Что такое общество 10 класс конспект урока

Обществознание. 10 класс

Конспект урока

Обществознание, 10 класс

Урок 1. Общество и науки, изучающие общество.

Вопросы, рассматриваемые на уроке:

История – наука о прошлом и настоящем человечества.

Философия – это наука о самых общих принципах развития бытия, общества и человека.

Социология — это наука об обществе, составляющих его системах и закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях

Экономика – наука о способах рационального ведения хозяйства.

Психология – наука о внутреннем мире человека;

Религиоведение – наука о религиях;

Культурология изучает культуру как целостное явление достижений человечества.

Общество в узком смысле слова; общество в широком смысле слова; взаимовлияние культуры и общества; деятельность человека; деятельность животного.

Основная и дополнительная литература:

Учебник «Обществознание» для 10 класса авторов: Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, А.В. Белявского. Москва. Издательство «Просвещение», 2014.

Обществознание. Тетрадь-тренажёр. О.А.Котова, Т.Е. Лискова 10 класс, М., Просвещение, 2013 г. С. 7-17.

Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику Л.Н. Боголюбова «Обществознание». Ч.1,10 класс. С. 5-13.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Слово «общество» всем известно из обихода нашей жизни. Оно привычно для нас и мы не задумываясь произносим его. При этом, это многогранное понятие и у него может быть множество определений: общество книголюбов, дворянское общество. В данном случае слово «общество» обозначает определенную группу людей, объединившихся для общения или совместной деятельности. Возможны другие понятия: первобытное общество, феодальное общество, английское общество. Здесь мы имеем в виду определенный этап исторического развития или отдельную страну. Обществом может быть человечество в целом. В широком смысле, наука определяет общество так: это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя формы объединения людей и способы их взаимодействия.

В науке существуют разные взгляды по поводу влияния природной среды на развитие общества, но все ученые согласны в том, что она оказывает воздействие на общественный прогресс, от нее зависит темп развития народов. Так, в общественном прогрессе большую роль играет наличие на территории проживания народов полезных ископаемых, выхода к морям, обилие рек, плодородной почвы. Также некоторые ученые считают, что климатические условия определяют и характер людей. Например, Шарль Монтескье говорил: «Подобно тому, как различаются климаты по градусам широты, их можно было бы различать по степени чувствительности людей. Одну и ту же оперу в Англии слушают холодно, а в Италии – с восторгом». В свою очередь, и общество влияет на природу. Взаимодействие человека с природой не может быть только отрицательным или только положительным. Мы знаем много примеров как положительного, так и отрицательного влияния общества на окружающую среду.

Например, издаются законы по охране природы, создаются заповедники, строятся очистительные сооружения. Но одновременно человек нерационально использует ресурсы земли, бездумно загрязняется окружающая среда, многие животные занесены в «Красную книгу», многие безвозвратно исчезли.

Над природой естественной надстроена «вторая природа», сотворенная человеком – это культура. Слово культура происходит от латинского kultura- возделывание, воспитание, образование. В широком смысле слова культура означает всю преобразовательную деятельность всех поколений человечества и ее результаты. Мир культуры условно подразделяют на материальную и духовную составляющую деятельности человека. Народы отличаются друг от друга своей самобытной культурой. Своеобразие проявляется в традициях, обрядах, семейном укладе, религиозных взглядах и языковыми различиями. В то же время всем культурам присущи общие черты и формы. Их называют культурными универсалиями. Ими являются типовые аспекты жизни, которые присутствуют во всех известных обществах. Это общие черты и явления присущие культурам разных народов на всех этапах развития. Культура, в отличие от цивилизации, созданная человеком «вторая природа», мир, созданный человеком.

Цивилизация же включает в себя всю созданную человеком культуру, самого человека, является социокультурным образованием, это способ существования людей в среде своего обитания.

Жизнь общества сложна и многогранна, поэтому ее изучают многие науки, получившие название общественных. Каждая из них рассматривает определенную область общественной жизни.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:

1.Вставьте пропущенное слово:

1) Общество в широком смысле;

2) Общество в узком смысле;

3) Природа и общество.

Правильный вариант/варианты: 1) Общество в широком смысле.

2.Выберите правильные суждения об обществе.

Источник

Конспект урока «ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО «.10 класс

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО «.10 класс»

Дата проведения___________ Класс_______________

Тема: ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО (§ 1)

Требования к результатам изучения темы

Изучение данной темы должно внести вклад в достиже­ние результатов

сформированность мировоззрения, соответствующе­го современному уровню развития науки и общественной практики (в данной теме — на основе целостной характе­ристики общества);

владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных про­цессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их до­стижения (на основе анализа знаний об обществе, получен­ных в основной школе);

владение базовым понятийным аппаратом социаль­ных наук (в данной теме — понятиями «общество», «куль­тура», «общественные науки»).

дать научное представление об обществе как совмест­ной жизнедеятельности людей, в процессе которой осу­ществляется их взаимодействие и возникают различные формы объединения;

раскрыть широкий смысл понятия «культура», охватывающего все виды преобразующей деятельности человека;

раскрыть соотношение понятий «природа» и «обще­ство» ;

охарактеризовать основные общественные науки.

Место темы в системе учебных занятий

Первый урок курса «Обществознание» в старшей школе играет роль введения к изучению современного общества. Он даёт наиболее обобщённое представление о социальной жизни, опорой которого являются знания из курсов исто­рии и обществознания основной школы. На последующих уроках понятие «общество» будет наполняться всё более конкретным содержанием.

Необходима связь с уроком «Общество как форма жизне­деятельности людей», который был частью курса «Общество- знание» в 8 классе.

Литература и оборудование

Литература для учителя

Обществознание / под ред. А. Б. Безбородова, В. В. Минаева. — М., 2008. — С. 78—84.

Социальная философия и социология: учеб. пособие. — М.,

Обществознание / под ред. В. В. Барабанова. — СПб.,

Социология / под ред. Д. С. Климова. — М., 2004. — § 5.

Обществознание: профильный уровень / под ред. Л. Н. Боголюбо­ва и др. — М., 2010. — § 9 «Общество и общественные отношения».

Гуревич П. С. Введение в философию. — М., 2000. — С. 284— 290 (раздел «Социальная философия»). Гл. 2. «Развитие обще­ства».

Размноженные тексты М. В. Дёмина и Е. К. Андреевой, ука­занные ниже.

Технические средства для презентации таблицы «Обществен­ные науки».

IV. Организация учебной деятельности

Варианты организации работы

й вариант. Два пункта плана изучаются на первом уроке, два следующих — на втором. На третьем организу­ется практическое занятие — групповая работа по выпол­нению заданий и затем обсуждение практических выводов.

й вариант. Первый пункт плана обстоятельно рас­сматривается на первом уроке. На втором уроке изучается второй вопрос, а третий и четвёртый — на третьем уроке.

Первые два вопроса, поставленные в начале параграфа, побуждают учащихся вспомнить материал, изученный в основной школе. Рассмотрение этих вопросов позволит вы­явить знания, на которые можно опираться при изучении нового материала, и даст возможность осознать границы между знанием и незнанием. Третий вопрос может стать основой для небольшой дискуссии, в ходе которой выска­зываются различные мнения, а вывод откладывается до рассмотрения вопроса «Общество и культура».

Этап изучения нового материала

План изучения нового материала

Общество как совместная жизнедеятельность людей.

Общество и природа.

Общество и культура.

1.Что такое общество?

Начать работу в классе с сильным составом учащихся можно с сопоставления определений общества, которые дают науки, изучающие общество. Эти определения целесообразно записать (или вывесить) на доске, чтобы облегчить их анализ.

Социологи дают такое определение: «Общество — исто­рически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся на основе постоянного изменения форм и условий их деятельности в процессе взаимодействия с органической и неорганической природой». (Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. Г. В. Оси­пова. — М., 2008. — С. 330.)

В социальной философии даётся следующее определе­ние: «Общество — сумма связей, совокупность или систе­ма отношений, возникающих из совместной жизни людей, воспроизводимых и трансформируемых их деятельностью». (Социальная философия: словарь / сост. и ред. В. Е. Кеме- ров, Т. Х. Керимов. — М., 2003. — С. 279.)

Анализ этих определений позволяет выделить прежде всего ключевое слово «деятельность», которое содержат оба определения, и указание на связи, отношения между людьми, возникающие в процессе деятельности.

В менее подготовленном классе можно начать с разбо­ра определения общества, данного в учебнике. Внимание учащихся привлекается к слову «взаимодействие». Эта категория выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами как постоянны­ми носителями качественно различных видов деятельности (см.: Российская социологическая энциклопедия, с. 63). Взаимодействие означает, что люди, во-первых, действуют, а во-вторых, осуществляя действия, они вступают в связь с другими людьми, между ними складываются определён­ные отношения. Последовательные действия людей, на­правленные на достижение определённой цели, называют деятельностью. Сравнение деятельности людей с актив­ностью других живых существ позволяет сделать вывод: деятельность — это способ существования, который выделяет людей из природы. Жизнь общества есть не что иное, как процесс совместной деятельности людей. Целесообразно по­казать свойства человеческой деятельности. Это её созна­тельный характер (проявляется в способности раскрывать причинно-следственные зависимости, ставить перед собой сознательные цели деятельности); орудийный характер (проявляется в систематическом изготовлении и использо­вании орудий труда); коллективный характер (проявляет­ся в кооперации и координации человеческих усилий).

Понятие деятельности может быть раскрыто на основе фрагмента из работы российского учёного М. В. Дёмина «Природа деятельности» (M., 1984. — С. 44—45).

Если отвлечься от особенностей, имеющих частное значение, то элементы структуры человеческой деятельности в её общем виде можно представить следующим образом: 1) люди как субъ­екты деятельности; 2) их потребности и интересы, определяющие мотивы деятельности; 3) цели как идеальные прообразы потреб­ных предметов; 4) средства деятельности, как идеальные, так и материальные; 5) объект деятельности; 6) сама деятельность как целесообразная активность, как процесс приложения материаль­ных и духовных сил людей. Этот подход к исследованию структуры человеческой деятельности представляется нам не только право­мерным, необходимым и полезным, но и, несомненно, в высокой степени эффективным, актуальным и заслуживающим того, чтобы его продолжать. Такой подход позволяет широко и глубоко охва­тить человеческую деятельность и рассмотреть её конкретно при­менительно к определённому периоду истории.

Вопросы и задания к тексту:

1. Сопоставьте представ­ленную в тексте структуру с характеристикой структуры деятельности в учебнике. Какими элементами вы считали бы полезным дополнить характеристику структуры дея­тельности в учебнике? Почему?

2. Как вы думаете, сле­дует ли в структуру деятельности включать её результат? Аргументируйте свой ответ.

3. Приведите примеры извест­ных вам идеальных и материальных средств какой-либо деятельности.

4. Проанализируйте учебную деятельность, характеризуя каждый из шести элементов её структуры, названных в документе.

Задание № 4 может быть заменено анализом любого вида деятельности.

Следующий шаг — рассмотрение связей, отношений, возникающих в процессе деятельности. Понять их помо­жет изучение текста П. А. Сорокина. Полезно, опираясь на курс истории, вспомнить известные учащимся формы объединения людей.

2. «Общество и природа» может быть изучен либо путём самостоятельной работы учащих­ся с текстом учебника, либо на основе анализа фрагмента из работы психолога и педагога Е. К. Андреевой «Союз с природой» (М., 1985. — С. 4—5).

Погружённые в многообразие природы, люди долгие века ви­дели только множество, не замечая единства этого многообразия, и пребывали в убеждении, что биосфера Земли неисчерпаема, что потреблять её можно неограниченно. По мере развития цивилиза­ции и роста городов человек всё более отходил от природных ус­ловий жизни, всё больше «отчуждался» от природы и стал отно­ситься к живым существам как к вещам, используя их для сво­его удобства, как пользуются вещами. Но даже с созданными им вещами, количество которых никогда не воспринималось как неис­

черпаемое, человек обращался бережней, чем с живой природой. Не увидев своего единства с окружающим миром живого, человек поставил себя над ним и стал бездумно и расточительно «покорять» природу, т. е. потреблять её, не считаясь с ней и её законами.

Теперь, когда наступила «вторая и третья очередь» послед­ствий наших «побед», мы спохватились и увидели, что мы вовсе не «хозяева» и не «цари», что природа, биосфера — это такой же единый, тонко сбалансированный организм, как и наш собствен­ный, состоящий из миллионов отдельных организмов — клеток. Только «клетками» биосферы являются её живые существа — от бактерий до человека. Мы с большим опозданием поняли, что являемся частью единого организма природы и целиком зависим от неё, а потому деградация природы означает нашу собственную деградацию, а гибель её была бы нашей гибелью.

Вопросы и задания к тексту: 1. Почему, по мнению автора, человек бережнее обращался с созданными им ве­щами, чем с живой природой? 2. Как вы понимаете выра­жение «покорять природу»? Разделяете ли вы мнение ав­тора отрывка по данному вопросу? Своё мнение поясните.

Опираясь на знания различных школьных дисциплин, приведите доказательства того, что природа является тонко сбалансированным организмом. 4. Автор считает, что «де­градация природы означает нашу собственную деградацию, а гибель её была бы нашей гибелью». Объясните эту связь, опираясь на определение общества, данное в учебнике.

Курсы обществознания и географии в основной школе дают учащимся знания, которые являются достаточной ба­зой для самостоятельного изучения текста.

Беседу, опираясь на прочитанный текст учебника, мож­но провести по следующим вопросам: в каком смысле сло­во «природа» употребляется в этом тексте? В чём проявля­ется обособление общества от природы? Почему такое обо­собление нельзя считать полным отделением общества от природы? Какую роль природа играет в жизни общества? Как общество воздействует на природу? В чём заключают­ся экологические проблемы современности?

Заметим, что в контексте данной темы речь идёт о той части природы, с которой общество непосредственно вза­имодействует на данном историческом этапе. Её принято называть географической средой (или природной средой). Географическая среда влияет на:

общественное разделение труда, размещение и раз­витие различных отраслей производства;

развитие способностей человека;

темпы развития данного общества в целом;

экономические и политические отношения;

социально-психологический облик и настрой обще­ства, т. е. его менталитет.

Общество оказывает на природную среду неоднозначное воздействие, причём его разрушительные последствия во второй половине ХХ в. вызвали экологический кризис. К этому предстоит вернуться в заключительной части курса.

На данном уроке рассмотрение антитезы «природа — общество» направлено на дальнейшее уяснение учащимися признаков понятия «общество».

3.Изучение пункта плана «Общество и культура»

целе­сообразно провести путём самостоятельной работы учащих­ся с текстом учебника. При этом им предлагается проду­мать вопрос: как соотносятся понятия общества и культу­ры? Внимание учащихся привлекается к утверждению: в наиболее широком смысле культура охватывает все виды преобразующей деятельности человека. А поскольку обще­ство — это совместная деятельность людей, культура неот­рывна от общества.

Напомним, что культура — сложное явление и что су­ществуют сотни определений культуры. Одна из попыток классифицировать эти определения предпринята в работе С. Э. Крапивенского «Социальная философия» (с. 357—360). Там обозначены три подхода к определениям культуры:

эмпирический, описательный подход, представляю­щий культуру как сумму, результат всей деятельности че­ловека, т. е. как совокупность предметов и ценностей, из которых складывается этот результат;

оценочный (аксиологический) подход, при котором культурность и некультурность, равно как и степень куль­турности, определяются путём соотнесения оцениваемого с тем, что избрано в качестве эталонов;

деятельностный подход, рассматривающий культуру как внебиологический, специфически человеческий способ деятельности.

Для учителя приведём определение, содержащееся в авторитетном философском издании: «Культура — система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения), обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех её основных проявлениях» (Новая философская энциклопедия: в 4 т. — М., 2001. — С. 341). Названные здесь программы деятельности включают в себя знания, нормы, навыки, идеалы, верования, цели, ценност­ные ориентации и т. д. Это исторически накапливаемый социальный опыт. Культура хранит его и передаёт от поко­ления к поколению.

4. При изучении четвёртой позиции плана целесообразно составить таблицу «Общественные науки». В первой колон­ке даются названия основных отраслей обществознания, а во второй — краткая характеристика каждой из них.

Учение об общих принципах бытия и познания, о познавательном, ценностном, этическом и эстетическом отношении человека к миру, природе и обществу

Наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях, отношениях личности и общества, закономерностях массового поведения людей

Наука, изучающая политику, политические системы, политические процессы и поведение субъектов политики, политические отношения, политическое сознание и культуру, способы решения политических проблем

Система наук, изучающих экономические отношения, проблему использования ограниченных ресурсов с целью удовлетворения неограниченных потребностей общества

Общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, отдельные отрасли права, историю государства и права

Единая социально-гуманитарная наука о духовной культуре народа

Комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии

Наука, изучающая закономерности формирования, функционирования и развития общественно-психологических явлений, процессов и состояний, субъектами которых являются индивиды и социальные общности

Полезно пояснить, что те или иные социальные объекты (например, семья, политика и т. д.) могут изучаться не одной, а несколькими науками. Так, семья является объектом изу­чения и философии, и социологии, и психологии, также она регулируется правовыми нормами. А политика изучается не только политологией, но и исторической наукой (это направление исследований называют политической истори­ей), философией (политическая философия), социологией (политическая социология), на стыке политологии и психо­логии разрабатывается политическая психология и т. д. Научные исследования одного объекта разными науками называются комплексными. В курсе обществознания при изучении многих социальных объектов также осуществля­ется комплексный подход. Это позволяет рассмотреть каж­дый такой объект всесторонне.

Учащимся можно предложить высказать своё мнение по вопросу: чем отличаются общественные науки от естествен­ных наук? Отметив, что обстоятельно этот вопрос будет рассмотрен в дальнейшем, целесообразно разъяснить: обще­ственные науки при всех их отличиях от естественных так­же дают знания, позволяющие ориентироваться в окружаю­щем мире, находить верные решения возникающих проблем. Они помогают адаптироваться в социальной среде, прогно­зировать будущее, сознательно воздействовать на обществен­ные отношения. Это разъяснение подведёт учащихся к практи­ческим выводам параграфа.

Рубрика «Практические выводы» впервые встречается учащимся, и поэтому полезно рекомендовать им после изуче­ния каждого параграфа ставить перед собой вопрос: в ка­ких случаях полученные знания пригодятся на практике?

Оптимальный вариант работы предполагает поиск ответа на ряд вопросов по материалам данного параграфа. Какие выводы можно сделать из того факта, что общество представ­ляет собой совместную деятельность, взаимодействие людей? Прежде всего, чтобы понять общество, нужно разобраться в направленности совместных действий. Другой вывод, который может сделать для себя каждый, состоит в том, что для соб­ственной успешной деятельности необходимо учиться сотруд­ничать с другими людьми, работать в коллективе. Такой ответ означает, что учащиеся самостоятельно сделали первый вывод.

Ко второму выводу приведут ответы на вопрос: какие практические выводы вытекают из знаний о взаимозави­симости общества и природной среды?

Третий вывод школьники должны сделать из того факта, что индивид становится человеком, интегрируется в обще­ство только через приобщение к культуре.

Опираясь на полученные знания о роли общественных наук, учащиеся могут прийти к четвёртому выводу — о значи­мости изучения обществознания для каждого из них.

Задания к параграфу в зависимости от избранного вари­анта могут выполняться либо по мере изучения материала урока, либо в ходе заключительного часа. Целесообразно обсуждать результат выполнения каждого из заданий.

Источник

Конспект урока «ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО «.10 класс

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО «.10 класс»

Дата проведения___________ Класс_______________

Тема: ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО (§ 1)

Требования к результатам изучения темы

Изучение данной темы должно внести вклад в достиже­ние результатов

сформированность мировоззрения, соответствующе­го современному уровню развития науки и общественной практики (в данной теме — на основе целостной характе­ристики общества);

владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных про­цессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их до­стижения (на основе анализа знаний об обществе, получен­ных в основной школе);

владение базовым понятийным аппаратом социаль­ных наук (в данной теме — понятиями «общество», «куль­тура», «общественные науки»).

дать научное представление об обществе как совмест­ной жизнедеятельности людей, в процессе которой осу­ществляется их взаимодействие и возникают различные формы объединения;

раскрыть широкий смысл понятия «культура», охватывающего все виды преобразующей деятельности человека;

раскрыть соотношение понятий «природа» и «обще­ство» ;

охарактеризовать основные общественные науки.

Место темы в системе учебных занятий

Первый урок курса «Обществознание» в старшей школе играет роль введения к изучению современного общества. Он даёт наиболее обобщённое представление о социальной жизни, опорой которого являются знания из курсов исто­рии и обществознания основной школы. На последующих уроках понятие «общество» будет наполняться всё более конкретным содержанием.

Необходима связь с уроком «Общество как форма жизне­деятельности людей», который был частью курса «Общество- знание» в 8 классе.

Литература и оборудование

Литература для учителя

Обществознание / под ред. А. Б. Безбородова, В. В. Минаева. — М., 2008. — С. 78—84.

Социальная философия и социология: учеб. пособие. — М.,

Обществознание / под ред. В. В. Барабанова. — СПб.,

Социология / под ред. Д. С. Климова. — М., 2004. — § 5.

Обществознание: профильный уровень / под ред. Л. Н. Боголюбо­ва и др. — М., 2010. — § 9 «Общество и общественные отношения».

Гуревич П. С. Введение в философию. — М., 2000. — С. 284— 290 (раздел «Социальная философия»). Гл. 2. «Развитие обще­ства».

Размноженные тексты М. В. Дёмина и Е. К. Андреевой, ука­занные ниже.

Технические средства для презентации таблицы «Обществен­ные науки».

IV. Организация учебной деятельности

Варианты организации работы

й вариант. Два пункта плана изучаются на первом уроке, два следующих — на втором. На третьем организу­ется практическое занятие — групповая работа по выпол­нению заданий и затем обсуждение практических выводов.

й вариант. Первый пункт плана обстоятельно рас­сматривается на первом уроке. На втором уроке изучается второй вопрос, а третий и четвёртый — на третьем уроке.

Первые два вопроса, поставленные в начале параграфа, побуждают учащихся вспомнить материал, изученный в основной школе. Рассмотрение этих вопросов позволит вы­явить знания, на которые можно опираться при изучении нового материала, и даст возможность осознать границы между знанием и незнанием. Третий вопрос может стать основой для небольшой дискуссии, в ходе которой выска­зываются различные мнения, а вывод откладывается до рассмотрения вопроса «Общество и культура».

Этап изучения нового материала

План изучения нового материала

Общество как совместная жизнедеятельность людей.

Общество и природа.

Общество и культура.

1.Что такое общество?

Начать работу в классе с сильным составом учащихся можно с сопоставления определений общества, которые дают науки, изучающие общество. Эти определения целесообразно записать (или вывесить) на доске, чтобы облегчить их анализ.

Социологи дают такое определение: «Общество — исто­рически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся на основе постоянного изменения форм и условий их деятельности в процессе взаимодействия с органической и неорганической природой». (Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. Г. В. Оси­пова. — М., 2008. — С. 330.)

В социальной философии даётся следующее определе­ние: «Общество — сумма связей, совокупность или систе­ма отношений, возникающих из совместной жизни людей, воспроизводимых и трансформируемых их деятельностью». (Социальная философия: словарь / сост. и ред. В. Е. Кеме- ров, Т. Х. Керимов. — М., 2003. — С. 279.)

Анализ этих определений позволяет выделить прежде всего ключевое слово «деятельность», которое содержат оба определения, и указание на связи, отношения между людьми, возникающие в процессе деятельности.

В менее подготовленном классе можно начать с разбо­ра определения общества, данного в учебнике. Внимание учащихся привлекается к слову «взаимодействие». Эта категория выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами как постоянны­ми носителями качественно различных видов деятельности (см.: Российская социологическая энциклопедия, с. 63). Взаимодействие означает, что люди, во-первых, действуют, а во-вторых, осуществляя действия, они вступают в связь с другими людьми, между ними складываются определён­ные отношения. Последовательные действия людей, на­правленные на достижение определённой цели, называют деятельностью. Сравнение деятельности людей с актив­ностью других живых существ позволяет сделать вывод: деятельность — это способ существования, который выделяет людей из природы. Жизнь общества есть не что иное, как процесс совместной деятельности людей. Целесообразно по­казать свойства человеческой деятельности. Это её созна­тельный характер (проявляется в способности раскрывать причинно-следственные зависимости, ставить перед собой сознательные цели деятельности); орудийный характер (проявляется в систематическом изготовлении и использо­вании орудий труда); коллективный характер (проявляет­ся в кооперации и координации человеческих усилий).

Понятие деятельности может быть раскрыто на основе фрагмента из работы российского учёного М. В. Дёмина «Природа деятельности» (M., 1984. — С. 44—45).

Если отвлечься от особенностей, имеющих частное значение, то элементы структуры человеческой деятельности в её общем виде можно представить следующим образом: 1) люди как субъ­екты деятельности; 2) их потребности и интересы, определяющие мотивы деятельности; 3) цели как идеальные прообразы потреб­ных предметов; 4) средства деятельности, как идеальные, так и материальные; 5) объект деятельности; 6) сама деятельность как целесообразная активность, как процесс приложения материаль­ных и духовных сил людей. Этот подход к исследованию структуры человеческой деятельности представляется нам не только право­мерным, необходимым и полезным, но и, несомненно, в высокой степени эффективным, актуальным и заслуживающим того, чтобы его продолжать. Такой подход позволяет широко и глубоко охва­тить человеческую деятельность и рассмотреть её конкретно при­менительно к определённому периоду истории.

Вопросы и задания к тексту:

1. Сопоставьте представ­ленную в тексте структуру с характеристикой структуры деятельности в учебнике. Какими элементами вы считали бы полезным дополнить характеристику структуры дея­тельности в учебнике? Почему?

2. Как вы думаете, сле­дует ли в структуру деятельности включать её результат? Аргументируйте свой ответ.

3. Приведите примеры извест­ных вам идеальных и материальных средств какой-либо деятельности.

4. Проанализируйте учебную деятельность, характеризуя каждый из шести элементов её структуры, названных в документе.

Задание № 4 может быть заменено анализом любого вида деятельности.

Следующий шаг — рассмотрение связей, отношений, возникающих в процессе деятельности. Понять их помо­жет изучение текста П. А. Сорокина. Полезно, опираясь на курс истории, вспомнить известные учащимся формы объединения людей.

2. «Общество и природа» может быть изучен либо путём самостоятельной работы учащих­ся с текстом учебника, либо на основе анализа фрагмента из работы психолога и педагога Е. К. Андреевой «Союз с природой» (М., 1985. — С. 4—5).

Погружённые в многообразие природы, люди долгие века ви­дели только множество, не замечая единства этого многообразия, и пребывали в убеждении, что биосфера Земли неисчерпаема, что потреблять её можно неограниченно. По мере развития цивилиза­ции и роста городов человек всё более отходил от природных ус­ловий жизни, всё больше «отчуждался» от природы и стал отно­ситься к живым существам как к вещам, используя их для сво­его удобства, как пользуются вещами. Но даже с созданными им вещами, количество которых никогда не воспринималось как неис­

черпаемое, человек обращался бережней, чем с живой природой. Не увидев своего единства с окружающим миром живого, человек поставил себя над ним и стал бездумно и расточительно «покорять» природу, т. е. потреблять её, не считаясь с ней и её законами.

Теперь, когда наступила «вторая и третья очередь» послед­ствий наших «побед», мы спохватились и увидели, что мы вовсе не «хозяева» и не «цари», что природа, биосфера — это такой же единый, тонко сбалансированный организм, как и наш собствен­ный, состоящий из миллионов отдельных организмов — клеток. Только «клетками» биосферы являются её живые существа — от бактерий до человека. Мы с большим опозданием поняли, что являемся частью единого организма природы и целиком зависим от неё, а потому деградация природы означает нашу собственную деградацию, а гибель её была бы нашей гибелью.

Вопросы и задания к тексту: 1. Почему, по мнению автора, человек бережнее обращался с созданными им ве­щами, чем с живой природой? 2. Как вы понимаете выра­жение «покорять природу»? Разделяете ли вы мнение ав­тора отрывка по данному вопросу? Своё мнение поясните.

Опираясь на знания различных школьных дисциплин, приведите доказательства того, что природа является тонко сбалансированным организмом. 4. Автор считает, что «де­градация природы означает нашу собственную деградацию, а гибель её была бы нашей гибелью». Объясните эту связь, опираясь на определение общества, данное в учебнике.

Курсы обществознания и географии в основной школе дают учащимся знания, которые являются достаточной ба­зой для самостоятельного изучения текста.

Беседу, опираясь на прочитанный текст учебника, мож­но провести по следующим вопросам: в каком смысле сло­во «природа» употребляется в этом тексте? В чём проявля­ется обособление общества от природы? Почему такое обо­собление нельзя считать полным отделением общества от природы? Какую роль природа играет в жизни общества? Как общество воздействует на природу? В чём заключают­ся экологические проблемы современности?

Заметим, что в контексте данной темы речь идёт о той части природы, с которой общество непосредственно вза­имодействует на данном историческом этапе. Её принято называть географической средой (или природной средой). Географическая среда влияет на:

общественное разделение труда, размещение и раз­витие различных отраслей производства;

развитие способностей человека;

темпы развития данного общества в целом;

экономические и политические отношения;

социально-психологический облик и настрой обще­ства, т. е. его менталитет.

Общество оказывает на природную среду неоднозначное воздействие, причём его разрушительные последствия во второй половине ХХ в. вызвали экологический кризис. К этому предстоит вернуться в заключительной части курса.

На данном уроке рассмотрение антитезы «природа — общество» направлено на дальнейшее уяснение учащимися признаков понятия «общество».

3.Изучение пункта плана «Общество и культура»

целе­сообразно провести путём самостоятельной работы учащих­ся с текстом учебника. При этом им предлагается проду­мать вопрос: как соотносятся понятия общества и культу­ры? Внимание учащихся привлекается к утверждению: в наиболее широком смысле культура охватывает все виды преобразующей деятельности человека. А поскольку обще­ство — это совместная деятельность людей, культура неот­рывна от общества.

Напомним, что культура — сложное явление и что су­ществуют сотни определений культуры. Одна из попыток классифицировать эти определения предпринята в работе С. Э. Крапивенского «Социальная философия» (с. 357—360). Там обозначены три подхода к определениям культуры:

эмпирический, описательный подход, представляю­щий культуру как сумму, результат всей деятельности че­ловека, т. е. как совокупность предметов и ценностей, из которых складывается этот результат;

оценочный (аксиологический) подход, при котором культурность и некультурность, равно как и степень куль­турности, определяются путём соотнесения оцениваемого с тем, что избрано в качестве эталонов;

деятельностный подход, рассматривающий культуру как внебиологический, специфически человеческий способ деятельности.

Для учителя приведём определение, содержащееся в авторитетном философском издании: «Культура — система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения), обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех её основных проявлениях» (Новая философская энциклопедия: в 4 т. — М., 2001. — С. 341). Названные здесь программы деятельности включают в себя знания, нормы, навыки, идеалы, верования, цели, ценност­ные ориентации и т. д. Это исторически накапливаемый социальный опыт. Культура хранит его и передаёт от поко­ления к поколению.

4. При изучении четвёртой позиции плана целесообразно составить таблицу «Общественные науки». В первой колон­ке даются названия основных отраслей обществознания, а во второй — краткая характеристика каждой из них.

Учение об общих принципах бытия и познания, о познавательном, ценностном, этическом и эстетическом отношении человека к миру, природе и обществу

Наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях, отношениях личности и общества, закономерностях массового поведения людей

Наука, изучающая политику, политические системы, политические процессы и поведение субъектов политики, политические отношения, политическое сознание и культуру, способы решения политических проблем

Система наук, изучающих экономические отношения, проблему использования ограниченных ресурсов с целью удовлетворения неограниченных потребностей общества

Общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, отдельные отрасли права, историю государства и права

Единая социально-гуманитарная наука о духовной культуре народа

Комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии

Наука, изучающая закономерности формирования, функционирования и развития общественно-психологических явлений, процессов и состояний, субъектами которых являются индивиды и социальные общности

Полезно пояснить, что те или иные социальные объекты (например, семья, политика и т. д.) могут изучаться не одной, а несколькими науками. Так, семья является объектом изу­чения и философии, и социологии, и психологии, также она регулируется правовыми нормами. А политика изучается не только политологией, но и исторической наукой (это направление исследований называют политической истори­ей), философией (политическая философия), социологией (политическая социология), на стыке политологии и психо­логии разрабатывается политическая психология и т. д. Научные исследования одного объекта разными науками называются комплексными. В курсе обществознания при изучении многих социальных объектов также осуществля­ется комплексный подход. Это позволяет рассмотреть каж­дый такой объект всесторонне.

Учащимся можно предложить высказать своё мнение по вопросу: чем отличаются общественные науки от естествен­ных наук? Отметив, что обстоятельно этот вопрос будет рассмотрен в дальнейшем, целесообразно разъяснить: обще­ственные науки при всех их отличиях от естественных так­же дают знания, позволяющие ориентироваться в окружаю­щем мире, находить верные решения возникающих проблем. Они помогают адаптироваться в социальной среде, прогно­зировать будущее, сознательно воздействовать на обществен­ные отношения. Это разъяснение подведёт учащихся к практи­ческим выводам параграфа.

Рубрика «Практические выводы» впервые встречается учащимся, и поэтому полезно рекомендовать им после изуче­ния каждого параграфа ставить перед собой вопрос: в ка­ких случаях полученные знания пригодятся на практике?

Оптимальный вариант работы предполагает поиск ответа на ряд вопросов по материалам данного параграфа. Какие выводы можно сделать из того факта, что общество представ­ляет собой совместную деятельность, взаимодействие людей? Прежде всего, чтобы понять общество, нужно разобраться в направленности совместных действий. Другой вывод, который может сделать для себя каждый, состоит в том, что для соб­ственной успешной деятельности необходимо учиться сотруд­ничать с другими людьми, работать в коллективе. Такой ответ означает, что учащиеся самостоятельно сделали первый вывод.

Ко второму выводу приведут ответы на вопрос: какие практические выводы вытекают из знаний о взаимозави­симости общества и природной среды?

Третий вывод школьники должны сделать из того факта, что индивид становится человеком, интегрируется в обще­ство только через приобщение к культуре.

Опираясь на полученные знания о роли общественных наук, учащиеся могут прийти к четвёртому выводу — о значи­мости изучения обществознания для каждого из них.

Задания к параграфу в зависимости от избранного вари­анта могут выполняться либо по мере изучения материала урока, либо в ходе заключительного часа. Целесообразно обсуждать результат выполнения каждого из заданий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *