеком 1931 году. Инициатором открытия стал Дом Художественного Воспитания Детей (был и такой). В это сложно поверить, но сперва в театре работало всего 12 человек! С первых же дней руководство театром взял на себя выдающийся театральный деятель Сергей Владимирович Образцов. К началу работы театра Образцов уже был известен как артист эстрады, который работал в жанре «романсов с куклами» и ставил кукольные спектакли — вы удивитесь — в жанре водевиля! К тому же именно он впервые показал на сцене взаимодействие актера и куклы. В одной из эстрадных миниатюр Образцов играл отца куклы Тяпы, надетой на его руку. Это был настоящий прорыв в области театров кукол.
Сергей Владимирович Образцов
Догнать и перегнать
Само собой, театр, предназначенный для детей, призван был их воспитывать и учить уму-разуму. Но при этом театр кукол должен был стать театром-лабораторией, идти впереди планеты всей в области кукольного жанра. Уж очень любили в Советском Союзе «догонять и перегонять». Правда, обеспечить материальными благами театр не торопились — негоже небожителям-театралам думать о низменном.
Тем не менее, труппа под руководством Образцова взялась за дело, и каждый год аккуратно поставляла два-три новых спектакля. Театр постоянно находился в поиске собственного стиля, перемежая агитационные спектакли и народные сказки. Одним из главных открытий театра считается спектакль «По щучьему веленью», который был представлен на сцене в 1936. Его особенностью была уникальная ширма круглой формы, которая дополняла карнавальную атмосферу спектакля.
Спектакль «По щучьему веленью» 2014 года
Еще одним прорывом театра стало создание жанра сатирического спектакля. Первые пробы проводились еще во время Великой Отечественной войны, когда театр был эвакуирован в Новосибирск и ездил с выступлениями в расположения армии.
Солдатам показывали «Фронтовую программу» — этакий набор пародийных зарисовок на разные политические темы. Но вершиной сатирического жанра в театре кукол стал спектакль «Необыкновенный концерт», который даже занесен в книгу рекордов Гинесса!
Спектакль «Необыкновенный концерт»
Возвращение к истокам
Отличался театр от многих других еще и тем, что старался быть доступным максимальному количеству зрителей. Актеры под руку с куклами разъезжали по дворам, школам, домам культуры и паркам. Именно тогда была предпринята попытка возродить ярморочный балаган как традиционную форму театра кукол. В то время в театре работала знаменитая пара «петрушечников»: Зайцев и Триганова. В 1932 году состоялась первая премьера Академического Центрального Театра — спектакль «Джим и Доллар». Пьесу специально для московского театра написал Андрей Глоба. В 1940 театр ставит первый спектакль для взрослых — «Волшебная лампа Алладина».
Спектакль «Волшебная лампа Алладина»
После 1956 московский театр кукол становится частым гостем фестивалей, проводимых по инициативе Международного союза деятелей театра кукол. Многочисленные гастроли учеников Образцова послужили толчком к открытию театров кукол в Польше, Болгарии, Венгрии и Чехии.
В 1937 театр становится настолько популярным, что правительство решает отвести ему помещение в самом центре Москвы на площади Маяковского. Но в свое современное знаменитой здание на Садовом кольце театр переехал только в 1970. Это особый архитектурный комплекс, который является образцом для многих кукольных театров мира. Все дело в сложном раздвижном занавесе и трансформирующихся стенах, которые создают эффект «бегающего звука».
Как ни странно, изначально здание театра представляло собой унылый серый блок, который никак не походил на храм искусства. Тогда-то Сергею Образцову и пришло в голову украсить фасад сказочными часами, которые стали настоящим символом театра. Над созданием концепции любимых башенных часов Образцова работали Павел Шимес и Дмитрий Шаховской, а сам часовой механизм создал Вениамин Кальмансон.
Эти часы, размеров 4 метра в длину и 3 в ширину, по сути представляют собой конструкцию из 12 домиков, каждый из которых, как вы уже догадались, соответствует своему часу. Внутри домиков спрятаны фигурки сказочных персонажей. В полдень и полночь все фигурки показываются одновременно, в остальное же время можно увидеть лишь одного персонажа, услышать крик петуха и любимую детскую песню «Во саду ли в огороде». Правда, жители близлежащих домов стали жаловаться, что ночное пение петуха мешает им спать. Так что петуха пришлось перевести на ночной тихий режим.
Знаменитые часы на фасаде театра кукол имени Образцова
Театр кукол имени Образцова раскрывает свою историю
В Москве есть театр, который за одну неделю успевает отметить сразу два профессиональных праздника — 21 марта День кукольника и 27 марта День театра. Конечно же, это Государственный академический центральный театр кукол имени С.В.Образцова. Сегодня мы поздравляем кукольников с прошедшими праздниками и знакомимся с историей театра.
В 1931 году Сергеем Образцовым был создан «театр-лаборатория, движущий вперёд развитие кукольного жанра». Не имея собственной сцены, труппа из двенадцати человек экспериментировала с оригинальными конструкциями кукол, ставя спектакли разных жанров — от народной сказки до агитационного памфлета. Спустя годы Театр кукол имени С.В.Образцова стал уникальным явлением мировой культуры — это самый большой театр кукол с крупнейшим музеем театральной куклы от античности до наших дней и наиболее полной библиотекой об искусстве куклы.
Сергей Владимирович Образцов не пошёл по стопам отца, известного инженера, чьим именем названа одна из столичных улиц, а получил театральное образование в студии МХАТ и вышел на эстраду, исполняя пародийные репризы с куклами. Он создал и более шестидесяти лет возглавлял театр кукол, живший по законам театра драматического. По мнению литератора Корнея Чуковского, «Он сам изобрёл свою профессию, сам создал целую отрасль искусства, и его куклы, по-моему, талантливее многих живых артистов».
Возможно, в представлении многих горожан театр кукол это зрелище анахроническое, пришедшее из глубины веков, когда кукольники на площадях развлекали народ незатейливыми сценками. Действительно, это история древняя, возникшая в Древней Греции, Индии, Китае, Египте, вышедшая из языческих обрядов, но со временем ставшая самобытным явлением в мире искусства.
Современный театр кукол представляет собой сценическое взаимодействие актёров-кукловодов со своими героями. В качестве примера такого взаимодействия можно привести спектакль Театра кукол имени Образцова «Безумный день, или Женитьба Фигаро»: в ролях каждого из персонажей пьесы Бомарше заняты и люди, и куклы. Куклы разыгрывают сценку, затем исчезают за ширмой и вместо них перед зрителями появляются театральные артисты, продолжающие кукольный диалог. Замена происходит вполне органично, «ведь куклы так похожи на людей». Так же органично смотрятся сцены, когда, например, Фигаро-человек общается с Сюзанной-куклой. Это высочайший уровень мастерства в традициях Сергея Образцова, который воспитал несколько поколений актёров, режиссёров, сценографов, художников.
Театр был создан по инициативе Дома художественного воспитания детей 16 сентября 1931 года и показывал одно представление с участием кукол-марионеток приглашённых артистов И.Зайцева и А.Тригановой «Цирк на сцене». Первый собственный репертуарный спектакль был поставлен 17 апреля 1932 года — в политическом памфлете «Джим и Доллар» разоблачались пороки загнивающего буржуазного мира. В годы Великой Отечественной войны артисты театра создали фронтовую бригаду и выступали перед бойцами на передовой (по воспоминаниям артистов один из концертов проходил в восьмистах метров от немецких позиций), перед ранеными в госпиталях со специально подготовленной сатирической «Фронтовой программой», в эвакуации детям показывали сказочные спектакли.
Большинство спектаклей были рассчитаны на детскую аудиторию — «По щучьему велению», «Весёлые куклы», «Волшебная лампа Аладдина», «Маугли», «Конёк-Горбунок» и другие, но с годами репертуар прирастал «взрослыми» постановками — «Необыкновенный концерт», «Божественная комедия», «Дон Жуан-76», «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Вместе с Образцовым долгие годы работали стоявшие у истоков Евгений Сперанский и Семён Самодур, а в 1940-е годы к ним присоединились Зиновий Гердт, Владимир Кусов, Николай Гжельский. В современную труппу входят десятки актёров, из которых добрая половина удостоена почётных званий Народный артист России или Заслуженный артист России.
В 1937 году власти предоставили театру сцену на пересечении улицы Горького и Оружейного переулка (бывший Реалистический театр).
В декабре 1970 года театр переехал в новое здание на Садовой-Самотёчной улице. По словам Образцова, «здание это начали строить ещё в 30-е годы для студии Станиславского, а потом передали нам». Начинка театрального комплекса была оснащена сложной сценической машинерией, раздвижным занавесом, стенами-трансформерами и считается эталоном стационарного театра кукол. Сергей Образцов устроил в фойе «Уголок живой природы» с бассейном для экзотических рыбок и деревом с канарейками. В наши дни этот «живой уголок» представлен игуаной, которого зовут Тёма.
В середине 1930-х годов на месте деревянного дома генерала Дукмасова началось строительство Оперно-драматической студии имени К.С.Станиславского, но война помешала реализовать проект. Говорят, что за облицовкой современного Театра кукол скрыта лоджия с колоннами, оставшаяся от прежнего недостроя.
Фасад украшен металлическими часами, которые создали скульпторы Дмитрий Шаховской, Павел Шимес и инженер Вениамин Кальмансон. Каждый час открываются дверки одного из домиков и горожан приветствует одно из двенадцати сказочных животных. Только в полдень и в полночь можно увидеть одновременное появление всех зверей и птиц. Говорят, что 16 декабря 1970 года случился транспортный коллапс на Садовом — сотни горожан впервые наблюдали за этим диковинным аттракционом.
В нынешней театральной афише 35 спектаклей для разной аудитории. Для удобства зрителей на сайте театра указаны возрастные ориентиры, для кого предназначена та или иная постановка: «Для тех, кому уже исполнилось 3 годика», «Для тех, кому «стукнуло» 5 лет», «Для тех, кому миновало 7 лет», «Для тех, кто вырос». Из свежих постановок можно упомянуть «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (2014), «Аленький цветочек» (2015), «Три Поросёнка» (2015). Готовится к постановке спектакль «Дон Кихот».
«Три поросёнка»
Режиссер-постановщик Екатерина Образцова и главный художник театра Сергей Алимов создали спектакль по сказке Сергея Михалкова. Маленьких зрителей ждут увлекательные приключения трех братцев — кругленьких розовых поросят с задорными хвостиками.
«Аленький цветочек»
Режиссер Борис Константинов определил жанр спектакля как «сказ для всей семьи» и сделал акцент на милосердие, заботу и любовь. Эти чувства вершат судьбу заколдованного сада и его безобразного хозяина, для сотворения чуда порой достаточно лишь доброго сердца.
«Безумный день, или Женитьба Фигаро»
Следуя Бомарше, обожавшему всевозможные розыгрыши и переодевания, режиссер Борис Константинов разыграет хорошо знакомую зрителям пьесу как первую репетицию знаменитого театрального шедевра. Бродячие артисты-кукольники собрались в деревенском сарае репетировать модную комедию, чтобы потом сыграть её в замке испанского гранда, заказавшего праздничное представление. Глава труппы раздает актерам листочки с ролями и начинает репетировать, привлекая в театральное действо всех рогатых, хвостатых и пернатых обитателей сарая.
Вечер воспоминаний об артисте Семёне Самодуре
Заглянем за кулисы театра
Перед началом спектакля и в антракте зрители могут посетить Музей театральных кукол Театра Образцова, насчитывающий около 4000 единиц хранения. «Музей собирает и хранит куклы, технологии, изображения, документы, которые отражают исторический переворот не только в искусстве играющих кукол, но и во всей культуре куклы. Здесь сберегаются художественные открытия, переместившие куклу из области ремесла и народного творчества в сферу высокого профессионального искусства. Здесь отражён процесс художественного сотворчества выдающихся деятелей искусства играющих кукол стран Европы, Азии, Северной и Латинской Америки, Австралии, результатом которого стало создание профессионального театра кукол XX века. Тот самый процесс, где древняя магия, народное творчество профессиональные художественные школы и течения превратились в качественно новое явление культуры». (Б.Голдовский. Из вступления к альбому «Музей театральных кукол ГАЦТК им. С.В. Образцова»).
Надо заметить, что песня Андрея Макаревича про то, как «кукол дёргают за нитки», написана не про Театр Образцова. Все известные типы кукол представлены только в местном музее, а на театральную сцену выходят так называемые «тростевые куклы», которые в отличие от марионеток, управляются кукловодами снизу.
Вход в музей свободный при наличии билета на спектакль. Основал музей актёр и режиссёр Андрей Федотов, он же в 1937 году положил начало уникальному книжному собранию на русском и иностранных языках, посвящённому театру кукол. Сейчас общий фонд библиотеки — 11 000 единиц. Пользоваться библиотекой могут работники тетра, а также все те, кому нужна специальная литература по театру кукол.
Государственный академический центральный театр кукол имени С. В. Образцова
Садовая-Самотёчная улица, дом 3
Кстати, рассказывая о мире кукол-артистов, не используйте словосочетание «кукольный театр», — оно огорчает кукольников не меньше, чем пожарных, если их называть «пожарниками». Правильно — «театр кукол».