Что такое общение конспект урока 5 класс по русскому языку быстрова
Конспект урока 5 класс. «Язык и человек. Общение устное и письменное»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока 5 класс. «Язык и человек. Общение устное и письменное»
Цель: показать значение языка в жизни людей и раскрыть его основную функцию – общение. Дать представление о ведущей роли языка как средства общения
На доске «разбросаны» слова: великий, богатый, красивый, певучий, разнообразный, необходимый, неповторимый, важный, таинственный.
– Подберите к ним ключевое слово. (Язык.)
-Добавьте свои слова. Каким еще может быть язык?
Актуализация новой темы.
Что же такое язык? О чем же сегодня на уроке пойдет речь? (о языке, общении).
Давайте сформулируем тему урока. Записываем тему урока. Читаем определение языка в учебнике стр. 4
Средство общения — язык, это весь запас слов и законы их изменения и соединения. Язык создан народом для выражения мыслей, чувств, пожеланий и принадлежит всему народу.
Язык — это удивительное орудие, с помощью которого люди, общаясь между собой, передают друг другу любые мысли.
-Прочитайте предложение, записанное на доске.
— Как вы понимаете эти слова?
-Запишите его в тетрадь.
-Как вы считаете нужно ли человеку обогащать свой словарный запас? Для чего?
Непонимание смысла слов и неумение употреблять слова в речи напрямую сказывается на успешности в жизни.
Назовите способы обогащения словарного запаса языка?
-путём подбора к слову лексических средств выразительности речи
(синонимов, антонимов, омонимов и т.д)
-работой с толковыми словарями
-описательным способом (адресат – тот, кому отправляют письмо, телеграмму);
Сейчас мы немного потренируемся, будем подбирать синонимы к словам, которые я взяла из рабочей тетради по подготовки к ВПР. 10-ые номера каждого варианта-это задания на подбор близкого по значению слова. Такие упражнения прекрасно обогащают словарный запас, да и позволят подготовиться к ВПР
Один ученик у доски, остальные записывают в тетради. Читаем полностью предложение из текста, подбираем синонимы, ориентируясь на контекст.
Хороший- сильный, умелый, опытный
Запускать-засовывать, просовывать, совать
Известный- знаменитый, популярный
Навестить- проведать, посетить
-Вернемся к теме урока.
Вы, конечно, хорошо знаете сказку замечательного английского писателя Киплинга «Маугли». Но ведь это только в сказке ребенок, проживший многие годы среди зверей, может свободно пользоваться человеческим языком! В жизни такого не бывает. Если ребенок живет не с людьми, а в стае животных, то он никогда не научится говорить. А такие случаи известны. Например, в 1920 году в джунглях были найдены в волчьем логове две девочки, которые прожили там довольно много времени. Они не только не умели разговаривать, но и вели себя как настоящие зверята: быстро ползали на четвереньках, рычали, ели сырое мясо, хорошо видели в темноте. За годы жизни среди людей девочки так и не смогли научиться свободно говорить и делать то, что умеет ребенок уже в 4 года.
Известно много случаев, когда дети росли среди животных: овец, обезьян, волков. Они блеяли, визжали, кричали, выли, но не говорили ни на одном из языков. Мало того, попав к людям, они так и не смогли заговорить.
Почему так произошло? Попробуйте ответить на этот вопрос, прочитав текст Льва Успенского (упр. 1) ответы на вопросы упражнения. — читается вслух тремя учениками. (Язык соединяет людей, двигает прогресс; вся жизнь человека неразрывно связана с языком.)
— Как вы думаете, почему некоторые слова выделены полужирным шрифтом?
(Выделенные слова – это всё, посредством чего люди общаются друг с другом. Сказки, прибаутки, книги, песни передают мысли, чувства и настроения тех, кто их сочинял.
Для чего нам нужен язык? (для общения)
-А какие бывают виды общения?
Рассмотрите рисунки на с. 6. На каком из них показано устное общение, а на каком – письменное?
Много раз, наблюдая за людьми, вы отмечали: один человек говорит, другой-слушает и понимает его. Мы читаем книгу, газету, журнал и тоже понимаем написанное. С помощью слов человек выражает свои мысли и передаёт их другим. Это может происходить устно или письменно.
— Как вы думаете, какое общение появилось раньше: устное или письменное?
На самом деле письменность появилась значительно позднее устной речи.
Самый древний и самый простой способ письма — „рассказ в картинках“. То есть „рисую-пишу“ (пиктографическим письмом и в наше время ещё пользуются некоторые американские индейцы).
О каких самых важных функциях русского языка мы сегодня узнали?
Что вам больше всего понравилось?
Домашнее задание : параграф 1 и 2 читать теоретические сведения; стр.7 упр. 8 устно, упр. 9 письменно, взять с собой словарик
Выполняя домашнее задание, обязательно записывайте число словами в именительном падеже и слово домашняя работа, не забывайте, что нужно указывать номер упражнения, слово упражнение теперь пишем полностью (образец на доске)
Помните, что абзац мы начинаем с красной строки. Старайтесь писать аккуратным, разборчивым почерком, без помарок, соблюдайте поля, между датой и заголовком. Исправляйте ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркнуть косой линией; часть слова, слово, предложение – тонкой горизонтальной линией; вместо зачёркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения (Показ на доске).
Урок русского языка 5 класс по теме «Язык и общение»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Язык и человек. Общение устное и письменное.
1) Предметные (образовательные): продолжить формировать понятие о языке как средстве общения, показать значение языка в жизни людей, раскрыть его основную функцию (общение) ; показать тесную связь понятий “язык”, “речь”, “человек”
2) Развивающие (коррекционные): развивать мышление детей (учить анализировать,
сравнивать, обобщать), развитие связной устной речи, развитие письменной речи,
выявление нарушений устной и письменной речи.
3) Личностные (воспитательные): развивать мотивы учебной деятельности; навыки конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем; прививать интерес к русскому языку, расширять словарный запас и кругозор учащихся.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
— по источнику знаний: словесный, наглядный;
— по уровню познавательной активности: частично-поисковый;
— по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.
Межпредметные связи: литература; история.
Конспект урока по русскому языку
Язык и человек. Общение устное и письменное
1) образовательная: познакомить учащихся с учебником; показать значение языка как важнейшего средства общения; рассказать о видах общения;
2) развивающая: развивать мышление детей, способность мыслить и сопереживать;
3) воспитательная: прививать интерес к русскому языку, воспитывать чуткость, отзывчивость.
Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.]. – М.: Просвещение, 2009.
2. Вступительное слово учителя.
– Ребята, возьмите в руки учебники. Наш учебник русского языка составили учителя Таиса Алексеевна Ладыженская, Михаил Трофимович Баранов и Лидия Александровна Тростенцова. Давайте познакомимся с ним поближе.
Как у любой другой книжки, у него есть переплёт. А переплёт, если вы не знаете, – это обложка-крышка из картона, в которую вклеиваются все книжные листы. Переплёт у нас зелёного цвета.
Отогните переплёт. Вот он – форзац. Это плотный двойной лист, который склеивает картонный переплёт книги с другими страницами. Форзац защищает их от загрязнений. Здесь мы видим примеры тех правил, которые будем изучать с вами в течение всего года. На заднем форзаце уже другие примеров.
Перелистните. Теперь мы видим титульный, то есть главный, лист. На его оборотной стороне найдите оранжевую рамочку. В этой рамочке есть условные обозначения – значки и рисунки, а рядом с ними – пояснения к ним. Посмотрите внимательно. Если вдруг мы где-то в учебнике, рядом с упражнением, встретим, например, этого весёлого мальчика, значит это интересное упражнение, упражнение-игра.
— А если встретим кружок? Что это будет значить? (Дети отвечают, что это задание, которое предполагает повторение ранее изученного или дополнительное задание. Желательно пояснить детям все обозначения, так как при самостоятельном знакомстве со значками они могут понять не все слова. Так же поступить со звёздочкой и цифрами над словами.)
А теперь найдите алфавитный указатель и содержание. Они очень похожи друг на друга, но всё-таки различны. В содержании учебника темы указываются по порядку, так, как они идут в учебнике – одна за другой. А вот в алфавитном указателе темы расположены по алфавиту – от А до Я.
Очень хорошо. Знакомство с учебником русского языка прошло успешно. Зная, что и где в нём находится, мы не потеряемся в его страницах.
Сейчас отложите его в сторону. Продолжим разговор о языке.
Уроки русского языка могут быть очень интересными. И в этом вы очень скоро убедитесь сами.
Сегодня (но только сегодня!) мы писать не будем. Мы поговорим и порассуждаем о языке.
Язык… Вы когда-нибудь задумывались, что это такое? Язык – это не только то, что находится у нас во рту. Язык – это ещё и то, что помогает нам общаться и понимать друг друга. Лишь только мы родились, мы тут же слышим ласковую мамину речь. Мы растём – и учимся языку, учимся понимать слова, учимся говорить. Но не все дети становятся такими, как мы с вами. Есть на свете те, которые всё же не умеют разговаривать и не понимают никакого языка. Таких детей называют «детьми-маугли».
— Кто-нибудь из вас, ребята, смотрел мультфильм «Маугли» или читал о нём книгу? Кем он был? (Дети отвечают, что Маугли вырос в джунглях и воспитывали его волки и другие звери; он разговаривал на зверином языке и обладал звериными повадками.)
Правильно. А я расскажу вам две истории: одна из них произошла у нас в России, а другая – в Киргизии.
Первая история случилась в городе Чита. Там нашли пятилетнюю девочку, которую воспитывали не мама с папой, а кошки и собаки. Она никогда не была на улице и не умеет разговаривать с людьми. Эта девочка лает, как собачка, и лакает еду из миски. Несмотря на то, что девочка проживала дома вместе с отцом, бабушкой и дедушкой, она почти не разговаривает, хотя понимает человеческую речь.
Когда к ним пришли милиционеры, девочка стала кидаться на них, как собака.
А в Киргизии мальчик, родители которого уехали на заработки в Россию, восемь лет прожил в полузаброшенном сарае среди овец. Его нашли, когда мальчику исполнилось уже 14 лет.
Оказалось, что его родители уехали, оставив ребенка на попечение больной, немощной бабушки. С тех пор он жил в сарае высоко в горах и почти не общался с людьми. Конечно, сначала он пытался выходить из своего убежища и спускался в ближайший поселок, но дети дразнили и избивали его, и он совсем перестал выходить к людям.
О ребенке вспомнили только после смерти старушки. Мальчик почти забыл человеческую речь, ходил босиком, ел руками и давно не мылся. Врачи говорят, что он может так и не научиться читать и писать.
(Здесь уместно будет дать детям высказаться. Как показывает практика, эти рассказы производят на них огромное впечатление.)
3. Работа с учебником.
1. Чтение учеником теоретического материала на стр. 3.
— Что вы узнали нового из того, что сейчас прочитали?
(Язык – это средство передачи мыслей, знаний и чувств. С помощью языка люди общаются друг с другом, они обмениваются какой-то информацией, своими мыслями, впечатлениями, передают опыт следующим поколениям. Чтобы детям стало более понятно, учитель может привести пример такого содержания: «Я – учитель. Я учу вас. Учу тому, чему когда-то научили меня. То есть сейчас я передаю вам накопленный мной опыт».)
2. Выполнение упражнения 1. Оно читается вслух двумя-тремя учениками.
— Ответьте на вопрос, заданный к упражнению: что нового о значении языка в жизни людей вы узнали? Зачем человеку нужен язык? (Язык соединяет людей, двигает прогресс; вся жизнь человека неразрывно связана с языком.)
— Как вы думаете, почему некоторые слова выделены полужирным шрифтом? (Выделенные слова – это всё, посредством чего человек общается с себе подобными. Сказки, прибаутки, книги, песни передают мысли, чувства и настроения тех, кто их сочинял. Математические формулы, наука, техника, искусство и ремесло – это тоже своего рода язык.)
Рассмотрите рисунки на с. 4. На каком из них показано устное общение, а на каком – письменное?
(Дети отвечают. Здесь можно сказать детям, что письменность появилась значительно позднее устной речи. Первыми изобретателями письма были древние египтяне, которые писали свои тексты иероглифами, т. е. фигурными знаками, рисунками, а такое письмо ученые называют иероглифическим. Следы такого письма в наше время сохранились в математике. Это знаки +, –, = и некоторые другие.
А вообще самым первым видом письма было предметное письмо. И чтобы передать какое-либо сообщение на далекие расстояния, использовали различные предметы. Например, существовала легенда о персидском царе Дарии I , который получил послание от скифов. Послание включало в себя четыре предмета: птицу, мышь, лягушку и стрелы. Гонец сказал, что ничего больше сообщать ему не велено, и с тем распрощался с царем. Как же понять это послание скифов? Царь думал, что скифы отдают себя в его власть и в знак своей покорности принесли ему в дар землю, воду и небо, ведь мышь означает землю, лягушка – воду, птица – небо, а стрелы отказ скифов от сопротивления. Но один из мудрецов возразил Дарию. Он истолковал послание по-другому: «Если вы, персы, как птицы, не улетите в небо, или, как мыши, не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то погибните от наших стрел». Как потом оказалось, мудрец оказался прав.
Русский язык, как и все другие современные мировые языки, использует буквенное письмо, т. к. имеет алфавит. С помощью алфавитов устную речь мы переводим в письменную.)
4. Подведение итогов.
Подвести итоги урока можно чтением теоретического материала на стр. 5: «На уроках русского языка (как и на других предметах) вы учитесь не только говорить и писать, но также слушать и читать. Таким образом вы учитесь выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию». Это же можно передать своими словами.
Контроль и оценка результатов деятельности. Рефлексия.
Давайте подведём итоги. Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— в мире существуют “бессловесные” языки
— русский язык – национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира
— общение бывает письменное и устное
— язык – это чудо, загадка; даром слова обладает только человек
— для развития человека необходимо общение с другими людьми
Мы с вами поставили цель в начале урока. Всё у нас получилось?
Смайлики. Выбрать и нарисовать на полях.
В конце урока целесообразно сообщить ученикам о тетрадях для контрольных и речеведческих работ, а также о необходимости завести словарики для записи слов, не поддающихся правилам русского языка, то есть словам, которые нужно запоминать.
6. Домашнее задание.
Стр.6 упр.6 списать+задание (номера предложений не пишем).
Дополнительное задание по желанию (для составления характеристики класса и выявлению индивидуальных особенностей учащихся): стр.8 упр.10. Выполняется устно.
Конспект урока по теме «Речь и речевое общение»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока: Р.Р. Речь и речевое общение (§ 2)
1) углубить понятие о языке и речи;
2) изучить понятия: общение, цель общения;
3) сформировать умение видеть умение отличать значения данных слов в контексте, формировать навык работы со словарями.
1) обучить постановке цели занятия, организации процесса ее достижения;
2) обучить организации анализа, самооценки и рефлексии учебно-познавательной деятельности;
3) познакомить учащихся со значениями слов “речь”, “общение”, показать значение языка и общения в жизни людей.
1) развивать коммуникативную компетенцию;
2) развивать аналитические и творческие способности;
3) развивать мыслительную деятельность.
1) показать богатство родного языка;
2) прививать уважение к языку и его истории;
3) воспитывать культуру поведения в обществе, уважение к чужому мнению.
Этапы урока и цель каждого этапа
I.Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке
— Начинаем урок русского языка. Каким вы хотите, чтобы был наш урок? (Интересным, полезным.)
— А какими должны быть вы во время урока? (Активными, внимательными, думающими.).
— Вы постараетесь сделать урок интересным и полезным? Я рада.
-Записываем число, классная работа.
Слушают, настраиваются на урок
Личностные УУД: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению
II. Словарный диктант
Цель: проверить знания и умения учащихся по орфограмме «Безударные гласные в корне»
Зал. зать (рану), зал. зать (в яму), нак. лоть (дров), нак. лить (железо), нав..вать (сны), нав. вать (кудри), п. лоть (грядки), оп. лить (гуся), обв. вать (ветром), обв. вать (косы вокруг головы), об. жать (стадион), об. жать (слабого) + К1
Отв. рить курицу, отв. рить окно, пол. скать бельё, пол. скать ребёнка
Прим. рить с. перников, прим. рять наряды, прож..вать в городе, прож. вать пирож. к
Записывают слова и отвечают по цепочке
Индивидуальное задание на доске
Познавательные УУД: понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме КоммуникативныеУУД: формулировать собственное мнение
ЛичностныеУУД: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению;
III.Формулирование темы урока
Цель: самостоятельное определение темы урока, цели урока.
-Ребята, посмотрите на рисунок на стр.13. Чем занимаются
дети? ( Говорят, слушают, читают, пишут.)
— Как их действия можно назвать одним словом? ( Обща-
— Как вы думаете, какова же будет тема нашего сегодняшнего урока?
Давайте определим цели нашего урока.
Отвечают на вопросы, формулируют тему, цели урока
ПознавательныеУУД: анализировать изучаемые факты с выделением их отличительных признаков
РегулятивныеУУД: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;определять цель урока на основе соотнесения того, что уже «мне известно и что ещё не известно, но предстоит узнать»
IV. Работа с учебником (открытие новых знаний)
Цель: После прочтения текста проанализировать, сделать вывод, сформулировать правило
Формулирование правила, его запоминание, отработка и закрепление
Цель : Применяя правило, выполнить упражнение учебника
— Прочитайте текст над рисунком и ответьте на вопрос : что нужно, чтобы возникло общение?
— Запишите вывод в тетрадях.
Условия, необходимые для общения
1. Наличие двух сторон, участников общения: говоряще-
го — слушающего, пишушего — читающего.
— Продолжение наблюдения. Чтение теоретического материала III и Упр. 15.
Продолжение записи в тетрадях.
— Опираясь на сделанные записи, расскажите, что
нужно для того, чтобы состоялось общение.
к схеме рубрики «Проверяем себя».
— Работа с текстом на с. 15—16 по заданиям 1—6.
Отвечают на вопросы
Читают материал и дописывают вывод
Устно высказываются один—два ученика.
Читают, отвечают на вопросы
ПознавательныеУУД: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений
Предметные УДД: наблюдение над практической частью
понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
последовательность производимых действий составляющих основу осваиваемой деятельности
Цель: здоровьесбережение, активизация внимания
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь — богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
Буквой «л» расставим ноги.
Точно в танце — руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали
Коллективно выполняют упражнения
ЛичностныеУУД: формирование внутренней позиции школьника на здоровый образ жизни
VI Домашнее задание
1 вариант — списать слова из рубрики «Словарный
диктант» на с. 15, вставляя пропущенные буквы. Прове-
рить себя по словарю.
2 вариант — записать слова из рубрики «Словарный диктант» в два столбика: а) с проверяемыми буквами;
б) с непроверяемыми буквами.
желающие — выполнить творческое задание 7 на с. 16.
Записывают задание в дневник. Если есть вопросы по выполнению, задают их учителю.
Дифференцированные задания (П., Л)
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности
Регулятивные УУД: оценивать совместно
с учителем или одноклассниками результат
Личностные УУД: представление о причинах успеха в учебе
Отв. рить курицу, отв. рить окно, пол. скать бельё, пол. скать ребёнка
Прим. рить с. перников, прим. рять наряды, прож..вать в городе, прож. вать пирож. к
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1383090
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
ЕГЭ в 2022 году пройдет в доковидном формате
Время чтения: 1 минута
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.