Что такое обществоведческие знания

Как анализировать обществоведческий текст? Подготовка к 20–24 заданиям ЕГЭ

Задание 20

Формулировка задания:

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Пример 1

Способностями называют индивидуальные особенности человека, позволяющие ему успешно заниматься определенного рода ________(А). Формирование способностей происходит на основе ________(Б) — врожденных особенностей нервной системы. Выделяют разные виды способностей: интеллектуальные, художественные, ________(В), коммуникативные. Возможно деление способностей на ________(Г) и специальные. Существует возможность ________(Д) одних способностей за счет других. Высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности, называется ________(Е).

Список терминов: 1) компенсация, 2) деятельность, 3) потребности, 4) духовные, 5) общие, 6) задатки, 7) одаренность, 8) организаторские, 9) труд.

Что такое обществоведческие знания. Смотреть фото Что такое обществоведческие знания. Смотреть картинку Что такое обществоведческие знания. Картинка про Что такое обществоведческие знания. Фото Что такое обществоведческие знания

Пример 2

Список терминов: 1) международные отношения, 2) муниципальные органы, 3) армия, 4) идеологические концепции, 5) правовая норма, 6) государственный аппарат, 7) суверенитет, 8) безопасность, 9) парламент.

Пример 3

Юридическая ответственность наступает за совершение правонарушения и характеризуется определенными лишениями личного или материального характера. Она всегда связана с _________(А). Это одно из важнейших средств _________(Б), борьбы с правонарушениями. Юридическая ответственность преследует _________(В) защиты правопорядка и восстановления справедливости, а также _________(Г) в духе уважения к закону. Основанием юридической ответственности является совершение _________(Д). Юридическая ответственность осуществляется в строгом соответствии с нормами права. Возложение юридической ответственности на правонарушителя возможно лишь при условии соблюдения определенного _________(Е), установленного нормами права.

Список терминов: 1) крайняя необходимость, 2) проступок, 3) обеспечение законности, 4) поручительская ответственность, 5) воспитание граждан, 6) процессуальный порядок, 7) государственное принуждение, 8) правонарушение, 9) цель.

Что такое обществоведческие знания. Смотреть фото Что такое обществоведческие знания. Смотреть картинку Что такое обществоведческие знания. Картинка про Что такое обществоведческие знания. Фото Что такое обществоведческие знания

Задания 21–24

Задания 21–24 объединены в составное задание с фрагментом неадаптированного научно-популярного текста.

Задания 21 и 22 двухбалльные, среднего уровня сложности. Они направлены преимущественно на выявление умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде, а также применять ее в заданном контексте.

Задания 23 и 24 трехбалльные, повышенного уровня сложности. Задание 23 нацелено на характеристику (объяснение, конкретизацию) текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на контекстные обществоведческие знания. Задание 24 предполагает использование информации текста в другой познавательной ситуации, самостоятельное формулирование и аргументацию оценочных, прогностических и иных суждений, связанных с проблематикой текста.

Рекомендации по подготовке к выполнению заданий 21–24 ЕГЭ по обществознанию:

Формируйте навык работы с неадаптированными текстами начиная с 5 класса.

Обратите внимание учеников, что текст к заданиям 21–24 нужно прочитать очень внимательно, вникнуть в его суть. Ученики часто действуют формально, когда ищут необходимые по контексту слова, и это приводит к ошибкам.

Составьте план текста, отрабатывая с учениками задания 21–24. Пусть школьники тренируются вникать в проблематику каждого абзаца, пересказывают текст по пунктам.

Приводите жизненные ситуации к каждой обществоведческой теме, чтобы ученики понимали, что стоит за терминами.

Что такое обществоведческие знания. Смотреть фото Что такое обществоведческие знания. Смотреть картинку Что такое обществоведческие знания. Картинка про Что такое обществоведческие знания. Фото Что такое обществоведческие знания

Пример 1

Что такое обществоведческие знания. Смотреть фото Что такое обществоведческие знания. Смотреть картинку Что такое обществоведческие знания. Картинка про Что такое обществоведческие знания. Фото Что такое обществоведческие знания

1. Как в тексте определено понятие «услуга»? Какие три элемента сферы услуг упоминают авторы?

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

ответ на первый вопрос: особая потребительская стоимость, которую создает труд, только не в качестве вещи, а в качестве деятельности;

ответ на второй вопрос (три элемента сферы услуг): торговля, банковские услуги, страхование.

2. Какие причины привлекательности сферы услуг для инвесторов приведены в тексте? (Назовите любые две причины.) Опираясь на обществоведческие знания, укажите исторический тип общества, для которого характерен рост доли услуг в валовом внутреннем продукте.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

ответ на вопрос (две причины), например: усложнение производства и насыщение рынка товарами народного потребления, развитие и воздействие научно-технического прогресса на появление новых видов деятельности, многие услуги не требуют большого стартового капитала, постоянно растущий спрос объема платных услуг населению;

тип: постиндустриальное (информационное) общество.

3. Авторы считают, что «в настоящее время осуществление актов купли-продажи обрастает разнообразными операциями по обслуживанию покупателей». Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, укажите три подобные операции (услуги) и проиллюстрируйте каждую из них примером. Сначала назовите операцию (услугу), затем приведите соответствующий пример.

В правильном ответе должны быть названы операции (услуги) по обслуживанию покупателей и приведены соответствующие примеры, допустим:

консультации о потребительских свойствах товаров (например, в салоне мобильных телефонов консультант помог покупателям выбрать простой в обращении телефон для пожилого человека);

доставка товаров в указанное покупателями место (например, фирма — продавец бытовой техники доставила купленный холодильник домой к покупателю);

сервисное обслуживание (например, швея, работающая в магазине одежды, подогнала брюки по росту покупателя).

4. Авторы привели возможные меры по сглаживанию сезонных колебаний спроса и предложения на услуги. Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, объясните действие любых трех из упомянутых в тексте мер (сначала назовите меру, а затем дайте соответствующее объяснение).

В правильном ответе должны быть названы и пояснены меры, допустим:

установление дифференцированных цен (позволяет распределить спрос на протяжении всего года);

установление скидок со стоимости услуг (позволяет привлечь покупателей в «низкий» сезон, перенести спрос клиентов, ограниченных в сумме расходов, на более спокойный период);

организация предварительных заказов (позволяет прогнозировать величину спроса и организовать производство/доставку необходимого количества товара);

введение в периоды пикового спроса дополнительных услуг (позволяет повысить прибыль производителя/продавца);

обучение персонала совмещению функций (позволяет сохранить квалифицированный персонал на период «низкого» сезона, снизить издержки).

Пример 2

Что такое обществоведческие знания. Смотреть фото Что такое обществоведческие знания. Смотреть картинку Что такое обществоведческие знания. Картинка про Что такое обществоведческие знания. Фото Что такое обществоведческие знания

1. Что позволяет автору рассматривать период возникновения первых цивилизаций как начало процесса глобализации? Что, по его мнению, представляет собой современная мировая экономика? В чем автор видит сущность глобализации в области политики?

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

ответ на первый вопрос, например: уже в то время происходил обмен материальными и духовными ценностями разных народов и государств;

ответ на второй вопрос, например: современная мировая экономика представляет собой своего рода единый хозяйственный механизм, все элементы которого разбросаны по всем странам и континентам;

ответ на третий вопрос, например: резкое снижение роли национальных государств в решении социально-экономических и политических проблем.

2. Как автор оценивает роль разделения труда в общественном прогрессе? Какие особенности глобализации, связанные с быстрой передачей информации, отмечены в тексте? (Назовите любые три особенности.) Опираясь на текст, обществоведческие знания, объясните смысл понятия «планетарное мышление».

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

ответ на первый вопрос, например: происходит дальнейшее разделение общественного труда, это свидетельствует о том, что человечество сделало еще один шаг вперед, ибо чем выше разделение труда, тем развитее общество;

ответ на второй вопрос, например: компьютеризация, миниатюризация, использование цифровой технологии, волоконная оптика, связь через спутники, интернет;

объяснение, например: это культура мышления современного человека, которая выражается в особом отношении к нашей планете как единому целому; принципиально новый взгляд на мир, его проблемы, на свое место на Земле, на пути решения проблем мира и отдельной личности в их взаимозависимости.

3. Какое противоречие глобализации в области культуры отметил автор? Опираясь на обществоведческие знания и факты социальной жизни, предложите любые три возможных способа (пути) смягчения/устранения этого противоречия.

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

ответ на вопрос, например: в области культуры на словах предлагается взаимовлияние культур, обмен материальными и духовными ценностями, но в действительности проповедуются западная культура, западный стиль жизни, западный кодекс поведения, точнее американские ценности, американские представления о морали, о культуре и т.п.;

три способа (пути), например: знакомство с культурой другого народа, его менталитетом, чтобы понимать отдельные этнические составляющие «западной культуры»; развитие межличностного общения на уровне реальных и виртуальных неформальных контактов с представителями других культур, способствующих пониманию друг друга, преодолению стереотипов, взаимообогащению за счет иного культурного опыта; обмен духовными ценностями, ведущий к развитию национальных культур; включение этносоциальных компонентов в образовательные системы стран.

4. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите два проявления позитивного и два проявления негативного влияния экономической глобализации.

В правильном ответе должны быть указаны следующие проявления:

позитивные, допустим: в процессе экономической глобализации расширяется выбор качественных товаров и услуг, в процессе экономической глобализации расширяются возможности в размещении своих сбережений для получения высокого дохода, экономическая глобализация предоставляет возможность для трудовой миграции и обучения профессии в других странах;

негативные, допустим: производимая фирмой продукция может стать неконкурентоспособной, что приведет к разорению фирмы, продаваемые работниками трудовые услуги могут стать невостребованными под влиянием международного разделения труда, экономические кризисы имеют глобальные масштабы.

Источник

Что такое обществоведческие знания

Что такое обществоведческие знания. Смотреть фото Что такое обществоведческие знания. Смотреть картинку Что такое обществоведческие знания. Картинка про Что такое обществоведческие знания. Фото Что такое обществоведческие знания

Знания необходимы человеку для ориентации в окружающем мире, для объяснения и предвидения событий, для планирования и реализации деятельности и выработки других новых знаний.

Результатом чувственного познания является образ. Роль чувственного познания велика. Органы чувств связывают человека с внешним миром, без них он не способен мыслить и познавать. Чувственное познание присуще не только человеку, но и высшим животным.

Виды знаний

Необходимо понимать, что научное познание есть целостная, развивающаяся система, имеющая довольно сложную структуру. В структуру научного познания входят:

Рассмотрим процесс научного познания на примере исследования биолога, изучающего зависимость высоты растений от климата. Итак, ученый предположил, что деревья в среднем выше в местности с теплым климатом. (Это постановка гипотезы, которая подтверждается или опровергается результатами исследования.) В поисках доказательств биолог отправился на юг, измерил высоту трёхсот деревьев, зафиксировал результаты измерений. (Это эмпирический уровень научного познания.) Вернувшись в лабораторию учёный произвёл расчёты, сравнил данные, доказательно подтвердил правоту своей гипотезы и сделал выводы. (Это теоретический уровень.)

Научное познание невозможно без выявления причинно – следственных связей. Одно явление или событие связано с каким-либо другим, которое называется причиной и порождает следствие. Представим очень простой пример. Петя и Коля идут по узкой тропинке (событие). Петя наступил Коле на ногу (событие). Последствие – больная нога. Причина – узкая тропинка. Таким образом, выявить причинно –следственные связи значит, что нужно установить зависимость одного явления с другим.

Одним из видов научного познания является социальное познание.

Социальное познание – это познание законов и принципов функционирования общества, культуры, человека.

Толчком к началу социального познания служат социальные факты (действия индивидов или групп), чьи – то мнения и суждения, а также результаты материальной и нематериальной деятельности людей. Социальные исследования направлены на открытие исторических закономерностей и социальное прогнозирование. Для достижения этих целей ученые и исследователи используют социальную реальность (практика), исторические информаторы (археология, документы) и опыт поколений.

Открытие исторической закономерности происходит тогда, когда между общественными явлениями и процессами обнаруживается объективно повторяющаяся связь. Безусловно, исторические события и личности уникальны, к примеру, не может быть двух абсолютно одинаковых войн или президентов. Однако, некоторым из них присущи общие черты и тенденции. Когда эти черты и тенденции постоянно повторяются можно говорить об исторической закономерности. Примером исторической закономерности является взлёт и падение любой империи.

Социальным прогнозированием занимается наука футурология. Её главной целью является разработка вариантов развития социума или его объектов. Прогнозирование возможно в различных сферах общества, в экономической, юридической, культурной. Осуществляется оно такими методами, как анализ, сравнение, анкетирование, эксперимент и др. Значение социального прогнозирования велико. Например, прогнозирование рынка труда, даёт информацию о востребованных профессиях и вакантных должностях.

Источник

Что такое обществоведческие знания

Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о роли права в жизни государства.

(Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)

Прочитайте текст и выполните задания 17−20.

Право представляет собой систему, которая состоит из целого ряда элементов. К таким элементам относятся отрасли права, а также правовые нормы.

Отношения между государством и правом в действительности очень сложные. Так, деятельность государства в нормальном случае ограничивается правом. При таком положении право является набором норм, действительным не только для людей, но и для государства как субъекта общественной жизни. Другими словами, государство, как и обычные граждане, может иметь права и обязанности, а если оно нарушает нормы, то должно нести ответственность.

В то же время между государством и правом возможны и противоположные отношения, когда государство оказывается выше права. Такое положение достаточно опасно, так как может стать причиной произвола по отношению к гражданам со стороны государства. По крайней мере, отказ государства действовать в соответствии с юридическими нормами практически всегда приводит к негативным последствиям, так как большинство граждан начинает осознавать, что государство не действует в соответствии с установленными им же самим нормами.

Фактически между государством и правом одновременно имеют место оба типа отношений. По крайней мере, именно государству принадлежит право последнего голоса при принятии того или иного закона, следовательно, право является продуктом в том числе и государственной деятельности. Обычно после того, как закон был принят, государство подчиняется ему и начинает действовать в соответствии с ним. А это уже означает, что право превалирует над государством. В нормальном случае государство не может отменить ту или иную правовую норму, не прибегая к достаточно сложным процедурам, опять-таки установленным законодательно, то есть не может изменять правовые нормы произвольно.

С другой стороны, отношения между государством и правом нельзя рассматривать только как антагонистические. В действительности они могут иметь и взаимодополняющий характер. Государство устанавливает правовые нормы, обеспечивает их выполнение.

Как в тексте охарактеризовано положение государства как субъекта общественной жизни? (Выпишите соответствующее предложение из текста.) Какая ситуация, по мнению автора, может стать причиной произвола по отношению к гражданам со стороны государства? Что позволяет автору рассматривать право как продукт государственной деятельности?

1. Государство, как и обычные граждане, может иметь права и обязанности, а если оно нарушает нормы, то должно нести ответственность.

2. Когда государство оказывается выше права ИЛИ отказ государства действовать в соответствии с юридическими нормами ИЛИ государство не действует в соответствии с установленными им же самим нормами.

3. Именно государству принадлежит право последнего голоса при принятии того или иного закона ИЛИ государство устанавливает правовые нормы, обеспечивает их выполнение.

Источник

Что такое обществоведческие знания

Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами три любые компонента, образующие социальный опыт, названные в тексте (всего три примера).

(В каждом случае сначала укажите компонент социального опыта, затем приведите пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Прочитайте текст и выполните задания 17−20.

Культура может быть интерпретирована как сложноорганизованная система надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения людей). Эти программы представлены многообразием знаний, предписаний, норм, навыков, идеалов, образцов деятельности и поведения, идей, верований, целей, ценностных ориентаций и т.д. В своей совокупности и исторической динамике они образуют накапливаемый и постоянно развивающийся социальный опыт.

Таким образом, наряду с генетическим кодом, который закрепляет и передаёт от поколения к поколению биологические программы, у человека существует еще одна кодирующая система, передающая от человека к человеку, от поколения к поколению надбиологические программы, регулирующие социальную жизнь.

Этот сложный развивающийся массив регуляторов человеческой жизнедеятельности системно организован, и есть основания, обеспечивающие его системную целостность. Такими основаниями выступают фундаментальные жизненные смыслы и ценности. Их обозначают по-разному, называют концептами, категориями культуры, универсалиями культуры. К ним относятся фундаментальные базисные ценности и жизненные смыслы, составляющие содержание категорий «человек», «природа», «пространство», «время», «личность», «деятельность», «свобода», «справедливость», «истина», «красота», и т. д.

Человек усваивает их в процессе воспитания и социализации, через образцы поведения и деятельности, через включение в разные виды деятельности, через язык, через транслируемые в культуре знания, которые он приобретает. Часто он не осознает всего содержания этих категорий, хотя и понимает и переживает их. Он имеет о них неявное знание. Если спросить человека, не занимающегося философией, на уровне его обыденного сознания, что такое справедливость, то, опираясь на конкретные примеры, он покажет, что есть справедливые и несправедливые поступки, но не сможет дать обобщающего определения справедливости.

Источник

Что такое обществоведческие знания

Автор пишет об отношениях между правом и государством. Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «государство».

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Прочитайте текст и выполните задания 17−20.

Право представляет собой систему, которая состоит из целого ряда элементов. К таким элементам относятся отрасли права, а также правовые нормы.

Отношения между государством и правом в действительности очень сложные. Так, деятельность государства в нормальном случае ограничивается правом. При таком положении право является набором норм, действительным не только для людей, но и для государства как субъекта общественной жизни. Другими словами, государство, как и обычные граждане, может иметь права и обязанности, а если оно нарушает нормы, то должно нести ответственность.

В то же время между государством и правом возможны и противоположные отношения, когда государство оказывается выше права. Такое положение достаточно опасно, так как может стать причиной произвола по отношению к гражданам со стороны государства. По крайней мере, отказ государства действовать в соответствии с юридическими нормами практически всегда приводит к негативным последствиям, так как большинство граждан начинает осознавать, что государство не действует в соответствии с установленными им же самим нормами.

Фактически между государством и правом одновременно имеют место оба типа отношений. По крайней мере, именно государству принадлежит право последнего голоса при принятии того или иного закона, следовательно, право является продуктом в том числе и государственной деятельности. Обычно после того, как закон был принят, государство подчиняется ему и начинает действовать в соответствии с ним. А это уже означает, что право превалирует над государством. В нормальном случае государство не может отменить ту или иную правовую норму, не прибегая к достаточно сложным процедурам, опять-таки установленным законодательно, то есть не может изменять правовые нормы произвольно.

С другой стороны, отношения между государством и правом нельзя рассматривать только как антагонистические. В действительности они могут иметь и взаимодополняющий характер. Государство устанавливает правовые нормы, обеспечивает их выполнение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *