Что такое обрезание женщин у мусульман
«Простые ножницы и никакой анестезии» История россиянки о жизни после женского обрезания, кавказских обычаях и насилии
Фото: Валерий Мельников / РИА Новости
На днях муфтият Дагестана высказался о запрете на так называемое женское обрезание — калечащие операции на женских половых органах с отрезанием части клитора и малых половых губ. При этом в муфтияте указали, что у женщин разрешается удаление «лишней» кожи вокруг клитора. Это заявление раскололо экспертное сообщество: одни посчитали такое заявление победой — еще пару лет назад правозащитники не могли надеяться на помощь муфтията в борьбе с дикими обычаями, другие — что это попытка религиозных деятелей усидеть на двух стульях, поскольку это неполный запрет на насильственные практики. Кроме того, для некоторых народов, например, Ингушетии, которые также практикуют женское обрезание, духовное управление мусульман Дагестана не станет авторитетом, а большинство мужчин в районах, где такое практикуют, все еще поддерживают этот обычай. По просьбе «Ленты.ру» журналистка Марьяна Самсонова записала монолог подвергнувшейся такой практике россиянки и узнала у экспертов, чем грозят такие операции, а также, чего можно ожидать от новой фетвы.
«Несколько дней я не могла говорить»
Мария (имя по ее просьбе изменено)
Я пережила эту процедуру тридцать лет назад. Помню, что о ней в селе и на улице, где мы играли, говорили старшие девочки, некоторые — даже с бравадой. Что-то вроде: «Мне сделали, и сестрам, и кузинам сделали, а если не сделать, то ты не сможешь стать женщиной и мусульманкой». Помню, что девочки, мои соседки, шушукались о ножницах, и про меня говорили, что мне еще не сделали.
Что с ними сейчас, и делают ли эту операцию в селе всем девочкам, я не знаю. Не общаюсь с родней. Но пока жила там, слышала, кому сделали, и между собой обсуждали, кому сколько «там» отрезали. Точного стандарта не было. Возможно, потому, что проделывающие эту процедуру женщины — пожилые и подслеповатые.
Никакой операционной, само собой. Домашние условия, какой-то предбанник, чтобы ничего не испачкалось, если кровь — никакой дезинфекции, перчаток, спирта или стерильных инструментов. Простые хозяйственные ножницы. Никакого обезболивающего или анестезии. Перевязки нет. Тело заживает, как может. Но я не слышала, чтобы от этого у нас кто-то умер. Может быть, бывали осложнения, но в разговорах их не связывали с причиной. Девочкам у нас делали обрезание в дошкольном возрасте.
Фото: Валерий Мельников / РИА Новости
Это была высокая женщина, лица не помню, помню силуэт, который загородил мне свет на фоне открытой двери. Черный платок и большие ладони. Еще две тети меня держали за руки и за ноги и давили сверху, чтобы не поднялась. Заставили раздеться. Я испытывала сильный стыд.
А потом резкая боль. Не помню, кричала ли я, но почему-то хотела спрятаться, хотя меня уже больше не держали. Мне казалось, кровь остановится, и все пройдет, как было раньше. Очень сильно пекло, так сильно, что я несколько дней не могла говорить. Но особых осложнений не было.
Ничего не прошло. Мне отрезали часть головки клитора. Но это я узнала уже потом. Возможно, это впоследствии стало причиной развода. Интимные отношения с мужем меня не заинтересовали. Мой супруг, впрочем, не замечал, что с точки зрения физиологии у меня что-то не так. И я ни разу не задумывалась, что надо что-то восстановить. Хотя читала о хирургической гинекологии тазового дна и интимной пластике. Это целая архитектура, оказывается.
Чисто по-женски скажу: у меня прохладные чувства к этой стороне отношений. Даже к психологу ходила — не помогло. Честно сказать, я боялась говорить об этом откровенно даже со специалистом.
Все, что касается интимного, с самого детства у нас говорилось шепотом между подружками, как неприличное. Мне и сейчас это очень тяжело. В итоге мы с психологом не добрались до обсуждения этой части моей жизни, даже когда я пошла на терапию осознанно, во взрослом возрасте и к дорогому специалисту. В итоге я так это и не проработала. Может, нужен другой специалист.
Мне неизвестно, кто именно из моих родных принял решение об этом действе надо мной. Быть может, никто конкретный, а просто решили, что пришла пора и до школы надо. Со своей матерью я тоже об этом не говорила. Стеснялась. Где-то глубоко во мне сидит, что это закрытая тема, это то, что не обсуждается. Матерей не спрашивают.
В другом селе моей же народности я слышала, как женщине сказали: «Хорошо, что родила мальчика, была бы девочка, ее бы обрезали». Мать может не знать, что собираются сделать с дочкой. Например, родня отца увозит ее на выходные в гости, а возвращает без клитора. Но многие женщины считают это необходимостью и даже обязанностью.
Еще в одном случае женщина из Чечни вынуждена была пройти обрезание уже взрослой, потому что влюбилась в нашего горца, а у нас так принято. Наверное, взрослой не так страшно. Рассказывали, что ей сделали небольшую рану, и это было в больнице, а не где-то в сарае. Он согласился жениться только после обрезания невесты.
Фото: Валерий Мельников / РИА Новости
Меня поражает, когда эту проблему отрицают даже знающие люди, старейшины, говорят: у нас в исламе такого нет, вот, почитай хадис. Другие признают, что есть, но говорят, что это никак не вредит женщине: ведь она может рожать!
Наверное, мне еще повезло. Я видела фото, что бывает, когда девушке отрезают все. И как при этом рожать, если все зашито с малых лет, по мне, так это просто невозможно. Моя подруга прошла обрезание во взрослом возрасте. Она считает, что это по сунне. Ей надрезали капюшон клитора, чтобы его раскрыть. Она убеждала меня, что это очень хорошая и правильная процедура.
Многие даже в Дагестане действительно не знают, что у нас это присутствует. А те, кто знает, в большинстве молчат, считают это неизменной традицией испокон веков, но необсуждаемой — табу. Люди зашорены.
Поможет ли тут данная фетва? Я не знаю. Да и как оценить — обращений по поводу покалеченных органов нет. В фильме Ирины Шихман богослов говорил, что женское обрезание — это по исламу. И нынешняя фетва очень мягко заявила, что вроде можно делать, если есть необходимость. А кто обозначает эту необходимость за ребенка? Этого явно недостаточно. Думаю, на муфтиев надавили, чтобы они не запрещали эти операции полностью. Надо не останавливаться на этом, продолжать бороться за полную отмену этой практики. Главное, не отрицать факт, что это есть.
За такое надо наказывать исполнителей и инициаторов этой операции. Последствия для девочек — ужас. Быть может, я от рождения малочувствительна в интимной сфере, а быть может, эта операция лишила меня сексуального удовольствия — теперь уже не узнаю.
Насколько была компетентна та знахарка, которая резала меня? Откуда она знала, что резать? А если девочка дергается? Ведь наркоза нет. Могут отрезать и то, что не планировали. В эти села запрет будет очень долго доходить, если не судить за такое. Традиционалисты в селах прикрывают все исламом, даже не традицией.
Сейчас я говорю об этом, потому что узнала, что одна очень известная на Кавказе девушка тоже через это прошла. Мы почувствовали сильную эмпатию друг к другу и ощутили, что мы не одни. Мы подружились, говорили с ней и пришли к выводу, что, хотя это и тяжело, надо рассказывать о нашем опыте, чтобы защитить девочек и чтобы в нашем обществе перестали говорить, что проблемы женских обрезаний не существует. Безусловно, осталась большая психологическая травма.
«Девочкам режут несформировавшиеся органы»
Гинеколог-акушер Анна (имя по ее просьбе изменено):
Я неоднократно принимала роды у женщин, прошедших инфибуляцию (вид обрезания, при котором отсекают головку клитора и малые половые губы и сшивают оставшуюся ткань, оставляя лишь узкий вход во влагалище — прим. «Ленты.ру»). Вся анатомия у них искалечена, вагина неэластичная. Это совершенно другое строение вульварного кольца. Диаметр головки ребенка — в среднем десять сантиметров. Она должна пройти, во время родов ткани растягиваются. Но у женщин с этим видом обрезания остается отверстие три сантиметра, вокруг — рубцы и плоть, утратившая эластичность. В рубце обычная ткань заменяется на фиброзную, прочную, но практически неспособную растягиваться. А промежность во время родов просто обязана растянуться.
Эти повреждения не позволяют родам протекать естественным образом. Приходится делать большой разрез, чтобы вытащить ребенка. Кроме того, удлиняется потужной период, что может быть опасно для ребенка.
Сами пациентки зачастую даже не могут объяснить, что именно им пришлось пережить. После родов приходится восстанавливать шов. Это выглядит очень неестественно. Мне хирург после зашивания такой пациентки как-то сказал: «Ни разу такого не видел! Шью-шью и не понимаю — шов приводит к маленькой дырочке, очень странной и неестественной». Потом надо все зашить, как было, иначе неизбежно кровотечение. Врач-гинеколог шьет по разрезу, по зарубцевавшейся ткани. Ведь девочкам режут несформировавшиеся органы. Это может вызывать боли при менструации и при мочеиспускании, при половом акте. Для восстановления может понадобиться не одна операция хирурга, специализирующегося на гинекологии тазового дна с привлечением пластического хирурга.
Что же касается утверждения муфтията о различном строении капюшона клитора у западных и восточных женщин — мне трудно понять, о чем речь. Я на каждой смене принимаю роды у женщин самых разных народностей и цветов кожи, но «лишнего» ни у кого из них нет.
Фото: Сергей Узаков / ТАСС
«Вслух они скажут, что «против», а на самом деле по-прежнему «за»»
Михаил Савва, правозащитник, доктор политических наук, председатель правления экспертной группы «Сова», кавказовед:
Отдел фетв дагестанского муфтията пытается найти решение чрезвычайно сложной проблемы и лавирует между двумя полюсами. В сунне действительно упоминается женское обрезание. И на это опираются радикальные сторонники калечащих операций и те, кто пытается сделать из этого уродливого обычая религиозную традицию. Но женского обрезания нет в Коране. Оно упомянуто только в сунне.
Там о нем говорится так: пророк Мухаммед, разговаривая с одной женщиной, узнал, что она делает такие обрезания, и посоветовал ей не удалять лишнего. Именно на основании этой трактовки отдел фетв и заявил, что женское обрезание — это не удаление клитора.
Но такая трактовка в любом случае дает возможность продолжать эту калечащую практику. Тут можно вспомнить пример Египта, где с 1997 года законодательно женское обрезание запрещено, но сделана оговорка для медицинских показаний. Непонятно, какие могут быть в этом случае медицинские показания? Это невероятная ситуация, таких показаний просто нет. Тем не менее эта оговорка до настоящего времени используется в Египте сторонниками обрезания. Недаром власти Египта недавно были вынуждены ужесточить ответственность за это преступление.
По таким чрезвычайно чувствительным вопросам нет достоверных результатов массовых исследований, потому что люди в этих случаях дают одобряемые ответы. Вслух они скажут, что «против», а на самом деле по-прежнему «за». Поэтому именно экспертные исследования могут дать более достоверные результаты.
Обрезание у мусульман
Обрезание – традиционный обычай обрезания крайней плоти полового члена, распространённый среди мусульман и иудеев. Эта древняя процедура, которая раньше несла лишь религиозный смысл, сегодня становится одной из самых частых операций среди мужчин. В нашей стране обрезание, или циркумцизия, чаще проводится по медицинским показаниям, а для жителей США эта операция является таким же обычным делом как сделать прививку. Сторонники обрезания считают процедуру полезной как с гигиенической точки зрения, так и с эстетической.
Обрезание как религиозный обряд
Существует несколько теорий, отвечающих на вопрос о том, почему мусульмане делают обрезание. Одна из самых популярных гласит, что процедура обрезания изначально проводилась для того, чтобы сократить риск загрязнения и заражения полового члена. В странах с жарким и сухим климатом у мужчин не было возможности проводить ежедневные гигиенические процедуры – в таких условиях под крайней плотью скапливалась смегма, что приводило к частым болезням и возникновению неприятного запаха. Процедура обрезания успешно решала эту проблему. Впоследствии, обрезание стало часть религиозного ритуала и символизировало вступление мальчика на путь пророка Мухаммада, взросление и половую зрелость.
Есть мнение, что обряд обрезания у мусульман произошёл от древнего обычая жертвоприношения. Существовали племена, которые отрезали крайнюю плоть в качестве жертвы недобрым богам, чтобы в дальнейшем они не забрали человека целиком. Также известно, что ритуал обрезания существовал и в Древнем Египте. Вопрос происхождения и назначения данной процедуры остаётся открытым до сих пор.
Плюсы и минусы операции обрезания
Обрезание у мусульман существует и в нынешнее время – приверженцы ислама считают его обязательным для каждого мужчины, вне зависимости от возраста. Кто-то делает обрезание младенцам на 7 день, как делал Мухаммад, некоторые народы предпочитают ждать до совершеннолетия. Отвечая на вопрос о том, зачем мусульмане делают обрезание, можно назвать несколько причин:
Именно по этим причинам мужчины, относящие себя к иным конфессиям, нежели ислам и иудаизм, также склоняются в пользу обрезания. Многие медики также говорят о пользе этого мусульманского обычая. Данная традиция прошла многовековое испытание и несёт в себе больше плюсов, чем минусов.
К минусам операции обрезания можно отнести:
Медицинские показания для обрезания
Сегодня сделать циркумцизию может любой желающий, независимо от его религиозной и национальной принадлежности. Это может быть продиктовано желанием обезопасить себя от инфекций или иными причинами – а может быть и необходимостью. При ряде заболеваний операция обрезания назначается врачом в обязательном порядке. Чаще всего циркумцизия проводится при фимозе. Невозможность полного обнажения головки члена препятствует его очищению и может привести к заболеваниям мочеполовой системы. Преждевременное семяизвержение также является показанием к обрезанию крайней плоти. После операции головка полового члена уплотняется и становится менее чувствительной, вследствие чего мужчине требуется больше времени для достижения оргазма. При склероатрофическом лишае, который может быть предвестником рака, также необходимо удаление крайней плоти.
Сделать обрезание в Москве можно в нашей клинике. Опытные специалисты проведут операцию на современном оборудовании, максимально быстро и безболезненно, за разумную цену.
Автор статьи: Крымкин Юрий Михайлович
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: Заведующий урологическим отделением, врач-уролог, хирург-андролог
Операция обрезания
Существует несколько методов обрезания, наиболее широко используемых у детей и взрослых.
Выбор метода обрезания зависит от ряда факторов: возраста пациента, цели выполнения циркумцизио, его стиля и вида, навыков хирурга, наличия ассистента, наличия необходимого инструментария и расходного материала и др.
Общим для всех методов обрезания шагом является ретракция крайней плоти и разъединение спаек. После обработки и обкладывания операционного поля, анестезии, врач выполняет полную ретракцию препуции. Если препуциальное кольцо сужено, его расширяют с помощью пары зажимов. При этом хирург проявляет особую осторожность – не вводит зажим слишком глубоко, тем самым предотвращая повреждение головки полового члена и уретры.
Когда препуциальное кольцо дилатировано и синехии разъединены, хирург намечает линию обрезания. На крайнюю плоть, находящуюся в естественном положении, с помощью стерильного маркера наносится линия разреза, соответствующая расположению короны головки полового члена.
У некоторых мужчин головка полового члена в неэрегированном состоянии лишь частично покрыта крайней плотью. В этом случае хирург накладывает зажимы на 3ч и 9ч, и, натягивая крайнюю плоть, маркирует линию обрезания.
Операция обрезания у мужчин и подростков
Чаще всего обрезание в сознательном возрасте выполняется по медицинским показаниям, таким как фимоз, парафимоз, рецидивирующий баланопостит, и др. Реже мужчина может принять решение сделать циркумцизио по социальным, культурным, религиозным или личностным убеждениям. Существует множество техник выполнения обрезания у мужчин и подростков. Но чаще всего используются следующие хирургические методы:
Метод с использованием зажима (forceps-guided method)
Преимуществами данного метода являются относительная несложность техники выполнения, он не требует специального оборудования или приспособлений, может выполняться одним хирургом без ассистента. Однако у данного метода есть свой недостаток – риск неудовлетворительного косметического эффекта.
После выполнения общих для всех методов обрезания этапов (обработки кожи, обкладывания операционного поля, маркировки линии обрезания, анестезии, ретракции препуции) крайняя плоть берется на «держалки» – сосудистые зажимы – в позиции 3ч и 9ч. Препуция оттягивается на расстояние, необходимое для выполнения запланированного обрезания. Перед наложением прямого зажима хирург определяет локализацию головки для предотвращения ее повреждения при замыкании зажима.
Зажим закрывается, а препуция, расположенная выше зажима, иссекается скальпелем. После снятия зажима кожа оттягивается назад, в случае кровотечения из мелких сосудов, осуществляется гемостаз. Для остановки кровотечения на сосуды накладываются швы, как показано на рисунке или используется электрокоагуляция.
Во время прошивания кровоточащих сосудов уролог старается накладывать швы неглубоко, особенно в области уздечки, это предотвращает повреждение тканей полового члена и уретры. После осуществления гемостаза хирург накладывает фиксирующие швы: горизонтальный матрасный шов на уздечку (на 6ч), вертикальные матрасные швы на 9ч, 12ч и 3ч, а между ними простые узловые швы. Убедившись в отсутствии кровоточивости в области послеоперационной раны, врач накладывает повязку.
Косметический эффект может быть неудовлетворительным в случае темного цвета кожи полового члена, значительно отличающегося от оставшегося участка внутренней препуции.
Метод циркулярной резекции (sleeve resection method)
Метод циркулярной резекции обеспечивает отличный косметический эффект, но требует хороших практических навыков хирурга и выполняется с обязательным участием ассистента.
Сначала хирург намечает линию наружного разреза – она находится сразу под короной головки и имеет V-образную форму, с верхушкой соответствующей расположению уздечки. Потом уролог оттягивает кожу к основанию полового члена и намечает линию разреза на внутренней препуции, она располагается на 1-2 мм проксимальнее короны.
Используя скальпель, хирург делает разрезы вдоль намеченных линий, рассекая лишь кожу и подкожные ткани, но не глубже.
Далее образовавшийся лоскут кожи разрезается и отделяется от ствола полового члена с помощью специальных ножниц.
Последний этап: наложение фиксирующих швов. Этот этап аналогичен таковому при обрезании с использованием зажима. После того как уролог убедится в отсутствии кровотечения, он накладывает повязку на половой член.
Метод дорсального разреза (dorsal slit method)
Метод дорсального разреза чаще проводится при наличии фимоза. Риск неудовлетворительного косметического эффекта (асимметрии) минимален.
После выполнения общих для всех методов обрезания шагов, на препуцию накладываются два зажима: в позиции 3ч и 9ч. Перед тем как сделать дорсальный разрез на крайнюю плоть накладывается еще два зажима в положении 11ч и 1ч, как показано на рисунке. Далее уролог делает дорсальный разрез в позиции двенадцати часов по направлению к линии маркировки. Используя ножницы, хирург отсекает крайнюю плоть по намеченной линии. Ниже короны оставляется не менее пяти миллиметров внутренней крайней плоти для наложения фиксирующих швов. Далее осуществление гемостаза и наложение фиксирующих швов осуществляется идентично вышеописанным методам.
Операция обрезания новорожденных и детей младшего возраста
Так как рождение само по себе является стрессом для организма новорожденного, то после появления на свет у ребенка значительно повышен уровень противострессовых гормонов. Поэтому заживление послеоперационной раны происходит быстрее, а использование местной анестезии позволяет провести процедуру безболезненно. Современные методики позволяют выполнить обрезание новорожденного без наложения швов.
Хирургические методики подразумевают использование приемов, которые защищают половой член от повреждения во время рассекания крайней плоти. Широко применяются такие приспособление как MOGEN зажим, внедренный в урологическую практику в 1945 году, а также зажим Рlastibell, используемый с 1955 года.
Таким образом, у детей возможно выполнение обрезания следующими методами:
Метод Plastibell
Plastibell – это стерильное пластиковое кольцо похожее на колокольчик, с ручкой и глубоким желобком. Данная методика позволяет выполнить бесшовное обрезание. В США 60% рутинных обрезаний у детей выполняется методом Plastibell.
После дорзального рассечения препуции в препуциальное пространство (между головкой полового члена и препуцией) вводится колокольчик, над ним плотно фиксируется крайняя плоть с помощью лигатуры затягиваемой над желобком Plasibell. Избыток крайней плоти отсекается на 1-2 мм ниже наложенной лигатуры для предупреждения ее соскальзывания. Затем ручка колокольчика отламывается. Как правило, через 6-7 дней пластиковое кольцо отпадает самостоятельно. Длительность процедуры – не более 5-10 минут, зависит от опыта и навыков хирурга.
В процессе данной процедуры удаляется лишь крайняя плоть, покрывающая головку. Т.е. выполнение тугого обрезания невозможно, так как излишне натянутая кожа под действием обратных сил может сместить кольцо, и оно соскользнет за головку полового члена. Таким образом, методика Plastibell позволяет выполнять свободное обрезание.
Существует несколько размеров колокольчиков, в зависимости от возраста ребенка. Максимальный размер Plastibell рассчитан на мальчиков 11-12 лет. Однако мальчики 11-12 лет с развитием выше среднего могут иметь головку пениса большого размера, в результате чего выполнение обрезания методикой Plastibell невозможно. С другой стороны, дети с физическим и половым развитием ниже среднего могут быть обрезаны с использованием колокольчика Plastibell и в 14-15 лет. Колокольчиков с размерами для подростков и взрослых не существует, так как выполнение данной процедуры у взрослых ассоциировано с:
Важен правильный подбор размера колокольчика, это помогает избежать развития осложнений процедуры. Если кольцо слишком маленькое, оно может врезаться в головку члена и вызвать серьезные осложнения, вплоть до некроза и нарушения оттока мочи. Если диаметр кольца слишком велик, оно может соскользнуть с головки полового члена.
В зависимости от возраста методика Plastibell может выполняться под общей или местной анестезией. Так как процедура является бесшовной, послеоперационный период протекает гладко.
Анализ результатов 2000 обрезаний методом Plastibell показал, что частота осложнений процедуры составляет не более 1,8%. Наиболее распространенными осложнениями явились местная инфекция и кровоточивость в области кольца. Среди других осложнений встречались случаи неправильного подбора размера колокольчика, приводящего к избыточному сжатию головки пениса, миграции проксимального края препуции. Наблюдались изолированные случаи некротизирующего фасциита, задержки мочи и др.
Методика MOGEN
Методика с использованием зажима Mogen – это традиционная процедура обрезания у иудеев. Впервые зажим Mogen был использован в 1954 году бруклинским моэлем, и долгое время он применялся лишь для выполнения рутинного циркумцизио у иудеев. Однако со временем данная методика нашла широкое применение в клинике. И по сей день, метод с использованием зажима Mogen достаточно популярен и используется для обрезания детей младше двух недель, хотя операция может выполняться и у детей старшего возраста и взрослых.
Обрезание с использованием зажима Mogen по религиозным причинам долгое время выполнялось без обезболивания. Считалось, что быстрое выполнение процедуры и минимальное травмирование крайней плоти не вызывает у новорожденного болевых ощущений. В настоящее время обрезание с зажимом Mogen выполняться под анестезией с использованием анестетического крема, локальной инъекции обезболивающего препарата или под общей анестезией (у детей старшего возраста).
В отличие от методики Plastibell, где колокольчики являются одноразовыми, зажим Mogen многоразовый и подлежит стерилизации, это удешевляет процедуру.
Суть обрезания с использованием зажима Mogen заключается в следующем. После отделения крайней плоти от головки полового члена и ее растягивания, она оттягивается вперед таким образом, что половой член скользит кзади по направлению к мошонке.
Зажим Mogen накладывается на один сантиметр ниже края препуции, но перед головкой пениса, что защищает ее от возможного повреждения. Кроме того зажим может открываться лишь на три миллиметра, что также снижает риск попадания головки между режущими поверхностями. Перед закрытием зажима хирург обязательно проверяет локализацию головки, для предупреждения ее повреждения. Убедившись в безопасности головки пениса, зажим плотно закрывается и с целью снижения кровоточивости удерживается в сомкнутом положении в течение тридцати-девяноста секунд, у детей старше шести месяцев и взрослых – в течение пяти минут. По истечении этого времени хирург скальпелем иссекает крайнюю плоть выше зажима, после чего устройство убирается, а крайняя плоть смещается за головку полового члена. Таким образом, процедура выполняется бесшовно, в некоторых случаях может потребоваться наложение швов.