Что такое обучение и развитие
Сущность понятий развитие и обучение
Елена Стоцкая
Сущность понятий развитие и обучение
Изначально вопросом о содержании процесса обучения ставит А. Н. Леонтьев. Отталкиваясь от исследований Л. С. Выготского, установившего немаловажную значимость сотрудничества и общения, как важных условий общения. А. Н. Леонтьев признаёт, что несмотря на то что процесс обучения «совершается в процессе общения», тем не менее не сводится к общению. Он считает, что в ходе общения следует построить систему психологических операций, которые будут соответствовать обобщению, заключённому в содержании научного понятия. Данная концепция психологических операций в отличии от практической деятельности, выступает как новая деятельность речевого мышления. Этими словами можно выразить главную концепцию значения деятельности в формировании и развитии сознания в процессе обучения.
Развитие и формирование отдельных психологических процессов совершается не в порядке созревания, но в процессе развития определённой деятельности в связи с развитием её психологического строения, её цели и побуждающих её причин, и что в данных условиях жизни ребёнка происходит развитие его деятельности.
Всё содержание обученияможно разделить на 3 вида:
содержание развивающего обучения;
содержание телесной организации действий ребёнка;
содержание навыкового, тренировочного обучения.
Содержание навыкового, тренировочного обучения: обучение чтению, письму, счету. Все эти процедуры мало нуждаются в специальной организации рефлексии.
Итак, проведенный анализ показывает, что значительная часть содержания обучения требует от ребенка точного, дословного воспроизведения педагогических образцов. Дети обычно подготовлены к успешному подражанию действиям взрослых своим дошкольным развитием. Не случайно способность и желание детей действовать по образцу является одной из главных составляющих так называемой школьной готовности, которая обеспечивает прогресс детей в технике чтения, «непроизвольной» грамотности, почерковедении и многих других школьных достижениях, от которых зависит благополучие ребенка в современной школе. Обучение в форме учебной деятельности породило множество невыполняемых заданий, постановка которых неизбежно приводит к дискуссии, спору между учащимися и преподавателем. Как правило, это задачи, не имеющие решения или проблемы с недостающими данными, где лучшим ответом является вопрос от студента, просящего предоставить ему необходимую информацию.
Критерием учебного сотрудничества ученика с учителем является умелое обращение ученика к источнику знания, предполагающее появление у ребёнка определяющей рефлексии,которая помогает ученику:
а) выделить в задаче принципиально новые условия;
б) проделать анализ имеющихся у него средств и способов действия применительно к новым условиям;
в) зафиксировать несоответствие условий задачи и наличных способов действий;
г) указать на это противоречие взрослому.
Г. А. Цукерман выделяет необходимое условие возникновения воспита-тельной формы обращения к взрослому, при которой ученик учится у учителя, а не учитель учит ученика. Таким условием является учебное сотрудничество со сверстниками, центральной характеристикой которого является особая структура совместных действий детей, при которой действие одного участника сотрудничества ограничивает действие другого.
Работа с границей собственных действий предполагает учет и согласование позиций каждого в рамках общего действия, то есть работа с границей собственных действий создает потребность в определяющей рефлексии, является ее питательной средой. Более того, если практическим навыкам ребенка можно научить методом объяснения, показа и повторения, то рефлексии нельзя научить таким способом, можно только предоставить возможность ее усвоить. Учебное сотрудничество со сверстниками является одним из необходимых условий, возможности «выращивания» у детей рефлексивных способностей, являющихся показателями развития учащихся. Рефлексия обеспечивает,обуславливает появление основных новообразований школьного периода: произвольности и осознанности.
Дидактические игры по математике для младшего дошкольного возраста. Изучение временных понятий и определение местоположения 1. Дидактическая игра «Вчера, сегодня, завтра» Цель игры: упражнять детей в активном различении временных понятий «вчера», «сегодня», «завтра».
Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные» Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию занятие по обучению грамоте «Двойные согласные». Цель нашего занятия: учить интонационно.
Перспективное планирование в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие». (Обучение грамоте) Сентябрь 1. Звук и буква А Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить.
Стихи для детей 5–12 лет, посвящённые разъяснению детям понятий Родины, её символики и отношения Родины к ним В публикациях педагогов на МААМ встречаются публикации, посвящённые государственному флагу России, понятиям Родина и малая Родина, празднику.
Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Известно, что учебная деятельность – ведущая.
Сущность здоровьесберегающей педагогической системы ДОУ (из опыта работы) Сущность здоровьесберегающей педагогической системы ДОУ: понятие,критерии, технология, измерения. Начиная работу по данной теме, мною была.
Занятие для детей (2–3 года): Речевое развитие и Художественно-эстетическое развитие «Петушок и его семья» Цель: приобщать детей к устному народному творчеству с раннего возраста Задачи: Закреплять умение детей слушать знакомые фольклорные произведения.
ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
Полезное
Смотреть что такое «ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ» в других словарях:
ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ — – совместная учебная деятельность педагога и учащихся, направленная на усвоение учащимися знаний, на активизацию учебно познавательной деятельности учащихся, овладение ими способами и приемами добывания знаний. Р. – процесс возникновения на… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АНОМАЛЬНОГО РЕБЕНКА — целенаправленный коррекционно педагогический процесс, организуемый и осуществляемый в специальных детских учреждениях (детских садах, школах интернатах и др.) с целью оказания помощи детям в овладении знаниями, умениями и навыками и подготовки их … Психомоторика: cловарь-справочник
развитие психики — закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Р. п. характеризуется относительной обратимостью изменений, направленностью (т. е. способностью к накапливанию… … Большая психологическая энциклопедия
обучение — процесс целенаправленной передачи общественно исторического опыта, организация формирования знаний, умений, навыков. Проблема О. рассматривается не только в педагогической психологии (наряду с вопросами психологии воспитания), но и в общей,… … Большая психологическая энциклопедия
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ — обучение чтению и письму Выбор способа. О.г. определяется соотношением между устной и письменной речью, между звуками и буквами Способ О.г. опирается на знания о простейших элементах речи звуках и их обозначении буквами. Обучающийся грамоте… … Российская педагогическая энциклопедия
Развитие психики ребёнка — Развитие психики ребенка процесс созревания и усложнения психич. функций и личности. Содержание 1 Факторы, которые влияют на развитие психики ребёнка … Википедия
обучение проблемное — система методов и средств обучения, основой коего выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания ситуации проблемной и управления поиском решения проблемы. Организованный преподавателем способ активного взаимодействия… … Большая психологическая энциклопедия
ОБУЧЕНИЕ — основной путь получения образования, процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагогов, мастеров, наставников и т. д. В ходе обучения усваивается социальный опыт, формируется эмоционально ценностное отношение к… … Большой Энциклопедический словарь
Развитие персонала на производстве — целенаправленное и систематическое обучение работников, ориентированное на достижение целей организации путем расширения, углубления имеющейся профессиональной компетенции, обучения новым профессиям, а также повышения мотивации и организационных… … Официальная терминология
ОБУЧЕНИЕ В ОБЛАСТИ ПСИХОТЕРАПИИ — С развитием организационных основ психотерапевтической помощи все большую актуальность приобретает разработка основных принципов и методов подготовки и повышения квалификации в области психотерапии. Важнейшей задачей является создание и… … Психотерапевтическая энциклопедия
ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
Р. – процесс возникновения на каждой степени новых качеств, «новообразований», подготовленных всем предыдущим ходом Р., но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях, а также достижение личностью более высокого уровня. Психическое Р. включает необратимые, закономерные, направленные, качественные (прогрессивные и регрессивные) изменения психологических функций и систем.
В психологии существует несколько подходов к соотношению О. и Р.:
— О. пассивно следует за Р. и приспосабливается к его уровням; Р. определяется стадиями биологического созревания; отрыв Р. от О.;
— О. отождествляетсяс Р., когда отрицается качественное своеобразие возрастных периодов и различная сенситивность к обучающим воздействиям на разных этапах Р.; предполагается, что человек становится тем, чему его обучали;
— О. ведет за собой Р., преломляясь через его внутренние условия; О. актуализирует наличный уровень Р.; зона ближайшего Р. – способ Р., который вначале возможен только в сотрудничестве с другим человеком, а затем становится внутреннем достоянием самого человека. При этом О. может обеспечивать функциональное Р. (усвоение его отдельных знаний, способов действий, умений а также парциальное изменение психических свойств и функций) или приводить к возрастному, стадиальному Р. (переход к новому плану отражения действительности, изменение детерминаций личности, образование нового психофизиологического уровня, радикальное преобразование психики;
— Р. имеет свою внутреннюю логику движения и самодвижения, роль которого возрастает по мере взросления человека и обретения им зрелости.
Акмеология выявляет оптимальные условия профессионального О. как планомерной организации деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на овладение ими профессиональными знаниями и умениями, а также изучает закономерности профессионального Р. человека, состоящие в актуализации всех возможностей уже сложившегося уровня способностей и знаний, в мобилизации внутренних потенций и зоны ближайшего профессионального и социального Р., в специализации возникших социальных и профессиональных способностей, в изучении неравномерного и асинхронного Р. психических функций как источников профессионального Р., в усилении источников социального и профессионального саморазвития человека.
Полезное
Смотреть что такое «ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ» в других словарях:
ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ — (англ. education and development) широко разрабатываемая в психологии проблема, выясняющая взаимоотношение этих двух различных процессов (см. Педагогическая психология, Развитие психики … Большая психологическая энциклопедия
ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АНОМАЛЬНОГО РЕБЕНКА — целенаправленный коррекционно педагогический процесс, организуемый и осуществляемый в специальных детских учреждениях (детских садах, школах интернатах и др.) с целью оказания помощи детям в овладении знаниями, умениями и навыками и подготовки их … Психомоторика: cловарь-справочник
развитие психики — закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Р. п. характеризуется относительной обратимостью изменений, направленностью (т. е. способностью к накапливанию… … Большая психологическая энциклопедия
обучение — процесс целенаправленной передачи общественно исторического опыта, организация формирования знаний, умений, навыков. Проблема О. рассматривается не только в педагогической психологии (наряду с вопросами психологии воспитания), но и в общей,… … Большая психологическая энциклопедия
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ — обучение чтению и письму Выбор способа. О.г. определяется соотношением между устной и письменной речью, между звуками и буквами Способ О.г. опирается на знания о простейших элементах речи звуках и их обозначении буквами. Обучающийся грамоте… … Российская педагогическая энциклопедия
Развитие психики ребёнка — Развитие психики ребенка процесс созревания и усложнения психич. функций и личности. Содержание 1 Факторы, которые влияют на развитие психики ребёнка … Википедия
обучение проблемное — система методов и средств обучения, основой коего выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания ситуации проблемной и управления поиском решения проблемы. Организованный преподавателем способ активного взаимодействия… … Большая психологическая энциклопедия
ОБУЧЕНИЕ — основной путь получения образования, процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагогов, мастеров, наставников и т. д. В ходе обучения усваивается социальный опыт, формируется эмоционально ценностное отношение к… … Большой Энциклопедический словарь
Развитие персонала на производстве — целенаправленное и систематическое обучение работников, ориентированное на достижение целей организации путем расширения, углубления имеющейся профессиональной компетенции, обучения новым профессиям, а также повышения мотивации и организационных… … Официальная терминология
ОБУЧЕНИЕ В ОБЛАСТИ ПСИХОТЕРАПИИ — С развитием организационных основ психотерапевтической помощи все большую актуальность приобретает разработка основных принципов и методов подготовки и повышения квалификации в области психотерапии. Важнейшей задачей является создание и… … Психотерапевтическая энциклопедия
ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСЕМЕ
А) Обучение и развитие.
Б) Развивающее обучение по системе Л.В.Занкова.
В) Развивающее обучение по системе В.В.Давыдова.
В становлении человека решающую роль играет процесс усвоения социального опыта. Обучение – один из видов такого усвоения. Любой вид усвоения направлен на изменение человека, на повышение его возможностей, т.е. на его развитие. Развитие характеризуется, прежде всего, новообразованиями, т.е. качественными изменениями в психической жизни человека. «Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период» (Л.С.Выготский, 1926).
Связь обучения и развития ребенка, человека является одной из центральных проблем педагогической психологии. При ее рассмотрении важно отметить, что:
а) само развитие есть сложное поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в самом человеке ( Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев);
б) развитие, особенно личностное, не прекращается до момента прекращения самой жизни, меняясь только по направлению, интенсивности, характеру и качеству.
Общими характеристиками развития являются: необратимость, прогресс (регресс), неравномерность, сохранение предыдущего в новом, единство изменения и сохранения.
Существенным является вопрос о характере соотношения обучения и развития. Существуют разные точки зрения на решение этого вопроса:
— обучение и есть развитие (У.Джеймс, Э.Торндайк, Дж. Уотсон, К.Коффка), хотя природа научения понимается всеми по-разному;
— обучение- это только внешние условия созревания, развития, т.е., «обучение идет в хвосте развития» (В.Штерн);
— развитие не зависит от обучения: «мышление ребенка с необходимостью проходит все фазы и стадии развития, независимо от того, обучается ребенок или нет» (Ж.Пиаже);
— «обучение идет впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования» (Л.С.Выготский, Дж.Брунер), обучение, опережая развитие, стимулирует его и в то же время опирается на актуальное развитие, обучение должно ориентироваться на завтрашний день детского развития. Последующие исследования позволяют внести в это положение два уточнения:
1. Учение имеет решающее значение для психического развития тогда и только тогда, когда оно является ведущей деятельностью.
2. Ведущая роль учения в психическом развитии человека не имеет четко очерченных возрастных границ. Как правило, оно выполняет свою ведущую роль в пределах младшего школьного возраста. Однако во многих случаях эта роль сохраняется вплоть до студенческого возраста. Вместе с тем иногда и у младших школьников учение не является ведущей деятельностью.
Движущей силой психического развития человека является противоречиемежду достигнутым уровнем развития его знаний, навыков, способностей, системой мотивов и типами его связи с окружающей средой.
Развитие может протекать медленно, плавно или бурно, стремительно. Резкие сдвиги, обострение противоречий могут принимать «форму острого кризиса». В психологии известно шесть кризисных периодов: кризис новорожденности, кризис одного года – от младенчества к раннему детству, кризис трех лет – переход от раннего детства к дошкольному, кризис семи лет – соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом. Кризис тринадцати лет совпадает с переломом развития при переходе от школьного к пубертатному возрасту. Кризис 17 лет –переход к юности.
Для педагогической психологии в целом и для определения психологического портрета обучающегося на каждой ступени образовательной системы важно «…то, что в критический период вызывает появление соответствующего новообразования, и представляет собой генеральную линию последующего развития в стабильном периоде» (Д.Б.Эльконин). За этими изменениями педагогическая система может «не поспевать» (Л.С. Выготский), в результате чего возникает эффект трудновоспитуемости, неуспеваемости, одна из причин которого кроется в самой динамике возрастного становления.
— познавательной сферы (становление интеллекта, развитие механизмов познания);
— психологической структуры и содержания деятельности (становление целей, мотивов, освоение способов и средств деятельности );
— личности (направленности, ценностных ориентаций, самосознания, самооценки, взаимодействия с социальной средой и т.д.).
Концепцию развивающего обучения стали развивать Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, которая отражает:
1) активное приобщение ребенка к миру общечеловеческой культуры;
2) вхождении ребенка в мир природы, мир значимых других;
Система развивающего обучения Давыдова основывается на положениях Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, А.Н.Леонтьева.
Б) Развивающее обучение по системе Л.В,Занкова – это критически осмысленный и творчески переработанный опыт современных Занкову Л.В. психологических и педагогических достижений. С точки зрения В.В.Занкова традиционная система обучения отличается неоправданно легким материалом, медленным темпом его изучения, однообразным повторением. Теоретические знания носят поверхностный характер. Учебный материал подчинен привитию навыков. Все эти недостатки ВВ.Занков пытается преодолеть в разработанной им самим экспериментальной программе.
В основу развивающего обучения В.В.Занкова положены принципы:
1. обучение на высоком уровне сложности (соблюдение меры трудности, преодоление препятствий, осмысление взаимосвязей и систематизации изучаемых явлений);
2. принцип ведущей роли теоретических знаний (отработка понятий, отношений, связей внутри учебного материала и между предметами также важна как и отработка навыков).
3. принцип осознания школьниками собственного учения (развитие личностной рефлексии, саморегуляции).
4. принцип работы над развитием всех учащихся (учет индивидуальных особенностей, но обучение должно развивать всех).
Отличительные черты системы развивающего обучения В.В.Занкова:
1. направленность на высокое общее развитие школьников;
2. высокий уровень трудности, на котором ведется обучение;
3. быстрый темп прохождения учебного материала;
4. резкое повышение теоретических знаний;
5. развивается мышление, эмоциональная сфера учащихся;
6. учит понимать общий смысл, основное содержание прочитанного.
В начале обучения должно быть целостное понимание текста, целостное восприятие, что является отправной точкой для углубленного дифференцирования предметов.
В) Система развивающего обучения Давыдова-Эльконина
Ученые исходят из того, что у школьников имеются резервы (умственного) развития, которые реализуются если обучать их по новым программам, ведущим звеном которых являются знания теоретического и обобщающего характера. Знаниями общего типа учащиеся овладевают раньше сведений частного характера.
1) при обучении математике буквенная символика вводится еще в дочисловом периоде обучения;
2) на уроках труда они осваивают способы планирования и контроля своей трудовой деятельности, применяя при этом учебно-инструкционные карты, чертежи, развертки изделий. Основное направление этой системы обучения – восхождение от абстрактного к конкретному. Иначе интерпретируются дидактические принципы:
1. принцип преемственности – в принцип качественного различия стадий обучения. Каждая стадия соотносится с разным этапом психического развития школьника.
2. принцип доступности – в принцип развивающего обучения, когда можно управлять темпами и содержанием развития посредством организации учебного воздействия.
3. принцип сознательности – в принцип деятельности.
4. принцип наглядности – в принцип предметности.
Лекция 21 КОНЦЕПЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ(продолжение)
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
План
В становлении человека решающую роль играет процесс усвоения социального опыта. Обучение – один из видов такого усвоения. Любой вид усвоения направлен на изменение человека, на повышение его возможностей, т.е. на его развитие. Развитие характеризуется, прежде всего, новообразованиями, т.е. качественными изменениями в психической жизни человека. «Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период» (Л.С.Выготский, 1926).
Связь обучения и развития ребенка, человека является одной из центральных проблем педагогической психологии. При ее рассмотрении важно отметить, что:
а) само развитие есть сложное поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в самом человеке ( Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев);
б) развитие, особенно личностное, не прекращается до момента прекращения самой жизни, меняясь только по направлению, интенсивности, характеру и качеству.
Общими характеристиками развития являются: необратимость, прогресс (регресс), неравномерность, сохранение предыдущего в новом, единство изменения и сохранения.
Существенным является вопрос о характере соотношения обучения и развития. Существуют разные точки зрения на решение этого вопроса:
— обучение и есть развитие (У.Джеймс, Э.Торндайк, Дж. Уотсон, К.Коффка), хотя природа научения понимается всеми по-разному;
— обучение- это только внешние условия созревания, развития, т.е., «обучение идет в хвосте развития» (В.Штерн);
— развитие не зависит от обучения: «мышление ребенка с необходимостью проходит все фазы и стадии развития, независимо от того, обучается ребенок или нет» (Ж.Пиаже);
— «обучение идет впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования» (Л.С.Выготский, Дж.Брунер), обучение, опережая развитие, стимулирует его и в то же время опирается на актуальное развитие, обучение должно ориентироваться на завтрашний день детского развития. Последующие исследования позволяют внести в это положение два уточнения:
1. Учение имеет решающее значение для психического развития тогда и только тогда, когда оно является ведущей деятельностью.
2. Ведущая роль учения в психическом развитии человека не имеет четко очерченных возрастных границ. Как правило, оно выполняет свою ведущую роль в пределах младшего школьного возраста. Однако во многих случаях эта роль сохраняется вплоть до студенческого возраста. Вместе с тем иногда и у младших школьников учение не является ведущей деятельностью.
Движущей силой психического развития человека является противоречиемежду достигнутым уровнем развития его знаний, навыков, способностей, системой мотивов и типами его связи с окружающей средой.
Развитие может протекать медленно, плавно или бурно, стремительно. Резкие сдвиги, обострение противоречий могут принимать «форму острого кризиса». В психологии известно шесть кризисных периодов: кризис новорожденности, кризис одного года – от младенчества к раннему детству, кризис трех лет – переход от раннего детства к дошкольному, кризис семи лет – соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом. Кризис тринадцати лет совпадает с переломом развития при переходе от школьного к пубертатному возрасту). Кризис 17 лет –переход к юности.
Для педагогической психологии в целом и для определения психологического портрета обучающегося на каждой ступени образовательной системы важно «…то, что в критический период вызывает появление соответствующего новообразования, и представляет собой генеральную линию последующего развития в стабильном периоде» (Д.Б.Эльконин). За этими изменениями педагогическая система может «не поспевать» (Л.С. Выготский), в результате чего возникает эффект трудновоспитуемости, неуспеваемости, одна из причин которого кроется в самой динамике возрастного становления.
— познавательной сферы (становление интеллекта, развитие механизмов познания);
— психологической структуры и содержания деятельности (становление целей, мотивов, освоение способов и средств деятельности );
— личности (направленности, ценностных ориентаций, самосознания, самооценки, взаимодействия с социальной средой и т.д.).
Учебная деятельность – основная форма включения в общественное бытие людей в возрасте от 6-7 до 22-23 лет, характеризуется спецификой предметного содержания и внешней структуры, в которой особое место занимает учебная задача и учебные действия по ее решению.