Что такое общественные отношения 7 класс
Урок обществознания в 7 кл. Общественные отношения.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Дополнительный материал.docx
Прочитайте фрагмент энциклопедии для детей.
« Для человека понятие общество приобретает смысл, когда он общается или совместно действует с другими людьми, т.е. взаимодействует. Так человек может удовлетворять подавляющее большинство своих потребностей и интересов. Типы взаимодействия могут быть различные.
Непосредственная социальная связь наблюдается между людьми, которые находятся в данное время в данном месте и воспринимают друг друга органами чувств, например, видят, слышат, чувствуют прикосновения. Такой связью является совместное выполнение общей работы. Каждый участник этой работы оказывает воздействие на других людей и испытывает их воздействие на себе.
Другой вид взаимодействия – это опосредованная социальная связь. Она возникает между людьми, разделенными либо временными, либо географическими рамками. Если люди находятся далеко друг от друга, но действуют в одно и то же время, то между ними возможно сотрудничество, например, на основе разделения труда ».
Какова основная задача данного фрагмента? Выберите правильный ответ.
А) Показать значение общественных связей в обществе;
Б) Дать представление об отношении человека к обществу в целом;
В) Дать представления о видах социальных связей;
Г) Раскрыть особенности определенного типа общества.
Что нового из приведенного текста ты узнал об общественных отношениях?
Составьте 3 (три) вопроса к содержанию данного фрагмента.
Выбранный для просмотра документ Урок № 3. Общественные отношения.docx
Общественные отношения – что такое в обществознании, виды и примеры кратко
Материальные и духовные отношения
В обществознании выделяется два вида общественных отношений — материальные и духовные.
В процессе практической деятельности складываются разнообразные материальные отношения. Их возникновение не зависит от воли и желания человека. Чаще всего они связаны со сферой производства. Во время экономической деятельности люди могут:
Рис. 1. Покупатель и продавец.
Эти примеры иллюстрируют отношения, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления.
В основе духовных отношений лежат ценности и ориентиры людей. Они формируются в соответствии с понятиями, заложенными в сознание человека. Познакомимся с кратким определением разновидностей данного взаимодействия.
Рис. 2. Оформление документов.
Социальные отношения
Социальными называются отношения, возникающие между отдельными людьми или общностями на основе их принадлежности к социальной группе. В соответствии с этим выделяется несколько видов взаимодействия. Рассмотрим их типичные примеры.
Рис. 3. Встреча друзей.
Что мы узнали?
Общественные отношения — это связи, возникающие между людьми и социальными группами в результате взаимодействия. Они могут быть материальными (относящимися к сфере практической деятельности) и духовными (проходящими через сознание людей). Социальными отношениями называется взаимодействие между людьми или группами лиц, относящимися к разным социальным общностям.
Общественное отношение
Обще́ственные отноше́ния (социа́льные отноше́ния) — различные взаимодействия, урегулированные социальными нормами, между двумя или более людьми, каждый из которых имеет социальную позицию, и осуществляет социальную роль. Социологи считают общественные отношения высшей формой социальных явлений по сравнению с поведением, действием, социальным поведением, социальным действием и социальным взаимодействием.
Можно утверждать, что общественные отношения возникают:
Проблемы определения
Несмотря на то, что термин «социальные отношения» является широко употребимым, но ученые ещё не пришли к единому выводу о понятии социального отношения. Встречаются такие определения:
Классификация
Существуют несколько классификаций общественных отношений. В частности различают:
Общественные отношения складываются во всех сферах общественной жизни.
Полезное
Смотреть что такое «Общественное отношение» в других словарях:
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ — состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и фактам социальной действительности. О. м. выступает в экспрессивной, контрольной, консультативной и директивной функциях… … Философская энциклопедия
Общественное мнение — отношение (явное или скрытое) различных групп людей к событиям и фактам социальной действительности. Действует практически во всех сферах жизни общества, однако в качестве объекта высказываний выступают лишь имеющие общественный интерес… … Сексологическая энциклопедия
Общественное мнение — (public opinion) Этот термин был впервые использован в прямом смысле в политической мысли XVIII в. Специальное значение он приобрел (не утратив при этом общего) в 1930 е гг. с началом проведения научно разработанных опросов общественного мнения… … Политология. Словарь.
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ — ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ, состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) к общественным событиям, к деятельности различных групп, организаций, отдельных личностей; выражает позицию одобрения или осуждения по тем или… … Современная энциклопедия
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ — состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) к общественным событиям, к деятельности различных групп, организаций, отдельных личностей; выражает позицию одобрения или осуждения по тем или иным общественным… … Большой Энциклопедический словарь
Общественное мнение — ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ, состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) к общественным событиям, к деятельности различных групп, организаций, отдельных личностей; выражает позицию одобрения или осуждения по тем или… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
общественное мнение — выраженное в форме определенных суждений, идей и представлений, отношение социальных групп к явлениям или проблемам социальной жизни, затрагивающим общие интересы. О. м. возникает как продукт осознания назревших и требующих решения социальных… … Большая психологическая энциклопедия
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ — достаточно динамичное состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) к общественным событиям, к деятельности различных групп, организаций, отдельных личностей; выражает позицию одобрения или осуждения по тем или… … Юридическая энциклопедия
Отношение к бездомным животным в мире — Содержание 1 Австралия и Океания 2 Азия 2.1 Индия … Википедия
Общественное мнение — У этого термина существуют и другие значения, см. Общественное мнение (значения). Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Общественное мнение … Википедия
ОТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫЕ
ОТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫЕ – отношения, включающие в качестве своих элементов: 1) субъектов с их статусами и ролями, ценностями и нормами, потребностями и интересами, стимулами и мотивами; 2) содержание деятельности субъектов и их взаимодействий, характер этих взаимодействий – эквивалентность или неэквивалентность социальных обменов, степень самостоятельности или контролируемости действий; 3) оценку отношений, осуществляемую субъектами путем сравнения элементов своих отношений с элементами отношений др. субъектов, участвующих в подобных отношениях; 4) структуры и нормы, обеспечивающие устойчивость отношений, институционализацию их воспроизводства в повседневной жизни.
Субъектами общественных отношений выступают индивиды, малые и большие группы, территориальные общности, этносы, организации, социальные институты, сами большие общества как целостности. Соответственно различают отношения межличностные, внутригрупповые и межгрупповые, локальные, этнические, организационные, институциональные, внутристрановые и международные. Наблюдаются также многообразные субъектно-смешанные отношения, когда индивид взаимодействует с организацией, организация оказывается в конфликте с этносом и т.д.
По предметному содержанию общественные отношения дифференцируются соответственно основным сферам жизнедеятельности общества на: экономические, социальные, политические, моральные, идеологические и др. Каждый из этих типов общественных отношений имеет свои основания, отличающие его от др.: экономические отношения складываются на основе производства, обмена и распределения товаров и услуг; социальные – на основе статусов различных субъектов в социальной структуре и в обществе в целом; политические – на основе публичной власти и т.п. Конкретное содержание каждого типа общественных отношений исторически изменяется вместе с изменением всего общества. Возникнув, новые элементы общественных отношений постепенно утверждаются в повседневной жизни людей, приобретают характер институтов социальных [ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫЙ], устойчиво воспроизводящих себя и свои взаимоотношения со средой.
Весьма разнообразны общественные отношения по их характеру, внутреннему своему содержанию. Различают непосредственные и опосредствованные, прямые и косвенные, формализованные и неформализованные отношения. Важнейшее значение для субъектов общественных отношений имеет паритетность или диспаритетность их взаимоотношений: равенства и неравенства, кооперации [КООПЕРАЦИЯ] и конкуренции, господства [ГОСПОДСТВО] и подчинения, антагонизма [АНТАГОНИЗМ] и сотрудничества. Не менее существенна тенденция, при которой общественные отношения становятся силой, господствующей над субъектами, превращаются в отчуждение [ОТЧУЖДЕНИЕ] их взаимодействий.
В философском аспекте ключевым является вопрос о характере взаимосвязей между различными типами общественных отношений: имеют ли их взаимосвязи плюральный, многофакторный характер, или же более обоснованно монистическое разделение всех типов общественных отношений на две группы – детерминирующие (первичные, материальные) и детерминируемые (вторичные, идеологические).
Созданное К.Марксом [МАРКС] и Ф.Энгельсом [ЭНГЕЛЬС] материалистическое понимание истории исходит из монистического деления, позволяющего с единых позиций объяснить всю историю человечества, принципиальную структуру, функционирование и развитие каждого общества. Марксизм выделяет экономические, производственные отношения как материальные, характер которых детерминируется производительными силами общества и не зависит от воли и сознания людей. Они служат базисом, на котором формируются в виде надстройки соответствующие ему (детерминируемые им) политические, правовые, нравственные и иные идеологические отношения (см. Базис и надстройка [БАЗИС И НАДСТРОЙКА]). По мере развития производительных сил они вступают в противоречие с производственными отношениями, что приводит к революционному изменению базиса и надстройки, всей системы общественных отношений. Одна формация общественная [ФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫЕ] сменяется др. Причинно-следственная зависимость идеологических отношений от материальных не однозначна и включает обратное воздействие надстроечных отношений на базисные; напр., социалистическая революция начинается со слома прежней политической надстройки и создания новой, которая активно строит базис социалистического общества и сама изменяется под его воздействием.
В общественной науке 20 в. распространены и иные подходы. Так, М.Вебер [ВЕБЕР М.] обосновал значительную роль духа протестантизма (его ценностей и норм) в становлении буржуазных экономических отношений в Западной Европе и Северной Америке. Этот исторический пример интерпретируется как одно из доказательств определяющего влияния культуры на экономику. П.А.Сорокин [СОРОКИН] на основе исследования истории культуры многих стран мира за 2 тысячи лет предложил социокультурный подход, в котором культурные и социальные отношения (включая экономические) соотносятся как равновлиятельные, а не односторонне детерминирующие функционирование и эволюцию общества.
Наиболее общей и влиятельной концепцией плюральных взаимосвязей общественных отношений как целостной системы является структурный функционализм (Т.Парсонс [ПАРСОНС], Р.Мертон). За исходный пункт здесь принимается структура социального действия [СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ], включающая четыре функции (адаптацию, целедостижение, интеграцию, латентность) и соответствующие подсистемы (поведенческую, личностную, социальную, культурную), каждая из которых объединяет совокупность факторов и отношений. Взаимосвязь между этими подсистемами имеет двойственный характер: потоки детерминирующей энергии движутся от поведенческой подсистемы через личностную и социальную к культурной; но иерархия [ИЕРАРХИЯ] информационного контроля имеет противоположную направленность: содержащиеся в культуре информационные обобщения высшего порядка контролируют соответствующие обобщения социальной, затем личностной и, наконец, поведенческой подсистем. Реальная взаимосвязь четырех подсистем отношений, образующих целостную систему, оказывается сложной результирующей двух противоположно направленных потоков воздействий.
Новейшие подходы к пониманию природы и взаимосвязей общественных отношений акцентируют внимание на человеке как субъекте деятельности и отношений (Маргарет Арчер, У.Бакли, Э.Гидденс, М.Крозье, А.Турен [ТУРЕН], П.Штомпка, А.Этциони). В дополнение к структурно-функциональной модели предлагаются концепции морфогенеза, взаимозависимости деятелей и систем, социальной реальности как некоторого коэффициента деятельности. Вновь в поле зрения оказывается гуманистический подход раннего Маркса, его диалектическая концепция деятельности, проблема преодоления отчуждения человека.
Литература:
1. Вебер М. О некоторых категориях понимания социологии. – Он же. Избранные произведения. М., 1990;
2. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 13;
3. Парсонс Т. Понятие общества. – «Tesis», 1993, т. 1, № 2;
4. Сорокин П. Родовая структура социокультурных явлений. – В кн.: Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992;
5. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996;
6. Archer M. Culture and Agency. Cambr., 1988;
7. Crozier M., Freiberg E. Actors and Systems. Chi. – L., 1980;
8. Eizioni A. The Active Society. N. Y., 1968;
9. Giddens A. The Constitution of society. Cambr., 1984;
10. Luhmann N. Sociale Systeme. Fr./M., 1993;
11. Merton R. Social Theory and Social Structure. Glencoe, 1968;
12. Parsons T. The Social System. N. Y., 1964;
13. Touraine A. The Self-production of Society. L., 1977.
Конспект урока «Общественные отношения».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Конспект урока Общество и общественные отношения.docx
План – конспект урока общеобразовательной дисциплины «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Методическая разработка преподавателя Мирнинского регионального технического колледжа Республика Саха (Якутия)
МООР МАРИНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ
Тема урока: ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ (2 часа)
Формирования понятия об общественных отношениях, социальной мобильности и её видах, закрепить знания о социальном статусе.
— развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи; участвовать в дискуссии, работать с документами, тестами.
— формировать отношение к проблемам социального неравенства, вырабатывать гражданскую позицию
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Тип урока: Комбинированный
Цели для преподавателя:
— создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность (с учетом реальных особенностей класса): эмоциональный, психологический настрой учащихся. ;
— способствовать повышению мотивации учения.
Цели для обучающихся:
— включиться в учебную деятельность;
— подготовиться к восприятию нового учебного материала (способов практической деятельности).
Цель организационного момента:
настроить учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока.
Сегодня на уроке мы продолжим изучать модуль «Общество», тема нашего урока- «Общественные отношения».
. Но прежде мы с вами вспомним, что такое общество, как взаимосвязаны человек и общество, на какие сферы делится общество.
В ходе урока мы будем обращаться к слайдам, изучать материал учебника, отвечать на вопросы, заполнять схемы.
Учащиеся слушают, удобно рассаживаются, настраиваются на урок.
записывают тему урока.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения задач из известных, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность.
Опрос учащихся по заданному на дом материалу
Цели для преподавателя:
— установить уровень усвоения знаний (способов действий);
— обобщить и закрепить знания (способы действий), актуальные на уроке;
— определить ошибки и пробелы в знаниях, пути их устранения;
— развивать формы самоконтроля;
Цели для обучающихся:
— актуализировать знания (способы действий), необходимые для восприятия нового учебного материла (овладения новыми способами действий);
— оформлять письменные работы в соответствии с предъявляемыми требованиями;
Цели этапа урока достигаются посредством :
— формулировки критериев оценки уровня знаний (освоения способов действий) обучающихся;
— организации фронтального опроса, тестирования, демонстрации приемов выполнения операций анализа по пройденному учебному материалу;
— организации самоконтроля результатов тестирования;
— Методы, способствующих решению поставленных целей и задач :
-практическая работа: заполнение схемы, заполнение таблицы;
-вопросы по пройденной ранее теме;
В случае затруднения учащихся в заполнении схемы «Сферы общественной жизни» учитель заполняет одну из ячеек, например, «политическая».
привести в систему знания, полученные ранее об обществе;
работать над понятиями, используя схемы, соответствия понятий, тренировочные тексты.
В ходе повторения нам предстоит написать терминологический диктант, чтобы закрепить знания по предыдущей теме «Что такое общество?».
Домашним заданием было – повторить значение терминов, подготовиться к терминологическому диктанту.
1) терминологический диктант.
1- совокупность людей, объединенных исторически обусловленными формами совместной жизни и деятельности, общими интересами и потребностями.
2- весь мир во всей бесконечности его форм и проявлений.
3- человек как единичное природное существо.
4- человек, являющийся носителем сознания, способный обучаться, трудиться, общаться с себе подобными.
5- сущность человека образуют единство двух его сторон: биологической и _________.
6- поступательное развитие общества по восходящей линии, от простого к сложному, от низшего к высшему.
7- активность, взаимодействие человека с окружающей средой, миром, процесс сознательного и целенаправленного изменения человеком мира и самого себя.
8- отражение действительности в сознании человека.
9- возврат к старым, изжившим себя формам, застой. И деградация.
10- процесс адекватного, правильного, верного, отражения действительности в сознании человека.
2 ) Заполните пропуски в схеме: Слайд
Молодцы, с данным заданием вы справились хорошо и можете четко определять сферы общественной жизни.
Взаимопроверка, выставление отметок.
Индивидуальные задания тем, у кого «2»
Соотнести понятия (на карточках)
Учащиеся заполняют схему.
Ответ: политическая, экономическая, социальная, духовная
Изучение нового учебного материала.
Цели для преподавателя:
— обеспечить понимание планируемого результата деятельности, основных путей его достижения;
— способствовать развитию познавательных способностей обучающихся, посредством организации самостоятельной работы.
Цели для обучающихся:
-иметь понятие об общественных отношениях, социальной мобильности и её видах, закрепить знания о социальном статусе.
Цели этапа урока достигаются посредством :
— обеспечения понимания планируемого результата деятельности, основных путей его достижения;
— организации активной самостоятельной деятельности обучающихся
— Методы изложения (представления) нового учебного материала:
Наглядный – интерактивная лекция;
практические – работа с текстом, схемами
словесные – рассказ-объяснение, вопросы, чтение текста учебника
Цель изучения нового материала:
1) Формирования понятия об общественных отношениях, социальной мобильности и её видах, закрепить знания о социальном статусе.
2) развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи; участвовать в дискуссии, работать с документами, тестами.
3) формировать отношение к проблемам социального неравенства, вырабатывать гражданскую позицию.
Задачи: изучить материал учебника, #8, прослушать лекцию, выполнить задания, ответить на вопросы.
В конце урока выполнить тест.
План изучения новой темы:
Виды общественных отношений (таблица)
Социальная мобильность. Что такое вертикальная мобильность, горизонтальная мобильность?
Социальные конфликты. Каковы причины социальных конфликтов? Как развивается социальный конфликт?
Работа с параграфом, стр. 65. (таблица)
Соц. Статус. Интерактивная лекция (модуль)
Задание: прослушать лекцию, выписать в тетрадь
Основные статусы… Неосновные статусы…
Статус и роль — это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль — действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей. Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним.
Американский социолог Толкот Парсонс выделил четыре основные характеристики любой роли: по масштабу (часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая — размыта); по способу получения (роли делятся на предписанные и завоеванные); по степени формализации (деятельность может протекать в строго установленных рамках и произвольных); по видам мотивации (в качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т.д.).
Горизонтальная, вертикальная мобильность- стр. 66 учебник.
Записывают план в тетрадь.
Учащиеся слушают и смотрят на слайды презентации 7-8, где отражены тема и план урока по изучению новой темы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Социальный статус (от лат. status — положение, состояние) – положение человека в обществе.
Вертикальная мобильность- перемещение из низшего статуса в высший или наоборот.
Горизонтальная мобильность- перемещение из одной группы в другую, группы находятся на одном уровне.
Учащиеся слушают лекцию и делают записи по ходу рассказа.
Закрепление учебного материала
— получить достоверную информацию о достижении всеми обучающимися запланированных результатов обучения;
— Работа в парах, «мозговой штурм»
Цель закрепления изученного материала: привести в систему знания, полученные на данном этапе урока; определить степень освоения учащимися нового учебного материала.
Изучение процесса социальной мобильности на примерах героев сказок.
— Сказка Шарля Пьеро «Золушка».
— Старуха из сказки А.С. Пушкина «Золотая рыбка».
— Герой сказки А.Н. Толстого «Приключения Буратино» Карабас-Барабас.
— Принцесса из сказки Г.Х. Андерсена «Свинопас».
Проведем параллель с сегодняшним днем: и тот и другой варианты имеют место и в современном мире. Однако за нарушение правовых норм неотвратимо наступает юридическая ответственность. Нисходящая социальная мобильность, то есть понижение социального статуса, в сказках происходит в результате алчности, жадности, глупости.
Работа выполняется в парах с помощью «мозгового штурма». Затем представители каждой пары рассказывают о своих сказочных персонажах, опираясь на заполненную таблицу.
Изучение нового материала.
Цель: ознакомить с основными понятиями темы, развивать умение характеризовать и анализировать формы конфликтов и типы социальных движений.
Изучение нового учебного материала.
Цели для преподавателя:
— обеспечить понимание планируемого результата деятельности, основных путей его достижения;
— способствовать развитию познавательных способностей обучающихся, посредством организации самостоятельной работы.
Цели для обучающихся:
-иметь понятие об общественных отношениях, социальной мобильности и её видах, закрепить знания о социальном статусе.
Цели этапа урока достигаются посредством :
— обеспечения понимания планируемого результата деятельности, основных путей его достижения;
— организации активной самостоятельной деятельности обучающихся
— Методы изложения (представления) нового учебного материала:
Наглядный – интерактивная лекция;
практические – работа с текстом, схемами
словесные – рассказ-объяснение, вопросы, чтение текста учебника
3) Социальные конфликты.
— Каковы причины социальных конфликтов? Формы соц. Конфликтов стр.66
— Как развивается социальный конфликт? Стр. 69
1. работа с учебником.
2.Г.Бардин. мультфильм «Конфликт».
Беседа по вопросам:
— Какой вывод можно сделать, посмотрев мультфильм?
Расставьте слова- синонимы по степени нарастания конфликтности (градация):
Нелады, несогласие, дискуссия, схватка, спор, столкновение, сражение, скандал, перебранка, война, потасовка, распри.
Все эти слова отражают не только межличностные отношения, но и уровень социального самочувствия общества.