Что такое общественное движение в истории 9 класс

Таблица по истории 9 класс § Общественное движение при Николае I

Славянофилы – братья И. В. и П. В. Киреевские, А. С. Хомяков, братья К. С. и И. С. Аксаковы, А. И. Кошелев, Ю. Ф. Самарин.

Западники – П. Я. Чаадаев, Т. Н. Грановский, С. М. Соловьёв, К. Д. Кавелин, П. В. Анненков, В. Г. Белинский, В. П. Боткин, И. С. Тургенев, Б. Н. Чичерин

ВопросКонсерватизмЛиберализмРеволюционные радикальные
ПредставителиНаиболее цельное выражение консерватизм получил в Теории официальной народности, разработанной министром С. С. Уваровым. Идеологию консерватизма развивали журналисты Ф. В. Булгарин, Н. И. Греч. Профессор истории Московского университета М. И. Погодин. Профессор Петербургского университета О. И. СенковскийУчастники революционных и просветительских кружков. Эти кружки были немноголюдны, их членами были в основном представители слоя разночинцев. Кружок братьев Критских, Московский кружок Н. В. Станкевича; В. Г. Белинский; М. А. Бакунин; члены кружка А. И. Герцена, Н. П. Огарева; Кружок петрашевцев, Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин; Н. А. Спешнев; В. А. Милютин
ВзглядыСогласно этой теории православие рассматривалось как духовная основа народа и нравственный стержень государства. Самодержавие признавалось лучшей и единственно возможной формой правления для России. Крепостное право расценивалось как благо и для народа, и для государства. Под словом «народность» подразумевалось отсутствие социальных противоречий в России, единство народа и царя. На основе этих идей делался вывод о том, что социальные и политические изменения в России не нужны и только нанесут вред основам русской жизниСлавянофилы были уверены в самобытности пути развития России. К самобытным чертам славянофилы относили крестьянскую общину как основу социальной. Земские соборы они оценивали как органы плодотворного сотрудничества народа и царя. Православие славянофилы считали единственно верной религией. Реформы, которые провёл Пётр I, славянофилы воспринимали как крайне негативный опыт насаждения чужеродных порядков, свернувших Россию с «истинного» путиСчитали необходимым кардинальные перемены системы революционным путём. Представителями кружков в основном являлись разночинцы. Кружок братьев Критских (1826-1827 гг.) развивал декабристские идеи и тактики. Вели пропаганду революционных идей офицеров, студентов, чиновников, не исключали возможности цареубийства. Кружок Станкевича (1831-1839 гг.) посвятил свою деятельность изучению работ западных философов. Они осуждали крепостничество, возлагали большие надежды на просвещение. Челны кружка Герцена и Огарева произведения французских просветителей, анализировали революционные события в Европе и изучали теорию утопического социализма. Герцен, будучи в эмиграции, разработал теорию русского социализма (1845-1849 гг.). Они обсуждали проблемы России, критиковали самодержавие и крепостное право

Общественное движение при Николае I

Консерватизм

Граф Уваров «Теория официальной народности».

Основана на трёх принципах (православие, самодержавие, народность).

Либерализм

Чаадаев, Соловьёв, Тургенев, Белинский, Боткин (врач), Кавелин.

1. Полагали, что развитие России и Западной Европы должно происходить по одному пути.

2. Часто идеализировали европейское общественное устройство.

3. Свобода слова, печати, отмена крепостного права.

Самарин, Хомяков, Аксаковы (братья), Кошелев.

1. Были уверены в самобытности пути развития России.

2. Православие – единственная верная религия.

3. Видели успех в сохранении исконных ценностей.

4. Сила власти – царю, сила мнения – народу.

Радикальное направление

Сторонники необходимости кардинальных перемен системы революционным путём. Братья Критские, Станкевич, Белинский, Герцен, Огарёв, Достоевский, Салтыков-Щедрин.

Источник

ГДЗ история 9 класс часть 1, 2 Арсентьев, Данилов Просвещение 2019-2020 Задание: § 8–9 (8–9) Общественное движение при Александре I Выступление декабристов

Стр. 55. Вопрос в начале параграфа

Почему произошло выступление декабристов? Какие последствия для дальнейшей истории России оно имело?

Несмотря на разгром выступления декабристов, Николай I оказался под сильным впечатлением от этого события. Опасаясь повторения подобных выступлений, он, с одной стороны, усилил меры противодействия по отношению к возможным заговорам, а с другой – предпринял шаги к осторожному продолжению реформ, которые помогли бы снять напряженность в обществе.

Стр. 57. Вопрос к пункту 4

Вспомните когда и с какой целью была создана «Русская Правда» Ярослава Мудрого.

Русская Правда была создана в XI-XII вв. Древнейшим сводом является Правда Ярослава (1016 год). Русская Правда была создана с целью установить порядок в государстве. Принятие единого свода законов для всей Руси имело огромное значение для укрепления государства.

Стр. 59. Вопрос к пункту 7

Какой порядок престолонаследия существовал в Российской империи в начале XIX в.? Кем и почему он был установлен?

В основе порядка престолонаследия в Российской империи в начале XIX в. был положен принцип первородства. Умершему императору должен был наследовать его старший сын, а затем другие представители мужского пола по старшинству. Таким образом, наследование престола зависело не от прихоти царя, а от заведенного в стране порядка.

Акт о престолонаследии был принят Павлом I 5 апреля 1797 г. Павел I, еще будучи наследником престола, понимал, что указ Петра I был оправдан отсутствием реального наследника, способного продолжить дело великого царя. Однако последующие события, многочисленные дворцовые перевороты, усиление роли фаворитов при дворе и их попытки достичь высшей власти делали необходимым изменить этот порядок. Павел полагал, что если бы действовал принцип первородства при наследовании российского престола, то законным императором после своего отца был бы он, а не Екатерина.

Стр. 62. Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Объясните суть понятия «общественное движение».

Общественное движение – объединения людей, внимание которых сосредоточено на социальных или политических проблемах.

2. Какие слои общества составляли в России с первой четверти XIX в. основу общественного движения?

Основу общественного движения в первой четверти XIX в. составляло либерально мыслящее дворянство.

3. Как повлияла Отечественная война и Заграничные походы на общественные настроения?

Отечественная война 1812 г. и Заграничные походы русской армии привели к распространению в России либеральных идей. Тысячи молодых офицеров впервые увидели, что можно жить иначе, чем в России, осознали необходимость перемен. Постепенно складывалось понимание того, что сохранение крепостных порядков сдерживает развитие страны. Нерешительность властей в проведении реформ, проявившаяся в послевоенный период, привела к созданию тайных обществ и кружков.

4. Чем отличалась тактика, выбранная членами «Союза спасения», от тактики «Союза благоденствия»?

Тактика «Союза спасения» заключалась в обсуждении идеи о возможности военного переворота.

Тактика «Союза благоденствия» заключалась в пропаганде передовых идей, воспитании и образовании населения с целью распространения либеральных идей.

5. В чём состояла главная причина династического кризиса 1825 г.?

Александр I умер 19 ноября 1825 г. У императора не было сыновей, наследником престола по закону считался его брат Константин Павлович. Однако Александр оставил завещание, в котором своим наследником объявлял другого брата, Николая Павловича. Сложность состояла в том, что завещание Александра сохранялось в тайне, как и то, что Константин отказался от своих прав на престол еще три года назад. Поэтому вся страна, 27 ноября 1825 г., начала присягать императору Константину. Таким образом, страна присягнула Константину как новому императору, но тот престола не принял и принять не мог, а законный император Николай не имел возможности вступить на престол без официального манифеста Константина об отречении.

6. Почему декабристы не сообщали выведенным ими на Сенатскую площадь солдатам об истинных причинах выступления?

Солдаты выступали за соблюдение законности при вступлении на престол нового царя. Таким образом, если бы солдаты знали истинные цели выступления, то они не выступили на стороне декабристов.

7. Сформулируйте значение выступления декабристов.

Восстание декабристов привело к усилению мер противодействия по отношению к возможным заговорам, но при этом предпринял наги к осторожному продолжению реформ, которые помогли бы снять напряженность в обществе.

8. Как власти расправились с участниками выступления декабристов?

Осужденные были разделены на четыре категории (разряда), в зависимости от тяжести приговора. Пятеро декабристов – Пестель, С. И. Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин, Каховский и Рылеев – были поставлены «вне разрядов» и приговорены к высшей мере наказания – смертной казни через повешение. 13 июля 1826 г. они были казнены в Петропавловской крепости. Свыше ста декабристов были сосланы на каторгу и на вечное поселение в Сибирь. Многих офицеров разжаловали в солдаты и отправили на Кавказ. Туда же был направлен весь Черниговский полк.

Стр. 63. Работаем с картой

1. Опираясь на карту-схему, расскажите о событиях, произошедших 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади.

14 декабря 1825 г. на Сенатскую площадь декабристам удалось вывести лишь несколько рот (всего свыше 3 тыс. солдат при 30 офицерах). К восставшим прибыл М. А. Милорадович, который попытался доказать рядовым участникам выступления, что их обманывают, однако декабрист Каховский выстрелил в него и смертельно ранил. После этого Николай, стянувший к площади войска, верные ему и принесшие ему ранее присягу, приказал открыть огонь по мятежникам. Отступать декабристам было некуда – путь к Исаакиевскому мосту, Крюкову каналу, набережным были закрыты войсками и артиллерией. Восстание было разгромлено, погибло от 200 до 300 человек.

2. Покажите на карте России XIX в. территорию, где произошло восстание Черниговского полка.

Что такое общественное движение в истории 9 класс. Смотреть фото Что такое общественное движение в истории 9 класс. Смотреть картинку Что такое общественное движение в истории 9 класс. Картинка про Что такое общественное движение в истории 9 класс. Фото Что такое общественное движение в истории 9 класс

Стр. 63. Думаем, сравниваем, размышляем

1. Программу какого из тайных обществ («Союз спасения», «Союз благоденствия», Южное общество, Северное общество) вы можете назвать наиболее радикальной? Поясните свой выбор.

Наиболее радикальной является программа Южного общества («Русская Правда» П. И. Пестеля), так как основной целью была ликвидация самодержавия и создание в России республики. Крепостное право не только уничтожалось, но и земля делилась на общественные и частные земли, которые конфисковались у наиболее крупных помещиков.

2. Опираясь на текст параграфа, сравните «Русскую Правду» П. И. Пестеля и «Конституцию» Н. М. Муравьева по самостоятельно отобранным критериям.

«Русская правда»«Конституция»
Сходство в следующих вопросах
Провозглашение гражданских прав, уничтожение сословий
Отмена крепостного права
Различия в следующих вопросах
РеспубликаКонституционная монархия
Разделение властей (законодательная – Народное вече, исполнительная – Державная дума)Исполнительная власть – император, законодательная – Народное Вече
Всеобщее избирательное правоВысокий имущественный ценз
Земля – общественная и частнаяБольшая часть земли в руках помещиков
Унитарное государствоФедеративное государство
Единый национальный признакФедерации по национальному признаку
Самостоятельность ПольшиПольша в составе России

Все права защищены. Правообладатель: ООО «Ксеноксс», рег. №40003805219, юр. адрес: Курземес пр. 106/45, LV-1069, Рига, Латвия. Для публикации на euroki.org

3. Разделите восстание на Сенатской площади на два этапа. Какое событие, по вашему мнению, стало рубежом между этими этапами?

Таким образом, декабристы не имели шансов взять власть в свои руки и реализовать планы переустройства России. Сами планы переустройства России также не были популярны у широких слоев населения. Во-первых, ограничение самодержавия и введение выборности и гражданских прав и свобод не поддерживало дворянство. Во-вторых, решение крестьянского вопроса по «Конституции» Н. М. Муравьева не было бы поддержано крестьянами, так как фактически данное решение вынуждало бы их работать на помещика по найму.

4. Выясните, кто из жён декабристов последовал вслед за мужьями к месту каторги и ссылки. Какими нравственными и духовными принципами они руководствовались?

М. Н. Волконская – жена С. Г. Волконского;

А. Г. Муравьева – жена Н. М. Муравьева;

Е. И. Трубецкая – жена С. П. Трубецкого;

Полина Гёбль – невеста И. А. Анненкова;

Камилла Ле Дантю – невеста В. П. Ивашева;

А. И. Давыдова – жена В. Л. Давыдова;

А. В. Ентальцева – жена А. В. Ентальцева;

Е. П. Нарышкина – жена М. М. Нарышкина;

А. В. Розен – жена А. Е. Розена;

Н. Д. Фонвизина – жена М. А. Фонвизина;

М. К. Юшневская – жена А. П. Юшневского;

Е. А. Бестужева – сестра Н. А. Бестужева.

Эти женщины клялись быть со своими мужьями (мужчинами) в горе и радости, они сдержали свое слово. Они считали это своим долгом, быть рядом со своими близкими. Именно это лежит в основе их поступков.

5. Составьте (в тетради) список художественных произведений, посвящённых теме восстания декабристов.

А. С. Пушкин «Во глубине сибирских руд», «Мой первый друг, мой друг бесценный»;

Н. А. Некрасов «Русские женщины»;

А. Дюма «Учитель фехтования»;

Н. А. Эйдельман «Апостол Сергей», «Лунин», «Большой Жанно»;

А. И. Гессен «Во глубине сибирских руд»;

М. Д. Марич «Северное сияние»;

О. Д. Форш «Первенцы свободы»;

В. А. Жадько «Восставшие против императора»;

Л. Р. Вершинин «Первый год Республики»;

Е. П. Чудинова «Декабрь без Рождества;

Д. С. Мережковский «14 декабря»;

А. Н. Толстой «Полина Гёбль».

Фильмы «Декабристы» (режиссер А. В. Ивановский», «Звезда пленительного счастья» (режиссер В. Я. Мотыль), «Нет чужой земли» (режиссер Б. Ц. Халзанов), «С. В. Д.» (режиссеры Г. М. Козинцев, Л. З. Трауберг), «Союз Спасения» (режиссер А. Ю. Кравчук).

6. «Над ними нет ни камня, ни креста, могила их — весь остров Декабристов», — написал современный поэт А. М. Городницкий. Выясните, как происходили поиски захоронения пяти казнённых декабристов, определите, в каком из районов Петербурга расположено наиболее вероятное место этого захоронения.

Наиболее вероятное место захоронения декабристов расположено на острове Декабристов, который до 1926 года носил название остров Голодай.

Захоронение пяти декабристов – П. Пестеля, К. Рылеева, П. Каховского, С. Муравьева-Апостола и М. Бестужева-Рюмина – прошло в тайне. В первой половине XIX в. считалось, что казненных похоронили на острове Голодай. Считалось, что их похоронили на окраине острова, в одной яме, за немецким кладбищем.

В июне 1917 г. петроградские газеты сообщили о находке могилы декабристов. В июне 1917 г. во время рытья траншеи для прокладки водопровода был найден гроб, после чего было вырыто еще 4 гроба. В первом робу был найден скелет, одетый в офицерскую форму времен Александра I. По остаткам одежды было определено, что захоронено трое военных и двое гражданских, что соответствовало истине: Пестель, Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин были военными, а Рылеев и Каховский были гражданскими. Однако экспертиза показала, что останки принадлежат четверым, а не пятерым людям, к тому же останки одного тела – это останки мальчика двенадцати лет. Таким образом, эта теория была разбита.

Несмотря на многочисленные попытки, найти место захоронения декабристов так и не удалось по сей день. Но остров Голодай в 1926 г. был переименован в остров Декабристов, как в наиболее вероятное место их захоронения.

Источник

ГДЗ конспекты по истории России 9 класс Общественное движение при Александре I

Общественное движение – явление, при котором разные слои населения выдвигаются различные идеи о перестройке общества.

Первыми русскими революционерами были декабристы – представители армии, военные, дворяне.

Истоки движения декабристов:

ненависть к самодержавию, крепостничеству;

война 1812 года разбудила политическое самосознание народа;

идеи французских просветителей (Руссо, Вольтер, Монтескье);

идеи русских просветителей (Радищев, Новиков) об отмене крепостного права;

революционные события в Испании, Португалии, Греции.

Тайное общество декабристов:

1. «Союз спасения» 1916 г.

2. «Союз благоденствия» 1818-1821 гг.

3. «Южное общество» 1821 г.

4. «Северное общество» 1821 г.

5. «Общество соединённых славян» 1818 г.

Программы:

Северное общество

(Никита Муравьёв)

Западное общество

(Павел Пестель)

«Конституция»«Русская правда»Россия – конституционная монархияРоссия – демократическая республикаЗаконодательная власть – у парламентаЗаконодательная власть – у однопалатного парламентаИсполнительная власть – у императораИсполнительная власть – у Державной думыОтмена крепостного праваСохранение земель у помещиковЗемля делится на частную и общественнуюЛиквидация сословий. Свобода слова, печати, собраний. Неприкосновенность личности. Равногласный судЛиквидация военных поселений. Отмена рекрутских наборов. Введение воинских повинностей

Общественное движение при Александре I

«Русская правда» Пестеля: за установление республики.

Отмена крепостного права.

• Земельный фонд страны.

«Конституция» Муравьёва: Россия – конституционная монархия.

Отмена крепостного права.

• Сохранение земель за помещиками.

• Наделение бывших крестьян небольшими наделами земли на условиях аренды у помещиков.

Ликвидация сословий, свобода слова, печати, собраний.

Источник

Общественное движение

Общественное движение в России в период правления Александра II

Реформы, которые проводились в России в 1860-70-х годах были достаточно ограниченными и противоречивыми, несмотря на всю их значимость для истории. Это оказало влияние на усиление идейно-политической борьбы и, как результат, привело к тому, что в общественном движении были сформированы три окончательных направления: революционное, либеральное и консервативное, которые представлены на рисунке 1.

Консерватизмом (франц. и лат. – сохранять) называли такое общественно идейно-политическое течение, которое отстаивало незыблемость и сохранность традиционных основ и устоев общества. Его приверженцы поддерживали самодержавие, которое, как они полагали, лежало в основе государства, а также говорили о необходимости свертывания реформ и проведения контрреформ, включая оставление права землевладения за помещиками. Среди консерваторов-идеологов были Д.А. Толстой, В.П. Мещерский, К.П. Победоносцев, М.Н. Катков и др.

Что такое общественное движение в истории 9 класс. Смотреть фото Что такое общественное движение в истории 9 класс. Смотреть картинку Что такое общественное движение в истории 9 класс. Картинка про Что такое общественное движение в истории 9 класс. Фото Что такое общественное движение в истории 9 класс
Рисунок 1 – Схема общественного движения в период правления Александра II

В основе консерватизма лежали чиновно-бюрократический государственный аппарат, периодическая печать и церковь. Они же были и основной его сферой распространения. Консервативный традиционализм вплоть до 1917 года признавали в качестве официальной идеологии России.

Либерализм (лат. – свободный) – это общественно-политическое течение, которое возникло среди интеллигенции, выступавшей за то, чтобы ввести конституционные начала в политико-правовую систему, а также продолжить реформы и ввести демократические свободы. Либералы были против революции и говорили об эволюционном пути развития страны. Именно поэтому они были вполне готовы сотрудничать и идти на компромисс с самодержавием.

В основном они подавали на имя императора «всеподданнейшие адреса» – ходатайства с предложением программ возможных преобразований в работе земских учреждений и т.д. Идеологами данного направления были К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин и др.

Либеральное общественное движение было очень аморфным и у него отсутствовала какая-либо устойчивая организационная структура. Существовало множество серьезных разногласий между различными группами данного движения.

Основным печатным органом западнических либералов был важный журнал «Вестник Европы», руководил которым М.М. Стасюлевич. Его постоянными авторами были такие знаменитые писатели как Д.Н. Мамин-Сибиряк, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин, а также историки С.М. Соловьев, В.И. Герье и др.

Славянофильские либералы печатались в журнале «Русская беседа», которым руководил А.И.Кошелев.

Идея об учреждении в России земского представительства при верховной власти была выдвинута И.И. Петрункевичем и С.А. Муромцевым, земскими либералами, в конце 1870-х. В большей степени это было связано с тем, что ключевые посты в конце царствования Александра II в исполнительной власти занял М.Т. Лорис-Меликов. В основе программы его деятельности лежала идея о сотрудничестве с либеральными общественными кругами, а также привлечение их к борьбе с революционным движением. Он сумел установить дружеские взаимоотношения с М.И. Семевским, который был историком и издателем журнала «Русская старина», А.Д. Градовским, профессором правоведения, М.Ф. Кони, известным юристом, К.Д. Кавелиным, либералом, и др.

28 января 1881 года, М.Т. Лорис-Меликов представил императору доклад, который историки и публицисты иногда называют «Конституцией Лорис-Меликова», не имя на то достаточных оснований. В основе данного доклада лежала идея об учреждении подготовительных комиссий, к участию в которых привлекались представители земских органов. В обязанности данных комиссий должно было входить обсуждение законопроектов и высказывание своего мнения о них до того, как их внесут в Государственный совет. Естественно, нельзя назвать данный проект конституцией, т.к. в нем полностью сохранялся принцип неограниченного самодержавия, и он не затрагивал кардинально политическую систему страны.

Император одобрил проект в основном, однако, в результате террористического акта, произошедшего 1 марта 1881 года, его убили народовольцы. Вслед за ним на престол вступил Александр III, который совместно с реакционным окружением, отверг предложение М.Т. Лорис-Меликова, который вскоре отправился в отставку.

Наиболее активную позицию в общественном движении занимали представители революционного направления, стремившиеся к коренному переустройству общества, в основном силовым путем. Идеологией данного движения была теория особого развития России, некапиталистического, путем общинного социализма. Основными идеологами были А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский. Они подвергали критике капитализм и считали, что основной ячейкой будущего социалистического общества должна стать крестьянская община. Из этих теоретических воззрений выросло новое радикальное течение – народничество.

Народничество

Пути достижения нового справедливого общества сформулировали другие идеологи революционного народничества, которые заложили основы трех идейных течений (рисунок 2):

Что такое общественное движение в истории 9 класс. Смотреть фото Что такое общественное движение в истории 9 класс. Смотреть картинку Что такое общественное движение в истории 9 класс. Картинка про Что такое общественное движение в истории 9 класс. Фото Что такое общественное движение в истории 9 класс
Рисунок 2 – Идейные течения народничества

На протяжении долгих лет, начиная со второй половины XIX и до начала XX века, эта теория утопического народнического социализма была основой большинства радикально-революционных течений и политических партий.

Также немаловажно и то, что в основе революционного радикализма лежали особенности социально-экономического и политического развития страны (самодержавная власть, ограниченность реформ, произвол полиции, отсутствие политических свобод, а также общинно-коллективистский уклад жизни большей части населения). Ввиду того, что в России не было гражданского общества, возникать там могли лишь только тайные организации.

Народническая идеология формировалась, начиная с 1861 года и вплоть до середины 1870-х годов. В это же время также создавались тайные революционные кружки.

Все это возникало в качестве результата неудовлетворенности крестьянской реформой 1861 года. Основные организации изображены на рисунке 3.

Что такое общественное движение в истории 9 класс. Смотреть фото Что такое общественное движение в истории 9 класс. Смотреть картинку Что такое общественное движение в истории 9 класс. Картинка про Что такое общественное движение в истории 9 класс. Фото Что такое общественное движение в истории 9 класс
Рисунок 3 – Основные народнические организации

Самой первой тайной организацией была «Земля и воля» (1861–1864), которую создали и взяли под руководство Н.А. и А.А. Серно-Соловьевичи, Н.Н. Обручев, Н.А. Слепцов, Н.И. Утин и др. Они активно контактировали с редакцией газеты «Колокол» (А.И. Герцен и Н.И. Огарев), а также с комитетом русских офицеров на территории Польши. Ими были создан ряд местных организаций в Петербурге, Москве и Казане, а также они регулярно выпускали революционные прокламации. «Земля и воля» приняла решение о самороспуске в 1864 году.

Другие тайные организации начали создаваться с середины 1860-х. В 1863–1866 годах существовал кружок И.А. Худякова и Н.А. Ишутина. Его участник по имени Д. Каракозов совершил покушение на Александра II в апреле 1866 г. С.Г. Нечаев создал в 1869 году тайную организацию «Народная расправа», которая использовала провокационные методы в своей революционной деятельности. В результате это привело к убийству студента И. Иванова, который был заподозрен в предательстве.

Кружок «чайковцы», которым руководили Н.В. Чайковский, М.А. Натансон, С.Л. Перовская и др. был крупной народнической организацией. Его представители считали важным начать «хождения в народ».

Народники начали активно бороться с самодержавной властью в середине 1870-х годов. В 1874–1876 годах многие молодые разночинцы, взяв за основу теории народничества, организовали «хождение в народ», основной целью которого было просвещение и пропаганда революционных идей. Однако эта идея не увенчалась успехом – крестьяне не поняли этот благородный порыв.

В 1876 году образовали новую тайную организацию «Земля и воля», в программе которой было предусмотрено свержение самодержавной власти путем революции, передача всей земли крестьянам, а также введение мирского самоуправления. Организацией руководили Г.В. Плеханов, С.М. Кравчинский, А.Д. Михайлов, В.Н. Фигнер, Н.А. Морозов и др. При участии данной организации перед Казанским собором в Петербурге в 1876 году провели первую в России политическую демонстрацию, где выступал Г.В. Плеханов. В 1877 году большинство участников «Земли и воли» решили предпринять второе «хождение в народ». Они вели пропаганду путем того, что селились в деревнях на длительный срок и работали там мастеровыми, врачами, учителями. Однако данная пропаганда не дала нужных результатов. Некоторые народники начали склоняться к террористической борьбе. В мае 1878 года В.И. Засулич совершила покушение на Ф.Ф. Трепова, петербургского градоначальника, а в августе того же года С.М. Кравчинским был убит шеф жандармов Н.В. Мезенцев.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *