Что такое общество общественные отношения
Что такое «общество»: понятие, признаки, функции, виды
Приветствую Вас, друзья!
В этой статье разберемся с тем, что такое общество в широком и узком смысле. Узнаем признаки, функции и структуру общества. Рассмотрим типы общества и сферы общественной жизни. Начнём.
Что такое общество?
Общество (в широком смысле) — это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, и включает в себя способы коллективного взаимодействия людей и формы их объединения.
Общество (в узком смысле) можно рассматривать в нескольких проявлениях:
Стоит отметить и тот факт, что общество – продукт деятельности людей. Деятельность эта сводится к реализации мер, необходимых для существования и функционирования общества. Последнее буквально произрастает из повседневной деятельности каждого из людей; без взаимодействия отдельных участников оно просто не существовало бы.
Общество стоит рассматривать в первую очередь в качестве сложной с организационной точки зрения, а также динамично развивающейся системы. Система же, что не стоит привязывать к контексту – это множество взаимосвязанных элементов, представляющих целое. Всякая система включает в структуру подсистемы; подсистемы же включают отдельные, формирующие их составляющие.
Различные подходы к пониманию общества
В различные времена множество ученых и философов озвучивали собственный взгляд на то, что такое общество. Рассмотрим наиболее популярные взгляды:
Аристотель
Аристотель рассматривал общество в качестве совокупности людей, единых стремлением удовлетворить определенные потребности.
Томас Гоббс и Жан-Жак Руссо
Мыслители предложили теорию общественного договора. Согласно этой теории, всякий человек обладает определенным набором прав и может контролировать собственные действия в рамках условной социальной договоренности.
Георг Гегель
Гегель – автор идеи, согласно которой общество – «тяжелый уклад». Именно Гегелем введено понятие гражданского общества, в рамках которого «каждый зависит от каждого».
Макс Вебер
Мыслитель считал, что общество является результатом социальных интересов каждого из его членов.
Огюст Конт
Согласно мнению Конта, общество – то, что формируется посредством мыслительных конструктов; он считал, что оно представлено различными системными элементами (семья, класс и т. д.). Основа общества в понимании мыслителя – разделение труда.
Карл Маркс
Для Маркса общество как категория – это совокупность исторических начал взаимодействия людей; совокупность эта складывается в процессе жизнедеятельности отдельных членов общества.
Признаки общества
К числу наиболее важных и определяющих признаков общества, относится:
Сферы жизни общества
Общество, о чем мы уже упоминали – сложная система, в которой гармонично сосуществуют условно бесконечные множества подсистем; в подсистемах же существуют множества элементов. Подсистемы стоит рассматривать в качестве социальных институтов – совокупностей ролей, норм, процессов и т. д.
Также подсистемы – это сферы жизни общества. Выделяются такие сферы (сфера/элементы):
Отметим, что каждая из сфер неизбежно сталкивается, взаимодействует с другими, при этом сохраняет изначальный вид. Также в отдельных сферах формируются собственные социальные институты (группы людей, объединенных по различным характеристикам).
Структура общества
Вне взаимодействий людей общество как явление не может существовать, о чем мы уже говорили. Оно – буквально механизм, функционирование которого зависит от работы отдельных элементов. Отсюда ясно, что в обществе выделяются отдельные структуры, системы:
Каждая из категорий подвергается внешним воздействиям. В отдельных социумах закономерным и даже неизбежным является появление личности, индивида, который принимает роль «реформатора» взглядов конкретных групп людей. Следствием может стать отклонение от устоев, традиций, а иногда и изменение истории народностей.
Между приведенными ранее категориями складываются социальные отношения, которые могут быть реализованы посредством:
Функции общества
К числу основных функций общества, относятся следующие:
Типы общества
Человеческие общества многообразны, и в науке существуют различные классификации типов общества. Одной из наиболее популярных теорий является теория модернизации, согласно которой, общество делится на 3 вида: традиционное, индустриальное и постиндустриальное. Рассмотрим каждый из видов подробнее.
1. Традиционное
Основные характеристики: наличие традиций, главенство обычаев. Также для традиционного общества характерна слабая развитость контактов с прочими социумами, что обуславливает две другие характеристики: замкнутость и заторможенность развития.
Особенности традиционного общества:
В таком типе общества «Я» теряется во множестве «Мы», а индивидуальность – порок.
2. Индустриальное
Суть – развитие промышленности с учетом научных достижений. В таком обществе освоение производственных новшеств является основанием для гордости и удовлетворения членов. При этом прочие общества, у которых что-либо получается лучше, рассматриваются членами одной группы в качестве конкурентов или врагов.
Стоит отметить, что такой тип общества не предполагает развития только точных наук. Развиваются также гуманитарные дисциплины, разрабатываются различные способы манипулирования общественным сознанием.
3. Постиндустриальное
Именно такое общество складывается в большинстве стран мира на сегодняшний день. Информация здесь – ценность и интегрирующий фактор. Границы между социумами практически стерты, что обусловлено распространенностью интернета и компьютерных технологий.
Такое общество меняет жизнь, а вместе с ней – психологию людей на всех уровнях. Речь об интеллекте, восприятии действительности, общении, семейных отношениях и не только. Все перемены этих сфер именно сегодня являются особенно ощутимыми; они – область особенного внимания психологов, социологов и других специалистов, специализации которых касаются области общественного сознания.
Науки, изучающие общество
Практически любая из наук прямо или косвенно касается какой-либо сферы жизни общества. Приведем конкретные примеры наук, которые наиболее тесно связаны с обществом:
Общество и общественные отношения
Поставим вопрос: что мы понимаем под обществом? Ответ напрашивается вроде бы сам собой: это совокупность людей. Действительно, без людей нет общества. И все же такой ответ носит поверхностный характер, ибо он сводится к эмпирически констатируемому факту наличия совокупности людей. При этом остаются в тени присущие обществу связи, которые соединяют разрозненные элементы в единую целостную систему. Эти связи воспроизводятся в деятельности людей и носят столь устойчивый характер, что многие поколения могут сменять друг друга, а тип связей, характеризующих данное конкретное общество, остается.
Теперь становятся понятными слова К. Маркса: «Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу». Это положение неверно было бы интерпретировать в смысле сведения всего многообразия общественной системы к одним только общественным отношениям. Маркс выделяет важнейший специфический признак общества и вместе с тем то, что делает общество системой, связывает индивидов и их разрозненные действия в единое, хотя и внутренне расчлененное целое. Обнаружение и анализ таких связей — общественных отношений — величайшая заслуга К. Маркса, важный элемент его философской концепции общества. Но что же они собою представляют?
Общественные отношения неотделимы от деятельности. Они не существуют сами по себе, в отрыве от последней, а составляют ее общественную форму. Так, производственная деятельность протекает всегда в той форме, которая придает этой деятельности устойчивый характер и благодаря наличию которой организуется производство в масштабах общества. Именно такую организующую роль внутренней структуры, активной формы выполняют производственные отношения.
Сказанное справедливо в отношении не только производственной, но и других видов деятельности. Каждый человек взаимодействует с различными коллективами, с обществом, государством, с членами своей семьи. И вся эта деятельность людей, очень разных по характеру, одаренности, личным склонностям, протекает в рамках характерных для данного социума общественных отношений: моральных, правовых, политических и т. д. Поэтому, существуя как форма деятельности людей, общественные отношения имеют надличностный, надындивидуальный характер. Не индивид с его задатками и склонностями определяет общественные отношения, а наоборот: человек, рождаясь, застает уже сложившиеся, функционирующие общественные отношения.
Как член определенного общества, класса, социальной группы, нации, коллектива и т. д., он включается в разнообразные формы деятельности и вступает на этой основе в определенные отношения с другими людьми. Деятельность и общественные отношения формируют человека как существо общественное, социальное. Социализация человека происходит по мере того, как социальность активно осваивается им, переводится в его внутренний мир, становится общей схемой действия, заданной ему обществом и пропущенной через его индивидуальный опыт. Формирование человека как общественного существа есть одновременно становление его как личности.
Таким образом, общественные отношения связывают индивида с социальной группой, с обществом. И тем самым они являются средством включения индивида в общественную практику, в социальность. Как и почему возникают и затем постоянно воспроизводятся общественные отношения, можно понять на примере производства. Обратим внимание прежде всего на то, что производственная деятельность всегда связана с разделением труда. Вначале это разделение определялось половозрастными особенностями людей, затем возникло общественное разделение труда, например ремесло отделилось от земледелия. Уже одно это рождает потребность в определенных устойчивых связях, которые координируют усилия людей в рамках общественно необходимого разделения труда.
Далее, занимаясь определенным видом деятельности, человек производит продукт не для собственного потребления или, во всяком случае, не только для этого. Созданная им потребительная стоимость, обладая вещественной природой, способна отделяться от своего творца, переходить к другим людям, которые могут потреблять ее непосредственно, как, скажем, человек потребляет продукты земледелия, выращенные в собственном саду, или опосредствованно, как потребляются, например, добытые горняками, шахтерами металл или уголь, работниками иной отрасли труда. Но во всех случаях результат производства — вещи, потребительные стоимости, связывают людей, становятся носителями возникающих между ними общественных отношений.
Наконец, использование орудий труда связано с освоением накопленного обществом опыта по их применению. Знания не передаются но наследству. Будучи продуктом общества, они сами являются своеобразными общественными «генами». Наиболее оптимальное для каждой исторической эпохи использование знаний, материализованных в орудиях труда и закрепленных в навыках, эмпирических наблюдениях, а затем в науке, возможно лишь при условии включения индивидов в соответствующие общественные отношения.
В формах общественных отношений осуществляется вся деятельность больших общественных групп: экономическая, политическая, правовая, моральная. Сложившиеся в обществе отношения превращаются в своеобразные алгоритмы деятельности социальных групп. Это не означает, что общественные отношения даны свыше: они порождены деятельностью реальных людей и существуют лишь как формы этой деятельности. Но возникнув, они обладают большой активностью, устойчивостью, придают обществу качественную определенность.
Поэтому изменение, преобразование общества связано с ликвидацией сложившегося типа общественных отношений и заменой его новым.
Обществознание
План урока:
С незапамятных времен совместное проживание помогало людям защищаться от нападений диких животных и врагов, выживать в неблагоприятных природных условиях, добывать средства к существованию. Первобытные люди смогли выжить и развиться до современного человека только благодаря объединению друг с другом, сплоченности. Так как без общества человек не может выжить, его возникновение соотносят с появлением первых разумных людей на Земле – около 200 тысяч лет назад.
Понятие общества
В современное время под обществом подразумевают как футбольную команду, так и все население Российской Федерации. Определений, что такое общество очень много, поэтому принято выделять понятие общества в узком и широком смысле.
В узком смысле общество это:
Понятие общества в широком смысле:
Может показаться, что любое скопление людей можно назвать обществом, но это не так. Нужно разобраться, в каких смыслах употребляется понятие общество. В отличие от случайного скопления людей в социуме существует сложная структура, в которой человек, группа людей являются отдельными элементами.
Другие основные признаки понятия общества:
Кроме того социум отличается своей способностью к саморазвитию, это возможно благодаря эволюции общественных отношений.
На чем строятся общественные отношения
Между большими социальными группами, народами, классами, в процессе жизни в социуме складываются многообразные взаимосвязи, их называют общественными отношениями. Общественные отношения строятся на определенных правилах поведения, принятых в данном обществе, они связывают между собой сотни, тысячи и миллионы людей.
Примеры общественных отношений:
Общественные отношения возникают в результате материальной или духовной деятельности, связывающей большие группы людей. Виды материальных общественных отношений:
Виды духовных общественных отношений:
Важно! Нельзя путать общественные с межличностными отношениями. Общественные отношения складываются благодаря взаимодействию больших групп людей, межличностные складываются только в малых группах (семье, школьном классе).
Жизнь человека в обществе
Как жизнь групп людей, так и жизнь отдельного человека полностью зависят от социума. Рассмотрим, как соотносятся понятия человек и общество:
Кроме того, в человеческой жизни социум выполняет важные функции:
Сферы общественной жизни
В обществе выделяют 4 основные сферы общественной жизни:
Основными элементами экономической сферы общества являются:
Задача духовной сферы воспитать человека как нравственное, духовное существо, удовлетворить его духовные потребности.
Взаимосвязь сфер общественной жизни очевидна, так как ни одна из них не может жить обособленно от остальных. Политика защищает порядок во всех сферах общества, экономика обеспечивает их материальными ресурсами, а духовная сфера производит общечеловеческие ценности.
Общественные нормы
К нормам поведения человека в обществе относят:
Нормы поведения в обществе обязывают каждого человека действовать в соответствии с эталоном, образцом поведения.
Пример. В общественном транспорте необходимо пропускать пассажиров, которые хотят выйти из транспортного средства, и лишь потом самим в него заходить. При несоблюдении этой нормы возникнут столкновения между людьми, беспорядок.
Поощрение и наказание человека в обществе
Не всегда люди желают придерживаться установленных правил поведения в обществе, из-за этого существует система общественного одобрения правильного поведения и наказания за нарушение норм. Поведение соответствующие культурным, религиозным, моральным нормам обычно поощряется устным одобрением окружающих людей, грамотой, государственной наградой (например, орденом за героический поступок). Наказанием за несоблюдение правил поведения людей в обществе может быть общественное неодобрение, выговор, штраф.
Словарь
2. Капитал – это совокупность собственности (материальной, интеллектуальной) используемой для получения прибыли.
Общественные отношения как феномен общества
Основу жизни человека как вида составляет деятельность, в процессе которой он изменяет окружающий мир и развивается сам. В ней он всегда связан с другими людьми и обществом, является участником многообразных материальных и духовных взаимодействий. Один из видов таких взаимодействий – общественные отношения.
Понятие
Общественные отношения – многообразные связи, возникающие между социальными группами и внутри них в процессе совместной деятельности, это то, что объединяет людей и делает общество системой. Они предназначены для стабилизации и закрепления общественно значимых моделей, типов социальных взаимодействий.
Носителями общественных отношений являются индивиды и социальные группы. Отношения групп определяются их местом в существующей системе производственных и классовых отношений. Индивиды участвуют в общественных отношениях как члены, представители своей группы (класса, коллектива, партии, профессии). Такие отношения носят надличностный, надындивидуальный характер, являются выражением взаимодействия социальных ролей, исполняемых отдельными индивидами.
Признаки общественного отношения:
Каждой исторической формации присуща определенная совокупность социальных отношений. Среди них можно выделить устойчивые, длительно существующие и динамичные, отражающие происходящие в обществе изменения.
Постепенное развитие общественных отношений, не влияющее на основы общественной формации, является эволюционным. Кардинальное их изменение, связанное с ломкой существующего общественного уклада, носит революционный характер.
Структура
Возникновение, функционирование, развитие и завершение любого общественного отношения предполагает наличие ряда условий:
Участники общественных отношений:
Предметное содержание деятельности субъектов и их взаимодействий составляют:
Общественные отношения возникают во всех сферах общественной жизни, функционируют в рамках системы социальных институтов, регулируются механизмом социального контроля.
Виды, функции
Все общественные отношения делятся на материальные и идеологические. Первичными, ведущими являются материальные – экономические, производственные. Они не зависят от воли и сознания людей и определяются производительными силами общества. На их базе возникают вторичные, надстроечные идеологические – политические, правовые, нравственные, эстетические. Это деление относительно.
Общественные отношения проявляются в виде интересов их носителей, которые могут совпадать или противоречить друг другу. По своей направленности, характеру взаимосвязей между индивидами и группами социальные отношения подразделяются на отношения:
В зависимости от степени формализации общественные отношения подразделяются на:
Система общественных отношений выполняет следующие функции:
Общественные отношения образуют единую систему, определяют существенные стороны личных отношений – таких как любовь, дружба.
Заключение
Общественные отношения реализуются в человеческой деятельности, а деятельность существует в системе общественных отношений. Они формируют человека как существо социальное: связывают его с социальной группой, обществом, включают в общественную практику.
План ответа по теме «Общественные отношения»
1. Человек как участник общественных взаимодействий.
2. Понятие общественных отношений. Признаки:
3. Структура общественных отношений. Условия:
4. Участники общественных отношений. Содержание их деятельности.
5. Виды отношений по характеру связей между субъектами:
ТЕМА: ОБЩЕСТВО И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
ЛЕКЦИИ
по дисциплине “Обществознание”
ТЕМА: ОБЩЕСТВО И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
1. Понятие общества и общественных отношений.
2. Строение общества.
3. Два подхода к развитию общества.
4. Прогресс и регресс в развитии общества.
1. Существует много определений понятия «общество». В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии народа или страны.
В широком смысле – общество – часть материального мира, неразрывно связанная с природой и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
В любом значении общество понимается как система (целое, составленное из частей, взаимодействующих между собой), подвергающаяся постоянной эволюции и изменению. Это можно представить логической цепочкой: общество первобытных охотников и собирателей – общество земледельцев и скотоводов – рабовладельческое общество – феодальное общество – индустриальное общество.
Общество состоит из огромного количества составляющих его элементов и подсистем.
Подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни, которых обычно выделяют несколько:
1. экономическая (её элементами являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения);
2. социальная (состоит из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, из их взаимоотношений и взаимодействий друг с другом);
3. политическая (включает в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование);
4. духовная (охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые в реальной жизни общества образуют явление духовной культуры).
Все четыре сферы общественной жизни взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга.
Человек входит в общество через коллектив, являясь членом нескольких коллективов. Общество представляется как коллектив коллективов. Человек входит и в более крупные общности людей. Он принадлежит к определенной социальной группе, классу, нации. Многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а так же внутри их в процессе экономической, социальной, политической и культурной жизни называются общественными отношениями. Различают материальные и духовные общественные отношения.
2. Общество можно рассматривать с разных позиций. Его можно свести к совокупности всех групп, входящих в него, тогда мы будем иметь дело прежде всего с населением.
Можно считать, что стержнем общества выступает социальная иерархия, где все люди выстроены по критерию богатства и объёма власти.
Можно свести общество к совокупности пяти фундаментальных институтов: семья, производство, государство, образование и религия.
Социальные институты – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации и регулирования совместной жизни людей.Брак, семья, моральные нормы, образование, частная собственность, рынок, государство, армия, суд – всё это социальные институты. С их помощью упорядочиваются и стандартизируются связи и отношения между людьми, регулируются их деятельность и поведение в обществе. Тем самым обеспечиваются определённая организованность и устойчивость общественной жизни.
Структура социальных институтов представляет сложную систему и состоит из элементов.
1.Духовно – идеологические элементы (семья – любовь, преданность, семейный очаг, воспитание детей; бизнес – личная выгода, престиж фирмы, доходность)
2. Материальные элементы (семья – дом, квартира, машина, мебель; бизнес – завод, оборудование, офис, транспорт, склад)
3. Поведенческие элементы (семья – душевность, уважение, доверие, взаимопомощь; бизнес – профессионализм, ответственность, исполнительность, законопослушность)
4.Культурно – символические элементы (брачный ритуал, обручальные кольца; религия – крест, иконы, свечи, религиозные праздники)
Социальные институты никто не «придумывает». Они вырастают постепенно как бы сами собой, из той или иной конкретной потребности людей. К примеру, из потребности в охране общественного порядка возник институт полиции. Сам процесс утверждения в обществе того или иного явления в качестве социального института называют институционализацией. Институционализациясостоит в упорядочении, стандартизировании, организационном оформлении и законодательном регулировании тех связей и отношений в обществе, которые «претендуют» на превращение в социальный институт.
Среди огромного разнообразия институциональных форм в зависимости от сферы их действия можно выделить четыре основные группы социальных институтов. Каждая из них, как и каждый институт в отдельности, выполняют свои определённые функции.
1. Экономические институты призваны обеспечивать организацию и управление экономикой в целях её эффективного развития. Например, отношения собственности закрепляют материальные и другие ценности за определённым хозяином и дают возможность последнему получать от этих ценностей доход; деньги призваны служить всеобщим эквивалентом в обмене товаров, а заработная плата- вознаграждение работнику за его труд.
2. Политические институты связанны с установлением определённой власти и управлением обществом. Политические институты – это государство, суд, армия, политические партии.
3. Духовныеинституты – связаны с развитием науки, образования, искусства, поддержанием в обществе моральных ценностей.
4. Институтсемьи – это первичное и ключевое звено всей социальной системы. Семья задаёт повседневный тон всей общественной жизни.
Все институты общества тесно взаимосвязаны. К примеру, государство действует не только в «своей» политической области, но и во всех остальных сферах: занимается хозяйственной деятельностью, способствует развитию духовных процессов, регулирует семейные отношения.
Складываясь веками, социальные институты не остаются неизменными. Они развиваются и совершенствуются вместе с движением общества вперед.
Важную роль в науке играет разграничение формальных и неформальных институтов. Формальными институтами являются не только институты, являющиеся частью государства, но и некоторые официально не оформленные обычаи(например, формальным институтом является система родства). Различие между ними состоит в том, что неформальные институты предполагают реальную свободу индивидов, тогда как формальные институты жестко регламентируют поведение индивида.
3. Наибольший интерес ученых вызывает различение обществ по социально – экономическим признакам. Популярны два подхода: марксистская (формационный подход) и теория трех стадий (цивилизационный подход)
Формация – стадия в развитии общества с присущей ей социально-экономической структурой. Признаки – формы собственности на средства производства и классовая структура общества. Выделяют пять формаций – первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.
Цивилизационная теория выдвинута на рубеже 50-60 годов 20века западными социологами – Даниел Белл, Уолт Ростоу.
Цивилизация – ступень общественного развития, уровень развития материальной и духовной культуры общества.
1. Доиндустриальное (аграрное, традиционное)
2. Индустриальное (промышленное)
3. Постиндустриальное (интеллектуальное, информационное).
4. Прогресс – это движение общества вперед, развитие с восходящей тенденцией, движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Он ведет к позитивным изменениям в обществе и проявляется в новых достижениях науки и культуры, в росте производительности, улучшении условий жизни людей.
Регресс – обратное движение, предполагает развитие с нисходящей тенденцией, движение вспять, переход от высшего к низшему, что ведет к негативным последствиям. Он проявляется в снижении эффективности производства и уровня благосостояния людей, в распространении в обществе пьянства, наркомании, увеличении смертности, падении уровня нравственности людей.
ЛЕКЦИИ
по дисциплине “Обществознание”
ТЕМА: НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ ОБЩЕСТВА.
1.Познание окружающего мира.
2.История воззрений на общество.
3.Цивилизация и общество.
1. В основе науки лежит процесс познания.
Познание – это отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире.
Целью познания служит приобретение не любых, а именно истинных знаний об объективном мире.
Знание – проверенный практикой результат познания действительности.
Познание проходит две главные ступени – чувственное и рациональное познание. Чувственное познание осуществляется в форме ощущений, восприятий и представлений. В нем задействованы пять органов чувств- зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, связывающие человека с внешним миром. При рациональном познании происходит выявление общего, существенного с помощью мышления и разума. Обе ступени познания находятся в единстве, переходят друг в друга, дополняют друг друга.
Процесс познания включает также такие формы мыслительной деятельности, как предвидение, фантазия, гипотеза, воображение, мечта, интуиция.
Методом получения научного знания выступает научное исследование.
Исследование – процесс научного изучения какого – либо объекта с целью выявления его закономерностей. Итог исследований – получение новых научных знаний – объективной истины. Истина – отражение в сознании человека предметов и явлений такими, какими они существуют вне и независимо от познающего субъекта.
2. Первым трудом по обществознанию можно считать знаменитое произведение « Государство» античного философа Платона. Он разделил общество на три класса: высший – мудрецы, средний – воины, низший – ремесленники и крестьяне. Аристотель провозгласил, что все люди по своей природе склонны к познанию. У Аристотеля опорой порядка и государства выступал средний класс. После Аристотеля и Платона наступила очень долгая историческая пауза, когда господствовали религиозные воззрения на происхождение человека и мира. Поворот к подлинно научным знаниям произошел только в 17-18 столетиях, когда в Европе появилась плеяда выдающихся философов: Рене Декарт, Френсис Бэкон, Джон Локк, Иммануил Кант, Жан Жак Руссо, Адам Смит и другие. В 19 веке Огюст Конт провозгласил появление науки об обществе, назвав её социологией. В 19 веке из философии выделилась экономика, политология, культурология, этнография, психология.
3. Слово цивилизация появилось во Франции в середине 18 века.
Сначала цивилизация обозначала комфортность и удобство материальных условий обитания человека. Долгое время культуру и цивилизованность отождествляли, но в 19 веке их развели. А в начале 20 столетия немецкий философ Освальд Шпенглер в своём труде «Закат Европы» и вовсе противопоставил их. Цивилизация предстала у него высшей стадией культуры, на которой происходит её окончательный упадок.
В современной науке не сложилось единого взгляда на сущность цивилизации, поэтому в литературе насчитывается более 100 её определений.
Сегодня в науке конкурируют две теории:
— теория стадиального развития цивилизации;
— теория локальных цивилизаций.
Стадиальная теория рассматривает цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, где выделяются определенные стадии (этапы). Теория локальных цивилизаций рассматривает всемирно-исторический процесс как совокупность исторически сложившихся общностей, занимающих определённую территорию и имеющих свои особенности социально-экономического и культурного развития.
Цивилизация не является чем-то неподвижным. Она развивается, проходит ряд стадий: зарождение, расцвет, разложение и гибель.
Анализ исторических фактов показывает, что сроки существования цивилизаций разные. Древнеегипетская цивилизация просуществовала более 3 тыс. лет, китайская более 4 тыс. лет, индийская существует до сих пор, византийская и российская существует тысячу лет.
Народы стоящие на дописьменной стадии развития, нельзя считать цивилизованными. Таким образом, общество и культура возникли раньше, а цивилизация – позже.
ЛЕКЦИИ
по дисциплине “Обществознание”
ЦИВИЛИЗАЦИИ ПРОШЛОГО.
1. Предпосылки появления древних цивилизаций.
2. Особенности развития древних цивилизаций.
3. Причины гибели древних цивилизаций.
1.Приблизительно в 3-2 тысячелетиях до н.э. часть человечества совершила гигантский прорыв – перешла от первобытности к цивилизации. Первые очаги цивилизации возникли в Египте, в долине реки Нил, и в Месопотамии – между реками Тигр и Евфрат. Несколько позднее – в 3-2 тысячелетиях до н.э. – в долине реки Инд зародилась индийская цивилизация, а во 2 тысячелетии – китайская (в долине реки Хуанхэ). Эти цивилизации были речными. В особой географической ситуации развивались Финикия, Греция и Рим – приморские цивилизации.
Предпосылки появления древних цивилизаций:
1.Ирригационная система земледелия и повышение производительности сельского хозяйства.
2. Усложнение социальной структуры общества, появление классов, социальное неравенство.
3. Создание письменности и закрепление обычаев в законах.
4. Оборона от нападения соседних племен и захват новых территорий.
5.Появление городов – военных и религиозных центров, которые стали центральными пунктами государств.
6. Высокая роль религии, которая обожествляла вождя-царя, давала ему огромную власть над обществом.
2. Таблица «Особенности развития древних цивилизаций».
Сфера общества | Особенности развития |
Место образования | В долинах рек |
Экономика | Ирригационное земледелие, ремесло, Торговля |
Политика | Полит. строй – деспотия единовластие царей, власть ни кем не Ограничивалась |
Соц. структура | Иерархичная структура общества |
Общественный строй | Рабовладельческий |
Культура | Тотемизм, конфуцианство, буддизм |
3. Причины гибели цивилизаций:
1) Внутренние противоречия в государствах.
2) Кризис рабовладельческой системы.
3)Слабые экономические и политические связи между областями.
4)Агрессивные захваты воинственных соседних народов.
Цивилизация не является чем-то неподвижным. Она развивается, проходит ряд стадий: зарождение, расцвет, разложение и гибель.
Анализ исторических фактов показывает, что сроки существования цивилизаций разные. Древнеегипетская цивилизация просуществовала более 3 тыс. лет, китайская более 4 тыс. лет, индийская существует до сих пор, византийская и российская существует тысячу лет.
ЛЕКЦИИ
по дисциплине “Обществознание”
ЛЕКЦИИ
по дисциплине “Обществознание”
ЛЕКЦИИ
по дисциплине “Обществознание”
ЛЕКЦИИ
по дисциплине “Обществознание”
Индивидуальность – это своеобразие психики и личности индивида, её неповторимость. Взаимоотношения между индивидом, личностью и индивидуальностью может быть передано формулой «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают».
Биологическое и социальное в человеке не два параллельных и независимых друг от друга фактора: они воздействуют на человека одновременно и комплексно, причем интенсивность и качество их воздействия бывают разными и зависит это от многих обстоятельств.
2. Для того чтобы стать личностью индивид проходит необходимый для этого путь социализации, то есть усвоения накопленного поколениями людей опыта, аккумулированного в навыках, умениях, привычках традициях, знаниях, приобщения к сложившейся системе социальных связей и отношений.
Социализация осуществляется посредством общения, воспитания, образования, средств массовой информации. Она происходит в семье, детском саду, школе, учебных заведениях, трудовом коллективе и пр. В процессе социализации усваиваются житейские взгляды, трудовые навыки, нравственные нормы поведения, идеалы, научные знания, религиозные ценности. Социализация начинается с первых минут существования индивида и протекает на протяжении всей его жизни. Каждый человек проходит свой путь социализации. Личностью человек не рождается, личностью он становится.Назвать человека личностью можно тогда, когда он достигает такого уровня психического и социального развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, давать отчет своим поступкам. Личностью человек становится тогда, когда он обладает самосознанием.
ЛЕКЦИИ
по дисциплине “Обществознание”
ЛЕКЦИИ
по дисциплине “Обществознание”
ТЕМА: ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
1.Духовно-теоретическая и духовно-практическая деятельность.
2.Моральная оценка личности.
3.Мировоззрение и деятельность человека.
1. Духовный мир человека ученые нередко характеризуют как нерасторжимое единство разума, чувств, воли. Мир личности индивидуален и неповторим.
Духовная жизнь человека постоянно развивается. Внутренний мир человека проявляется и видоизменяется в процессе духовно-теоретической и духовно-практической деятельности, зависит от нравственных устоев индивида и общества, мировоззрения и менталитета.
Духовно-теоретическая деятельность – это производство духовных ценностей. Продуктом духовного производства являются мысли, идеи, теории, нормы, идеалы, образы, которые могут принимать форму научных и художественных произведений.Духовное производство осуществляется особыми группами людей, духовная деятельность которых является профессиональной.
Духовно-практическая деятельность – это сохранение, воспроизведение, распределение, распространение, а также освоение (потребление) созданных духовных ценностей, т.е. деятельность, результатом которой является изменение сознания людей. Следствием духовно-практической деятельности является рост духовной культуры людей. Сохранением и распространением духовных ценностей занимаются музеи, библиотеки, архивы.
Духовное производство, сохранение и распространение духовных ценностей направлены на удовлетворение духовных потребностей людей. Процесс их удовлетворения называется духовным потреблением. Духовное потребление – это особый вид деятельности, он имеет свою направленность, требует определенных усилий, использования соответствующих средств.Направленность духовного потребления определяется общественными условиями и духовными запросами человека. В процессе духовного потребления средствами достижения цели выступают, с одной стороны, материальные возможности, с другой – соответствующие знания и навыки. Уровень образования и общей культуры личности непосредственно влияет на потребление духовных ценностей.
2.Мораль – это форма нормативно-оценочной ориентированности индивида,общностей в поведении и духовной жизни, взаимовосприятии и самовосприятии людей. Мораль – это нормы сознания, а нравственность – реализация этих норм в жизни, практическом поведении людей.
Учением о нравственности, морали является этика – теория, рассматривающая их сущность, проблемы морального выбора, нравственной ответственности человека, касающиеся всех сторон его жизнедеятельности – общения, труда, семьи, гражданской ориентации, профессионального долга.
Моральная оценка – это одобрение или осуждение деятельности человека с позиций тех требований, которые содержатся в моральном сознании общества, этнической группы, социально-классовой общности людей, тех или иных личностей. Моральная самооценка выражается в таких понятиях морали, как совесть, гордость, стыд, раскаяние. Все многообразие моральных оценок деятельности человека опирается на понимание того, что есть добро и что есть зло. Нравственным в деятельности человека является то, что может быть оценено как добро, а безнравственным – как зло.
Одна из важнейших моральных категорий – совесть. Это способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный самоконтроль, осознавать свой долг перед другими людьми.
Типы мировоззрения:
Менталитет – это совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествовавшей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта. Менталитет определяет духовный мир человека в целом.
ЛЕКЦИИ
по дисциплине “Обществознание”
ЛЕКЦИИ
по дисциплине “Обществознание”
Самостоятельность, умение быть самим собой.
Причины отклоняющегося поведения:
Биологические причины.
Психологические причины.
ЛЕКЦИИ
по дисциплине “Обществознание”
Научное познание.
Процесс познания всегда предполагает наличие двух сторон: познающего человека (субъект познания) и познаваемого предмета (объект познания). Как же они соотносятся друг с другом?
В 17 веке сложилось и долгое время господствовало представление о том, что познающий разум как бы со стороны созерцает мир и таким путем познаёт его. Цель познания – описать объекты такими, какие они есть на самом деле, вне и независимо от человека. Подобному взгляду многие философы противопоставляют иную точку зрения. Познающий субъект не отделен от предметного мира, а находится внутри его. Мы можем познать сущность вещи не в качестве пассивных наблюдателей, а лишь через включение её в нашу активную деятельность. Результаты познавательной деятельности будут отражать не только свойства изучаемого предмета, но и то, как мы организуем процесс изучения (средства и способы познания), и особенности нас самих (наши позиции, пристрастия, ранее накопленный опыт и т.д.)
Какой из источников знаний – разум или чувство – является определяющим в познавательной деятельности человека? Этот вопрос стал предметом острого спора среди философов. Философы – рационалисты отдавали предпочтение разуму, благодаря которому, человечество овладевает истинными знаниями. Они пришли к выводу о существовании неких врожденных идей, или задатков мышления, независимых от чувственного познания. Философы – сенсуалисты признавали решающую роль чувственного опыта. Основной принцип сенсуализма – «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах».
2. Истина есть процесс движения от незнания к знанию, от менее глубокого к более глубокому знанию. Она не может рассматриваться как нечто застывшее, неизменное. Вечных, неизменных истин не существует. Истина всегда относительна, так как не охватывает всего содержания исследуемого предмета, а только его часть. По мере развития познания человек постепенно преодолевает относительность истины, добавляет новые знания, которые перепроверяют, подтверждают или отбрасывают старые знания, считавшиеся ранее истинными. Через относительную истину человек идет к истине абсолютной – истине максимально объективной, точной, полной. Критерием истинности является практика. Все научные истины основаны на опытных данных, они постоянно пересматриваются в свете новых доказательств.
Истине противостоит в познании ложь. Ложь – это неправда, искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого – либо в заблуждение. Источником лжи может быть логически неправильное мышление, неверные факты.
3. Отличительный признак научного познания состоит в том, что оно основано на проверенных доказательствах. Под доказательствами в этом случае мы будем понимать конкретные результаты фактических наблюдений, которые другие наблюдатели имеют возможность видеть, взвешивать, измерять, подсчитывать или проверять на точность.
В науке выделяют эмпирический и теоретический уровни знаний. Эмпирическое познание имеет дело прежде всего с фактами, составляющими основу любой науки, а также с законами, которые устанавливаются в результате обобщений и систематизации результатов наблюдений и эксперимента.
Теоретическое познание имеет дело с более абстрактными теоретическими законами, охватывающими очень широкий класс явлений, а также такие объекты, которые нельзя непосредственно наблюдать, к примеру электроны, гены. Среди этих законов – закон сохранения и превращения энергии, закон всемирного тяготения, законы наследственности.
Методы научного познания:
1. Наблюдение – это непосредственное восприятие явлений в их естественном виде. Оно возможно в двух вариантах: не включенное наблюдение, которое ведется со стороны, и включенное наблюдение, осуществляемое изнутри, при участии в событиях самого наблюдателя.
2. Эксперимент – предполагает проведение искусственного научного опыта, при котором изучаемый объект ставится в специально созданные и контролируемые условия.
3. Метод моделирования основан на изучении явлений по их теоретическому образцу (модели). Здесь особенно эффективно математическое моделирование на компьютерах.
ЛЕКЦИИ
по дисциплине “Обществознание”
ТЕМА: СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ.
1. Ненаучное познание.
2. Социальное познание.
1. Большинство людей черпают многие сведения о мире не из научных трактатов. Наряду с наукой как способом познания мира существуют и другие пути познания.
Самым ранним способом понимания природной и общественной действительности был миф. Миф – это всегда повествование, причем истинность его не подлежала сомнению, а содержание всегда так или иначе было связано с реальной жизнью людей. В отличие от науки, которая стремится объяснить мир, установить взаимосвязь между причиной и следствием, миф заменяет объяснение рассказом о происхождении, творении мироздания или его отдельных проявлений. В мифах описывались творения мира, животных, людей, происхождение природных сил, особенности рельефа, различные обряды и обычаи.
Особым способом познания мира является жизненная практика, опыт повседневной жизни. Издавна люди не только стремились объяснить мир в целом, но и просто трудились, мучились неудачами, добивались результатов. При этом они накапливали и определенные знания.
Возрастание объема и усложнение деятельности людей, направленной на удовлетворение их потребностей, приводили к необходимости фиксировать знания, достижения практики в виде описаний. Причем такие описания содержали как бы собранный воедино обобщенный опыт разных людей, иногда даже многих поколений. Такие обобщенные практические знания составили основу народной мудрости. Из обобщения опыта возникали своеобразные афоризмы, поговорки, суждения, содержащие практические выводы.
Еще одним следствием существования вненаучного знания является появление время от времени таких направлений, которые получили обобщенное наименование «паранаука». Паранаука грешит туманностью и загадочностью сведений, которыми она оперирует. Она использует сведения, не подтверждающиеся в эксперименте, не вписывающиеся в принятые теории или просто противоречащие общепринятым и проверенным практикой научным знаниям.
2. Социальное познание – это познание общества. Усилиями ученых, изучающих социальные явления, общество познаёт само себя, т.е. субъект познания (общество) и его объект (общество) совпадают. Люди являются творцами общественной жизни и её изменений, они же познают социальную действительность, её историю.
Особенности социального познания:
1. Включенность человека как социального существа в социальную жизнь, которую он же изучает;
2. Сложность изучаемого объекта – общества. В социальных процессах взаимодействуют различные социальные силы, переплетаются многообразные экономические, политические, духовные причины, в них вторгается множество случайностей, причудливо пересекаются интересы, воля, действия множества людей.
3. В социальном познании ограничены возможности наблюдения и эксперимента.
Некоторые ученые, учитывая трудности социального познания, приходят к выводу, что общество не поддаётся научному изучению. Они считают, что возможно только описание общественных явлений.
Всякое познание общества человеком начинается с восприятия реальных фактов. Социальные факты – это события, имевшие место в определенное время при определенных условиях.
Виды социальных фактов:
1.Действия, поступки людей, отдельных индивидов или больших социальных групп.
2. Материальные и духовные продукты человеческой деятельности.
3. Словесные действия – мнения, суждения, оценки.
ЛЕКЦИИ
по дисциплине “Обществознание”
ЛЕКЦИИ
по дисциплине “Обществознание”
ЛЕКЦИИ
по дисциплине “Обществознание”
Религия – это система представлений людей об окружающем мире, связанных с убеждением, что важную или решающую роль во всех событиях играют не материальные причины, а таинственные сверхъестественные духовные силы или существа. В развитых религиях все объяснялось волей бога.
2. За время существования человечества было немало религий. Известен пантеизм (от греч. pan — всеобщий и theos — бог) — отождествление Бога со всем миром, обожествление природы.Таковы религиозные воззрения многих первобытных и современных народов, по тем или иным причинам задержавшихся в своем историческом развитии.
Известен и политеизм (от греч. poly — многий и theos — бог) — многобожие, присущее, например, духовной жизни античной Греции, Древнего Рима, древних славян, ряду религиозных течений современной Индии.В этих системах были и главный бог (Зевс в античной Греции, Юпитер в Древнем Риме и т. д.), и многочисленные боги, которые опекали те или иные стороны жизни человека, воплощали в себе различные природные и общественные явления.
Существует и монотеизм (от греч. mono — один и theos — бог) — единобожие, религиозная система, признающая единого Бога. Он всесилен, всеведущ, всемогущ, всеблаг (т. е. обладает всеми достоинствами). Христианство и ислам монотеистичны.
Существует и атеизм (от греч. a — отрицание и theos — бог) — отрицание существования богов, отрицание необходимости и правомерности существования религии.
Различаются также племенные религии, национальные (например, конфуцианство в Китае) и мировые религии, распространенные в разных странах и объединяющие огромное количество верующих. К мировым религиям традиционно относят буддизм, христианство и ислам. По последним данным в современном мире христиан около 1 400 млн. человек, приверженцев ислама около 900 млн., буддистов около 300 млн. человек. В сумме это почти половина жителей Земли.
Если попытаться представить эту религию как бы “с высоты птичьего полёта”, перед нами раскинется пёстрое лоскутное одеяло из направлений, школ, сект, подсект, религиозных партий и организаций.
Буддизм вобрал в себя множество разнообразных традиций народов тех стран, которые попали в сферу его влияния, а также определил образ жизни и мысли миллионов людей этих стран. Большинство приверженцев буддизма живут сейчас в Южной, Юго-Восточной, Центральной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме (бывшая Бирма), Таиланде и Лаосе. В России буддизм традиционно исповедуют буряты, калмыки и тувинцы.
В биографии Будды отражена судьба реального человека в обрамлении мифов и легенд, со временем почти полностью оттеснивших историческую фигуру основателя буддизма. Более 25 веков назад в одном из маленьких государств на северо-востоке Индии у царя Шуддходаны и его жены Майи родился сын Сиддхартха. Его родовое имя было Гаутама. Принц жил в роскоши, не ведая забот, со временем завёл семью и, наверное, сменил бы на троне своего отца, если бы судьба не распорядилась иначе.