Что такое общее природопользование
Право природопользования
Право природопользования и его виды
Это институт экологического права, это совокупность норм экологического права, устанавливающих порядок и условия регулирования пользования природными ресурсами, а так же нормы регулируюшие отношения по их комплексному использованию. Является важным инструментом охраны окружающей среду, так как нацелено на обеспечение рационального природопользованию. Этот институт содержит наибольшее количество правовых норм и выполняет 2 функции:
Виды природопользования. Классификации видов природопользования:
Водного Кодекса, ст 11 Лесного Кодекса). В ряде случаев законодатель накладывает некоторые ограничения на осуществление общего природопользования. Прежде всего, это обусловлено тем, что бы защитить самого человека от неблагоприятного воздействия окружающей среды ( запрет на купание в водоемах).
Особенности процесса специального природопользования:
В зависимости от объекта:
С учетом порядка пользования:
Субъекты: граждане и юр лица.
Содержание: права + обязанности субъектов отношений природопользования.
Права и обязанности природопользователей различаются в зависимости от используемого объекта природы, от видов и целей приодопользования.
Наряду со специальными правомочиями, существуют общие права и обязанности, которые нигде отдельно не сформулированы, так как нет единого акта экологического законодательства:
Права природопользователей могут быть ограничены в интересах государства, окружающей среды и экологической безопасности, в интересах других природопользователей.
Специальные права и обязанности должны конкретизировать общие, учитывать приоритеты, экологические требования, адресованные к отдельным видам права природопльзования.
Пользование недрами
Субъекты: физические и юридические лица. В ст 9 ФЗ « О недрах» субъектами могу быть субъекты предпринимательской деятельности, иностранные граждане, если иное не установлено ФЗ. Исключение: титулы земельного права.
В зависимости от целевого назначения:
Прекращение права пользования недрами:
Право пользования может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию в случаях:
Право водопользования
Принципы: сформулированы в ст 3 Водного Кодекса. Приоритет охраны жизни и здоровья человека.
Основание для заключения: п1 ст. 11 ВК РФ.
Договор заключается между собственником водного объекта ( органы государственной власти либо ОМС) и водопользователями. Следует учесть ст. 26 ВК РФ, согласно которой право на предоставление в пользование водного объекта или его части РФ передает субъектам РФ. Содержание договора водопользования: см ст 13 ВК РФ
Договор является возмездным. Считается заключенным с момента регистрации в Водном Реестре (Регистрацию ведет Росводресурсы).
Цели, для которых заключается договор:
Договор заключается либо по договоренности сторон, либо по результатам аукциона.
Аукцион проводится в следующем случае:
А) несколько претендентов.
Б) использование акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей.
Основания для приостановления или ограничения водопользования:
Порядок приостановления может быть судебным или административным.
Цели использования водного объекта указаны в ч 3 ст 11 ВК РФ (не только граждане, но и юридические лица).
Лесопользование
Понятие: институт экологического права; институт лесного права. ( по аналогии с предыдущим понятием).
Леса, расположенные на землях лесного фонда по целевому назначению подразделяются на защитные, эксплуатационные, резервные. Леса, расположенные на землях иных категорий могут быть отнесены к защитным лесам (см ст 10 ЛК РФ). От того, какие это леса, зависят порядок и условия лесопользования ( подробнее см главы 15-16 ЛК РФ).
Субъекты : физические и юридические лица.
Виды лесопользования: законодатель выделяет:
общее лесопользование в ст 11 ЛК РФ ( граждане могут бесплатно пребывать в лесах и использовать ресурсы для своих нужд, при этом лесопользователи обязаны соблюдать правила пожарной, санитарной безопасности в лесах; запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и растений, занесенных в красную книгу, либо которые признаются наркотическими и психотропными средствами. Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено, если эти леса расположены на землях обороны и безопасности, на землях ООПТ, иных землях в соответствии с ФЗ. Два ограничения пребывания в лесах:
Предоставляются физическим и юридическим лица (аренда, постоянное бессрочное пользование, безвозмездное срочное пользование, лесной сервитут). На праве аренды участки используются для заготовки древесины, живицы, пищевых лесных ресурсов, заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, сбора лекарственных растений. ).см главу 29-31 ЛК РФ.
Договор аренды заключается по результатам аукциона или без его проведения на срок до 1 года до 49 лет.
Безвозмездное срочное пользование (религиозные организации, юридические лица, служебные наделы) государственные и муниципальные учреждения для осуществления образовательной, рекреационной деятельности получают участки на праве постоянного бессрочного пользования. В зависимости от способа использования:
Осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся на землях государственной или муниципальной собственности.
К этому договору применяются положения о договоре купли-продажи, предусмотренные ГК РФ. Особые положения предусматривает Лесной Кодекс РФ.
В договоре указывается:
Подробнее смотри Главу 7 Лесного Кодекса РФ.
Как правило, договор заключается по результатам аукциона. Не проводится аукцион в случае, когда:
Согласно ст 83 ЛК РФ, РФ передала полномочия по предоставлению в пользование лесных участков и лесных насаждений субъектам РФ на землях лесного фонда.
Право пользования объектами животного мира
См. ст. 34 ФЗ « О животном мире». Перечень не является закрытым.
Пользование осуществляется как с изъятием так и без изъятия.
Пользователи животным миром: граждане, ИП, юр. лица. Права и обязанности закреплены в ст 40 ФЗ «О животном мире».
С целью сбора информации об охотничьих ресурсах, об их использовании, об охотничьих угодиях, об охотниках, ЮЛ и ИП, ведущих охотничьи хозяйства, ведется государственный Охото-государственный Реестр.
Рыболовство
Основной НПА: ФЗ «О рыболовстве сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.04 №166-фз с изм.
Почти все виды рыболовства осуществляются на основании разрешений, не требуется разрешения для любительского и спортивного рыболовства, так же для поддержания традиционного образа жизни коренных малочисленных народов. Для рыболовства предоставляются рыбопромысловые участки, которые состоят из акватории водного объекта рыбохозяйственного значения, либо ее части.
Общее природопользование
Смотреть что такое «Общее природопользование» в других словарях:
Природопользование — Природопользование 1) использование природной среды для удовлетворения экологических, экономических, культурно оздоровительных потребностей общества;[1] 2) наука о рациональном (для соответствующего исторического момента) использовании… … Википедия
Природопользование — юридически обусловленная деятельность граждан и юридических лиц по использованию объектов природы, осуществляемая, как правило, на основе соответствующей лицензии; различают общее природопользование и специальное природопользование;… … Экологическое право России: словарь юридических терминов
Использование природных ресурсов (природопользование) — эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности (Федеральный закон Об охране окружающей среды ). Совокупность норм, регулирующих отношения … Большой юридический словарь
Земля — (Earth) Планета Земля Строение Земли, эволюция жизни на Земле, животный и растительный мир, Земля в солнечной системе Содержание Содержание Раздел 1. Общая о планете земля. Раздел 2. Земля как планета. Раздел 3. Строение Земли. Раздел 4.… … Энциклопедия инвестора
Институт урбанистики (ВУЗ) — Институт Урбанистики (ИУ, УрГАХА ИУ, УралГАХА ИУ) высшее образовательное учреждение, подразделение Уральской государственной архитектурно художественной академии (УрГАХА), расположен в Екатеринбурге.. Институт урбанистики Уральской… … Википедия
Институт урбанистики УралГАХА — Институт урбанистики Уральская государственная архитектурно художественная академия Institute of urbanistics of Urals Academy of Architecture Год основания 2001 Место расположения … Википедия
Укок — Долина реки Калг … Википедия
Законодательное Собрание Вологодской области — Законодательное Собрание Вологодской области … Википедия
Земля (планета) — Земля (от общеславянского зем пол, низ), третья по порядку от Солнца планета Солнечной системы, астрономический знак Å или, ♀. I. Введение З. занимает пятое место по размеру и массе среди больших планет, но из планет т. н. земной группы, в… … Большая советская энциклопедия
Земля — I Земля (от общеславянского зем пол, низ) третья по порядку от Солнца планета Солнечной системы, астрономический знак ⊕ или, ♀. I. Введение З. занимает пятое место по размеру и массе среди больших планет, но из планет т … Большая советская энциклопедия
Право
Раздел VIII. Экологическое право
Лекция 22. Право природопользования
Цель лекции: характеристика права общего и специального природопользования, исследование договорных форм природопользования.
1. Понятие права природопользования, его виды.
2. Права граждан в области охраны окружающей среды.
3. Право общего природопользования.
4. Право специального природопользования.
5. Лимитирование природопользования.
6. Договорная форма природопользования.
В зависимости от основания как критерия для классификации выделяются разные виды права природопользования. Наиболее распространенной в науке экологического права выделяют следующую классификацию права природопользования в зависимости от требования по наличию разрешительной документации: право общего природопользования и право специального природопользования.
Право общего природопользования представляет собой право использования природных ресурсов без получения разрешительных документов со стороны государства и иных уполномоченных лиц. Право специального природопользования представляет собой право использования природных ресурсов с обязательным получением соответствующих разрешительных документов. Так, к примеру, сбор грибов гражданами в лесу для личного пользования является общим правом природопользования, и для этого не требуется получения каких-либо документов, а вот использование земельного участка для строительства уже требует получения документов, как на земельный участок, так и на возведение здания, строения, сооружения.
Существует еще одна распространенная классификация права природопользования в зависимости от использования природного объекта, природного ресурса:
Можно выделить еще одну классификацию права природопользования. Так, общим критерием, объединяющим право природопользования отдельных природных ресурсов, является срок пользования ими. Таким образом, можно выделить постоянное право природопользования (без определенного срока) и срочное. Срочное делится на долгосрочное и краткосрочное. Выделяется также право ограниченного пользования чужим имуществом (сервитут). Так, существует лесной сервитут, водный сервитут, земельный сервитут.
Право природопользования тесно связано с понятием оборотоспособности природных ресурсов. В соответствии со ст. 129 Гражданского кодекса РФ оборотоспособностью является возможность объекта гражданского права свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому. Земля и другие природные ресурсы, согласно данной статье, могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Объединяющим показателем для природных ресурсов и объектов является также понятие изъятых из оборота или ограниченных в обороте природных ресурсов. Изъятие из оборота подразумевает невозможность, прежде всего, находиться в частной собственности, ограничение в обороте подразумевает ограниченную возможность по совершению сделок и возможность находиться в частной собственности только при прямом указании на то в законе.
Большинство природных объектов и ресурсов, предоставляемых в пользование, относится к недвижимости. Так, в соответствии с п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Для недвижимости законодателем закреплено возникновение права только после осуществления государственной регистрации права на недвижимое имущество. Возникновение таких прав, ограничение этих прав, переход и прекращение права подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции. Указанные действия осуществляются в рамках специального Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»[1].
2. Права граждан в области охраны окружающей среды. В соответствии с действующим законодательством РФ граждане имеют права как в рамках природоохранительного, так и в рамках природоресурсного законодательства, что являет составными частями экологического права. Права граждан в рамках природоресурсного законодательства сводятся к правам конкретных собственников, пользователей, владельцев природных ресурсов. Отдельно можно выделить права граждан в рамках природоохранительного законодательства в целом.
Комплексным нормативным документом в области охраны окружающей среды является Федеральный закон «Об охране окружающей среды»[2], в котором определено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде (п. 1 ст. 11).
Глава 2 Конституции РФ полностью посвящена правам и свободам человека и гражданина, среди которых к правам человека (гражданина) в области экологического законодательства относятся:
Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом (ст. 41).
Основные права человека и гражданина, установленные в Конституции РФ, неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения; осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17).
Немаловажную роль в развитии экологических прав граждан играют нормы международного права. В соответствии с той же ст. 17 в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.
3. Право общего природопользования. Общее природопользование является общедоступным, т.е. не требует в каждом конкретном случае особого разрешения со стороны компетентных государственных органов, а также юридических или физических лиц, за которыми природные объекты закреплены в пользование. Общее природопользование связано с реализацией естественного права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду. Право на такое пользование природными объектами возникает непосредственно из законов или иных нормативных актов. При этом в ряде случаев устанавливаются пределы и условия общего пользования природными ресурсами.
Например, в земельном законодательстве прямо не предусматривается общее землепользование. Однако в составе земель городов предусмотрен такой вид земель, как земли общего пользования в городах, поселках и сельских населенных пунктах. Каждый гражданин, соответственно, осуществляет свое право общего землепользования на названных землях.
Землями общего пользования в значительной степени являются и земли лесного фонда, правовой режим которых определяется земельным законодательством.
Категорию земельных участков общего пользования вводит также ГК РФ. В соответствии со ст. 262 граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, состоящих в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Достаточно полно и четко право общего пользования водами и лесами выражено в лесном и водном законодательстве.
Общее водопользование традиционно предусматривается российским водным законодательством. В соответствии со ст. 86 Водного кодекса РФ[4] общее водопользование представляет собой использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств. Оно может осуществляться гражданами и юридическими лицами без получения лицензии на водопользование. Общее водопользование реализуется в целях забора воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, плавания на маломерных плавательных средствах, водопоя скота.
Водный кодекс РФ выделяет, как самостоятельную разновидность водных объектов, объекты общего пользования (ст. 20).
Если условия общего водопользования или его запрещение не объявлены, то общее водопользование осуществляется в соответствии с водным законодательством РФ. Порядок объявления условия общего водопользования и его запрещения устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ.
Таким образом, регулируя право общего природопользования, законодательство ограничивает его пределами, связанными с удовлетворением при этом собственных нужд.[5]
4. Право специального природопользования. Специальное пользование землей, недрами, водами, лесами, животным миром и атмосферой связано, как правило, с удовлетворением экономических интересов общества, юридических и физических лиц. Оно сопряжено с более значительными, чем при общем природопользовании, воздействиями на природу. Поэтому специальное природопользование имеет ряд юридически значимых особенностей. В частности, оно осуществляется в соответствии с разрешительной системой и характеризуется тем, что требует выделения определенных частей природных объектов в обособленное пользование юридических и физических лиц. Специальное природопользование реализуется в формах:
Разновидностью права специального водопользования является особое водопользование.
Под комплексным природопользованием понимается такое использование природно-ресурсного потенциала территории, при котором эксплуатация (добыча, изъятие) одного вида природного ресурса наносит наименьший ущерб другим природным ресурсам, а хозяйственная деятельность предприятия оказывает в целом минимально возможное воздействие на окружающую природную среду.
Хотя в земельном законодательстве отсутствует понятие специального землепользования, однако, за исключением установленных законодательством случаев права общего пользования землями, землепользование является специальным.
Специальное водопользование представляет собой использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств. Оно осуществляется гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование.
Особой разновидностью права специального водопользования, пользования атмосферой и недрами является предоставление соответствующих прав на удаление жидких, газообразных и твердых отходов производства и потребления.
Право специального природопользования возникает на основании разрешений, лицензий, договоров, оформляемых в рамках определенных в законодательстве процедур (предоставления земельного участка, горного отвода, выдачи лесорубочного или лесного билета, лицензии на размещение отходов и т.д.).[6]
Введение лимитов связано:
Экологическая функция лимитирования направлена на регулирование рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Лимиты представляют собой нормы предельно допустимого использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, размещения производства и потребления.
Лимиты служат важным средством обеспечения жизни, здоровья и выживания биосистемы путем ограничения, предупреждения и ликвидации вредного воздействия на окружающую среду. Они проявляются в установлении размеров (норм отвода) земельных участков для строительства, промышленности, транспорта, связи, объемов добычи полезных ископаемых из недр, извлечения воды, вырубки лесов, охоты, рыболовства и т.д.
6. Договорная форма природопользования. По способу правового установления и оформления содержания права природопользования индивидуально обособленным природным объектом различают бездоговорный и договорный виды права природопользования.
Бездоговорный вид специфичен тем, что права и обязанности, т.е. содержание права природопользования, предусматриваются законодательством и решениями государственных или муниципальных органов о предоставлении природного объекта в пользование.
Договорному виду характерны конкретизация этих прав и обязанностей в зависимости от отдельных видов права природопользования, местных условий и фиксация их в договорах на право природопользования. В договорах предусматриваются также конкретная ответственность и санкции за нарушение условий договора.
Законодательством предусматривается заключение договоров на пользование природными объектами. Такие договоры заключаются между владельцем лицензии и соответствующим исполнительным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством.
Однако, договор и лицензия имеют различную правовую характеристику. Договор представляет гражданско-правовой акт. Лицензия на природопользование является административной мерой государственного регулирования природопользования. Вследствие существования функционально-целевой связи между нормами этих двух институтов получение лицензии считается обязательным условием заключения и законности договора на природопользование, т.е. реализации гражданско-правовых сделок в сфере природопользования.
Эти договоры подразделяются на два вида:
Договор на пользование отдельным видом природного объекта представляет соглашение на пользование именно этим видом природного объекта, заключенное между владельцем лицензии или иного разрешения на отдельный вид природопользования и соответствующим исполнительным органом государственной, муниципальной власти.
Договор, устанавливающий конкретные условия, связанные с пользованием недрами, может быть заключен между уполномоченными на то органами государственной власти и владельцем лицензии на недропользование.
В форме договора аренды, заключаемого на основании совместного решения администрации района (города) и владельца лесного фонда, предоставляются в долгосрочное пользование участки лесного фонда.
Соглашение между владельцами лесного фонда и лесопользователем прилагается к лицензии на право лесопользования.
На основании проведения необходимых согласований орган исполнительной власти субъекта РФ и пользователь животным миром (владелец долгосрочной лицензии) заключают договор о предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством.
Договор на комплексное природопользование представляет соглашение сторон, закрепляющее право природопользователя на пользование несколькими видами природных объектов и воздействие на окружающую природную среду на определенных условиях и в пределах соответствующей территории.
Обязательными требованиями для заключения договора на комплексное природопользование являются наличие соответствующих лицензий и положительного заключения государственной экологической экспертизы на осуществление предполагаемой деятельности, учет условий, установленных лицензией на комплексное природопользование и (или) лицензиями на право пользования отдельными видами природных объектов.
Договор определяет условия и порядок комплексного использования природных объектов с учетом экологических требований законодательства и государственной экологической экспертизы, предусматривает, в частности, обязательства природопользователя по обеспечению экологической безопасности, соблюдению нормативов предельно допустимой нагрузки на природную среду и лимитов на природопользование. Закрепляет также размеры платежей за природопользование, в т.ч. за загрязнение окружающей природной среды сбросами и выбросами вредных веществ, размещение в ней отходов, порядок внесения этих платежей, перечень, объемы и сроки выполнения природоохранных мероприятий природопользователем, другие права, обязанности и ответственность сторон, порядок разрешения споров.[7]
Контрольные вопросы и задания
1. Что относится к конституционным правам граждан в сфере экологического права?
2. Что представляет собой процедура получения лицензии на природопользование?
3. Назвать основные лимиты в области природопользования.
4. Перечислить основные виды договоров, заключаемых в сфере природопользования.
[1] Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 № 122-ФЗ. // «Российская газета», № 145, 30.07.1997.
[2] Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. // «Российская газета», № 6, 12.01.2002.
[3] Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.1997 г. №22-ФЗ. // «Российская газета», № 23, 04.02.1997.
[4] Водный кодекс Российской Федерации от 16.11.1995 г. №167-ФЗ. // «Российская газета», № 227, 23.11.1995, № 229, 25.11.1995.
[5] Веригин Ю.А., Ударцева О.В. Экологическое право России: Курс лекций. – Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2002 г., с. 46-47.
[6] Веригин Ю.А., Ударцева О.В. Указ. соч., с. 48-49.
[7] Веригин Ю.А., Ударцева О.В. Указ. соч., с. 54-57.