Что такое общее высказывание в математике 6 класс
Высказывания и предикаты. Кванторы
п.1. Высказывания
Например:
«Число 13 – нечётное» – высказывание, истинное
«2 + 2 = 5» – высказывание, ложное
«Мы живём в XXI веке» – высказывание, истинное
«Который час?» – не высказывание, т.к. вопросительное предложение
«Вася Пупкин – хороший человек» – не высказывание, т.к. неоднозначно. Но, если определить множество людей, которые оцениваются, и правила их оценки так, что предложение приобретёт однозначность, оно станет высказыванием.
Например:
A: натуральное число a делится на 2;
B: натуральное число a чётное.
Заметим, немного забегая наперёд, что в данном случае из А следует В, и из В следует А. Говорят, что эти высказывания эквивалентны: A ⇔ B.
п.2. Предикаты
Например:
P(x): x – объект с четырьмя ногами
При x = слон – предикат становится истинным высказыванием, P(«слон» )=1
При x = муравей – предикат становится ложным высказыванием, т.к. у муравья 6 ног, P(муравей)=0
При x = стол – предикат становится истинным высказыванием, P(«стол» )=1
При x = человек – предикат становится ложным высказыванием, т.к. у человека 2 ноги, P(человек)=0
Например:
P(x):|x| ≥ 0 – выполняется при любом значении x, это тождественный предикат.
\(\mathrm
>\)
Например:
P(x, y): x делится на y – двуместный предикат, который становится истинным высказыванием на парах значений переменных (15;5), (14;7), (16;4) и т.д.
P(a, b):(a + b) 2 = a 2 + 2ab + b 2 – является тождественным двуместным предикатом, т.к. выполняется для любых a и b.
п.3. Кванторы
«для любого…», «для всех…», «любой…»
Единственности и существования
«существует точно одно такое, что…», «существует и единственно…»
Существуют натуральные числа, которые делятся на 13
Существуют треугольники, у которых все углы равны
Например, равносторонний треугольник со стороной 1
Любое натуральное число делится на 5
Например x = 6 на 5 не делится
У любого выпуклого четырехугольника диагонали перпендикулярны
Например, у прямоугольника со сторонами 3 и 4 угол между диагоналями ≈ 74° ≠ 90°
Разность квадратов двух любых выражений равна произведению суммы и разности
Сумма углов любого треугольника равна 180°.
Третий класс задач (теорема) – самый сложный, т.к. требует не просто одного примера, а доказательства в общем случае.
п.4. Примеры
Пример 1. Запишите по два высказывания (A – истинное, B – ложное), относящиеся к
а) физике
A: Плотность равна отношению массы тела к его объему.
B: КПД механизма может быть больше 1.
б) химии
A: Гидроксид натрия – сильное основание.
B: Сульфат натрия – нерастворимая соль.
в) географии
A: На Земле шесть материков.
B: На Земле три океана.
Пример 3. С каким из кванторов предикат x 2 + 4 = 12 станет истинным высказыванием?
Если запишем (∀x) x 2 + 4 = 12 – это ложное высказывание, т.к., например, при x=0 оно не выполняется.
Если запишем (∃x) x 2 + 4 = 12 – это истинное высказывание, т.к., например, при \(\mathrm
Если запишем (∃x!) x 2 + 4 = 12 – это ложное высказывание, т.е. решений у данного уравнения не одно, а два: \(\mathrm
Ответ: квантор существования ∃.
Лекция 6. Высказывания и высказывательные формы (Математические предложения)
1. Высказывания и высказывательные формы (предикат)
2. Конъюнкция и дизъюнкция высказываний
3. Конъюнкция и дизъюнкция высказывательных форм
Математические предложения
Изучая реальные процессы, математика описывает их, используя как естественный словесный язык, так и свой символический. Описание строится при помощи предложений. Но чтобы математические знания правильно отражали окружающую нас реальность, эти предложения должны быть истинными.
Каждое математическое предложение характеризуется содержанием и логической формой (структурой), причем содержание неразрывно связано с формой, и нельзя осмыслить первое, не понимая второго.
Относительно понятий и отношений между ними можно высказывать различные суждения. Языковой формой суждений являются повествовательные предложения. Например, в начальном курсе математики можно встретить такие предложения:
1) число 12 – четное;
4) В числе 15 один десяток и 5 единиц;
5) От перестановки множителей произведение не изменяется;
6) Некоторые числа делятся на 3.
Видим, что предложения, используя в математике, могут быть записаны как на естественном (русском) языке, так и на математическом, с использованием символов. Далее, о предложениях 1, 4, 5 и 6 можно сказать, что они несут верную информацию, а предложение 2 – ложную. Относительно предложения х + 5 = 8 вообще нельзя сказать: истинное оно или ложное. Взгляд на предложение с позиции – истину или ложь оно нам сообщает – привел к понятию высказывания.
Определение. Высказыванием в математике называют предложение, относительно которого имеет смысл вопрос: истинно оно или ложно.
Например, предложения 1, 2, 4, 5 и 6 – высказывания, причем предложения 1, 4, 5 и 6 – истинные, а 2 – ложное.
Высказывания принято обозначать прописными буквами латинского алфавита: А, В, С, …, Z. Если высказывание А истинно, то записывают: А – «и», если же высказывание А – ложно, то пишут: А – «л».
«Истина» и «ложь» называются значениями истинности высказывания. Каждое высказывание либо истинно, либо ложно, быть одновременно тем и другим оно не может.
Предложение х + 5 = 8 не является высказыванием, так как о нем нельзя сказать: истинно оно или ложно. Однако при подстановке конкретных значений переменной х оно обращается в высказывание: истинное или ложное. Предложение х + 5 = 8 называется высказывательной формой. Оно порождает множество высказываний одной и той же формы.
Определение. Одноместной высказывательной формой, заданной на множестве Х, называется предложение с переменной, которое обращается в высказывание при подстановке в него значений переменной из множества Х.
Множество Х – множество, из которого выбираются значения переменной.
Среди всех возможных значений переменной нас в первую очередь интересуют те, которые обращают высказывательную форму в истинное высказывание. Множество таких значений переменных называют множеством истинности высказывательной формы. Например, множеством истинности высказывательной формы х > 5, заданной на множестве действительных чисел, будет промежуток (5; ∞). Множество истинности высказывательной формы х + 5 = 8, заданной на множестве целых неотрицательных чисел, состоит из одного числа 3.
Условимся обозначать множество истинности высказывательной формы буквой Т. Тогда, согласно определению, всегда Т⊂Х.
Предложения, которые мы рассматривали, были простыми, но можно привести примеры суждений, языковой формой которых будут сложные предложения. Например: «Если треугольник равнобедренный, то углы при основании в нем равны». Естественно возникает вопрос: как определить значение истинности таких высказываний и находить множество истинности таких высказывательных форм?
Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо познакомиться с некоторыми логическими понятиями.
Приведем примеры составных предложений.
1) Число 28 четное и делится на 7.
2) Число х меньше или равно 8.
3) Число 14 не делится на 4.
Эти предложения, являясь с логической точки зрения составными, по своей грамматической структуре – простые.
Как определить значение истинности составного высказывания, например, «число 28 делится на 7 и на 9»? Значение истинности высказываний определяется с помощью определенных правил. Но для этого нужно уметь выявлять логическую структуру высказывания.
Для этого нужно установить:
1) из каких элементарных предложений образовано данное составное предложение;
2) с помощью каких логических связок оно образовано.
Определение.Конъюнкцией высказываний А и В называется высказывание А∧В, которое истинно, когда оба высказывания истинны, и ложно, когда хотя бы одно из высказываний ложно.
Обозначают А∧В (читают: «А и В»).
Определение конъюнкции можно записать с помощью таблицы, называемой таблицей истинности.
А | В | А∧В |
и | и | и |
и | л | л |
л | и | л |
л | л | л |
Используя данное определение, найдем значение истинности высказывания «число 28 делится на 7 и на 9», которое, как было установлено раньше, состоит из двух элементарных высказываний, соединенных союзом «и», т.е. является конъюнкцией.. Так как первое высказывание истинно, а второе ложно, то, согласно определению конъюнкции, высказывание «число 28 делится на 7 и на 9» будет ложным.
Определение. Дизъюнкцией высказываний А и В называется высказывание А∨В, которое истинно, когда истинно хотя бы одно из этих высказываний, и ложно, когда оба высказывания ложны.
Высказывание образовано с помощью союза «или»: А∨В (читают А или В).
Используя данное определение, найдем значение истинности высказывания «число 28 делится на 7 или на 9». Так как это предложение является дизъюнкцией двух высказываний, одно из которых истинно, то, согласно определению дизъюнкции, высказывание «число 28 делится на 7 и на 9» будет истинным.
В математике союз «или» используется как неразделительный.
Образование составного высказывания с помощью логической связки называется логической операцией.
Определения конъюнкции и дизъюнкции можно обобщить на t составляющих их высказываний.
Конъюнкцией t высказываний называется предложение вида А₁ ∧ А₂ ∧…∧ Аt, которое истинно тогда и только тогда, когда истинны все составляющие его высказывания
Дизъюнкцией t высказываний называется предложение вида А₁ ∨ А₂ ∨…∨ Аt, которое ложно тогда и только тогда, когда ложны все составляющие его высказывания
В математике рассматривают не только конъюнкцию и дизъюнкцию высказываний, но и выполняют соответствующие операции над высказывательными формами.
Конъюнкциюодноместных высказывательных форм А(х) и В(х), заданных на множестве Х, обозначают А(х) ∧ В(х). С появлением этого предложения возникает вопрос, как найти его множество истинности, зная множества истинности высказывательных форм А(х) и В(х). Другими словами, при каких значениях х из области определения Х высказывательная форма А(х) ∧ В(х) обращается в истинное высказывание? Очевидно, что это возможно при тех и только тех значениях х, при которых обращаются в истинное высказывание обе высказывательные формы А(х) и В(х). Если обозначить ТА – множество истинности предложения А(х), ТВ – множество истинности предложения В(х), а множество истинности их конъюнкции Т А∧В, то, по всей видимости, Т А∧В = ТА ∩ ТВ.
Докажем это равенство.
1. Пусть а – произвольный элемент множества Х и известно, что а ∈ Т А∧В. По определению множества истинности это означает, что высказывательная форма А(х) ∧ В(х) обращается в истинное высказывание при х = а, т.е. высказывание А(а) ∧ В(а) истинно. Так как данное высказывание конъюнкция, то получаем, что каждое из высказываний А(а) и В(а) также истинно. Это означает, что а ∈ Т А и а ∈ ТВ. Следовательно, по определению пересечения множеств, а ∈ ТА ∩ ТВ. Таким образом, мы показали, что Т А∧В ⊂ ТА ∩ ТВ.
2. Докажем обратное утверждение. Пусть а – произвольный элемент множества Х и известно, что а ∈ ТА ∩ ТВ. По определению пересечения множества это означает, что а ∈ Т А и а ∈ ТВ, откуда получаем, что А(а) и В(а) – истинные высказывания, поэтому конъюнкция высказываний А(а) ∧ В(а) также будет истинна. А это означает, что элемент а принадлежит множеству истинности высказывательной формы А(х) ∧ В(х), т.е.
а ∈ Т А∧В. Таким образом, мы доказали, что ТА ∩ ТВ ⊂ Т А∧В.
Из 1 и 2 в силу определения равных множеств вытекает справедливость равенства
Т А∧В = ТА ∩ ТВ, что и требовалось доказать.
Заметим, что полученное правило справедливо и для высказывательных форм, содержащих более одной переменной.
Дизъюнкцию одноместных высказывательных форм А(х) и В(х), заданных на множестве Х, обозначают А(х) ∨ В(х), Это предложение будет обращаться в истинное высказывание при тех и только тех значениях х из области определения Х, при которых обращается в истинное высказывание хотя бы одна из высказывательных форм, т.е.
Т А∨В = ТА ∪ ТВ. Доказательство этого равенства аналогично рассмотренному выше.
Приведем пример. Решим уравнение (х – 2) • (х + 5) = 0. Известно, что произведение равно нулю тогда и только тогда, когда хотя бы один из множителей равен нулю. Это означает, что данное уравнение равносильно дизъюнкции: х – 2 = 0 ∨ х + 5 = 0 и поэтому множество его решений может быть найдено как объединение множеств решения первого и второго уравнений, т.е <2>∪ <-5>=<-5, 2>.
Заметим, что дизъюнкцию уравнений (неравенств) называют также совокупностью.
Рассматривая конъюнкцию и дизъюнкцию высказывательных форм, мы установили их тесную связь с пересечением и объединением множеств.
А∩В = <х\ х ∈А ∧ х∈В >, А∪В = <х\ х ∈А ∨ х∈В >, причем каждое свойство представляет собой высказывательную форму.
С введением понятия конъюнкции и дизъюнкции высказывательных форм появились условия для рассмотрения вопросов, связанных с решением определенного вида задач, так называемых задач на распознавание объектов.
В задачах на распознавание объектов требуется ответить на вопрос: принадлежит тот или иной объект объему данного понятия или не принадлежит.
Пример 1. «Установите, какие из фигур являются квадратами, а какие нет».
Решают такие задачи, используя определение соответствующего понятия. При этом важно понимать, что если понятие а определено через родовое понятие с и видовое отличие Р, то его объем А можно представить в таком виде: А = <х\ х ∈С и Р(х) >Эта запись показывает, что характеристическое свойство элементов, принадлежащих объему понятия а, представляет собой конъюнкцию двух свойств:
1) принадлежности объекта х объему С родового понятия (х ∈С);
Пример 2. «Выяснить, в каком случае луч ВD является биссектрисой угла АВС».
Воспользуемся таким определением биссектрисы угла: «Биссектрисой угла называется луч, выходящий из вершины угла и делящий этот угол пополам». Из него следует, что для того, чтобы луч был биссектрисой угла, он должен обладать двумя свойствами: «выходить из вершины угла» и «делить этот угол пополам».
Луч ВD на рисунке а) не является биссектрисой угла АВС, поскольку он не делит данный угол пополам. Луч ВD на рисунке б) является биссектрисой угла АВС, поскольку он делит данный угол пополам и выходит из вершины угла.
Если видовое отличие представляет собой конъюнкцию свойств, т.е. Р = Р₁∧Р₂∧…∧Рn, то распознавание проводится по следующему правилу: проверяют поочередно наличие у объекта каждого из свойств Р₁, Р₂, …, Рn; если окажется, что он не обладает каким-либо из этих свойств, то проверку прекращают и делают вывод о том, что объект не обладает свойством Р; если же окажется, что все свойства Р₁, Р₂, …, Рn присущи данному объекту, то заключают, что объект обладает свойством Р.
Если видовое отличие представляет собой дизъюнкцию свойств, т.е. Р = Р₁∨Р₂∨…∨Рn, то распознавание проводится по следующему правилу: проверка проводится до тех пор, пока не будет установлено, что хотя бы одно из свойств присуще данному объекту, на основании чего заключают, что объект обладает свойством Р. Если окажется, что он не обладает ни одним из свойств Р₁, Р₂, …, Рn, то проверку прекращают и делают вывод о том, что объект не обладает свойством Р.
Урок по математике 6 класс «Отрицание общих высказываний»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Сценарии уроков по учебнику «Математика, 6 класс», часть 1
Тема: «Отрицание общих высказываний».
1) сформировать представление об отрицании общих высказываний, тренировать способность к построению отрицания общих высказываний;
2) повторить и закрепить приёмы устных и письменных вычислений с десятичными дробями, чтение неравенств (строгих, нестрогих, двойных), понятие простого и составного числа.
Отрицание общего высказывания
высказывание о существовании
Эталон для самостоятельной работы.
1) О, Л, Существуют птицы, которые не умеют летать.
4) О, Л, Существуют братья, которые младше сестры.
8) О, Л, Существуют арбузы не полосатые.
10) О, Л, Существуют попугаи, которые умеют говорить.
1. Самоопределение к деятельности.
Цель этапа: 1) включить учащихся в учебную деятельность;
2) определить содержательные рамки урока: понятие отрицания.
Организация учебного процесса на этапе 1:
– Здравствуйте, ребята! Какую тему мы начали изучать? (Отрицание высказываний.)
– Что вы ещё знаете о высказываниях? (Высказывания бывают разного вида.)
– Какие бывают высказывания? (Высказывания бывают общие, высказывания о существовании и высказывания, не относящиеся ни к одному, ни к другому виду.)
– Сегодня мы продолжим работать с отрицанием высказываний.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Цель этапа: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: общие высказывания;
2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение;
3) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: умение строить отрицания общих высказываний.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1. Сравните выражения. Что интересного вы заметили? Как, по вашему мнению, будет изменяться значение разности? Установите закономерность и придумайте своё выражение. Найдите значения данных выражений и проверьте свои гипотезы.
(Уменьшаемое в разности не меняется, вычитаемое увеличивается на 1, значит, разность будем уменьшаться на 1; 5,5 – 5,3; 4,2; 3,2; 2,2; 1,2; 0,2.)
2. Назовите полученные результаты в порядке возрастания. (0,2; 1,2; 2,2; 3,2; 4,2.)
– Найдите сумму крайних членов последовательности и сумму всех средних членов последовательности. (4,4; 6,6.)
3. Прочитайте неравенство и назовите множество всех натуральных решений:
– Что вы можете сказать о полученных результатах? (5, 6-однозначные, последовательные числа, 5-простое, нечётное число, 6-составное, чётное число.)
4. Индивидуальное задание:
– Постройте отрицание следующего высказывания:
Сумма простого числа и составного является составным числом.
Цель этапа: 1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;
2) согласовать цель и тему урока.
Организация учебного процесса на этапе 3:
Учащиеся могут дать ответ: «Неверно, что сумма простого числа и составного является составным числом».
– К какому виду относится данное утверждение? (Данное утверждение общее, т.к. в нём говорится о любом простом и составном числе.)
– Значит, вы построили отрицание, какого утверждения? (Общего утверждения.)
– Определите тему урока. (Отрицание общих утверждений.)
– Молодцы! Запишите тему в тетради.
Цель этапа: 1) организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;
2) зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.
Организация учебного процесса на этапе 4:
– Объясните смысл, построенного отрицания. (Это значит, что существует пара простого и составного числа, сумма которых не будет составным числом.)
– Определите, к какому виду можно отнести получившееся высказывание? (Раз в нём присутствует, слово существует, то его можно отнести к высказыванию о существовании.)
– Как вы думаете, всегда отрицание общего высказывания есть высказывание о существовании и если да, то почему? (Всегда отрицание общего высказывания есть высказывание о существовании, т.к. в высказывании общего вида говорится, что все элементы обладают указанным свойством, а его отрицание означает, что не все элементы обладают этим свойством, т.е. существует элемент, который этим свойством не обладает, значит, получает утверждение о существовании.)
– Сделайте вывод. (Вывод вывешивается на доску.)
Отрицание общего высказывания
высказывание о существовании
5. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель этапа: зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 5:
№ 26 (устно, фронтально).
1) Существует европейская страна, не имеющая конституцию.
2) Существует государство в Европе, не являющееся республикой.
3) Существуют города России, в которых нет памятников истории.
4) Существуют города в Росси, которые не находятся в Европе.
5) Существуют планеты, у которых форма не шар.
6) Существуют планеты Солнечной системы, не имеющие естественного спутника.
7) Существуют планеты Солнечной системы, имеющие кольца.
8) Существуют планеты, не имеющие воды.
9) Существуют высказывания, которые не являются повествовательными предложениями.
10) Существуют вопросительные предложения, которые являются высказываниями.
11) Существует четырёхугольник, диагонали которого не равны.
12) Существует точка, из которой нельзя провести перпендикуляр на данную прямую.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель этапа: проверить своё умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.
Организация учебного процесса на этапе 6:
Учащиеся выполняют самостоятельно работу, проводят самопроверку по эталону, анализируют и исправляют, допущенные ошибки.
7. Включение в систему знаний и повторение.
Цель этапа: повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках: вычислительные навыки, алгоритмы работы с десятичными дробями, округление чисел, делимость чисел, нахождение НОД и НОК методом разложения чисел на простые множители.
Организация учебного процесса на этапе 7
№ 34 (выполнять по группам).
а) 2987,4 + 7,85 = 2995,25 » 3000; 100,1 – 47,907 = 52,193 » 50; 39,5 × 5,09 = 201,055 » 200; 163,846 : 0.79 = 207,4 » 210.
б) 82,435 + 7,0684 = 89,5034 » 90; 203 – 75,48 = 127,52 » 128; 470,5 × 0,804 = 378,282 » 378;
0,43236 : 0,045 = 9,608 » 10.
в) 205,038 + 9,47= 214,508 » 214,5; 4,2 – 1,517 = 2,683 » 2.7; 320 × 0,0564 = 18,048 » 18,0; 0,06111 : 0,063 = 0,97 » 1,0.
г) 1,514 + 0,4872 = 2,0012 » 2,00; 5,1002 – 0,005 = 5,0952 » 5,10; 5,7 × 0,053 = 0,3021 » 0,30; 0,649636 : 0,806 = 0,806 » 0,81.
1) Составное число, чётное, кратно 2, 3, 6.
2) Составное число, чётное.
а) 125 = 5 × 5 × 5; 150 = 2 × 5 × 3 × 5; НОД (125; 150) = 5 × 5 = 25;
НОК (125; 150) = 150 × 5 = 750;
б) 210 = 2 × 5 × 3 × 7; 2730 = 2 × 5 × 3 × 7 × 13; НОД (210; 2730) = 210;
НОК (210; 2730) = 2730;
в) 35 = 5 × 7; 72 = 2 × 2 × 2 × 3 × 3; НОД (35; 72) = 1; НОК (35; 72) = 35 × 72 = 2520;
г) 60 = 2 × 5 × 2 × 3; 75 = 3 × 5 × 5; 111 = 3 × 37; НОД (60; 75; 111) = 3;
НОК (60; 75; 111) = 111 × 2 × 2 × 5 × 5 = 11 100.
8. Рефлексия деятельности.
Цель этапа: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить собственную деятельность на уроке;
3) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;
4) зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;
5) обсудить и записать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 8:
– Какие высказывания мы сегодня рассматривали на уроке? (Общие высказывания.)
– К какому выводу мы пришли? (Отрицание общих высказываний есть высказывания о существовании.)
– Оцените свою работу на уроке.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.