Что такое очерстветь сердцем
Четыре признака чёрствости сердца
За грехи, совершённые в этом мире, человек будет подвергнут наказанию в Ахирате. Помимо этого, совершение злодеяний отдаляет человека от Всевышнего и подстрекает совершать всё больше и больше грехов.
Совершение грехов и ослушание Господу имеют множество негативных последствий, но самым опасным для верующего является очерствение сердца. Сердце искреннего верующего всегда желает совершать благие деяния, ведь верующий постоянно очищает своё сердце посредством искреннего покаяния и частого поминания Аллаха.
Сердца же грешников не готовы принимать истину и не жаждут совершения поклонения и благих деяний. Описывая наказание сынов Исраиля, Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:
فَبِمَا نَقْضِهِم مِّيثَاقَهُمْ لَعَنَّاهُمْ وَجَعَلْنَا قُلُوبَهُمْ قَاسِيَةً يُحَرِّفُونَ الْكَلِمَ عَن مَّوَاضِعِهِ وَنَسُوا حَظًّا مِّمَّا ذُكِّرُوا بِهِ
(смысл): «И за то, что они (иудеи) нарушили свой договор, Мы отдалили их от нашей милости (прокляли) и сделали сердца их такими чёрствыми, что они не принимают истину. Они искажают слова (Торы), переставляя их местами, измышляя на Аллаха ложь, и сами они забыли часть того, о чём им напоминали (оставили выполнение того, что им было ниспослано в Торе)». («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Маида: 13)
У каждого человека вначале бывает чистое и прозрачное, как стекло, сердце. Как только он совершает первый грех, на этом «стекле», как ржавчина на металле, появляется первая точка. Таким образом, по мере грехопадения человека его сердце полностью покрывается ржавчиной, и такого человека очень трудно привести к истине.
Людей с чёрствыми сердцами не образумит даже божья кара
В священном Коране Всевышний Аллах нам рассказывает истории неверных народов, которые не пришли на истинный путь даже после суровых испытаний. Все эти бедствия и несчастья, которые ниспослал им Всевышний, они называли чарами пророков (мир им). Причиной этому была чёрствость их сердец.
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:
وَلَقَدْ أَرْسَلْنَا إِلَى أُمَمٍ مِّن قَبْلِكَ فَأَخَذْنَاهُم بِالْبَأْسَاءِ وَالضَّرَّاءِ لَعَلَّهُمْ يَتَضَرَّعُونَ فَلَوْلَا إِذْ جَاءَهُم بَأْسُنَا تَضَرَّعُوا وَلَكِن قَسَتْ قُلُوبُهُمْ وَزَيَّنَ لَهُمُ الشَّيْطَانُ مَا كَانُوا يَعْمَلُونَ
(смысл): «И вот уже Мы посылали пророков к народам, которые были до тебя, о Мухаммад, но те общины отвергли пророков, и охватывали Мы их крайней бедностью, бедами и болезнями, чтобы они смирились перед своим Господом. О если бы, когда приходила к ним Наша ярость (наказание), они смирились пред Аллахом. Но очерствели их сердца, и они перестали внимать наставлениям, и шайтан разукрасил им их грехи и упорство в заблуждении». («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Ан‘ам: 42-43)
Чёрствые сердца больше других заслуживают проклятия
Очерствение сердец сбивает человека с истинного пути и препятствует принятию истины. Очерствение сердец также призывает на человека проклятие Аллаха. Всевышний Аллах в Коране сказал:
أَفَمَن شَرَحَ اللَّهُ صَدْرَهُ لِلْإِسْلَامِ فَهُوَ عَلَى نُورٍ مِّن رَّبِّهِ فَوَيْلٌ لِّلْقَاسِيَةِ قُلُوبُهُم مِّن ذِكْرِ اللَّهِ أُولَئِكَ فِي ضَلَالٍ مُّبِينٍ
(смысл): «Разве ж тот, чью грудь Аллах расширил для Ислама, и кто обладает знанием о Нём и о Его религии, равен тому, кому Аллах ослепил сердце и не даровал веру? Горе же (сильное наказание) обещано тем, чьи сердца чёрствы к поминанию Аллаха (не проявляют смирение при упоминании Аллаха). Те, у кого очерствели сердца, пребывают в явном заблуждении». («Сафват ат-тафасир», сура Аз-Зумар: 22)
Всевышний проклял тех, чьи чёрствые сердца не принимают истину и не проявляют смирение при Его поминании. Следовательно, они не принимают наставления Творца и не соблюдают Его предписания, что является признаком явного заблуждения.
Признаки чёрствости сердца
Как мы отметили выше, сердце человека не черствеет одномоментно. Это происходит постепенно, по мере совершения грехов. Истинный верующий умеет вовремя определить, что его сердце начинает черстветь и покрываться ржавчиной беспечности, и принимает необходимые меры для предотвращения этого явления.
Учёные выделяют ряд признаков ожесточения сердца. Зная их, мы сможем вовремя принять необходимые меры по очищению и смягчению наших сердец.
1. Неохотное совершение поклонения и благодеяний
Человек с чёрствым сердцем, например, совершает намаз, как обычные телодвижения – без смиренности и присутствия сердца. Более того, ему тяжело молиться, как будто он несёт на спине тяжёлое бремя, от которого желает быстренько освободиться.
Всевышний Аллах, описывая лицемеров в Священном Коране, сказал:
وَإِذَا قَامُواْ إِلَى الصَّلاَةِ قَامُواْ كُسَالَى
(смысл): «Когда они встают на намаз, то встают неохотно, без надежды на награду и не боясь наказания». («Сафват ат-тафасир, сура Ан-Ниса: 142)
2. Отсутствие влияния коранических аятов и наставлений
Человек с чёрствым сердцем слушает аяты Священного Корана, в которых ему угрожают наказанием в Ахирате, но его сердце не проявляет смиренности, он будто не замечает чтения Корана, а наоборот, чувствует тяжесть от этого.
Всевышний, восхваляя истинных верующих, в Коране сказал:
إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ الَّذِينَ إِذَا ذُكِرَ اللَّهُ وَجِلَتْ قُلُوبُهُمْ وَإِذَا تُلِيَتْ عَلَيْهِمْ آيَاتُهُ زَادَتْهُمْ إِيمَانًا
(смысл): «Ведь истинными верующими являются только те, чьи сердца страшатся, когда им напоминают об Аллахе. А когда им читают Его аяты (Корана), они (аяты) усиливают их иман». («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Анфаль: 2)
Наставления и назидания, которые приводятся в Коране, впечатляют богобоязненных верующих. А те, у кого чёрствые сердца, беспечны к чтению Корана, пропускают мимо ушей наставления Всевышнего Аллаха и совершенно не помнят того, что сами только что прочли.
3. Беспечность по отношению к смерти и к катастрофам
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:
فَلَوْلَا إِذْ جَاءَهُم بَأْسُنَا تَضَرَّعُوا وَلَكِن قَسَتْ قُلُوبُهُمْ وَزَيَّنَ لَهُمُ الشَّيْطَانُ مَا كَانُوا يَعْمَلُونَ
(смысл): «О если бы, когда приходила к ним Наша ярость (наказание), они смирились пред Аллахом. Но очерствели их сердца, и они перестали внимать наставлениям, и шайтан разукрасил им их грехи и упорство в заблуждении». («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Ан‘ам: 43)
Смерть, которая ждёт каждого человека, является одним из самых действенных наставлений. Учитывая это, Посланник Аллаха ﷺ велел нам чаще посещать кладбище и обещал большое вознаграждение тем, кто принимает участие в похоронной процессии. Но людям, у которых чёрствые сердца, это не помогает.
4. Предпочтение этого мира Ахирату
Главной заботой человека с чёрствым сердцем становится мирское, а мирская выгода становится мерилом его любви и ненависти, а также отношения к людям. Его почитание к Всевышнему ослабевает, вера в Него уменьшается.
Нарушение запретов Аллаха не вызывает у него гнева. Он не волнуется, когда видит порицаемое. Он слышит о губительных деяниях, но не реагирует, как будто ничего не происходит. Не повелевает творить одобряемое, не выражает порицание греховному и не обращает внимания на грехи и злодеяния.
Будем благодарны за репост!
Муслим Абдулаев
Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
ОЧЕРСТВЕТЬ
Смотреть что такое «ОЧЕРСТВЕТЬ» в других словарях:
очерстветь — 1. зачерстветь 2. перен., о человеке, душе: окаменеть, загрубеть Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. очерстветь гл. сов. • зачерстветь • загрубеть … Словарь синонимов
ОЧЕРСТВЕТЬ — см. черстветь. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Очерстветь — сов. неперех. 1. Стать чёрствым; затвердеть, засохнуть (о хлебе, мучных изделиях). 2. перен. Стать равнодушным, неотзывчивым; лишиться душевной чуткости, душевной теплоты, сердечности. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
очерстветь — очерстветь, очерствею, очерствеем, очерствеешь, очерствеете, очерствеет, очерствеют, очерствея, очерствел, очерствела, очерствело, очерствели, очерствей, очерствейте, очерствевший, очерствевшая, очерствевшее, очерствевшие, очерствевшего,… … Формы слов
очерстветь — очерств еть, ею, еет … Русский орфографический словарь
очерстветь — (I), очерстве/ю, ве/ешь, ве/ют (стать чёрствым) … Орфографический словарь русского языка
очерстветь — ею, еешь; св. (нсв. черстветь). Лишиться чуткости, стать грубым, чёрствым. Душа очерствела. Сердце очерствело. О. душой, сердцем … Энциклопедический словарь
очерстветь — Равнодушие … Словарь синонимов русского языка
очерстветь — равнодушие … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
очерстветь — е/ю, е/ешь; св. (нсв. черстве/ть) Лишиться чуткости, стать грубым, чёрствым. Душа очерствела. Сердце очерствело. Очерстве/ть душой, сердцем … Словарь многих выражений
Отогревая заледеневшие сердца
Сердца могут становиться холодными и черствыми – об этом всегда говорили поэты, художники и музыканты. Мы сталкиваемся с онемением чувств на протяжении всей жизни, это часть человеческой сущности, которая обнаруживает присущую нам уязвимость, необходимую, чтобы чувствовать глубоко.
«Почему я не могу освободить твой мятущийся разум и растопить твое ледяное, ледяное сердце?» – сокрушался в одной из своих песен Хэнк Уильямс [1]. Именно небезразличие делает человека по-настоящему человечным – и его утрата поистине трагична.
Сегодня нейробиология наглядно показала нам, как происходит подавление эмоций в лимбической системе. Теория Фрейда о том, как нами движут бессознательные эмоции, наконец получила научное подтверждение.
Мозг любого человека обладает способностью переставать обращать внимание на то, что вызывает душевные страдания, вытеснять плохие воспоминания, притуплять боль, подавлять тревожащие чувства, а также выключать заботу и ответственность (1). «Мне всё равно», «меня это не волнует», «мне плевать» – девизы человека в эмоциональных защитах, и они эхом разносятся сегодня среди наших детей (да и многих взрослых).
Защита от уязвимых чувств – это проблема, которая не зависит ни от географии, ни от пола, ни от национальности, ни от социально-экономического статуса или уровня образования. Это типично человеческая проблема, так как у нас есть уникальная возможность размышлять о своих эмоциях и давать чувствам названия, в отличие от других млекопитающих.
Трёх-четырёхлетка, который внезапно, вместо того чтобы наброситься на кого-то с кулаками, начинает кричать: «Я сержусь! На помощь!», тем самым демонстрирует, как совершенствуется эта система в процессе развития. Мы должны овладеть «языком сердца», который приведет нас к цивилизованному обращению с эмоциями.
Когда исчезает чувство небезразличия
Чувства заботы – это роскошь в нашей безумной действительности. В современном мире, где все мы «постоянно на связи», где царствует эгоизм, где отсутствуют стыд и страх, а люди не способны плакать над тем, что должно вызывать слезы, человеческое сердце часто встречает больше равнодушия, чем оно способно вынести. И, как пишет Т.С. Элиот в своей поэме «Полые люди», уязвимые чувства часто исчезают – «не с громом, а со всхлипом».
Потребность заботиться заложена в нас от природы – причем не только о себе, но и о других. Жажда близости должна удерживать нас рядом друг с другом, но временами кажется, что мы, напротив, стремимся разорвать отношения. Уязвимые чувства, делающие нас живыми и человечными, исчезают ради нашего выживания.
Когда эмоции подавляются, исчезает не только страх, но и радость, удовольствие, наслаждение. Некоторые из моих клиентов равнодушно говорили на консультации: «Мне никто не нужен, я полностью самодостаточен».
Это создавало проблемы с привязанностью и не давало той любви, которую испытывали к ним другие люди, пробиться сквозь стену защит, выстроенных их мозгом. Они не могли почувствовать свои эмоции, несмотря на то что до некоторой степени осознавали, что вообще-то должны что-то чувствовать.
Как однажды сказал мне один подросток: «Я знаю, что должен быть счастлив, но я сейчас совсем ничего не чувствую». Когда эмоциональная система работает в режиме защиты, чувства небезразличия (или заботы) исчезают – а вместе с этим пропадает и их уравновешивающее воздействие на фрустрацию, огорчение, тревогу и нетерпение.
Как оживить очерствевшие сердца
Важно помнить, что если сердце черствеет, значит у мозга есть весомые причины на то, чтобы подавлять уязвимые чувства. Если человек способен чувствовать, значит, он может испытать боль, а задача мозга обеспечить выживание любой ценой. Чтобы снять эмоциональные защиты, нужно смягчить сердце.
Вопрос в том, как это сделать? Сердце нельзя «оживить» с помощью логики, манипуляции сознанием или управления поведением. Когда наши дети (или взрослые) выстраивают эмоциональные защиты и теряют свое небезразличие, единственная и главная надежда – на тепло и заботу.
Как говорит Гордон Ньюфелд, сердце может смягчиться лишь с развитием безопасной и заботливой привязанности с другими людьми. Только отношения обещают тепло, безопасность и зависимость. Только привязанность становится противоядием к слишком большому количеству разделения и душевных ран.
Человеческое сердце самопроизвольно восстановится, и к нему вернётся способность испытывать уязвимые чувства, когда эмоциональные защиты станут не нужны. Этого невозможно достичь с помощью таблеток, уговоров, понукания, наград или наказаний – только благодаря теплу другого человеческого существа.
Больше всего человек нуждается в защитнике для своего сердца. Одна десятилетняя девочка сказала своей маме: «Мама, не знаю почему, но когда я говорю с тобой, мне становится так хорошо!» Еще одной моей клиентке шестнадцатилетний сын сказал: «Мама, ты всегда знаешь, что лучше всего сказать, когда мне страшно». Это и есть работа родителя – хранить и защищать сердца детей. А отдохнуть, будем надеяться, мы сможем в заботе других взрослых.
Три ключа к смягчению эмоциональных защит:
1. Ведите за собой на территорию уязвимости
Если мы хотим смягчить эмоциональные защиты и повысить уязвимость, нам нужно привести человека на эту территорию. Но это невозможно без установления крепких отношений. Когда я обучала психологов-консультантов, они часто спрашивали меня про техники, которые помогли бы вызвать эмоциональный отклик у клиентов. Я говорила им, что они неправильно ставят вопрос. Самая важная часть их работы – это не постановка диагноза, не техники, а проявление собственной человечности.
За страдания отвечает не психология, а люди. Мы не можем рассчитывать на то, что человек откроет нам свое сердце, если мы не смогли занять место в его жизни. Когда у нас с ребенком установлены крепкие отношения, мы можем очень осторожно начинать вести его на территорию уязвимости.
С маленькими детьми это может быть чтение книг про героев с сильными чувствами, с детьми постарше – просмотр мультфильмов вроде «Головоломки» (Inside Out), с подростками – разговоры о песнях, которые они слушают, или о героях, которыми они восхищаются. Наша задача состоит в том, чтобы с помощью отношений встать на их сторону и пригласить их поделиться с нами частичкой своего мира.
Когда уместно, мы можем с большей уязвимостью повторить то, что услышали от них, например: «Всех нас спасёт грусть – кто мог подумать, что такое случится!» Медленно, но верно мы должны доносить мысль, что все чувства ребенка имеют право на существование и что отношения могут выдержать всё. Именно это постепенно позволит избавиться от защит.
Чтобы иметь возможность подвести ребёнка к его уязвимым чувствам, мы сами должны чувствовать заботу и неравнодушие, мы должны подавать пример открытости к уязвимым чувствам. Это не значит, что мы должны делиться с детьми всеми свои чувствами по поводу них. Скорее, мы должны размышлять об уязвимости как о силе и достоинстве. Это позволит со временем бережно касаться их эмоциональных ран, если это потребуется.
2. Защищайте с помощью безопасной привязанности
Когда у ребенка есть надежная привязанность к заботливому взрослому, его сердце оказывается под защитой этих отношений. Мы часто забываем, что, хоть мы и призваны защищать сердца наших детей, это не значит, что они отдали их нам на хранение. Когда ребенок чувствует себя с кем-то по-настоящему спокойно, он может прочувствовать и осмыслить все невзгоды и огорчения своей жизни вместе с этим человеком.
Мы не всегда сможем оградить ребёнка от ударов судьбы, зато в наших силах сделать так, чтобы ему не пришлось справляться с ними в одиночку. Наши любовь и забота способны смягчить боль отвержения, предательства и душевного страдания.
Прекрасное свойство привязанности в том, что наше сердце способно защитить сердце ребёнка от ран – это главное средство исцеления и защиты. Когда мои дети жалуются на проблемы в школе и резкие слова от одноклассников, я принимаю их слезы и напоминаю, что всегда жду их дома.
Они рассказывают об эмоциональных ранах, а я утешаю их, говоря, чтобы они не принимали эти огорчения близко к сердцу, чтобы вспоминали про меня, ведь я понимаю их лучше всех. Когда мы подавлены и растеряны, нам нужно мысленно обратиться к близкому человеку, и именно это поможет опереться на себя, обрести почву под ногами и вернуть себе себя. Именно забота связывает нас вместе и позволяет оберегать сердца друг друга.
3. Защищайте от эмоциональных ран и столкновения с разделением
Если мозг уже выстроил эмоциональные защиты, мы можем пытаться снизить потребность в них путем создания «зон, свободных от стыда». Обычно это пространство, свободное от ранящего общения со сверстниками и братьями/сёстрами. Это означает сведение к минимуму ситуаций, где нет приглашения к контакту и близости, например, при общении с недоброжелательными к ребёнку родственниками или в классе, где ребенок подвергается травле.
Если окружающий мир эмоционально перегружает ребёнка, то нам надо задуматься, как можно изменить обстановку, чтобы снизить потребность в защитах. Это может быть связано с принятием трудных решений, но пока сердце ребенка не оттает, у него будут проблемы с поведением и застревание в развитии. Когда «линия жизни» становится плоской, первостепенная задача – заставить сердце биться заново.
Нам нужно внимательно изучить мир ребенка и понять, где он сталкивается с наибольшим разделением. Это может быть разделяющая дисциплина, в том числе тайм-ауты и наказание последствиями. Переход к дисциплине, основанной на привязанности и не препятствующей развитию, поможет сократить душевные раны.
Лучший способ выйти из проблемной ситуации – постараться сохранить отношения в разгар бури. Например, сказать: «Так не получится. Мы поговорим об этом позже» или «Я не могу разрешить тебе так делать. Я вижу, что ты расстроен, и я помогу тебе справиться с этим».
Если ребёнок застрял в эмоциональных защитах, проблемы с поведением будут присутствовать до тех пор, пока не вернётся способность к уязвимым чувствам. И нам нужно будет придумать, как обходить эти проблемы, при этом защищая окружающих, а также сохраняя чувство собственного достоинства родителя и ребёнка.
Очевидно, что мы не можем по собственной воле устанавливать или снимать эмоциональные защиты. Но мы можем наладить привязанность с ребёнком, вступить в отношения с его чувствами и дать ему понять, что, несмотря ни на что, эти отношения самые надёжные в его жизни.
Любовь – это самое верное лекарство от душевных ран. Это решение старо как мир, но в нашей сумасшедшей действительности нужно говорить о нём снова и снова.
Ссылка:
Дебора Макнамара
Перевод Юлии Бычковой
Редактура Надежды Шестаковой
Источник:https://neufeldinstitute.org/softening-the-hardened-heart/
[1] Знаменитый американский исполнитель кантри-музыки (прим. ред.).
Что такое очерстветь сердцем
Мы говорили о неуравновешенных сердцах, чей порок вызван отсутствием гармоничного взаимодействия с разумом и волей. Теперь мы должны сказать несколько слов о черствых сердцах – сердцах, не чувствующих красоту, добродетель, любовь, величие, милосердие, чужую боль.
Есть одержимые сердца, подобные тем, которые мы встречаем в героях романа «Бесы» Ф. М. Достоевского. Это адские сердца, всегда готовые плюнуть с цинизмом на всякие ценности. Драматические и беспрецедентные события последних веков подтверждают существование таких сердец.
«Слушайте, мы сделаем смуту, – бормотал Петр Верховенский быстро и почти как в бреду (…). Мы сделаем такую смуту, что всё поедет с основ (…). Каждый член общества смотрит один за другим и обязан доносом. Каждый принадлежит всем, а все каждому. Все рабы и в рабстве равны (…). Мы всякого гения потушим в младенчестве (…). У рабов должны быть правители. Полное послушание, полная безличность, но раз в тридцать лет (…) все вдруг начинают поедать друг друга, до известной черты, единственно чтобы не было скучно (…). Везде тщеславие размеров непомерных, аппетит зверский, неслыханный (…). Одно или два поколения разврата теперь необходимо; разврата неслыханного, подленького (…). Раскачка такая пойдет, какой еще мир не видал (…). А тут сила, да еще какая, неслыханная! Нам ведь только на раз рычаг, чтобы землю поднять. Всё подымется. И взволнуется море, и рухнет балаган, и тогда подумаем, как бы поставить строение каменное. В первый раз! Строить мы будем, мы, одни мы!» [1]
Такие сердца, которые больше не принадлежат себе и блуждают по миру, чтобы демонизировать землю и ее обитателей, может излечить только обряд экзорцизма.
Фредерик Моро – романтически настроенный юноша, который под воздействием буржуазной среды Второй империи становится пустым и циничным. «Воспитание чувств» – книга о падении человека…
Григорий Печорин – пресыщенный аристократ, неспособный что-либо почувствовать (глаза его «не смеялись, когда он смеялся») – и разрушающий жизнь всех, кто его окружает. Но Григорий Печорин глубже и искреннее Фредерика Моро: «Зачем я жил? для какой цели я родился. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных». Порочные наклонности человеческой природы, если им не противодействовать, помрачают разум и колеблют волю, а главное – они портят сердце. Человек, помешанный на власти, деньгах или чувственных наслаждениях, зациклен на самом себе. Для него жизнь – не задание, а совокупность ощущений. Других он уже не видит, не видит их достоинства, боли, потребностей.
Евгений Онегин – равнодушный молодой дворянин («рано чувства в нем остыли»), ради забавы флиртовавший с невестой своего друга, а затем по глупости убивший его на дуэли…
Изабель Фондодеж – убежденная католичка из буржуазной семьи, но несправедливая и лицемерная. Она часто и охотно исповедует свои мелкие грехи, не замечая того, что все ее существо грешно, что вся ее жизнь – сплошное нарушение всех евангельских заповедей. Изабель грешна «по сути». Грешно ее сердце. Она видит свои грешки, но не видит большого, тяжкого и смертного греха, который снедает ее изнутри и превращает в чудовище. Она не видит, что каждый ее поступок извращен нечистым намерением – желанием утверждать моральное превосходство человека, внешне исполняющего все обряды. Изабель исполняет свои христианские обязанности, но не живет христианской жизнью. «Никогда я не встречал человека столь искренне несправедливого и порочного, как ты», – говорит Луи, ее муж.
Моро, Печорин, Онегин, Фондодеж… каждый из них стал тем, кто он есть – по собственной воле. Никто не рождается с черствым сердцем. Сердце становится черствым.
Черствость – результат наших эгоистичных решений, которые, накапливаясь, делают нас невосприимчивыми к трансцендентному и изолируют нас от людей.
Решения, которые мы принимаем, во многом зависят от ценностей, которые приходят в нашу жизнь через родителей, учителей, людей нас окружающих. Но, в конечном счете, это наши решения: мы их принимаем, сознательно или неосознанно.
Черствые сердца – не потерянные сердца.
Развращенный Григорий Печорин мог бы обратить свое сердце, встретив на своем пути целомудренную княжну Мери.
Эгоцентричный Евгений Онегин мог бы существенно измениться, сблизившись с великодушной Татьяной, которая страстно любит его.
Лицемерная Изабель Фондодеж могла бы разорвать оковы своей слепоты, если бы она не умерла раньше мужа и успела прочитать его весьма искреннюю исповедь, к ней обращенную.
Посредственный Фредерик Моро…
Чтобы исцелить пересохшее сердце, надо прикасаться к нему всей силой нашего терпения и нашей любви. Еще надо стараться подтолкнуть его к искренности с самим собой.
[1] Ф. М. Достоевский, Бесы (II часть, VIII глава).