Что такое общественное устройство скифов
Политический и общественный строй скифских племен
Обстоятельства возникновения Скифии, как политического образования, представляют одну из спорных проблем древней истории Северного Причерноморья. Буржуазные ученые полагали, что в VI—V вв. до н. э. существовала могучая скифская держава, распространявшая свою власть не только на области Причерноморья, но и на Добруджу в восточную Венгрию на западе и вплоть до восточной Пруссии на севере. Под покровительством этой могущественной державы якобы и могли только возникнуть и расцвести среди грубых воинственных племен греческие колонии. С IV в. начался будто бы упадок и раздробление этого государства, в результате чего ко II в. до н. э. от громадной скифской империи уцелело лишь небольшое царство в Крыму.
Археологические данные и известия древних писателей свидетельствуют, однако, о необоснованности этих представлений. В действительности в VI—V вв. до н. э. Скифия являлась не государством, а объединением многих племен с множеством династов-номархов, как их называли античные писатели, и базилевсов-вождей. Именно этим обстоятельством, а не покровительством могущественного скифского государства следует объяснить, почему греческие колонии не только смогли обосноваться в Северном Причерноморье, но и в течение долгого времени сохраняли самостоятельность. Скифская племенная знать была заинтересована в установлении прочных связей с греками, с целью своего обогащения и получения от них разнообразных предметов роскоши. Содействием местной знати только и может быть объяснена та легкость, с какой греки обосновались в различных местах Северного Причерноморья. Имеется, например, известие, что при основании Пантикапея территория будущего города была уступлена грекам местным скифским царьком. Греки умело использовали эту жажду обогащения скифской знати, натравливая скифов друг на друга путем подкупа вождей и царьков и тем устраняя опасность для своего владения. Фукидид, говоря, что «ни один народ сам по себе не в силах устоять прэтив скифов, если бы все они жили между собой согласно», указывал, что даже в V в. они еще не были связаны прочной политической и военной организацией.
Общественный строй скифов в VI—V bb. до н. э. еще не выходил далеко за рамки первобытно-общинных порядков. Органами правления были народное собрание, совет старейших и племенные вожди. Страна скифов, но Геродоту, делилась на ряд округов, управляемых особыми начальниками. По всей вероятности, это были племенные или родовые территории. Каждый округ имел свой центр, куда население собиралось для обсуждения тех или иных общих вопросов.
Если судить по легендам о происхождении скифов, у них в наследовании господствовал минорат, т. е. переход отцовского хозяйства в руки младшего сына. Старшие сыновья выделялись еще при жизни отца. В числе наследственного имущества были и жены умершего отца. Так, «царевич» Скил получил в наследство царскую власть и одну из жен отца, скифянку Опию. О сохранении родовых кровных связей в скифском обществе свидетельствует обычай побратимства. Каждый из побратимов, вступающих в союз, выпускал несколько капель своей крови в сосуд, а затем оба, смешав свою кровь, пили ее и после этого считались братьями.
С другой стороны, имеются сведения о таких явлениях, которые свидетельствуют о разрушении у скифов родовых связей. Геродот рассказывает, что родственники, находившиеся в ссоре между собой, имели возможность выступить друг против друга в единоборстве перед лицом царя и что победитель не только не стыдился своего поступка, но, наоборот, хвастался им перед гостями, показывая чаши, сделанные из черепов своих родственников-врагов.
Весьма любопытное указание содержится в рассказе Геродота о священном скифском золоте, связанном, как сказано выше, своим происхождением со скифами-земледельцами. Он сообщает, что уснувший с этим золотом под открытым небом во время праздника не проживет больше года, поэтому ему дается столько земли, сколько он сам объедет на коне за один день. Из этого можно заключить, что у скифов земля распределялась между хозяйствами ежегодно и что площадь надела ограничивалась.
Какие отношения существовали в мирное время между племенами, составлявшими скифский союз, точно неизвестно. Однако, по словам Геродота, царские скифы господствовали над другими племенами, считали их своими рабами и, можно думать, получали от них дань. Страбон указывал, что скифы-кочевники занимались войной с целью обложения своих соседей данью. Могучие валы, которыми обносили свои поселения жители Среднего Поднепровья, свидетельствуют, насколько велика и постоянна была опасность для оседлого населения этой территории со стороны кочевых соседей и какие усилия затрачивались ими для предупреждения грабительских набегов.
О далеко зашедшей имущественной дифференциации свидетельствуют скифские могилы VI и главным образом IV—111 вв. до п. э. Наряду со сложными, богато обставленными погребениями, речь о которых шла выше, имеются погребения среднего слоя, отличающиеся наличием хорошего вооружения, и, наконец, во множестве встречаются бедные могилы, почти вовсе лишенные инвентаря и содержащие простые и грубые предметы.
Особенно тесно связывались с торговой аристократией греческих колоний верхи скифского общества. Они усваивали греческую бытовую обстановку, греческие обычаи и представления. Пользуясь своим положением и властью, скифские царьки и старейшины всякими средствами добывали продукты, которые можно было продавать грекам. Клеарх был, несомненно, прав, когда говорил, что «скифский народ сделался несчастнейшим па всех смертных вследствие удач во всем, богатства и прочего благосостояния. Это очевидно из одежды и образа жизни старейшин. Поддавшись же роскоши и притом устремившись к ней первыми из всех людей, они дошли до высшей степени жестокости… Они над всеми господствовали так надменно, что рабское служение у них, для всех соединенное со слезами, разгласило в последующих поколениях, что значит выражение «от-скифов». Автор этого известия жил во второй половине IV в. до и. э. Скифы, по его словам, надменно и жестоко господствовали над фракийцами, но надо думать, что страдали не одни фракийцы и «рабское служение, соединенное со слезами», было уделом многих других подпавших под скифскую власть племен.
Подкупая скифских царьков и пользуясь их поддержкой, предприимчивые греки проникали в Скифию, где получали большие богатства. Массы скифского общества не раз пытались оградить себя от греческого «влияния». Царский сын Анахарсис, вернувшись из путешествия па Греции, пытался ввести в Скифии греческие формы культа и был за это убит. Геродот рассказывает, что скифский царь Скил был сыном гречанки (истрианкп), которая дала ему греческое воспитание. Царствуя над скифами, он не любил скифского образа жизни и много времени проводил в греческой колонии Ольвии. Там он построил себе роскошный дворец, вокруг которого стояли мраморные сфинксы и грифы. В нем он поселил одну из своих жен. Находясь в Ольвии, Скил носил греческое платье, приносил жертвы греческим богам и вообще во всем жил по-эллииски. Геродот сообщает, что, приходя в город, он оставлял свою дружину за городскими степами и что во время его пребывания в Ольвии городские ворота запирались, чтобы скифы не могли видеть своего царя. Однако, несмотря на это, поведение Скил а стало известно скифам. Произошло возмущение, и он был свергнут, а затем убит.
Можно быть уверенным, что тяготение скифского царя к эллинскому образу жизни вовсе не было таким исключением, как это представляется Геродоту. Скифская знать охотно усваивала «плоды эллинской цивилизации», доказательством чего могут служить богатые скифские могилы; IV—III вв. до н. э., содержащие большое количество вещей греческого быта и греческого производства.
Серьезным источником обогащения у скифов являлась война Война доставляла воешюпленных, обращаемых в рабство. Геродот сообщает,. что своих рабов скифы нередко ослепляли. Очевидно, речь здесь идет об известном и у других древних народов обычае нанесения увечий рабам с целью затруднить им возможность побега. Война доставляла также скот и продукты земледелия, которые можно было продать или приобщить к своему хозяйству.
Львиную долю добычи получали вожди и их военная дружина. Власть скифских вождей-царей была наследственной, сосредоточенной в руках определенных знатных и богатых семей. И хотя скифское народное собрание подчас свергало неугодного ему царя, но преемник его всегда выбирался из той же царской семьи. Власть скифских царьков увеличивалась в связи с выполнением ими культовых обязанностей и считалась божественного происхождения. О роли царей в культе свидетельствуют находимые в царских могилах ритуальные сосуды, а наличие у скифов представления о божественности царской власти известно со слов Геродота. Между прочим он сообщает, что ложная клятва богине царского очага, т. е. праматери царя, вызывала болезнь царя и каралась смертью.
Во время больших военных предприятий скифские племена объединялись друг с другом и перед лицом врага оказывалась огромная армия. Войны способствовали укреплению политических связей между скифскими племенами.
Кроме борьбы с киммерийцами и походов в Переднюю Азию, серьезным поводом для укрепления связей племен, входивших в скифский союз, явился поход в Причерноморье персидкого царя Дария. Подчинив своей власти весь Передний Восток и в том числе малоазийские греческие города, Дарий стремился распространить власть Персидского дарства на весь тогдашний цивилизованный мир. Имея в виду покорение причерноморских греческих городов и, как полагает Геродот, мщение скифам за их набеги в Переднюю Азию, Дарий в 514 г. дон. э. с громадным войском двинулся вдоль западного побережья Понта. По словам Геродота, он перешел Дунай и вторгся в землю скифов. Последние, уклоняясь от решительного сражения, заманивали персов все дальше и дальше в степь, уничтожая пастбища и источники питьевой воды и изнуряя врагов неожиданными нападениями.
Угроза иноземного завоевания привлекла к союзу со скифами савро-матов. Опасаясь гибели всей своей армии, Дарий был вынужден повернуть обратно, не добившись никакого успеха.
Объединенные кочевые скифы двинулись по следам Дария и достигли фракийского Херсонеса (полуостров Галлиполи), уничтожая все результаты персидских побед во Фракии. По словам Геродота, скифы намеревались вторгнуться даже в Персию и якобы отправили своих послов в Спарту с целью заключения с нею военного союза для борьбы с персами.
О дальнейшей политической истории скифов известно очень мало. Античные писатели сохранили несколько рассказов, из которых явствует, что в V b. до н. э. происходили военные столкновения скифов с агафирсами и одрисами, а также, что скифские цари и цари одрисов вступали между собой в родственные отношения. Известно, что скифский царь Атей вел в IV в. победоносную войну с трибаллами — фракийским племенем, занимавшим область по берегу Дуная, выше гетов. К 339 г. относится столкновение скифов с македонским царем Филиппом II, окончившееся поражением скифского войска и гибелью Атея. Выступления скифов на западе продолжались и во времена Александра Македонского. В 331 г. полководец Александра — Зопирион совершил поход против Ольвии. По сведениям Помпея Трога и Павла Оросия, его тридцатитысячное войско было разбито и стерто с лица земли скифами.
По словам Арриана, к Александру дважды прибывали посольства от европейских скифов. В 329—328 гг. скифское посольство пришло к Александру вместе с возвращавшимся из Скифии македонским посольством, имевшим целью ознакомиться с природой скифской страны, с численностью, обычаями и вооружением скифов.
Социальный строй скифов
Социальный строй скифов
Политическое господство в Скифии принадлежало скифам царским, которые считали все подвластные им племена своими рабами, но, по-видимому, они являлись скорее данниками. Власть в стране принадлежала роду скифских царей, разделявших свое управление по трем основным коленам в соответствии с тройственным территориальным делением Скифии, установившимся, согласно скифской генеалогической мифологии, изначально.
Мнение о сохранении у скифов в раннее время патриархально-родового строя основывается на ошибочном предположении, что в скифском обществе, которое состояло из патриархально-семейных хозяйств, род обеспечивал преобладание общинного над частнособственническим, таким образом, родоплеменная община с ее практикой коллективного производства, потребления и развитой взаимопомощи не допускала возникновения крайних имущественных различий и крайней бедности среди скифов.
В действительности же скифская семья и община были иными. Ученые единодушно отмечают, что матриархат у скифов остался давно позади, что женщина в семье находилась в подчиненном положении и ее роль сводилась к занятиям домашним хозяйством. У скифов, как это видно из генеалогических мифов, родство и наследование велось по мужской линии. Ответ на вопрос, что могла представлять собой скифская семья, отчасти находится в мифе о происхождении савроматов. Из текста Геродота следует, что в скифской семье допускался сравнительно легкий выдел взрослых членов и, таким образом, речь идет не о патриархальной, а о малой индивидуальной семье. Очевидно, у скифов, как и у многих других кочевых народов, существовало раннее выделение из семьи подрастающего поколения – взрослых сыновей – и наделение их необходимым имуществом и скотом для ведения самостоятельного хозяйства.
Для ведения кочевого хозяйства требовалось большое количество рабочих рук. С особыми трудностями был связан выпас скота не только в зимнее время, но и в плохую погоду. Много труда требовала переработка продуктов скотоводства, стрижка овец, изготовление войлока, обработка кож, мехов и пр.
Кочевники, что подтверждается этнографией и свидетельствами письменной истории, широко применяли рабский труд не только в домашнем, но и в скотоводческом хозяйстве, на тяжелых работах. Приведу в качестве примера следующее сообщение В. Рубрука о золотоордынских татарах XIII в.: «Когда русские не могут дать больше золота или серебра, татары уводят их и их малюток, как стада, чтобы караулить их животных». Или еще одно сообщение И.П. Петрушевского: «Закончив ограбление города и дележ добычи, они (золотоордынцы. – В.Г.) принимались за горожан: военных убивали, семьи их обращали в рабство. Девушек и молодых женщин также обращали в рабынь и делили между знатью и воинами. Ремесленников и искусных мастеров распределяли в качестве рабов…».
Вероятно, скифская знать также захватывала в плен ремесленников, чтобы держать их в качестве рабов в мастерских. Подтверждение этому видят в том, что в ранних могилах имеются изделия торевтов, в которых сочетаются скифские и переднеазиатские, а в более поздних – античные и скифские художественные элементы. Часть таких вещей могла изготовляться в мастерских при ставках скифских царей.
Илл. 92. Элементы конской узды (из курганов у с. Колбино):
а) бронзовые нащечники в виде головы волка, курган № 10;
б) роговые псалии с резным изображением головы лося, курган № 8;
в) реконструкция конской узды по материалам «Частых курганов» (по П.Д. Либерову);
г) серебряные псалии, курган № 26;
д) бронзовый налобник в виде головы хищной птицы, курган № 4;
е) серебряный конский налобник в виде головы грифона, курган № 3
Вероятно, свободные ремесленники и торговцы составляли важные социальные группы у скифов. Некоторые исследователи считают, что в Скифии существовали касты. Однако весь уклад жизни кочевых скифов мало этому соответствовал.
Основную массу населения составляли свободные общинники, простые кочевники-скотоводы. По-видимому, в V–IV вв. до н. э. происходил процесс их постепенного обеднения. Об этом говорит и тот факт, что в то же время увеличивалась доля пехоты в скифском войске. Так, у Сатира было 20 тыс. скифской пехоты и 10 тыс. всадников. Вероятно, пехота вербовалась именно из разорившихся свободных скотоводов, не имевших верховых лошадей.
Основной массой скота, составлявшего главное средство производства, владели богатые скифы. В таких хозяйствах самую тяжелую работу наряду с рабами выполняли и обедневшие родственники, как это было принято у всех кочевых народов.
Некоторое время в науке бытовало мнение, что у скифов существовал рабовладельческий строй, а сама Скифия являлась рабовладельческим государством. Но затем стало очевидным, что строй скифского общества был близок к сохранявшемуся у большинства кочевых народов и в более поздние исторические периоды. Его обычно принято называть патриархально-феодальным или ранне-феодальным.
Нет оснований сомневаться в том, что государство у скифов возникло еще во время их переднеазиатских походов, что подтверждается рядом данных. Так, на одной из клинописных табличек ассирийского царя Асархаддона (681–668 гг. до н. э.) среди вопросов к оракулу бога Шамаша спрашивается: будет ли Партатуа, «царь страны Ишкуза», придерживаться договора о дружбе, если Асархаддон выдаст за него свою дочь. В этом документе, как отмечает И.М. Дьяконов, подчеркивается, что ассирийцы в то время считали главу скифов именно царем и притом царем определенной «страны». Ученые предполагают, что Скифское царство могло находиться возле оз. Урмия, южнее которого около селения Зивие (Саккыз) найдены сокровища скифского царя конца VII в. до н. э.
Не укрепившись надолго в Передней Азии, скифское государство возродилось в Северном Причерноморье.
Исторические источники не позволяют видеть в Скифии нестойкий родоплеменной союз, как считают некоторые ученые. Напомню, что грек Фукидид писал в конце V в. до н. э. о царстве одрисов во Фракии и отмечал, что оно не может ни по своей военной силе, ни по количеству войск сравниться со скифами. Со скифами «не только не могут сравниваться европейские царства, но даже в Азии нет народа, который мог бы один на один противостоять скифам, если все они будут единодушны». О прочности государства кочевников свидетельствует длительность его существования (VII–IV вв. до н. э.) и то, что оно выдержало противостояние с таким грозным врагом, как персидский царь Дарий I Гистасп в конце VI в. до н. э.
Вероятно, скифское государство создавалось как военная родоплеменная организация, что вполне соответствовало условиям кочевого хозяйства и быта. Род и племя у скифов, утратив первоначальные экономические и социальные функции, сохранялись только как основы воинских подразделений, необходимых для постоянной защиты пастбищ, охраны скота, походов против соседей.
Особое место занимает вопрос об отношениях между господствующими царскими скифами и подвластными им племенами и народностями. По Геродоту, царские скифы были свободными и считали всех остальных скифов своими рабами, то есть подданными и данниками.
В связи с этим особый интерес представляет свидетельство Страбона о кочевниках и земледельцах в Крыму, которое можно отнести к IV в. до н. э. «Номады, – сообщает он, – занимаются больше войною, чем разбоем, и войны ведут из-за дани: предоставив землю во владение желающим заниматься земледелием, они довольствуются получением условленной умеренной дани, не для наживы, а для удовлетворения ежедневных жизненных потребностей; в случае же неуплаты денег данниками начинают с ними войну Действительно, они даже не начинали бы войны, если бы дани были правильно им уплачиваемы. А не платят им те, которые уверены в своих силах, так что могут или легко отразить нападающих или воспрепятствовать вторжению». Земледельцы Крыма хотя и платили дань кочевникам, в какой-то мере сохраняли самостоятельность. Аналогичными, вероятно, были отношения между данниками и господствующими скифами и на других территориях страны.
О составе дани нам ничего неизвестно. Оседлые племена, по-видимому, откупались зерном; племена, у которых были развиты ремесла, могли выплачивать дань изделиями из бронзы и железа, то есть всем тем, в чем испытывали нужду кочевники.
Античные города Причерноморья хотя и считались независимыми, но выплачивали скифам постоянную и достаточно тяжелую дань, которую принято было называть «дарами».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
3.2. Птица Острафиль и гусельный строй
3.2. Птица Острафиль и гусельный строй Струны гуслей сравниваются с волнами и лебедями. Ранее мы однозначно определили, что мифологическая птица имеет разные имена: Острафиль, Стратим, Страхиль, Аштрха, Вострахиль, Естрафиль, Истрафиль, Стратим, Страхвель, Страхвирь,
Происхождение скифов
Происхождение скифов «Практически каждый из исследователей, в той или иной степени соприкасавшийся с историей и археологией скифов, высказывал – хотя бы и вскользь – свои соображения относительно этногенеза последних, – отмечает известный украинский археолог В.Ю.
Глава 6 Хозяйство и быт скифов
Глава 6 Хозяйство и быт скифов Любил он ночи темные в шатре, Степных кобыл заливчатое ржанье, И перед битвой волчье завыванье, И коршунов на сумрачном бугре. Страсть буйной мощи силясь утолить, Он за врагом скакал как исступленный, Чтоб дерзостью погони
Глава 7 Власть и воина в царстве скифов
Глава 7 Власть и воина в царстве скифов Словно с детства я к битвам приучен! Все в раздолье степей мне родное! И мой голос верно созвучен С оглушительным бранным воем… В.
Военное дело скифов
Военное дело скифов И все же основной опорой могущества Скифии и ее царей было многочисленное и прекрасно вооруженное войско, состоявшее, главным образом, из конницы. Начиная с момента выхода скифов на арену мировой истории, они выступают как мощное военное объединение,
Общественный строй антов
Общественный строй антов «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим», – говорит Прокопий Кесарийский.Маврикий Стратег говорит о славянах и антах, что
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ СКИФОВ
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ СКИФОВ
В Скифии господствующее положение занимали царские скифы. Они составляли основную силу во время военных походов. На ранних этапах своей истории царские скифы представляли, очевидно, союз племен, каждое из которых имело собственную территорию и находилось под властью своего царя. Такое деление племен отражено в рассказе о трех соединениях скифского войска во время войны с Дарием I. Причем предводитель самого большого и наиболее мощного воинского соединения скифов Иданфирс считался старшим.
Впоследствии, в IV веке до н. э., власть над всеми скифскими племенами сосредоточилась в руках одного царя — Атея. Концентрация власти была важным шагом на пути превращения союза племен в единую народность, объединенную под единым управлением.
Царские скифы считали себя «лучшими и самыми многочисленными». Остальные племена зависели от этой господствующей группы. Эта зависимость выражалась в уплате дани.
Форма зависимости подвластных народов от царских скифов была различной. В одних случаях она могла быть более мягкой, в других жесткой. Прямое влияние на характер взаимоотношений могла иметь степень этнического родства, когда близкие по этносу и культуре народы находились в более привилегированном положении, чем этнически чуждые.
С момента появления на исторической арене скифское общество выступало как сложное образование. Важную роль играла родоплеменная структура, однако постепенно ее основы были подорваны и видоизменены ростом частной собственности, имущественного неравенства, выделением богатой аристократической верхушки, усилением власти царя и окружающей его дружины.
Основу скифского общества составляла малая индивидуальная семья, собственностью которой были скот и домашнее имущество. Но семьи были разными. Богатые семьи имели большие стада, в то же время существовали настолько обедневшие семьи, что они не могли даже обеспечить ведение самостоятельного кочевого хозяйства из-за небольшого количества скота.
Во главе скифов стояли цари и родовые старейшины, которые также возглавляли воинские подразделения. Власть царей была наследственной и достаточно сильной. Существовало представление о божественном происхождении царского рода. Цари исполняли также судебные функции. Неповиновение приказу царя каралось смертью. Ближайшим окружением царя являлась его личная дружина, состоявшая из числа лучших воинов.
В определенной степени власть царя ограничивалась институтами родового строя. Высшим законодательным органом было народное собрание — «совет скифов», имевший право смещать царей и назначать новых из числа членов царского рода.
Скифская знать и цари понимали, что имущество скифов в значительной степени зависит от сохранения демократических традиций военно-родовой организации, и стремились сохранить их.
Этот момент хорошо описывает Плутарх, рассказывая о царе скифов Атее. Автор наделяет Атея героическими чертами варварской простоты и военной доблести. Плутарх сообщает, что Атей, чистя своего коня, спросил у присутствующих при этом македонских послов, делает ли это царь Филипп. Выслушав чудесную игру пленного флейтиста, он сказал, что с большим удовольствием слушает ржание коня. В письме к македонскому царю Филиппу Атей писал: «Ты имеешь власть над македонцами, умеющими воевать с людьми, а я — над скифами, которые могут бороться и с голодом, и с жаждой». Эти примеры показывают, что скифские цари хорошо знали, как свято их народ чтит свои обычаи и избегает пользоваться обычаями других народов, и больше всего эллинскими.
Читайте также
Общественный строй
Общественный строй О социальном устройстве праславянского общества к началу V в. судить трудно. Единственным реальным источником для нас являются данные языка, позволяющие выделить древние общеславянские термины, обозначающие социальные реалии, и ранние заимствования
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ХУННОВ
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ХУННОВ На высшей ступени варварства старейшины резко отличаются от военных вождей[233]. Так было у ирокезов, где оба института уживались, не мешая друг другу; у германцев, где военные вожди, герцоги, за время Великого переселения народов совершенно
§ 27. Общественный строй Новгорода
§ 27. Общественный строй Новгорода Население Новгорода и его земель делилось по своему имущественному положению на две группы: людей лучших, или вящших, и людей молодших, или меньших. К первой группе принадлежали новгородские бояре, житьи (или житые) люди и добрые купцы.
Общественный строй
Общественный строй Для скифо-саков характерно продолжающееся разложение родового строя при наличии родовых старейшин и военачальников. Это представление об общественном строе скифо-сакскнх народов вполне подтверждается исследованием курганов, найденных в долине
Экономика и общественный строй
Экономика и общественный строй В течение долгого времени северные племена жили в условиях кочевого скотоводческого быта, ото подтверждается анализом языка. Так, в древнеиндийском языке вождь племени назывался «гопати», в буквальном переводе — «обладатель коров».
Общественный строй
Общественный строй О социальном устройстве праславянского общества к началу V в. судить трудно. Единственным реальным источником для нас являются данные языка, позволяющие выделить древние общеславянские термины, обозначающие социальные реалии, и ранние заимствования
2. Общественный строй
2. Общественный строй 2.1. Характер общественного строя. Вопрос о природе социального строя в Древней Руси остается в отечественной науке одним из самых спорных и запутанных.Одни историки считают, что там сложились рабовладельческие отношения (В. И. Горемыкина), другие
2.6. Общественный строй
2.6. Общественный строй Все население Киевской Руси условно можно разделить на три категории: свободные, полузависимые и зависимые люди.Верхушку свободных людей составляли князь и его дружина (княжи мужи). Из них князь выбирал воевод и других должностных лиц. Сначала
3.3. Общественный строй
3.3. Общественный строй Как и в Киевской Руси, все население Галицко-Волынской земли делилось на свободных, полузависимых (полусвободных) и зависимых.Свободные. К свободным относились господствующие социальные группы — князья, боярство и духовенство, часть крестьянства,
4.2. Общественный строй
4.2. Общественный строй Господствующие слои населения. Высшую социальную группу населения в Литовско-Русском государстве составляли потомки украинских удельных князей, сохранившие крупные земельные владения. Вместе с литовскими князьями они образовали социальную
5.2. Общественный строй
5.2. Общественный строй Установление бесконтрольного господства польских магнатов и шляхты на украинских земляк после Люблинской унии 1569 г. привело к существенным изменениям в общественном строе.Господствующая социальная группа. К ней прежде всего принадлежали
7.2. Общественный строй
7.2. Общественный строй Те изменения, которые наметились в общественном строе в годы Освободительной войны, были завершены во второй половине XVII — середине XVІІI в.Господствующая социальная группа. Массовое оказачивание украинской шляхты во время войны, социальное
8.2. Общественный строй
8.2. Общественный строй После уничтожения остатков автономии Украины в составе Российской империи общественный строй приводится в соответствие с общественным строем России. Официально все население Российской империи состояло из четырех сословий — дворянства,