Что такое общество память
Память (националистическая организация)
Национально-Патриотический Фронт «Память» (НПФ «Память») — русская праворадикальная организация, известная также как Общество «Память».
Содержание
История
После августа 1991 г. активность различных ответвлений «Памяти» резко снизилась. Все они, за исключением Национально-патриотического фронта «Память» (лидер — Д.Васильев), фактически перестали существовать. Осенью 1992 г. НПФ «Память» привлек к себе внимание скандалом в редакции газеты «Московский комсомолец», куда активисты НПФ ворвались с целью «предупредить» руководство издания о возможных последствиях выступлений против «Памяти». Один из организаторов акции Н.Детков был привлечен за это к уголовной ответственности. В событиях сентября-октября 1993 г. «Память» участия не принимала, высказав при этом поддержку действиям Б.Ельцина по роспуску парламента. В выборах в Федеральное Собрание 1993 г — тоже (руководство «Памяти» считает разного рода выборы «жидомасонской» выдумкой).
В феврале 1994 г. НПФ «Память», совместно с Центристским блоком политических партий и общественных движений, Российским консервативным союзом, движением «Русь державная», Инновационным социологическим центром (все эти организации насчитывали всего по несколько человек), учредил Движение национального возрождения России, целями которого были объявлены возрождение в России «триединства Бога, Царя и Нации» и «восстановление основ Российской Державы на сословных принципах» — с перспективой установления через 10-15 лет монархического строя (до этого времени ДНВР обещало оказывать поддержку институту президентства). Председателем ДНВР стал Д.Васильев, сопредседателями — лидер Центристского блока Владимир Воронин и заместитель председателя НПФ «Память» Олег Быков. Новоучрежденная организация ничем, однако, себя не проявила и прекратила существование фактически сразу же после создания.
Прошедший 13-14 декабря 1994 г. II всероссийский съезд НПФ «Память» поддержал ввод федеральных войск в Чечню, одновременно осудив телевидение за «антинародную, антипатриотическую деятельность».
31 июля 1995 г. НПФ «Память» был зарегистрирован Министерством юстиции как межрегиональная организация. На выборах во II Государственную Думу лидер НПФП Д.Васильев неудачно баллотировался по 204 Чертановскому одномандатному округу Москвы, проиграв С.Ковалеву. Во время президентских выборов 1996 г. НПФП поддерживал Б.Ельцина, рассматривая усиление его позиций как очередной шаг по пути к реставрации в России самодержавия.
В течение 1996-98 гг. НПФ «Память» неоднократно проводил пикеты с требованием убрать с башен Кремля звезды («сатанинские знаки») и водрузить на их место двуглавых орлов.
От прочих национал-патриотических группировок «Память» отличается подчеркнутой архаичностью идеологии и ритуалов. Форма активистов НПФП отдаленно напоминает форму офицеров царской армии, а в акциях «Памяти», неизменно сопровождаемых молебном, обязательно участвует православный священник.
Изменения идеологического и религиозного состава участников
До 1989 г «Память» проповедовала идеи, которые можно было охарактеризовать как «национал-большевистские». В частности, ее идеологи очень высоко оценивали послевоенную деятельность И.Сталина, особенно в области борьбы с «космополитизмом». С 1989 г идеология организации приобрела «православно-монархический» характер. Следует отметить, что, выступая за установление в стране самодержавного строя, НПФ «Память» отказывает потомкам династии Романовых в праве на российский престол, считая, что нового монарха должен «призвать» (именно «призвать», а не избрать — потому что «Память» является принципиальным противником любых выборов) сам народ на созванном специально для этого Земском соборе. Хотя «Память» и не говорила, кого хотела бы видеть на царском престоле, очевидно, что эту роль она предназначала исключительно своему лидеру Д.Васильеву.
Как и всем остальным национал-патриотическим организациям, «Памяти» всегда была свойственна крайняя степень ксенофобии и антисемитизма, а также убеждение в существовании «жидомасонского заговора» против России и русского народа.
На II съезде НПФП (13-14 декабря 1994 г.) лидер «Памяти» Д.Васильев осудил не только демократическую («сионистскую», «космополитическую»), но и национал-социалистическую идеологии как происходящие от идеологии социал-демократической («Мы не нацисты и не экстремисты, мы — убежденные сторонники самодержавия, наш идеал — Русь в виде православного царства»). Съезд также одобрил экономическую программу «Памяти», в основу которой было положено отстаивание «православно-славянского типа экономики» в противовес «сатанизации мировой экономики» и «экспансии иудейско-протестантской формы экономических отношений». «Память» выступает за достижение Россией «экономического самоудовлетворения», запрет неправославных конфессий, «восстановление традиционной структуры Верховной власти и системы управления Державой» (то есть самодержавия), учреждение Синода, Сената, Главного контрольного комитета. В качестве рычагов управления экономикой предлагается государственное кредитование, ужесточение режима внешней торговли (вплоть до введения государственной монополии) и даже введение карточек. «Память» выступает против частной собственности на землю («земля — Божья»), за «соборное владение» ею.
В сентябре 1998 г в заявлении «Пора жить по-русски!» НПФП выступил со следующим планом неотложных мер: выкуп у населения всей долларовой наличности с последующим предъявление ее МВФ и правительству США в качестве погашения долговых обязательств России; запрет функционирования на территории России «сионистских коммерческих банков», запрет на самостоятельное установление банками кредитных процентных ставок; односторонняя конвертация рубля с увеличением его стоимости не менее чем в 10 раз по сравнению с долларом; жесткое уголовное преследование за использование иностранной валюты на внутрироссийском рынке и т. п.
Идеология
Численность. Руководящие органы
Лидеры. Как правило, организации «Памяти» в регионах имели собственных лидеров и не подчинялись одноименным московским объединениям. На 1989 г в каждую из этих организаций входило от нескольких десятков до нескольких сотен человек (в Москве и Санкт-Петербурге). Так, НПФ «Память» Д.Васильева насчитывала в 1989 г примерно 400 человек. После августа 1991 г численность «Памяти» резко пошла на убыль. Тем не менее к моменту II всероссийского съезда НПФ «Память» (13-14 декабря 1994 г.) организация, по данным ее руководства, имела 52 региональных отделения в России и ближнем зарубежье. Об их численности ничего не говорилось, вполне возможно, что они состояли только из своих руководителей. В пользу этого говорит и то, что в июле 1995 г. НПФ «Память» была зарегистрирована в качестве всего лишь межрегиональной, а не общероссийской организации (для признания организации общефедеральной необходимо наличие у нее региональных отделений численностью не менее чем по 10 человек в половине субъектов РФ).
В организационном отношении «Память» всегда отличалось ярко выраженным авторитаризмом: все решения, в том числе и касающиеся формирования руководящих органов (в НПФ «Память» — Центрального совета), принимаются единолично лидером. «Память» категорически отрицает принцип выборности, ее руководители не избираются, а «призываются». По всей видимости, именно это явилось причиной столь частых расколов, а также долгого отсутствия официальной регистрации организации, которая невозможна без проведения учредительных мероприятий и принятия соответствующих документов. Так, Первое Собрание (съезд) Национально-патриотического фронта «Память» состоялось только 6 октября 1992 г. На нем впервые был официально «призван» (единогласно избран без проведения формальной процедуры голосования) Центральный совет НПФ во главе с Д.Васильевым. В дальнейшем (впрочем, так же, как и ранее) состав ЦС НПФП менялся не на официальных мероприятиях (II съезд Фронта состоялся в декабре 1994 г.), а по воле лидера организации.
Общество «Память»
Национально-Патриотический Фронт «Память» (НПФ «Память») — русская праворадикальная организация, известная также как Общество «Память».
Содержание
История
После августа 1991 г. активность различных ответвлений «Памяти» резко снизилась. Все они, за исключением Национально-патриотического фронта «Память» (лидер — Д.Васильев), фактически перестали существовать. Осенью 1992 г. НПФ «Память» привлек к себе внимание скандалом в редакции газеты «Московский комсомолец», куда активисты НПФ ворвались с целью «предупредить» руководство издания о возможных последствиях выступлений против «Памяти». Один из организаторов акции Н.Детков был привлечен за это к уголовной ответственности. В событиях сентября-октября 1993 г. «Память» участия не принимала, высказав при этом поддержку действиям Б.Ельцина по роспуску парламента. В выборах в Федеральное Собрание 1993 г — тоже (руководство «Памяти» считает разного рода выборы «жидомасонской» выдумкой).
В феврале 1994 г. НПФ «Память», совместно с Центристским блоком политических партий и общественных движений, Российским консервативным союзом, движением «Русь державная», Инновационным социологическим центром (все эти организации насчитывали всего по несколько человек), учредил Движение национального возрождения России, целями которого были объявлены возрождение в России «триединства Бога, Царя и Нации» и «восстановление основ Российской Державы на сословных принципах» — с перспективой установления через 10-15 лет монархического строя (до этого времени ДНВР обещало оказывать поддержку институту президентства). Председателем ДНВР стал Д.Васильев, сопредседателями — лидер Центристского блока Владимир Воронин и заместитель председателя НПФ «Память» Олег Быков. Новоучрежденная организация ничем, однако, себя не проявила и прекратила существование фактически сразу же после создания.
Прошедший 13-14 декабря 1994 г. II всероссийский съезд НПФ «Память» поддержал ввод федеральных войск в Чечню, одновременно осудив телевидение за «антинародную, антипатриотическую деятельность».
31 июля 1995 г. НПФ «Память» был зарегистрирован Министерством юстиции как межрегиональная организация. На выборах во II Государственную Думу лидер НПФП Д.Васильев неудачно баллотировался по 204 Чертановскому одномандатному округу Москвы, проиграв С.Ковалеву. Во время президентских выборов 1996 г. НПФП поддерживал Б.Ельцина, рассматривая усиление его позиций как очередной шаг по пути к реставрации в России самодержавия.
В течение 1996-98 гг. НПФ «Память» неоднократно проводил пикеты с требованием убрать с башен Кремля звезды («сатанинские знаки») и водрузить на их место двуглавых орлов.
От прочих национал-патриотических группировок «Память» отличается подчеркнутой архаичностью идеологии и ритуалов. Форма активистов НПФП отдаленно напоминает форму офицеров царской армии, а в акциях «Памяти», неизменно сопровождаемых молебном, обязательно участвует православный священник.
Изменения идеологического и религиозного состава участников
До 1989 г «Память» проповедовала идеи, которые можно было охарактеризовать как «национал-большевистские». В частности, ее идеологи очень высоко оценивали послевоенную деятельность И.Сталина, особенно в области борьбы с «космополитизмом». С 1989 г идеология организации приобрела «православно-монархический» характер. Следует отметить, что, выступая за установление в стране самодержавного строя, НПФ «Память» отказывает потомкам династии Романовых в праве на российский престол, считая, что нового монарха должен «призвать» (именно «призвать», а не избрать — потому что «Память» является принципиальным противником любых выборов) сам народ на созванном специально для этого Земском соборе. Хотя «Память» и не говорила, кого хотела бы видеть на царском престоле, очевидно, что эту роль она предназначала исключительно своему лидеру Д.Васильеву.
Как и всем остальным национал-патриотическим организациям, «Памяти» всегда была свойственна крайняя степень ксенофобии и антисемитизма, а также убеждение в существовании «жидомасонского заговора» против России и русского народа.
На II съезде НПФП (13-14 декабря 1994 г.) лидер «Памяти» Д.Васильев осудил не только демократическую («сионистскую», «космополитическую»), но и национал-социалистическую идеологии как происходящие от идеологии социал-демократической («Мы не нацисты и не экстремисты, мы — убежденные сторонники самодержавия, наш идеал — Русь в виде православного царства»). Съезд также одобрил экономическую программу «Памяти», в основу которой было положено отстаивание «православно-славянского типа экономики» в противовес «сатанизации мировой экономики» и «экспансии иудейско-протестантской формы экономических отношений». «Память» выступает за достижение Россией «экономического самоудовлетворения», запрет неправославных конфессий, «восстановление традиционной структуры Верховной власти и системы управления Державой» (то есть самодержавия), учреждение Синода, Сената, Главного контрольного комитета. В качестве рычагов управления экономикой предлагается государственное кредитование, ужесточение режима внешней торговли (вплоть до введения государственной монополии) и даже введение карточек. «Память» выступает против частной собственности на землю («земля — Божья»), за «соборное владение» ею.
В сентябре 1998 г в заявлении «Пора жить по-русски!» НПФП выступил со следующим планом неотложных мер: выкуп у населения всей долларовой наличности с последующим предъявление ее МВФ и правительству США в качестве погашения долговых обязательств России; запрет функционирования на территории России «сионистских коммерческих банков», запрет на самостоятельное установление банками кредитных процентных ставок; односторонняя конвертация рубля с увеличением его стоимости не менее чем в 10 раз по сравнению с долларом; жесткое уголовное преследование за использование иностранной валюты на внутрироссийском рынке и т. п.
Идеология
Численность. Руководящие органы
Лидеры. Как правило, организации «Памяти» в регионах имели собственных лидеров и не подчинялись одноименным московским объединениям. На 1989 г в каждую из этих организаций входило от нескольких десятков до нескольких сотен человек (в Москве и Санкт-Петербурге). Так, НПФ «Память» Д.Васильева насчитывала в 1989 г примерно 400 человек. После августа 1991 г численность «Памяти» резко пошла на убыль. Тем не менее к моменту II всероссийского съезда НПФ «Память» (13-14 декабря 1994 г.) организация, по данным ее руководства, имела 52 региональных отделения в России и ближнем зарубежье. Об их численности ничего не говорилось, вполне возможно, что они состояли только из своих руководителей. В пользу этого говорит и то, что в июле 1995 г. НПФ «Память» была зарегистрирована в качестве всего лишь межрегиональной, а не общероссийской организации (для признания организации общефедеральной необходимо наличие у нее региональных отделений численностью не менее чем по 10 человек в половине субъектов РФ).
В организационном отношении «Память» всегда отличалось ярко выраженным авторитаризмом: все решения, в том числе и касающиеся формирования руководящих органов (в НПФ «Память» — Центрального совета), принимаются единолично лидером. «Память» категорически отрицает принцип выборности, ее руководители не избираются, а «призываются». По всей видимости, именно это явилось причиной столь частых расколов, а также долгого отсутствия официальной регистрации организации, которая невозможна без проведения учредительных мероприятий и принятия соответствующих документов. Так, Первое Собрание (съезд) Национально-патриотического фронта «Память» состоялось только 6 октября 1992 г. На нем впервые был официально «призван» (единогласно избран без проведения формальной процедуры голосования) Центральный совет НПФ во главе с Д.Васильевым. В дальнейшем (впрочем, так же, как и ранее) состав ЦС НПФП менялся не на официальных мероприятиях (II съезд Фронта состоялся в декабре 1994 г.), а по воле лидера организации.
Что такое общество память
«Память» возникла в конце 70-х — начале 80-х годов на основе активистов Московского городского отделения ВООПИК (Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры), прежде всего молодежного творческого объединения под руководством Э. Н. Дьяконова и общества книголюбов Министерства авиационной промышленности Г. И. Фрыгина.
В своей книге «Русское сопротивление на войне с антихристом» Олег Платонов пишет:
«После смерти Брежнева русское движение входит в новую фазу. Качественно меняется сам тип русского патриота. Привыкший за годы советской власти скрывать свои патриотические убеждения, он перестает бояться высказывать их. Впервые за многие десятилетия русские начинают объединяться, сначала для защиты своих святынь, а затем и против своих внутренних врагов. Начавшись с маленьких ручейков, русское движение постепенно превращается в полноводную реку. Конечно, поживи Андропов больше, он несомненно постарался бы раздавить русское движение. Но его преемник Черненко, продолжая политику Брежнева на умиротворение противостоящих сил, тем самым дал патриотам время организоваться. Именно за эти три года от Андропова до прихода Горбачева русское движение приобретает новое качество, выразившееся в создании патриотической организации «Память»»
Именно из этих активистов сложилась группа энтузиастов, назвавших себя «Витязями», составившая будущее ядро объединения «Память». До этого они в течение нескольких лет встречались на субботниках по восстановлению памятников истории и культуры под эгидой ВООПИК. Главной целью группы «Витязи» было достойно отпраздновать 600-летие Куликовской битвы. Идею названия «Витязи» подал скульптор Б. Строганов. Актив группы составили ответственный секретарь МГО ВООПИК Э. Н. Дьяконов (фактический руководитель «Витязей»), сотрудник архитектурной секции МГО ВООПИК Г. Сальников, слушатель Высшей партшколы ЦК КПСС С. К. Смирнов, слесарь завода «Союз» К. Н. Андреев, заместитель директора конструкторского бюро АСУ А. Г. Гладков, постовой милиционер гостиницы «Россия» В. В. Скрипник и др. Впоследствии именно эти люди составили первый Совет «Памяти». Кроме регулярных субботников по восстановлению памятников члены группы совершали совместные походы и поездки по историческим местам и к православным святыням. Среди членов группы распространялись книги русских философов, историков и мыслителей, самиздатовская литература и журнал «Вече».
Члены группы участвовали также в работе молодежного творческого объединения при МГО ВООПИК, заседавшего на ул. Разина под колокольней Знаменского монастыря. Обсуждение стихов и прозы русских писателей на этих заседаниях часто перерастало в доклады и споры о судьбе России. Духовными наставниками объединения были Н. Рубцов, С. Куняев, Ю. Кузнецов, Д. Жуков, О. Волков. На заседаниях выступали такие ученые, архитекторы, писатели, художники как — И. Кобзев, О. Михайлов, О. И. Журин, В. А. Виноградов и другие.
«Витязи» принимали активное участие и в работе «Общества книголюбов», которое совместно с МГО ВООПИК устраивало встречи с патриотически ориентированными деятелями русской культуры. Встречи эти, чаще всего, проходили в музее им. Николая Островского (в т. н. «салоне Зинаиды Волконской»), а также в ДК Метростроя, ДК им. Чкалова, ДК им. Горбунова, ведомственных домах культуры Минавиапрома, сотрудником которого был Г. И. Фрыгин.
Олег Платонов продолжает: «16 апреля 1980 в Центральном лектории Политехнического музея произошло важнейшее патриотическое событие – состоялся торжественный вечер, посвященный 600-летию Куликовской битвы. Зал был переполнен. Люди стояли в проходах. В зале присутствовали практически все, кто впоследствии вошел в Совет и актив объединения «Память». Выступали художники И. С. Глазунов, И. О. Комов, писатели В. Чивилихин, Д. Жуков, Ю. Селезнев, поэты Ю. Кузнецов и А. Марков, космонавт В. Севастьянов, музыканты Ю. Дунаев и В. Кобзев. Все они составляли цвет русского патриотического движения того времени. Вечер прошел в духе восторженного единения русских людей. На этом вечере я был с женой. Помню чувство необыкновенного воодушевления, охватившего всех присутствующих. Выступавшим передалась энергия восторга, переполнявшая зал. Выступления были блестящие. Поражала невиданная ранее откровенность, некоторые (Жуков и Кобзев) даже затронули проблему сионизма. Все понимали, что, говоря о событиях 600-летней давности, докладчики подразумевали и современное положение русского народа».
Один из участников его Ф. Я. Шипунов рассказывал впоследствии, что, вернувшись с этого вечера, произнес знаменательную фразу: «Вот так бы и нам, как наши предки сбросили татарское иго, нам бы сбросить иго иудейско-масонское».
2-я половина 1980 и 1981 года проходит под знаком брожения и собирания сил. Вечера и встречи, проводимые бывшими «Витязями», активистами ВООПИК и общества книголюбов, становятся все острее и напряженнее. На них ставятся все более серьезные вопросы. Примерно в 1981 власти запрещают встречи под колокольней Знаменского монастыря. Однако движение было уже невозможно остановить. Создавалось совершенно новое по качеству патриотическое объединение. Критическая масса была, по-видимому, достигнута 17 июня 1982 на вечере, посвященном 170-летию Бородинской битвы. Несмотря на то что он состоялся в небольшом зале, его эффект для будущего актива «Памяти» был не меньшим, чем эффект от вечера, посвященного Куликовской битве. В июне—окт. 1983 происходит целая серия вечеров, на которых выступали Д. Жуков, В. Крупин, С. Куняев и В. Сорокин.
Организуя первые вечера, субботники и походы по историческим местам, будущее патриотическое объединение «Память» не имело названия. Собственно рождение названия «Память» произошло в нояб. 1982 после вечера-размышления по книге В. А. Чивилихина «Память». Как сообщает первый председатель Совета «Памяти» Г. И. Фрыгин, — «стали думать о названии», и он предложил назвать объединение «Память». Это всем понравилось. Более того, на этом же собрании приняли решение просить Чивилихина возглавить общество «Память». Однако в связи с болезнью и смертью писателя это решение не было выполнено.
Первоначально «Память» именовалась любительским объединением. До марта 1982 его главной площадкой был музей Н. Островского («салон Зинаиды Волконской»). Здесь «Память» провела не менее 15 вечеров. Однако на встрече с доктором исторических наук Н. Н. Яковлевым наблюдателям из райкома партии не понравилась его резкая критика агента влияния США директора Института США и Канады Г. Арбатова. Критика эта была восторженно поддержана слушателями. Заседания в этом музее на некоторое время прекратились.
Зато у «Памяти» появилось еще несколько площадок — ДК Метростроя, ДК Чкалова и ДК Горбунова, а также ряд других культурных учреждений. С осени 1983 «Память» начинает именоваться патриотическим историко-литературным объединением.
В 1983 в актив объединения «Память», кроме перечисленных выше, вошли эколог, кандидат геолого-минералогических наук Ф. Я. Шипунов, актриса О. Ф. Гобзева, преподаватель режиссуры массовых представлений Н. А. Детков, заведующая политическо-массовым отделом ДК Горбунова В. И. Мотова, преподаватель английского языка Е. С. Бехтерева. В 1983 Совет «Памяти» добился официальной регистрации объединения в отделе культуры райкома партии при Дворце культуры им. Горбунова (ставшем известным под названием «Горбушка»), принадлежащем заводу им. Хруничева. Официальная регистрация давала возможность проводить вечера «Памяти» в одном из самых известных Дворцов культуры, в зале на 1,5 тыс. мест. Но даже такого большого зала порой не хватало, чтобы вместить всех желающих.
Вечера, субботники, походы «Памяти» приобретают широкий размах. Интересы патриотического объединения охватывают все сферы жизни Русского Народа. В частности, следует привести ряд мероприятий для понимания сторон деятельности ранней «Памяти»: 1 июля 1982 года состоялся вечер памяти художника Константина Васильева, 6 сентября встреча с председателем Русского клуба писателем Д. А. Жуковым, 14 октября встреча с писателем В. Н. Крупиным.
18 ноября вечер размышлений по книге В. А. Чивилихина «Память» — среди выступающих были А. Г. Кузьмин, В. А. Чалмаев и другие. Книга эта стала настольной для русских патриотов. В ней открывалось величие России, ее героев и подвижников. Публикация книги стала важной вехой в возрождении русского национального сознания, пробудив у десятков тысяч русских людей теплые, благодарные чувства к жизни и деяниям своих героических предков. «Память, – писал Чивилихин, – это ничем не заменимый хлеб насущный, сегодняшний, без коего дети вырастут слабыми незнайками, не способными достойно, мужественно встретить будущее».
Среди членов «Памяти» зреет понимание еврейского и масонского вопроса в России, многие негодуют по поводу еврейского засилья в СССР. Все больше и больше членов «Памяти» задают вопрос — как противостоять врагам России и прежде всего сионизму.
В феврале 1983 года, продолжает Платонов, в «Телешовке» провели вечер – день рождения патриарха русской реставрации П. Д. Барановского. Выступали все его ученики и последователи. Докладчики сообщили не только о научных достижениях Барановского, но впервые публично назвали тех, с кем ему приходилось бороться, отстаивая памятники. Назывались имена разрушителей исторической Москвы в конце 20-х – 30-е годы. Кроме известных имен Троцкого, Кагановича, Хрущева, я впервые услышал имена еврейских руководителей НКВД, лично занимавшихся закрытием и уничтожением храмов и монастырей, составлением списков православных священников, «подлежащих ликвидации».
Художник Розов, зачитавший имена преступников, выдержав паузу, сообщил, что все они по настоянию Сталина были казнены как «враги народа» в конце 30-х годов. Последние слова Розова были приняты бурной овацией. Действия Сталина все присутствующие оценивали как справедливое возмездие.
После вечера мы собрались в кабинете ответственного секретаря ВООПИК, и Розов показал нам то, чего не осмелился показать всем присутствующим на вечере, – книгу о строительстве Беломоро-Балтийского канала. Зачитал имена еврейских палачей, замучивших там десятки тысяч русских людей – Френкель Нафтанаил Аронович, Берман Матвей Давидович, Коган и др. Все мы были потрясены услышанным!
На вечере «Русь крылатая» (2 апреля 1983 г.) всех поразило сообщение писателя В. Пигалева, доказывавшего, что гибель А. С. Пушкина связана с деятельностью масонов. После встречи Пигалев передал одному из наших активистов ксерокопию книги В. Ф. Иванова «Русская интеллигенция и масонство» (Харбин, 1934). В течение недели мы размножили ее и пустили по рукам. В книге Иванова был приведен убедительный исторический материал, позволявший автору сделать вывод, что «история русской интеллигенции за последние 200 лет стала историей масонства». Значительная часть самых известных интеллигентов, оказавших пагубное влияние на судьбу России, принадлежала к этой подрывной организации. Масонство выпестовало в своих ложах почти всех российских революционеров и разрушителей русских устоев. Для нас, членов Общества охраны памятников и «Памяти», из книги Иванова следовал важный практический вывод – о необходимости беспощадного искоренения масонства из русской жизни. Антимасонство так же, как и антисионизм, стали важнейшими составляющими идеологии нашего движения.
Интерес к этой теме среди активистов ВООПИК и «Памяти» был огромен. Кроме перечисленных выше двух вечеров, посвященных масонской теме, только в 1983 году мне известно еще по крайней мере три.
В июле 1983 в том же Доме культуры им. Чкалова проходил вечер-встреча с журналистом-международником Владимиром Владимировичем Большаковым, подготовившим ряд трудов о подрывной деятельности сионизма и масонства. На этом вечере один из активистов ВООПИК предложил купить у вдовы собирателя книг о масонстве часть его коллекции. Не дождавшись конца вечера, мы направились к ней. Я не пожалел. Литература по масонской теме в те годы была очень редка. У вдовы я приобрел сочинения Пыпина, Пекарского, Т. Соколовской, значительно пополнившие мои знания о масонстве.
Масонский и еврейский вопрос на вечерах «Памяти» в то время поднимался даже тогда, когда он не касался темы вечера. Помню, сколько вопросов о масонах задавали писателям Д. А. Жукову и В. В. Кожинову на вечере памяти поэта Н. Рубцова. Из зала прислали записку с предложением обратиться к правительству «запретить на территории СССР сионистские и масонские организации, квалифицировать их деятельность по статье «измена Родине». Кожинов, прочитавший эту записку, переждав одобрительные аплодисменты, многозначительно вздохнул…» — вспоминает Платонов.
Магнитофонные записи вечеров «Памяти» попадали в самые отдаленные уголки России: записывали их прямо в зрительном зале и затем передавали своим знакомым по всей стране. (Объединение не имело права иметь денежные средства, а их сбор был запрещен. Поэтому вся деятельность «Памяти», которая требовала огромных затрат сил, времени и личных средств, проводилась совершенно бескорыстно как организаторами мероприятий, так и их участниками). Т. о., патриотическое движение набирало силу, вселяя в народ веру в свою правоту, в возможность перемен, придавало ему ощущение единения нации, собственной причастности и ответственности за происходящее, а порой и мужество, необходимое для отстаивания своих идеалов.
Почти все вечера «Памяти» сопровождались выступлениями русских певцов, музыкантов, фольклорных ансамблей, известных артистов. Как вспоминают участники, для времени той интеллектуальной советской изоляции – это был настоящий прорыв. У многих не хватало слов описать переполняющие их эмоции.
Но не всем пришлась по душе деятельность «Памяти». В своей книге Платонов вспоминает: «В середине 70-х писатель Шевцов издал вторую книгу своей трилогии «Набат». Она пользовалась большой популярностью в патриотических кругах, так как рассматривала вопросы борьбы с сионизмом. Иван Михайлович рассказывал мне, как всполошились в ЦК, узнав о том, что Шевцов написал новую «антисемитскую книгу». Издателям «Современника», куда принес свою рукопись Шевцов, предложили рассыпать набор. Однако издатели Ю. Прокушев и В. Сорокин проявили принципиальность и гражданское мужество, и книга дошла до читателя.
Смелый поступок издателей не прошел безнаказанным. Ю. Прокушев и В. Сорокин лишились постов. Чтобы не привлекать внимание к книге, проеврейская критика решила не поднимать шума, промолчать. Лишь французская газета «Монд» статьей эмигранта Л. Плюща оповестила своих читателей, что «известный антисемит» Шевцов издал в СССР новый антиеврейский роман «Набат».
Несмотря на противодействие, Шевцов продолжал работать над третьей книгой «Набата» – «Остров дьявола». Как он мне сам рассказывал, «я решил показать тактику и методы сионистов по захвату власти в разных странах, их неотвратимое шествие к заветной цели – мировому господству еврейства. Я хотел предупредить общественность о смертельной опасности сионизма, о его подрывной деятельности в СССР, готовящей ликвидацию советской власти и установление на всем пространстве России иудо-масонской диктатуры антифашистского толка».
Среди наиболее значительных мероприятий «Памяти», которые повлияли на принятие государственных решений, была постоянная работа по отмене Постановления ЦК КПСС о переброске северных рек на юг для орошения земель казахстанских и др. засушливых земель в связи с якобы понижающимся уровнем Каспия. Осуществление этого проекта грозило затоплением и полным уничтожением Русского Севера. Ученые: докт. мат. н. С. Я. Лемешев, канд. геол.-мин. н. — эколог Ф. Я. Шипунов, канд. геол.-мин. н. С. Н. Чернышов, канд. т. н., специалист по подземным сооружениям докт. т. н. Е. М. Пашкин, канд. геол.-мин. н. С. Ю. Жуков, докт. геол.-мин. н. Е. Подольский, доктор искусствоведения Брюсова, выступали на вечерах «Памяти», при участии организаторов объединения написали десятки писем в Президиум ЦК, обращений и статей, опровергавших научную обоснованность проекта, требуя немедленной его отмены. В результате осуществление проекта было отложено, а после провала докторской диссертации его вдохновителя («Память» устроила своеобразную демонстрацию протеста, названную сторонниками проекта «десантом», явившись на заседание научного совета в полном составе) проект был окончательно отменен.
«Память» активно способствовала проведению антиалкогольной кампании. На вечере «Трезвые мысли в трезвом кругу» выступили академик Углов, академик, Герой Социалистического труда Елизаров, доктор социологии Г. Н. Литвинова, ученый из Новосибирска кпнд. т. н. Жданов. Приводились ужасающие цифры потерь генофонда Русского Народа, экономического ущерба, причиненного хозяйству страны в результате злоупотребления алкоголем. Зачитывались полные горя и страданий письма, поступившие в «Память», с мольбами о помощи и требованием к властям способствовать переходу к трезвому образу жизни. 17 мая 1985 ЦК КПСС принял постановление «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». В нем большое значение придавалось организации досуга молодежи, развитию спорта и туризма, предусматривалось дополнительное финансирование для этих целей. Однако в нем была и строка, предписывающая «к 1988 полностью прекратить выпуск плодово-ягодных вин», а в отношении производства водки и ликеро-водочных изделий «предусмотреть ежегодное сокращение». В результате, осознанно или нет, но вводимые правительством меры доводились до абсурда и приняли столь уродливые формы, что по указанию местных ретивых партийных руководителей на огромных территориях были уничтожены тысячи гектаров виноградников, причем не пожалели даже самые лучшие, уникальные сорта. И хотя антиалкогольная программа, проводимая сверху, полностью провалилась, повсеместно стали организовываться добровольные общественные клубы трезвости, которые сыграли свою большую роль, а в «Память» продолжали поступать письма с благодарностью от людей, которым антиалкогольная программа помогла обрести себя и вернуться к трезвому образу жизни.
В к. 1984 из-за болезни Г. И. Фрыгина председателем Совета объединения «Память» становится преподаватель английского языка Е. С. Бехтерева. Ее пребывание на этом посту было недолгим. Стремительный водоворот событий, в который была ввергнута Россия, требовал от «Памяти» новых более решительных действий.
В середине 80-х деятельность «Памяти» выходит на качественно новый этап развития, который был связан с именем Д. Д. Васильева. Деятельность этого человека сыграла большую роль в дальнейшей истории «Памяти».
Сам он впервые приходит в «Память» в 1984. В частности, выставка фоторабот Д. Васильева «Образы России» демонстрировалась в фойе ДК им. Горбунова 30 ноября 1984 во время вечера, посвященного Ф. Тютчеву «…В Россию можно только верить!».
В то время Васильев объявлял себя беспартийным большевиком, а содержание его речей носило преимущественно национал-большевистский характер.
На вопрос об идейной эволюции, приведшей его в «Память», отвечал каламбуром: «Я всегда был в памяти, дело в том, что никогда не являлся кандидатом в дурдом, поэтому память всегда была со мной». Став членом «Памяти», Дмитрий Дмитриевич обнаружил, что «во фронт внедрено много стукачей, провокаторов. Более того, увидел, что этот организм специально создан для дискредитации движения. Пришлось потратить много сил для возрождения и очищения «Памяти».
4 октября 1985 г. «Память», прославившаяся к тому времени распространением доклада В.Жданова и Ф.Углова об «алкоголизации» России, провела вечер «Москва… как много в этом звуке…», ознаменовавшийся открытым скандалом. Рассказ об архитектурных утратах Москвы при советской власти, начатый Дмитрием Васильевым (это было его первое публичное запомнившееся выступление) и геологом Евгением Пашкиным, плавно перешел в нападки на чиновников Главного архитектурного управления г.Москвы, носящих «нерусские фамилии».
Поэт Андрей Чернов, протестовавший против подобного рода выступлений, был выдворен дружинниками «Памяти» из зала и сброшен с лестницы. Эту дату «Память» Васильева отмечает теперь как дату рождения НПФ «Память».
Местью сионистов за откровения этого вечера, по мнению «памятников», стало нападение 25 октября 1985 на председателя правления «Памяти» Бехтереву. Ее подобрали на улице жестоко избитою, с пробитой головой, после чего она стала инвалидом (пропаганда пыталась объяснить это преступление инцидентом на почве ревности).
В конце 1985 председателем Совета «Памяти» был избран К. Андреев, а Д. Васильев стал секретарем и фактическим руководителем объединения («…Не может не удивлять, — писал А.Черкизов в «Советской России» 18 июня 1988 г., — поведение коммуниста, председателя московской «Памяти» Кима Андреева, который принял роль услужливого адъютанта при демагоге и авантюристе Васильеве…») После этого часть старых руководителей «Памяти» выходит из организации и образует новые объединения — сначала «Поиск», затем «Русь» (Э. Н. Дьяконов и др.).
8 дек. 1985 на вечере «Борьба двух миров» Васильев выступил с политической речью. Обвинив сионистов в террористическом акте против Е. Бехтеревой, он впервые прочитал со сцены и прокомментировал выдержки из «Протоколов сионских мудрецов».
Под руководством Васильева и Андреева «Память» приобретает черты политической организации. Талантливый оратор, Д. Васильев ездит со своими выступлениями по стране. В 1986, помимо «Борьбы двух миров», распространяется магнитофонная запись вечеров «Памяти»: «Энергию мнений — в энергию действий» (16 марта 1986 — ДК ОКСа), «Москва, как много в этом звуке» (21 мая 1986 — ДК «Динамо») и др.
На вечере в ДК «Динамо» 21 мая 1986 Д. Васильев прочитал со сцены «Обращение Патриотического объединения “Память” к Русскому Народу, ко всем народам нашей великой Державы» — первый программный манифест ”Памяти”».
27 дек. 1986 «Память» выступала в ДК «Октябрь» в Риге, где Д. Васильев зачитал еще один манифест — «Новогоднее обращение патриотического объединения “Память”».
В 1986 на вечерах «Памяти» подвергается критике проект переброски стока северных рек на юг, в результате чего должна была произойти гибель тысяч русских деревень и памятников культуры. На вечере «Красота русского Севера» в ДК им. Горбунова, на вечере в Центральном Доме художника русские патриоты разоблачали виновников чудовищного проекта «переброски рек».
В 1986—87 «Память» приняла активное участие в обсуждении проекта Монумента Победы на Поклонной горе, выступая против официального проекта памятника и за проект «номер 206», автором которого был Вячеслав Михайлович Клыков.
В 1986 сложилось отделение «Памяти» в Ленинграде (художники Н. Ширяев и Н. Жербин, майор внутренних войск В. Ежов, Н. Лысенко, В. Антонов, Ю. Риверов, Р. Гамадеев и др.).
Тогда же в Свердловске образовалось историко-культурное объединение «Отечество» (Ю. Липатников, Б. и М. Пинаевы, И. Чариков).
В начале 1987 образуется отделение московской «Памяти» в Риге. В 1987 в Челябинске по инициативе местного поэта Г. Суздалева возникает патриотическое объединение «Родина», в Магнитогорске — «Встречное движение» во главе с Валерием Тимофеевым, в Тюмени — «Отечество» А. Репетова и А. Зверева, в Тобольске — еще одно «Отечество», в Иркутске — патриотическое объединение «Верность» А. Турика и А. Панова.
Таким образом, из кружка по интересам «Память» становится организацией политической и переименовывается во фронт. «Любители истории» один за другим начинают надевать черные рубашки. Видя опасность пробуждения русского национального самосознания, руководство КГБ по заданию тогдашнего главного партийного идеолога и «прораба перестройки» А.Н. Яковлева стало готовить разгром «Памяти» путём ареста двухсот самых активных её деятелей. Чтобы не допустить этого, 6 мая 1987 г. на Манежной площади «Память» провела первую в СССР политическую демонстрацию. По понятным причинам она была несанкционированной. Её участники потребовали встречи с Горбачёвым или Ельциным. Горбачёв такой встречи испугался, а Борис Николаевич Ельцин, в то время руководитель Московского горкома КПСС, согласился и встретился с участниками выступления в Мраморном зале Моссовета.