Что такое общие хронологические рамки войны

Представьте характеристику Ливонской войны по плану:
1) общие хронологические рамки войны;
2) участники;
3) цели Ивана IV;
4) ключевые события;
5) итоги войны.

1) Ливонская война 1558—1583 годов

2) Ливонская конфедерация, Русское царство, Великое княжество Литовское (с 1569 года — Речь Посполитая), Шведское и Датское королевства.

3) Согласно традиционному подходу, Иван IV отчётливо осознавал геополитические интересы России и действовал в полном соответствии с ними. Невыплата ливонцами «юрьевской дани» рассматривается как предлог к началу войны, а сама война как неизбежная закономерность. Историки, разделяющие эту точку зрения, отмечают, что между Россией и Европой существовала «ливонская преграда», разрушение которой было необходимым для преодоления страной военно-технического или же культурного отставания. В качестве яркого примера существования такой преграды часто приводят дело Ганса Шлитте, который по заказу Ивана IV завербовал на русскую службу около 300 мастеров различных специальностей, но был задержан усилиями ливонцев, а позже казнён ими.
Сторонники другого подхода полагают, что Иван IV не планировал начинать крупномасштабную войну в Ливонии, а военная кампания начала 1558 года была не более чем демонстрацией силы с целью подтолкнуть ливонцев к выплате обещанной дани, в пользу чего приводится факт, что русское войско изначально планировалось использовать на крымском направлении.

4) Война началась с нападения Русского царства на Ливонию в январе 1558 года. На первом этапе войны русские войска достигли значительных успехов, завоевав Нарву, Дерпт и целый ряд других городов и замков. В 1561 году по Виленским договорам Ливонская конфедерация была ликвидирована, часть её территории преобразовывалась в вассальное по отношению к Великому княжеству Литовскому герцогство Курляндия и Семигалия, другая же непосредственно вошла в состав Великого княжества Литовского.
С этого времени война приобрела в основном характер противостояния Русского царства и Великого княжества Литовского и велась преимущественно на территории последнего. В 1563 году русским войском был взят Полоцк, но развить успех не удалось, так как в 1564 году русское войско потерпело поражение в битве при Чашниках. Вскоре после этого была введена опричнина (1565—1572). В 1569 году Великое княжество Литовское объединилось с Королевством Польским в единую Речь Посполитую.
Вслед за неудачной осадой Ревеля русскими войсками (1577 год) войска Речи Посполитой вернули Полоцк и неудачно осаждали Псков. Шведы взяли Нарву и безуспешно осаждали Орешек.
Война закончилась подписанием Ям-Запольского (1582 год) и Плюсского (1583 год) перемирий.

5) Ливонская конфедерация перестала существовать. Её территории перешли к Швеции, Дании и возникшему во время войны Польско-Литовскому государству — Речи Посполитой.
Россия была разорена, а северо-западные районы обезлюдели. Следует отметить и тот факт, что на ход войны и её итоги повлияли крымские набеги: из 25 лет войны в течение только 3-х лет не было значительных крымских набегов.
В январе 1582 года недалеко от Пскова было заключено 10-летнее Ям-Запольское перемирие с Речью Посполитой. Россия отказывалась от Ливонии и белорусских земель, но ей возвращались некоторые пограничные земли.
В мае 1583 года было заключено трёхлетнее Плюсское перемирие со Швецией, по которому в пользу последней уступались Копорье, Ям, Ивангород и прилегающая к ним территория южного побережья Финского залива, которые были возвращены при сыне Ивана Грозного — Фёдоре I Иоанновиче по итогам русско-шведской войны 1590—1595 годов.

Источник

история практическое задание 1. Война, ее хронологические рамки

1. Заполните таблицу по войнам России и СССР в XX в., используя материалы лекций и дополнительных источников:

Война, ее хронологические рамкиПричиныПоследствия
Русско-Японская война
1904-1905 г.
Борьба за контроль над Маньчжурией, северной Кореей и на море.Поражения России в войне. Ослабление позиций России на Дальнем Востоке Передача Японии Ляодунского полуострова и Южно-Маньчжу-рский железной дороги (ЮМЖД). Уплата Россией военных издержек. Передача Японии интернированных ею российских судов. Присоединение к Японии Сахалина. Ограничения российских морских сил на дальнем Востоке. Предоставление вдоль российского побережья Японии права на рыболовство.
Балканские войны

Целью руководства Польши во главе с Юзефом Пилсудским было восстановление Польши. в исторических границах. Очистить страну от немецких оккупантов и противостоять большевизму. Возродить былое польское величие и создать вторую Речь Посполитую в границах 1772 годаПольша победила. Установление новых границ. Польша получила Западную Украину, Западную Белоруссию и часть других территорий бывшей Российской империи, весьма обширную. При этом на перешедших под польский контроль землях преобладало коренное местное население, а не польское. Для России потеря этих территорий была наиболее негативным итогом советско-польской войны 1919-1921 годов. Стороны обязывались не вести враждебной деятельности в отношении друг друга. Договором предусматривалось проведение переговоров о заключении торговых соглашений
Советско-Финская война

1939-1940 г.

Советско-финская война была спровоцирована целым комплексом причин, связанных, в первую очередь, с защитой границы между двумя странами, а также геополитическими разногласиями.Советский Союз получил то, что хотел: граница отодвинулась от Ленинграда на 120 километров, 11 % территории Финляндии отвоеваны Выборг, часть Ладожского озера, несколько островов в Финском заливе. Война завершилась подписанием Московского мирного договора.
Великая Отечественная война

1941-1945 г.

Стремление Гитлера к мировому господству немецкой нации, завоеванию фашистской Германией природных ресурсов СССР, необходимых ей для продолжения войны против Англии и США, ликвидации советского общественного и государственного строя.Гибель значительного количества трудоспособного населения;

За весь период войны страна потеряла треть национального богатства;

Разрушено сельское хозяйство, крупные предприятия тяжелой промышленности;

Нанесен серьезный ущерб транспортной системе: более 13000 ж/д мостов, 65000 км путей уничтожено;

Существенные экономические диспропорции.

Война имела и положительное значение, победа в ней принесла ряд побед в масштабе как СССР, так и мира: СССР выстоял в масштабном противостоянии, сохранив территории, независимость и целостность; Военно-политическое влияние СССР в мире укрепилось;

Безопасность границ возросла; Именно Восточный фронт стал местом, где положение войск изменилось кардинальным образом – СССР удалось обернуть свою оборонительную позицию в нападение на врага; Война принесла полную победу над фашизмом и нацизмом, от влияния фашизма освобождено 13 стран; Наладилось мировое сотрудничество в сфере взаимной военной поддержки с целью эффективного урегулирования военных конфликтов;

Распад колониальной системы ускорился;

Укрепились позиции демократических режимов.

Роль СССР в деятельности и эффективности функционирования Антигитлеровской коалиции нельзя переоценить. После войны СССР превратился в могущественную страну, с большим влиянием на международной арене.

Холодная война

1946-1992 г.

Усиление могущества и влияния СССР на мировой арене. Соперничество двух политических систем: социализма и капитализма.

Противостояние в экономической сфере: за рынки сбыта и за ресурсы.

Крушение социалистического блока и Советского Союза стало главным итогом холодной войны. Биполярная система мира превратилась в однополярную. Как следствие, в мире осталась одна сверхдержава — Соединенные Штаты Америки, которые, потеряв противовес, стали проводить более агрессивную внешнюю политику, развязав череду войн по всему миру. Образование блока НАТО.
Афганская война

1979-1989 г.

Внешняя политика США склонила Афганистан к тому, чтобы выйти из сферы влияния СССР. СССР хотели поддержать социалистов в Афганистане. Предотвращение укрепление позиций исламского фундаментализма в АфганистанеСССР проиграл эту войну. Потеряв 15 400 военнослужащих убитыми, более 100 тысяч ранеными. СССР вывел войска из Афганистана.

Поставленных целей по стабилизации обстановке и устранения фундаментальных исламистов не удалось достичь.

1-я Чеченская война

1994-1996 г.

Разгоревшаяся в республике война за власть между Дудаевым и его противниками. Сепаратистские настроения. Распад СССР привёл к тому, что республики на территории бывшего союза стремились стать независимыми. Приход к власти национал-радикалов в Чечено-Ингушской Автономной Советской Социалистической Республике (АССР) спровоцировал укрепление идей о необходимости отделения.Правительство не преуспело в наведении порядка. Чеченская республика так и осталась непризнанной. В соглашениях прописывалось, что принятие решения откладывается до 31 декабря 2001 года. Согласно Хасавюрстким соглашениям РФ должна была вывести свои войска из Чеченской республики.
2-я Чеченская война

1999-2000 г.

Российские власти так и не признали независимость Чеченской республики Ичкерия, а сепаратисты не отказались от своих идей об отделении.На референдуме в Чечне принято решение принять новую конституцию. В ней было прописано, что республика является частью Российской Федерации.

2. Сравните наиболее важные положения Конституции СССР 1977 г. и нынешней Конституции России 1993 г. Что изменилось, появилось принципиально нового?

Право на труд.
Конституция СССРКонституция РФ
Статья 40

Это право обеспечивается социалистической системой хозяйства, неуклонным ростом производительных сил, бесплатным профессиональным обучением, повышением трудовой квалификации и обучением новым специальностям, развитием систем профессиональной ориентации и трудоустройства.

1.Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4.Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Право на отдых.
Статья 41

Граждане СССР имеют право на отдых.

Это право обеспечивается установлением для рабочих и служащих рабочей недели, не превышающей 41 часа, сокращенным рабочим днем для ряда профессий и производств, сокращенной продолжительностью работы в ночное время; предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха, а также расширением сети культурно-просветительных и оздоровительных учреждений, развитием массового спорта, физической культуры и туризма; созданием благоприятных возможностей для отдыха по месту жительства и других условий рационального использования свободного времени.

Продолжительность рабочего времени и отдыха колхозников регулируется колхозами

Статья 37

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Право на образование.
Статья 45

Граждане СССР имеют право на образование.

Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством; развитием заочного и вечернего образования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам, бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования.

Статья 43

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Свобода совести
Статья 52

Гражданам СССР гарантируется свобода совести, то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается.

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Семья
Статья 53

Семья находится под защитой государства.

Брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины; супруги полностью равноправны в семейных отношениях.

Государство проявляет заботу о семье путем создания и развития широкой сети детских учреждений, организации и совершенствования службы быта и общественного питания, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, предоставления пособий и льгот многодетным семьям, а также других видов пособий и помощи семье.

Граждане СССР обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистического общества. Дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь.

Статья 38

1.Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Источник

Памятка для учащихся «План характеристики войны»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

План характеристики ВОЙНЫ:

Что такое общие хронологические рамки войны. Смотреть фото Что такое общие хронологические рамки войны. Смотреть картинку Что такое общие хронологические рамки войны. Картинка про Что такое общие хронологические рамки войны. Фото Что такое общие хронологические рамки войны

Название. Хронологические рамки

Причины и повод к началу войны

Основные этапы. Крупнейшие сражения

Итоги (название мирного договора, год подписания, условия мирного договора)

Что такое общие хронологические рамки войны. Смотреть фото Что такое общие хронологические рамки войны. Смотреть картинку Что такое общие хронологические рамки войны. Картинка про Что такое общие хронологические рамки войны. Фото Что такое общие хронологические рамки войныЧто такое общие хронологические рамки войны. Смотреть фото Что такое общие хронологические рамки войны. Смотреть картинку Что такое общие хронологические рамки войны. Картинка про Что такое общие хронологические рамки войны. Фото Что такое общие хронологические рамки войны

Что такое общие хронологические рамки войны. Смотреть фото Что такое общие хронологические рамки войны. Смотреть картинку Что такое общие хронологические рамки войны. Картинка про Что такое общие хронологические рамки войны. Фото Что такое общие хронологические рамки войны

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое общие хронологические рамки войны. Смотреть фото Что такое общие хронологические рамки войны. Смотреть картинку Что такое общие хронологические рамки войны. Картинка про Что такое общие хронологические рамки войны. Фото Что такое общие хронологические рамки войны

Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

Что такое общие хронологические рамки войны. Смотреть фото Что такое общие хронологические рамки войны. Смотреть картинку Что такое общие хронологические рамки войны. Картинка про Что такое общие хронологические рамки войны. Фото Что такое общие хронологические рамки войны

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое общие хронологические рамки войны. Смотреть фото Что такое общие хронологические рамки войны. Смотреть картинку Что такое общие хронологические рамки войны. Картинка про Что такое общие хронологические рамки войны. Фото Что такое общие хронологические рамки войны

Краткая план-памятка (с иллюстративным материалом) для характеристики войн:

2. Причины и повод к началу войны

3. Участники (страны-участницы)

4. Основные этапы. Крупнейшие сражения

5. Выдающиеся личности (полководцы)

6. Итоги (название мирного договора, год подписания, условия мирного договора)

Значение исторического события на дальнейший ход истории

Номер материала: ДБ-729506

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое общие хронологические рамки войны. Смотреть фото Что такое общие хронологические рамки войны. Смотреть картинку Что такое общие хронологические рамки войны. Картинка про Что такое общие хронологические рамки войны. Фото Что такое общие хронологические рамки войны

Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Что такое общие хронологические рамки войны. Смотреть фото Что такое общие хронологические рамки войны. Смотреть картинку Что такое общие хронологические рамки войны. Картинка про Что такое общие хронологические рамки войны. Фото Что такое общие хронологические рамки войны

Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года

Время чтения: 1 минута

Что такое общие хронологические рамки войны. Смотреть фото Что такое общие хронологические рамки войны. Смотреть картинку Что такое общие хронологические рамки войны. Картинка про Что такое общие хронологические рамки войны. Фото Что такое общие хронологические рамки войны

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Что такое общие хронологические рамки войны. Смотреть фото Что такое общие хронологические рамки войны. Смотреть картинку Что такое общие хронологические рамки войны. Картинка про Что такое общие хронологические рамки войны. Фото Что такое общие хронологические рамки войны

Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса

Время чтения: 1 минута

Что такое общие хронологические рамки войны. Смотреть фото Что такое общие хронологические рамки войны. Смотреть картинку Что такое общие хронологические рамки войны. Картинка про Что такое общие хронологические рамки войны. Фото Что такое общие хронологические рамки войны

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что такое общие хронологические рамки войны. Смотреть фото Что такое общие хронологические рамки войны. Смотреть картинку Что такое общие хронологические рамки войны. Картинка про Что такое общие хронологические рамки войны. Фото Что такое общие хронологические рамки войны

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Причины, цели и хронологические рамки Первой мировой войны

Хронологические рамки войны

1 августа 1914г. (объявление Германией войны России) – 18 ноября 1918г. (подписание Компьенского перемирия между Антантой и Германий).

Для России война закончилась 3 марта 1918г. подписанием Брестского мира с Германией.

— участвовало 38 государств, в которых проживало три четверти населения планеты;

— были мобилизованы в армии воевавших стран 73,5 млн человек;

— были убиты 10 и ранены 20 млн человек.

1-я причина: формирование очагов международной напряженности и обострение борьбы между странами за сферы влияния, источники сырья, рынки сбыта товаров и колонии.

В начале XXв. сложилось четыре очага международной напряженности.

1-й очагГермания, которая сложилась как единое государство только в 1871г. и опоздала к разделу колоний, сфер влияния и рынков сбыта товаров в мире. Поэтому она стремилась к европейской гегемонии, где ее главным конкурентом была Франция, к мировому господству, чему мешала Англия, и переделу колоний.

2-й очагБалканский полуостров, который образно называли «пороховой бочкой Европы». Здесь столкнулись интересы многих европейских государств. Пользуясь слабостью Османской империи, славянские народы Балканского полуострова начали против нее национально-освободительное движение, что привело к созданию государств Болгария, Сербия, Босния, Черногория и др. В этой борьбе их поддерживала Россия, которая стремилась получить влияние в этом регионе. Эту же цель преследовала и Австро-Венгрия.

3-й очагДальний Восток. Здесь очень бурно стала развиваться Япония, которая стремилась к расширению своих территорий и сфер влияния. Это привело ее к военным конфликтам с Китаем (Японо-китайская война 1894 – 1895 гг.) и Россией (Русско-японская война 1904 – 1905 гг.).

4-й очагАфрика, которая за последние 20 лет XIX столетия была практически полностью разделена на колонии между Англией, Францией, Португалией, Испанией, Бельгией, Италией, Германией. Причем «дележ» Африки сопровождался военными конфликтами.

Таким образом, в начале XXв. характерной чертой международной обстановки было обострение борьбы между странами за источники сырья, рынки сбыта товаров, колонии и доминирование на международной арене. Причем основные конкурентные державы объединились в два военно-политических блокаАнтанта (Англия, Франция, Россия) и Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия, которая с 1915г. перешла в Антанту).

2-я причина: попытка правительств воюющих государств отвлечь народы своих стран от социальных проблем и конфликтов и тем самым стабилизировать внутреннее положение.

«Выстрел в Сараево» – 28 июня 1914г. – убийство в г. Сараево наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца-Фердинанда и его жены. Австро-Венгрия предъявила Сербии ультиматум и 28 июля 1914г., заручившись обещанием Германии о поддержке, объявила Сербии войну. Россия, будучи союзницей Сербии, начала мобилизацию и привела в боевую готовность вооруженные силы. Ввиду отказа России прекратить мобилизацию Германия 1 августа 1914г. объявила ей войну. Дальше включился механизм союзнических договоренностей, и мировая война началась.

Цели воюющих государств

1) захватить новые колонии в Африке и Азии за счет Англии и Франции;

2) отторгнуть от России Украину, Прибалтику, Белоруссию, польские территории;

3) лишить Англию звания «владычица морей» (ликвидировать английское торговое и морское могущество);

4) установить свое господство в Европе и мире.

1) вернуть Эльзас и Лотарингию, Саарскую область, потерянные Францией после Франко-прусской войны 1870 – 1871 гг.;

2) ослабить Германию, своего главного соперника на континенте.

1) установить свое влияние на Балканах;

2) захватить часть Польши, принадлежащую России.

не допустить усиления влияния Австро-Венгрии на Балканах и получение западных районов полуострова.

1) воссоединить все польские земли, для чего захватить польские территории, находившиеся в составе Австро-Венгрии (Галиция) и Германии (Восточная Пруссия);

2) упрочить свое влияние на Балканах, где главным конкурентом была Австро-Венгрия;

3) обеспечить контроль Черноморских проливов Босфор и Дарданеллы;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *