Что такое общественные нравы
Общественная нравственность
Нравственность — есть принятие на себя ответственности за свои поступки. Поскольку, как следует из определения, нравственность основана на свободной воле, постольку нравственным может быть только свободное существо. В отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом, нравственность — есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести.
Именно с нравственностью связано различение добра и зла. В отличии от пользы и вреда, добро и зло связаны с намеренностью некоторой свободной воли.
Смотреть что такое «Общественная нравственность» в других словарях:
КОММУНИСТИЧЕСКАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ — (орал, формулирующая и утверждающая принципы жизни, соответствующие условиям коммунистической общественно экономической формации; высшая ступень в развитии морали человечества. Будучи закономерным результатом предшествующего социально… … Словарь по этике
АКТИВНОСТЬ (общественная) — (лат. activus деятельный) деятельное отношение человека к жизни об ва, в к ром он выступает как инициативный носитель и проводник норм, принципов и идеалов или об ва в целом или определенного класса, социальной группы. Проявляется в общественно… … Словарь по этике
ТРУДА НРАВСТВЕННОСТЬ — одна из важнейших сфер действия морали, охватывающая все области общественно полезной деятель ности человека (в первую очередь материально производительный труд, а также научную и культурно просветительную деятельность, художественное творчество … Словарь по этике
Чернышевский, Николай Гаврилович — — сын Гавриила Ивановича Ч., публицист и критик; род. 12 го июля 1828 г. в Саратове. Одаренный от природы отличными способностями, единственный сын своих родителей, Н. Г. был предметом усиленных забот и попечений всей семьи. Хотя и… … Большая биографическая энциклопедия
Проституция — Половые … Википедия
административное правонарушение — в сфере охраны труда: противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие физического лица или юридического лица, связанное с нарушениями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих… … Российская энциклопедия по охране труда
Родевич Михаил Васильевич — Родевич (Михаил Васильевич) писатель, белорус по происхождению. Родился в 1838 году. Учился в С. Петербургской духовной академии и СПб. университете. Был преподавателем русской словесности в гимназиях; окончил службу начальником варшавской… … Биографический словарь
НРАВЫ
Полезное
Смотреть что такое «НРАВЫ» в других словарях:
нравы — свычаи и обычаи, обычаи Словарь русских синонимов. нравы см. обычаи Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
НРАВЫ — обычаи, имеющие нравственное значение. Понятие нравы характеризует все те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке … Большой Энциклопедический словарь
Нравы — обычаи, имеющие нравственное значение. Понятие «нравы» характеризует все те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук… … Политология. Словарь.
НРАВЫ — англ. mores; нем. Brauch. Относительно устойчивые способы поведения, обычаи, манеры, преобладающие в данном обществе или соц. группе и воспринимаемые как правильные и обязательные. см. МОРАЛЬ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
Нравы — обычаи, имеющие нравственное значение. Это понятие характеризует все те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии
Нравы — Нравы ♦ Mœurs Человеческие действия, особенно широко распространенные, рассматриваемые как объект познания или оценки. Разумеется, лучше познавать, чем судить. Вот почему в великих моралистах так мало морализаторства … Философский словарь Спонвиля
нравы — обычаи, имеющие нравственное значение. Понятие нрава характеризует все те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке. * * * НРАВЫ НРАВЫ, обычаи, имеющие нравственное значение. Понятие… … Энциклопедический словарь
НРАВЫ — (MORES) У.Г. Самнер (Sumner, 1906) определил нравы как образцы культурного и морального действия, способствующие целостности определенной группы людей. Нравы это традиционные стандарты предписывающего характера, которые поддерживают существование … Социологический словарь
Нравы — Этика (греч. ἠθικόν, от др. греч. ἦθος этос, «нрав, обычай») исследование первопричин морали. Этика есть учение о морали и о нравственности. В Викисловаре есть статья «этика» Термин впервые употреблён Аристотелем как обозначение особой области … Википедия
НРАВЫ — обычаи, имеющие нравственное значение; проистекают из постоянных норм, которыми люди руководствуются в отношениях между собой и с обществом, при условии, что эти нормы не вводятся принудительными предписаниями власти или закона, а регулируются… … Профессиональное образование. Словарь
Общественная нравственность
– это сложившаяся совокупность правил и норм, имеющих социально-всеобщее значение и регулирующих поведение человека во всех сферах общественной жизни – в коллективе, семье, межличностных отношениях и т.д.; а также система взглядов о плохом и хорошем, добре и зле, справедливости, чести и других социальных категориях.
Глава 25 УК РФ предусматривает ответственность за посягательства, глубоко затрагивающие устои общественной нравственности.
Объективная сторона рассматриваемой группы преступных посягательств характеризуется в основном совершением активных действий. Например, хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229 УК), склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ (ст. 230 УК), организация объединения, посягающего на личность и права граждан (ст. 239 УК), жестокое обращение с животными (ст. 245 УК) и др. Деяния, предусмотренные ч. 5 ст. 228 УК (нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска … наркотических средств или психотропных веществ), ч. 4 ст. 234 УК (нарушение правил производства, приобретения, хранения, учета, отпуска … сильнодействующих или ядовитых веществ), ст. 236 УК (нарушение санитарно-эпидемиологических правил), могут совершаться как путем действия, так и путем бездействия.
По конструкции большинство составов рассматриваемых преступлений относятся к числу формальных. Некоторые из них имеют материальный состав, например, нарушение правил оборота сильнодействующих или ядовитых веществ (ч. 4 ст. 234 УК), нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236 УК), уничтожение или повреждение памятников истории и культуры (ст. 243 УК).
С субъективной стороны большинство преступлений характеризуется умышленной виной. Деяния, предусмотренные ст. 236 и п. «в» ч. 2 ст. 238 УК, совершаются с двумя формами вины. Для отдельных составов квалифицирующее значение имеют цель и мотив. Например, для преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 228 УК – незаконные приобретение, хранение наркотических средств или психотропных веществ в целях сбыта, ст. 234 УК – незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта, ст. 245 УК – жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, если это деяние совершено из корыстных или хулиганских побужде-ний.
Субъектами рассматриваемых преступлений являются физиче-ские вменяемые лица, достигшие 16 лет.
В соответствии со ст. 20 УК за деяние, предусмотренное ст. 229 УК (хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ), ответственность наступает с 14-летнего возраста. Субъект некоторых преступлений – специальный (например, деяний, предусмотренных ч. 5 ст. 228 УК, – нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ, ст. 237 УК – сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей).
С учетом специфики объекта посягательства все деяния, указанные в главе 25 УК РФ, можно классифицировать следующим образом:
1) посягательства на здоровье населения, к которым относятся преступления, предусмотренные статьями 228–239 УК, самую большую группу из них образуют незаконные действия с наркотиче-скими средствами и психотропными веществами (статьи 228–233 УК);
2) преступления против общественной нравственности – посягательства, предусмотренные статьями 240–245 УК.
Моральные принципы
9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Определение моральных принципов
Моральные принципы — это набор нравственных правил, которые действуют для отдельного человека, группы лиц или общества в целом. Чаще всего усваиваются с детства.
Другими словами, моральные принципы — это такие требования, которым нужно строго следовать во всех жизненных ситуациях.
На формирование моральных принципов сильно влияет воспитание, отношения в семье, религия, окружение, культура. То, что какое-то время назад казалось неприемлемым и предосудительным, может стать нормой и не вызывать порицания. И наоборот: некоторые вещи, которые считались обычными, могут стать абсолютно недопустимыми.
Именно моральные принципы позволяют человеку выбрать верный жизненный путь и влияют на принятие решений в соответствии с его совестью на всем жизненном пути, дают ему общее направление деятельности.
Любой человек проходит несколько стадий нравственного развития на различных этапах своей жизни, и его собственные моральные принципы могут меняться под влиянием внешних факторов.
Моральные принципы — это то, что формируется и может изменяться в течение всей жизни, актуально для конкретно взятого общества и для каждого человека отдельно, без этих принципов невозможно существование гармоничного общества.
История термина «мораль»
Невозможно сказать точно, когда общество впервые задумалось о том, что такое мораль.
Самый ранний источник, который описывает это понятие — притчи Соломона (середина X века до нашей эры). При жизни Гомера социуму были хорошо известны совесть, добродетель, честь, законность.
О вопросах нравственности и морали писал Конфуций (VI–V вв. до нашей эры), который считал милосердие, человеколюбие и добропорядочность важнейшими общечеловеческими ценностями.
Большой вклад в формирование понятия морали внес Цицерон. Он много рассуждал о том, как соотносятся между собой этика, мораль и право. Он стремился показать, что невозможно разделить понятия права и нравственности, поскольку совместно они позволяют избавлять общество от хаоса и создавать порядок. Конечно, Цицерон, который жил в I веке до нашей эры, был далеко не первопроходцем в данной теме. Но именно он ввел определение морали, на которое мы ориентируемся и сегодня.
Пифагор, Сократ и Платон также поднимали вопросы морали и нравственности в современном им обществе, приводили примеры высоконравственного поведения по меркам того времени.
Термин «мораль» берет начало от латинского moralitas, moralis, mores — традиция, народный обычай, поведение, а позднее — нрав, характер, нравы. Древнеримские авторы переводили слово как «соответствие добрым нравам». В XVIII столетии подобное слово использовалось во французском языке и обозначало «равный закону, законный». В русский язык слово «мораль» также пришло через французский (la morale) в XVIII веке.
Готовьтесь к ЕГЭ по обществознанию на курсах от Skysmart — увлекательно и эффективно!
Подходы к пониманию морали
Существует четыре подхода к пониманию морали:
Религиозный. Его приверженцы считали, что источник морали — это абсолют. Человек для обуздания своих страстей вынужден обращаться к Богу за помощью. Вера в него помогает исполнять абсолютные правила поведения.
Эволюционный. В процессе естественного отбора человек обретает и передает по наследству определенную линию поведения. По этой версии мораль происходит из инстинкта общительности людей.
Натуралистический. Первопричина морали — природа. Человеческий разум определяет природные моральные ценности как добро или зло.
Культурологический. Мораль является одним из элементов культуры общества.
Основные функции морали
Мораль осуществляет такие функции:
Интегративная функция морали — гармонизирует внутреннее состояние человека.
Оценочная функция морали связана со способностью человека определять критерии своих и чужих поступков исходя из понятий добра и зла. Нравственная оценка выражается в похвале, порицании, согласии и т. д.
Регулятивная функция морали — определяет деятельность с учетом потребностей окружающих людей, всего общества. Мораль устанавливает общественные нормы, которые необходимо соблюдать, накладывает санкции и поддерживает правила поведения.
Контролирующая функция морали — проверка соответствия поведения человека нормам, которые установлены в обществе. Контроль самого себя на основе осуждения окружающих или совести.
Воспитательная функция морали — механизм обучения жизни в социуме: как научиться считаться с другими людьми. Мораль учит понимать и принимать их нужды и интересы, формирует личность индивида, его мировоззрение и личные понятия о добре и зле.
Ценностно-ориентирующая функция морали формирует жизненные ценности и моральные цели для каждого человека, закладывает понятие о смысле жизни.
Классификация моральных принципов
Моральные принципы человек осознает как поведение, которое определяет характер взаимоотношений в обществе.
Выделяют такие моральные принципы:
Принцип гуманизма — высшая человеческая ценность, которая выражается в любви к ближнему, защите достоинства, в признании права на счастливое существование и самореализацию.
Принцип альтруизма — нравственная норма, которая призывает оказывать бескорыстную поддержку нуждающимся.
Принцип коллективизма — возможность совместного существования для достижения общей цели. Складывается из сотрудничества, взаимопомощи, демократизма.
Принцип справедливости — равные права и свободы для всех членов общества. Социальные и экономические блага доступны всем без исключения и распределяются в зависимости от количества усилий со стороны каждого человека.
Принцип милосердия — готовность сострадать и помогать тем, кто просит, вне зависимости от социального статуса и внешнего вида.
Принцип миролюбия основан на признании человеческой жизни высшей ценностью. Предполагает уважение к национальным и региональным особенностям, государственному суверенитету. Миролюбие способствует поддержанию общественного порядка, взаимопониманию поколений.
Принцип патриотизма — любовь к Родине, забота о ней, готовность защищать ее от врагов, гордость за государственные достижения, уважение к истории и бережное отношение к национальному достоянию.
Принцип толерантности означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Другими словами, принятие многообразия культур без желания их подавить или исправить.
Моральные принципы общения
Нравственные нормы и принципы в контексте общения:
самоуважение и проявление уважения к собеседникам;
приоритетность чужих или общественных интересов над личными;
осознанное уклонение от применения жизненных благ ради достижения поставленной цели;
развязывание сложных общественных проблем и работа в экстремальных условиях ради высших целей или идеалов;
ответственность и безвозмездная забота о нуждающихся;
выстраивание отношений с членами общества на основе доброты и благожелательности;
признание неприкосновенности личного достоинства каждого человека;
вежливость и уважение к собеседнику, использование общепринятых этических норм;
общение — процесс двусторонний, а не монологический, каждый участник вносит в него вклад;
равенство сторон, участвующих в общении, вне зависимости от пола, возраста, социального положения;
искренность в выражении чувств, правдивость передаваемой информации;
понятность и доступность для всех участников общения;
последовательность и правильная очередность элементов общения, например, вопрос-ответ, побуждение к ответной реплике.
Отсутствие моральных принципов
Полное отсутствие моральных принципов невозможно — у человека в любом случае есть какое-то представление о том, что можно и что нельзя делать. Эти представления могут значительно отличаться от общепринятых в конкретном обществе, тогда такого человека могут назвать аморальным. Если человек перестает развивать свою личность, прекращает ставить перед собой цели и ориентиры, то он начинает деградировать. Вместе с этим начинается регресс сформированных моральных норм и правил.
Коронавирус диктует новую этику?
Пандемия формирует новые общественные нравы? Обсудим тему с социологом, профессором НИУ ВШЭ Симоном Кордонским.
Вокруг вирусов уже сформирована мифология
Достижение необходимого уровня социальной защиты от коронавируса, вероятно, потребует внесения каких-то изменений в нашу жизнь. Каких, на ваш взгляд?
Симон Кордонский: Не понимаю, что такое необходимый уровень защиты. Защита от ковида называется иммунитетом. Меры, которые предпринимают люди и государства, сводятся к изоляции заболевших, защите от аэрозолей, с которыми распространяется вирус, и лечению больных. Ну и всяким излишествам, которыми напуганные чиновники и обыватели пытаются магически остановить распространение болезни. Вроде мытья улиц и всяких поверхностей. Вирусы, с точки зрения обывателей, это такие микроскопические сущности, которые делают людям всяческие гадости. То есть это современная форма средневекового понятия «черти». Вокруг вирусов уже сформирована мифология, не слишком сильно отличающаяся от той, в которой черти играли весьма значимую роль. Даже электронно-микроскопическим образам вирусов придаются признаки, характерные для изображений чертей.
Симон Кордонский: Врожденная интеллигентность мешает вам здраво оценивать такие ситуации. Отношения между людьми в нашем обществе строятся по понятиям, а не по каким-то этическим нормам. Вы сделали человеку «предъяву», человек оценил вас как поступающего не по понятиям, так как ничто в вас не показывает, что вы обладаете ресурсами для установления своего порядка. То есть вы повели себя не по понятиям и подтвердили это, отойдя в сторону. Не вижу проблемы. Вот если бы у вас была не столь интеллигентная внешность ну или наколки на руках, например, то, возможно, ситуация развивалась бы по-другому.
Стремление к персонификации угроз давно стало социальной нормой
Еще несколько месяцев назад сама идея электронных пропусков и всеобщего учета перемещений вызвала бы шквал негодования, но сегодня испуганные граждане согласны на все. Вас не смущает приятие цифрового контроля абсолютным большинством?
Симон Кордонский: Мне кажется, что индифферентность людей к цифровым инновациям во многом объясняется тем, что пока никакие такие инновации не были реализованы в той мере, чтобы это стало основанием для массового неудовольствия. Ведь все попытки создать системы цифрового контроля пока оканчивались созданием слабеньких программ, реализуемых на китайском «железе». Попытки приспособить частные проекты, такие как Яндекс, для создания «большого брата» предпринимаются и будут предприниматься в силу того, что это связано с объемным бюджетным финансированием и соответствующим распилом ресурсов. Конечно, выделенные ресурсы для создания системы цифрового контроля за поведением будут освоены, однако вряд ли в предвидимом будущем имеет смысл ожидать чего-то похожего на китайские технологии социального рейтинга.
Из-за коронавируса регистрацию браков можно проводить в непривычном формате, когда в зале, кроме молодоженов, только фотограф и работники ЗАГСа. Может, и свадьбы теперь приобретут другой формат, утратят некоторые обязательные атрибуты, например, массовую драку под конец?
Симон Кордонский: Вы затрагиваете широкую тему, связанную с эволюцией семьи. Традиционная семья предполагает синкретичность сексуальных, экономических, репродуктивных и иных отношений. Фиксация брака и свадьба в такой семье означает торжество синкретичности и соответствующим образом празднуется. Но такие семьи давно уже редкость. В современной семье эти отношения уже частично разделены. Экономические, сексуальные и другие отношения часто реализуются вне них. Вполне может быть, что для каких-то групп населения ликвидация свадебных обрядов ускорит естественные процессы трансформации семей.
Могут ли какие-то новые этические нормы, возникшие из-за пандемии, получить юридическое закрепление? И как провести здесь грань между законом, который обязателен для всех, и этикой как формой общественной и личной саморегуляции?
На рынке нет ничего святого
Симон Кордонский: Если есть рынок, то грех не зарабатывать в такой ситуации. Ведь на рынке нет ничего святого. Если на рынке появляется что-то святое, то это уже не рынок, а социализм. Я считаю, что карнавализация угрозы, рыночная сублимация страхов служат мощным терапевтическим средством в той психотравмирующей реальности, в которой мы оказались.
Даже поцелуи могут исчезнуть из бытовых практик
Насколько уместен термин «этика коронавируса» применительно к разным группам современного глобального общества? И если перед болезнью все равны, то должны ли существовать универсальные этические нормы, одинаковые для молодых и пожилых, бедных и богатых? Или у каждой социальной группы здесь тоже своя этика?