Что такое обществознание пять понятий
Что такое обществознание?
Содержание
Зачем нам нужно обществознание?
Первое, что поможет школьнику, — задать себе вопрос: «Зачем мне нужно обществознание и чем оно поможет в реальной жизни?»
Этот предмет учит жить в современном обществе. Мы находим ответы на вопросы: «Зачем нужна семья?», «Почему люди стали жить в городах?», «Зачем появилась религия и почему люди стали верить в одного Бога, а не во множество языческих?», «Почему они носят одежду?», «Что такое власть?», «Почему мы голосуем за президента, какая его роль в современном мире?» и т. д.
С помощью обществознания мы знакомимся со своими правами и обязанностями, учимся жить в социуме и формируем гражданскую позицию. Можно быть абсолютно нерелигиозным, не принадлежать ни к одному общественному течению и даже не участвовать в жизни страны. Но каждый член социума должен знать о существующих типах неравенства, государственной структуре и т. д., чтобы жить полноценно.
К сожалению, даже большинство взрослых не могут нормально объяснить, зачем нужно выходить замуж/жениться, почему нельзя поменять партнера в рамках семьи.
Чтобы докопаться до сути, нужно расширять кругозор, знакомиться с теориями и формировать свое мнение. Легче всего этот экзамен дается тем, кто всегда ищет ответы на вопросы, кому недостаточно одного мнения. Такие школьники увлекаются предметом, и их цель не просто сдать экзамен, а понять обществознание и использовать его в своей жизни. Такие школьники часто проходят наши онлайн курсы для детей.
Рассматривая вопросы предмета с разных точек зрения, мы перестаем смотреть на задачу субъективно.
Как избежать субъективизма от преподавателя, принимающего экзамен?
В конкретных вопросах в 1 и 2 частях по фактам и определениям нет двоякого толкования. Из базовых знаний можно составить разные варианты ответа для второй части: например, может быть «культура цивилизации», может быть «культура человека» — определений множество и просто нужно ориентироваться в контексте.
Преподаватели, принимающие экзамен, действуют по стандартному шаблону минобразования. Чтобы ответы соответствовали этой схеме, нужно учить обществознание по вузовским учебникам: в них более точные и верные определения, нежели в школьных.
Что такое обществознание?
Наука об обществе. Что мы называем обществом: жители города, жители страны, жители планеты Земля? Все это — человеческое общество: разные виды, но под одним определением. Общество — это люди, которых объединяет существенный признак.
Если два человека просто существуют где-то по отдельности — общество не появляется. Как только они начинают взаимодействовать между собой — образуется общество.
Если взять людей с планеты Земля и, к примеру, с Альфа Центавра — мы не сможем объединить их под определением «человеческое общество», так как нет этого общего признака. Как выделить признак, который объединяет людей? Мы с вами разговариваем, мы живем на одной территории (если говорить о стране или планете), но при этом мы не можем назвать животных нашим обществом.
Если мы заговорим о международных отношениях, многие скажут, что это торговля. Но если у нас налажена торговля с китайцами, а с аборигенами нет — это не значит, что вторые не входят в человеческое общество. Следовательно, это не торговля, это не проживание на отдельной территории, это не общие признаки, потому что они могут быть даже у робота, а шаблонно разговаривать мы можем даже со смартфоном.
Признак, который объединяет и речь, и торговлю, и возможное проживание на одной территории, и все остальные признаки — взаимодействие. То есть, если два человека просто существуют где-то по отдельности — общество не появляется. Как только они начинают взаимодействовать между собой — образуется общество.
Но когда мы разговариваем друг с другом, торгуем с китайцами — взаимодействие есть. А как мы взаимодействуем с жителями планеты Земля, с которыми у нас нет ни политических, ни торговых, ни бытовых отношений?
Взаимодействие происходит потому, что мы живем в рамках одной экосистемы, на одной планете. Не существует воды или воздуха отдельно для россиян, отдельно для китайцев и африканцев.
Есть круговорот воды в природе: та вода, которую мы пьем, и тот воздух, которым мы дышим, тот дождь, который у нас идет, — они общие для всех жителей планеты Земля. Если где-нибудь в Китае сбросят химические отходы в реку, то эта отравленная вода попадет и в нашу экосистему.
Поэтому не существует независимых людей, чья деятельность не влияла бы на всех остальных жителей планеты Земля, если эта деятельность влияет на воду и воздух. Если бразильцы вырубят все джунгли на территории Амазонии — на планете Земля станет меньше кислорода в 2 раза. А если мы, жители России, еще вырубим всю тайгу, которая есть на территории западной и восточной Сибири, то кислород кончится на всей планете. Потому что именно джунгли Амазонии и сибирская тайга являются легкими планеты.
Если этих двух лесных массивов не будет — того количества кислорода, которое вырабатывают листья, а также иголки этих деревьев, — оставшегося кислорода не хватит для нормального обеспечения всех живых существ на земле.
И снова мы возвращаемся к необходимости в рамках обществознания изучать разные науки. Ведь с помощью фотосинтеза вырабатывается кислород — и этот факт изучается в ботанике, но при этом объединяет людей в общество в рамках экосистемы
Поэтому чтобы дать определение обществу, нужно знать, что взаимодействие осуществляется в самых разных формах: например, если мы вырубим тайгу — китайцам не хватит кислорода, а если все китайцы одновременно выдохнут воздух, то Дальний Восток накроет облаком углекислого газа.
Резюмируем: общество — это люди, взаимодействующие между собой в разных сферах и обстоятельствах.
Обществознание
Обществознание – комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества. Как учебный предмет оно включает в себя основы общественных наук (философии, социологии, социальной психологии, правоведения, экономики, политологии и др.) и сосредотачивается на специальных знаниях, которые необходимы для эффективного решения наиболее типических проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни. Характерной особенностью курса обществознания является то, что общественные науки рассматриваются в нем не в изолированном виде, а как тесно связанные между собой дисциплины, составляющие единое целое. Можно сказать, что если каждая отдельная наука предлагает свой фрагмент знаний об обществе и человеке и свою точку зрения на него, то обществознание позволяет сложить из этих фрагментов и позиций целостную и объемную картину социального мира. [1]
Содержание
Обществознание как предмет в средней школе
Обществознание — обобщённый школьный предмет средней школы РФ, который затрагивает разнообразные общественные темы. Фактически его преподавание является заменой отменённого предмета «обществоведение» в СССР (в значительной степени построенного на марксистско-ленинской философии с идеологическим и патриотическим воспитанием). Суть предмета состоит в преподавании основ общественных наук.
Включает в себя, кроме основ общественных наук (см. ниже), «введение» в право (скорее не в научном, а в прикладном смысле; полноценного разведения школьного предмета граждановедения и раздела права в курсе обществознания пока не произошло), начала психологии и общие рассуждения о «духовности» (находящиеся за рамками положительной науки).
В основном предмет обществознания изучает философию, социологию и политологию. Однако также в состав обществознания входят отдельные науки: право, экономика, история — и интегративные (культурология), а также поднауки (социальная психология).
Обществознание как комплекс наук
Обществознание — обобщающее название наук, изучающих общество в целом и общественные процессы. Термин используется для отличения в системе гуманитарных наук дисциплин, изучающих общество, от дисциплин изучающих человека (как правило вне общества — например, психологии).
Под термин «обществознание» подпадают как минимум: экономика, социология (так называемые hard-науки, построенные в значительной степени на математике [источник не указан 718 дней] и классической опоре на факты), культурология, политология (можно назвать soft-науками — в них пока (?) велика роль общих рассуждений и полурациональных моделей, крайне мало математики и большие сложности с фактами — во всяком случае, в классическом понимании).
Следует отметить, что в настоящее время, наряду с развитием отдельных общественных наук, идёт процесс их сближения в некую синкретическую науку (модель К. Маркса — Д. Лукача и т. п.). [источник не указан 675 дней]
Перспективы возникновения подобной обобщающей научной модели человеческого общества пока туманны, но понятно, что общественная практика требует именно целостной модели, не удовлетворяясь «частичными». [источник не указан 675 дней]
См. также
Ссылки
Примечания
Обществознание
Полезное
Смотреть что такое «Обществознание» в других словарях:
обществознание — обществозн ание, я … Русский орфографический словарь
обществознание — (2 с), Пр. об обществозна/нии … Орфографический словарь русского языка
обществознание — обществозна/ние, я … Слитно. Раздельно. Через дефис.
обществознание — я; ср. Совокупность наук об обществе, изучаемых в средней школе (история, обществоведение, экономика, этика и т.п.). Выбрать нужные учебники по обществознанию … Энциклопедический словарь
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ — система дисциплин, изучающих различн. стороны сферы и аспекты обществ. жизни, к рая в своей целостности обеспечивает научн. понимание функционирования и развития об ва. История обществ. мысли свидетельств том, что О. развивалось на основе… … Российская социологическая энциклопедия
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ — совокупность знаний общества о самом себе. Практически любая попытка конкретизировать это определение приводит к необходимости философского обоснования О., его социально исторической определенности, его структурности, его типизации, его… … Современный философский словарь
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ — система дисциплин, изучающих различные стороны, сферы и аспекты общественной жизни, которая в своей целостности обеспечивает научное понимание функционирования и развития общества … Политология: словарь-справочник
обществознание — я; ср. Совокупность наук об обществе, изучаемых в средней школе (история, обществоведение, экономика, этика и т.п.) Выбрать нужные учебники по обществознанию … Словарь многих выражений
обществознание — общ/е/ств/о/зна/ни/е [й/э] … Морфемно-орфографический словарь
Гуревич, Павел Семёнович — Павел Семёнович Гуревич … Википедия
Ведение. Что такое обществознание?
Урок 1. Обществознание 5 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Ведение. Что такое обществознание?»
Давным-давно в тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был дровосек, который рубил дрова в соседнем лесу, относил их в ближайший город и продавал. На вырученные деньги он жил, пусть и бедно, но счастливо.
Однажды, когда дровосек, как всегда, рубил дрова в ближайшем лесу, недалеко от дороги, мимо шёл путник. Он увидел дровосека и попросил у него что-нибудь поесть. Дровосек с радостью поделился с путником своим обедом. Когда путник закончил обедать, он поблагодарил дровосека и сказал: «Иди вперёд!» Дровосек удивился словам путника, но всё же решил попробовать пойти дальше в лес.
Шёл он некоторое время, пока не увидел сандаловое дерево. Надо сказать, что в тридевятом царстве, в тридесятом государстве сандаловое дерево очень высоко ценилось из-за насыщенного красного цвета его древесины. Дровосек срубил дерево, взял с собой столько, сколько смог унести, и отправился в город, чтобы продать его. Дровосек быстро продал сандаловое дерево и заработал намного больше денег, чем при продаже дров. И теперь ему стало легче содержать свою семью.
В следующий раз, когда дровосек решил пойти в лес, то прошагал он мимо вязанки дров, оставленной им возле дороги, и направился в глубь леса. Он дошёл до срубленного сандалового дерева. Там оставались ещё ветки, которые можно было продать, но дровосек вспомнил слова путника: «Иди вперёд!» и решил пойти дальше. Шёл он ещё какое-то время и нашёл медную руду. Дровосек собрал столько руды, сколько смог, отнёс в город, продал и выручил ещё больше денег. Теперь у него был свой дом, счастливая семья и благополучие.
И снова дровосек решил отправиться в путь. Пришёл он в ближайший лес, прошагал мимо вязанки дров, оставленной им возле дороги, и направился в глубь леса. Прошёл он мимо срубленного сандалового дерева и остановился возле того места, где нашёл медную руду. И, вспомнив слова путника «Иди вперёд!», пошёл дальше. Через некоторое время он нашёл серебряные копи. Набрал серебра столько, сколько смог, и отправился домой. Теперь он считался одним из самых уважаемых жителей города, жил в достатке и покое, мог получить все, что хотел, радовался жизни и стал чаще улыбаться. Он был счастлив.
Через некоторое время дровосек решил снова отправиться в путь. Пришёл он в ближайший лес, прошагал мимо вязанки дров, оставленной им возле дороги, и пошёл в глубь леса. Прошёл он мимо срубленного сандалового дерева, прошёл мимо того места, где нашёл медную руду, дошёл до серебряных копий и, вспомнив слова путника «Иди вперёд!», пошёл дальше.
Некоторое время шёл он по лесу и вышел к берегу реки. Опустился на колени, чтобы попить воды, и увидел кусочек золота. Стал он мыть его. И, когда намыл его столько, сколько смог, отправился в обратный путь. Теперь он стал богатым, знатным и преуспевающим человеком. Все в городе уважали его.
И вновь дровосек решил отправиться в путь. Пришёл он в ближайший лес, прошагал мимо вязанки дров, оставленной им возле дороги, и пошёл в глубь леса. Прошёл он мимо срубленного сандалового дерева, того места, где нашёл медную руду, серебряных копий, дошёл до берега реки, где мыл золото, и, вспомнив слова путника: «Иди вперёд!», отправился дальше. Дойдя до высокой горы, он заметил, что под ногами что-то блестит. Дровосек нагнулся и увидел алмаз. Он осмотрелся и увидел россыпь крупных и мелких алмазов, взял столько, сколько смог, и отправился в обратный путь. Теперь он стал самым богатым и известным человеком в городе, жил дружно и счастливо вместе со своей семьёй в большом доме.
Бывший дровосек любил ходить в ближайший лес, сидеть у вязанки дров, оставленной им когда-то, и размышлять. Однажды на дороге он увидел путника, который когда-то дал ему совет идти вперёд. Он пригласил его в свой дом, угостил обедом и хотел поделиться своим богатством. Но путник, поблагодарив за гостеприимство и отказавшись от богатства, сказал: «Иди вперёд!».
Как вы думаете, о чём эта притча?
Видимо о том, что каждый из вас не должен останавливаться на достигнутом, а постоянно идти вперёд, узнавать что-то новое, необычное и полезное, что в итоге приведёт вас к необходимым для вашей жизни в обществе знаниям. А поможет вам в этом новый предмет «Обществознание».
Путешествие это будет долгое и интересное, потому как изучение предмета приходится на период всей вашей школьной жизни, а многим посчастливится сдавать «Обществознание» на выпускном экзамене.
Но пока это совершенно новый для вас предмет, который изучает современное общество людей и позволяет узнать больше о месте человека в нем.
Учёные утверждают, что общество – это такое же сложное и интересное явление, как и природа.
Вам наверняка известна история о мальчике Маугли, который вырос в лесу среди животных, но вернулся в человеческое общество и смог вести нормальную жизнь. Но, в отличие от литературного героя, в реальной жизни такие «дети джунглей» оказываются совершенно не способными изменить приобретённые привычки. Те, кто в детстве жил в обществе животных, практически не могут освоить человеческий язык, ходить прямо, осмысленно общаться с другими людьми, даже несмотря на годы, проведённые в обществе себе подобных.
Поэтому очень важно понимать, что человек развивается только среди людей: учится говорить, читать и писать, мыслить, делать нравственные выводы, познавать мир и заниматься какой-либо деятельностью.
Каждый человек является частью общества. Вас окружает множество людей: одноклассники, друзья, ваши родители, бабушки и дедушки, братья и сестры, с которыми вы постоянно контактируете.
Например, с родителями вы можете поговорить о том, что вам интересно и что вас волнует, попросить совета или помощи в любой ситуации, а общаясь с одноклассниками или друзьями, можно весело и беззаботно проводить своё свободное время.
Но кроме родных и друзей, вы связаны и с другими людьми. Например, вы живёте в доме, который возведён строителями, читаете книги писателей, едите спелые яблоки, которые кто-то вырастил, а в театре и кино получаете удовольствие от игры актёров и творчества режиссёра.
Как и миллионы ваших сверстников по всей стране, вы ходите в школу. Все вы относитесь к общественной группе школьников.
И, конечно же, ваша семья, одноклассники, друзья, строители, писатели, садоводы, актёры и режиссёры живут в одной большой стране – Российская Федерация.
На уроках обществознания вы узнаете о том, как устроена наша страна, познакомитесь с её государственными символами и самым главным законом – Конституцией о ваших правах и обязанностях как гражданина России.
Вы совершите невероятное путешествие в царство общественных наук. Например, вы побываете в королевстве «Философия».
Это очень древнее королевство. Его название в переводе с греческого языка означает «любовь к мудрости».
Жители королевства очень мудры и называют себя философами. Они ценят духовный мир человека, изучают его и готовы поделиться своими знаниями с другими людьми.
Ежедневно они пытаются найти ответы на вопросы, которые волнуют не одно поколение людей:
· Какое место занимает человек в мире?
· Как человек познаёт мир?
· Зачем человек нужен?
Кстати, о философах существует множество забавных историй. Один из философов, Диоген, зажёг днём фонарь и пошёл с ним по городу. На недоуменные вопросы горожан он отвечал кратко: «Ищу человека». Тем самым философ хотел сказать, что найти совершенного человека, который полностью отвечал бы этому званию, практически невозможно, его буквально «днём с огнём не сыщешь».
Платон, другой житель королевства, определил человека «как двуногое существо без перьев». Знакомый нам Диоген общипал петуха, и представил всем, по мнению Платона, человека. Платон смутился и уточнил своё определение, добавив: «С плоскими и широкими ногтями».
Второе королевство, в которое мы отправимся, называется «Психология». Его название можно перевести с греческого языка как «учение о душе».
Жители этого королевства, психологи, изучают внутренний мир человека, его переживания. Например, почему люди по-разному реагируют на одни и те же события и от чего зависит эта реакция.
Следующее наше королевство – «Социология», его название в переводе с греческого означает «учение об обществе». Жителей королевства принято называть социологами. Они изучают законы развития общества, людей и отношения, которые возникают между ними. Они постоянно спорят: как и почему возникло общество?
Социологи хотят знать, почему люди ведут себя в обществе определённым образом, почему они образуют группы и взаимодействуют друг с другом.
Ну и, конечно же, королевство «Культурология». В переводе с латинского языка слово «культура» означает «возделывание, воспитание, образование, развитие».
В этом королевстве изучают культурную жизнь разных обществ и стремятся выделить особенности и достижения основных типов культур. Жители королевства настаивают на том, что только культурный человек в силах принимать решения, которые смогут повлиять на судьбу целой страны, поскольку любая деятельность человека вне культуры невозможна, так же как невозможна без культуры и сама жизнь человека.
Когда вы станете старше, также совершите путешествие в королевство «Право», где узнает о том, что такое законы и для чего они нужны; в королевство «Экономика», где узнаете о том, как зарабатывать деньги и формировать семейный бюджет; в королевство «Политология», где узнаете о том, что такое политика и почему для любого гражданина так важно участвовать в политической жизни нашей страны и множество других королевств.
Путешествие по царству «Обществознание» поможет вам приумножить личный опыт, лучше ориентироваться в сложном мире людей, ведь главная задача этого предмета научить вас размышлять, задавать вопросы и искать на них ответы.
Список терминов по обществознанию
Абсентеизм — В науке конституционного права термин, означающий добровольное неучастие избирателей в голосовании на выборах или референдуме.
Авторитарный — Основанный на личной власти, личной диктатуре
Авторитет — Влияние, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте
Адаптация — приспособление к физической или социальной среде
Анимизм — раннее религиозное верование в существование духов и души
Аномия — состояние общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей в результате кризиса общества, противоречий между провозглашёнными целями и невозможностью их реализовать
Асоциальный — направленный против общества
Ассимиляция — этническое поглощение, почти полное растворение одного народа в другом
Атрибут — необходимое существенное свойство
Бедность — экономическое и социальное состояние людей, имеющих минимальный доход, уровень образования, власти и престиж
Безработица — незанятость трудоспособного населения в общественном производстве материальных и духовных ценностей
Безработный — человек, не имеющий заработка, стоящий на учёте в службе занятости и получающий специальное пособие по безработице
Белые воротнички — работники, занятые в автоматизированном производстве, научных и прикладных разработках, в сфере информации. Благо — всё, что способно удовлетворить повседневные потребности людей
Богатство — денежная сумма, выражающая стоимость движимой и недвижимой собственности человека
Брак — добровольный равноправный союз мужчины и женщины, заключённый в установленном порядке с целью создания семьи
Бюджет — финансовый план, который суммирует доходы и расходы за определённый период времени
Бюрократия — социальный слой профессиональных управленцев, включённых в организационную структуру, характеризующуюся чёткой иерархией, «вертикальными» информационными потоками, формализованными способами принятия решений и претензией на особый статус в обществе
Владение — фактическое обладание имуществом
Власть — влияние на основе закона или традиции, подчинение людей, возможность навязывать свою волю или решения другим людям независимо от их желания
Генотип — генетическая (наследственная) конституция организма, совокупность всех его генов, устойчивых черт, благодаря передаче из поколения в поколение сохраняется биологическая сущность народа или этноса
Глобализация — исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы, и человечество превращается в единую политическую систему
Государственный бюджет — финансовый документ, расписывающий доходы и расходы государства на определённый период (на год)
Государство — это особая организация публичной политической власти господствующего класса (социальной группы, всего народа), располагающая специальным аппаратом принуждения, осуществляющая руководство обществом и представляющая его на международной арене
Гражданское общество — это самоорганизующаяся система естественно складывающихся отношений между индивидами, где каждый выступает не как подданный государства, а как частное лицо, имеющее свои особенные жизненные цели
Девиантное поведение — асоциальный тип поведения, противоречащий социальным нормам
Дееспособность — это способность индивида самостоятельно осуществлять свои права и нести обязанности
Деньги — средство обмена, всеобщий эквивалент
Дефицит — недостаточность средств или ресурсов в сравнении с ранее намечавшимся, запланированным или необходимым уровнем
Договор — соглашение между людьми, организациями, государствами
Досуг — часть свободного времени, которым человек располагает по собственному усмотрению
Доход — любая сумма денег, полученных в виде зарплаты, пенсий, пособий, алиментов, гонораров
Закрытое общество — общество, где социальные перемещения из низших страт в высшие либо вообще запрещены, либо существенно ограничены
Заработная плата — цена за труд, измеряемая в единицу времени
Иерархия — расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему
Избирательное плата — совокупность правовых норм, устанавливающих порядок выборов органов государственной власти и местного самоуправления
Изобразительное искусство — раздел пластических искусств, объединяющий живопись, скульптуру, графику
Имидж — совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении, о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим социальным статусом, как должны соотноситься между собой права и обязанности в данном статусе
Импичмент — особый порядок привлечения к ответственности и судебного рассмотрения дел о преступлениях высших должностных лиц
Имущественные отношения — правоотношения по поводу материальных благ
Инвестиции — долгосрочные вложения капитала в отрасли экономики внутри страны и за границей
Индивидуализм — идеология признания приоритета личных интересов над общественными; совокупность идей и принципов, по которым благо человека, его свобода и личностное развитие являются высшей целью, а функционирование различных институтов и групп — основой и средством для достижения этой цели
Индивидуальность — сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, отличие от других людей
Индивидуум — отдельный человек
Информационное общество — постиндустриальное общество, в котором основной производительной силой выступают знания и информация
Искусство — 1) художественное творчество в целом: литература, архитек- тура, скульптура, живопись, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественнообразных форм освоения мира; 2) только изобразительное искусство; 3) высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности
Капитализм — общество, основанное на частной собственности и свободных рыночных отношениях
Каста — социальная группа людей, членству в которой человек обязан исключительно своим рождением
Конкуренция — открытое соперничество людей, групп или организаций в достижении сходных целей, лучших результатов в определённой общественной сфере
Конституция — основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок, принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан
Конфликт — это столкновение, спор людей или социальных групп за обладание властью, материальными или духовными ценностями
Коррупция — прямое использование должностным лицом своего служебного положения в целях личного обогащения
Косвенный налог — сбор в пользу государства, взимаемый с граждан или хозяйственных организаций только при осуществлении ими определённых действий, например, при покупке некоторых видов товаров
Культ — действия (телодвижения, чтение, пение определённых текстов), имеющие целью дать видимое выражение религиозному поклонению или привлечь к их совершителям божественную силу
Культура — (возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — совокупность традиций, обычаев, социальных норм, материальных и духовных ценностей, передаваемых из поколения в поколение
Лидер — активный, пользующийся максимальным авторитетом член группы, наиболее ярко выражающий её интересы и представляющий группу в различных общественных организациях
Манеры — внешние формы поведения людей, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих; отличительные черты поведения
Маргинал — человек, покинувший одну культуру, страну, класс, группу и не приобщившийся к ценностям и образу жизни другой
Мировоззрение — совокупность взглядов человека на мир и его место в нём
Многопартийность — партийная система, при которой в стране существуют и легально действуют более двух политических партий
Мораль — совокупность нравственных норм, получивших идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливого; исполнение норм морали поддерживается силой общественного мнения; мораль включает непреходящие духовные ценности, а также исторически преходящие нормы и идеалы; изучается специальной философской дисциплиной —
Мотив — разумно объяснённая причина поведения, осмысленное действие
Налоги — обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц в государственный и местный бюджеты
Народность — языковая, территориальная, экономическая и культурная общность
Нация — автономная, не ограниченная территориальными рамками этническая группа, члены которой привержены общим ценностям и институтам; наиболее развитая историко-культурная общность людей
Неолитическая революция — переход от охоты и собирательства к земледелию
Неравенство — неравномерное распределение материальных и духовных ценностей, разница в правовом положении людей
Норма права — это правило поведения, установленное или санкциони- рованное государством и возведённое в закон, обеспечивается госу- дарством при помощи органов государственного принуждения
Нуклеарная семья — семья, состоящая из родителей (родителя) и детей, либо только из супругов. ротивопоставляется расширенной (или сложной) семье, в состав которой входит несколько супружеских пар или как минимум несколько поколений взрослых людей
Обмудсмен — лицо, уполномоченное парламентом осуществлять контроль за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц
Общество — это обособленная от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения
Община — это общность людей, связанных между собой узами кровного родства, взаимными браками, кооперацией труда, круговой порукой, совместной охраной территории
Обычай — традиционно установившийся порядок поведения людей
Обязанность — предписание действовать определённым образом
Открытое общество — общество, где перемещения из одной страты в дру- гую осуществляются свободно и не ограничены
Парламент — высший представительный законодательный орган власти, формируемый выборным путём
Патриархальная семья — семья, состоящая из нескольких поколений, с абсолютной властью мужчины как главы семейства
Подоходный налог — основной вид прямых налогов, взимаемых с доходов физических лиц (заработная плата, доплаты и премии, дивиденды, проценты и т.д.) и юридических лиц (налог на прибыль)
Политика — деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений в сфере отношений между большими социальными группами, прежде всего, классами, нациями и государствами, направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или её завоевания специфическими методами
Политическая партия — политическая организация, выражающая интересы социальных групп, стремящихся к власти
Политический процесс — цепь политических событий и состояний, которые меняются с течением времени
Политический режим — система методов осуществления государственной власти и её взаимоотношений с личностью, различными социальными общностями и политическими организациями
Правовое государство — демократическое государство, в котором соблюдается принцип верховенства права; права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью
Правовой статус — совокупность прав и обязанностей человека
Престиж — оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых личностью в обществе
Производительный труд — труд, создающий осязаемые продукты илипредметы, являющиеся товарами
Рационализм — совокупность философских направлений, делающих центральным пунктом познания разум, мышление и рассудок
Регресс — возврат, переход от более высоких форм развития к низшим, деградация
Религия — мировоззрение и мироощущение, а также связанное с ними поведение, определяемое верой в существование Бога
Республика — форма правления, при которой глава государства избирается, а законодательная власть принадлежит выборному представительному органу — парламенту
Референдум — всенародное голосование по поводу принятия важнейших государственных решений
Санкция — мера воздействия
Семья — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью
Синергетика — междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и общественных процессов на основе принципов самоорганизации систем (состоящих из подсистем)
Синергия — это взаимодействие двух или более факторов, характеризующееся тем, что их действие существенно превосходит эффект каждого отдельного компонента в виде их простой суммы
Совесть — способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать своё несоответствие должному
Сословие — социальная группа, обладающая закреплёнными обычаями или законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями
Социализация — процесс усвоения индивидом социальных норм и освоения социальных ролей, продолжающийся всю жизнь
Социальная группа — любая совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям (доход, уровень образования, профессия, возраст, пол)
Социальные классы — большие социальные группы людей, различающиеся по их месту в исторически определённой системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, занимающие определённое место в системе общественного разделения труда и характеризующиеся специфическим способом получения доходов
Социальный статус — позиция индивида в группе или обществе
Спрос — подкреплённое денежной возможностью желание приобрести данный товар
Стратификация — расположение социальных слоёв (групп) сверху вниз по признаку неравенства в доходах, уровне образования, объёме власти, профессиональном престиже
Суверинитет — независимость государства в осуществлении своей внут- ренней и внешней политики
Тоталитаризм — политический режим, характеризующийся тотальным контролем государства над всеми сферами общественной жизни, поглощением гражданского общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод граждан
Тотемизм — раннее религиозное верование, связанное с представлением о родстве между группой людей и животными
Фетишизм — религиозное поклонение неодушевлённым предметам, вера в их магическую силу
Экономика — рационально организованная деятельность больших групп людей, вступающих между собой в отношения производства, потребления, распределения, обмена товаров и услуг
Этикет — принятая в особых социальных кругах система правил поведения
Этнос — собирательное название больших по численности кровно-родственных групп людей, образующих племя, народность или нацию