Что такое общие компетенции в спо
Общие компетенции в составе ФГОС четвертого поколения
Общие компетенции в составе ФГОС четвертого поколения
Обновленные федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО), как и ФГОС третьего поколения, определяют требования к двум видам конечных образовательных результатов – общим и профессиональным компетенциям. Общие компетенции представляют собой «универсальные способы деятельности, общие для всех (большинства) профессий и специальностей, направленные на решение профессионально-трудовых задач и являющиеся условием интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда».
Модернизация ФГОС была обусловлена целым рядом факторов и нацелена на сближение требований рынка труда и системы образования к результатам реализации профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования (далее – ПОП СПО). ФГОС четвертого поколения отражают новый взгляд на образованность и квалификацию выпускника ПОП. Квалификация рассматривается в первую очередь как соответствие подготовки выпускника требованиям профессиональных стандартов; образованность – как функциональная готовность и потребность в постоянном обновлении знаний и умений, составляющих внутренние ресурсы работника, в соответствии с общей ситуацией и конкретной профессиональной задачей. ПОП, построенные на основе ФГОС четвертого поколения, должны характеризоваться большей адаптивностью, позволяющей включать в учебные планы вновь появляющиеся на рынке профессии и специальности, увеличением практикоориентированной составляющей, а также вариативной составляющей. Такие характеристики программы свидетельствуют о повышении роли общих компетенций, назначение которых как раз и состоит в обеспечении функциональной готовности человека к наращиванию и переструктурированию своих внутренних ресурсов в соответствии с новыми для него задачами.
Список общих компетенций в составе обновленных ФГОС содержит некоторые изменения в сравнении со списком в составе предыдущей версии стандартов (см. табл. 1). Не претерпели изменения общие компетенции в сфере работы с информацией. Общие компетенции в сфере коммуникации были разделены по ситуациям общения. Компетенции в сфере самоорганизации и самоуправления претерпели существенное сокращение – были изъяты требования к деятельности по планированию и реализации текущего контроля и оценке продукта \ результата деятельности. Анализ ситуации также не представляет собой отдельную общую компетенцию, а может быть отнесен к ОК 1 как предварительная операция при выборе способа решения задач.
Изменился состав общих компетенций, представляющих собой декларацию ценностей, разделяемых обучающимся и определяющих его поведение. Ценностное отношение к выбранной профессии (ОК 1) выведено из списка результатов. При этом введены ОК 05 и ОК 06, указывающие на разделяемые гражданско-патриотические и общечеловеческие ценности, ценности сохранения окружающей среды.
Значительно расширился список конечных результатов, представляющих собой общую содержательную рамку, в пределах которого должны быть заявлены конкретные для каждой профессии \ специальности профессиональные умения. Если ФГОС третьего поколения фиксировал такую рамку только в отношении применения информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности (ОК 5), то ФГОС следующего поколения выдвигает требования к работе с документацией в рамках профессии (ОК 10) и к умениям в сфере физической культуры, позволяющими работать над нейтрализацией негативного воздействия профессии на состояние организма (ОК 08). Наряду с профессиональными умениями, обеспечивающими адекватное поведение в чрезвычайных ситуациях на производстве, заданы рамочные требования к знаниям и умениям, составляющим функциональную грамотность в чрезвычайных ситуациях общего характера (ОК 07).
Наконец, в составе общих компетенций названа профессиональная компетенция, требующая уточнения объекта воздействия и контекста деятельности в области планирования предпринимательской деятельности (ОК 11).
Сопоставление требований к общим компетенциям в составе ФГОС
третьего и четвертого поколений
Общие компетенции в составе ФГОС
четвертого поколения
Общие компетенции в составе ФГОС
третьего поколения
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем (ППКРС).
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ППССЗ)
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы (ППКРС)
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность \ Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях (ППСЗ)
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач (ППКРС).
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ППССЗ)
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами \ потребителями
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке
ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения задания
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий \ Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
Планирование и оценка общих компетенций в процессе разработки
ПОП профессиональной образовательной организации
Планирование общих компетенций в составе ПОП должно осуществляться в соответствии с типом и видом образовательных результатов, к которым выдвинуты требования ФГОС СПО.
Формулировки ОК 01-05 описывают универсальные способы деятельности. По типу это компетентностные образовательные результаты. По виду – общие компетенции. Следовательно, их планирование должно осуществляться посредством описания требований к деятельности обучающихся. Для конкретизации требований общие компетенции следует разбить на аспекты, отражающие ту или иную сторону деятельности. В целях планирования прогресса обучающихся требования к их деятельности должны быть выстроены в иерархии, которая определяется возрастанием от нижних уровней иерархии к верхним следующих признаков деятельности обучающихся:
- субъектность, повышающаяся от ситуативно верного воспроизведения культурно признанной нормы, образца до конструирования деятельности в ситуации неопределенности; усложнение деятельности по составу за счет интеграции отдельных операций и ресурсов: от отдельных завершенных действий через сложносоставную деятельность к соорганизации ресурсов различных типов для успешной деятельности в конкретной ситуации, т. е. интеграции различных общих компетенций.
Для планирования промежуточных этапов формирования общих компетенций и конечных результатов в ПОП профессиональной образовательной организации рекомендуется использовать требования к деятельности обучающихся, представленные в
таблице 2. Следует учитывать, что в таблицу включены только требования к деятельности обучающихся, соответствие которым может быть подтверждено средствами суммирующего оценивания.
В ситуации внешней оценки конечных образовательных результатов ПОП СПО, а также в процессе регионального мониторинга будут использованы следующие ориентиры:
Требования уровня IV приведены в таблице 2 в качестве ориентира для обучающихся, планирующих продолжение образования, а также для планирования внеучебной работы с обучающимися, демонстрирующими особы успехи в освоении профессии.
Возвращаясь к общим компетенциям, оценивание которых технически невозможно в формате суммирующего оценивания, можно рекомендовать оценивание ОК 03 в части планирования собственного профессионального развития в формате формирующего оценивания на основе следующих требований к деятельности обучающегося:
— оценивает внутренние ресурсы (знания, умения, опыт, свойства психики и т. п.) в соответствии с поставленной задачей деятельности, называет недостающие ресурсы;
— описывает ситуации, в которых может быть востребован полученный опыт произвольной деятельности;
— называет предпочтительные направления профессионального развития, обосновывая свое предложения ссылками на внешнюю ситуацию (тенденции развития профессии и смежных профессий, ситуация на рынке труда) и внутренние мотивы.
Формулировки ОК 07 – ОК 10 задают рамку, внутри которой при планировании образовательных результатов ПОП должны быть сформулированы профессиональные умения и, в качестве промежуточных результатов для их формирования, соответствующие знания. Рекомендуется использовать формулировки этих профессиональных умений для определения требований к сформированности указанных результатов.
Так, при определении требований в рамках ОК 10 «Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке» необходимо перечислить конкретные виды документов, из которых обучающийся должен корректно и за требуемый промежуток времени извлекать информацию. Например, обучающийся:
— читает строительные чертежи;
— получает информацию об анамнезе в процессе анализа карточки пациента;
— сверяет полученные материальные ценности по накладной и т. п.
При определении требований в рамках ОК 09 «Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности» необходимо перечислить конкретные операции, которые обучающийся должен уметь выполнять с помощью конкретных программных продуктов и информационных сред. Например:
— моделирует заполнение литейных форм и формирование усадочных дефектов в пакете LVMFlow,
— составляет диаграмму Гантта в MS Project,
— приводит ответ на вопрос, связанный с законодательным и нормативным регулированием, пользуясь «Консультант плюс» и «Гарант»;
— анализирует данные о посещаемости и успеваемости с помощью электронного журнала в системе Netschool и т. п.
При определении требований в рамках ОК 08 «Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности» и ОК 07 «Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях» могут быть использованы как умения, составляющие функциональную грамотность российского гражданина на современном этапе, так и профессиональные умения.
Примером таких требований для ОК 8 в части функциональной грамотности могут стать:
— планирует физические нагрузки в заданных ситуациях,
— дает оценку допустимости физической нагрузки в заданной ситуации,
в части профессиональных умений:
— демонстрирует выполнение упражнение на выносливость (бег, плавание, ходьба или бег на лыжах, велосипед или велотренажер) в течение 1 часа в заданном темпе;
— демонстрирует освобождение от захватов и обхватов;
— демонстрирует применение дыхательных упражнений на мобилизацию, упражнений на расслабление различных групп мышц…
— демонстрирует здоровьесберегающие приемы поднятия и перемещения тяжестей и т. п.
Примером таких требований для ОК 7 в части функциональной грамотности могут стать:
— оценивает действия субъекта с точки зрения последствий для окружающей среды,
— оценивает действия и решения участников модельных ситуаций на основе правил поведения на воде, в лесу, в горах \ холмах, на болоте…
в части профессиональных умений:
— дает оценку корректности хранения реагентов по результатам самостоятельно проведенного наблюдения;
— демонстрирует действия оперативного дежурного при пожаре и т. п.
Ценности и установки
Ожидания общества от образовательных институтов не ограничиваются образовательными результатами. Образовательным результатом мы можем считать такое новообразование, в отношении которого имеется принципиальная возможность целенаправленного формирования в рамках образовательного процесса и оценивания средствами педагогической диагностики. Формулировка ОК 06 «Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей» указывает на ожидаемый эффект реализации ПОП СПО. Для обеспечения процессов планирования, формирования и формирующей оценки ОК 06 следует сформировать список непосредственных результатов образовательного процесса, которые являются необходимым средством, условием, получения требуемых ФГОС СПО эффектов. Образовательными результатами, необходимыми для достижения указанного в формулировке ОК 06 эффекта являются знания (информированность) и опыт практической деятельности. Первые задают контекст и ориентиры, второй обеспечивает становление субъектной позиции обучающегося.
В процессе разработки ПОП и планирования внеучебной работы профессиональная образовательная организация может опираться на следующие требования к промежуточным в отношении формулировки ОК 06 образовательным результатам:
Требования к результатам вида «знать \ уметь»:
— подтверждает \ опровергает тезисы, характеризующие российское государство и его население, ссылками на произвольно избранные исторические примеры (исторические факты и их интерпретации);
— дает толкование понятий «гражданин», «гражданство», патриотизм», «социальная ответственность», «социальный конфликт»;
— перечисляет органы государственной власти РФ, их функции и полномочия, функции и полномочия местного самоуправления, описывает порядок формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления; структуру исполнительной власти РФ и их полномочия органов исполнительной власти;
— перечисляет партии, представленные в органах законодательной власти РФ, и приводит их краткую характеристику;
— разъясняет содержание конституционных прав и свобод гражданина России, конституционных обязанностей гражданина России;
— перечисляет государственные праздники и памятные даты, объясняет, какие события и почему были положены в основу государственных праздников, описывает события, которым посвящены памятные даты;
— приводит толкование понятий, составляющих базовые национальные ценности1,;
— объясняет содержание ценностей, традиций, отраженных в культуре народов России, описывает их формирование, приводит примеры достижений русской культуры и культур титульных наций национальных республик;
— объясняет понятия закона и законности, приводит произвольные примеры;
— обосновывает ценность права как принципиального регулятивного механизма общества, иллюстрируя обоснование ситуациями из ближнего и дальнего социального окружения;
— иллюстрирует свое понимание конвенционального характера морали на основе ситуаций ближнего и дальнего социального окружения;
— приводит интерпретацию понятия «общечеловеческие ценности», прослеживает его эволюцию, приводит примеры положений, являющихся базовыми ценностями в различные периоды исторического развития человечества и \ или у разных народов,
— приводит и разъясняет произвольные примеры актуальных моральных норм;
— высказывает мнение относительно заданной ситуации, содержащей ту или иную нравственную коллизию, вставая на позиции не менее чем двух вовлеченных в нее субъектов;
— объясняет значение семьи в современном обществе, приводя произвольные примеры;
— объясняет ценность служения (в широком смысле) Отечеству, иллюстрирует объяснение ситуациями из ближнего и дальнего социального окружения.
Требования к результатам вида «получил и проанализировал опыт деятельности»:
получил и проанализировал опыт:
— обоснования социальной (в том числе этнической) самоидентификации;
— выявления и обсуждения «автостереотипов» различных социальных (в том числе этнических) групп;
— участия в праздниках / праздничных церемониях, посвященным государственным праздникам и памятным датам;
— наблюдения проявлений национальных традиций и ценностей в повседневной жизни;
— посещения культурных и исторических памятников;
— анализа программных документов различных партий и общественных объединений по заданным критериям;
— анализа причин возникновения заданного общественного / политического события;
— участия в дискуссиях, посвященных обсуждению базовых национальных ценностей;
— участия в социально-ориентированных акциях.
ОК 11 «Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере» предоставляет собой формулировку профессиональной компетенции с открытым для выбора в рамках конкретной ПОП объектом воздействия и контекстом деятельности. Другими словами, для приведения формулировки результата в соответствие с требованиями к формулировке профессиональной компетенции необходимо указать сферу, в которой обучающийся должен заниматься бизнес-планированием.
Внешнюю оценку ОК 11 рекомендуется осуществляет на основе оценивания продукта практической деятельности (бизнес-плана) посредством стандартизированного проектного задания.
1 Перечень см. в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Приложение. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям)
Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего профессионального образования по специальности 44.02.06
Профессиональное обучение (по отраслям)
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2014 г. N 1386)
С изменениями и дополнениями от:
25 марта 2015 г., 13 июля 2021 г.
ГАРАНТ:
См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах
I. Область применения
1.2. Право на реализацию программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям) имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Возможна сетевая форма реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки специалистов среднего звена.
Информация об изменениях:
1.3. Образовательная деятельность при освоении образовательной программы или отдельных ее компонентов организуется в форме практической подготовки.
Информация об изменениях:
1.4. Воспитание обучающихся при освоении ими образовательной программы осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых с учетом включенных в примерную основную образовательную программу примерной рабочей программы воспитания и примерного календарного плана воспитательной работы.
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
III. Характеристика подготовки по специальности
3.1. Получение СПО по ППССЗ допускается только в образовательной организации.
3.2. Сроки получения СПО по специальности 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям) углубленной подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация приводятся в Таблице 1.
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ
Наименование квалификации углубленной подготовки
Срок получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения*
среднее общее образование
Мастер производственного обучения (техник, технолог, конструктор-модельер, дизайнер и др.)
основное общее образование
* Независимо от применяемых образовательных технологий.
** Образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППССЗ, в том числе с учетом получаемой специальности СПО.
Сроки получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 25 марта 2015 г. N 272 в подпункт «а» внесены изменения
а) для обучающихся по очно-заочной и заочной формам обучения:
IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: профессиональное обучение, руководство учебной и производственной практикой, воспитание обучающихся в процессе профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по профессиям рабочих и должностям служащих в организациях, реализующих образовательные программы профессионального обучения и среднего профессионального образования (по отраслям).
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс профессионального обучения, руководства учебной и производственной практикой (по отраслям);
задачи, методы, средства и процесс воспитания обучающихся при подготовке, переподготовке и повышении квалификации по профессиям рабочих, должностям служащих (по отраслям);
задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (учреждениями, организациями), родителями (лицами, их заменяющими) по вопросам профессионального обучения, организации учебной и производственной практики, воспитания обучающихся;
документационное обеспечение образовательного процесса.
4.3. Мастер производственного обучения (техник, технолог, конструктор-модельер, дизайнер и др.) готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Организация учебно-производственного процесса.
4.3.2. Педагогическое сопровождение группы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности.
4.3.3. Методическое обеспечение учебно-производственного процесса и педагогического сопровождения группы обучающихся профессиям рабочих, должностям служащих.
4.3.4. Участие в организации производственной деятельности.
4.3.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение ФГОС СПО).
V. Требования к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена
5.1. Мастер производственного обучения (техник, технолог, конструктор-модельер, дизайнер и др.) должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.
5.2. Мастер производственного обучения (техник, технолог, конструктор-модельер, дизайнер и др.) должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Организация учебно-производственного процесса.
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать занятия.
ПК 1.2. Обеспечивать материально-техническое оснащение занятий, включая проверку безопасности оборудования, подготовку необходимых объектов труда и рабочих мест обучающихся, создание условий складирования.
ПК 1.3. Проводить лабораторно-практические занятия в аудиториях, учебно-производственных мастерских и в организациях.
ПК 1.4. Организовывать все виды практики обучающихся в учебно-производственных мастерских и на производстве.
ПК 1.5. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.
ПК 1.6. Анализировать занятия и организацию практики обучающихся.
ПК 1.7. Вести документацию, обеспечивающую учебно-производственный процесс.
5.2.2. Педагогическое сопровождение группы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности.
ПК 2.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.
ПК 2.2. Определять цели и задачи, планировать деятельность по педагогическому сопровождению группы обучающихся.
ПК 2.3. Организовывать различные виды внеурочной деятельности и общения обучающихся.
ПК 2.4. Осуществлять педагогическую поддержку формирования и реализации обучающимися индивидуальных образовательных программ.
ПК 2.5. Обеспечивать взаимодействие членов педагогического коллектива, родителей (лиц, их заменяющих), представителей администрации при решении задач обучения и воспитания.
5.2.3. Методическое обеспечение учебно-производственного процесса и педагогического сопровождения группы обучающихся профессиям рабочих, должностям служащих.
ПК 3.1. Разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных.
ПК 3.2. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области среднего профессионального образования и профессионального обучения на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 3.3. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 3.4. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области среднего профессионального образования и профессионального обучения.
5.2.4. Участие в организации технологического процесса.
ПК 4.1. Участвовать в планировании деятельности первичного структурного подразделения.
ПК 4.2. Участвовать в разработке и внедрении технологических процессов.
ПК 4.3. Разрабатывать и оформлять техническую и технологическую документацию.
ПК 4.4. Обеспечивать соблюдение технологической и производственной дисциплины.
ПК 4.5. Обеспечивать соблюдение техники безопасности.
5.2.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
VI. Требования к структуре программы подготовки специалистов среднего звена
6.1. ППССЗ предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общего гуманитарного и социально-экономического;
математического и общего естественно-научного;
производственная практика (по профилю специальности);
производственная практика (преддипломная);
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППССЗ по учебным циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный учебные циклы состоят из дисциплин.
Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика (по профилю специальности).
6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла ППССЗ углубленной подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: «Основы философии», «История», «Психология общения», «Иностранный язык», «Физическая культура».
6.4. Образовательной организацией при определении структуры ППССЗ и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц. При этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Структура программы подготовки специалистов среднего звена углубленной подготовки
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)
В том числе часов обязательных учебных занятий
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
Коды формируемых компетенций
Обязательная часть учебных циклов ППССЗ
Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и общества;
основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания;
основы научной, философской и религиозной картин мира;
об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;
ОГСЭ.01. Основы философии
применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
взаимосвязь общения и деятельности;
цели, функции, виды и уровни общения;
роли и ролевые ожидания в общении;
виды социальных взаимодействий;
механизмы взаимопонимания в общении;
техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
этические принципы общения;
источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов;
ОГСЭ.02. Психология общения
ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;
основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI веков;
основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения;
общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;
переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;
самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;
лексический (1200-1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;
ОГСЭ.04. Иностранный язык
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни.
ОГСЭ.05. Физическая культура
Математический и общий естественно-научный учебный цикл
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен;
использовать математические методы при решении прикладных (профессиональных) задач;
анализировать результаты измерения величин с допустимой погрешностью, представлять их графически;
выполнять приближенные вычисления;
проводить элементарную статистическую обработку информации и результатов исследований;
понятие множества, отношения между множествами, операции над ними;
способы обоснования истинности высказываний;
понятие положительной скалярной величины, процесс ее измерения;
стандартные единицы величин и соотношения между ними;
правила приближенных вычислений;
методы математической статистики;
создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий для обеспечения образовательного процесса;
правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ в образовательном процессе;
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (текстовых, графических, числовых и тому подобных) с помощью современных программных средств;
возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития;
назначение и технологию эксплуатации аппаратного и программного обеспечения, применяемого в профессиональной деятельности;
ЕН.02. Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
Профессиональный учебный цикл
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
оценивать постановку педагогических цели и задач;
определять педагогические возможности различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания;
анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления;
находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;
ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования;
ориентироваться в современных системах организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации по профессиям рабочих, должностям служащих в Российской Федерации и зарубежных странах;
применять знания по общей и профессиональной педагогике при изучении профессиональных модулей;
взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития;
значение и логику целеполагания в обучении и педагогической деятельности;
принципы обучения и воспитания;
формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения;
психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;
особенности педагогического процесса в профессиональной образовательной организации;
особенности содержания и организации профессиональной подготовки;
педагогические условия предупреждения и коррекции социальной дезадаптации;
особенности работы с одаренными обучающимися, обучающимися с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением;
приемы привлечения обучающихся к целеполаганию, организации и анализу процесса и результатов обучения;
средства контроля и оценки качества образования, психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога;
основы педагогического сопровождения группы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности;
ОП.01. Общая и профессиональная педагогика
применять знания по общей и профессиональной психологии при решении профессиональных педагогических задач и изучении профессиональных модулей;
выявлять индивидуальные и типологические особенности обучающихся;
особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой;
основы психологии личности;
закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности;
возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании;
особенности профессионального становления рабочего (служащего);
психологические аспекты производственного (практического) обучения, личности и профессиональной деятельности мастера производственного обучения;
понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции социальной дезадаптации, девиантного поведения;
основы психологии творчества;
ОП.02. Общая и профессиональная психология
определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;
определять возрастные особенности строения организма человека;
применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в различные возрастные периоды;
проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний обучающихся;
обеспечивать соблюдение гигиенических требований в кабинете (мастерской) при организации производственного обучения;
учитывать особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени (учебный год, четверть, месяц, неделя, день, занятие) при проектировании и реализации образовательного процесса;
основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;
основные закономерности роста и развития организма человека;
строение и функции систем органов здорового человека;
физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
возрастные анатомо-физиологические особенности человека;
влияние процессов физиологического созревания и развития человека на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
основы профилактики инфекционных заболеваний;
гигиенические требования к учебно-производственному процессу, зданию и помещениям образовательной организации;
ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена
использовать нормативные правовые акты, регламентирующие профессиональную деятельность в области образования;
анализировать и оценивать результаты и последствия действий (бездействия) с правовой точки зрения;
основные положения Конституции Российской Федерации;
права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;
понятие и основы правового регулирования в области образования;
основные законодательные акты и нормативные документы, регулирующие правоотношения в области образования;
социально-правовой статус учителя;
порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения;
правила оплаты труда педагогических работников;
понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника;
виды административных правонарушений и административной ответственности;
нормативно-правовые основы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров;
ОП.04. Правовое обеспечение профессиональной деятельности
ОП.05. Отраслевые общепрофессиональные дисциплины, устанавливаемые для специальности*
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящие на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
ОП.06. Безопасность жизнедеятельности
Организация учебно-производственного процесса
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
анализа планов и организации учебно-производственного процесса и разработки предложений по его совершенствованию;
определения цели и задач, планирования и проведения лабораторно-практических занятий в аудиториях, учебно-производственных мастерских и в организации;
участия в организации практики обучающихся в учебно-производственных мастерских и на производстве;
проверки безопасности оборудования, подготовки необходимых объектов труда и рабочих мест обучающихся;
наблюдения, анализа и самоанализа лабораторно-практических занятий в аудиториях, учебно-производственных мастерских и в организациях, их обсуждения в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, мастерами, разработки предложений по совершенствованию и коррекции;
ведения документации, обеспечивающей учебно-производственный процесс;
находить и использовать методическую литературу и другие источники информации, необходимой для подготовки к лабораторно-практическим занятиям и организации практики обучающихся;
взаимодействовать с организациями по вопросам организации учебно-производственного процесса;
планировать учебно-производственный процесс, подбирать учебно-производственные задания, составлять перечень учебных работ;
организовывать и проводить лабораторно-практические занятия и все виды практики обучающихся;
использовать различные формы и методы организации учебно-производственного процесса;
нормировать и организовывать производственные и учебно-производственные работы;
обеспечивать связь теории с практикой;
обеспечивать соблюдение обучающимися техники безопасности;
эксплуатировать и конструировать несложные технические средства обучения;
составлять заявки на поставку, осуществлять приемку и проверку технологического оборудования и оснастки, подготавливать оборудование, оснастку (в том числе и заготовки) и материалы для учебно-производственного процесса;
устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися, их родителями (лицами, их замещающими), рабочими, служащими и руководством первичного структурного подразделения организации;
осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся, качество продукции, изготавливаемой обучающимися;
осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении занятий и организации практики обучающихся;
анализировать процесс и результаты профессионального обучения, отдельные занятия, организацию практики, корректировать и совершенствовать их;
оформлять документацию, обеспечивающую учебно-производственный процесс;
теоретические основы и методику профессионального обучения (по отраслям);
нормативно-правовые и методические основы взаимодействия с организациями по вопросам организации учебно-производственного процесса;
цели, задачи, функции, содержание, формы и методы профессионального обучения (по отраслям);
особенности планирования занятий по профессиональному обучению в зависимости от их целей и задач, места проведения, осваиваемых профессий рабочих, должности служащих;
структуру и содержание образовательных программ среднего профессионального образования и профессиональной подготовки, цели и особенности освоения профессий рабочих, должностей служащих при обучении по образовательным программам среднего профессионального образования;
методы, формы и средства профессионального обучения, методические основы и особенности организации учебно-производственного процесса с применением современных средств обучения;
основы конструирования и эксплуатации несложных технических средств обучения;
профессиональную терминологию, технологию производства, технику, производственное оборудование, правила их эксплуатации и требования к хранению;
перечень работ в рамках технологического процесса;
виды заготовок и схемы их базирования;
формы и правила составления заявок на поставку технологического оборудования и оснастки;
правила приемки и проверки оборудования и оснастки;
нормативные правовые и организационные основы охраны труда в организациях отрасли;
классификацию и номенклатуру опасных и вредных факторов производственной среды, методы и средства защиты от них;
требования к содержанию и организации контроля результатов профессионального обучения;
виды документации, обеспечивающей учебно-производственный процесс, требования к ее оформлению;
основы делового общения.
МДК.01.01. Методика профессионального обучения (по отраслям)
Педагогическое сопровождение группы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
педагогического наблюдения и диагностики, интерпретации полученных результатов;
анализа планов и организации педагогического сопровождения группы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности, разработки предложений по их коррекции;
определения цели и задач, планирования деятельности по педагогическому сопровождению группы обучающихся;
планирования, организации и проведения внеурочных мероприятий;
консультирования обучающихся по вопросам формирования индивидуальной образовательной программы, профессионального и личностного развития;
наблюдения, анализа и самоанализа внеурочных мероприятий, обсуждения отдельных мероприятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, мастерами, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;
выбирать методы педагогической диагностики личности (индивидуальности) обучающихся, развития группы;
составлять программу педагогического наблюдения, проводить его и анализировать результаты;
формулировать цели и задачи воспитания и профессионального обучения группы и отдельных обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, требований осваиваемой профессии;
планировать деятельность по педагогическому сопровождению группы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности;
совместно с обучающимися планировать внеурочные мероприятия, организовывать их подготовку и проведение;
использовать разнообразные методы, формы, средства обучения и воспитания при проведении внеурочных мероприятий;
осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении внеурочных мероприятий;
создавать условия для развития ученического самоуправления, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в группе;
помогать обучающимся предотвращать и разрешать конфликты в учебной группе;
осуществлять педагогическую поддержку формирования и реализации индивидуальных образовательных программ, профессионального и личностного развития обучающихся группы;
вести диалог с родителями (лицами, их замещающими), организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьей (родительские встречи, консультации, беседы);
использовать разнообразные методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации, организаций-работодателей, родителями (лицами, их заменяющими) по вопросам формирования индивидуальных образовательных программ, воспитания и профессионального обучения;
анализировать процесс и результаты педагогического сопровождения группы
теоретические основы и методику педагогического сопровождения группы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности;
методику педагогического наблюдения, основы интерпретации полученных результатов и формы их представления;
возрастные и индивидуальные особенности обучающихся в профессиональной образовательной организации;
особенности групп обучающихся в профессиональной образовательной организации;
особенности групп обучающихся юношеского возраста, условия развития ученического самоуправления, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в группе;
теоретические основы и методику планирования внеурочной деятельности, формы проведения внеурочных мероприятий;
понятие индивидуальной образовательной программы, основы ее проектирования и педагогической поддержки реализации;
основы делового общения;
особенности планирования, содержание, формы и методы работы с родителями обучающихся (лицами, их заменяющими);
МДК.02.01. Теоретические и методические основы педагогического сопровождения группы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности
Методическое обеспечение учебно-производственного процесса и педагогического сопровождения группы обучающихся профессиям рабочих, должностям служащих
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
анализа и разработки учебно-методических материалов (рабочих программ, учебно-тематических планов) на основе примерных;
изучения и анализа профессиональной литературы по проблемам профессионального обучения;
оформления портфолио педагогических достижений;
презентации педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений;
участия в исследовательской и проектной деятельности в области среднего профессионального образования и профессионального обучения;
определять педагогические проблемы методического характера и находить способы их решения;
анализировать примерные программы и учебно-тематические планы;
определять цели и задачи, планировать профессиональное обучение;
разрабатывать рабочие программы на основе примерных;
адаптировать имеющиеся методические разработки;
готовить и оформлять отчеты, рефераты, конспекты;
с помощью руководителя определять цели, задачи, планировать исследовательскую и проектную деятельность в области среднего профессионального образования и профессионального обучения;
использовать методы и методики педагогического исследования и проектирования, подобранные совместно с руководителем;
оформлять и представлять результаты исследовательской и проектной работы;
определять пути самосовершенствования педагогического мастерства;
теоретические основы организации методической работы мастера производственного обучения;
теоретические и нормативно-методические основы планирования учебно-производственного процесса и процесса педагогического сопровождения группы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности, требования к оформлению соответствующей документации;
особенности современных подходов и педагогических технологий профессионального обучения;
концептуальные основы и содержание федеральных образовательных стандартов и примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования;
источники, способы обобщения, представления и распространения педагогического опыта;
логику подготовки и требования к устному выступлению, отчету, реферированию, конспектированию;
основы организации опытно-экспериментальной работы в сфере среднего профессионального образования и профессиональной подготовки.
МДК.03.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы мастера производственного обучения
Участие в организации технологического процесса
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
участия в планировании деятельности первичного структурного подразделения;
участия в разработке и внедрении технологических процессов;
разработки и оформления технической и технологической документации;
контроля соблюдения технологической и производственной дисциплины;
контроля соблюдения техники безопасности;
осуществлять текущее планирование деятельности первичного структурного подразделения;
разрабатывать основную и вспомогательную технологическую и техническую документацию;
разрабатывать и проводить инструктажи по технике безопасности;
обеспечивать соблюдение технологической и производственной дисциплины;
обеспечивать соблюдение техники безопасности;
осуществлять приемку и оценку качества выполненных работ;
технологические процессы, технологическое оборудование, его устройство и обслуживание (по отраслям);
основы материаловедения (по отраслям);
требования техники безопасности (по отраслям);
основы разработки и внедрения технологических процессов (по отраслям);
требования к качеству продукции и параметры его оценки;
основы управления первичным структурным подразделением.
МДК.04.01. Организация технологического процесса (по отраслям)
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих
Вариативная часть учебных циклов ППССЗ (определяется образовательной организацией самостоятельно)
Всего часов обучения по учебным циклам ППССЗ
Производственная практика (по профилю специальности)
Производственная практика (преддипломная)
Государственная итоговая аттестация
Подготовка выпускной квалификационной работы
Защита выпускной квалификационной работы
* Перечень дисциплин и требования к знаниям и умениям устанавливаются с учетом требований ФГОС СПО к выпускникам, подготовленным к профессиональной деятельности в организациях (на предприятиях) соответствующей отрасли.
Срок получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения составляет 199 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам
Производственная практика (по профилю специальности)
Производственная практика (преддипломная)
Государственная итоговая аттестация
VII. Требования к условиям реализации программы подготовки специалистов среднего звена
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППССЗ в соответствии с ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППССЗ.
Перед началом разработки ППССЗ образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППССЗ образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППССЗ, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, и (или) вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
имеет право определять для освоения обучающимися в рамках профессионального модуля профессию рабочего, должность служащего (одну или несколько) согласно приложению к настоящему ФГОС СПО;
обязана ежегодно обновлять ППССЗ с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, культуры, науки, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе творческих коллективов, общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать, в целях реализации компетентностного подхода, использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППССЗ обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»*.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 25 марта 2015 г. N 272 раздел VII дополнен пунктом 7.5.1
7.5.1. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год в заочной форме обучения составляет 160 академических часов.
7.6. Общая продолжительность каникул в учебном году должна составлять 8-11 недель, в том числе не менее 2 недель в зимний период.
7.7. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной деятельности по дисциплине (дисциплинам) профессионального учебного цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального учебного цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение.
7.8. Дисциплина «Физическая культура» предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной работы (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.9. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать часть учебного времени дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (48 часов), отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.10. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППССЗ. В этом случае ППССЗ, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования и СПО с учетом получаемой специальности СПО.
Срок освоения ППССЗ в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели из расчета:
(при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю)
7.11. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.12. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы**.
7.13. Практика является обязательным разделом ППССЗ. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППССЗ предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.
Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.14. Реализация ППССЗ по специальности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.15. ППССЗ должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППССЗ.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и (или) электронным изданием по каждой дисциплине профессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и (или) электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждых 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 5 наименований российских журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с российскими образовательными организациями, иными организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.16. Прием на обучение по ППССЗ за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»*. Финансирование реализации ППССЗ должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.
7.17. Образовательная организация, реализующая ППССЗ, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений
гуманитарных и социально-экономических дисциплин;
педагогики и психологии;
методики профессионального обучения (по отраслям);
отраслевых общепрофессиональных дисциплин.
информатики и информационно-коммуникационных технологий;
организации технологического процесса (по отраслям).
полигоны для освоения рабочей профессии или специальности (по отраслям) по профилю подготовки;
студии технического творчества.
Информация об изменениях:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
Реализация ППССЗ должна обеспечивать:
выполнение обучающимися практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимися профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организацией или в организациях в зависимости от специфики вида деятельности.
При использовании электронных изданий образовательная организация должна обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
7.18. Реализация ППССЗ осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.
Реализация ППССЗ образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППССЗ образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.
VIII. Оценка качества освоения программы подготовки специалистов среднего звена
8.1. Оценка качества освоения ППССЗ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестации обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППССЗ (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.
Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам***.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.
* Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769, N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4257, ст. 4263.
** Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; N 30, ст. 3613; 2000, N 33, ст. 3348; N 46, ст. 4537; 2001, N 7, ст. 620, ст. 621; N 30, ст. 3061; 2002, N 7, ст. 631; N 21, ст. 1919; N 26, ст. 2521; N 30, ст. 3029, ст. 3030, ст. 3033; 2003, N 1, ст. 1; N 8, ст. 709; N 27, ст. 2700; N 46, ст. 4437; 2004, N 8, ст. 600; N 17, ст. 1587; N 18, ст. 1687; N 25, ст. 2484; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 49, ст. 4848; 2005, N 10, ст. 763; N 14, ст. 1212; N 27, ст. 2716; N 29, ст. 2907; N 30, ст. 3110, ст. 3111; N 40, ст. 3987; N 43, ст. 4349; N 49, ст. 5127; 2006, N 1, ст. 10, ст. 22; N 11, ст. 1148; N 19, ст. 2062; N 28, ст. 2974, N 29, ст. 3121, ст. 3122, ст. 3123; N 41, ст. 4206; N 44, ст. 4534; N 50, ст. 5281; 2007, N 2, ст. 362; N 16, ст. 1830; N 31, ст. 4011; N 45, ст. 5418; N 49, ст. 6070, ст. 6074; N 50, ст. 6241; 2008, N 30, ст. 3616; N 49, ст. 5746; N 52, ст. 6235; 2009, N 7, ст. 769; N 18, ст. 2149; N 23, ст. 2765; N 26, ст. 3124; N 48, ст. 5735, ст. 5736; N 51, ст. 6149; N 52, ст. 6404; 2010, N 11, ст. 1167, ст. 1176, ст. 1177; N 31, ст. 4192; N 49, ст. 6415; 2011, N 1, ст. 16; N 27, ст. 3878; N 30, ст. 4589; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7021, ст. 7053, ст. 7054; N 50, ст. 7366; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7613; 2013, N 9, ст. 870; N 19, ст. 2329; ст. 2331; N 23, ст. 2869; N 27, ст. 3462, ст. 3477; N 48, ст. 6165; 2014, N 11, ст. 1094; N 14, ст. 1556; N 23, ст. 2930; N 26, ст. 3365; N 30, ст. 4247).
*** Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4257 ст. 4263).