Что такое общественная информация

Сущность, специфика и виды общественной информации

Что такое общественная информация. Смотреть фото Что такое общественная информация. Смотреть картинку Что такое общественная информация. Картинка про Что такое общественная информация. Фото Что такое общественная информация Что такое общественная информация. Смотреть фото Что такое общественная информация. Смотреть картинку Что такое общественная информация. Картинка про Что такое общественная информация. Фото Что такое общественная информация Что такое общественная информация. Смотреть фото Что такое общественная информация. Смотреть картинку Что такое общественная информация. Картинка про Что такое общественная информация. Фото Что такое общественная информация Что такое общественная информация. Смотреть фото Что такое общественная информация. Смотреть картинку Что такое общественная информация. Картинка про Что такое общественная информация. Фото Что такое общественная информация

Что такое общественная информация. Смотреть фото Что такое общественная информация. Смотреть картинку Что такое общественная информация. Картинка про Что такое общественная информация. Фото Что такое общественная информация

Что такое общественная информация. Смотреть фото Что такое общественная информация. Смотреть картинку Что такое общественная информация. Картинка про Что такое общественная информация. Фото Что такое общественная информация

Характерной чертой современного развития общества является постоянное увеличение объема накапливаемой информации и интенсивности информационных потоков. Все явственнее проявляется зависимость между совершенствованием систем информационной связи и общественным прогрессом. Помочь уяснению характера этой зависимости может обращение к философскому осмыслению сущности, особенностей и функций общественной информации.

Информация /от лат. Informatics – разъяснение, изложение/ по своему смысловому содержанию представляет собой определённые сведения о явлениях, их свойствах, состояниях и изменениях. Сведений может быть много или мало, поэтому информация оценивается количественно и является физической величиной. Она является характеристикой определённого физического параметра и его изменений во времени и пространстве, взятых в отрыве от первоначального физического носителя и используемых как средство связи.

В целом, общественная информация – это информация, используемая обществом в процессах своей жизнедеятельности. По своему содержанию она представляет собой сведения о социальных объектах, социальных явлениях, их свойствах, состояниях и изменениях. Общественная информация представляет собой сложное социальное явление, включающее в себя различные виды информации и различные уровни циркуляции потоков информации.

Информацию можно различать по сферам жизнедеятельности общества, роду занятий людей, по назначению, степени значимости, по длительности востребования.

По сферам жизнедеятельности можно выделить такие виды информации, как экономическая, политическая, духовная, семейно-бытовая. По роду занятий людей – производственная, торговая, банковско-финансовая, биржевая, парламентская, правительственная, социальных услуг, медицинского обеспечения и др. информация. По назначению – научная, регуляционно-управленческая, операционно-деятельная, житейская информация По значимости – существенная, несущественная информация. По длительности востребования – кратковременная, долговременная информация. По хронологии событий – текущая, повседневная, историческая информация.

Разумеется, информация в обществе существует постольку, поскольку существуют люди с их сознанием. В сущности, информация, или сведения о явлениях – это результат деятельности сознания, процессов мышления; это мыслительный процесс – то есть процесс отражения действительности, как на уровне чувственных /ощущения, восприятия, представления/, так и на уровне абстрактных /понятий, суждений, умозаключений/ форм отражения.

Сведения, которые люди получают о внешнем мире, связаны с воздействием, тем или иным образом, внешних объектов на органы чувств человека. Поэтому на уровне чувственных форм отражения, сведения представляют собой чувственные образы объектов и их свойств /их форма, объем, пространственное расположение, жидкое, твердое состояние, цвет, запах и др./. Эти образы составляют основу чувственной образной информации. Сведения о внешних изменениях физико-химических и других свойств объектов воспринимаются в сознании как изменения чувственных образов. Сознание фиксирует эти изменения в памяти. Информация в чувственных образах существует как у человека, так и у животных.

Что такое общественная информация. Смотреть фото Что такое общественная информация. Смотреть картинку Что такое общественная информация. Картинка про Что такое общественная информация. Фото Что такое общественная информация

Возникновение абстрактной формы отражения действительности происходило на основе возникновения членораздельной речи и формировании языка. Сведения об окружающем мире на уровне абстрактного мышления представляют собой определенные понятия, суждения; получаемая информация предстает в абстрактных образах. В сознании человека информация в чувственных и абстрактных образах фиксируется в их, единстве и взаимосвязи.

Источник

Что такое общественная информация

Что такое общественная информация. Смотреть фото Что такое общественная информация. Смотреть картинку Что такое общественная информация. Картинка про Что такое общественная информация. Фото Что такое общественная информация

Для классификации общественной информации возможны в принципе различные основания и подходы в зависимости от того, с позиций какой научной дисциплины анализируется объект познания – общественная информация. Так, Г.Г. Воробьев выделяет такие виды информации, как документальная, вычислительная, экономическая, административная, техническая [3]. В.Г. Афанасьев [2] предлагает следующие подходы к классификации: в зависимости от источника общественной информации (экономическая, политическая, научно-техническая, идеологическая); в зависимости от того, какую функцию в процессе управления она выполняет (исходная, организационная, регулирующая, осведомляющая, учетно-контрольная). Он отмечает: «Предложенные классификации видов информации не являются единственно возможными. Информация, используемая в управлении, классифицируется так же, как прямая (от субъекта к объекту) и обратная (от объекта к субъекту), как внутренняя (о данной системе, о единстве субъекта и объекта управления) и внешняя (о взаимодействии данной системы с окружающей средой, о состоянии последней» [2].

Имеют место и другие попытки классификации видов общественной информации. В зависимости от сфер жизни и деятельности общества Э.П. Седова [14] выделяет экономическую, социально-политическую и духовную, в зависимости от места деятельности – техническую, хозяйственную, промышленную, торговую, сельскохозяйственную, общекультурную, военную, театральную, спортивную. Далее она выделяет научную и обыденную, связанную (структурную) и некоторые другие виды информации. Различаются также фактическая, прогнозная, интерпретационная, нормативная, инструментальная, логическая и другие виды информации [18].

На наш взгляд, классификацию общественной информации следует проводить, прежде всего, по сферам жизнедеятельности и формам общественного сознания. Необходимо выделить, прежде всего, такие формы (виды) общественной идеальной информации, как политическая, правовая, научная, философская, этическая, эстетическая, религиозная.

Политическая информация – «это важнейшая часть общественной информации, которая охватывает, прежде всего, явления, факты и события политической сферы жизни общества – отношения между классами, нациями, государствами. Сюда же включаются сообщения о событиях и явлениях, происходящих в других областях общественной жизни, прежде всего, в экономике и культуре, имеющих политическое значение» [12]. «Жизнь человека… включена в сложную систему социальных связей, зависит от существующей системы общественных отношений, процессов и событий, разворачивающихся в обществе, от политики государства, поэтому его ориентация в окружающем мире требует какого-то минимума знаний о социально-политической действительности» [1].

Из всех видов общественной идеальной информации политическая информация стоит ближе всего к экономической информации, отображающей в процессе материального производства отношения людей [6]. Влияние политической информации, обусловленное этой близостью, активно воздействует не только на политическую сферу и организацию общества, но и на экономику, прежде всего, политическая информация, кроме того, оказывает воздействие на другие формы сознания [13] и сферы общественного разделения труда.

Правовая информация – вид общественной информации, отражающий нормы, правила, отношения и поведение людей, устанавливаемые и закрепляемые государством в соответствии с целями и интересами. Юридическая (правовая) информация выступает в качестве исходной, содержащей устанавливаемые «господствующим классом совокупность правил принятия решений в условиях недостаточной информации» [15]. Установленная законом уголовная ответственность не может учесть многообразия встречающихся случаев. Исходя из этого, меры наказания, как и методы принятия правовых решений, носят усредненный характер и должны оперативно применяться, несмотря на частое отсутствие достаточно полной информации [15].

Юридическая информация – это не только различные кодексы законов и правил поведения, как бы задающие программу действий индивидуума или групп, которые нельзя нарушать. Вместе с этой управляющей или программной правовой информацией в процессе принятия решений используется и осведомляющая информация (например, о составе преступления). Само правовое решение выступает как разрешение противоречий, снятие различий между целевой, программной и осведомляющей информацией [16].

Этическая информация – общественная информация о нормах общественно-необходимого поведения людей во всех областях общественной жизни, принявших форму безличных и общеобязательных интересов. Информационно-управленческий характер моральных норм очевиден: ведь норма, в данном случае нравственная, выступает в качестве программы, предписания как следует (или не следует) человеку вести себя для того, чтобы осуществить те или иные цели. Болгарский философ В. Момов пишет по этому вопросу следующее: «Программа деятельности человека в макро- и микросреде общества – это «приведенная в действие» сообразно конкретным ситуациям прескриптивная информация. Норма дает мерило для дескриптивной информации о состоянии, потребностях и тенденциях социальных отношений и поведения людей в прескриптивную информацию, необходимую для их практического изменения, а вместе с тем дает масштаб для оценки прошлого опыта человека и регулирования его будущего поведения. Определяя возможные и обязательные варианты поведения, она устраняет или ограничивает неопределенность в поведенческих актах, вносит в них организованность, устойчивость, целенаправленность и согласованность» [10].

Прескриптивная нравственная информация вырабатывается не государством, а всем обществом и классами в обществе и контролируется не государством, а всеми людьми. Программу социального поведения личности, ее социализации в контексте социальных явлений [4] определяет эта информация, сфера которой находится внутри сферы правовой информации; разнообразие поведения индивидуума сильнее ограничивает этическая информация, чем законоположения.

Эстетическая информация – часть общественной информации, доступная чувственному восприятию и составляющая аспект художественных образов (или их стороны, которая может так или иначе передаваться во времени и пространстве) [9]. Представление в живой конкретности и целости необходимо для восприятия и передачи эстетической информации, что отличает ее от научной информации, являющейся главным образом логической, а не чувственной. Эстетическую информацию практически невозможно перекодировать (перевести музыкальное произведение на язык живописи), так как при этом теряется существенная часть эстетической информации.

В отличие от научной информации для эстетической информации новизна не играет определяющей роли: хорошо известную симфонию человек с удовольствием слушает или может наслаждаться в сотый раз известной ему картиной. Несмотря на то, что семантический и ценностный аспекты в эстетической информации сильно взаимосвязаны, на первый план, тем не менее, здесь выступает именно ценность (как особая форма ценности даже может рассматриваться красота). В том или ином образе, именно благодаря этому, в значительной мере не только отображается объективная действительность, но и выражается свое отношение к ней, дается оценка.

В качестве связующего звена между искусством и людьми, которые воспринимают и оценивают его произведения, выступает именно эстетическая информация, и данный вид общественной информации, в этом смысле, выполняет коммуникативную функцию. Одним из проявлений подлинно человеческой сущности является то, что произведения искусства выступают в качестве идеала – своеобразной цели, к которой стремятся люди. Управленческая функция эстетической информации проявляется в этом стремлении к прекрасному, в воздействии художественных образов на чувства и мысли людей.

Религиозная информация – такая сторона отражения природных и социальных сил и процессов, в котором они обретают форму сверхъестественного и главным образом форму божества [17]. Религиозная информация обладает рядом черт, которые выражают ее специфику, проявляются в социокультурных процессах, вызывающих изменение отношения государства к православной идеологии [11], и отличают ее от других видов общественной информации.

Философская информация – эта информация, передаваемая частным наукам и в другие сферы деятельности, выступает как часть научной информации.

Научная информация связана с производством нового знания. Общественная информация, которая выполняет научные функции, относится к научной информации. Наука представляет собой определенную сферу человеческой деятельности, направленную на производство объективных знаний о «высшей ценности гармоничного развития человека и природы» [7], природе и обществе, процессах мышления и познания, способов производства и упорядочения знаний. Процесс научного познания как форма непосредственного интеллектуального знания [5] и применения научных знаний в практической деятельности людей непосредственно связан с информационным обеспечением. Овладение произведенными научными знаниями осуществляется через систему информационной связи, являющейся частью социальной коммуникации [8]. Научная информация оказывается важнейшей составляющей частью научной деятельности. Поэтому сущность научной информации, ее функции становятся предметом научного и философского исследования.

С учетом аксиологического характера понятия информации, природы и сущности информации выделяются следующие основания классификации видов общественной информации: по характеру отражаемой действительности – информация физическая – о явлениях физического мира, биологическая – о явлениях живой природы, социальная – о явлениях социальной жизни; по сферам жизнедеятельности выделяются политическая, правовая, научная, философская, этическая, религиозная, производственная, торговая, банковская, финансовая; по степени потребности – долговременная, текущая; по значимости – существенная и несущественная; по выполняемым функциям – коммуникативная, научно-познавательная, организационно-приспособительская, контрольно-управляющая; по форме хранения (кодирования) – в знаках, зафиксированных в материальных носителях, материальной культуре (орудия труда, средства производства), в сложившихся традициях и нравах. Каждый вид общественной информации различается по подвидам.

Рецензенты:

Бакланов И.С., д.филос.н., профессор кафедры философии факультета истории, философии и искусств Гуманитарного института, ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь;

Колосова О.Ю., д.филос.н., доцент, профессор кафедры социальной работы и социального права, ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет», филиал, г. Ставрополь.

Источник

Информатика. 11 класс

Конспект урока

Информатика, 11 класс. Урок № 17.

Тема — Информационное общество

Урок посвящен знакомству с информационным обществом. В ходе урока школьники познакомятся с понятием «информационного общества» и его основными чертами. Узнают об этапах развития информационного общества в России. Им будет представлен обзор информационных ресурсов, продуктов, услуг. Познакомятся с правилами поведения в социальных сетях и системах обмена сообщениями.

Информационное общество, информационные ресурсы, информационный продукт, информационная услуга, сетевой этикет.

В современном обществе имеется огромное количество компьютеров и вообще разнообразной информационной техники (телефоны, телевизоры, факсы и пр.). Появляется множество профессий, связанных с поиском, хранением, преобразованием информации. Информация становится определяющим ресурсом экономического и общественного развития. Ошибочно информатизация понимается исключительно лишь как процесс внедрения современных компьютерных, информационных технологий в жизнь человека и общества на базе новейшей компьютерной, телекоммуникационной техники и Интернета. В чем же суть и смысл процесса информатизации? Информатизация — это процесс овладения информацией как ресурсом управления и развития с помощью средств информатики с целью создания информационного общества и на этой основе — дальнейшего продолжения прогресса цивилизации.

Информационное общество — новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания.

Основные черты информационного общества:

Настоящее время — это период, характеризующийся небывалым ростом объема информационных потоков. Это относится как к экономике, так и к социальной сфере. Информация является решающим фактором, определяющим развитие технологии и ресурсов в целом. Рыночные отношения предъявляют повышенные требования к своевременности, достоверности, полноте информации. Одним из ключевых понятий при информатизации общества стало понятие «информационные ресурсы».

Совокупность всей информации, накопленной человечеством в процессе развития науки, культуры, образования и практической деятельности людей, называют информационными ресурсами.

Информационным ресурсом может быть файл, документ, веб-сайт, фотография, видеофрагмент. Информационный ресурс — данные в любом виде, которые можно многократно использовать для решения проблем пользователей. Государственные информационные ресурсы используются для решения задач государственного управления, обеспечения прав и безопасности граждан, поддержки социально-экономического развития страны, развития культуры, науки, образования и т. д. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, подчиняется федеральному закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Информационные ресурсы общества можно рассматривать как знания, накопленные человечеством и материализованные в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, произведений искусства, литературы и науки.

Информационные ресурсы можно классифицировать следующим образом:

— Правовая информация и информация государственных структур.

— Финансовая и экономическая информация.

— Информация о природных ресурсах и т. д.

Информационные ресурсы признаются одним из важнейших видов ресурсов в любой стране. В наиболее развитых странах они являются объектом особого внимания.

Сейчас активно идет процесс снижения ценности материального продукта, но повышается ценность информации. В современном обществе информация становится ценным продуктом.

Информационный продукт — информация всех видов, программные продукты, базы данных, представленные в форме товара, т. е. созданные с целью продажи за деньги или обмена на другие продукты.

Информационный продукт — это уникальный показатель эпохи всеобщей автоматизации и информатизации и имеет ряд определенных отличий от материального продукта. Так, любой информационный продукт обладает качеством, которое присуще информации в целом — он не подвержен амортизации, физическому износу. Вы можете неоднократно использовать информационный продукт, и он не потеряет в качестве и уникальности. Для примера: многократное воспроизведение фильма никак не повлияет на его содержание. Фильм не становится хуже с каждым просмотром. Но следует сказать, что информационный продукт подвержен так называемому моральному устареванию. Информация, которая была актуальной еще вчера, может потерять всю свою значимость и востребованность сегодня. Также показательным свойством информационного продукта является то, что расходы на его изготовление, как правило, в разы превосходят дальнейшие расходы на его тиражирование. Написать уникальную работу один раз всегда сложнее, чем затем размножить ее на тысячи экземпляров. Немаловажное свойство информационного продукта — его адресность. В зависимости от группы потребителей производитель выбирает форму и способ изготовления будущего информационного продукта. Так, публикация научной работы в профессиональном сообществе будет отличаться от способа популяризации той же научной идеи для школьников. Информационный продукт имеет свойство универсальности — может представлять ценность для разных областей применения, использоваться с разными целями в разных проектах.

Информационные продукты распространяются посредством информационных услуг.

Информационная услуга — это действия людей и организаций, направленные на получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.

Информационные услуги бывают различного вида, например: поиск и подбор информации. Различные кадровые агентства оказывают услуги по подбору персонала. К информационным услугам можно отнести деятельность различных учебных центров, рекламных агентств, разработку программ и веб-сайтов.

Как и при использовании традиционных видов ресурсов и продуктов, люди должны знать: где находятся информационные ресурсы, сколько они стоят, кто ими владеет, кто в них нуждается, насколько они доступны. Ответы на эти вопросы можно получить, если существует рынок информационных продуктов и услуг.

Рынок информационных продуктов и услуг (информационный рынок) — система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.

В пространстве информационного рынка можно выделить пять секторов:

научно-техническая продукция в виде проектных, технологических, методических разработок по разным отраслям;

объекты художественной культуры в виде текстовой, визуальной и аудиопродукции;

услуги образования: все виды обучения;

управленческие данные и сообщения: политическая и хозяйственная информация, статистические данные, данные о рыночной ситуации, рекламные сообщения, оценки и рекомендации по принятию решений;

бытовая информация: сообщения общего характера, сведения о потребительском рынке, сведения о рынке труда.

По мере продвижения к информационному обществу всё большие возможности, связанные с использованием информационных и коммуникационных технологий, появляются в сфере образования: оснащение школ мультимедийным компьютерным оборудованием и цифровыми лабораториями кабинетов физики, химии, биологии; формирование в школах медиацентров; подключение школ к сети Интернет; использование на уроках и в домашних условиях цифровых образовательных ресурсов; использование отдельных приложений для автоматизации административных функций: учет кадров, ведение штатного расписания школы, использование в подготовке расписания занятий, обмен документами с вышестоящими органами управления образованием. Все эти процессы указывают на формирование в образовательных учреждениях информационно-образовательной среды. Всё чаще в обучении используются электронные образовательные ресурсы, которые обеспечивают:

— моделирование и визуализацию информации об изучаемых объектах;

— интерактивное взаимодействие пользователя и средства ИКТ;

— хранение больших объёмов информации с возможностью лёгкого доступа к ним;

— автоматизацию процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента;

— автоматизацию организационного управления учебной деятельностью и контроля результатов усвоения;

— информационное взаимодействие между участниками образовательного процесса с помощью локальных и глобальной компьютерных сетей.

Для того чтобы, общаясь в Интернете с использованием различных его сервисов, не доставлять неприятностей собеседникам и не иметь их самому, полезно следовать некоторым несложным правилам, называемым сетевым этикетом. Правила сетевого этикета просты и похожи на правила поведения в реальной жизни.

Для общения в чате, форуме, телеконференции выбирайте себе псевдоним, или ник, не оскорбляющий других участников чата. Избегайте нейтральных имен, не дающих возможности представить кто вы: женщина или мужчина. Обращаясь к кому-либо, пишите его ник в начале вашей фразы. В официальной переписке принято использовать подпись, содержащую некоторую информацию об авторе письма: полное имя, должность или другие регалии, контактную информацию. Поскольку во многих случаях программы для работы с электронной почтой автоматически добавляют к письму однажды подготовленную подпись, будьте внимательны и не помещайте в подпись информацию, которую вы не хотели бы показывать всем своим корреспондентам.

В чате, форуме, гостевой книге общается большое количество разных людей, с разными мнениями и интересами. Следует быть тактичным и корректным в своих высказываниях. Не нападайте на человека только из-за того, что его мнение не совпало с вашим. Уходя из чата, не забудьте попрощаться с вашими собеседниками и, возможно, договориться о времени следующей совместной беседы.

Всегда заполняйте поле «Тема» своего письма. Ориентируясь по темам, проще выделить нужные письма в большом списке поступающей корреспонденции, а также отфильтровать спам (от англ. spam) — навязчивую рекламу. Отвечая на чье-либо письмо, в поле темы принято вписывать Re: Исходная тема. Большинство программ для работы с почтой эту фразу вписывают автоматически. Старайтесь не допускать грамматических ошибок. Многие современные текстовые редакторы и программы для работы с электронной почтой имеют встроенные системы проверки правописания. В любом случае полезно перед отправкой еще раз перечитать письмо. Не повторяйте многократно одну и ту же фразу, не забивайте «эфир».

В обычной (не деловой) переписке часто используются смайлики — комбинации текстовых символов. Использование смайликов способно придать письму живой характер и даже заменить жестикуляцию. Но не следует этим злоупотреблять — это будет уже плохим тоном. Общаясь в Интернете, сообщая сведения, выражая эмоции, не надейтесь на полную конфиденциальность переписки.

Коротко правила сетевого этикета можно сформулировать следующим образом.

Правила сетевого этикета

1. Ясно идентифицируйте себя.

2. Знайте и уважайте своего адресата.

3. Указывайте тему сообщения.

4. Пишите грамотно, кратко. Давайте чёткий ответ на поставленный вопрос.

5. В текстовых сообщениях можете выражать эмоции с помощью небольших рисунков, называемых смайликами.

6. Не запрашивайте подтверждения получения сообщения без необходимости.

7. Не допускайте спама — бессодержательных, навязчивых или грубых сообщений в адрес другого лица или группы лиц.

8. Не надейтесь на полную конфиденциальность переписки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *