Что такое общее руководство
Потенциал общего руководства организации
Если на ранней стадии стратегического планирования новая стратегия вырабатывалась с учетом традиционных преимуществ организации, то в сегодняшних быстро изменяющихся условиях «плюсы» прошлой деятельности могут обернуться «минусами» в будущем. Следовательно, концепцию сильных и слабых сторон необходимо было заменить более общейконцепцией организационного потенциала.
В предыдущей главе учебника уже рассмотрено, как с помощью критериев стратегического успеха на практике определяется положение организации в области ее деятельности.
Несоответствие между факторами сегодняшнего и будущего успеха ведет к изменению условий в стратегической зоне хозяйствования организации. Стратегическая активность измеряется степенью соответствия между характеристиками стратегии организации в условиях конкуренции и важнейшими факторами достижения стратегического успеха. Критерий открытости – это соответствие между важнейшими факторами стратегического успеха и диапазоном потенциальных возможностей организации.
Функциональный потенциал – диапазон потенциальных возможностей, включающий функциональные службы организации: маркетинг, производство, НИОКР, финансы и так далее, а также навыки общеорганизационного (общего) управления, например, развитием, диверсификацией.
За период эволюционного развития накопились обширные знания о природе функциональных возможностей и процессе создания функционального потенциала.
У каждой функции одинаковые составляющие: квалификация (профессиональный уровень), техническая база, оборудование, объем знаний и опыт. Но понятие потенциала есть нечто большее, нежели совокупность всех элементов: оно обладает системными свойствами, основными из которых являются:
1) способы разделения задач – при узкой специализации задач потенциал достигает высокой эффективности, но лишается гибкости. Агрегированные* и нежестко определенные задачи повышают возможности творчества в ущерб эффективности;
*Агрегировать [
2) способы взаимосвязи задач – разграничение задач способствует функциональной стабильности, а их объединение повышает гибкость;
3) культура организации, общие нормы, ценности, модели действительности, вознаграждения, материальные стимулы – культура, которая не стремится к переменам, способствует повышению эффективности, но не оставляет простора для гибкости;
4) структура полномочий внутри функций и между ними, а также способы реализации этих полномочий – авторитарная структура способствует повышению стабильности и эффективности, разделенные полномочия повышают возможность перемен, но при этом эффективность снижается.
Все перечисленные системные характеристики имеют такое же большое значение для качества функционального потенциала, как и конкретные навыки, технология и способности. Еще большую роль они играют в повышении эффективности общего руководства организацией.
На раннем этапе развития организации было сделано еще одно открытие, которое по важности не уступало изобретению функциональных служб. По мере того как были выделены функции различных видов деятельности, возникла необходимость в их интеграции, координации и руководстве для достижения общих целей организации. Такая работа по интеграции и координации стала называтьсяобщим (общеорганизационным) руководством.
Поначалу общее руководство являлось исключительной прерогативой главного руководителя, но по мере роста организации руководитель все больше был вынужден делить свои полномочия и обязанности с другими. Сегодня общее руководство осуществляется членами верхней части управленческой пирамиды, т.е. теми, кто имеет перед собой необходимую перспективу и обладает полномочиями, чтобы направлять общую деятельность организации.
По мере возрастания значимости правильного взаимодействия с внешней средой организации, стало очевидно, что общее руководство – это нечто большее, нежели простое суммирование руководства всеми функциями. Чтобы стать стратегом, недостаточно знать работу всех функций. Углубление в специфические проблемы функций может привести к стратегической близорукости. Управляющему стратегического уровня мало иметь навыки функционального управления, т.е. уметь решать высокоструктурированные проблемы в духе конвергенции*. Настоящийруководитель-стратег должен уметь творчески решать слабоструктурированные проблемы, чувствовать среду организации, иметь опыт в анализе стратегий и проектировании стратегических гибких структур. Его способности и стиль руководства аналогичны способностям предпринимателя: он должен видеть перспективу, уметь рисковать, проводить реорганизацию, обладать обаянием и в какой-то мере быть политическим деятелем.
Организационная структура предприятия: виды и схемы
Организационная структура формируется в зависимости от целей деятельности предприятия и необходимых для этого подразделений. Именно подразделения осуществляют функции, которые составляют бизнес-процессы предприятия.
Что такое организационная структура предприятия?
Говоря об организационной структуре, мы имеем в виду концептуальную схему, вокруг которой организуется группа людей, основу, на которой держатся все функции. Организационная структура предприятия — это, по сути, руководство для пользования, которое объясняет, как организация выстроена и как она работает. Если говорить конкретнее, то организационная структура описывает, как в компании принимаются решения и кто является ее лидером.
Почему необходимо разрабатывать организационную структуру предприятия?
Элементы организационной структуры
Организационная структура любой организации будет зависеть от того, кто является ее участниками, какие задачи она решает и как далеко организация зашла в своем развитии.
Независимо от того, какую организационную структуру вы выбираете, три элемента всегда будут присутствовать в ней.
Конкретный человек или группа людей, которые принимают решения в организации.
Многие из этих правил могут быть заявлены явно, в то время как другие могут быть скрытыми, но при этом не менее обязательными для исполнения.
Распределение труда может быть формальным или неформальным, временным или постоянным, но в каждой организации непременно будет определенный тип распределения труда.
Традиционные организационные структуры
Эти структуры основаны на функциональном подразделении и отделах. Они характеризуются тем, что на верхнем уровне сосредоточены полномочия стратегических и оперативных задач.
Существует несколько типов традиционных структур.
Самая простая структура из всех существующих. Характеризуется наличием определенной цепи инстанций. Решения спускаются сверху вниз. Этот вид структуры подходит для маленьких организаций вроде небольших бухгалтерских фирм и адвокатских контор. Линейная структура позволяет легко принимать решения.
Линейно-штабная организация
Такая структура характеризуется наличием линейных руководителей и подразделений, которые по факту не имеют права принятия решений. Главная их задача — оказывать помощь линейному менеджеру в выполнении отдельных функций управления. Процесс принятия решений в такой структуре медленнее.
Функциональная структура
Этот вид организационной структуры классифицирует людей согласно функции, которую они выполняют в профессиональной жизни.
Дивизиональная структура
Сюда относятся виды структур, которые основаны на различных подразделениях в организации. Они группируют сотрудников на основе продуктов, рынков и географического положения.
Такая структура основана на организации сотрудников и работы вокруг различных продуктов. Если компания производит три различных продукта, то у нее будут три различных подразделения для этих продуктов. Этот тип структуры лучше всего подходит для розничных магазинов с множеством продуктов.
Рыночная структура
Сотрудники группируются исходя из того, на каком рынке работает компания. У компании может быть пять различных рынков, согласно этой структуре каждый из них будет отдельным подразделением.
У крупных организаций есть офисы в различных местах. Организационная структура в этом случае следует за зональной структурой.
Матричная структура
Это комбинация продуктовой и функциональной структур. Она объединяет преимущества обеих структур для большей эффективности. Эта структура самая сложная из существующих. Отличительная особенность матричной структуры — подчинение сотрудников двум или более руководителям одного уровня.
Существует функциональная матрица. В этом типе матричной структуры менеджеры по проекту следят за функциональными аспектами проекта. Однако они обладают очень ограниченной властью, фактически управляет ресурсами и проектом руководитель функционального подразделения.
Есть еще проектная матрица, когда прежде всего ответственен за работу менеджер по проекту, в то время как руководитель функционального подразделения может давать методические консультации и распределять ресурсы.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
общее руководство
Смотреть что такое «общее руководство» в других словарях:
общее руководство качеством — административное управление качеством Те аспекты общей функции управления, которые определяют политику в области качества, цели и ответственность, а также осуществляют их с помощью таких средств, как планирование качества, управление качеством,… … Справочник технического переводчика
общее руководство в аварийных ситуациях — (напр. при форс мажорных обстоятельствах на АЭС) [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN comprehensive emergency managementCEM … Справочник технического переводчика
Общее руководство качеством, административное управление качеством — те аспекты общей функции управления, которые определяют политику в области качества, цели и ответственность, а также осуществляют их с помощью таких средств, как планирование качества, управление качеством, обеспечение качества и улучшение… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Общее руководство качеством — 1 Общее руководство качеством Часть общей функции управления организацией, которая определяет цели и политику в области качества, а также осуществляет их с помощью таких средств, как планирование качества, управление качеством, обеспечение… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Общее руководство конфигурацией при проектировании — 8.10. Общее руководство конфигурацией при проектировании Данная деятельность может осуществляться после установления требований, но наиболее целесообразна на стадии проектирования и продолжается в течение всего жизненного цикла продукции (5.2.6) … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ Р ИСО 14837-1-2007: Вибрация. Шум и вибрация, создаваемые движением рельсового транспорта. Часть 1. Общее руководство — Терминология ГОСТ Р ИСО 14837 1 2007: Вибрация. Шум и вибрация, создаваемые движением рельсового транспорта. Часть 1. Общее руководство оригинал документа: 3.10 вносимое усиление: Отношение между значениями показателя после и до внесения… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ Р ИСО 8586-2-2008: Органолептический анализ. Общее руководство по отбору, обучению испытателей и контролю за их деятельностью. Часть 2. Эксперты по сенсорной оценке — Терминология ГОСТ Р ИСО 8586 2 2008: Органолептический анализ. Общее руководство по отбору, обучению испытателей и контролю за их деятельностью. Часть 2. Эксперты по сенсорной оценке оригинал документа: 3.4 воспроизводимость (reproducibility):… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ Р ИСО 14004-2007: Системы экологического менеджмента. Общее руководство по принципам, системам и методам обеспечения функционирования — Терминология ГОСТ Р ИСО 14004 2007: Системы экологического менеджмента. Общее руководство по принципам, системам и методам обеспечения функционирования оригинал документа: 3.1 аудитор (auditor): Лицо, обладающее компетентностью для проведения… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ Р ИСО 13381-1-2011: Контроль состояния и диагностика машин. Прогнозирование технического состояния. Часть 1. Общее руководство — Терминология ГОСТ Р ИСО 13381 1 2011: Контроль состояния и диагностика машин. Прогнозирование технического состояния. Часть 1. Общее руководство оригинал документа: 3.4 анализ видов и последствий отказов (FMEA) [failure modes effects analysis… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ Р ИСО 17359-2009: Контроль состояния и диагностика машин. Общее руководство по организации контроля состояния и диагностирования — Терминология ГОСТ Р ИСО 17359 2009: Контроль состояния и диагностика машин. Общее руководство по организации контроля состояния и диагностирования оригинал документа: 3.2 неисправность (fault): Состояние объекта, когда один из его элементов или… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ Р 50779.40-96: Статистические методы. Контрольные карты. Общее руководство и введение — Терминология ГОСТ Р 50779.40 96: Статистические методы. Контрольные карты. Общее руководство и введение оригинал документа: 10.2 Модифицированная контрольная карта или контрольная карта с модифицированными границами К особой разновидности… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Виды организационной структуры предприятия
Эффективность работы предприятия напрямую зависит от правильно выбранной и построенной организационной структуры. Нужно определить уровни управления, функциональную разбивку, процедуры взаимодействия между вертикальными и горизонтальными блоками. Хорошо выстроенная оргструктура позволяет эффективно выполнять бизнес-процессы, достигать поставленных целей, получать прибыль и развиваться.
Что такое организационная структура предприятия
Организационная структура компании – это состав, взаимодействие, соподчиненность и распределение функций по подразделения и работникам. Каждое предприятие формирует оргструктуру под свои конкретные задачи, учитывая перечень и стандарты основных бизнес-процессов. При создании организационной структуры учитывается классическая модель горизонтального разделения труда, с разбивкой всей работы на отдельные компоненты и увязкой их между собой. Построение эффективной оргструктуры необходимо для всех видов компаний, в том числе для малого бизнеса.
Особенности построения эффективной организационной структуры компании
Основными принципами группировки людей и процессов являются функциональность. Можно сгруппировать блоки структуры по функциям, знаниям и навыкам, профессиональным компетенциям. Или же разбить их с ориентировкой на рынок (отрасль, целевая аудитория, регион, продукты).
При определении структуры и взаимодействий между элементами учитываются стандарты процессов, нюансы взаимоотношений в реализации властных полномочий. Выстраиваются оптимальные потоки распоряжений, обратной информации и все действия увязываются с общими стратегическими задачами предприятия.
Для эффективной координации работы между подразделениями определяются стандарты рабочих процессов и результаты, процедуры согласования и контроля выполнения поставленных задач. Выполняется распределение обязанностей согласно квалификационным компетенциям сотрудников
Основные элементы, которые влияют на формирование организационной структуры компании:
Зачем нужна разработка организационной структуры
Построение организационной структуры с учетом всех особенностей сферы деятельности и конкретного предприятия помогает обеспечить результативность всех процессов. Эффективная модель управления и работы обеспечивает конкурентоспособность производимой продукции или оказываемых услуг, прибыльность бизнеса.
Что дает правильно выстроенная оргструктура:
Типы оргструктур управления компанией, их плюсы и минусы
Тип организационной структуры подбирается с учетом особенностей и масштаба деятельности.
Линейная
Считается самой простой традиционной моделью. Решения принимаются на верхних звеньях и спускаются вниз. Такая структура отличается простотой. Подходит для небольших компаний, фирм, оказывающих разные виды коммерческих услуг.
К минусам относится дефицит времени и перегруженность руководителей, которые в спешке могут принимать неверные управленческие решения или поддаваться давлению нижестоящих сотрудников. Разноплановые функции на одном человеке могут приводить к некачественному результату или невыполнению поставленной задачи.
Функциональная
Распределение основных направлений и вертикалей по выполняемым функциям. Чаще всего, структура выстраивается с разбивкой по таким блокам: производство, продажа, маркетинг, бухгалтерский и налоговый учет, финансовый менеджмент и пр.
К недостаткам относится сложность контроля в крупных организациях при объемных структурах, отсутствие эффективных горизонтальных коммуникаций между подразделениями, отсутствие командной работы между сотрудниками из разных направлений. По мере роста и развития предприятия коммуникации и взаимодействие между подразделениями могут ухудшаться.
Линейно-функциональная
Модель, при которой процессами управляют линейные и функциональные руководители. В линейном управлении находятся подразделения, каждое из которых выполняет определенную функцию. Линейный руководитель контролирует выполнение по всем направлениям и функциональным блокам. На функциональных руководителей возлагается управление одним или несколькими блоками.
К минусам модели относится увеличение административных расходов из-за расширения руководящего аппарата. Функциональные подразделения могут быть заинтересованы в результативности своих направлений больше, чем в достижении общих целей компании. Возможна излишняя конкуренция и конфликты.
Дивизиональная
Организационная структура выстраивается по принципу группировки подразделений по основным продуктам или рынкам. Модель подходит для промышленных предприятий, которые производят разные товарные категории. Для таких предприятий необходимо организовывать отдельные процессы по снабжению, выпуску, продвижению и продажам.
Рыночная оргструктура
Организационная структура разбивается на подразделения по географическому признаку.
Преимущества рыночной модели:
Матричная
Это сложная комбинированная модель, в которой сотрудники подчиняются нескольким руководителям одного уровня. Управление проектом и ресурсами доверяется руководителю функционального подразделения.
К минусам относятся снижение производительности из-за недостатка контроля, неполнота власти менеджеров проекта, возможное дублирование функций.
Как выбрать оптимальную оргструктуру фирмы
При определении модели организационной структуры нужно учитывать следующее: чем больше ступеней управления, тем сложнее и дольше принимаются решения. Нужно четко разграничить права и ответственности между подразделениями и сотрудниками. А также оптимизировать структуру и взаимодействие между всеми ее элементами.
Что нужно учесть при выборе типа оргструктуры компании:
При создании новой компании или реструктуризации действующего предприятия нужно правильно подобрать организационную структуру. Необходимо учесть виды деятельности, масштаб и охват рынков, специфику работы. От этого зависит продуктивность труда, прибыльность бизнеса и возможность занять высокие конкурентные позиции в отрасли.
Сущность, задачи и функции общего руководства деятельностью предприятия
Любая организация представляет собой иерархию функционально и административно обособленных исполнителей (подразделений, групп или отдельных должностных лиц), между которыми сознательно созданы вертикальные связи, обеспечивающие руководство в виде доведения до нижестоящих звеньев решений, принятых на более высоком уровне, и контроля их исполнения. Вершиной этой иерархии является высшее должностное лицо менеджмента организации, которое подчиняется только ее собственникам (Совету директоров, собранию собственников или иному представительному органу). Юридически высшее должностное лицо – единоличный исполнительный орган организации, однако в ходе делегирования полномочий оно, сохраняя всю полноту ответственности, передает решение большинства задач управления своим подчиненным, оставляя за собой общее руководство: определение целей организации как единого субъекта хозяйствования, задач непосредственных подчиненных (высшего менеджмента) и выполнение в их отношении всех базовых функций управления. Фактически высшее должностное лицо организации формирует ситуацию, при которой обеспечивается согласование между ее развитием как элементом окружающей среды и состоянием ее внутренней среды, позволяющим эффективно обеспечить это развитие.
Главной задачей общего руководства предприятием является комплексное производственное, экономическое, социальное и техническое развитие, обеспечивающее стабильное финансовое и рыночное положение, юридическую и хозяйственную самостоятельность и целостность, а также эффективную защиту интересов субъекта хозяйствования.
Локальные задачи общего руководства, совокупность решений которых формирует решение главной, совпадают с должностными обязанностями высшего должностного лица, к которым, в общем случае, следует относить:
· регулярный мониторинг рынков, на которых действует предприятие, и тех, которые могут представлять для него интерес в перспективе;
· определение перспективных направлений производственной деятельности предприятия, его стратегии в каждом из этих направлений, состава и уровня стратегических показателей его деятельности;
· определение стратегии развития внутренней среды предприятия и формулирование соответствующих задач непосредственных подчиненных;
· формирование портфеля заказов и заключение договоров с заказчиками предприятия, заключение хозяйственных договоров и сделок предприятия;
· утверждение, контроль и анализ выполнения стратегических и тактических планов работы предприятия, принятие адекватных оперативных решений по регулированию и корректировке деятельности предприятия.
При этом высшее должностное лицо несет персональную ответственность за постоянный и стабильный рост доходов и рентабельности предприятия, за сохранность, приумножение и эффективное использование его капитала и ресурсов, соблюдение трудовой, финансовой, правовой дисциплины и морально-этических норм работниками предприятия.
Рациональное решение задач общего руководства требует реализации при их решении всех базовых функций менеджмента, содержание которых адаптируется к специфике этой области управленческой деятельности.
Планированиев рамках общего руководства должно рассматриваться в двух аспектах: участие высшего должностного лица в процессе планирования деятельности предприятия и планирование им работы непосредственных подчиненных.
Как участник процесса планирования руководитель предприятия действует главным образом на уровне стратегического и тактического планирования, организуя разработку соответствующих планов, проверяя соответствие параметров тактических планов принятой стратегии развития предприятия и проводя анализ и контроль выполнения утвержденных стратегических, годовых, квартальных и месячных планов. Вопросы оперативного планирования работы отдельных структурных единиц предприятия не входят в компетенцию первого руководителя, и нарушение этого правила имеет самые вредные последствия для его эффективного управления.
Планирование работы непосредственных подчиненных (руководителей ведущих служб и отделов предприятия), как функция общего руководства, заключается в формировании общего состава задач, которые они должны решать в силу своего должностного положения и в определение сроков и форм отчетности по итогам их решения. Важным требованием к реализации этой подфункции является строгое соблюдение баланса между обязанностями, правами и ответственностью высших менеджеров предприятия, а также неукоснительное следование установленным формам взаимодействия между ними и высшим должностным лицом. Оперативный режим такого взаимодействия должен быть исключением из правил, допустимым при создании кризисных ситуаций.
Круг задач организации, решаемых высшим должностным лицом, должен включать в себя:
· участие в разработке организационной структуры предприятия и ее утверждение;
· разработка основных требований к должностным инструкциям высших менеджеров предприятия и к положениям о подчиненных им структурных подразделениях и утверждение этих документов;
· подбор и расстановка кадров высшего менеджмента предприятия;
· анализ, корректировка и утверждение штатного расписания предприятия.
Кроме этих внутренних задач организации, руководитель предприятия должен непосредственно участвовать в налаживании и поддержании контактов с элементами внешней микросреды, оказывающими сильное влияние на его состояние. К таким элементам относятся, например, государственные органы, регулирующие деятельность предприятия, наиболее значимые производственные партнеры, финансово-кредитные организации, обслуживающие предприятия, и др. Состав таких предприятий и организаций должен быть уточнен в каждом конкретном случае и ограничен теми, взаимодействие с которыми действительно требует личного участия высшего должностного лица.
В области мотивации главной задачей общего руководства является создание такой системы управления персоналом предприятия, которая создает условия максимальной отдачи каждого работника. Для этого первое должностное лицо должно обеспечить и лично принять участие в разработке:
· концепции мотивации как системы целей и принципов регулирования трудовой деятельности на предприятии;
· целостной системы морального и материального стимулирования работников;
· системы оплаты труда, основанной на принятой концепции мотивации и являющейся частью системы стимулирования труда;
· мер по социальной защите и росту благосостояния работников предприятия, по созданию деловой атмосферы и благоприятного психологического климата на предприятии.
Помимо этих глобальных задач мотивации на уровне общего руководства должен быть решен ряд важных вопросов управления той частью персонала предприятия, которая непосредственно подчинена высшему должностному лицу. Состав этих вопросов в целом совпадает с перечисленными выше, но их решение должно быть предельно конкретным и ориентироваться на воздействия, учитывающие личные особенности каждого из ведущих менеджеров.
Основным подходом к реализации функции контроля в рамках общего руководства должно быть его разделение на регулярный, осуществляемый по установленному плану (в определенные сроки, в отношении определенных объектов и в определенных формах), и оперативный, который осуществляется как реакция на возникшую в данный момент ситуацию. Безусловный приоритет при этом должен отдаваться регулярному контролю, а оперативный следует применять только тогда, когда недостаток информации о действительном состоянии дел может рассматриваться как прямая угроза интересам всего предприятия. Кроме того, к крайне негативным последствиям в современных условиях хозяйствования приводит стремление к тотальному (в отношении множества объектов) контролю со стороны высшего руководства. Как правило, предполагаемых результатов такой контроль не дает, но приводит к расходованию больших ресурсов, отвлекаемых из основной деятельности.
Регулирование как функция общего руководства состоит в решении трех основных задач:
· издание приказов, распоряжений, указаний, положений, инструкций и других нормативных документов предприятия в соответствии с принятыми управленческими решениями;
· принятие оперативных управленческих решений в кризисных ситуациях, вызванных объективными изменениями во внешней среде предприятия;
· принятие оперативных управленческих решений в кризисных ситуациях, вызванных неисполнением или нарушением должностных обязанностей непосредственных подчиненных.
Наиболее важным направлением общего руководства является реализация стратегического подхода к управлению предприятием, создающего надежные перспективы его стабильности и развития.
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)