Что такое общие хронологические рамки войны
Представьте характеристику Ливонской войны по плану:
1) общие хронологические рамки войны;
2) участники;
3) цели Ивана IV;
4) ключевые события;
5) итоги войны.
1) Ливонская война 1558—1583 годов
2) Ливонская конфедерация, Русское царство, Великое княжество Литовское (с 1569 года — Речь Посполитая), Шведское и Датское королевства.
3) Согласно традиционному подходу, Иван IV отчётливо осознавал геополитические интересы России и действовал в полном соответствии с ними. Невыплата ливонцами «юрьевской дани» рассматривается как предлог к началу войны, а сама война как неизбежная закономерность. Историки, разделяющие эту точку зрения, отмечают, что между Россией и Европой существовала «ливонская преграда», разрушение которой было необходимым для преодоления страной военно-технического или же культурного отставания. В качестве яркого примера существования такой преграды часто приводят дело Ганса Шлитте, который по заказу Ивана IV завербовал на русскую службу около 300 мастеров различных специальностей, но был задержан усилиями ливонцев, а позже казнён ими.
Сторонники другого подхода полагают, что Иван IV не планировал начинать крупномасштабную войну в Ливонии, а военная кампания начала 1558 года была не более чем демонстрацией силы с целью подтолкнуть ливонцев к выплате обещанной дани, в пользу чего приводится факт, что русское войско изначально планировалось использовать на крымском направлении.
4) Война началась с нападения Русского царства на Ливонию в январе 1558 года. На первом этапе войны русские войска достигли значительных успехов, завоевав Нарву, Дерпт и целый ряд других городов и замков. В 1561 году по Виленским договорам Ливонская конфедерация была ликвидирована, часть её территории преобразовывалась в вассальное по отношению к Великому княжеству Литовскому герцогство Курляндия и Семигалия, другая же непосредственно вошла в состав Великого княжества Литовского.
С этого времени война приобрела в основном характер противостояния Русского царства и Великого княжества Литовского и велась преимущественно на территории последнего. В 1563 году русским войском был взят Полоцк, но развить успех не удалось, так как в 1564 году русское войско потерпело поражение в битве при Чашниках. Вскоре после этого была введена опричнина (1565—1572). В 1569 году Великое княжество Литовское объединилось с Королевством Польским в единую Речь Посполитую.
Вслед за неудачной осадой Ревеля русскими войсками (1577 год) войска Речи Посполитой вернули Полоцк и неудачно осаждали Псков. Шведы взяли Нарву и безуспешно осаждали Орешек.
Война закончилась подписанием Ям-Запольского (1582 год) и Плюсского (1583 год) перемирий.
5) Ливонская конфедерация перестала существовать. Её территории перешли к Швеции, Дании и возникшему во время войны Польско-Литовскому государству — Речи Посполитой.
Россия была разорена, а северо-западные районы обезлюдели. Следует отметить и тот факт, что на ход войны и её итоги повлияли крымские набеги: из 25 лет войны в течение только 3-х лет не было значительных крымских набегов.
В январе 1582 года недалеко от Пскова было заключено 10-летнее Ям-Запольское перемирие с Речью Посполитой. Россия отказывалась от Ливонии и белорусских земель, но ей возвращались некоторые пограничные земли.
В мае 1583 года было заключено трёхлетнее Плюсское перемирие со Швецией, по которому в пользу последней уступались Копорье, Ям, Ивангород и прилегающая к ним территория южного побережья Финского залива, которые были возвращены при сыне Ивана Грозного — Фёдоре I Иоанновиче по итогам русско-шведской войны 1590—1595 годов.
история практическое задание 1. Война, ее хронологические рамки
1. Заполните таблицу по войнам России и СССР в XX в., используя материалы лекций и дополнительных источников:
Война, ее хронологические рамки | Причины | Последствия |
Русско-Японская война 1904-1905 г. | Борьба за контроль над Маньчжурией, северной Кореей и на море. | Поражения России в войне. Ослабление позиций России на Дальнем Востоке Передача Японии Ляодунского полуострова и Южно-Маньчжу-рский железной дороги (ЮМЖД). Уплата Россией военных издержек. Передача Японии интернированных ею российских судов. Присоединение к Японии Сахалина. Ограничения российских морских сил на дальнем Востоке. Предоставление вдоль российского побережья Японии права на рыболовство. |
Балканские войны | Целью руководства Польши во главе с Юзефом Пилсудским было восстановление Польши. в исторических границах. Очистить страну от немецких оккупантов и противостоять большевизму. Возродить былое польское величие и создать вторую Речь Посполитую в границах 1772 года | Польша победила. Установление новых границ. Польша получила Западную Украину, Западную Белоруссию и часть других территорий бывшей Российской империи, весьма обширную. При этом на перешедших под польский контроль землях преобладало коренное местное население, а не польское. Для России потеря этих территорий была наиболее негативным итогом советско-польской войны 1919-1921 годов. Стороны обязывались не вести враждебной деятельности в отношении друг друга. Договором предусматривалось проведение переговоров о заключении торговых соглашений |
Советско-Финская война 1939-1940 г. | Советско-финская война была спровоцирована целым комплексом причин, связанных, в первую очередь, с защитой границы между двумя странами, а также геополитическими разногласиями. | Советский Союз получил то, что хотел: граница отодвинулась от Ленинграда на 120 километров, 11 % территории Финляндии отвоеваны Выборг, часть Ладожского озера, несколько островов в Финском заливе. Война завершилась подписанием Московского мирного договора. |
Великая Отечественная война 1941-1945 г. | Стремление Гитлера к мировому господству немецкой нации, завоеванию фашистской Германией природных ресурсов СССР, необходимых ей для продолжения войны против Англии и США, ликвидации советского общественного и государственного строя. | Гибель значительного количества трудоспособного населения; За весь период войны страна потеряла треть национального богатства; Разрушено сельское хозяйство, крупные предприятия тяжелой промышленности; Нанесен серьезный ущерб транспортной системе: более 13000 ж/д мостов, 65000 км путей уничтожено; Существенные экономические диспропорции. Война имела и положительное значение, победа в ней принесла ряд побед в масштабе как СССР, так и мира: СССР выстоял в масштабном противостоянии, сохранив территории, независимость и целостность; Военно-политическое влияние СССР в мире укрепилось; Безопасность границ возросла; Именно Восточный фронт стал местом, где положение войск изменилось кардинальным образом – СССР удалось обернуть свою оборонительную позицию в нападение на врага; Война принесла полную победу над фашизмом и нацизмом, от влияния фашизма освобождено 13 стран; Наладилось мировое сотрудничество в сфере взаимной военной поддержки с целью эффективного урегулирования военных конфликтов; Распад колониальной системы ускорился; Укрепились позиции демократических режимов. Роль СССР в деятельности и эффективности функционирования Антигитлеровской коалиции нельзя переоценить. После войны СССР превратился в могущественную страну, с большим влиянием на международной арене. |
Холодная война 1946-1992 г. | Усиление могущества и влияния СССР на мировой арене. Соперничество двух политических систем: социализма и капитализма. Противостояние в экономической сфере: за рынки сбыта и за ресурсы. | Крушение социалистического блока и Советского Союза стало главным итогом холодной войны. Биполярная система мира превратилась в однополярную. Как следствие, в мире осталась одна сверхдержава — Соединенные Штаты Америки, которые, потеряв противовес, стали проводить более агрессивную внешнюю политику, развязав череду войн по всему миру. Образование блока НАТО. |
Афганская война 1979-1989 г. | Внешняя политика США склонила Афганистан к тому, чтобы выйти из сферы влияния СССР. СССР хотели поддержать социалистов в Афганистане. Предотвращение укрепление позиций исламского фундаментализма в Афганистане | СССР проиграл эту войну. Потеряв 15 400 военнослужащих убитыми, более 100 тысяч ранеными. СССР вывел войска из Афганистана. Поставленных целей по стабилизации обстановке и устранения фундаментальных исламистов не удалось достичь. |
1-я Чеченская война 1994-1996 г. | Разгоревшаяся в республике война за власть между Дудаевым и его противниками. Сепаратистские настроения. Распад СССР привёл к тому, что республики на территории бывшего союза стремились стать независимыми. Приход к власти национал-радикалов в Чечено-Ингушской Автономной Советской Социалистической Республике (АССР) спровоцировал укрепление идей о необходимости отделения. | Правительство не преуспело в наведении порядка. Чеченская республика так и осталась непризнанной. В соглашениях прописывалось, что принятие решения откладывается до 31 декабря 2001 года. Согласно Хасавюрстким соглашениям РФ должна была вывести свои войска из Чеченской республики. |
2-я Чеченская война 1999-2000 г. | Российские власти так и не признали независимость Чеченской республики Ичкерия, а сепаратисты не отказались от своих идей об отделении. | На референдуме в Чечне принято решение принять новую конституцию. В ней было прописано, что республика является частью Российской Федерации. |
2. Сравните наиболее важные положения Конституции СССР 1977 г. и нынешней Конституции России 1993 г. Что изменилось, появилось принципиально нового?
Право на труд. | |
Конституция СССР | Конституция РФ |
Статья 40 Это право обеспечивается социалистической системой хозяйства, неуклонным ростом производительных сил, бесплатным профессиональным обучением, повышением трудовой квалификации и обучением новым специальностям, развитием систем профессиональной ориентации и трудоустройства. 1.Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. 2. Принудительный труд запрещен. 3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. 4.Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. | |
Право на отдых. | |
Статья 41 Граждане СССР имеют право на отдых. Это право обеспечивается установлением для рабочих и служащих рабочей недели, не превышающей 41 часа, сокращенным рабочим днем для ряда профессий и производств, сокращенной продолжительностью работы в ночное время; предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха, а также расширением сети культурно-просветительных и оздоровительных учреждений, развитием массового спорта, физической культуры и туризма; созданием благоприятных возможностей для отдыха по месту жительства и других условий рационального использования свободного времени. Продолжительность рабочего времени и отдыха колхозников регулируется колхозами | Статья 37 5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. |
Право на образование. | |
Статья 45 Граждане СССР имеют право на образование. Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством; развитием заочного и вечернего образования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам, бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования. | Статья 43 1. Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. 3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. |
Свобода совести | |
Статья 52 Гражданам СССР гарантируется свобода совести, то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается. Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. | |
Семья | |
Статья 53 Семья находится под защитой государства. Брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины; супруги полностью равноправны в семейных отношениях. Государство проявляет заботу о семье путем создания и развития широкой сети детских учреждений, организации и совершенствования службы быта и общественного питания, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, предоставления пособий и льгот многодетным семьям, а также других видов пособий и помощи семье. Граждане СССР обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистического общества. Дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь. | Статья 38 1.Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Памятка для учащихся «План характеристики войны»Онлайн-конференция«Современная профориентация педагогов |